Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Взаимодействие с двойной личностьюСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Всякий раз друзья и родственники адептов признавались в том, что часто видят перед собой совсем другого человека и совер шенно не узнают в нем знакомых черт характера. Такое незатей ливое описание раздвоенной личности может показаться излиш не упрощенным, однако именно так в общих чертах проявляются результаты применения контроля сознания в деструктивных культах. Становится жутко, когда посреди разговора с культистом чувствуешь, как другая личность перехватывает инициативу и берет управление на себя. Распознавание этой перемены и аде кватные ответные действия — один из верных путей к раскры тию подлинного «я» близкого человека и к освобождению его от культовой зависимости. В этой главе мы будем готовиться взаи модействовать с близким человеком с учетом его возможных реакций на эти попытки. В приведенной ниже беседе Артур, друг адепта по имени Джон, описывает некоторые из его характерных черт, типичных для культовой личности как таковой. СХ: Вы уже смотрели материалы на моем сайте. Вы видели Джона до этого? Артур: Мы говорили по телефону. СХ: Как проходил разговор? Артур: Странно! Он сказал, что читает "Уолл-стрит джорнэл". Это не Джон! А другая странность заключалась в том, что он избегал моих вопросов. Он больше интересовался моими делами, чем рассказывал о своей жизни, даже когда я об этом спрашивал. По его мнению, то, что я делаю, — захватывающе. Я спросил его, не можем ли мы встретиться. Я полагал, что он скажет: "Не уве рен", но он сказал: "Давай придумаем что-нибудь в следующий уик-энд". СХ: Трудно предсказать, как Джон будет вести себя, когда вы его увидите. Вам нелегко даже вообразить, что с ним сейчас происхо дит и как далек он от себя самого. Вы будете поражены, когда встретитесь. Вы сказали, что беседа по телефону все время свора чивала в вашу сторону. Эта тактика знакома. Он, вероятно, не очень расположен раскрывать свои верования, потому что знает, что вы их не примете, пока хорошенько не расспросите. Легче говорить о другом, чем о себе. Подождите, пока не увидите, как он поведет себя в вашем присутствии. Члены группы Ленца (к которой принадлежит Джон) ведут очень трудное существова
Хассен С..: Освобождение от психологического насилия / 172
ние. Они испытывают массу стрессов. Джон будет не похож на того, каким вы его помните, возможно, даже в пугающей степени. В некоторых отношениях добраться до "старого Джона" будет легко, в других — тяжелее. Артур: Разумеется. Это вполне справедливо для любого, кто вступает с ним в контакт. Я знаю как подлинного Джона, так и нынешнего. В дрожь бросает, как подумаю, что говорю не со ста рым другом, а с другим человеком. Вы знаете, он недавно пред ставился мне по телефону как «Джонатан». Возможно, это ме лочь… СХ: Вероятно, это кое-что серьезное… Как мы видели, те адепты, чье сознание всецело контролирует ся культом, страдают от диссоциативного расстройства, которое заставляет их колебаться между подлинной и культовой лично стями. Имея дело с членом культа, будьте восприимчивы к раз личиям между этими двумя состояниями. В ходе взаимодействия обратите внимание на следующее. — Содержание (о чем человек говорит). — Модели общения (как человек говорит — манеры, жесты, словарь, выражения). — Модели поведения (как человек действует). — Культовая личность (культист Джон) и подлинная личность (подлинный Джон) будут выглядеть и звучать весьма по-разному: зачастую кажется, что культист Джон пристально смотрит сквозь людей. Его глаза могут выглядеть тусклыми, холодными или по дернутыми пеленой. Его поза может быть застывшей, лицевые мускулы — напряженными. Он действительно может заставить вас вспомнить образ робота или зомби. Поза подлинного Джона будет казаться более свободной и расположенной. Взгляд будет естественнее. Речь культиста Джона будет напоминать магнито фонную запись культовой лекции. Он может говорить с усилием и неуместной напряженностью. Он может шептать, бормотать, бубнить неразборчивые звуки. Речь подлинного Джона отлича ется более-широким диапазоном эмоций, она более выразитель на, слагается из самостоятельных мыслей и впечатлений. Под линный Джон менее принужден и обладает чувством юмора. Ко нечно, в действительности различия могут оказаться не столь разительны, однако эта схема будет все же полезна.
