Надо говорить с детьми, не допуская критики решений родителей. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Надо говорить с детьми, не допуская критики решений родителей.



С детьми можно говорить обо всем, они вправе критиковать родителей.

Самостоятельность детей допустима в строгих пределах.

Детям стоит предоставить свободу выбора во всем, помогая советами.

Детям необходимо участвовать в проблемных семейных разговорах, даже если они касаются только родителей.

Нельзя детей посвящать в разногласия взрослых.

 

Напротив позиций, с которыми вы не согласны, поставьте знак в соответствующей графе, и, наоборот, места напротив принимаемого мнения оставьте пустыми. Вы теперь видите, в чем ваши взгляды сходны, а в чем нет. Остается только выяснить – почему.

Если хотите узнать, какие методы воспитания предпочитают дети, то предложите им заполнить таблицу. Получите интересную тему для разговора.

 

Тест

«ГДЕ СЕБЯ НАРИСОВАТЬ?»

 

Предлагаем вам шутливый тест. Вокруг стола в два раза больше стульев, чем членов семьи (рис. 49). Предложите ребенку пометить крестиком или нарисовать себя на выбранном им месте. Не мешайте ему советами, пусть подумает. Готово?

Самые лучшие отношения у ребенка с тем из членов семьи, рядом с которыми он себя нарисовал. Этот человек оказывает на него наибольшее влияние. Если ребенок выбрал место между бабушкой и дедушкой, то их можно поздравить. Если ребенок нарисовал себя отдельно, то... Так ли уж ему хорошо в семье?

 

Тест

«БАБУШКА И ДЕДУШКА»

 

Хорошо ли вы знаете своих родителей в роли воспитателей своих детей? Данный тест поможет вам в этом разобраться.

1. Если ваши дети захотели мороженое или конфеты, как вы думаете, бабушка или дедушка удовлетворит их желание?

а) Если это перед едой, то нет;

б) Да, но лишь изредка;

в) Почти всегда.

2. Дети разбрасывают вещи, игрушки. Как поступят ваши родители?

а) Сделают замечание;

б) Потребуют немедленно все собрать;

в) Сами приведут все в порядок.

3. Как поступят дедушка или бабушка, если их внуки употребят какие-то обидные, грубые слова?

а) Запретят впредь говорить так;

б) Если это случится еще раз, то накажут;

в) Не обратят внимания или попытаются все обратить в шутку.

4. Как дедушка или бабушка воспитывает у внуков стремление к труду?

а) Личным примером;

б) Требовательностью;

в) Они стремятся освободить их от труда.

5. Как они поступают, если дети просят купить им какую-то игрушку?

а) Обещают, но не спешат с покупкой;

б) Все зависит от ее стоимости;

в) Они сразу же исполняют желание внуков.

6. Учит бабушка или дедушка своих внуков отличать хорошее от плохого?

а) Всегда объясняют, что хорошо, а что плохо;

б) Ругают;

в) Считают, что когда внуки подрастут, то сами во всем разберутся.

7. Внучка, вытирая пыль, случайно разбивает любимую вазочку бабушки. Как она отреагирует?

а) Поможет собрать осколки;

б) Строго отчитает;

в) Запретит впредь вытирать пыль.

8. Каково отношение стариков к проявлению самостоятельности внуков?

а) Поощряют с малых лет;

б) Им нравится это качество;

в) Они считают, что внуки еще слишком малы.

9. Внуки должны помочь очистить школьный двор. Что в таком случае говорит им бабушка или дедушка?

а) Советуют получше стараться;

б) Вообще не обсуждают этот вопрос;

в) Ворчат, что уборка двора – не их дело.

10. Внуки в чем-то провинились. Как реагируют на это бабушка или дедушка?

а) Ругают их за это;

б) Наказывает тем, что лишает какого-то лакомства или запрещает делать то, что им нравится;

в) Встает на сторону детей.

Обработка результатов на с. 550.

