Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
II. Информационный контроль.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
1. Использование обмана: а) Преднамеренное утаивание информации. б) Искажение информации в «нужном» направлении. в) Чистая ложь.
Хассен С..: Освобождение от психологического насилия / 57
2. Доступ к некультовым источникам информации сведен к минимуму или запрещен: а) Книги, статьи, газеты, журналы, телевидение, радио. б) Критическая информация. в) Бывшие участники. г) Поддерживается такая загруженность адептов, чтобы у них не оставалось времени на обдумывание и проверку чего бы то ни было.
3. Разделение информации на части и создание барьеров меж ду ними; оппозиция аутсайдеров и посвященных:[19] а) Нет свободного доступа к информации. б) Информация варьируется на разных уровнях и в различных под разделениях внутри пирамиды.
4. Поощряется слежка за другими членами группы: а) Составление пар «друзей» по специальной системе в целях наблюдения и контроля. б) Доносительство лидеру о «неправильных» мыслях, чувствах и действиях. в) Поведение личности контролируется всей группой. г) Лидер решает, кому, что и когда "нужно знать".
5. Широкое использование информации и пропаганды, создан ной в рамках культа: а) Информационные бюллетени, журналы, газеты и дневники, аудио — и видеозаписи, другие средства информации. б) Искаженные цитаты, выхваченные из контекста формули ровки из некультовых источников.
6. Неэтичное использование исповеди: а) Информация о «грехах» используется, чтобы стереть грани цы личности. б) Прошлые «грехи» служат средством манипуляции и контро ля; нет прощения или отпущения грехов.
7. Необходимость в повиновении и зависимости.
III. Контроль мышления 1. Необходимо усвоить доктрину группы как Истину: а) Принятие групповой схемы реальности как непосредствен ной Реальности (Схема = Реальность). б) Черно-белое мышление. в) Добро против Зла. г) Мы против Них (внутреннее против внешнего).
2. Использование «передернутого» языка (например, "мысле тормозящих клише"). Слова — это инструменты, которыми мы
Хассен С..: Освобождение от психологического насилия / 58
пользуемся для выражения своих мыслей. «Специальные» же слова скорее ограничивают, чем расширяют понимание и могут даже вовсе блокировать мышление. Их функция — урезать слож ные переживания до тривиального "птичьего языка".[20] 3. Поощряются только «хорошие» и «правильные» мысли. 4. Применение гипнотических техник, вызывающих изменен ные психические состояния. 5. Манипулирование воспоминаниями и культивация ложных воспоминаний.
6. Применение «мыслетормозящих» техник, которые препят ствуют "проверке реальности", блокируя «отрицательные» мыс ли и допуская только "положительные": а) Отрицание, рационализация, оправдание, принятие желае мого за действительное. б) Монотонное говорение (скандирование). в) Медитация. г) Моление. д) Говорение "на языках" (глоссолалия). е) Пение или гудение.
7. Отказ от разумного аналитического мышления и конструк тивной критики. Никаких критических вопросов о лидере груп пы, ее доктрине и политике, которые признаются единственно правильными. 8. Никакие альтернативные системы верований не признают ся законными, хорошими или полезными.
IV. Эмоциональный контроль. 1. Манипулирование эмоциональным спектром личности и его сужение. 2. Стремление заставить человека чувствовать себя так, что если и существуют какие-то проблемы, то в этом всегда повинен он сам, а не лидер или группа.
3. Чрезмерная эксплуатация чувства вины: а) Личностная вина: — кто ты (не живешь в соответствии со своим потенциалом); — твоя семья; — твое прошлое; — твои привязанности; — твои мысли, чувства, поступки. б) Социальная вина. в) Историческая вина.
4. Чрезмерная эксплуатация чувства страха: а) Боязнь мыслить независимо.
Хассен С..: Освобождение от психологического насилия / 59
б) Боязнь «внешнего» мира. в) Боязнь врагов. г) Боязнь потерять свое "спасение". д) Боязнь покинуть группу или оказаться в положении, когда группа тебя избегает. е) Боязнь неодобрения.
5. Провоцирование частой смены эмоциональных пиков и спа дов. 6. Ритуальное и часто публичное признание "грехов".
