Дополнительные признаки высокого творческого потенциала личности ребенка 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Дополнительные признаки высокого творческого потенциала личности ребенка



1. Желание привнести в выполняемую работу элемент новизны.

2. Стремление освоить незнакомое дело.

3. Проявление упорства в достижении цели, несмотря на неудачи.

4. Наблюдается легкость слухового и зрительного запоминания.

5. Выражена потребность помечтать в одиночестве. 6 Способность длительное время думать над какой-либо идеей, проблемой.

6. Способность к абстрагированию, умению устанавливать отдельные ассоциации между различными предметами и явлениями.

7. Способность к творческому воображению, созданию нового.

 

Тест

«КАКАЯ ВЫ МАТЬ?»

 

Этот тест поможет вам разобраться в том, какая вы мать. Когда будете отвечать, то вам могут встретиться подобные обозначения (18 лет) или (15 лет). Это не должно вас смущать. Просто попытайтесь представить, как повел бы себя ваш ребенок, когда бы ему было 18 или 15 лет. После того как вы ответите на все вопросы, подсчитайте, под какими буквами у вас больше всего ответов, и найдите свой тип. Если, например, у вас больше всего ответов под буквой «г», значит, вашим типом является тип «г», а вы мать-интеллектуалка. И помните – главная цель этого теста – не показать вам ваши недостатки, а помочь лучше понять своего ребенка.

1. Чего труднее всего добиться от вашего ребенка?

а) Подумать о других;

б) Вовремя вернуться;

в) Оставаться чистым;

г) Быть вежливым;

д) Привести пример чего-нибудь;

е) Не обманывать.

2. Какую обстановку вы выберете для комнаты малыша?

а) Розовые обои с тучками на лазурном небе;

б) Фиолетовые занавески с бахромой;

в) Всю комнату выдержите в морском стиле;

г) Желтые обои с белыми бабочками;

д) Используете яркие краски;

е) Мягкое плюшевое покрытие красного цвета.

3. У вас появилось чувство, что ваш ребенок (8 лет) не слушает вас. Ваши последующие действия для того, чтобы он изменил отношение к тому, что вы рассказываете?

а) Читаете ему нотацию;

б) Спрашиваете, почему он так поступил;

в) Отправляете немного погулять и развеяться;

г) Объясняете разницу в ваших характерах;

д) Оставляете его подумать над происшедшим в углу;

е) Дарите подарок.

4. Ваш ребенок потерялся в большом магазине. Где вы будете его искать?

а) В отделе, где продаются всякие сладости;

б) Возле эскалаторов;

в) В отделе запчастей к автомобилям и мотоциклам;

г) В отделе игрушек;

д) Возле ларька с мороженым;

е) Около касс.

5. Телевизор – это палка о двух концах, потому что он:

а) Заменяет родителей;

б) Отвлекает от занятий;

в) Портит ребенка;

г) Помогает в чем-то лучше разобраться;

д) Образовывает;

е) Овладевает тем, кто его смотрит?

6. Вы понимаете, что ваш ребенок (15 лет) от вас что-то скрывает, когда он:

а) Молчалив и задумчив;

б) Нервничает и упрямится;

в) Слишком горд и подвержен частым сменам, настроения;

г) Рассеян;

д) Неаккуратен и раздражителен;

е) Нервничает и несет чепуху.

7. Во время беседы с сыном (10 лет) вы слышите неприличное слово. Вы:

а) Ругаете его;

б) Бьете;

в) Обижаетесь и хлопаете дверью;

г) Объясняете, что так нельзя;

д) Расстроенные, отвечаете тем же;

е) Узнаете от него, где он это слышал.

8. Сын (18 лет) без конца просит у вас деньги. Поскольку это происходит довольно часто, то вы:

а) Подсчитываете, сколько он у вас уже взял;

б) Спрашиваете, для чего они нужны ему в этот раз;

в) Даете, но с неохотой;

г) Резко отказываете;

д) Делаете вид, что не слышите его просьбы;

е) Отдаете свой кошелек.