СУБЛИЧНОСТИ Я уже упоминал, что культы используют существенные эле менты докультовой или подлинной личности для формирования ее искаженного культового двойника. В частности, предпочтение отдается элементам психики, сформированным в раннем детстве.
Хассен С..: Освобождение от психологического насилия / 173
Не случайно многие деструктивные культы предлагают своим членам стать "детьми Бога". Они подталкивают адептов к психо логическому возвращению к тому периоду жизни, когда те едва проявляли критическое мышление (или не проявляли совсем) и когда независимо от того, что им говорили, все проникало прямо в сознание без осознанной оценки или протеста. В ходе вербовки и приобщения к доктрине члены культа ино гда действуют совместно: сидят у походного костра, разыгрывают скетчи, играют, занимаются спортом и поют песни. Искусствен ный коллективизм возвращает новичков в детское состояние. Лидеры групп побуждают остальных рассказывать о своих мыс лях и чувствах, запомнившихся с детства. Некоторые религиоз ные группы часто используют понятие "новое рождение".[48] При «ребефинге» (rebirthing), спорной методике, целью которой предполагается избавление от последствий детских травм, люди возвращаются назад к моменту рождения. Одна из бывших участ ниц культа индийского гуру рассказывала мне, как она извива лась и корчилась на полу от боли после того, как ее новые «цели тели» показали ей фотографию так называемого совершенного «мастера». Ей, как и всем остальным, говорили, что «мастер» был причиной их появления на свет, — чтобы они могли стать его учениками и полностью ему подчиняться.
ФОРМИРОВАНИЕ МОЕГО МУНИСТСКОГО "Я" Мое культовое «я» было преданным сыном "Истинных Родите лей" и лидером в движении Унификации (Объединения). Носи тель этого «я» выполнял функции свидетеля (проще говоря, вер бовщика), фандрайзера (сборщика пожертвований), лектора. При этом он был человеком, давшим обет безбрачия, святым, смирен ным, жертвующим собой, маленьким мессией от десяти поколе ний своих предков. С тех пор я осознал, что моя культовая личность заменила прежнюю не целиком, что элементы моего докультового «я» по служили семенами ее формирования. Моя работа и опыт общения с бывшими культистами подтверждают этот момент: индоктри нация цепляется за те части нашего прошлого, которые оказались забыты, утрачены с возрастом или отвергнуты подлинным «я», причем не обязательно связанные с детской стороной личности, но и с другими аспектами «я». Анализируя собственную психи ку, — и собственное приобщение к культу Муна, — я выделил четыре отдельные субличности, ассимилированные культом.
МАЛЕНЬКИЙ РЕБЕНОК
Хассен С..: Освобождение от психологического насилия / 174
Для ребенка родители — всемогущие, максимально авторитет ные фигуры. Взрослея, мы неизбежно разочаровываемся из-за ограниченных возможностей и слабостей наших родителей, а также благодаря тому их поведению, которое впоследствии осо знается нами как насилие над личностью. Вместе с тем те или иные потребности, воззрения и приоритеты ребенка остаются встроенными в нашу психику навсегда. Сказки построены с учетом почти всеобщего стремления детей к абсолютно безопасному миру с совершенными родителями. У тех, кто вырос в приюте или чьи родители развелись и в семье была неблагополучная обстановка, детская часть души особенно страждет совершенных отца и матери. Культы настаивают на буквальной передаче семей-чувств. Джим Джонс был одним из многих культовых лидеров, настаивающих на том, чтобы после дователи называли его «Папой». Когда иллюзия родительского совершенства сочетается с пением, играми и другими методика ми возрастной регрессии, тип маленького ребенка может про явиться весьма сильно как основа новой культовой личности.
