Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Работа клиентов (членов семьи) с частными методиками.

Поиск

Работа клиентов (членов семьи) с частными методиками.

Для получения данных о психологическом здоровье семьи каждому взрослому члену семьи и детям подросткового возраста, допущенным специалистом к обследованию, необходимого ответить на 160 вопросов шести опросников в той последовательности, в какой они обозначены. Каждому члену семьи выдается комплект регистрационных бланков по каждой из 6 методик. Перед заполнением регистрационных бланков специалисту предстоит убедиться, что респонденты правильно понимают сущность изученных показателей психологического здоровья семьи и порядок работы с опросниками. Частные методики № 1, 4, 5, 6 имеют по одному опроснику, предназначенному для любого члена семьи. Частная методика № 2 два опросника: один для супругов, взрослых членов семьи, второй - для детей подросткового и юношеского возраста. Частная методика № 3 содержит адресные опросники: для супруга, супруги, сына, дочери. Работа респондента с опросником каждой частной методики осуществляется путем изучения его содержания, выбора предпочтительных ответов и заполнения регистрационных бланков.

Следует помнить, что при работе с частными методиками респондентам необходимо воздержаться от согласования ответов с другими членами семьи.

Рассмотрим сущность и содержание частных методик.

6. Частная методика №1 - "Семейные ценности"
2.7.6. Частная методика №1 - "Семейные ценности"
Описание. Данный инструментарий предполагает проведение индивидуального анкетирования взрослых членов семьи, а также детей подросткового и юношеского возраста. Пять групп (1-5) показателей семейных цен­ностей

предназначены для всех членов семьи, а показатели группы 6 - только для супругов.

Сравнение результатов индивидуального анкетирования позволяет выявить сходство семейных ценностей в изучаемой семье или среди отдельных ее членов. Кроме того, данный инструментарий позволяет определить уровни сходства семейных ценностей в каждой из обозна­ченных основных функций жизнедеятельности семьи. Анкета позволяет получить данные о полярных оценках реально существующих ценностях в исследуемой семье.

Для математического выражения результатов исследования раз­работана и апробирована формула сходства семейных ценностей и ее коэффициент Кссц, который выглядит следующим образом:

Кссц = 0,2 • (ССЦвф + ССЦхбф + ССЦфск + ССЦфио + ССЦфпр) + (ССЦсэф),

где обозначено сходство семейных ценностей:

ССЦвф - в воспитательной функции;

ССЦхбф - в хозяйственно-бытовой функции;

ССЦфск - в функция социального контроля;

ССЦфио - в функции интеллектуального общения;

ССЦфпр - в функции психологической разрядки;

ССЦсэф - в сексуально-эротической функции жизнедеятельности семьи (функции деторождения).

Каждое совпадение семейных ценностей среди обследуемых членов семьи в математическом выражении "сырых баллов", принято равным 0,2, Из этого следует, что максимум сходства показателей в каждой из обо­значенных функций жизнедеятельности семьи равен 1,0, а отсутствие сходства показателей - 0.

Этот коэффициент является одной из составных частей условной единицы измерения психологического здоровья семьи.

Анкета "Семейные ценности" (методика № 1)

(для каждого члена семьи, индекс семьи.....)

В анкете представлены 6 функций жизнедеятельности семьи, в каждой из

которых предлагается перечень из 5 семейных ценностей, соответствующих

потребностям членов семьи в основных функциях ее жизнедеятельности.

Инструкция. Всем членам семьи (мужу, жене, дочери, сыну, бабушке, дедушке и другим членам семьи, проживающим совместно) необходимо заполнить пункты 1-5 анкеты. П.п.6 опросника заполняется только супругами. В таком случае оба респондента по согласованию со специалистом исклю­чают один, из числа остальных, пункт, отражающий по их мнению более-менее без проблемную для семьи функцию. В итоге они ос­вещают тоже пять функций, по которым и оценивается сходство.

По каждой функции отдельно определяется ранг желанных лично для каждого члена семьи семейных ценностей и ранг реально существующих в семье. Для этого необходимо напротив каждой ценности проставить цифру 1 наиболее значимой для Вас ценности, цифру 2 менее значимой ценности и так по убывающей до 5. Если у Вас в семье существуют иные, чем указаны в регистрационном бланке ценности, тогда Вы можете заменить любую, на ваш взгляд предлагаемую ценность на свою, записав ее в графе «другие», но обязательно оставить в регистрационном бланке только 5 ценностей для ранжирования членами семьи

Регистрационный бланк методики № 1.

