Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Обсуждение бывших адептов данного культаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Другая цель третьего шага состоит в том, чтобы побудить чело века встретиться с бывшими членами своей группы. С этой целью можно его спросить: "Знаешь ли ты кого-нибудь, кто покинул группу и теперь ведет нормальную жизнь? " Это очень важный вопрос. Как правило, культист отвечает, что ему известны только плачевные последствия ухода: одна совершила самоубийство, другой больше не верит в Бога и совсем опустился, и т. д. В ряде случаев он поспешит с самого начала обезопаситься, заявив, что не знает никого, кто был бы счастлив и удовлетворен жизнью после ухода из культа. Тогда ваш следующий вопрос должен зву чать так: "Веришь ли ты, что возможно в принципе покинуть группу и быть счастливым и удовлетворенным?» Альтернативная стратегия состоит во временном возвращении к Уровню второго шага. Когда вы говорите о других культах типа группы Дэвида Кореша, Джонстауна или Врат Небес, скажите: "Дополни мои слова. Похоже, что ты даешь те же ответы, что и люди, о которых мы только что говорили". Можно поинтересо ваться: "Откуда твое убеждение в том, что таких людей нет и быть не может? Готов ли ты согласиться с возможностью существова ния такого человека?". Вам нужно заставить культиста по-насто ящему задуматься об этом и мысленно представить себе того, кто преуспевает после ухода из группы. Затем можно спросить: "Если бы такой человек существовал, хотел бы ты по крайней мере встретиться с ним и лично все оценить?". На третьем этапе суть вашей стратегии состоит в том, что вы работаете на многих уровнях. Вы имеете дело не только с культо вой, но и с подлинной личностью человека. Можно надеяться, что, разобравшись с тем, что такое фобии, как они внедряются в сознание и как от них можно вылечиться, человек соединит от дельные фрагменты и увидит картину крупным планом. По опы ту скажу, что подобное воздействие наиболее эффективно, если я не жду, что член культа вдруг воскликнет: "Ага! Выходит, у меня фобия и, значит, я нахожусь во власти контроля сознания!". Вме сто этого я стараюсь вовлечь людей в открытую беседу, позволя
Хассен С..: Освобождение от психологического насилия / 246
ющую им делать собственные выводы. Если вы действительно стремитесь понять, чем группа, куда входит близкий вам человек, отличается от других групп, вы добьетесь наибольшего прогресса. В конечном счете, вам нужно помочь культисту выстроить в сознании воображаемую модель своей счастливой, состоявшейся жизни после ухода из группы.
Хассен С..: Освобождение от психологического насилия / 247
Глава 11
Содействие свободе сознания
Подход стратегического взаимодействия помогает культисту «вырасти» как в эмоциональном, так и познавательном смысле, возвращает ему свободу мыслей и поступков. Успешное проведе ние трехшагового воздействия на фобии поможет вашему близ кому человеку преодолеть страхи, привитые в культовой группе. В этой главе мы обсудим, как обеспечить дальнейшее укрепление интеллектуальной и духовной независимости и, в конечном сче те, свободы сознания, как закрепить успех на поприще самостоя тельного критического осмысления реальности. Напомню, что подход стратегического взаимодействия состоит из ряда мини-взаимодействий: телефонные разговоры, письма, визиты, — каждое из которых призвано помочь близкому челове ку обратить внимание на те точки зрения, которые выходят за пределы ограничений, налагаемых культами. В каждом акте стратегического взаимодействия следует нацеливаться на то, чтобы постепенно провести близкого человека через пробуждаю щие его сознание ситуации, опираясь на навыки эффективного общения и взаимодействия с двойной личностью, о которой шла речь в предыдущих главах. — Задавая гипотетические вопросы типа "Что, если", вы помо жете близкому человеку увидеть альтернативные точки зрения и размышлять более трезво и критически. — Рассказывая про негативный опыт, полученный различны ми людьми в других культах, вы посеете семена сомнения, кото рые могут принести плоды в виде тревоги за свою собственную судьбу. — Поощряя адепта размышлять над тем, как он оказался в культе, вы поможете ему проверить реальность и в конце концов осознать, насколько практика культа не соответствует положе ниям его доктрины. Ваша конечная цель состоит в том, чтобы с помощью чтения необходимой литературы и встречами с бывшими участниками культов побудить адепта задаться вопросом о собственных взаи моотношениях с культом. Это решающий шаг, потому что взгляд на проблему, отличный от точки зрения группы, будет, скорее всего, индивидуальным, более самостоятельным. Живо препод нося культисту различные примеры из жизни и рисуя перед ним захватывающие перспективы, вы помогаете адепту представить
Хассен С..: Освобождение от психологического насилия / 248
свою жизнь вне культа. Это представление — необходимый этап на пути к освобождению от культовой зависимости.
