В. Семейное консультирование как главная тема 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В. Семейное консультирование как главная тема



В отличие от консультирования о выходе, подход стратегиче­

ского взаимодействия обращается к опыту семейного консульти­

рования, чтобы сблизить культиста с другими членами семьи.

Сосредоточиваясь на исправлении отношений и улучшении се­

мейного климата в целом, мы снимаем с участника культа давле­

ние и определяем более общие проблемы, лежащие в основе раз­

 

Хассен С..: Освобождение от психологического насилия / 283


 

 

решаемых нами проблем. Традиционный сеанс семейного кон­

сультирования проводится в кабинете тераписта в течение одно­

го или двух часов. Действуя в рамках ПСВ, мы проводим долгие,

иногда марафонские занятия и нередко делаем это дома. Участ­

ники длительных семинаров, проводимых культами, обычно

подготовлены к многодневному воздействию.

В большинстве случаев они с энтузиазмом соглашаются участ­

вовать в подобных мероприятиях, если те подаются им как кол­

лективное обсуждение семейных проблем:

"Мы собрались пройти консультирование, чтобы попробовать

справиться с некоторыми из семейных проблем. Ты — важная

часть семьи, и мы были бы рады видеть тебя рядом с нами". Как

только вы добились взаимопонимания на этом поприще, можно

определить причастность близкого человека к культу как одну

из проблем, нуждающихся в решении: "Нам нужно поговорить

обо всех проблемах, включая и твое участие в этой группе".

Мне удается лучше понять семью, если в ходе консультацион­

ных сессий я наблюдаю за людьми в непринужденной домашней

обстановке. Содержится ли дом в полном порядке или в нем

царит хаос? Как он украшен? Кто те люди, что изображены на

фотографиях? О чем мне говорят эти фотографии? Например, если

на фотографиях отец всегда изображен с одной из трех дочерей,

можно предположить, что у него с этой дочерью наиболее близ­

кие отношения. У членов семьи будут также собственные поло­

жительные и отрицательные ассоциации с домашней обстанов­

кой. Если у культиста или какого-либо важного члена команды с

домом связаны особенно отрицательные ассоциации, воздей­

ствие следует проводить где-нибудь в другом месте — возможно,

в доме соседа или близкого друга.

В ходе сеанса по семейному консультированию в рамках ПСВ я

задаю участнику культа ряд вопросов, чтобы лучше понять его

точку зрения: "Каково тебе было расти в своей семье? Как ты

относился к отцу? К матери? К брату?". Помимо выяснения его

личных забот, связанных с семьей, я стараюсь добиться взаимо­

понимания и выявить его докультовое "я".

Моя цель — помочь этому человеку взглянуть на вещи с другой

точки зрения. Если культист упоминает, скажем, о какой-либо

внутрисемейной проблеме, его культовый менталитет вытесня­

ется семейной системой. Участник культа, например, может ска­

зать отцу: "Папа, ты шестнадцать лет ходил к психиатру, чтобы

справиться со своей застенчивостью, но ты и сейчас все такой же

робкий". Для отца это благоприятная возможность послужить

образцом положительного изменения, вырвавшись из обычной

колеи. Он может признать, что зашел в тупик и хочет изменить

 

 

Хассен С..: Освобождение от психологического насилия / 284


 

 

свое поведение: "Ты прав. То, что я делал, не работает, так что

мне, вероятно, следует посоветоваться с кем-нибудь еще и попро­

бовать нечто другое".

Еще одна проблема, часто возникающая в ходе консультирова­

ния, — противоречия в толковании духовных вопросов. Привер­

женец политического культа, например, может выражать недо­

вольство тем, что католические верования его родителей черес­

чур ригидные (жесткие, консервативные). Если семья склонна к

агностицизму, участник религиозной группы может сказать, что

им следует иметь больше веры. В обоих случаях я стараюсь напо­

мнить о том, что все мы имеем право выбирать путь духовного

развития и степень его углубленности. Полезно, однако, мыслен­

но меняться местами, чтобы удостовериться в разумности своего

выбора. Дискуссия в кругу семьи на тему о том, как группа при­

меняет методы социального влияния в процессе саморекламы,

способна побудить адепта культа проверить реальность. Суть в

том, чтобы сосредоточиваться не столько на самих верованиях,

сколько на том, как группа эксплуатирует четыре компонента

BITE. В идеале и у приверженца культа, и у семьи появится сти­

мул искать общие сферы согласия и взаимного принятия.