9. Для вас будущее вашего ребенка – это, чтобы он:

а) Был счастливым и здоровым;

б) Достиг целей, которые вы ему поставили;

в) Был во всем первым;

г) Умел из всего извлекать пользу;

д) Претворил свои идеи в жизнь;

е) Всегда умел найти выход из создавшегося положения?

10. Вашему ребенку (ему или ей) 13 лет. Случайно оказываясь в ванной комнате и видя ребенка раздетым, вы предпочитаете:

а) Сделать вид, что ничего не заметили;

б) Попросить его чем-нибудь прикрыться;

в) Поздравить его с наступившими переменами во внешнем виде;

г) Резко выйти;

д) Дотронуться до него рукой;

е) Сконфузившись, извиниться за внезапное вторжение?

11. Сын, которому 16 лет, неожиданно заявляет вам, что одна из его подружек будет ночевать сегодня у вас дома. Вы:

а) Стелете ей мягкую постель;

б) Мгновенно отказываетесь от этого;

в) Просите ее сначала вам представить;

г) Готовите ей отдельную комнату;

д) Больше не говорите на эту тему;

е) Находите это нормальным.

12. Каково, по-вашему, золотое правило между братом и сестрой?

а) Поддерживать друг друга;

б) Все рассказывать друг другу;

в) Очень часто драться;

г) Рассказывать что-то один другому, но только самую малость;

д) Не делиться никакими проблемами;

е) Не осуждать действия сестры (брата).

13. Что ему (ей) надо, чтобы сделать его (ее) образование наиболее полным?

а) Овладеть чувством юмора;

б) Иметь немного твердости;

в) Иметь немного элегантности;

г) Обладать усердием;

д) Быть немного сумасшедшим;

е) Изменить свой образ жизни.

14. Самым ужасным будет узнать для вас, что ваш ребенок:

а) Курит марихуану;

б) Водит машину без прав;

в) Провалил вступительные экзамены;

г) Заразился СПИДом;

д) Гоняет на мотоцикле без шлема;

е) Ворует бумажники?

15. Услышав, что ребенок в разговоре произносит «мои старики», вы:

а) Напоминаете ему о вашей молодости;

б) Сделав вид, что не поняли, переспрашиваете;

в) Идете взглянуть на себя в зеркало;

г) Устраиваете ему скандал;

д) Не разговариваете с ним;

е) Рассказываете ему о своих родителях.

Типологию матери смотрите на с. 552.

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ВЕРСИИ:

ОТ СУПЕРМАМЫ ПО МАМЫ-ДЕСПОТА

 

После многолетних и внимательных исследований поведения женщин в роли матерей ученые выделили 5 основных типов матерей.

1. «Супермама» – стремится развивать умственные способности ребенка, старается научить его чему-нибудь новому, однако счастливо избегает крайностей. Она любит своего ребенка таким, каков он есть. Называя окружающие предметы, например: «Это мяч», она расширяет произносимое ребенком предложение, вводя новое слово, например: «Это красный мяч», или подсказывая связанные с ним понятия. Такой маме удается сохранить необходимое равновесие между занятиями, которые происходят по ее инициативе, и самостоятельными делами ребенка.

2. «Мама-деспот» – ребенок с утра до вечера занят исполнением ее приказов и распоряжений. Она вечно недовольна успехами своего чада, желает видеть в нем вундеркинда.

3. «Почти мама» – любит свое дитя и принимает его таким, каким оно есть. Но ее поведение бессистемно и хаотично, и она не в состоянии удовлетворить потребность своего ребенка. Ей не хватает способностей влиять на умственное развитие своего сына или дочери. Такой тип матерей обычно пассивно ждет проявления инициативы со стороны ребенка, но когда так происходит, не понимает ее мотивов.

