II. Информационный контроль. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

II. Информационный контроль.



1. Использование обмана:

а) Преднамеренное утаивание информации.

б) Искажение информации в «нужном» направлении.

в) Чистая ложь.

 

Хассен С..: Освобождение от психологического насилия / 57


 

 

2. Доступ к некультовым источникам информации сведен к

минимуму или запрещен:

а) Книги, статьи, газеты, журналы, телевидение, радио.

б) Критическая информация.

в) Бывшие участники.

г) Поддерживается такая загруженность адептов, чтобы у них

не оставалось времени на обдумывание и проверку чего бы то ни

было.

 

3. Разделение информации на части и создание барьеров меж­

ду ними; оппозиция аутсайдеров и посвященных:[19]

а) Нет свободного доступа к информации.

б) Информация варьируется на разных уровнях и в различных

под разделениях внутри пирамиды.

 

4. Поощряется слежка за другими членами группы:

а) Составление пар «друзей» по специальной системе в целях

наблюдения и контроля.

б) Доносительство лидеру о «неправильных» мыслях, чувствах

и действиях.

в) Поведение личности контролируется всей группой.

г) Лидер решает, кому, что и когда "нужно знать".

 

5. Широкое использование информации и пропаганды, создан­

ной в рамках культа:

а) Информационные бюллетени, журналы, газеты и дневники,

аудио — и видеозаписи, другие средства информации.

б) Искаженные цитаты, выхваченные из контекста формули­

ровки из некультовых источников.

 

6. Неэтичное использование исповеди:

а) Информация о «грехах» используется, чтобы стереть грани­

цы личности.

б) Прошлые «грехи» служат средством манипуляции и контро­

ля; нет прощения или отпущения грехов.

 

7. Необходимость в повиновении и зависимости.

 

III. Контроль мышления

1. Необходимо усвоить доктрину группы как Истину:

а) Принятие групповой схемы реальности как непосредствен­

ной Реальности (Схема = Реальность).

б) Черно-белое мышление.

в) Добро против Зла.

г) Мы против Них (внутреннее против внешнего).

 

2. Использование «передернутого» языка (например, "мысле­

тормозящих клише"). Слова — это инструменты, которыми мы

 

 

Хассен С..: Освобождение от психологического насилия / 58


 

 

пользуемся для выражения своих мыслей. «Специальные» же

слова скорее ограничивают, чем расширяют понимание и могут

даже вовсе блокировать мышление. Их функция — урезать слож­

ные переживания до тривиального "птичьего языка".[20]

3. Поощряются только «хорошие» и «правильные» мысли.

4. Применение гипнотических техник, вызывающих изменен­

ные психические состояния.

5. Манипулирование воспоминаниями и культивация ложных

воспоминаний.

 

6. Применение «мыслетормозящих» техник, которые препят­

ствуют "проверке реальности", блокируя «отрицательные» мыс­

ли и допуская только "положительные":

а) Отрицание, рационализация, оправдание, принятие желае­

мого за действительное.

б) Монотонное говорение (скандирование).

в) Медитация.

г) Моление.

д) Говорение "на языках" (глоссолалия).

е) Пение или гудение.

 

7. Отказ от разумного аналитического мышления и конструк­

тивной критики. Никаких критических вопросов о лидере груп­

пы, ее доктрине и политике, которые признаются единственно

правильными.

8. Никакие альтернативные системы верований не признают­

ся законными, хорошими или полезными.

 

IV. Эмоциональный контроль.

1. Манипулирование эмоциональным спектром личности и его

сужение.

2. Стремление заставить человека чувствовать себя так, что

если и существуют какие-то проблемы, то в этом всегда повинен

он сам, а не лидер или группа.

 

3. Чрезмерная эксплуатация чувства вины:

а) Личностная вина:

— кто ты (не живешь в соответствии со своим потенциалом);

— твоя семья;

— твое прошлое;

— твои привязанности;

— твои мысли, чувства, поступки.

б) Социальная вина.

в) Историческая вина.

 

4. Чрезмерная эксплуатация чувства страха:

а) Боязнь мыслить независимо.

