Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Заповеди разумного воспитанияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Во все времена говорилось, что в воспитании нет рецептов. И тем не менее в трудах многих педагогов обнаруживаются правила, принципы, заповеди разумного воспитания. Поразмышляйте над ними. Возможно, удастся дополнить эти тезисы. Заповедь первая: никогда не предпринимайте воспитательных воздействий в плохом настроении. Заповедь вторая: ясно определите, чего вы хотите от ребенка (и объясните это ему), а также узнайте, что он думает по этому поводу, убедите его, что ваши воспитательные цели – это и его цели. Заповедь третья: предоставьте ребенку самостоятельность, воспитывайте, но не контролируйте каждый его шаг. Заповедь четвертая: не подсказывайте готового решения, а показывайте возможные пути к нему и разбирайте с ребенком его правильные и ложные шаги к цели. Заповедь пятая: не пропустите момента, когда достигнут первый успех, хвалите ребенка за каждый удачный его шаг. Причем хвалите не вообще, а конкретно! Не «Ты – молодец», а обязательно «Ты – молодец, потому что...». Заповедь шестая: если же ребенок делает какое-то неверное действие, совершает ошибку, то укажите ему на эту ошибку. Сразу дайте оценку поступку и сделайте паузу, чтобы ребенок осознал услышанное. Заповедь седьмая: оценивайте поступок, а не личность: сущность человека и отдельные его поступки не одно и то же. «Ты – плохой!» (оценка личности) звучит очень часто вместо правильного «Ты поступил плохо!» (оценка поступка). Немаловажное дополнение: ваше замечание по поводу ошибки или поступка должно быть кратким, определенным. Заповедь восьмая: дайте ребенку ощутить (улыбнитесь, прикоснитесь), что сочувствуете ему, верите в него, хорошего мнения о нем, несмотря на его оплошность. Дайте понять (но не обязательно это говорить), что когда этот неприятный разговор будет окончен, то инцидент окажется исчерпанным. Заповедь девятая: воспитание – это последовательность целей. Помогите ребенку строить систему перспективных целей – от дальней к средней и от нее к сегодняшней. Заповедь десятая: воспитатель должен быть твердым, но добрым. Ни абсолютная твердость во что бы то ни стало, ни такая же безграничная доброта не годятся в качестве единственного основополагающего принципа воспитания. Все хорошо в свое время, и надо уметь применять разные методы в соответствии с конкретной ситуацией. Тогда воспитание будет еще и своевременным.
Тест «СКАЖИ МНЕ, ЧТО ТЕБЕ СНИТСЯ...»
Скажите, что вам снится, и это поможет раскрыть некоторые особенности вашего характера. Нет, речь не о варианте «сонника». Суть в том, что некоторые психологи считают, будто сны отражают не только черты характера, но и проблемы каждого человека, его заботы, надежды, опасения. Перед вами сорок вопросов, на которые надо ответить без долгих размышлений. Имеется четыре возможных ответа на каждый вопрос: «часто», «иногда», «редко», «никогда». Вопросы собраны в пять групп, каждая из которых выражает определенные черты характера. Итак, что вам снится? Группа А 1. Утром вам трудно вспомнить, что снилось. 2. Во сне вас осуждают, но вы не представляете за что, 3. Снятся строгие учителя, начальники, следователи. 4. Снится, что вы нагая перед глазами посторонних. 5. Во сне теряете зубы и волосы, получаете травмы, болеете. 6. Часто плачете во сне? 7. Делаете нечто стыдное, что приводит в ужас. 8. Сны бессвязные, «бессюжетные». Группа Б 1. Во сие кто-то преследует. 2. Снятся ужасы. 3. Вы свидетельница опасной ситуации, аварии. 4. Вами стараются овладеть силой. 5. Вам надо убежать, но вы не можете пошевелиться. 6. Снятся ли вам дикие звери, чудовища, привидения? 7. Снится ли вам, что вы тщетно ищете что-то утерянное? Группа В 1. Вам снится участие в каких-то спортивных мероприятиях. 2. Вы прыгаете с большой высоты, прыжок затяжной. 3. Снится работа, служебное окружение. 4. Управляете автомобилем, катером, скачете верхом. 5. Во сне вы постоянно в движении, занимаетесь каким-то делом. 6. Вам снятся леса, озера, луга, речные просторы. 7. Сражаетесь и побеждаете. 8. Покупаете все, что душа пожелает. Группа Г 1. Во сне вы присутствуете при чьей-то агонии, смерти, похоронах. 2. Снятся пожары, землетрясения, крушения. 3. Во сне ссоритесь, негодуете. 4. Драка с вашим участием. 5. В споре берете верх и торжествуете. 6. Снятся злоумышленники, злые люди. 7. Снятся цветные сны. 8. Снится сырое мясо, кровь. Группа Д 1. Летаете во сне. 2. Танцуете, катаетесь на коньках, мчитесь на санях, плаваете. 3. Страстно целуетесь. 4. Во сне видите острые и длинные предметы. 5. Видите обнаженного мужчину. 6. Вам объясняются в любви. 7. Вы в объятиях любимого. 8. Вам дарят подарки. Суммируйте очки по каждой группе (отдельно) и ознакомьтесь с результатами на с. 543.
