Ваш воспитательный потенциал 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ваш воспитательный потенциал



ВАШ ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ

 

Самая волнующая для родителей проблема – методы воспитания детей. Как преодолеть лень школьника? Как бороться с грубостью подростка? Как приучить к аккуратности, подтянутости, собранности?' Когда мы задаем себе вопрос, как добиться, как приучить, как преодолеть, как заставить, то это и есть вопрос метода воспитания.

В распоряжении родителей множество средств воспитания, среди них такие, как воздействие воспитывающим словом, убеждением, организация жизни и деятельности детей, создание воспитывающей ситуации, одобрение и осуждение. Каковы пути, правила применения каждого из них?

Воспитание – это форма общения между детьми и взрослыми, средством же общения является слово. Оно может быть осуждающим, суровым, холодным, поощрительным, ласковым, подбадривающим, ироническим, насмешливым, саркастическим. Слово обладает огромной силой, которую мы часто недооцениваем.

Конечный результат воспитания всегда проявляется в поведении, поступках, деятельности человека. Этим же измеряется и уровень воспитанности. И чтобы то, к чему мы призываем детей, реализовывалось в их повседневной жизни, учебе, общении, нужна практика поведения. Ребенок не вырастет добрым, отзывчивым и внимательным, если мы, давая лакомство, не предложим ему поделиться с мамой, братом, другом.

Какими мы стали родителями, в значительной степени зависит от того, что мы видели, пережили, поняли в поведении собственных родителей. Здесь может оказать решающее влияние все: какими были наши родители, когда радовались, когда огорчались, как сердились, как хвалили и наказывали, как разрешали конфликты, какими были их семейные ссоры, как выражали свое расположение и немилость. Вся эта сложная гамма детских впечатлений от поведения родителей, часто помимо нашей воли и сознания, проявляется в то время, когда мы сами становимся родителями. Психологи утверждают, что эмоции детей, вызванные взаимоотношениями с родителями, обладают огромной моделирующей силой. Что-то из этих впечатлений остается навсегда с нами.

Можно с уверенностью сказать, что резервы воспитания неисчерпаемы. Их надо искать, творчески переосмысливать и использовать с учетом специфики семьи, возраста детей, социальных условий жизни. Определить свой воспитательный потенциал, подсказать формы общения с детьми, приемы воспитательных воздействий вам помогут задания, представленные в данном разделе.

 

Тест

«ПРАВИЛЬНЫ ЛИ ВАШИ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ

О МАЛЬЧИКАХ И ДЕВОЧКАХ»

 

Проверьте, насколько верны ваши представления о психологических особенностях мальчиков и девочек. В тексте вместо пропуска поставьте «мальчики» или «девочки», «мальчики и девочки в равной мере».

1. () более послушны, чем ().

2. () лучше относятся к слабым, больным людям, животным, растениям.

3. () лучше могут оценивать сложное положение и мыслят более логически.

4. () испытывают большее желание отличиться.

5. () больше одарены в математике.

6. () более чувствительны к среде, обстановке, в которой живут, тяжелее переносят боль, страдание.

7. () умеют лучше выразить свои мысли.

8. () лучше зрительная память, а у () слуховая.

9. () лучше ориентируются в пространстве.

10. () агрессивнее.

11. () менее активны.

12. () более общительны, отдают предпочтение большой компании, а не узкому кругу друзей.

13. () более ласковы.

14. () легче подпадают под чужое влияние.

15. () более предприимчивы.

16. () более трусливы.

17. () чаще страдают от комплекса неполноценности.

18. () реже соперничают между собой.

19. () более важно заявить о себе, продемонстрировать свои способности.

20. () больше склонности к творческой работе, в то время как () лучше справляются с монотонным трудом.

Ознакомьтесь с мнением психологов на с. 539.

 

Тест

«СОВПАДАЮТ ЛИ ВАШИ ВЗГЛЯДЫ НА ВОСПИТАНИЕ РЕБЕНКА»

 

Оцените нижеприведенные высказывания о воспитании малыша и отметьте, какие из них кажутся правильными (П), сомнительными (?), а какие – неверными (Н). Обсудите обнаружившиеся расхождения во взглядах.