 

Хассен С..: Освобождение от психологического насилия / 59


 

 

б) Боязнь «внешнего» мира.

в) Боязнь врагов.

г) Боязнь потерять свое "спасение".

д) Боязнь покинуть группу или оказаться в положении, когда

группа тебя избегает.

е) Боязнь неодобрения.

 

5. Провоцирование частой смены эмоциональных пиков и спа­

дов.

6. Ритуальное и часто публичное признание "грехов".

 

7. Индоктринация фобий: внушение иррациональных страхов,

связанных с уходом из группы или с сомнениями в авторитете

лидера. Человек, чье сознание контролируется, не может пред­

ставить будущую реализацию своих потенциальных возможно­

стей вне группы:

а) Нет счастья или удовлетворенности вне группы.

б) Уход из группы повлечет за собой страшные последствия:

адские муки, одержимость демоном, неизлечимые болезни, не­

счастные случаи, самоубийство, безумие, обреченность на беско­

нечноеперевоплощение (10 000 реинкарнаций) и т. д.

в) Старательное уклонение от общения с теми, кто осмелился

уйти; страх перед тем, что тебя отвергнут друзья, члены группы и

семья.

г) Никогда не может быть оправданных причин для выхода из

культа. С точки зрения группы, тот, кто ушел, оказался «слаб»,

«недисциплинирован», «бездуховен», «суетен», "ему промыли

мозги семья или консультант" или "совратили деньги, секс, рок-

н-ролл".

 

Важно понять, что деструктивный контроль сознания возника­

ет тогда, когда совокупное влияние всех четырех компонентов

вызывает зависимость от лидера и группы, склоняет к повинове­

нию им. Наличие каждого пункта необязательно. Члены культа,

чье сознание находится под чужим контролем, могут жить в соб­

ственных квартирах, иметь работу "с девяти до пяти", состоять в

браке, иметь детей и при этом быть неспособными думать и дей­

ствовать независимо.

 

КОНТРОЛЬ ПОВЕДЕНИЯ

Контроль поведения — это постепенно нарастающее регулиро­

вание физической реальности человека, которая включает как

ближайший контекст его существования (где он живет, с кем

общается, что ест, когда спит), так и поведение (выполнение раз­

личных задач, отправление ритуалов и т. д.). Контроль поведения

проявляется в самых разных формах, включая манипулирование

 

Хассен С..: Освобождение от психологического насилия / 60


 

 

сном, изменение диеты, вторжение в личную жизнь, отрыв от

друзей и других новичков, изоляцию на семинарах или других

занятиях по индоктринации.

Культы часто навязывают своим членам жесткий режим жиз­

ни, позволяющий управлять их поведением. Когда участники не

заняты индоктринацией и культовыми ритуалами, перед ними

обычно ставятся конкретные цели, ограничивающие их свобод­

ное время — что угодно, лишь бы они были постоянно заняты. В

деструктивном культе всегда найдется работа, которую необхо­

димо делать.

Некоторые экстремистские культы типа Врат Небес чуть ли не

запрещают одиночество, нередко заставляя быть всех вместе во

время еды, за работой, на собраниях и в период сна, т. е. двадцать

четыре часа в сутки. Бывший член Врат Небес рассказывал мне,

что Эпплуайт решал, "как нам жить, что носить, как стричь воло­

сы, что есть, как спать. Все наши средства были объединены в

"общий котел" группы, все свое время мы проводили с группой".

(1.Интервью с Диком Джослином (Dick Joslyn) 26 мая 1997 года. С

разрешения мистера Джослина.) Библейский[21] культ Двена­

дцать Колен применяет ту же самую тактику, только от имени

Бога 3. (3. Pardon Robert Barba Judith. Messianic Communities:

Journey from Orthodoxy to Heresy. Lakeville, MA: New England

Institute of Religious Research, 1995.) Чтобы отбить охоту к проявле­

ниям индивидуализма, в некоторых культах культивируется си­

стема «приятельства», когда старший «послушник» беспрестанно

опекает новичка, отслеживает его повседневное поведение.