 

УРОКИ ПСИХОТРЕНИНГА:

УПРЯМСТВО

 

Почитайте отрывок из беседы мамы с психологом. Попробуйте определить, как быть с таким ребенком.

«С некоторых пор малыша будто подменили. Прежде ласковый и послушный, он вдруг превратился в капризного, несговорчивого упрямца. На любое слово родителей отвечает: «Нет! Не буду!», «Не хочу!». Попробуй ему в чем-то отказать – он закатит настоящую истерику. Неужели характер ребенка непоправимо испортился? Как теперь с ним себя вести?»

Мнение психолога

Для начала оговоримся, что упрямство может быть ситуативным («вообще-то он хороший, но иногда как упрется...»), а может стать чертой характера («он всегда нарочно все делает наоборот...»).

Типичные причины таковы:

Ситуативное упрямство

– Ребенку неприятно то, что предлагает ему взрослый: он действительно не любит молоко, действительно еще не хочет спать, действительно хочет поиграть именно с этой игрушкой.

– Возможно, ребенок капризничает оттого, что устал или плохо себя чувствует.

Прежде всего подумайте, нельзя ли уступить ему или найти компромиссное решение (например, «выпей полчашки молока, а остальное оставишь; поиграй еще десять минут, и пойдем спать; давай купим эту игрушку, когда я получу деньги»). В подавляющем большинстве случаев такое решение найти можно. Однако бывают случаи, когда уступить все же нельзя.

Тогда в зависимости от возраста ребенка можно сделать следующее:

1. Объяснить ребенку, почему вы не можете сделать так, как он хочет. Ваше объяснение должно быть честным и убедительным. Помните, что пространные философские рассуждения о несовершенстве мироздания, в котором человек обречен страдать, тут неуместны.

2. Иногда, чтобы облегчить состояние ребенка, сделайте вместе с ним то, что требуется, например, выпейте горячего молока с пенками.

Желательно признать вслух, что то, что вы от него требуете, действительно неприятно. («Я сама в детстве терпеть не могла горячее молоко, но если мы не будем его пить, то не поправимся и не сможем пойти гулять...»). Но даже если вы считаете, что речь идет о ерунде, покажите, что уважаете право ребенка считать иначе. Увещевания типа «почему ты не любишь есть капусту – ведь она такая вкусная» бессмысленны, так как о вкусах не спорят. Можно сказать так: «Я знаю, что ты не любишь капусту. Съешь три ложки – и забудем о ней. Обещаю тебе, что на ужин капусты не будет». Уничижающие высказывания типа «что это за парень, который не ест все подряд» – не для детей. Это вы можете говорить сами себе, когда приходится есть что-то невкусное.

3. Иногда ребенка можно «подкупить»: «Закапаем эти противные капли, а потом я тебе дам конфету». Дело здесь, конечно, не в подкупе, а в том, что ужасная перспектива горечи во рту обещает смениться приятной – сладкой конфетой.

4. Если ребенок маленький, можно включить неприятное действие или процедуру в игру: предложить дочке, которая категорически отказывается есть, покормить своего не менее упрямого мишку.

5. Иногда целесообразно просто отвлечь внимание ребенка предметом («смотри, какая машина проехала за окном»), событием («как славно играют эти собачки») или просто неожиданным поворотом мысли («а кстати, кто же у нас вчера в лото выиграл?»).

6. Иногда помогает и ход от противного: «Только не вздумай выпить это молоко! Иначе мне ничего не достанется». Дети прекрасно понимают, что это шутка, но молоко молниеносно выпивается, как только вы выходите из комнаты. Можно, вернувшись, удивиться и поинтересоваться, куда же девалось молоко. Если дети скажут, что приходил Серый Волк,– прекрасно! Отныне этот персонаж будет всегда помогать вам добиваться своего.