Функции, ценности семьи Ранг семейных ценностей Функции, ценности семьи Ранг семейных ценностей
желание реально желание реально
  Воспитательная функция: Личный пример       Функция интеллек-туальн. общения: Интерес к собеседнику    
Диктат     Уваж. мнен. другого    
Опека     Компромисс    
Невмешательство     Информативн.общения    
Сотрудничество     Стремл. понять друг.    
Другие     Другие    
           
  Функция хоз.-быт. отношений: Семейные обеды       Функция психологич. разрядки: Чувство юмора    
Благоустр. жилья     Психол. поддержка    
Береж. отн. к одежде     Эмоц. удовлетворен.    
Новая покупка     Совм. семейн. отдых    
Забота о близких     Любовь к животным.    
Другие     Другие    
           
  Функция социального контроля: Ответств. за поступки       Секс.-эротическая функция (деторожд.) Эмоцион. уравновеш.    
Взаимн. контроль     Равная любовь    
Аккуратн., пунктуальн.     Привлекательность    
Самоконтр., самооцен.     Дети, любовь к ним    
Подч. мнению. больш.     Супружеск. верность    
Другие     Другие    
           

Ваша роль в семье: муж, жена, дочь, сын, бабушка, дедушка -подчеркните.

(подчеркните пожалуйста). Стаж семьи ______ лет.

 

 

Обработка результатов.

После заполнения регистрационных бланков членами семьи специалист

заполняет аналитическую таблицу, путем переноса полученных данных в

соответствующую графу «ранг ответов членов семьи», предварительно присвоив индекс!,2,3,4, и т.д. каждому члену семьи. Затем выделяет совпавшие ранги по каждой из ценностей. В итоге за ценность, по которой совпадают ранги всех членов семьи выставляется в графе баллов

0.2 балла. Таким образом выставляются 0.2 балла за ценность при совпадении ранга у всех членов семьи или 0 баллов, при их несовпадении. Далее суммируются баллы за функцию и проставляется сумма баллов за функцию, которая не должна быть более 1.0.

Аналитическая таблица методики № I

  № Функции, ценности семьи Ранг ответов членов семьи: ∑ балл.  
 
        За ценность за функцию.  
Желан./ реаль. Желан./ реаль. Желан./ реаль. Желан./ реаль.  
1. Воспитательная функция: Личный пример              
Диктат              
Опека              
Невмешательство              
Сотрудничество              
Другие              
2. Функц. хоз.- бытовых отношений: Семейные обеды              
Благоустр-во жилья              
Береж. отн. к одежде              
Новая покупка              
Забота о близких              
Другие              
3. Функция. соц. контроля: Ответ за поступки              
Взаимный контроль              
Аккуратн., пунктуальн.              
Самоконтр., самооценка              
Подч. мнен. больш-ва              
Другие              
4. Функц. интел. общения: Интерес к собеседнику              
Уваж. мнен. других              
Компромисс              
Информативн. общения              
Стремл. понять другого              
Другие              
5. Функц. психол. разрядки: Чувство юмора              
Психол. поддержка              
Эмоц. удовлетворённость              
Совм. семейные обеды              
Любовь к животным              
Другие              
6. Секс.-эротич. и деторожд. функция: Эмоцион. уравновешен.              
Равная любовь              
Привлекательность              
Дети, любовь к ним              
Супружеская верность              
Другие              

 

Специалист определяет степень совпадения семейных ценностей членов семьи по полученным результатам из аналитической таблицы опросника №1 по «сырым баллам».

Для всех членов семьи, кроме супругов, коэффициент подсчитывается по формуле:

Кссц= 0.2 * (ССЦвф + ССЦ хбо + ССЦфск + ССЦ фио + ССЦфпр)

Для супругов коэффициент подсчитывается по формуле, в которой один из шести слагаемых ССЦ будет равен нулю:

Кссц= 0.2 * (ССЦвф + ССЦ хбо + ССЦфск + ССЦ фио + ССЦфпр +ССЦсэф)

Таким образом, специалист оценивает сходство семейных ценностей только по пяти функциям. При коэффициенте Кссц близкому к 1.0, можно говорить о высокой степени совпадения ценностных ориентаций членов семьи.