Все члены культа связаны групповыми ритуалами, которые

могут включать особенную манеру речи, позы или выражения

лица. Поскольку у мунистов корейцы считались главной расой,

мы испытывали особенные чувства, когда пели корейские народ­

ные песни, ели ким чи (корейскую маринованную капусту), кла­

нялись или снимали обувь перед входом в групповой центр.

Оформленная в виде пирамиды структура культов позволяет

лидерам навязывать жесткую систему поощрений и наказаний

за все виды поведения. Повиновение и хорошее исполнение воз­

награждаются публичной похвалой, подарками или повышени­

ем в должности, в то время как неповиновение и плохое исполне­

ние наказываются выговором, понижением в должности или по­

ручением черной работы вроде мытья туалетов.

Контроль поведения легче всего понять, исходя из различий

между легитимной церковью и библейским культом. К примеру,

если ваша мать больна или травмирована, вы идете к священни­

ку и говорите: "Моя мать больна. Я собираюсь навестить ее в

больнице. Пожалуйста, помолитесь за нее". Если же вы обращае­

 

 

Хассен С..: Освобождение от психологического насилия / 61


 

 

тесь к лидеру библейского культа, то от вас требуется смиренно

осведомиться: "Не будет ли мне позволено навестить мать?" В

особо деструктивных культах подобные просьбы зачастую встре­

чают отказ, мотивированный тем, что работа в группе важнее.

Скажем, всякий раз, когда лидеры мунистов не хотели, чтобы

участники движения эмоционально вовлекались в семейные де­

ла, им советовали: "Пусть мертвые хоронят мертвецов". Конечно,

любые посторонние рассматривались как «духовно» мертвые.

Другие группы велят своим членам: "вы не можете выбирать

жену или мужа; это следует подготовить", "вы должны получить

разрешение от старших" и т. д. Если вы влюбляетесь в кого-то, это

должен быть член вашей группы; если же это будет кто-то за

пределами группы, то вас изгонят и отлучат от общины. Члены

культов должны просить разрешения для поступления в кол­

ледж, в том числе и для изучения какого-то конкретного предме­

та. У Свидетелей Иеговы адептам не велят праздновать дни ро­

ждения или праздники вроде Пасхи или Рождества, потому что,

сделав это, они совершат грехопадение. Я знаю женщину, кото­

рую отлучили от Свидетелей Иеговы за то, что она послала от­

крытку на день рождения неиеговисту. Многим членам культов

не позволяют вступать на порог церкви, потому что это считается

злом и грехом. Когда культ запрещает своим адептам общаться с

бывшими членами, даже с лучшими друзьями или родственни­

ками, это можно квалифицировать как контроль не только пове­

дения, но и информации.

 

ИНФОРМАЦИОННЫЙ КОНТРОЛЬ

Человеческое сознание не может нормально функционировать

без информации. Управляя потоком информации и способностью

его обрабатывать, культы не позволяют людям здраво судить о

собственной жизни или действиях группы.

Информационный контроль начинается в момент вербовки,

когда культы скрывают или искажают информацию, чтобы при­

влечь людей. Не люди присоединяются к культам — культы вер­

буют людей. Они оказываются вовлечены в культ, когда:

— к ним обращается друг или родственник, уже являющийся

членом данной группы;

— к ним обращается дружески настроенный незнакомец (часто

противоположного пола);

— их приглашают на организуемое культом мероприятие типа

лекции, симпозиума или демонстрации фильма;

— их соблазняют купить культовую книгу, рекламируемую как

"бестселлер";

 

Хассен С..: Освобождение от психологического насилия / 62


 

 

— их приглашают на внешне безобидные занятия по "изуче­

нию Библии";

— они заинтересовываются личным или тематическим объяв­

лением, рекламным листком или плакатом;

— их вербуют при устройстве на работу в случае, когда пред­

приятие находится в собственности культа.

Как правило, человек не подозревает, что его вербуют. Он до­

пускает, что у друга или родственника только что было невероят­

ное озарение или переживание, которым тот хочет поделиться.

Если вербовщик — незнакомец, человек чаще всего полагает, что

обзаводится новым другом. Но в действительности дружба не

рождается внезапно; ей необходимо время для развития, в ходе

которого человек делится информацией постепенно, обдуманно.