Таблица 16

Высказывания П ? Н
В первые три месяца младенцу необходимы только сон, еда, покой      
Отцу нужно включиться в контакт с младенцем только тогда, когда малыш начинает что-то понимать и узнавать знакомые лица      
Разговор с ребенком, который еще ничего не понимает, не имеет никакого смысла      
Если мать занимается исключительно малышом, т.е. не ходит на работу, то отцу ни к чему учиться носить, кормить, поить, пеленать, нянчить ребенка      
Всем младенцам нужно одно и то же, поэтому достаточно делать все в точности так, как рекомендуют книги, и все будет в порядке      
С первых же дней жизни у ребенка должно быть множество игрушек, которые будут его развивать. Пока ребенок не говорит, потребности у него в основном «биологические» (еда, питье, переодевание), а духовные потребности появляются только в конце первого года жизни, с появлением речи      

Правильные ответы на с. 541.

 

Тест

«ОТЕЦ В СЕМЬЕ»

 

Определите свою ориентацию на роль отца в семье. Оцените утверждения следующим образом: «согласен», «не вполне согласен», «не согласен».

1. Мужчина лучше справляется с большим ребенком, чем с маленьким.

2. После развода дети должны оставаться с матерью.

3. Хороший муж обычно бывает и хорошим отцом.

4. Мужчины, как правило, не умеют проявлять свои чувства так же открыто, как женщины.

5. В вопросах воспитания мнение отца должно быть решающим.

6. Первое время после рождения малыша женщина может уделять мужу меньше внимания.

7. Лучше вообще жить без. отца, чем терпеть отца равнодушного.

8. Поскольку считается, что женщина все делает лучше мужчины, пусть она и воспитывает детей.

9. Когда у ребенка что-то не ладится, он всегда идет к матери.

10. Чем сильнее любовь к малышу, тем легче его воспитывать.

11. Отец должен только тогда вмешиваться в воспитание, когда жена об этом попросит.

12. После развода родителей маленький ребенок совершенно не замечает отсутствие отца.

13. Женщины, как правило, балуют детей.

14. Отцам полезно проводить отпуск вместе с детьми.

15. Мальчики с ранних лет должны воспитываться иначе, чем девочки.

16. Некоторые дети охотнее проводят время с отцом, чем с матерью.

17. Я представляю, что ребенок для моей (моего) жены (мужа) будет важнее, чем я.

18. Во всех вопросах воспитания я смогу успешно заменить жену (мужа).

19. Ребенок должен больше уважать отца, чем мать.

20. Моя жена (мой муж) всегда будет вмешиваться, когда я буду начинать заниматься с детьми.

21. Мужчина при желании может обращаться с новорожденным не хуже женщины.

22. Отец важнее для сына, чем для дочери.

23. Моя жена (мой муж) не будет относиться ко мне серьезно как к воспитателю.

24. Когда в семье есть бабушка, воспитывать ребенка намного легче.

Оценка результатов на с. 542.

 

УРОКИ ПСИХОТРЕНИНГА:

Тест

«СКАЖИ МНЕ, ЧТО ТЕБЕ СНИТСЯ...»

 

Скажите, что вам снится, и это поможет раскрыть некоторые особенности вашего характера.

Нет, речь не о варианте «сонника». Суть в том, что некоторые психологи считают, будто сны отражают не только черты характера, но и проблемы каждого человека, его заботы, надежды, опасения.

Перед вами сорок вопросов, на которые надо ответить без долгих размышлений. Имеется четыре возможных ответа на каждый вопрос: «часто», «иногда», «редко», «никогда». Вопросы собраны в пять групп, каждая из которых выражает определенные черты характера.

Итак, что вам снится?

Группа А

1. Утром вам трудно вспомнить, что снилось.

2. Во сне вас осуждают, но вы не представляете за что,

3. Снятся строгие учителя, начальники, следователи.

4. Снится, что вы нагая перед глазами посторонних.

5. Во сне теряете зубы и волосы, получаете травмы, болеете.

6. Часто плачете во сне?

7. Делаете нечто стыдное, что приводит в ужас.

8. Сны бессвязные, «бессюжетные».

Группа Б

1. Во сие кто-то преследует.

2. Снятся ужасы.

3. Вы свидетельница опасной ситуации, аварии.

4. Вами стараются овладеть силой.

5. Вам надо убежать, но вы не можете пошевелиться.

6. Снятся ли вам дикие звери, чудовища, привидения?

7. Снится ли вам, что вы тщетно ищете что-то утерянное?

Группа В

1. Вам снится участие в каких-то спортивных мероприятиях.

2. Вы прыгаете с большой высоты, прыжок затяжной.

3. Снится работа, служебное окружение.

4. Управляете автомобилем, катером, скачете верхом.