7. Индоктринация фобий: внушение иррациональных страхов, связанных с уходом из группы или с сомнениями в авторитете лидера. Человек, чье сознание контролируется, не может пред ставить будущую реализацию своих потенциальных возможно стей вне группы: а) Нет счастья или удовлетворенности вне группы. б) Уход из группы повлечет за собой страшные последствия: адские муки, одержимость демоном, неизлечимые болезни, не счастные случаи, самоубийство, безумие, обреченность на беско нечноеперевоплощение (10 000 реинкарнаций) и т. д. в) Старательное уклонение от общения с теми, кто осмелился уйти; страх перед тем, что тебя отвергнут друзья, члены группы и семья. г) Никогда не может быть оправданных причин для выхода из культа. С точки зрения группы, тот, кто ушел, оказался «слаб», «недисциплинирован», «бездуховен», «суетен», "ему промыли мозги семья или консультант" или "совратили деньги, секс, рок- н-ролл".
Важно понять, что деструктивный контроль сознания возника ет тогда, когда совокупное влияние всех четырех компонентов вызывает зависимость от лидера и группы, склоняет к повинове нию им. Наличие каждого пункта необязательно. Члены культа, чье сознание находится под чужим контролем, могут жить в соб ственных квартирах, иметь работу "с девяти до пяти", состоять в браке, иметь детей и при этом быть неспособными думать и дей ствовать независимо.
КОНТРОЛЬ ПОВЕДЕНИЯ Контроль поведения — это постепенно нарастающее регулиро вание физической реальности человека, которая включает как ближайший контекст его существования (где он живет, с кем общается, что ест, когда спит), так и поведение (выполнение раз личных задач, отправление ритуалов и т. д.). Контроль поведения проявляется в самых разных формах, включая манипулирование
Хассен С..: Освобождение от психологического насилия / 60
сном, изменение диеты, вторжение в личную жизнь, отрыв от друзей и других новичков, изоляцию на семинарах или других занятиях по индоктринации. Культы часто навязывают своим членам жесткий режим жиз ни, позволяющий управлять их поведением. Когда участники не заняты индоктринацией и культовыми ритуалами, перед ними обычно ставятся конкретные цели, ограничивающие их свобод ное время — что угодно, лишь бы они были постоянно заняты. В деструктивном культе всегда найдется работа, которую необхо димо делать. Некоторые экстремистские культы типа Врат Небес чуть ли не запрещают одиночество, нередко заставляя быть всех вместе во время еды, за работой, на собраниях и в период сна, т. е. двадцать четыре часа в сутки. Бывший член Врат Небес рассказывал мне, что Эпплуайт решал, "как нам жить, что носить, как стричь воло сы, что есть, как спать. Все наши средства были объединены в "общий котел" группы, все свое время мы проводили с группой". (1.Интервью с Диком Джослином (Dick Joslyn) 26 мая 1997 года. С разрешения мистера Джослина.) Библейский[21] культ Двена дцать Колен применяет ту же самую тактику, только от имени Бога 3. (3. Pardon Robert Barba Judith. Messianic Communities: Journey from Orthodoxy to Heresy. Lakeville, MA: New England Institute of Religious Research, 1995.) Чтобы отбить охоту к проявле ниям индивидуализма, в некоторых культах культивируется си стема «приятельства», когда старший «послушник» беспрестанно опекает новичка, отслеживает его повседневное поведение. Все члены культа связаны групповыми ритуалами, которые могут включать особенную манеру речи, позы или выражения лица. Поскольку у мунистов корейцы считались главной расой, мы испытывали особенные чувства, когда пели корейские народ ные песни, ели ким чи (корейскую маринованную капусту), кла нялись или снимали обувь перед входом в групповой центр. Оформленная в виде пирамиды структура культов позволяет лидерам навязывать жесткую систему поощрений и наказаний за все виды поведения. Повиновение и хорошее исполнение воз награждаются публичной похвалой, подарками или повышени ем в должности, в то время как неповиновение и плохое исполне ние наказываются выговором, понижением в должности или по ручением черной работы вроде мытья туалетов. Контроль поведения легче всего понять, исходя из различий между легитимной церковью и библейским культом. К примеру, если ваша мать больна или травмирована, вы идете к священни ку и говорите: "Моя мать больна. Я собираюсь навестить ее в больнице. Пожалуйста, помолитесь за нее". Если же вы обращае
Хассен С..: Освобождение от психологического насилия / 61
тесь к лидеру библейского культа, то от вас требуется смиренно осведомиться: "Не будет ли мне позволено навестить мать?" В особо деструктивных культах подобные просьбы зачастую встре чают отказ, мотивированный тем, что работа в группе важнее. Скажем, всякий раз, когда лидеры мунистов не хотели, чтобы участники движения эмоционально вовлекались в семейные де ла, им советовали: "Пусть мертвые хоронят мертвецов". Конечно, любые посторонние рассматривались как «духовно» мертвые. Другие группы велят своим членам: "вы не можете выбирать жену или мужа; это следует подготовить", "вы должны получить разрешение от старших" и т. д. Если вы влюбляетесь в кого-то, это должен быть член вашей группы; если же это будет кто-то за пределами группы, то вас изгонят и отлучат от общины. Члены культов должны просить разрешения для поступления в кол ледж, в том числе и для изучения какого-то конкретного предме та. У Свидетелей Иеговы адептам не велят праздновать дни ро ждения или праздники вроде Пасхи или Рождества, потому что, сделав это, они совершат грехопадение. Я знаю женщину, кото рую отлучили от Свидетелей Иеговы за то, что она послала от крытку на день рождения неиеговисту. Многим членам культов не позволяют вступать на порог церкви, потому что это считается злом и грехом. Когда культ запрещает своим адептам общаться с бывшими членами, даже с лучшими друзьями или родственни ками, это можно квалифицировать как контроль не только пове дения, но и информации.