Культовые вербовщики мастерски выведывают у людей инфор­

мацию, почти ничего не сообщая о себе и о своей группе. Они не

говорят открыто, кто они, во что верят и чего хотят от людей.

Дробя информацию, культы не позволяют своим членам уви­

деть общую картину. Людям выдают только ту информацию, к

которой их считают «готовыми», или же такой ее объем, который

необходим для выполнения того или иного задания. Идеология

культа допускает много уровней «истины», включая доктрины

для «посторонних» и для «посвященных». Более умеренный мате­

риал для внешнего пользования, содержащий смягченные вер­

сии верований группы, выдается широкой публике и новообра­

щенным. Новичкам, задающим вопросы, часто говорят, что они

еще недостаточно созрели, чтобы знать всю правду. Доктрины

"для своих" предназначаются тем, кто уже полностью индоктри­

нирован. Таким образом, разъяснение культовой доктрины ока­

зывается отсрочено до того момента, когда способность новичка

к объективному восприятию практически исчезает.

Обычная форма информационного контроля включает в себя

блокирование любых критических или отрицательных точек

зрения. Некоторые культы просто запрещают своим членам до­

ступ к любому некультовому материалу — такому, как газеты,

журналы, телевидение, радио и Интернет, в то время как другие

владеют более утонченными способами контроля информации.

Например, чтобы ограничить доступ в Интернете, сайентология

предоставляет своим членам программное обеспечение, автома­

тически блокирующее доступ к сайтам бывших членов этой груп­

пы и критиков.

Контроль информации также включает надзор за взаимодей­

ствием членов данной группы с другими людьми. От привержен­

цев ждут, что они будут шпионить друг за другом и сообщать о

неуместных действиях или суждениях относительно личности

 

 

Хассен С..: Освобождение от психологического насилия / 63


 

 

лидера, характера доктрины или структуры организации. Эта

информация, как и та, что разглашается участником во время

исповеди, часто используется против него самого в качестве сред­

ства манипуляции. Некоторые культы даже прослушивают теле­

фон и перехватывают письма, чтобы добыть информацию, кото­

рую можно было бы использовать для контроля над своими быв­

шими и нынешними членами.

Взгляд на отношение группы к информации — это самый бы­

стрый способ оценить, использует ли она деструктивный кон­

троль сознания. Законная, правильная организация предоставля­

ет людям свободу думать самим, читать все, что им заблагорассу­

дится, говорить с кем угодно для нахождения собственных отве­

тов на поставленные вопросы, тогда как группа, применяющая

деструктивный контроль сознания, предпочитает думать за лю­

дей.

 

КОНТРОЛЬ МЫШЛЕНИЯ

В культе, осуществляющем контроль сознания, доктрина груп­

пы рассматривается как абсолютная Истина, как единственное

решение человеческих проблем. Доктрину культа можно, как

правило, выразить простейшей формулой: "Мы — путь! Мы —

истина! Вы, те, кто не с нами, погибли. Мы знаем, а вы — нет".

Она проповедует черно-белое мышление и делит мир на упро­

щенные дихотомии — добро и зло, «мы» и «они». Верующим при­

ходится туго, если они воспринимают доктрину как набор руко­

водящих принципов, открытый для истолкований и альтерна­

тив, ибо доктрина — это и есть реальность, в которой они живут.

Многие культы имеют собственный "подтасованный язык", со­

стоящий из закодированных символов и словесных клише напо­

добие стереотипного "птичьего языка", который используется,

чтобы блокировать мыслительные процессы. Например, у муни­

стов всякий раз, когда что-то шло не так, это называлось «компен­

сацией», что означало, будто тебе необходимо пройти некое ду­

ховное испытание, чтобы исправить прошлое зло. Дождь, шед­

ший на стадионе Янки во время лекции Муна, объявлялся «ком­

пенсацией» за то, что Америка недостаточно любила Мессию.

Слова — инструменты, которыми мы пользуемся для мышления.

Если вы сумеете контролировать слова, которыми люди опериру­

ют, вы сможете управлять их мыслями.

