Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Взаимодействие с двойной личностью

Поиск

 

Всякий раз друзья и родственники адептов признавались в

том, что часто видят перед собой совсем другого человека и совер­

шенно не узнают в нем знакомых черт характера. Такое незатей­

ливое описание раздвоенной личности может показаться излиш­

не упрощенным, однако именно так в общих чертах проявляются

результаты применения контроля сознания в деструктивных

культах. Становится жутко, когда посреди разговора с культистом

чувствуешь, как другая личность перехватывает инициативу и

берет управление на себя. Распознавание этой перемены и аде­

кватные ответные действия — один из верных путей к раскры­

тию подлинного «я» близкого человека и к освобождению его от

культовой зависимости. В этой главе мы будем готовиться взаи­

модействовать с близким человеком с учетом его возможных

реакций на эти попытки.

В приведенной ниже беседе Артур, друг адепта по имени Джон,

описывает некоторые из его характерных черт, типичных для

культовой личности как таковой.

СХ: Вы уже смотрели материалы на моем сайте. Вы видели

Джона до этого?

Артур: Мы говорили по телефону. СХ: Как проходил разговор?

Артур: Странно! Он сказал, что читает "Уолл-стрит джорнэл".

Это не Джон! А другая странность заключалась в том, что он

избегал моих вопросов. Он больше интересовался моими делами,

чем рассказывал о своей жизни, даже когда я об этом спрашивал.

По его мнению, то, что я делаю, — захватывающе. Я спросил его,

не можем ли мы встретиться. Я полагал, что он скажет: "Не уве­

рен", но он сказал: "Давай придумаем что-нибудь в следующий

уик-энд".

СХ: Трудно предсказать, как Джон будет вести себя, когда вы его

увидите. Вам нелегко даже вообразить, что с ним сейчас происхо­

дит и как далек он от себя самого. Вы будете поражены, когда

встретитесь. Вы сказали, что беседа по телефону все время свора­

чивала в вашу сторону. Эта тактика знакома. Он, вероятно, не

очень расположен раскрывать свои верования, потому что знает,

что вы их не примете, пока хорошенько не расспросите. Легче

говорить о другом, чем о себе. Подождите, пока не увидите, как

он поведет себя в вашем присутствии. Члены группы Ленца (к

которой принадлежит Джон) ведут очень трудное существова­

 

 

Хассен С..: Освобождение от психологического насилия / 172


 

 

ние. Они испытывают массу стрессов. Джон будет не похож на

того, каким вы его помните, возможно, даже в пугающей степени.

В некоторых отношениях добраться до "старого Джона" будет

легко, в других — тяжелее.

Артур: Разумеется. Это вполне справедливо для любого, кто

вступает с ним в контакт. Я знаю как подлинного Джона, так и

нынешнего. В дрожь бросает, как подумаю, что говорю не со ста­

рым другом, а с другим человеком. Вы знаете, он недавно пред­

ставился мне по телефону как «Джонатан». Возможно, это ме­

лочь…

СХ: Вероятно, это кое-что серьезное…

Как мы видели, те адепты, чье сознание всецело контролирует­

ся культом, страдают от диссоциативного расстройства, которое

заставляет их колебаться между подлинной и культовой лично­

стями. Имея дело с членом культа, будьте восприимчивы к раз­

личиям между этими двумя состояниями. В ходе взаимодействия

обратите внимание на следующее.

— Содержание (о чем человек говорит).

— Модели общения (как человек говорит — манеры, жесты,

словарь, выражения).

— Модели поведения (как человек действует).

— Культовая личность (культист Джон) и подлинная личность

(подлинный Джон) будут выглядеть и звучать весьма по-разному:

зачастую кажется, что культист Джон пристально смотрит сквозь

людей. Его глаза могут выглядеть тусклыми, холодными или по­

дернутыми пеленой. Его поза может быть застывшей, лицевые

мускулы — напряженными. Он действительно может заставить

вас вспомнить образ робота или зомби. Поза подлинного Джона

будет казаться более свободной и расположенной. Взгляд будет

естественнее. Речь культиста Джона будет напоминать магнито­

фонную запись культовой лекции. Он может говорить с усилием

и неуместной напряженностью. Он может шептать, бормотать,

бубнить неразборчивые звуки. Речь подлинного Джона отлича­

ется более-широким диапазоном эмоций, она более выразитель­

на, слагается из самостоятельных мыслей и впечатлений. Под­

линный Джон менее принужден и обладает чувством юмора. Ко­

нечно, в действительности различия могут оказаться не столь

разительны, однако эта схема будет все же полезна.