ИДЕАЛИСТ Я был идеалистическим ребенком 1960-х годов, верившим в мир правды, доброты и справедливости. Меня учили, что чест ность вознаграждается, а преступления наказываются. Я был до верчив, наивен и постоянно сталкивался с грубым крушением иллюзий. Люди лгали, мошенничали и крали. Я вновь и вновь чувствовал себя преданным людьми, которых считал своими дру зьями. Ребенок-идеалист во мне был оскорблен и шокирован. Повзрослев, я читал утопические романы и очень тосковал по тому дню, когда мир станет лучше. Мне говорили: "Не будь меч тателем! Мир не таков. Это — холодное, жестокое место. Стань взрослым!". Я повзрослел, и после множества горьких уроков эта часть моей подлинной личности была отодвинута в сторону — отодвинута до тех пор, пока я не столкнулся с культом Муна. Мне было девятнадцать лет, когда я сидел на семинаре группы, где молодые взрослые люди из разных стран говорили об искон ном плане Бога, о создании мира, в котором царят гармония и доброта. Внутренний голос идеалиста откликнулся: "Как чудесно! Я хочу этого!". И хотя циничный голос проворчал что-то о глупом ребячестве, этот культ активизировал идеалистическую сторону моего «я», которая усилилась и сформировала важный элемент моей культовой личности. Доктрина давалась в лекциях, истори ях и иносказаниях (метафорах). Мое сознание муниста было на полнено иллюзией, что группа стремится к созданию Царства Небесного на Земле. В таком мире не будет преступлений, бедно
Хассен С..: Освобождение от психологического насилия / 175
сти и страданий. Все люди будут частью единой мировой семьи под руководством Истинных Родителей. Воцарится мир. Хотя мой идеализм и помог вербовщикам установить контроль над моей личностью, в конечном счете именно он помог мне оставить группу. Я понял, что Мун и лидеры группы Унификации лгали, мошенничали, крали и порабощали рядовых адептов. Осо знание того, что Мун был полной противоположностью всего, что так привлекло меня с самого начала, настолько оттолкнуло меня от группы, что я покинул ее. Когда я был ребенком, наша семья принадлежала к консерва тивному Нагорному (Hillcrest) еврейскому центру в Квинсе, в Нью-Йорке. Моя мать готовила исключительно кошерную пищу и вела хозяйство, строго придерживаясь религиозных предписа ний. Я посещал еврейскую школу несколько раз в неделю, ходил на субботние службы и соблюдал еврейские праздники. Ко вре мени бар мицвах в возрасте тринадцати лет я обнаружил, что не понимаю или не соглашаюсь с некоторыми концепциями иуда изма. Меня не устраивало излишнее, как мне тогда казалось, подчеркивание важности ритуалов и внимание к прошлому. Од нако, чувствуя в себе духовные потребности, я продолжал мо литься Богу, хотя и перестал ходить в Нагорный центр, по-преж нему пользуясь только их баскетбольной площадкой. В возрасте девятнадцати лет я не искал других путей. Я был евреем. Я был в Израиле, в Святой Земле, где участвовал в архео логических раскопках библейского города Бер-Шева в пустыне Негев. Я старался понять природу реальности и свое место во вселенной. Я любил читать философские работы и много думал о смысле жизни. Когда я впервые столкнулся с мунистскими вербовщиками в университетском городке Квинс-колледжа, они назвались студен ческой группой. Впоследствии выяснилось, что они лгали обо всем, что касалось их как религиозной группы. Говоря со мной о вере, они обходили стороной вопросы об Иисусе и христианстве и подчеркивали иудейскую веру в явление Мессии. Таким обра зом они сумели проникнуть в религиозно-духовную часть моего существа. Так как Церковь Унификации претендует на то, чтобы быть религией, ее индоктринаторы знают, что религиозно-духов ная субличность будет существенным фактором, способствую щим формированию культовой личности. Моя вера в Бога была изменена таким образом, чтобы я принял доктрину Муна как «истину». В конечном счете именно Убеждение в том, что знание правды и свободная воля угодны Богу, сыграло важную роль в моем решении оставить группу.