5. Во сне вы постоянно в движении, занимаетесь каким-то делом.

6. Вам снятся леса, озера, луга, речные просторы.

7. Сражаетесь и побеждаете.

8. Покупаете все, что душа пожелает.

Группа Г

1. Во сне вы присутствуете при чьей-то агонии, смерти, похоронах.

2. Снятся пожары, землетрясения, крушения.

3. Во сне ссоритесь, негодуете.

4. Драка с вашим участием.

5. В споре берете верх и торжествуете.

6. Снятся злоумышленники, злые люди.

7. Снятся цветные сны.

8. Снится сырое мясо, кровь.

Группа Д

1. Летаете во сне.

2. Танцуете, катаетесь на коньках, мчитесь на санях, плаваете.

3. Страстно целуетесь.

4. Во сне видите острые и длинные предметы.

5. Видите обнаженного мужчину.

6. Вам объясняются в любви.

7. Вы в объятиях любимого.

8. Вам дарят подарки.

Суммируйте очки по каждой группе (отдельно) и ознакомьтесь с результатами на с. 543.

 

УРОКИ ПСИХОТРЕНИНГА:

ПСЕВДОВОСПИТАНИЕ

 

В городе Иваново, во Дворце культуры и техники текстильщиков, городской народный университет для женщин обсуждал статью об избиениях детей «Устыдимся, взрослые!» из еженедельника «Семья». Перед началом обсуждения более тысячи женщин заполнили анкету.

1. Ваше отношение к этой статье?

Только трое считают, что подобные темы обсуждать не следует.

2. Нужна ли, по-вашему, строгость в воспитании? Участники опроса единогласно проголосовали за строгость.

3. Какое наказание вы считаете самым сильным для своего ребенка?

Тут мнения разделились: 70 процентов родителей – сторонники нефизических методов. В том числе:

40 процентов – молчание, осуждение, лишение общения.

33-летний инженер, мать 10-летней девочки: «Просто не разговариваю с ней, не замечаю».

40-летняя служащая, мать 12-летней девочки и 8-летнего мальчика: «Молчу, пока не осознает свой поступок до слез».

20 процентов – лишение удовольствий (покупки сладостей, прогулки, просмотра телепередач и т. п.).

39-летний контролер, мать 13-летнего мальчика: «Если нагрубит или принесет двойку из школы, не даю смотреть телевизор в течение недели».

30-летний инженер, мать 9-летней девочки: «Перед сном не читаю книгу, не покупаю сладостей». 10 процентов – угол.

25-летняя сновальщица, мать 3-летней девочки и 4-летнего мальчика: «Ставлю в угол, стоит там до тех пор, пока не осознает поступок».

Треть родителей считают самым эффективным наказанием – физическое. В том числе: 10 процентов шлепают своих детей. 27-летний инженер, мать 3-летней девочки: «Шлепок по попе, серьезная беседа с папой».

28-летняя учительница – мать 4-летнего мальчика: «Шлепаю, говорю, что такой сын мне не нужен, я его не буду любить».

20 процентов устраивают порку.

34-летняя учительница, мать 10-летнего мальчика: «Крик отца или его удар, а то со мной почти не считается. Я редко бываю дома и всегда спешу».

33-летний инженер, мать 12-летнего мальчика: «Бью сильно ремнем и не пускаю потом гулять».

Девочек, согласно анкетам, бьют ремнем гораздо реже. Зато им больше, чем мальчикам, достается «рукой по попе» и «повышение голоса, словесные унижения».

4. Можно ли обойтись вообще без битья в воспитании? Большинство убеждено, что можно. Но это в идеале. А в реальной жизни «нервы не выдерживают», «срываются».

Обсудите с мужем (женой) приведенные результаты с точки зрения психолога, врача, юриста. Сопоставьте свои мысли с рассуждениями названных специалистов на с. 546.

 

УРОКИ ПСИХОТРЕНИНГА:

ЗАДАЧА ДЛЯ ЧИТАТЕЛЕЙ

 

Прокомментируйте ситуации и сделайте прогноз, каким станет ребенок, родившийся в такой семье. Сравните свои рассуждения с мнением психологов на с. 548.

Ситуация 1

Она его любит и очень хочет за него замуж. Он вроде бы тоже ее любит, но не настолько, чтобы жениться. Она боится его потерять и выбирает испытанный способ – в один прекрасный день сообщает, что ждет ребенка. Естественно, от него.