Если обозначить максимальные значения показателей минимум по три совпадения в каждой из функций жизнедеятельности семьи, и минимальные – соответственно по одному совпадению, то можно рассчитать уровни сходства семейных ценностей в целом. При таком подходе выделяется три уровня сходства семейных ценностей:

Высокий уровень – соответствует Кссц = 1.0 – 0.6

Средний уровень - соответствует Кссц = 0.6 – 0.4

Низкий уровень - соответствует Кссц = 0.4 – 0.2

Нет сходства - при Кссц = менее 0.2

 

7. Частная методика №2 - "Функционально-ролевая согласованность"
Описание. Опросник представляет собой дифференцированный инструмента­рий для изучения функционально-ролевой согласованности в семье, как составной части ее психологического здоровья. Он состоит из

двух частей: первая - опросник для супругов, взрослых членов семьи и вторая - опросник для подростков. Опросник составлен таким обра­зом, что каждый из 20 входящих в него закрытых вопросов отражает ролевую согласованность членов семьи в основных функциях ее жиз­недеятельности. Респонденту, отвечающему на вопросы, следует дать утвердительный ответ "да" или "нет". Каждая из двух частей опросника включает три шкалы: шкалу "адекватность", шкалу "согласован­ность" и шкалу "предупредительность". Шкала " адекватность " пока­зывает, что насколько точно среагировал респондент на опросник в целом и в какой мере его данные по основной шкале могут быть при­няты как достоверные. Для определения уровня функционально-ролевой согласованности избраны две шкалы - основная (шкала согласованнос­ти) и дополнительная (шкала предупредительности). Некоторые вопросы этих шкал близки по смыслу, но несколько иной вариации и играют роль уточняющего механизма согласованности в многофункциональной деятельности членов семьи. Шкала " согласованность " отражает суть и уровень развития социально-психологических механизмов во внутрисемейной деятельности (взаимопонимания, взаимопомощи, взаимодове­рия и т.п. членов семьи). Шкала " предупредительность" отражает пре­обладающие тенденции, психологические предпосылки внутрисемейной согласованности, как бы потенцию семьи в этом вопросе.

Для удобства использования опросника разработан одинаковый для каждой из его частей код. Совпадение ответа респондента на по­ставленный вопрос равнозначно выражению в 1 балл.

Код опросника.

 

Шкала «согласованности»: ответы "да" на вопросы 1,7,19;

ответы "нет" на вопросы 3,8,9,13,17,18,20

Сумма сырых баллов от 0 до 10 показывает уровень готовности испытуемого к согласованию (ГС) своих действий с действиями других членов семьи и обозначается ГСм, ГСж, ГСп и т.п., что соответственно означает показатель готовности мужа, жены, подростка и т.п. к согласованию действий.

Шкала «предупредительности»: ответы "да" на вопросы 5,10,12,14,16

Сумма сырых баллов от 0 до 5 отражает уровень потенциальных возможностей испытуемого в развитии функционально-ролевой согла­сованности в семье, а также степень его тактичности и контактнос­ти с другими членами семьи и заботливости об их эмоциональном со­стоянии. Для обозначения потенциальных возможностей мужа, жены, под­ростка в развитии внутрисемейной согласованности избраны индексы ПВСм, ПВСж, ПВСп и т.п. соответственно.

Шкала "достоверности ": ответы "да" на вопросы 4,11,15;

ответы "нет" на вопросы 2,6.

Интерпретация показателей по шкале "Достоверность"

Численный показатель Интерпретация Количество баллов
4-5 точный 0.8 -1.0
2-3 случайный 0.4 – 0.6
0-1 тенденциозный 0 –0.2

 

Инструкция. Вам предлагается принять участие в изучении функциональной структуры семьи. На каждый из 20 вопросов Вам сле­дует дать ответ «да» или «нет». Ответы разместить в регистрационном бланке методики № 2. Пожалуйста, поста­райтесь быть искренними в ответах, это важно.