4. «Замученная мама» – считает свои повседневные обязанности столь тягостными, что не выделяет времени для детей, которыми обычно занимаются старшие братья и сестры, или они «занимаются» сами собой в запущенном донельзя доме. Обычно это многодетные матери, не имеющие достаточных средств на содержание семьи.

5. «Мама-педант» – дом прекрасно организован, у ребенка есть все, чего душа желает, однако он одинок и большую часть времени проводит наедине с собой. Налицо отсутствие взаимопонимания между такой мамой и ее ребенком, который, кстати, несмотря на обилие игрушек, остается довольно-таки заурядным.

Разумеется, приведенные пять типов матерей представляют собой крайние случаи. Каждый из них иначе формирует личность и характер своего ребенка. «Супермама» воспитывает малыша практичным, сообразительным, охотно решающим новые проблемы. Ребенок «мамы-деспота» бывает эрудированным и честолюбивым, однако эмоциональная незрелость делает его робким или даже инфантильным. «Замученная мама» воспитывает ребенка интеллектуально неразвитым, не умеющим себя вести в нетипичной ситуации. Это тип маленького плаксы, часто грустного и потухшего. «Почти мама» хорошо выполняет свои обязанности только в первые месяцы жизни ребенка, когда же появляется вопрос развития его умственных способностей (примерно к 14 месяцам жизни), она не в силах справиться с новой, сложной для нее задачей. И если ребенок «супермамы» продолжает хорошо развиваться, то ребенок «почти мамы» задерживается в развитии.

Попробуйте оценить по приведенным критериям модель общения с вашим ребенком.

 

УРОКИ ПСИХОТРЕНИНГА:

МАЛЫШ НАЧАЛ ХОДИТЬ

 

Это радостное событие доставляет массу трудностей и хлопот родителям. Раньше младенец спокойно лежал или сидел в своей кроватке, играл с теми игрушками, которые ему дала мама,– значит, был в окружении безопасных, стерильных предметов. К тому же он не нарушал порядка в доме и его владения ограничивались манежем.

А что теперь? Залезает или заползает во все углы, тянет в рот что попало: гуталин, спички, карандаши... Опрокидывает банки с крупой и вареньем, разливает духи, ломает папины сигареты, сосет бабушкины тапочки.

Что же делать? Какое мнение в связи с этим событием вы разделяете и почему?

Папа: главное – свобода и самостоятельность.

Пусть осваивает пространство, знакомится с обстановкой, набивает синяки. Зато на собственном опыте убедится, что можно, а что нельзя. А как по-другому воспитать в ребенке самостоятельность, любознательность, умение рассчитывать на собственные силы? Иначе вырастет хлюпик, а не сильная личность.

Бабушка: главное – безопасность.

О порядке в доме придется забыть. Первостепенные заботы теперь в другом: вдруг он разобьет бутылку и порежется, вдруг съест лекарства, вдруг упадет со стола. Нет, так рисковать здоровьем ребенка нельзя! Нужно убрать от него все опасные предметы и все время следить за ним. Современные родители легкомысленный и рассеянный народ, на них ребенка даже страшно оставлять. Начитались каких-то книжек о новых методах воспитания, по которым ребенка надо бросать на произвол судьбы.

Мама: главное – порядок.

Я просто физически не могу все время за ним ходит.,, вытаскивать его из разных углов. Мне и без этого забот хватает. И потом, попробуйте у него отнять то, что он взял, или не пустить его туда, куда он хочет! Он же кричит, устраивает сцены. Упрямый стал – сил нет! Все опасные вещи убрать невозможно, он везде лезет. Единственный выход – это манеж. Пусть учится ходить в манеже, грызет погремушки. И следить не надо, и ребенок в безопасности, и порядок в доме. А я могу чувствовать себя спокойно, не вздрагивать от малейшего шума или писка. Пусть хоть кто-нибудь подумает о моих нервах.