 

СУБЛИЧНОСТИ

Я уже упоминал, что культы используют существенные эле­

менты докультовой или подлинной личности для формирования

ее искаженного культового двойника. В частности, предпочтение

отдается элементам психики, сформированным в раннем детстве.

 

Хассен С..: Освобождение от психологического насилия / 173


 

 

Не случайно многие деструктивные культы предлагают своим

членам стать "детьми Бога". Они подталкивают адептов к психо­

логическому возвращению к тому периоду жизни, когда те едва

проявляли критическое мышление (или не проявляли совсем) и

когда независимо от того, что им говорили, все проникало прямо

в сознание без осознанной оценки или протеста.

В ходе вербовки и приобщения к доктрине члены культа ино­

гда действуют совместно: сидят у походного костра, разыгрывают

скетчи, играют, занимаются спортом и поют песни. Искусствен­

ный коллективизм возвращает новичков в детское состояние.

Лидеры групп побуждают остальных рассказывать о своих мыс­

лях и чувствах, запомнившихся с детства. Некоторые религиоз­

ные группы часто используют понятие "новое рождение".[48]

При «ребефинге» (rebirthing), спорной методике, целью которой

предполагается избавление от последствий детских травм, люди

возвращаются назад к моменту рождения. Одна из бывших участ­

ниц культа индийского гуру рассказывала мне, как она извива­

лась и корчилась на полу от боли после того, как ее новые «цели­

тели» показали ей фотографию так называемого совершенного

«мастера». Ей, как и всем остальным, говорили, что «мастер» был

причиной их появления на свет, — чтобы они могли стать его

учениками и полностью ему подчиняться.

 

ФОРМИРОВАНИЕ МОЕГО МУНИСТСКОГО "Я"

Мое культовое «я» было преданным сыном "Истинных Родите­

лей" и лидером в движении Унификации (Объединения). Носи­

тель этого «я» выполнял функции свидетеля (проще говоря, вер­

бовщика), фандрайзера (сборщика пожертвований), лектора. При

этом он был человеком, давшим обет безбрачия, святым, смирен­

ным, жертвующим собой, маленьким мессией от десяти поколе­

ний своих предков.

С тех пор я осознал, что моя культовая личность заменила

прежнюю не целиком, что элементы моего докультового «я» по­

служили семенами ее формирования. Моя работа и опыт общения

с бывшими культистами подтверждают этот момент: индоктри­

нация цепляется за те части нашего прошлого, которые оказались

забыты, утрачены с возрастом или отвергнуты подлинным «я»,

причем не обязательно связанные с детской стороной личности,

но и с другими аспектами «я». Анализируя собственную психи­

ку, — и собственное приобщение к культу Муна, — я выделил

четыре отдельные субличности, ассимилированные культом.

 

МАЛЕНЬКИЙ РЕБЕНОК

 

Хассен С..: Освобождение от психологического насилия / 174


 

 

Для ребенка родители — всемогущие, максимально авторитет­

ные фигуры. Взрослея, мы неизбежно разочаровываемся из-за

ограниченных возможностей и слабостей наших родителей, а

также благодаря тому их поведению, которое впоследствии осо­

знается нами как насилие над личностью. Вместе с тем те или

иные потребности, воззрения и приоритеты ребенка остаются

встроенными в нашу психику навсегда.

Сказки построены с учетом почти всеобщего стремления детей

к абсолютно безопасному миру с совершенными родителями. У

тех, кто вырос в приюте или чьи родители развелись и в семье

была неблагополучная обстановка, детская часть души особенно

страждет совершенных отца и матери. Культы настаивают на

буквальной передаче семей-чувств. Джим Джонс был одним из

многих культовых лидеров, настаивающих на том, чтобы после­

дователи называли его «Папой». Когда иллюзия родительского

совершенства сочетается с пением, играми и другими методика­

ми возрастной регрессии, тип маленького ребенка может про­

явиться весьма сильно как основа новой культовой личности.

 

ИДЕАЛИСТ

Я был идеалистическим ребенком 1960-х годов, верившим в

мир правды, доброты и справедливости. Меня учили, что чест­

ность вознаграждается, а преступления наказываются. Я был до­

верчив, наивен и постоянно сталкивался с грубым крушением

иллюзий. Люди лгали, мошенничали и крали. Я вновь и вновь

чувствовал себя преданным людьми, которых считал своими дру­

зьями. Ребенок-идеалист во мне был оскорблен и шокирован.