В большинстве деструктивных культов значительная часть

техник, которым учат адептов, преподаются не напрямую или

сознательно, а через моделирование поведения. Они учатся, на­

блюдая за старшими, слушая лидера и моделируя себя в соответ­

ствии с их поведением. В конечном счете они быстро подсозна­

 

Хассен С..: Освобождение от психологического насилия / 64


 

 

тельно обучаются некоторым видам поведения лидеров, таким,

как особенности речи и жестикуляции. Когда мне преподавали

методику чтения лекций в группе Муна, я посещал бесчисленные

лекции, наблюдал, слушал и молил Бога, чтобы Его дух снизошел

ко мне и я смог бы уподобиться старшему брату, который вел

занятия. Через четыре года после ухода от мунистов я больше

узнал о гипнозе и понял, что меня готовили применять гипноти­

ческие процессы, когда я даже понятия не имел о том, что такое

гипноз. Например, меня учили, что глаза — это окна души, поэто­

му, когда говоришь с людьми, нужно смотреть на точку, располо­

женную в трех дюймах позади их глаз. Позже я выяснил, что эта

техника фактически копировала гипнотическую индукцию, так

называемую фиксацию глаз, которую применяют, чтобы вызвать

у кого-либо измененное состояние сознания, или транс. Подобная

эксплуатация гипнотических методик может приводить в заме­

шательство и дезориентировать человека, превращая его в по­

слушного раба.

Хотя у меня есть сведения о нескольких культовых лидерах,

специально изучающих нейролингвистическое программирова­

ние (НЛП), я подозреваю, что большинство культовых групп поль­

зуются обычными гипнотическими методиками, чтобы вызывать

состояние транса.[22] Они склонны применять так называемые

«натуралистические» гипнотические методики. Медитирование

с целью подавления мышления, монотонное повторение какой-

нибудь фразы часами или декламация формул самоубеждения —

все это является мощными способами содействия духовному ро­

сту, но в условиях контроля сознания становится и мощным сред­

ством индоктринации.

Когда человек входит в транс, то сознание, аналитические спо­

собности отключаются. Действует подсознание. Транс — это не

сон, это сфокусированное внимание. Если вы способны фокусиро­

вать внимание, вы можете входить в измененное состояние со­

знания. Это — дар, позволяющий ограждать себя от шума и всего,

что отвлекает внимание, но вместе с тем он благоприятствует

влиянию со стороны вербовщика культа. Если кто-то стремится

внушить вам что-либо, руководствуясь скрытыми намерениями,

в состоянии транса вы оказываетесь куда более восприимчивы.

Когда вы пребываете в весьма специфичном состоянии расслаб­

ленности, идеи легко пускают корни в вашем подсознании. Неко­

торые культы используют гипноз даже для того, чтобы манипу­

лировать воспоминаниями или внедрять ложные воспоминания.

Адептов культа учат, что лидер всегда прав, и не позволяют в

этом сомневаться. Хороши только те мысли, что выражают согла­

сие с лидером. Любые другие следует отгонять от себя монотон­

 

 

Хассен С..: Освобождение от психологического насилия / 65


 

 

ным пением, молитвой или глоссолалией. В любых отрицатель­

ных чувствах всегда виноват сам человек. Любое разочарование,

посетившее члена группы, означает, что он что-то делает непра­

вильно: ему говорят, что он недостаточно верует, неправильно

медитирует и т. д. Для высказываний типа: "Возможно, лидер

неправ" или "Возможно, доктрина неверно цитирует Библию"

совершенно не остается места. Таким образом, подавляется спо­

собность члена группы к проверке реальности. Если вы думаете

исключительно в позитивном ключе, то тем самым предаете за­

бвению свои плохие мысли и чувства. Медитация или молитва

могут автоматически отключать критическое мышление, ради

чего эти обычно полезные действия программируются — в рам­

ках техники "блокировки мышления" — как применяемые меха­

нически всякий раз, когда у члена группы возникает сомнение

либо он испытывает тревогу или неуверенность.