Ознакомьтесь с мнением психолога на с. 554.

 

Тест

«КАКОЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ИЗОБРАЖЕНО...»

 

Всмотритесь в схематическое изображение лиц на рис. 50 и по некоторым деталям попробуйте определить эмоциональное состояние в каждом случае. Проверьте правильность ответов на с. 556.

 

УРОКИ ПСИХОТРЕНИНГА:

ВОПРОСЫ, ВОПРОСЫ...

 

I. Попробуйте ответить на вопросы, которые часто задают себе родители. Сравните свои ответы с мнением психологов на с. 556.

1. У сына игрушек больше чем достаточно. Но почему-то его интересуют не солдатики или машинки, а наши взрослые вещи?

2. Дочь, когда ложится спать, берет с собой плюшевого мишку. Может быть, она боится темноты?

3. Купила на день рождения трехлетней дочери огромного медведя. Она к нему не подходит. Может быть, боится его?

II. Прочитайте отрывок из письма родительницы. Что вы посоветуете ей? Сравните свои рекомендации с советами психолога на с. 560.

«Я воспитываю сына одна. Отца своего он никогда не видел и, наверное, не увидит. Меня беспокоит, что мальчик растет исключительно в женском обществе: дома – я и мои подруги, в детском саду – нянечки и воспитательницы, в школе ни разу не разговаривал с мужчиной. Могут ли в таких условиях сформироваться мужские черты характера?»

III. Почему дети получают двойки, не хотят учиться? Вариантов их поведения множество: старшекласснику кажется, что он школу перерос; первокласснику, который еще до школы научился считать и писать, на уроках неинтересно; непоседливый ребенок, решив задачу раньше других, не в сипах усидеть на месте; школьник не учится в пику нелюбимому преподавателю; старшеклассница пришла в школу накрасившись. Как же в таком случае рассматривать двойку?

Что вы посоветуете ребенку и себе? Сравните свои рассуждения с мнением психолога на с. 563.

 

Тест

«ГОТОВ ЛИ ВАШ РЕБЕНОК К ШКОЛЕ?»

 

С помощью простых наблюдений и ответов на вопросы попробуйте сами определить степень готовности вашего ребенка к обучению в школе.

Развитие познания

1. Владеет ли ребенок основными понятиями, например: правый/левый, большой/малый, в/из?

2. Способен ли ребенок понять простейшие случаи классификации, например: вещи, которые могут катиться, и вещи, которые катиться не могут?

3. Может ли малыш угадать концовку незамысловатой истории?

4. Может ли ребенок удержать в памяти и выполнить как минимум три указания?

5. Может ли ребенок назвать большинство заглавных и строчных букв алфавита?

Базовый опыт ребенка

6. Приходилось ли ребенку сопровождать вас на почту, в сберкассу, в магазин?

7. Был ли малыш в библиотеке?

8. Приходилось ли ребенку бывать в зоопарке, в деревне, в музее?

9. Была ли у вас возможность регулярно читать малышу или рассказывать ему истории?

10. Проявляет ли ребенок повышенный интерес к чему-либо, есть ли у него хобби?

Языковое развитие

11. Может ли ребенок назвать и обозначить основные окружающие его предметы?

12. Легко ли ребенку отвечать на вопросы взрослых?

13. Может ли ребенок объяснить, для чего служат различные вещи: щетка, пылесос, холодильник?

14. Может ли ребенок объяснить, где расположены предметы: на столе, под столом?

15. В состоянии ли малыш рассказать историю, описать какой-нибудь произошедший с ним случай?

16. Четко ли ребенок выговаривает слова?

17. Правильна ли речь ребенка с точки зрения грамматики?

18. Способен ли ребенок участвовать в общем разговоре, разыграть какую-либо ситуацию или играть в домашнем спектакле?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 166; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.119.148 (0.041 с.)