Характерное упрямство

Вам предстоит серьезная работа над собственным поведением. Коль скоро у вас упрямый ребенок, попробуйте в течение одного дня записать, сколько раз вы отдали ему разного рода распоряжения, предупредили о чем-либо, сколько сделали замечаний. Попутно отметьте количество похвал, доставшихся на долю ребенка. Обращались ли вы к нему с вопросами: «А ты что хочешь?», «Что собираешься делать?». Если записей первого рода значительно больше, у вас есть причины для беспокойства.

Дети живут в другом темпе, чем взрослые. Для ребенка год жизни – это примерно то же, что для старших 5–7 лет. Поэтому взрослые часто не успевают заметить, что их ребенок уже вырос из коротеньких штанишек и обращаться с ним надо иначе. С каждым годом увеличиваются возможности ребенка самостоятельно обеспечить свои жизненные потребности, самому определять свой образ жизни.

Пятилетний ребенок, скажем, вполне может решить сам:

– что он будет есть на ужин (из имеющихся на столе блюд) и в каком количестве;

– чем он займется в свободное время – порисует, повозится с конструктором или с пластилином, и что именно он будет собирать или лепить;

– какую книжку хочет посмотреть;

– кого пригласить в гости на день своего рождения;

– спать с игрушками или без них;

– куда пойти сегодня погулять;

– какое платье или рубашку надеть, какую прическу сделать и т. д.

– Как и взрослый человек, ребенок имеет право:

– быть не в духе;

– иметь свои вкусы и привычки, собственную точку зрения;

– иметь в доме угол, где он может поддерживать милый его сердцу порядок или беспорядок;

– распоряжаться своими вещами по собственному усмотрению.

Характерное упрямство возникает чаще всего как защитная реакция на чрезмерную опеку или чрезмерную «авторитарность взрослых – это попытка защитить себя, свою независимость. Пусть вас это не пугает. Гораздо страшнее люди без собственной воли и убеждений. Послушание, удобное для взрослых,– свойство натуры, но не оно главное. Гораздо ценнее такие качества, как любознательность, самостоятельность, активность. И чем старше ребенок, тем большая степень свободы ему необходима, и мы, взрослые, должны это понимать.

Что необходимо знать?

– Период упрямства начинается примерно с 18 месяцев. Но есть дети, которые начинают упрямиться уже в первый год жизни.

– Как правило, фаза упрямства заканчивается после трех лет. Случайные приступы упрямства в более старшем возрасте тоже вещь вполне нормальная.

– Пик упрямства приходится на второй год жизни.

– Мальчики упрямятся сильнее и чаще, чем девочки.

– Приступ упрямства чаще всего происходит в первой половине дня.

– В фазе упрямства приступ случается у детей по пять раз в день. У некоторых – до 19 раз!

– Если дети по достижении трех лет все еще продолжают часто упрямиться, то вероятнее всего речь идет о «фиксированном» упрямстве. Чаще всего это результат соглашательского поведения родителей. Они поддались нажиму со стороны ребенка.

Что могут сделать родители?

– Не придавайте большого значения упрямству. Примите к сведению приступ, но не очень волнуйтесь за ребенка.

– Оставайтесь во время приступа упрямства рядом с ребенком и дайте ему почувствовать, что понимаете, как он страдает.

– Не пытайтесь в это время что-либо внушать вашему ребенку. Ругань в такой ситуации не имеет смысла. Он сильно возбужден и не может вас понять.

– Будьте в поведении с ребенком настойчивы. Если вы сказали «нет», оставайтесь и дальше при этом мнении.

– Не сдавайтесь даже тогда, когда приступ упрямства у ребенка протекает в общественном месте. Чаще всего помогает только одно – взять его за руку и увести.

 

Тест

«ХОРОШИЙ ЛИ ВЫ ВОСПИТАТЕЛЬ?»

 

В табл. 17 найдите свой вариант ответа на каждый вопрос.