Остановка мышления — это методика изменения поведения,

которую можно использовать, не нарушая этических норм. В на­

стоящее время она успешно применяется в качестве одной из

техник в программах коррекции поведения. Люди, находящиеся

в состоянии хронической депрессии, постоянно твердят себе: "Я

глуп", "Я никому не нужен", "Жизнь отвратительна". Эти мысли,

постоянно прокручиваясь в их головах, не дают им выйти из

депрессии. Терапевтический метод остановки мышления способ­

ствует смене отрицательных мыслей положительными: "Я расту",

"Мне становится лучше". В этом случае нет никакой тайной про­

граммы. Изменение поведения контролируется пациентом, а не

терапистом.

Мунисты говорили мне, что остановка мышления поможет

расти духовно и позволит оставаться сосредоточенным и сфоку­

сированным на Боге. Я не знал, что это была техника контроля

сознания. Мне внушили веру в то, что отрицательные мысли

помогут "злым духам" овладеть мной. Когда кто-то посторонний

спрашивал меня: "Почему Мун имеет завод по производству вин­

товок М-16?", — я не задумываясь начинал монотонно твердить

про себя: "Слава небесам, мир на земле". Часто во многих библей­

ских культах источником сомнений члена культа является «сата­

на», «дьявол». Декламирование Священного Писания может ис­

пользоваться для остановки критического мышления вкупе с уже

упомянутыми приемами "птичьего языка" и глоссолалией.

С точки зрения культа, применяющего контроль сознания, ле­

гитимной причины для выхода из группы не существует. Люди,

которые все-таки уходят, слабы, эгоистичны или не могут управ­

лять своими сексуальными потребностями, не могут перебороть

наркотическую, алкогольную зависимость и т. д. Согласно жестко

 

 

Хассен С..: Освобождение от психологического насилия / 66


 

 

установленному мнению группы, люди, которые уходят, неспо­

собны к духовной жертве или превозможению себя.

 

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ

Никто не присоединяется к группе с готовностью быть обману­

тым или подвергнуться манипулированию. Большинство людей,

прошедших через культовую группу, скажут вам, что во время

процесса индоктринации внутренний голос подсказывал им:

"Будь осторожен! Убирайся отсюда!" Чтобы добиться эмоциональ­

ного контроля, культ должен заглушить этот голос.

Эмоции сообщают нам то, что необходимо знать. Эмоциональ­

ный контроль ослабляет это самосознание, искажая и сужая диа­

пазон чувств. Культы добиваются контроля над эмоциями своих

членов, поддерживая эмоциональный дисбаланс. С одной сторо­

ны, большинство культов заставляют людей ощущать нечто осо­

бенное, осыпая их похвалами, — практика, получившая название

"бомбардировка любовью", — с целью поощрить верность и пре­

данность. С другой стороны, культы тратят массу времени и энер­

гии, манипулируя чувствами вины и страха у своих адептов и

ставя их в зависимость от группы. Гнев, тоска по дому и ревность

называются «эгоистичными» чувствами. От членов группы ждут,

что они всегда будут думать о группе, ни в коем случае не углуб­

ляясь в личные переживания.

Страх! Переизбыток страха! Заманивание в группу начинается

с проповеди любви и идеализма, но как только человека посвя­

щают во все тонкости доктрины, его охватывает страх — страх,

что планета вот-вот взорвется, ужас перед ядерным Холокостом,

боязнь утратить духовную связь с группой, страх, что им овладеет

дьявол. Культы прививают чувство страха, чтобы приручить че­

ловека до такой степени, что он превращается в параноика или

страдает фобиями.

Фобия — это иррациональный страх перед чем-либо. Интенсив­

ная фобическая реакция может вызывать физические реакции в

виде учащенного сердцебиения, сухости во рту, потоотделения и

напряжения мышц. Здесь я лишь коснусь этого предмета, кото­

рый будет подробно рассмотрен в главе 10, рассказывающей о

систематической практике внушения фобий, принятой в культах,

и о способах освобождения от фобий, которые мешают адепту

поверить, что он когда-либо сможет преуспеть и быть счастлив

за пределами группы.