 

Опросник МЖ - " Функциональные роли" (методика № 2)

(для супругов, взрослых членов семьи, индекс семьи.....)

 

1. Применяемые супругом (ой) способы действий, общения Вы чаще одобряете или нет? Да, нет.

2. Часто ли Вы информируете мужа (жену) о своих намерениях по воспитанию ребенка? Да, нет.

3. Часто ли бывает, что Ваше грустное настроение не разделяют члены Вашей семьи? Да, нет.

4. Будете ли Вы продолжать настаивать на своем, если Ваш сын (дочь) скажет: "А мне папа (мама) сказал (ла) делать это (делать так)? Да, нет.

5. Вы посоветуетесь с супругом (ой) прежде чем покупать по­нравившуюся Вам дорогую вещь? Да, нет.

6. Считаете ли Вы нормальным при уборке в квартире выбросить какую-либо вещь другого, если Вам она уже представляется не нужной? Да, нет.

7. Будете ли Вы переспрашивать супруга (у), если Вам непонят­на его (ее) просьба, тем самым ставя себя в неловкое положение? Да, нет.

8. Можете ли Вы отменить данное супругом (ой) сыну (дочери) поручение, если считаете его бессмысленным? Да, нет.

9. Подходит ли к Вам идеома: "Время - лучший лекарь", в тех случаях, когда Вам необходимо объясниться с супругом (ой)? Да, нет.

10. Откажетесь ли Вы контролировать сына (дочь) в чем-либо сразу же после контроля супруга(и), если Вам кажется, что его (ее) меры не эффективны? Да, нет.

11. Всегда ли Вы в трудной ситуации рассчитываете на психоло­гическую поддержку членов своей семьи? Да, нет.

12. Всегда ли, собираясь привести в дом свою(его) подругу (друга) Вы сообщите супругу(е) об этом? Да, нет.

18. Задерживаясь на работе, в гостях, у друзей, и т.п., часто ли Вы забываете сообщить супругу (е) о задержке? Да, нет.

14. Всегда ли Вы понимаете супруга (у)? Да, нет.

15. Можете ли Вы самостоятельно взять какую-либо вещь общесе­мейного значения и подарить кому-либо по своему усмотрению? Да, нет.

16. Намереваясь задержаться у друзей обязательно ли Вы сооб­щите об этом своему (ей) супругу (е)? Да, нет.

17. Часто ли Вы ощущаете, что действия мужа (жены) непредсказуемы? Да, нет.

18. Часто ли Ваши желания и желания супруга(и) не совпадают? Да, нет.

19. Принимая какое-либо решение по воспитанию сына(дочери), обязательно ли Вы сообщите об этом своей(ей) супругу(е)? Да, нет.

20. Часто ли члены Вашей семьи действуют как персонажи басни И.Крылова "Лебедь, рак и щука"? Да, нет.

Примечание: Укажите, пожалуйста, некоторые данные о себе:

образование ____; супружеский стаж __ лет; вид трудовой деятельности _________; основная домашняя нагрузка ____________; любимое занятие ___________; мнение об уровне психологического здоровья Вашей семьи - высокий, средний, низкий (подчеркнуть).

 

Обработка результатов.

Для обработки результатов необходимо перенести данные за каждого члена семьи в аналитическую таблицу, присвоив предварительно каждому из них индекс 1, 2, 3, 4. При совпадении ответов респондента с ключом в шкале «согласованности» и шкале «предупредительности» номер вопроса обводится кружком и в итоге суммируется их число за каждого респондента, затем заполняется графа ∑ ГСинд и соответственно ∑ ПВСинд, а затем уже суммируются в ∑ ГСчс и ∑ ПВСчсс, и подставляется в формулу для подсчета индивидуального Кфрс , что и заносится в сводную аналитическую таблицу на каждого индивидуально.

Аналитическая таблица методики № 2

  Шкала № 1. Шкала «согласованности»   Шкала № 2 Шкала «предупредитель-ности»
Ответы респондентов Ответы респондентов «да»
               
да нет да нет да нет да нет
  Вопросы Кода                   Вопросы кода        
∑ ГСинд         ∑ ПВСинд        
∑ ГСчс   ∑ ПВСчс  

 

Для определения коэффициента функционально-ролевой согласо­ванности в семье и выявления тенденций его изменения применен ме­тод сравнительного анализа данных, полученных по каждому испытуе­мому из состава семьи. На основе их математической обработки, а также апробации динамической модели семьи выведена формула коэф­фициента функционально-ролевой согласованности (Кфрс).