Неплохо устраивать регулярные перерывы. Это позволяет куль­

тисту находить время для прогулок, размышлений и уединенной

молитвы, а также — в случае его особого тяготения к семье — для

общения с близкими. Мой опыт показывает, что некоторые из

наиболее важных разговоров происходят именно во время пере­

рывов.

 

ТРЕХДНЕВНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ

Хотя никакой типичной модели реализации основного фор­

мального воздействия в рамках ПСВ не существует, полезно пла­

нировать его так, чтобы оно заняло три дня. Ниже я схематически

описываю основные шага, как правило, предпринимаемые в каж­

дый из трех дней. Чтобы проиллюстрировать эту модель, я опишу

один характерный случай. Как обычно, все имена и характерные

черты героев этой истории были изменены.

Джен Томпсон, молодая последовательница культа йога-гуру,

расположенного в Южной Калифорнии, стала жертвой чрезвы­

чайно интенсивного контроля сознания. Здесь было все: от лише­

ния сна до погружения в ледяную воду, от длительного пребыва­

ния в сауне до бесконечной медитации и монотонного скандиро­

вания. После того как она пробыла в культе более года, семья

прилетела в Калифорнию навестить ее. Там они сумели «подру­

житься» с лидером и получить для Джен разрешение съездить на

восток домой, чтобы получить «опекунские» деньги. Вот тогда-то

 

Хассен С..: Освобождение от психологического насилия / 285


 

 

они и попросили меня подключиться и помочь спланировать

воздействие.

Как оказалось гуру, который возглавлял калифорнийскую груп­

пу, был изгнан из другого штата, где он пользовался другим име­

нем. Я сумел отыскать дополнительную информацию о нем и

узнал, что наиболее привлекательных женщин он использовал

как проституток, чтобы добывать деньги для группы. Конечно,

члены семьи Джен были очень обеспокоены и хотели что-то не­

медленно предпринять. К счастью, путем мини-взаимодействия

они заронили достаточно сомнения в душу девушки, чтобы она

выразила готовность встретиться со мной

 

АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ МЕТОДЫ

Вполне может оказаться, что вы попали в такую ситуацию,

когда ПСВ по ряду причин применен быть не может. Например,

культист не желает идти на контакт или остается невосприимчи­

вым к обращениям семьи. Такое вполне может произойти, если

семья когда-то распалась и в настоящее время ни один из ее чле­

нов не в состоянии вернуть доверие культиста. Впрочем, если

обычные усилия найти общий язык не действуют, можно вос­

пользоваться альтернативными вариантами.

Для начала можно организовать систему взаимной поддержки

семей, имеющих близких людей в той же самой группе. Если у

культа есть свое предприятие (как, например, у Врат Небес), мож­

но войти в контакт с работниками этого предприятия, не состоя­

щими в культе, и провести серию мини-взаимодействий, чтобы

научить их разбираться в специфике данной группы и заручить­

ся их поддержкой. Можно поработать с бывшими адептами этого

культа и создать в вашем городе инициативную группу, в задачу

которой будет входит просвещение о культах. Я сам и мои колле­

ги делаем все, чтобы обучить людей, которые хотят активно слу­

жить этому благородному делу.

Для привлечения всеобщего внимания к преступной деятель­

ности культов можно также использовать средства массовой ин­

формации. Лидеры культов часто идут на все, чтобы создать по­

ложительный образ своей организации в глазах общественности.