Фобии парализуют людей и не дают им делать то, что они хотят

по-настоящему. Например, мунисты сообщают своим адептам,

что десять поколений их предков увязли в духовном мире и от

них зависит спасение этих предков. Если они не исполнят прика­

 

Хассен С..: Освобождение от психологического насилия / 67


 

 

зания лидера, то все родственники в духовном мире будут вечно

обвинять их в недостатке веры и в предательстве Мессии. У Сви­

детелей Иеговы человек может иметь серьезную фобию, связан­

ную с простым посещением Здания церкви. Я слышал об инци­

денте с юным Свидетелем Иеговы, который отказывался участво­

вать в аварийной эвакуации из средней школы в здание церкви.

Плачущего и кричащего десятилетнего мальчика пришлось втас­

кивать туда силой: он был уверен, что церковь заполнена «дьяво­

лами». (Об этом мальчике мне рассказал преподобный Боб Пар­

дон.)

Я встречался с людьми, чьи ранее существовавшие фобии ис­

пользовались против них в культе. Одну женщину в детстве за­

пирали в чулане с крысой. Когда она вступила в культовую груп­

пу, ей сказали, что если она когда-либо предаст лидера, то ока­

жется навечно замурованной в комнате с 10 000 крыс. Однажды я

встретил бывшего кришнаита, которому сказали, что если он

когда-нибудь покинет группу, то пройдет через 10000 реинкарна­

ций как какой-нибудь таракан или блоха. Я, например, воспиты­

вался в еврейской семье, а мунисты внушали мне, что 6 миллио­

нов евреев погибли при холокосте в уплату за «греховный» отказ

принять Иисуса как своего спасителя. Эти жуткие смерти якобы

послужили основой для того, чтобы Мун пришел вновь как Но­

вый Мессия — и если я не последую за Муном, все эти люди

разгневаются и будут обвинять меня вечно.

Каждый из этих видов контроля — поведения, информации,

мышления и эмоций — имеет собственный потенциал, способ­

ный значительно изменить личность человека. Когда применя­

ются все формы контроля, результат оказывается более чем экс­

тремальным. BITE-модель является руководством по распозна­

нию, пониманию и объяснению аспектов контроля сознания.

Большинство деструктивных групп используют не все упомяну­

тые мною направления контроля сознания. Группа, изменяющая

имена, настаивающая на особой форме одежды, на изолирован­

ной жизни, исключающей контакты с посторонними, будет, по

всей видимости, опаснее той, которая этого не делает. Но самое

важное — это всеобъемлющее влияние на конкретного человека,

на его свободную волю и способность думать независимо.

Имейте в виду: BITE-модель существует в континууме, и в зави­

симости от группы ее характерные черты могут варьироваться от

умеренных до очень интенсивных. Степень контроля сознания

также может очень серьезно меняться в пределах определенной

группы. Тот, кто находится в самой широкой части пирамиды

(особенно — маргинальные члены группы), обычно испытывают

гораздо менее сильный контроль, чем те, кто образуют ядро орга­

 

 

Хассен С..: Освобождение от психологического насилия / 68


 

 

низации. В настоящей книге речь идет по большей части о ядре,

нежели о периферии. Например, Трансцендентальная Медитация

(ТМ) удовлетворяет BITE-модели, хотя большинство ее привер­

женцев находятся на периферии группы: они платят деньги, про­

ходят инициацию, получают свою «частную» мантру, практику­

ют 15-минутную технику ТМ дважды в день и не идут дальше.[23]

Те, кто продолжает заниматься на «продвинутом» уровне, еже­

дневно медитируют часами, учатся «левитировать», идут в Меж­

дународный Университет Махариши и начинают рассматривать

своего Мастера как единственное просвещенное существо на

Земле, что, конечно, соответствует модели контроля сознания.

Хотя практически все аспекты современной жизни формиру­

ются под тем или иным влиянием, конструктивное, творческое

влияние легко отличить от деструктивного. В доброжелательной

группе влияние положительно, и центр контроля находится в

самом человеке. Влияние используется только для того, чтобы

поощрять независимое мышление и принятие решений, поддер­

жать самосознание и самоконтроль. Индивидуальность, творче­

ский потенциал и свободная воля личности уважаются и поддер­

живаются. Люди распознают и понимают различные способы

влияния в этой среде. Приветствуется знакомство с разнообраз­

ными источниками информации.