И вот на свет появляется ребенок, рождается новая семья. Но уже через несколько месяцев жизнь в этой семье становится невыносимой: молодожены без конца ссорятся, изводят друг друга взаимными упреками и претензиями, едва выдержав год такого «счастливого» супружества.

Ситуация 2

Они несколько лет женаты. Почти все их ровесники уже имеют детей. Родители и знакомые часто спрашивают: «А вы когда? Уже пора!» «И действительно, пора»,– понимают супруги. Что это за жизнь без детей! Они раньше об этом думали, но все не было условий – сначала учились, потом долго квартиры не имели, зарплата маленькая.

И вот ребенок появляется. С первых дней жизни молодые родители решают воспитывать его «по науке», не жалея для этого сил и средств. Если они так долго ждали и готовились к его рождению, значит, их ребенок должен быть лучше всех – самым умным, спортивным, музыкальным.

Пока ребенок лежит в кроватке и возится с погремушками, его развитие идет по намеченному плану. Но уже после года вдруг возникают непредвиденные трудности: слишком много капризничает, отказывается от полезных занятий, предпочитает возиться с песком, а не с развивающим конструктором. Это вызывает у родителей раздражение.

Чем дальше, тем хуже. Малыш продолжает обманывать ожидания родителей. Он совсем не выдающийся, хотя и не хуже других детей. Он – сам по себе. В сферу его интересов и склонностей не входят традиционно престижные: он не музыкален, не сочиняет стишки, отказался даже заниматься фигурным катанием.

Правда, остается еще надежда устроить его в английскую спецшколу, но даже любящим родственникам ясно, что «выдающейся личности» из их чада не получится.

Но правы ли родители, вынося «приговор» семилетнему ребенку только за то, что он не вписался в их стереотипное представление об одаренности и исключительности, которых они сами были лишены?

 

Тест

«ДАВАЙТЕ ПОГОВОРИМ»

 

В суете повседневной жизни мы нередко не успеваем поговорить друг с другом о воспитании наших детей. Даже когда выпадает свободная минута – не всегда начнем разговор без предлога, без особого повода. Предлагаемый тест, может быть, поможет вам устранить препятствия на пути к разговору.

Самостоятельность детей допустима в строгих пределах.

Тест

«ГДЕ СЕБЯ НАРИСОВАТЬ?»

 

Предлагаем вам шутливый тест. Вокруг стола в два раза больше стульев, чем членов семьи (рис. 49). Предложите ребенку пометить крестиком или нарисовать себя на выбранном им месте. Не мешайте ему советами, пусть подумает. Готово?

Самые лучшие отношения у ребенка с тем из членов семьи, рядом с которыми он себя нарисовал. Этот человек оказывает на него наибольшее влияние. Если ребенок выбрал место между бабушкой и дедушкой, то их можно поздравить. Если ребенок нарисовал себя отдельно, то... Так ли уж ему хорошо в семье?

 

Тест

«БАБУШКА И ДЕДУШКА»

 

Хорошо ли вы знаете своих родителей в роли воспитателей своих детей? Данный тест поможет вам в этом разобраться.

1. Если ваши дети захотели мороженое или конфеты, как вы думаете, бабушка или дедушка удовлетворит их желание?

а) Если это перед едой, то нет;

б) Да, но лишь изредка;

в) Почти всегда.

2. Дети разбрасывают вещи, игрушки. Как поступят ваши родители?

а) Сделают замечание;

б) Потребуют немедленно все собрать;

в) Сами приведут все в порядок.

3. Как поступят дедушка или бабушка, если их внуки употребят какие-то обидные, грубые слова?

а) Запретят впредь говорить так;

б) Если это случится еще раз, то накажут;

в) Не обратят внимания или попытаются все обратить в шутку.

4. Как дедушка или бабушка воспитывает у внуков стремление к труду?

а) Личным примером;

б) Требовательностью;

в) Они стремятся освободить их от труда.

5. Как они поступают, если дети просят купить им какую-то игрушку?

а) Обещают, но не спешат с покупкой;

б) Все зависит от ее стоимости;

в) Они сразу же исполняют желание внуков.

6. Учит бабушка или дедушка своих внуков отличать хорошее от плохого?

а) Всегда объясняют, что хорошо, а что плохо;

б) Ругают;

в) Считают, что когда внуки подрастут, то сами во всем разберутся.

7. Внучка, вытирая пыль, случайно разбивает любимую вазочку бабушки. Как она отреагирует?