Когда семья Кэтрин Мэзер появилась в мунистском центре в

сопровождении журналистов из "Ежедневного шоу" (The Today

Show) корпорации Эн-би-си (NBC), чтобы поговорить с дочерью,

представителям культа пришлось начать обращать внимание на

их требования. Автор программы взял у Кэтрин интервью, из

которого стало ясно, что она действует не по собственной воле.

Авторы "Ежедневного шоу" решили показать на экране тяжелое

положение семьи и обратились ко мне с просьбой сняться вместе

 

Хассен С..: Освобождение от психологического насилия / 286


 

 

с президентом Американской Церкви Объединения (Унифика­

ции). Появившаяся в итоге передача стала настоящим кошмаром

для культовой пропаганды. Публика увидела семью, разрывае­

мую на части якобы религиозной группой, которая разглаголь­

ствует о так называемых "семейных ценностях" и одновременно

не позволяет Кэтрин видеть собственного брата.

После этой передачи с семьей связался продюсер другого наци­

онального телешоу, который тоже выразил желание сделать о

них сюжет. Я предложил семье Кэтрин прикинуться несговорчи­

выми и посоветовал позвонить тому мунистскому лидеру, с кото­

рым они имели дело, чтобы сообщить ему об этом приглашении.

Я рекомендовал сказать мунистам, что, если Кэтрин немедленно

посадят в самолет и отправят домой, семья не будет участвовать

в передаче. Одновременно Кэтрин была очень расстроена тем,

что ей не давали увидеться с семьей. Ее отправили домой. Она

согласилась на консультирование и через несколько месяцев по­

явилась в "Ежедневном шоу". Она была полна энергии и ясно

объяснила то, что с ней случилось, особенно предупредив зрите­

лей об опасности культового контроля сознания. Она закончила

свое выступление тем, что призвала семьи "никогда не терять

надежду".

Ее родные выступили в роли первооткрывателей. Они показа­

ли, как можно использовать средства массовой информации в

качестве жизненно важнейшего инструмента спасения. Наш ме­

тод оказался действенным, потому что тележурналисты были

готовы провести необходимое расследование, выбрали правиль­

ный состав действующих лиц и наглядно показали влияние куль­

та на Кэтрин и ее семью. Лишенное энтузиазма участие менее

заметной, менее популярной передачи, вероятно, не имело бы

такого успеха. Важно также отметить, что мунисты были уязви­

мы для подобной атаки из-за своей широкой известности в каче­

стве издателей газеты "Вашингтон пост" и владельцев Бридж­

портского университета в штате Коннектикут. Очевидно, что

мелкий, малоизвестный культ не посчитал бы скандалом посвя­

щенную ему передачу.

Не забывайте пользоваться Интернетом, чтобы искать инфор­

мацию, находить других людей с похожими заботами и распро­

странять сведения о деструктивных культах. Обращайтесь к раз­

личным телеконференциям на эту тему (например, alt. religion.

unification, alt. religion. Scientology и ex-cult. support). Ищите в Сети

последние новости о культах, контакты с их бывшими участни­

ками и экспертами, а также сайты, созданные в защиту культов

и против них.

 

Хассен С..: Освобождение от психологического насилия / 287


 

 

Когда связь прервана, некоторые семьи помещают в Сети стра­

ницы, чтобы предать гласности информацию о близких людях.

Эффективнее всего, если страница содержит фотографии семьи,

друзей, домашних животных, родного дома, а также текст пози­

тивного содержания: "Мы любим тебя. Мы скучаем без тебя. По­

жалуйста, позвони, напиши письмо или пошли электронную по­

чту. Мы хотим знать, что с тобой все благополучно". Такой сайт

поможет оповестить тех, кто следит за культами (в том числе

читателей этой книги) и кто мог бы оказаться полезным.