ИНФОРМАЦИОННЫЙ КОНТРОЛЬ Человеческое сознание не может нормально функционировать без информации. Управляя потоком информации и способностью его обрабатывать, культы не позволяют людям здраво судить о собственной жизни или действиях группы. Информационный контроль начинается в момент вербовки, когда культы скрывают или искажают информацию, чтобы при влечь людей. Не люди присоединяются к культам — культы вер буют людей. Они оказываются вовлечены в культ, когда: — к ним обращается друг или родственник, уже являющийся членом данной группы; — к ним обращается дружески настроенный незнакомец (часто противоположного пола); — их приглашают на организуемое культом мероприятие типа лекции, симпозиума или демонстрации фильма; — их соблазняют купить культовую книгу, рекламируемую как "бестселлер";
Хассен С..: Освобождение от психологического насилия / 62
— их приглашают на внешне безобидные занятия по "изуче нию Библии"; — они заинтересовываются личным или тематическим объяв лением, рекламным листком или плакатом; — их вербуют при устройстве на работу в случае, когда пред приятие находится в собственности культа. Как правило, человек не подозревает, что его вербуют. Он до пускает, что у друга или родственника только что было невероят ное озарение или переживание, которым тот хочет поделиться. Если вербовщик — незнакомец, человек чаще всего полагает, что обзаводится новым другом. Но в действительности дружба не рождается внезапно; ей необходимо время для развития, в ходе которого человек делится информацией постепенно, обдуманно. Культовые вербовщики мастерски выведывают у людей инфор мацию, почти ничего не сообщая о себе и о своей группе. Они не говорят открыто, кто они, во что верят и чего хотят от людей. Дробя информацию, культы не позволяют своим членам уви деть общую картину. Людям выдают только ту информацию, к которой их считают «готовыми», или же такой ее объем, который необходим для выполнения того или иного задания. Идеология культа допускает много уровней «истины», включая доктрины для «посторонних» и для «посвященных». Более умеренный мате риал для внешнего пользования, содержащий смягченные вер сии верований группы, выдается широкой публике и новообра щенным. Новичкам, задающим вопросы, часто говорят, что они еще недостаточно созрели, чтобы знать всю правду. Доктрины "для своих" предназначаются тем, кто уже полностью индоктри нирован. Таким образом, разъяснение культовой доктрины ока зывается отсрочено до того момента, когда способность новичка к объективному восприятию практически исчезает. Обычная форма информационного контроля включает в себя блокирование любых критических или отрицательных точек зрения. Некоторые культы просто запрещают своим членам до ступ к любому некультовому материалу — такому, как газеты, журналы, телевидение, радио и Интернет, в то время как другие владеют более утонченными способами контроля информации. Например, чтобы ограничить доступ в Интернете, сайентология предоставляет своим членам программное обеспечение, автома тически блокирующее доступ к сайтам бывших членов этой груп пы и критиков. Контроль информации также включает надзор за взаимодей ствием членов данной группы с другими людьми. От привержен цев ждут, что они будут шпионить друг за другом и сообщать о неуместных действиях или суждениях относительно личности
Хассен С..: Освобождение от психологического насилия / 63
лидера, характера доктрины или структуры организации. Эта информация, как и та, что разглашается участником во время исповеди, часто используется против него самого в качестве сред ства манипуляции. Некоторые культы даже прослушивают теле фон и перехватывают письма, чтобы добыть информацию, кото рую можно было бы использовать для контроля над своими быв шими и нынешними членами. Взгляд на отношение группы к информации — это самый бы стрый способ оценить, использует ли она деструктивный кон троль сознания. Законная, правильная организация предоставля ет людям свободу думать самим, читать все, что им заблагорассу дится, говорить с кем угодно для нахождения собственных отве тов на поставленные вопросы, тогда как группа, применяющая деструктивный контроль сознания, предпочитает думать за лю дей.