 

Кфрс = 1/15n • (ГСчс + ПВСчс);

 

где ГСчс - показатель совокупной готовности членов семьи к согласованию своих действий;

ПВСчс - показатель совокупных потенциальных возможностей членов семьи к согласованию своих действий;

n - количество испытуемых членов семьи;

15 - эмпирический коэффициент

В свою очередь ГСчс = ГСм + ГСж + ГСс + ГСд

ПВСчс = ПВСм + ПВСж + ПВСс +ПВСд

Однако при обработке мы учитываем данные, полученные по шкале «достоверности» и поправка учитывается умножением индивидуального Кфрс

на то количество баллов, которое получилось по шкале достоверности. Таким образом, К фрс для каждого члена семьи может быть снижен за счет случайного или тенденциозного ответа респондента по шкале «достоверности».

Кфрс м = Кфрс ∙ Кд м; Кфрс ж = Кфрс ∙ Кд ж; Кфрс с = Кфрс ∙ Кдс; Кфрс д = Кфрс ∙ Кдд

 

Общая формула коэффициента функционально-ролевой согласованности семьи будет выглядеть следующим образом:

 

Кфрс = 1/15n • [(ГСм + ГСж + ГС с + ГСд) + (ПВСм + ПВСж + ПВСс + ПВСд)];

Например, в исследовании семьи участвовало 3 человека, т.е. n = 3, а ГСм - сумма сырых баллов по шкале "согласованность" из опросника мужа = 6; ГСж - соответственно из опросника жены = 7; ГСс - соответственно из опросника сына = 3; ПВСм - сумма сырых баллов по шкале "предупредительность" из опросника мужа = 3; ПВСж - соответственно сумма сырых баллов из опросника жены - 4; ПВСс - сумма сырых баллов из опросника сына по этой же шкале равна 2, тогда можно рассчитать коэффициент функционально-ролевой согласованности по формуле, которая примет следующий вид:

 

Кфрс = 1/(15•3) • [(6+7+3) + (3+4+2)] = 1/45 • (16+9) = 25/45 = 0,555

 

Следовательно Кфрс исследуемой семьи получился более 0, но менее 1,0, т.е. отражает какой-то промежуточный уровень внутрисемейной согласованности. Сравнительный анализ полученных опытным путем данных по шкале "согласованность" и шкале "предупредительность" позволил выявить уровни функционально-ролевой согласован­ности действий членов семьи и соответствующий им коэффициент Кфрс=1,0 ÷ 0,75

Высокий уровень согласованности соответствует Кфрс=1,0 ÷ 0,75

Средний уровень - соответствует Кфрс = 0,75 ÷ 0,3

Низкий уровень - соответствует Кфрс = 0,3 ÷ 0,1

Согласованность практически отсутствует при Кфрс = 0,1 ÷ 0

Кроме уровней Кфрс данная методика позволяет определить соотношение реального и потенциального компонентов внутрисемейной со­гласованности.

Например, предположим, что n = 3, ГСм = 10, ГСж = 10, ГСс = 10,

и ПВСм = 5, ПВСж = 5, ПВСс = 5. То есть по шкале «согласованность» и шкале "предупредительность" испытуемые показали максимум совпав­ших ответов и набрали соответственно по 10 и по 5 сырых баллов. Тогда мы получим:

 

Кфрс = 1/(15•3) • [(10+10+10) + (5+5+5) ] = 1/45 • (30+15) = 1/45 • 45 = 1,0

 

т.е. получим максимально желаемый уровень внутрисемейной согласо­ванности, в котором суть реального (30) и потенциального (15) будут соотноситься как целое к половине. Другими словами в идеаль­ном варианте ГСчс должна всегда превышать ПВСчс в два раза, а их максимальные значения в Кфрс соответственно составляют доли 0,666 и 0,333. Однако эмпирические данные чаще представляются несколько в ином виде.