Если вы собираетесь создать собственную страницу в Сети,

постарайтесь соблюдать осторожность и не нападайте на группу

с голословными обвинениями. Даже в том случае, если вы в тече­

ние многих лет занимаете стойко критическую позицию в отно­

шении культа, лучше всего будет ее смягчить и применить более

сбалансированный подход. Недавно дочь одной участницы куль­

та настаивала на создании в Сети страницы с целью разоблаче­

ния методов группы, завербовавшей ее мать. Я предложил начать

с фотографии, где они с матерью улыбаются, и спокойно, взвешен­

но изложить свою историю: "Я люблю свою маму. Я не видела ее

с прошлого года. Ей сказали, что она не может покинуть группу,

а если сделает это, то умрет. Это — пример внушения фобии".

 

ФИНАНСОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ

Затраты, связанные с помощью близкому человеку, оказавше­

муся в культе, быстро нарастают, и деньги нередко превращаются

в препятствие. Семьи с ограниченными финансовыми ресурсами

сталкиваются с трудностями, касающимися расходов и возмож­

ных вспомогательных источников получения денег. Хотя финан­

сирование воздействия вначале и может показаться безнадеж­

ным, обычно находятся способы сделать его осуществимым. Для

некоторых это означает найти побочную работу. Для других —

превратить акции или другие ценные бумаги в наличные деньги,

снять сумму со сберегательного счета или воспользоваться зай­

мом.

Отец одного культиста однажды сказал мне, что затраты на

попытку воздействия обходятся по крайней мере в стоимость

годового обучения в колледже. В частном колледже это может

составлять от 20000 до 30000 долларов. Для многих семей имеет

смысл использовать деньги, отложенные на колледж, особенно

когда участник культа бросил учебу, чтобы последовать за груп­

пой. Творческий потенциал и упорство помогут вам найти уни­

кальные способы финансирования. В действительности оно обхо­

дится в более скромную сумму, чем те, что были названы выше.

Возможно, придется найти забытых членов семьи или друзей,

 

Хассен С..: Освобождение от психологического насилия / 288


 

 

готовых помочь. Вероятно, сначала придется убеждать их, что

данный человек находится под влиянием контроля сознания. В

некоторых случаях консультанты готовы к переговорам о гибких

сроках оплаты или о понижении стоимости своих услуг. За по­

следние годы я много раз предлагал бесплатное консультирова­

ние — прежде всего тем, кто добровольно покинул культы и не

имел денег или семьи.

Члены семьи, работающие вместе и объединяющие свои ресур­

сы, могут сократить расходы. В некоторых случаях две или более

семей, у которых близкие находятся в одном культе, могут де­

литься как временем, так и деньгами, проводя друг для друга

мини-взаимодействия и групповые семинары. Собирать средства

можно и через Интернет, обратившись за помощью к обществен­

ности. Некоторые организовывали еще один бизнес, например,

связанный с доставкой товаров, заказанных по почте. Существен­

ные суммы денег можно сэкономить путем простого сокращения

расходов. Например, члены семьи могут постараться вести меж­

дугородные телефонные разговоры преимущественно в течение

уик-эндов. Участник команды, знающий компьютер, может обу­

чить других, как пользоваться бесплатной телефонной связью

через Интернет. В настоящее время стоимость компьютеров бы­

стро снижается, к тому же их можно арендовать. Чем больше

работы вы сделаете сами, тем меньше надо будет платить кон­

сультанту. Читая эту книгу, вы уже сэкономили изрядную сумму,

которая пошла бы на гонорары за консультации.

Если члены семьи по-настоящему испытывают нужду: они

больны, сидят без работы, потеряли состояние, — существует

много благотворительныхорганизаций, готовых внести деньги.

Некоторые семьи обращаются запомощью в свою церковь или

храм. Другой способ заключается в том, чтобы нанять специали­

ста по обращениям за субсидиями, который будетпытаться уста­

новить связь с соответствующими фондами от имени семьи. Я

надеюсь, что когда-нибудь Институт свободы мышления (The

Freedom of Mind Institute) будет хорошо финансироваться и сумеет

помочь тем, у кого крайняя финансовая нужда.