ВОИН И ГЕРОЙ
Хассен С..: Освобождение от психологического насилия / 176
Я родился в 1954 году, поэтому мое детство пришлось на время "холодной войны". Я выучился ненавидеть коммунизм и бояться его. Детский опыт научил меня патриотизму и гордости за то, что я — американец. В возрасте десяти лет я хотел быть героем и отдать жизнь в сражении за родину. Одной из моих любимых телепередач был игровой сериал о Второй мировой войне «Битва» с Виком Морроу в главной роли. Играя с друзьями в войну, я часто представлял себя солдатом-героем. У моего друга Марка был дере вянный домик на заднем дворе, и я помню, как мы по очереди атаковали и защищали «форт», швыряясь комьями грязи и поли вая друг друга из водяных пистолетов. Я даже помню, как мне ночью снились сны, в которых я бесстрашно забрасывал граната ми вражеские пулеметные гнезда. Врагами всегда были нацисты или коммунисты. Повзрослев, я начал осознавать ужасы вьетнамской войны. К моменту окончания средней школы я стал активным пацифи стом. Я отрастил длинные волосы и участвовал в демонстрациях протеста. Что произошло с юным патриотом с игрушечным ру жьем? Я вырос и отказался от личности воина/солдата, похоронив ее в глубины своего «я». Не будучи призван в армию, я был завер бован для участия в Крестовом Походе за Единый Мир, который осуществлялся группой, служившей прикрытием для культа Му на, и вошел в нее как Небесный Солдат, борющийся с сатанин ским коммунизмом. Группа часто исполняла песни декларатив ного содержания, например, "Небесные Солдаты за Бога" и т. д. Универсальная тема героя, борющегося против Зла, внесла зна чительный вклад в историю человечества, его искусство и лите ратуру. Менталитет воина/солдата — еще одна существенная сто рона большинства лиц, завербованных культами. Менталитет солдата культивируется здесь, чтобы верить: — Я должен следо вать приказам старших. — Мы — хорошие. Наш враг — плохой. — Жертва во благо делает тебя героем. В рамках подхода стратегического взаимодействия мы научим ся узнавать, когда близкий человек говорит и действует от лица своей культовой личности. Мы попробуем добиться взаимопони мания и доверия в отношениях с его культовой личностью. Один из ключевых моментов при общении с ней состоит в признании благих намерений, характеризующих каждую ее сторону в от дельности. Наша цель состоит в том, чтобы помочь близкому человеку высвободить структуры докультовой личности, погло щенные личностью культовой, и вновь интегрировать их в под линное "я". В моем случае «ребенок» нуждался в совершенных родителях и полной безопасности. «Идеалисту» требовался совершенный
Хассен С..: Освобождение от психологического насилия / 177
мир. Религиозно-духовная сторона стремилась к совершенным отношениям с Богом или Создателем. Воин был готов пожертво вать самой жизнью, чтобы достичь этого совершенства. После того как я оставил группу, необходимо было определить сублич ности, сформировавшие ядро моей мунистской личности, освобо дить их и в конечном счете интегрировать в посткультовое «я». Необходимо было любить идеалиста в себе, а не просто отбрасы вать его в сторону, тем более что мой взрослый идеализм сохра нился благодаря детской стороне психики. Мне нужно было, что бы религиозно-духовная субличность нашла для себя здоровую альтернативу, в связи с чем я не так давно стал посещать непри соединившуюся еврейскую синагогу. Воин, продолжающий жить во мне, борется с культовым контролем сознания, — хотелось бы надеяться, без нездоровых проявлений. В работе с клиентами я стараюсь способствовать целостному исцелению путем всестороннего консультирования. В ходе стра тегического взаимодействия с близким человеком вы должны будете оказывать уважение ядру культового «я», помогая ему ин тегрироваться в новую подлинную, посткультовую личность. Ко гда эта глубокая терапевтическая работа по интеграции не закон чена, бывший культист продолжает конфликтовать, а иногда и воевать с самим собой. Он боится открывать Библию, боится мо литься и даже думать о Боге. Он ненавидит ту часть себя, которая испытывает духовные потребности. Тем самым он остается верен черно-белым представлениям о действительности. Я хочу дать понять бывшим культистам, что духовность — это не черно-белое мышление и не слепая вера в абсолюты. Сущность веры не в том, чтобы иметь ответы на все вопросы, но в уверен ности, что истина и доброта существует так же, как существует Бог. Неудачным оказывается освобождение человека из-под вла сти деструктивного культа, если он считает себя обязанным вовсе отказаться от религиозных потребностей или очернить их на столько, чтобы они исчезли сами собой. Множество людей посту пали именно так, позволив отрицательному культовому опыту мешать их свободной воле. Когда наши близкие оставляют культ, необходимо признать, что их идеалистическая составляющая продолжает обнаружи вать себя. В то же время мы стремимся помочь им усомниться в том, что культовый опыт сделал их ближе к «Богу» или способ ствовал созданию совершенного мира. Нам следует убедить их идеалистическую субличность в том, что после ухода из группы они могут продолжать работать над достижением этой цели.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 189; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.132.43 (0.012 с.) |