а) Поможет собрать осколки;

б) Строго отчитает;

в) Запретит впредь вытирать пыль.

8. Каково отношение стариков к проявлению самостоятельности внуков?

а) Поощряют с малых лет;

б) Им нравится это качество;

в) Они считают, что внуки еще слишком малы.

9. Внуки должны помочь очистить школьный двор. Что в таком случае говорит им бабушка или дедушка?

а) Советуют получше стараться;

б) Вообще не обсуждают этот вопрос;

в) Ворчат, что уборка двора – не их дело.

10. Внуки в чем-то провинились. Как реагируют на это бабушка или дедушка?

а) Ругают их за это;

б) Наказывает тем, что лишает какого-то лакомства или запрещает делать то, что им нравится;

в) Встает на сторону детей.

Обработка результатов на с. 550.

 

УРОКИ ПСИХОТРЕНИНГА:

УПРЯМСТВО

 

Почитайте отрывок из беседы мамы с психологом. Попробуйте определить, как быть с таким ребенком.

«С некоторых пор малыша будто подменили. Прежде ласковый и послушный, он вдруг превратился в капризного, несговорчивого упрямца. На любое слово родителей отвечает: «Нет! Не буду!», «Не хочу!». Попробуй ему в чем-то отказать – он закатит настоящую истерику. Неужели характер ребенка непоправимо испортился? Как теперь с ним себя вести?»

Мнение психолога

Для начала оговоримся, что упрямство может быть ситуативным («вообще-то он хороший, но иногда как упрется...»), а может стать чертой характера («он всегда нарочно все делает наоборот...»).

Типичные причины таковы:

Ситуативное упрямство

– Ребенку неприятно то, что предлагает ему взрослый: он действительно не любит молоко, действительно еще не хочет спать, действительно хочет поиграть именно с этой игрушкой.

– Возможно, ребенок капризничает оттого, что устал или плохо себя чувствует.

Прежде всего подумайте, нельзя ли уступить ему или найти компромиссное решение (например, «выпей полчашки молока, а остальное оставишь; поиграй еще десять минут, и пойдем спать; давай купим эту игрушку, когда я получу деньги»). В подавляющем большинстве случаев такое решение найти можно. Однако бывают случаи, когда уступить все же нельзя.

Тогда в зависимости от возраста ребенка можно сделать следующее:

1. Объяснить ребенку, почему вы не можете сделать так, как он хочет. Ваше объяснение должно быть честным и убедительным. Помните, что пространные философские рассуждения о несовершенстве мироздания, в котором человек обречен страдать, тут неуместны.

2. Иногда, чтобы облегчить состояние ребенка, сделайте вместе с ним то, что требуется, например, выпейте горячего молока с пенками.

Желательно признать вслух, что то, что вы от него требуете, действительно неприятно. («Я сама в детстве терпеть не могла горячее молоко, но если мы не будем его пить, то не поправимся и не сможем пойти гулять...»). Но даже если вы считаете, что речь идет о ерунде, покажите, что уважаете право ребенка считать иначе. Увещевания типа «почему ты не любишь есть капусту – ведь она такая вкусная» бессмысленны, так как о вкусах не спорят. Можно сказать так: «Я знаю, что ты не любишь капусту. Съешь три ложки – и забудем о ней. Обещаю тебе, что на ужин капусты не будет». Уничижающие высказывания типа «что это за парень, который не ест все подряд» – не для детей. Это вы можете говорить сами себе, когда приходится есть что-то невкусное.

3. Иногда ребенка можно «подкупить»: «Закапаем эти противные капли, а потом я тебе дам конфету». Дело здесь, конечно, не в подкупе, а в том, что ужасная перспектива горечи во рту обещает смениться приятной – сладкой конфетой.

4. Если ребенок маленький, можно включить неприятное действие или процедуру в игру: предложить дочке, которая категорически отказывается есть, покормить своего не менее упрямого мишку.

5. Иногда целесообразно просто отвлечь внимание ребенка предметом («смотри, какая машина проехала за окном»), событием («как славно играют эти собачки») или просто неожиданным поворотом мысли («а кстати, кто же у нас вчера в лото выиграл?»).

6. Иногда помогает и ход от противного: «Только не вздумай выпить это молоко! Иначе мне ничего не достанется». Дети прекрасно понимают, что это шутка, но молоко молниеносно выпивается, как только вы выходите из комнаты. Можно, вернувшись, удивиться и поинтересоваться, куда же девалось молоко. Если дети скажут, что приходил Серый Волк,– прекрасно! Отныне этот персонаж будет всегда помогать вам добиваться своего.