УМЕСТНЫЕ ВОПРОСЫ, КОТОРЫЕ МОЖНО ЗАДАТЬ БЛИЗКОМУ ЧЕЛОВЕКУ Не жалейте времени на терпеливое ожидание ответа. Выдер живайте долгие паузы и мягко повторяйте вопрос, если ответ уклоняется от темы. Просите приводить конкретные примеры, заставляя человека пробиваться к собственной памяти. — Что позитивного в группе и в том, чтобы состоять в ней? Что негативного? — Кто твои самые близкие друзья в группе? Расскажи мне о них. — Какую работу ты выполняешь? Какое влияние ты имеешь в свете выполняемой тобой работы и как ты его реализуешь? — Чему ты научился? — Были ли у тебя какие-нибудь интересные переживания? Рас скажи мне о них. — Ты путешествуешь? Куда ты направляешься? — Какой у тебя режим? — Когда ты встаешь? — Когда ты обычно ложишься спать? — Где ты спишь? В кровати или на полу? Есть ли у тебя возмож ность побыть в уединении? — Когда тебе лучше всего звонить по телефону? — Есть ли у тебя вопросы или серьезные сомнения, касающие ся группы? Можешь ли ты поделиться ими с группой? Если да, то какова реакция на твои вопросы? Если у тебя есть сомнения, удобно ли тебе поделиться ими со мной? — Каковы были твои жизненные цели до присоединения к группе? — Изменились ли они? Если да, то как они изменились? Как ты думаешь, могут ли они вновь измениться? — Какое независимое исследование ты проводил в отношении группы? Готов ли ты узнать больше? — Что ты действительно знаешь о биографии лидера, его обще ственном и моральном облике, связях и окружении? — Какими источниками информации помимо группы ты рас полагаешь? Если вы получаете неопределенные, уклончивые ответы ("не знаю", "не помню"), работайте в направлении взаимопонимания и доверия. Если близкий человек действительно неспособен предоставить требуемую информацию о культе, то, вероятно, он еще находится на периферии организации или просто боится
Хассен С..: Освобождение от психологического насилия / 249
спрашивать. Если задавать вопросы без неуместного скепсиса и демонстрировать подлинную заинтересованность, это побудит культиста искать ответы. Делая самостоятельные наблюдения, он быстро обнаружит обман. Если же он знает, что ему лгали, можно спросить: "Как ты можешь доверять всему остальному, что тебе говорили?". Обосновывая недоверие к культовой иерар хии, вы помогаете адепту двигаться в направлении независимого мышления. Поощряйте его честность, последовательность и уве ренность в себе везде и всегда, насколько это от вас зависит.
ПРОСИТЕ ПРИВОДИТЬ ПРИМЕРЫ И КОНКРЕТНЫЕ ДЕТАЛИ Умение спрашивать о деталях и конкретных примерах весьма важно, так как помогает изучить горизонты мышления близкого человека и, в конечном счете, способствовать их расширению. Если он говорит: — "У меня все время возникают духовные переживания", — скажите: "Приведи пример духовного переживания, которое бы ло у тебя сегодня". — "Мне все в группе не нравится", — спросите: "Что именно?»
ПОЛЬЗУЙТЕСЬ КОНТРПРИМЕРАМИ Если близкий человек говорит: — "Наш лидер — Пророк, чьи пророчества всегда сбываются", — спросите: "Ты имеешь в виду, что если мы проверим все его про рочества, то не найдем ни одного ошибочного?» — "Я знаю — Бог с нами, потому что мы вовсю преуспеваем и численно растем", — спросите: "Означает ли это, что если найдет ся группа, растущая еще быстрее, то Бог захочет, чтобы ты всту пил в нее вместо той, в которой состоишь?»
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 177; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.229.53 (0.01 с.) |