КОНТРОЛЬ МЫШЛЕНИЯ В культе, осуществляющем контроль сознания, доктрина груп пы рассматривается как абсолютная Истина, как единственное решение человеческих проблем. Доктрину культа можно, как правило, выразить простейшей формулой: "Мы — путь! Мы — истина! Вы, те, кто не с нами, погибли. Мы знаем, а вы — нет". Она проповедует черно-белое мышление и делит мир на упро щенные дихотомии — добро и зло, «мы» и «они». Верующим при ходится туго, если они воспринимают доктрину как набор руко водящих принципов, открытый для истолкований и альтерна тив, ибо доктрина — это и есть реальность, в которой они живут. Многие культы имеют собственный "подтасованный язык", со стоящий из закодированных символов и словесных клише напо добие стереотипного "птичьего языка", который используется, чтобы блокировать мыслительные процессы. Например, у муни стов всякий раз, когда что-то шло не так, это называлось «компен сацией», что означало, будто тебе необходимо пройти некое ду ховное испытание, чтобы исправить прошлое зло. Дождь, шед ший на стадионе Янки во время лекции Муна, объявлялся «ком пенсацией» за то, что Америка недостаточно любила Мессию. Слова — инструменты, которыми мы пользуемся для мышления. Если вы сумеете контролировать слова, которыми люди опериру ют, вы сможете управлять их мыслями. В большинстве деструктивных культов значительная часть техник, которым учат адептов, преподаются не напрямую или сознательно, а через моделирование поведения. Они учатся, на блюдая за старшими, слушая лидера и моделируя себя в соответ ствии с их поведением. В конечном счете они быстро подсозна
Хассен С..: Освобождение от психологического насилия / 64
тельно обучаются некоторым видам поведения лидеров, таким, как особенности речи и жестикуляции. Когда мне преподавали методику чтения лекций в группе Муна, я посещал бесчисленные лекции, наблюдал, слушал и молил Бога, чтобы Его дух снизошел ко мне и я смог бы уподобиться старшему брату, который вел занятия. Через четыре года после ухода от мунистов я больше узнал о гипнозе и понял, что меня готовили применять гипноти ческие процессы, когда я даже понятия не имел о том, что такое гипноз. Например, меня учили, что глаза — это окна души, поэто му, когда говоришь с людьми, нужно смотреть на точку, располо женную в трех дюймах позади их глаз. Позже я выяснил, что эта техника фактически копировала гипнотическую индукцию, так называемую фиксацию глаз, которую применяют, чтобы вызвать у кого-либо измененное состояние сознания, или транс. Подобная эксплуатация гипнотических методик может приводить в заме шательство и дезориентировать человека, превращая его в по слушного раба. Хотя у меня есть сведения о нескольких культовых лидерах, специально изучающих нейролингвистическое программирова ние (НЛП), я подозреваю, что большинство культовых групп поль зуются обычными гипнотическими методиками, чтобы вызывать состояние транса.[22] Они склонны применять так называемые «натуралистические» гипнотические методики. Медитирование с целью подавления мышления, монотонное повторение какой- нибудь фразы часами или декламация формул самоубеждения — все это является мощными способами содействия духовному ро сту, но в условиях контроля сознания становится и мощным сред ством индоктринации. Когда человек входит в транс, то сознание, аналитические спо собности отключаются. Действует подсознание. Транс — это не сон, это сфокусированное внимание. Если вы способны фокусиро вать внимание, вы можете входить в измененное состояние со знания. Это — дар, позволяющий ограждать себя от шума и всего, что отвлекает внимание, но вместе с тем он благоприятствует влиянию со стороны вербовщика культа. Если кто-то стремится внушить вам что-либо, руководствуясь скрытыми намерениями, в состоянии транса вы оказываетесь куда более восприимчивы. Когда вы пребываете в весьма специфичном состоянии расслаб ленности, идеи легко пускают корни в вашем подсознании. Неко торые культы используют гипноз даже для того, чтобы манипу лировать воспоминаниями или внедрять ложные воспоминания. Адептов культа учат, что лидер всегда прав, и не позволяют в этом сомневаться. Хороши только те мысли, что выражают согла сие с лидером. Любые другие следует отгонять от себя монотон
Хассен С..: Освобождение от психологического насилия / 65
ным пением, молитвой или глоссолалией. В любых отрицатель ных чувствах всегда виноват сам человек. Любое разочарование, посетившее члена группы, означает, что он что-то делает непра вильно: ему говорят, что он недостаточно верует, неправильно медитирует и т. д. Для высказываний типа: "Возможно, лидер неправ" или "Возможно, доктрина неверно цитирует Библию" совершенно не остается места. Таким образом, подавляется спо собность члена группы к проверке реальности. Если вы думаете исключительно в позитивном ключе, то тем самым предаете за бвению свои плохие мысли и чувства. Медитация или молитва могут автоматически отключать критическое мышление, ради чего эти обычно полезные действия программируются — в рам ках техники "блокировки мышления" — как применяемые меха нически всякий раз, когда у члена группы возникает сомнение либо он испытывает тревогу или неуверенность. Остановка мышления — это методика изменения поведения, которую можно использовать, не нарушая этических норм. В на стоящее время она успешно применяется в качестве одной из техник в программах коррекции поведения. Люди, находящиеся в состоянии хронической депрессии, постоянно твердят себе: "Я глуп", "Я никому не нужен", "Жизнь отвратительна". Эти мысли, постоянно прокручиваясь в их головах, не дают им выйти из депрессии. Терапевтический метод остановки мышления способ ствует смене отрицательных мыслей положительными: "Я расту", "Мне становится лучше". В этом случае нет никакой тайной про граммы. Изменение поведения контролируется пациентом, а не терапистом. Мунисты говорили мне, что остановка мышления поможет расти духовно и позволит оставаться сосредоточенным и сфоку сированным на Боге. Я не знал, что это была техника контроля сознания. Мне внушили веру в то, что отрицательные мысли помогут "злым духам" овладеть мной. Когда кто-то посторонний спрашивал меня: "Почему Мун имеет завод по производству вин товок М-16?", — я не задумываясь начинал монотонно твердить про себя: "Слава небесам, мир на земле". Часто во многих библей ских культах источником сомнений члена культа является «сата на», «дьявол». Декламирование Священного Писания может ис пользоваться для остановки критического мышления вкупе с уже упомянутыми приемами "птичьего языка" и глоссолалией. С точки зрения культа, применяющего контроль сознания, ле гитимной причины для выхода из группы не существует. Люди, которые все-таки уходят, слабы, эгоистичны или не могут управ лять своими сексуальными потребностями, не могут перебороть наркотическую, алкогольную зависимость и т. д. Согласно жестко
Хассен С..: Освобождение от психологического насилия / 66
установленному мнению группы, люди, которые уходят, неспо собны к духовной жертве или превозможению себя.