Характерное упрямство

Вам предстоит серьезная работа над собственным поведением. Коль скоро у вас упрямый ребенок, попробуйте в течение одного дня записать, сколько раз вы отдали ему разного рода распоряжения, предупредили о чем-либо, сколько сделали замечаний. Попутно отметьте количество похвал, доставшихся на долю ребенка. Обращались ли вы к нему с вопросами: «А ты что хочешь?», «Что собираешься делать?». Если записей первого рода значительно больше, у вас есть причины для беспокойства.

Дети живут в другом темпе, чем взрослые. Для ребенка год жизни – это примерно то же, что для старших 5–7 лет. Поэтому взрослые часто не успевают заметить, что их ребенок уже вырос из коротеньких штанишек и обращаться с ним надо иначе. С каждым годом увеличиваются возможности ребенка самостоятельно обеспечить свои жизненные потребности, самому определять свой образ жизни.

Пятилетний ребенок, скажем, вполне может решить сам:

– что он будет есть на ужин (из имеющихся на столе блюд) и в каком количестве;

– чем он займется в свободное время – порисует, повозится с конструктором или с пластилином, и что именно он будет собирать или лепить;

– какую книжку хочет посмотреть;

– кого пригласить в гости на день своего рождения;

– спать с игрушками или без них;

– куда пойти сегодня погулять;

– какое платье или рубашку надеть, какую прическу сделать и т. д.

– Как и взрослый человек, ребенок имеет право:

– быть не в духе;

– иметь свои вкусы и привычки, собственную точку зрения;

– иметь в доме угол, где он может поддерживать милый его сердцу порядок или беспорядок;

– распоряжаться своими вещами по собственному усмотрению.

Характерное упрямство возникает чаще всего как защитная реакция на чрезмерную опеку или чрезмерную «авторитарность взрослых – это попытка защитить себя, свою независимость. Пусть вас это не пугает. Гораздо страшнее люди без собственной воли и убеждений. Послушание, удобное для взрослых,– свойство натуры, но не оно главное. Гораздо ценнее такие качества, как любознательность, самостоятельность, активность. И чем старше ребенок, тем большая степень свободы ему необходима, и мы, взрослые, должны это понимать.

Что необходимо знать?

– Период упрямства начинается примерно с 18 месяцев. Но есть дети, которые начинают упрямиться уже в первый год жизни.

– Как правило, фаза упрямства заканчивается после трех лет. Случайные приступы упрямства в более старшем возрасте тоже вещь вполне нормальная.

– Пик упрямства приходится на второй год жизни.

– Мальчики упрямятся сильнее и чаще, чем девочки.

– Приступ упрямства чаще всего происходит в первой половине дня.

– В фазе упрямства приступ случается у детей по пять раз в день. У некоторых – до 19 раз!

– Если дети по достижении трех лет все еще продолжают часто упрямиться, то вероятнее всего речь идет о «фиксированном» упрямстве. Чаще всего это результат соглашательского поведения родителей. Они поддались нажиму со стороны ребенка.

Что могут сделать родители?

– Не придавайте большого значения упрямству. Примите к сведению приступ, но не очень волнуйтесь за ребенка.

– Оставайтесь во время приступа упрямства рядом с ребенком и дайте ему почувствовать, что понимаете, как он страдает.

– Не пытайтесь в это время что-либо внушать вашему ребенку. Ругань в такой ситуации не имеет смысла. Он сильно возбужден и не может вас понять.

– Будьте в поведении с ребенком настойчивы. Если вы сказали «нет», оставайтесь и дальше при этом мнении.

– Не сдавайтесь даже тогда, когда приступ упрямства у ребенка протекает в общественном месте. Чаще всего помогает только одно – взять его за руку и увести.

 

Тест

«ХОРОШИЙ ЛИ ВЫ ВОСПИТАТЕЛЬ?»

 

В табл. 17 найдите свой вариант ответа на каждый вопрос.

