Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Объяснение процессов социального влиянияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
После второй мировой войны многие недоумевали, как такое количество людей — немецких граждан, которые вели обычную жизнь до прихода Гитлера к власти, — могло участвовать в мас совом геноциде. Социальные психологи начали исследовать раз личные пути, приводящие к тому, что мысли, чувства и поведе ние индивидов оказываются под воздействием фактического, во ображаемого или подразумеваемого присутствия других людей. Фокусом социальной психологии является индивид в составе группы и социальные силы, влияющие на различные стороны его личности. За последние 50 лет были проведены тысячи экспе риментов по социальной психологии, некоторые из которых спо собствовали глубокому пониманию нашего поведения, верова ний и мотиваций. Когда я вернулся в колледж, занятия по социальной психоло гии дали мне более четкое объяснение того, как культы исполь
Хассен С..: Освобождение от психологического насилия / 50
зуют процессы социального влияния — давление группы и под чинение авторитету — с целью тотального контроля над адепта ми. В 1930-х г. один из пионеров социальной психологии Курт Левин объяснял свою "теорию поля", интерпретирующую связь поведения человека с его личными качествами и внешним окру жением следующим образом: "Каждый человек, с этой точки зрения, окружен "жизненным пространством" или динамическим силовым полем, в котором личные потребности и цели взаимодействуют с влиянием среды. Социальное поведение можно схематически представить с точки зрения напряжения и взаимодействия этих сил, принимая также во внимание стремление индивида поддерживать равновесие между ними или восстанавливать его, когда оно нарушается". Левин, еврейский беженец от нацистской диктатуры, был страстным поклонником американской демократии. Он посвя тил свою карьеру изучению групповой сплоченности, группового принятия решения, различий между авторитарным и демократи ческим лидерством и методов изменения аттитюдов и разреше ния конфликтов. Все эти темы находятся в центре любого обсу ждения проблемы культового контроля сознания. Левин также интересовался тем, как под давлением группы меняются аттитю ды личности, как группа приходит к коллективному решению и почему человек предпочитает твердо придерживаться этого ре шения, даже получив позднее информацию, противоречащую данному решению. Возможно, именно эта работа вдохновила его ученика, Леона Фестингера, сформулировать теорию "когнитив ного диссонанса", которая, как вы узнаете, повлияла на мое пони мание культового контроля сознания. Сила процессов социального влияния с тех пор демонстрирова лась в многочисленных исследованиях. В 1971 году Филип Зим бардо провел знаменитый ныне эксперимент по социальной пси хологии тюремного заключения. Он и его коллеги приложили все усилия, чтобы тюремный опыт выглядел максимально реали стично. Двадцать один студент — добровольцы, принадлежащие к среднему классу, эмоционально устойчивые, зрелые, законопо слушные, были разделены на охрану и заключенных. Предпола галось, что эксперимент продлится две недели, но его пришлось прервать по прошествии шести дней. Один из охранников сооб щал: "Я удивлялся самому себе. Я заставлял их обзывать друг друга и чистить туалеты голыми руками. В сущности, я считал заключенных скотами и постоянно думал, что должен за ними следить на случай, если они попробуют что-нибудь выкинуть". В первые же дни заключенные организовали восстание. Они посрывали с одежды номера и забаррикадировались в камерах.
Хассен С..: Освобождение от психологического насилия / 51
Охранники поливали их из огнетушителей, врывались в камеры, стаскивали, одежду, забирали кровати, то есть запугивали как могли. На пятый день один из охранников написал в дневнике: "Я выбрал его [одного заключенного], чтобы глумиться над ним с особой жестокостью — и потому что он напрашивался, и потому, что просто мне не нравился. Новый заключенный отказывался есть сосиску. Я решил заставить его, но он все равно не ел. Я запустил едой ему в физиономию. Мне не верилось, что это про исходит со мной. Я ненавидел себя за то, что заставлял его есть, но его я ненавидел еще больше за то, что он отказывался". Тем временем заключенные были оскорблены и шокированы несправедливым и жестоким обращением. Зимбардо и его колле ги не ожидали такого быстрого превращения: "Что было удивительнее всего в результатах этого искусствен ного тюремного опыта, так это легкость, с которой можно было спровоцировать садистское поведение у совершенно нормаль ных молодых людей, и заразительное распространение эмоцио нальной патологии среди тех, кого отобрали именно вследствие эмоциональной стабильности". Этот эксперимент, длившийся менее недели, демонстрирует устрашающую картину того, насколько человек зависит от навя занной ему роли, от отношения окружающих, от типа одежды и т. д. Можно только вообразить, что могло бы случиться, если бы в ходе эксперимента были применены мощные методы контроля сознания, да еще и в течение более длительного периода време ни, как это делается в ходе вовлечения в культ. Эксперимент Зимбардо также указывает на дилемму, ясно сформулированную в 1957 году Вэнсом Паккардом в "Скрытых увещевателях": "Где нужно остановиться в процессе манипулирования людьми? Кто должен определить пункт, в котором попытки манипулирования становятся социально нежелательными?" С тех пор Зимбардо стал одним из лидеров в изучении контро ля сознания. Я был приглашен докладчиком в Стэнфордский уни верситет на его курс, который называется "Психология контроля сознания". Он охватывает широкую область социального влия ния и предлагает исчерпывающее освещение принципов, пара дигм, теорий, методов исследования, экспериментов и практики контроля сознания. Цели курса Зимбардо те же, что определили написание этой главы. Он пишет: "Мы постараемся понять, как культы вербуют членов, индоктринируют их и приспосабливают их жизни для благородных религиозных или низменных свет ских дел. Мы узнаем, что никаких уловок или специальных трю ков не существует, вместо них — систематическое применение многих методов, использование и проявление которых мы виде
Хассен С..: Освобождение от психологического насилия / 52
ли в других сферах социального влияния, только более интенсив ное и в течение более длительных периодов". Зимбардо научил меня самому важному и универсальному правилу социальной психологии — фундаментальной ошибке атрибуции: люди последовательно приписывают поведение дру гих людей скорее чертам их характера (диспозициям), чем давле нию окружающей среды. В Соединенных Штатах, где высоко це нится индивидуальность, люди обычно уверены, что они дей ствуют, исходя из "своей идеи", а не потому, что на них повлияли внешние силы. Социальная психология продемонстрировала, что все мы находимся под глубоким влиянием окружающей среды. Это в природе человека — приспосабливаться к тому, что воспри нимается как «правильное» поведение.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 181; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.137.53 (0.01 с.) |