Повзрослев, я читал утопические романы и очень тосковал по

тому дню, когда мир станет лучше. Мне говорили: "Не будь меч­

тателем! Мир не таков. Это — холодное, жестокое место. Стань

взрослым!". Я повзрослел, и после множества горьких уроков эта

часть моей подлинной личности была отодвинута в сторону —

отодвинута до тех пор, пока я не столкнулся с культом Муна.

Мне было девятнадцать лет, когда я сидел на семинаре группы,

где молодые взрослые люди из разных стран говорили об искон­

ном плане Бога, о создании мира, в котором царят гармония и

доброта. Внутренний голос идеалиста откликнулся: "Как чудесно!

Я хочу этого!". И хотя циничный голос проворчал что-то о глупом

ребячестве, этот культ активизировал идеалистическую сторону

моего «я», которая усилилась и сформировала важный элемент

моей культовой личности. Доктрина давалась в лекциях, истори­

ях и иносказаниях (метафорах). Мое сознание муниста было на­

полнено иллюзией, что группа стремится к созданию Царства

Небесного на Земле. В таком мире не будет преступлений, бедно­

 

Хассен С..: Освобождение от психологического насилия / 175


 

 

сти и страданий. Все люди будут частью единой мировой семьи

под руководством Истинных Родителей. Воцарится мир.

Хотя мой идеализм и помог вербовщикам установить контроль

над моей личностью, в конечном счете именно он помог мне

оставить группу. Я понял, что Мун и лидеры группы Унификации

лгали, мошенничали, крали и порабощали рядовых адептов. Осо­

знание того, что Мун был полной противоположностью всего, что

так привлекло меня с самого начала, настолько оттолкнуло меня

от группы, что я покинул ее.

Когда я был ребенком, наша семья принадлежала к консерва­

тивному Нагорному (Hillcrest) еврейскому центру в Квинсе, в

Нью-Йорке. Моя мать готовила исключительно кошерную пищу

и вела хозяйство, строго придерживаясь религиозных предписа­

ний. Я посещал еврейскую школу несколько раз в неделю, ходил

на субботние службы и соблюдал еврейские праздники. Ко вре­

мени бар мицвах в возрасте тринадцати лет я обнаружил, что не

понимаю или не соглашаюсь с некоторыми концепциями иуда­

изма. Меня не устраивало излишнее, как мне тогда казалось,

подчеркивание важности ритуалов и внимание к прошлому. Од­

нако, чувствуя в себе духовные потребности, я продолжал мо­

литься Богу, хотя и перестал ходить в Нагорный центр, по-преж­

нему пользуясь только их баскетбольной площадкой.

В возрасте девятнадцати лет я не искал других путей. Я был

евреем. Я был в Израиле, в Святой Земле, где участвовал в архео­

логических раскопках библейского города Бер-Шева в пустыне

Негев. Я старался понять природу реальности и свое место во

вселенной. Я любил читать философские работы и много думал о

смысле жизни.

Когда я впервые столкнулся с мунистскими вербовщиками в

университетском городке Квинс-колледжа, они назвались студен­

ческой группой. Впоследствии выяснилось, что они лгали обо

всем, что касалось их как религиозной группы. Говоря со мной о

вере, они обходили стороной вопросы об Иисусе и христианстве

и подчеркивали иудейскую веру в явление Мессии. Таким обра­

зом они сумели проникнуть в религиозно-духовную часть моего

существа. Так как Церковь Унификации претендует на то, чтобы

быть религией, ее индоктринаторы знают, что религиозно-духов­

ная субличность будет существенным фактором, способствую­

щим формированию культовой личности. Моя вера в Бога была

изменена таким образом, чтобы я принял доктрину Муна как

«истину». В конечном счете именно Убеждение в том, что знание

правды и свободная воля угодны Богу, сыграло важную роль в

моем решении оставить группу.

 

ВОИН И ГЕРОЙ

 

 

Хассен С..: Освобождение от психологического насилия / 176


 

 

Я родился в 1954 году, поэтому мое детство пришлось на время

"холодной войны". Я выучился ненавидеть коммунизм и бояться

его. Детский опыт научил меня патриотизму и гордости за то, что

я — американец. В возрасте десяти лет я хотел быть героем и

отдать жизнь в сражении за родину. Одной из моих любимых

телепередач был игровой сериал о Второй мировой войне «Битва»

с Виком Морроу в главной роли. Играя с друзьями в войну, я часто

представлял себя солдатом-героем. У моего друга Марка был дере­

вянный домик на заднем дворе, и я помню, как мы по очереди

атаковали и защищали «форт», швыряясь комьями грязи и поли­

вая друг друга из водяных пистолетов. Я даже помню, как мне

ночью снились сны, в которых я бесстрашно забрасывал граната­

ми вражеские пулеметные гнезда. Врагами всегда были нацисты

или коммунисты.