Таблица 17

№ п/п Вопросы Да, всегда, в любом случае, регулярно, безусловно и т.п. Иногда, в некоторых случаях, изредка, отчасти, в меру необходимости и т.п. Нет, никогда, ни при каких обстоятельствах, ни в коем случае и т.п.
I. Отвечаете ли вы на некоторые вопросы ребенка: «Я покажу тебе, когда ты подрастешь»?      
II. Даете ли ребенку деньги на мелкие расходы?      
III. Если вы отказываете в чем-нибудь ребенку, объясняете ли вы причину?      
IV. Позволяете ли вы детям помогать по хозяйству, даже зная, что пользы от этой помощи мало или совсем нет?      
V. Считаете ли вы допустимой небольшую ложь в отношениях с детьми?      
VI. Пользуетесь ли вы любым случаем, чтобы способствовать развитию наблюдательности у ребенка?      
VII. Позволяете ли вы себе в присутствии ребенка критиковать своих знакомых?      
VIII. Считаете ли вы, что ребенка нельзя обманывать?      
IX. Считаете ли вы, что маленьким детям следует объяснять все жизненные ситуации?      
X. Читаете ли вы книги по воспитанию детей?      
XI. Считаете ли вы, что даже самые маленькие имеют право на свои тайны?      
XII. Случается ли вам грозить наказанием ребенку, если он оставит на тарелке что-нибудь?      
XIII. Стараетесь ли вы способствовать тому, чтобы у детей развивалось чувство независимости и уверенности в себе?      
XIV. Умеете ли вы разделить радость ребенка?      
XV. Охотно ли вы проводите свое свободное время с детьми?      
XVI. Любите ли вы демонстрировать таланты своих детей?      
XVII. Умеете ли вы сказать так, чтобы вас тотчас же послушались?      
XVIII. Если ваш ребенок раскапризничался, способны ли вы сохранить полное спокойствие?      
XIX. Легко ли вы завязываете дружеские отношения с товарищами своих детей?      

Обработка результатов на с, 550.

 

Тест

«ВАША ПОТРЕБНОСТЬ В ПЕТЯХ»

 

Приведем суждения, ассоциирующиеся с рождением ребенка в семье. Отметьте, с какими суждениями вы согласны («да»), а с какими не согласны («нет»).

1. Рождение ребенка – это благотворная встряска, новые впечатления.

2. Радость в доме.

3. Возможность проявить свою нежность, заботу.

4. Риск для здоровья.

5. Большая физическая нагрузка.

6. Ребенок – это детская ласка, привязанность к отцу, матери.

7. Ребенок – помощник в семье, опора в старости.

8. Возможность вырастить образованного, интересного человека.

9. Ребенок – наследник всего хорошего во мне.

10. Трудность воспитания, обучения.

11. Разлад, напряжение в семье.

12. Материальные затруднения.

13. Ребенок – надежда и будущее родителей.

14. Необходимость на время оставить работу, коллектив.

15. Бессонные ночи.

16. Ребенок – это возможность проявить свой воспитательный потенциал.

17. Ребенок укрепляет семью, чувства между супругами.

18. Возможность вырастить доброго, отзывчивого человека.

19. Радость материнства (отцовства).

20. Возня с пеленками, кашками.

21. Ребенок – проблема жилья.

22. Ребенок – самый благодатный объект вложения наших сил.

23. Родить ребенка, значит, столкнуться с трудностями устройства в ясли, сад.

24. Завести ребенка – значит, привязать себя к дому.

25. Дети – это потеря лучшей части нашей жизни.

26. Ребенок придает смысл жизни.

27. Дети – это волнения за их судьбу, будущее.

28. Сложность дать хорошее образование, профессию.

29. Это самый близкий человек в горе и радости.

30. Зависимость от бабушек и дедушек.

31. Дети – это гордость родителей.

32. Дети – это веселые игры, содержательный досуг.

Обработка результатов на с. 551.

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ВЕРСИИ:

Тест

«ТАЛАНТЛИВ ЛИ ВАШ РЕБЕНОК?»

 

Конечно, каждый родитель считает, что его ребенок самый лучший, умный, талантливый. И это правильно. Неталантливых, ни к чему не способных детей просто нет, не может быть. Но вот понять, в какой именно области ребенок может наиболее полно раскрыть свои способности, не всегда удается вовремя, и возможны ошибки, разочарования.

Предлагаем вам тест, составленный психологами для детей 7–13 лет, он поможет проверить ваши собственные наблюдения и определить, в чем именно талантлив ваш ребенок от рождения, к какой области деятельности его тянет.

Не чувствуйте себя разочарованными, если результаты тестирования не соответствуют вашим ожиданиям: ведь ребенок меняется, все еще у него впереди. И тем более не стоит считать малыша каким-то особенным, выдающимся, если результаты окажутся превосходными.

Помните: ваш тест – не серьезное научное исследование, а полуигра, полушутка. И все-таки стоит себя проверить!