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ Никто не присоединяется к группе с готовностью быть обману тым или подвергнуться манипулированию. Большинство людей, прошедших через культовую группу, скажут вам, что во время процесса индоктринации внутренний голос подсказывал им: "Будь осторожен! Убирайся отсюда!" Чтобы добиться эмоциональ ного контроля, культ должен заглушить этот голос. Эмоции сообщают нам то, что необходимо знать. Эмоциональ ный контроль ослабляет это самосознание, искажая и сужая диа пазон чувств. Культы добиваются контроля над эмоциями своих членов, поддерживая эмоциональный дисбаланс. С одной сторо ны, большинство культов заставляют людей ощущать нечто осо бенное, осыпая их похвалами, — практика, получившая название "бомбардировка любовью", — с целью поощрить верность и пре данность. С другой стороны, культы тратят массу времени и энер гии, манипулируя чувствами вины и страха у своих адептов и ставя их в зависимость от группы. Гнев, тоска по дому и ревность называются «эгоистичными» чувствами. От членов группы ждут, что они всегда будут думать о группе, ни в коем случае не углуб ляясь в личные переживания. Страх! Переизбыток страха! Заманивание в группу начинается с проповеди любви и идеализма, но как только человека посвя щают во все тонкости доктрины, его охватывает страх — страх, что планета вот-вот взорвется, ужас перед ядерным Холокостом, боязнь утратить духовную связь с группой, страх, что им овладеет дьявол. Культы прививают чувство страха, чтобы приручить че ловека до такой степени, что он превращается в параноика или страдает фобиями. Фобия — это иррациональный страх перед чем-либо. Интенсив ная фобическая реакция может вызывать физические реакции в виде учащенного сердцебиения, сухости во рту, потоотделения и напряжения мышц. Здесь я лишь коснусь этого предмета, кото рый будет подробно рассмотрен в главе 10, рассказывающей о систематической практике внушения фобий, принятой в культах, и о способах освобождения от фобий, которые мешают адепту поверить, что он когда-либо сможет преуспеть и быть счастлив за пределами группы. Фобии парализуют людей и не дают им делать то, что они хотят по-настоящему. Например, мунисты сообщают своим адептам, что десять поколений их предков увязли в духовном мире и от них зависит спасение этих предков. Если они не исполнят прика
Хассен С..: Освобождение от психологического насилия / 67
зания лидера, то все родственники в духовном мире будут вечно обвинять их в недостатке веры и в предательстве Мессии. У Сви детелей Иеговы человек может иметь серьезную фобию, связан ную с простым посещением Здания церкви. Я слышал об инци денте с юным Свидетелем Иеговы, который отказывался участво вать в аварийной эвакуации из средней школы в здание церкви. Плачущего и кричащего десятилетнего мальчика пришлось втас кивать туда силой: он был уверен, что церковь заполнена «дьяво лами». (Об этом мальчике мне рассказал преподобный Боб Пар дон.) Я встречался с людьми, чьи ранее существовавшие фобии ис пользовались против них в культе. Одну женщину в детстве за пирали в чулане с крысой. Когда она вступила в культовую груп пу, ей сказали, что если она когда-либо предаст лидера, то ока жется навечно замурованной в комнате с 10 000 крыс. Однажды я встретил бывшего кришнаита, которому сказали, что если он когда-нибудь покинет группу, то пройдет через 10000 реинкарна ций как какой-нибудь таракан или блоха. Я, например, воспиты вался в еврейской семье, а мунисты внушали мне, что 6 миллио нов евреев погибли при холокосте в уплату за «греховный» отказ принять Иисуса как своего спасителя. Эти жуткие смерти якобы послужили основой для того, чтобы Мун пришел вновь как Но вый Мессия — и если я не последую за Муном, все эти люди разгневаются и будут обвинять меня вечно. Каждый из этих видов контроля — поведения, информации, мышления и эмоций — имеет собственный потенциал, способ ный значительно изменить личность человека. Когда применя ются все формы контроля, результат оказывается более чем экс тремальным. BITE-модель является руководством по распозна нию, пониманию и объяснению аспектов контроля сознания. Большинство деструктивных групп используют не все упомяну тые мною направления контроля сознания. Группа, изменяющая имена, настаивающая на особой форме одежды, на изолирован ной жизни, исключающей контакты с посторонними, будет, по всей видимости, опаснее той, которая этого не делает. Но самое важное — это всеобъемлющее влияние на конкретного человека, на его свободную волю и способность думать независимо. Имейте в виду: BITE-модель существует в континууме, и в зави симости от группы ее характерные черты могут варьироваться от умеренных до очень интенсивных. Степень контроля сознания также может очень серьезно меняться в пределах определенной группы. Тот, кто находится в самой широкой части пирамиды (особенно — маргинальные члены группы), обычно испытывают гораздо менее сильный контроль, чем те, кто образуют ядро орга
Хассен С..: Освобождение от психологического насилия / 68
низации. В настоящей книге речь идет по большей части о ядре, нежели о периферии. Например, Трансцендентальная Медитация (ТМ) удовлетворяет BITE-модели, хотя большинство ее привер женцев находятся на периферии группы: они платят деньги, про ходят инициацию, получают свою «частную» мантру, практику ют 15-минутную технику ТМ дважды в день и не идут дальше.[23] Те, кто продолжает заниматься на «продвинутом» уровне, еже дневно медитируют часами, учатся «левитировать», идут в Меж дународный Университет Махариши и начинают рассматривать своего Мастера как единственное просвещенное существо на Земле, что, конечно, соответствует модели контроля сознания. Хотя практически все аспекты современной жизни формиру ются под тем или иным влиянием, конструктивное, творческое влияние легко отличить от деструктивного. В доброжелательной группе влияние положительно, и центр контроля находится в самом человеке. Влияние используется только для того, чтобы поощрять независимое мышление и принятие решений, поддер жать самосознание и самоконтроль. Индивидуальность, творче ский потенциал и свободная воля личности уважаются и поддер живаются. Люди распознают и понимают различные способы влияния в этой среде. Приветствуется знакомство с разнообраз ными источниками информации. В деструктивном культе центр контроля смещается к коллек тивному «я» группы или же к лидеру последней. Новый участник отказывается от способности принимать решения. Создается псевдоличность, которая подавляет подлинное «я» и поддается внешнему контролю. Индивидуальность отодвинута на второй план, а свободная воля разрушена. Людей держат в неведении, а сами процессы влияния преподносятся как мистические или ду ховные. Доступ к любой противоречащей информации исключен.