В деструктивном культе центр контроля смещается к коллек­

тивному «я» группы или же к лидеру последней. Новый участник

отказывается от способности принимать решения. Создается

псевдоличность, которая подавляет подлинное «я» и поддается

внешнему контролю. Индивидуальность отодвинута на второй

план, а свободная воля разрушена. Людей держат в неведении, а

сами процессы влияния преподносятся как мистические или ду­

ховные. Доступ к любой противоречащей информации исключен.

 

СОЗДАНИЕ КУЛЬТОВОЙ ЛИЧНОСТИ

Культы последовательно манипулируют элементами, форми­

рующими личность человека, включая важнейшие верования и

убеждения, ценности и отношения. Культовый контроль созна­

ния отделяет человека от его подлинной личности и создает но­

вую личность, зависящую от группы. С точки зрения психическо­

го здоровья, культовый контроль сознания расщепляет элементы

психики, которые впоследствии собираются в иную, отличную от

изначальной, конфигурацию. Последователь культа фактически

начинает демонстрировать признаки "диссоциативного рас­

стройства" в том виде, как оно определено в диагностическом

справочнике Американской психиатрической ассоциации DSM-

IV (300.15). Его поведение может также походить на поведение

 

Хассен С..: Освобождение от психологического насилия / 69


 

 

патологически зависимой личности.

Одно из широкораспространенных беспокойств семей и друзей

заключается именно в радикальном изменении личности близ­

кого человека. Дабы он был хорошим членом культа, его учат

манипулировать своим прежним «я» и подавлять его. Переделка

часто предполагает смену имени, одежды, прически, манеры ре­

чи и поведения, а также «семьи», «друзей», мыслей, эмоций, ре­

лигиозных чувств.

Вовлеченность в культ очевидным образом ослабляет взаимо­

понимание между адептом и членами его семьи, друзьями и

близкими. С человеком, находящимся под воздействием культо­

вого контроля сознания, особенно трудно говорить на рациональ­

ном уровне. Он действует в соответствии с совсем иным набором

критериев, чем тот, который имеет смысл в вашей модели реаль­

ности. Использование деструктивных методов контроля созна­

ния ставит под вопрос саму природу реальности. Когда я был во

власти мунистов, мои близкие решительно не понимали, как

культу удалось разрушить или «разморозить» мою личность. Для

них было совершенно очевидно, что нечто превращало меня в

человека, которого они не могли узнать. К моменту обретения

мной культовой личности они уже не могли общаться со мной

так, как прежде.

Наиболее типичный метод формирования культовой личности

состоит в прикреплении нового участника к старшему члену

группы. "Духовное дитя" обучается копировать "духовного роди­

теля" всеми способами — вплоть до подражания голосовой то­

нальности лидера группы. Культовая личность является, по су­

ществу, двойником лидера культа. В любой момент бодрствова­

ния — и особенно в состоянии транса — меня учили быть "ма­

леньким Сан Мьюнг Муном". Я хотел думать, действовать, чув­

ствовать, говорить, двигаться, как он. Библейский культ, Между­

народная Церковь Христа, поощряет интенсивное подражание

лидерам в своей практике "ученичества один над другим". Эта

техника моделирования преследует несколько целей. Она удер­

живает "духовного наставника" в наиболее выгодных поведенче­

ских рамках. Она также возбуждает у нового члена группы стрем­

ление самому превратиться в уважаемый образец, чтобы затем

обучать младших адептов.

После ухода от мунистов я нашел книгу Эдгара Шайна "Прину­

дительное убеждение", чрезвычайно полезную для понимания

того, как культ перекраивает личность. Шайн описал процесс

контроля сознания, используя модель трансформации мышле­

ния, предложенную Куртом Левином:

— размораживание: процесс разрушения личности;

 

 

Хассен С..: Освобождение от психологического насилия / 70


 

 

— изменение: процесс идеологической обработки;

— замораживание: процесс укрепления новой личности.

Я переделал и расширил трехступенчатую модель Курта Леви­

на по сравнению с тем, как она изложена в книге Э. Шайна.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 305; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.138.144 (0.394 с.)