Таблица 17

№ п/п Вопросы Да, всегда, в любом случае, регулярно, безусловно и т.п. Иногда, в некоторых случаях, изредка, отчасти, в меру необходимости и т.п. Нет, никогда, ни при каких обстоятельствах, ни в коем случае и т.п.
I. Отвечаете ли вы на некоторые вопросы ребенка: «Я покажу тебе, когда ты подрастешь»?      
II. Даете ли ребенку деньги на мелкие расходы?      
III. Если вы отказываете в чем-нибудь ребенку, объясняете ли вы причину?      
IV. Позволяете ли вы детям помогать по хозяйству, даже зная, что пользы от этой помощи мало или совсем нет?      
V. Считаете ли вы допустимой небольшую ложь в отношениях с детьми?      
VI. Пользуетесь ли вы любым случаем, чтобы способствовать развитию наблюдательности у ребенка?      
VII. Позволяете ли вы себе в присутствии ребенка критиковать своих знакомых?      
VIII. Считаете ли вы, что ребенка нельзя обманывать?      
IX. Считаете ли вы, что маленьким детям следует объяснять все жизненные ситуации?      
X. Читаете ли вы книги по воспитанию детей?      
XI. Считаете ли вы, что даже самые маленькие имеют право на свои тайны?      
XII. Случается ли вам грозить наказанием ребенку, если он оставит на тарелке что-нибудь?      
XIII. Стараетесь ли вы способствовать тому, чтобы у детей развивалось чувство независимости и уверенности в себе?      
XIV. Умеете ли вы разделить радость ребенка?      
XV. Охотно ли вы проводите свое свободное время с детьми?      
XVI. Любите ли вы демонстрировать таланты своих детей?      
XVII. Умеете ли вы сказать так, чтобы вас тотчас же послушались?      
XVIII. Если ваш ребенок раскапризничался, способны ли вы сохранить полное спокойствие?      
XIX. Легко ли вы завязываете дружеские отношения с товарищами своих детей?      

Обработка результатов на с, 550.

 

Тест

«ВАША ПОТРЕБНОСТЬ В ПЕТЯХ»

 

Приведем суждения, ассоциирующиеся с рождением ребенка в семье. Отметьте, с какими суждениями вы согласны («да»), а с какими не согласны («нет»).

1. Рождение ребенка – это благотворная встряска, новые впечатления.

2. Радость в доме.

3. Возможность проявить свою нежность, заботу.

4. Риск для здоровья.

5. Большая физическая нагрузка.

6. Ребенок – это детская ласка, привязанность к отцу, матери.

7. Ребенок – помощник в семье, опора в старости.

8. Возможность вырастить образованного, интересного человека.

9. Ребенок – наследник всего хорошего во мне.

10. Трудность воспитания, обучения.

11. Разлад, напряжение в семье.

12. Материальные затруднения.

13. Ребенок – надежда и будущее родителей.

14. Необходимость на время оставить работу, коллектив.

15. Бессонные ночи.

16. Ребенок – это возможность проявить свой воспитательный потенциал.

17. Ребенок укрепляет семью, чувства между супругами.

18. Возможность вырастить доброго, отзывчивого человека.

19. Радость материнства (отцовства).

20. Возня с пеленками, кашками.

21. Ребенок – проблема жилья.

22. Ребенок – самый благодатный объект вложения наших сил.

23. Родить ребенка, значит, столкнуться с трудностями устройства в ясли, сад.

24. Завести ребенка – значит, привязать себя к дому.

25. Дети – это потеря лучшей части нашей жизни.

26. Ребенок придает смысл жизни.

27. Дети – это волнения за их судьбу, будущее.

28. Сложность дать хорошее образование, профессию.

29. Это самый близкий человек в горе и радости.

30. Зависимость от бабушек и дедушек.

31. Дети – это гордость родителей.

32. Дети – это веселые игры, содержательный досуг.

Обработка результатов на с. 551.

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ВЕРСИИ:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 172; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.230.35.103 (0.07 с.)