Итак, ответьте «да» или «нет» на следующие вопросы. Каждое «да» дает один балл.

1. Случается ли ребенку находить необычное применение какому-либо предмету?

2. Меняет ли он свои наклонности?

3. Любит ли рисовать абстрактные картинки?

4. Любит ли рисовать воображаемые предметы?

5. Любит ли фантастические истории?

6. Сочиняет ли рассказы или стихи?

7. Любит ли вырезать затейливые фигуры из бумаги?

8. Сделал ли когда-нибудь то, чего не знал, или то, чего не существует?

9. Бывает ли у него желание что-то переделать на свой вкус?

10. Боится ли темноты?

11. Изобрел ли когда-нибудь новое слово?

12. Считал ли это слово понятным без разъяснений?

13. Пробовал ли переставлять мебель по своему вкусу?

14. Не был ли удачен этот замысел?

15. Использовал ли когда-либо вещь не по ее назначению?

16. Мог ли ваш ребенок, будучи совсем маленьким, отгадывать назначение разных предметов?

17. Предпочитает ли в выборе одежды собственный вкус вашему?

18. Есть ли у него свой собственный мир, недоступный окружающим?

19. Ищет ли объяснения тому, чего еще не понимает?

20. Часто ли просит объяснить окружающие его явления?

21. Любит ли читать книжки без иллюстраций?

22. Изобретает ли собственные игры или развлечения?

23. Помнит ли и рассказывает ли свои сны или пережитые впечатления?

Обработка результатов на с. 551.

 

Ознакомившись с ними, проанализируйте следующие рекомендации психологов по развитию творческих способностей вашего ребенка,

Признавать ранее не признанные или не используемые возможности ребенка.

Уважать желание ребенка работать самостоятельно.

Уметь воздерживаться от вмешательства в процесс творческой деятельности сына или дочери.

Предоставлять ребенку свободу выбора области приложения сил и методов достижения цели.

Создавать условия для конкретного воплощения творческих идей ребенка.

Поощрять участие ребенка в групповом творческом процессе.

Поощрять работу над проектами, предложенными самим ребенком.

Исключать какое-либо давление на ребенка, создавать раскрепощенную обстановку.

Одобрять результаты деятельности сына или дочери в какой-либо одной области с целью пробудить желание испытать себя в других видах деятельности.

Подчеркивать положительное значение индивидуальных различий вашего ребенка.

Уважать потенциальные возможности ребенка, если он в чем-либо отстает.

Демонстрировать свой энтузиазм в какой-либо области деятельности.

Поддерживать своим авторитетом ребенка, который высказывает отличное от других мнение и в связи с этим испытывает давление со стороны своих сверстников.

Создавать ситуации, при которых ваш ребенок, не обнаруживающий особых успехов в учении, имеет возможность тесного общения с более способным ребенком.

Помогать находить ребенку в его фантазиях связь с реальным миром.

Извлекать максимальную пользу из его хобби, конкретных увлечений и индивидуальных наклонностей.

Проявлять терпимое отношение (по крайней мере временно) к возможному беспорядку в связи с творческой работой ребенка.

Поощрять максимальную вовлеченность в совместную творческую деятельность с детьми старше его по возрасту.

Постоянно убеждать ребенка, что вы для него являетесь единомышленником, а не противником.

 

Тест

«ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ БУДУЩЕЕ ВАШЕГО РЕБЕНКА»

 

Профессиональные интересы активно формируются в школьные годы. Каждый из родителей стремится предугадать профессиональное будущее своего ребенка. Чтобы облегчить эту задачу, мы предлагаем специальную анкету. С ее помощью можно определить, какими способностями обладает ваш ребенок. Знание способностей ребенка поможет вам в формировании у него профессиональных интересов. Старайтесь отвечать искренне, не спешите с оценками, посоветуйтесь с мужем (женой) и другими взрослыми членами семьи. Хорошо было бы прислушаться к мнению учителей в оценке способностей вашего ребенка.

Ниже перечислены восемь областей, в которых человек может проявлять свои таланты, и приведены их характеристики. Дайте оценку в баллах (по пятибалльной системе) каждой из указанных характеристик. Если какая-то характеристика присуща вашему ребенку в наивысшей степени, ставьте 5 баллов, если она выше средней – 4 и так далее. Оценка 2 балла – самая низкая.

Суммируйте баллы по всем характерис



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 232; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.82.232.31 (0.242 с.)