Повзрослев, я начал осознавать ужасы вьетнамской войны. К

моменту окончания средней школы я стал активным пацифи­

стом. Я отрастил длинные волосы и участвовал в демонстрациях

протеста. Что произошло с юным патриотом с игрушечным ру­

жьем? Я вырос и отказался от личности воина/солдата, похоронив

ее в глубины своего «я». Не будучи призван в армию, я был завер­

бован для участия в Крестовом Походе за Единый Мир, который

осуществлялся группой, служившей прикрытием для культа Му­

на, и вошел в нее как Небесный Солдат, борющийся с сатанин­

ским коммунизмом. Группа часто исполняла песни декларатив­

ного содержания, например, "Небесные Солдаты за Бога" и т. д.

Универсальная тема героя, борющегося против Зла, внесла зна­

чительный вклад в историю человечества, его искусство и лите­

ратуру. Менталитет воина/солдата — еще одна существенная сто­

рона большинства лиц, завербованных культами. Менталитет

солдата культивируется здесь, чтобы верить: — Я должен следо­

вать приказам старших. — Мы — хорошие. Наш враг — плохой. —

Жертва во благо делает тебя героем.

В рамках подхода стратегического взаимодействия мы научим­

ся узнавать, когда близкий человек говорит и действует от лица

своей культовой личности. Мы попробуем добиться взаимопони­

мания и доверия в отношениях с его культовой личностью. Один

из ключевых моментов при общении с ней состоит в признании

благих намерений, характеризующих каждую ее сторону в от­

дельности. Наша цель состоит в том, чтобы помочь близкому

человеку высвободить структуры докультовой личности, погло­

щенные личностью культовой, и вновь интегрировать их в под­

линное "я".

В моем случае «ребенок» нуждался в совершенных родителях

и полной безопасности. «Идеалисту» требовался совершенный

 

 

Хассен С..: Освобождение от психологического насилия / 177


 

 

мир. Религиозно-духовная сторона стремилась к совершенным

отношениям с Богом или Создателем. Воин был готов пожертво­

вать самой жизнью, чтобы достичь этого совершенства. После

того как я оставил группу, необходимо было определить сублич­

ности, сформировавшие ядро моей мунистской личности, освобо­

дить их и в конечном счете интегрировать в посткультовое «я».

Необходимо было любить идеалиста в себе, а не просто отбрасы­

вать его в сторону, тем более что мой взрослый идеализм сохра­

нился благодаря детской стороне психики. Мне нужно было, что­

бы религиозно-духовная субличность нашла для себя здоровую

альтернативу, в связи с чем я не так давно стал посещать непри­

соединившуюся еврейскую синагогу. Воин, продолжающий жить

во мне, борется с культовым контролем сознания, — хотелось бы

надеяться, без нездоровых проявлений.

В работе с клиентами я стараюсь способствовать целостному

исцелению путем всестороннего консультирования. В ходе стра­

тегического взаимодействия с близким человеком вы должны

будете оказывать уважение ядру культового «я», помогая ему ин­

тегрироваться в новую подлинную, посткультовую личность. Ко­

гда эта глубокая терапевтическая работа по интеграции не закон­

чена, бывший культист продолжает конфликтовать, а иногда и

воевать с самим собой. Он боится открывать Библию, боится мо­

литься и даже думать о Боге. Он ненавидит ту часть себя, которая

испытывает духовные потребности. Тем самым он остается верен

черно-белым представлениям о действительности.

Я хочу дать понять бывшим культистам, что духовность — это

не черно-белое мышление и не слепая вера в абсолюты. Сущность

веры не в том, чтобы иметь ответы на все вопросы, но в уверен­

ности, что истина и доброта существует так же, как существует

Бог. Неудачным оказывается освобождение человека из-под вла­

сти деструктивного культа, если он считает себя обязанным вовсе

отказаться от религиозных потребностей или очернить их на­

столько, чтобы они исчезли сами собой. Множество людей посту­

пали именно так, позволив отрицательному культовому опыту

мешать их свободной воле.

Когда наши близкие оставляют культ, необходимо признать,

что их идеалистическая составляющая продолжает обнаружи­

вать себя. В то же время мы стремимся помочь им усомниться в

том, что культовый опыт сделал их ближе к «Богу» или способ­

ствовал созданию совершенного мира. Нам следует убедить их

идеалистическую субличность в том, что после ухода из группы

они могут продолжать работать над достижением этой цели.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 189; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.10.75 (0.013 с.)