 

Внимание! Деньги — часто тяжелая тема как для культистов,

так и для бывших участников культов. Некоторые из них дей­

ствительно испытывают сильное чувство вины из-за финансо­

вых расходов, которые производит семья. Некоторые из них пря­

мо-таки настаивают на возмещении семье стоимости воздей­

ствия. Тем не менее, членам семьи лучше всего избегать обсужде­

ния финансовых проблем, касающихся участника культа. Такие

обсуждения обычно ведут его к одному из двух заключений: "Моя

семья чересчур приземленная и заботится только о деньгах" или

 

Хассен С..: Освобождение от психологического насилия / 289


 

 

"Моя семья платит слишком много, так что я избавлю их от расхо­

да, если отклоню приглашение". Если кто-нибудь из ваших близ­

ких спросит о стоимости, вежливо откажитесь отвечать и скажи­

те, что деньги — не проблема: "Об этом мы не беспокоимся. Мы

заботимся только о тебе". К сожалению, я слышал о родителях,

использующих проблему денег для манипулирования бывшими

культистами и вызывающих у них чувство вины. Это наносит

очень большой ущерб и подрывает не только отношения, но и

усилия по исцелению.

 

ПОСЛЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ

Успешное воздействие поможет установить контакт с подлин­

ной личностью человека и освободить ее. К концу консультаци­

онного воздействия, если оно проведено должным образом, все

чувствуют одновременно усталость и облегчение. В том случае,

если участник культа все еще хочет остаться в группе (что мало­

вероятно), члены семьи испытывают разочарование, но их долж­

но поддерживать сознание того, что они сделали для оказания

помощи все возможное и достигли определенного прогресса на

этом поприще. Полезно подвести итог тому, что этот опыт озна­

чал для членов семьи. Если культисту нужно время и уединение

для принятия решения, старайтесь поддерживать содержатель­

ное общение (телефон, письма и визиты), продолжайте строить

новые отношения с ним. Напомните ему, что теперь он распола­

гает ценной информацией о сущности контроля сознания и куль­

товой тактики. Неплохо было бы обсудить его возможную реак­

цию на то, что культ постарается провозгласить его героем, не

поддавшимся на провокацию, и исказит случившееся, расценив

воздействие как недобровольное и принудительное. Попросите

его всегда помнить, что произошло на самом деле, а не соглашать­

ся с тенденциозным мнением группы.

Если близкий вам человек решает оставить группу, все равно

остается много неотложных дел. Простой физический уход из

культа не обязательно решит все проблемы. Бывшим культистам

требуется время, чтобы заново приспособиться к жизни вне груп­

пы и найти ответы на вопросы, возникшие в связи с возвращени­

ем к нормальной жизни. Такой период переоценки ценностей

может быть благотворным, но это трудный процесс, и члены

семьи должны быть рядом, чтобы оказывать поддержку. Боль­

шинство людей, покинувших культы, получают немалую пользу

от нескольких консультационных сессий, проведенных после их

ухода из группы. Другим требуется более интенсивная помощь.

Они могут обратиться к психотерапевту, провести время в реаби­

литационном центре в Веллспринге, штат Огайо, или посетить

 

Хассен С..: Освобождение от психологического насилия / 290


 

 

аналогичное заведение, которое планирует создать в штате Мас­

сачусетс Институт религиозных исследований в Новой Англии

(NEIRR),

Деструктивные культы учат своих адептов блокировать инфор­

мацию и подавлять чувства. Человек, вышедший из культа, дол­

жен восстановить связи с миром и с самим собой. Напомните

близкому человеку, что знание — сила и что эмоции подсказыва­

ют нам нечто важное о реальности. Поощряйте его заниматься

самообразованием по поводу случившегося с ним: читать, раз­

мышлять и прислушиваться к собственным чувствам — напри­

мер, к чувству фрустрации, чтобы подходящими способами "спу­

стить пар". Чем больше он открывается перед вами, тем скорее

вы сможете сообща определить, что мешает окончательному ис­

целению.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 150; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.12.205 (0.152 с.)