УРОКИ ПСИХОТРЕНИНГА: ПСЕВДОВОСПИТАНИЕ
В городе Иваново, во Дворце культуры и техники текстильщиков, городской народный университет для женщин обсуждал статью об избиениях детей «Устыдимся, взрослые!» из еженедельника «Семья». Перед началом обсуждения более тысячи женщин заполнили анкету. 1. Ваше отношение к этой статье? Только трое считают, что подобные темы обсуждать не следует. 2. Нужна ли, по-вашему, строгость в воспитании? Участники опроса единогласно проголосовали за строгость. 3. Какое наказание вы считаете самым сильным для своего ребенка? Тут мнения разделились: 70 процентов родителей – сторонники нефизических методов. В том числе: 40 процентов – молчание, осуждение, лишение общения. 33-летний инженер, мать 10-летней девочки: «Просто не разговариваю с ней, не замечаю». 40-летняя служащая, мать 12-летней девочки и 8-летнего мальчика: «Молчу, пока не осознает свой поступок до слез». 20 процентов – лишение удовольствий (покупки сладостей, прогулки, просмотра телепередач и т. п.). 39-летний контролер, мать 13-летнего мальчика: «Если нагрубит или принесет двойку из школы, не даю смотреть телевизор в течение недели». 30-летний инженер, мать 9-летней девочки: «Перед сном не читаю книгу, не покупаю сладостей». 10 процентов – угол. 25-летняя сновальщица, мать 3-летней девочки и 4-летнего мальчика: «Ставлю в угол, стоит там до тех пор, пока не осознает поступок». Треть родителей считают самым эффективным наказанием – физическое. В том числе: 10 процентов шлепают своих детей. 27-летний инженер, мать 3-летней девочки: «Шлепок по попе, серьезная беседа с папой». 28-летняя учительница – мать 4-летнего мальчика: «Шлепаю, говорю, что такой сын мне не нужен, я его не буду любить». 20 процентов устраивают порку. 34-летняя учительница, мать 10-летнего мальчика: «Крик отца или его удар, а то со мной почти не считается. Я редко бываю дома и всегда спешу». 33-летний инженер, мать 12-летнего мальчика: «Бью сильно ремнем и не пускаю потом гулять». Девочек, согласно анкетам, бьют ремнем гораздо реже. Зато им больше, чем мальчикам, достается «рукой по попе» и «повышение голоса, словесные унижения». 4. Можно ли обойтись вообще без битья в воспитании? Большинство убеждено, что можно. Но это в идеале. А в реальной жизни «нервы не выдерживают», «срываются». Обсудите с мужем (женой) приведенные результаты с точки зрения психолога, врача, юриста. Сопоставьте свои мысли с рассуждениями названных специалистов на с. 546.
УРОКИ ПСИХОТРЕНИНГА: ЗАДАЧА ДЛЯ ЧИТАТЕЛЕЙ
Прокомментируйте ситуации и сделайте прогноз, каким станет ребенок, родившийся в такой семье. Сравните свои рассуждения с мнением психологов на с. 548. Ситуация 1 Она его любит и очень хочет за него замуж. Он вроде бы тоже ее любит, но не настолько, чтобы жениться. Она боится его потерять и выбирает испытанный способ – в один прекрасный день сообщает, что ждет ребенка. Естественно, от него. И вот на свет появляется ребенок, рождается новая семья. Но уже через несколько месяцев жизнь в этой семье становится невыносимой: молодожены без конца ссорятся, изводят друг друга взаимными упреками и претензиями, едва выдержав год такого «счастливого» супружества. Ситуация 2 Они несколько лет женаты. Почти все их ровесники уже имеют детей. Родители и знакомые часто спрашивают: «А вы когда? Уже пора!» «И действительно, пора»,– понимают супруги. Что это за жизнь без детей! Они раньше об этом думали, но все не было условий – сначала учились, потом долго квартиры не имели, зарплата маленькая. И вот ребенок появляется. С первых дней жизни молодые родители решают воспитывать его «по науке», не жалея для этого сил и средств. Если они так долго ждали и готовились к его рождению, значит, их ребенок должен быть лучше всех – самым умным, спортивным, музыкальным. Пока ребенок лежит в кроватке и возится с погремушками, его развитие идет по намеченному плану. Но уже после года вдруг возникают непредвиденные трудности: слишком много капризничает, отказывается от полезных занятий, предпочитает возиться с песком, а не с развивающим конструктором. Это вызывает у родителей раздражение. Чем дальше, тем хуже. Малыш продолжает обманывать ожидания родителей. Он совсем не выдающийся, хотя и не хуже других детей. Он – сам по себе. В сферу его интересов и склонностей не входят традиционно престижные: он не музыкален, не сочиняет стишки, отказался даже заниматься фигурным катанием. Правда, остается еще надежда устроить его в английскую спецшколу, но даже любящим родственникам ясно, что «выдающейся личности» из их чада не получится. Но правы ли родители, вынося «приговор» семилетнему ребенку только за то, что он не вписался в их стереотипное представление об одаренности и исключительности, которых они сами были лишены?
Тест «ДАВАЙТЕ ПОГОВОРИМ»
В суете повседневной жизни мы нередко не успеваем поговорить друг с другом о воспитании наших детей. Даже когда выпадает свободная минута – не всегда начнем разговор без предлога, без особого повода. Предлагаемый тест, может быть, поможет вам устранить препятствия на пути к разговору.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 303; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.97.97 (0.01 с.) |