СОЗДАНИЕ КУЛЬТОВОЙ ЛИЧНОСТИ Культы последовательно манипулируют элементами, форми рующими личность человека, включая важнейшие верования и убеждения, ценности и отношения. Культовый контроль созна ния отделяет человека от его подлинной личности и создает но вую личность, зависящую от группы. С точки зрения психическо го здоровья, культовый контроль сознания расщепляет элементы психики, которые впоследствии собираются в иную, отличную от изначальной, конфигурацию. Последователь культа фактически начинает демонстрировать признаки "диссоциативного рас стройства" в том виде, как оно определено в диагностическом справочнике Американской психиатрической ассоциации DSM- IV (300.15). Его поведение может также походить на поведение
Хассен С..: Освобождение от психологического насилия / 69
патологически зависимой личности. Одно из широкораспространенных беспокойств семей и друзей заключается именно в радикальном изменении личности близ кого человека. Дабы он был хорошим членом культа, его учат манипулировать своим прежним «я» и подавлять его. Переделка часто предполагает смену имени, одежды, прически, манеры ре чи и поведения, а также «семьи», «друзей», мыслей, эмоций, ре лигиозных чувств. Вовлеченность в культ очевидным образом ослабляет взаимо понимание между адептом и членами его семьи, друзьями и близкими. С человеком, находящимся под воздействием культо вого контроля сознания, особенно трудно говорить на рациональ ном уровне. Он действует в соответствии с совсем иным набором критериев, чем тот, который имеет смысл в вашей модели реаль ности. Использование деструктивных методов контроля созна ния ставит под вопрос саму природу реальности. Когда я был во власти мунистов, мои близкие решительно не понимали, как культу удалось разрушить или «разморозить» мою личность. Для них было совершенно очевидно, что нечто превращало меня в человека, которого они не могли узнать. К моменту обретения мной культовой личности они уже не могли общаться со мной так, как прежде. Наиболее типичный метод формирования культовой личности состоит в прикреплении нового участника к старшему члену группы. "Духовное дитя" обучается копировать "духовного роди теля" всеми способами — вплоть до подражания голосовой то нальности лидера группы. Культовая личность является, по су ществу, двойником лидера культа. В любой момент бодрствова ния — и особенно в состоянии транса — меня учили быть "ма леньким Сан Мьюнг Муном". Я хотел думать, действовать, чув ствовать, говорить, двигаться, как он. Библейский культ, Между народная Церковь Христа, поощряет интенсивное подражание лидерам в своей практике "ученичества один над другим". Эта техника моделирования преследует несколько целей. Она удер живает "духовного наставника" в наиболее выгодных поведенче ских рамках. Она также возбуждает у нового члена группы стрем ление самому превратиться в уважаемый образец, чтобы затем обучать младших адептов. После ухода от мунистов я нашел книгу Эдгара Шайна "Прину дительное убеждение", чрезвычайно полезную для понимания того, как культ перекраивает личность. Шайн описал процесс контроля сознания, используя модель трансформации мышле ния, предложенную Куртом Левином: — размораживание: процесс разрушения личности;
Хассен С..: Освобождение от психологического насилия / 70
— изменение: процесс идеологической обработки; — замораживание: процесс укрепления новой личности. Я переделал и расширил трехступенчатую модель Курта Леви на по сравнению с тем, как она изложена в книге Э. Шайна.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 345; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.112.154 (0.013 с.) |