Так в первом примере был получен Кфрс = 0,555, что соответствует среднему уровню внутрисемейной согласованности, где реальность выражена цифрой 16, а потенциальность - 9. Если учесть, что срединные значения этих показателей в идеале (15/45 и 7,5/45) равны соответственно 0,333 и 0,166, то при пересчете имеющихся значе­ний для исследуемой семьи (16/45 и 9/45) мы получим соответственно 0,355 и 0,2. Вполне очевидно, что 0,355 не может быть в два раза выше 0,2. Следовательно, для данной семьи мы вправе утверждать, что реальный уровень функционально-ролевой согласованности ниже того уровня, которому соответствует полученное значение Кфрс, = 0,555, ровно настолько, насколько 0,355 не достает до 0,4, чтобы быть больше значения 0,2 в два раза.

Коэффициент функционально-ролевой согласованности, отражая важную сферу жизнедеятельности семьи, интегрируется в главном ее показателе - условной единице психологического здоровья.

8. Частная методика №3 - "Социально-ролевая адекватность"
Описание. В основе данной исследовательской методики заложена идея социально-ролевой адекватности поведения членов семьи. Предполагая, что социальная роль - это нормативно одобряемый образец поведения, ожидаемый от каждого, кто занимает данную

позицию, а значит хочет или не хочет член семьи (муж, жена, сын, дочь и т.д.), но от него ожидают поведения, соответствующего определенному образцу ("ис­полнения роли", к примеру отца и сына), следовательно возможно принятие ее (этой роли) членом семьи или непринятие. Последнее обусловливает конфликт между приписанной ролью и личностью, что подтверждает снижение уровня развития семьи, ее психологического здоровья. Таким образом, определяется "верхняя граница" ролевых ожиданий по отношению к поведению члена семьи и "нижняя граница" требовательности семьи к нему.

В то же время существует определенный диапазон, в котором "исполнение" семейной роли (отца, сына и т.д.) рассматривается как социально приемлемое.

В содержательном плане социально-ролевая адекватность для семьи в этой методике принята в виде способности членов семьи са­мостоятельно действовать по достижению ближайших и перспективных целей, разумно распределять среди них текущую работу; в виде сте­пени дисциплинированности членов семьи в выполнении функциональных обязанностей; в видах способности семьи к эффективному контролю и коррекции индивидуальных действий отдельных членов семьи и подав­лению дезорганизационных проявлений с их стороны. И, наконец, в виде - умения семьи синтезировать в сжатые сроки выполнение ее членами определенной деятельности, а в некоторых случаях - и пси­хофизиологической и сенсомоторной совместимости членов семьи.

Исходя из этого, данная методика предназначена для изучения " верхней и нижней границы" социально-ролевой адекватности на инди­видуальном и групповом уровнях. С этой целью в нее включены три опросника: "Опросник-М"; "Опросник-Ж"; "Опросник-Д", предназначенных со­ответственно для супруга, для супруги, для детей (сына, дочери), т.е. для обычной нуклеарной семьи. Каждый из опросников включает 12 вопросов, из которых - нечетные составляют утверждения "верхней границы" ожиданий члена семьи, четные - утверждения "нижней грани­цы" ожиданий. Кроме того, вопросы структурированы на три подгруппы (по 4 вопроса в каждой) и отражают содержание "приписанных" членам семьи ролей. Каждому из членов семьи выделены традиционные роли:

I. Супругу - "муж", "отец", "добытчик-хозяин". 2. Супруге - "жена", "мать", "хозяйка - хранительница домашнего очага". 3. Сыну - "сын", "брат", "помощник". 4. Дочери - "дочь", "сестра", "помощница".

Опросник позволяет определить реально существующую ролевую структуру семьи: кто и в какой мере берет на себя инициативу и ответственность за выполнение тех или иных "приписанных" ролей. В случае, когда ролевые представления согласуются, тогда имеет место и социально-ролевая адекватность членов семьи.

Данный инструментарий легко может быть адаптировав как к боль­шему количеству членов семьи, так и для исследования большего чис­ла "приписанных" им ролей.

Опросник составлен в виде закрытой анкеты, в которой респон­денту следует ответить "да" или "нет". Причем утверждения "да" на нечетные вопросы, показывают, что член семьи следует "приписанной" роли, а утверждения "нет" на нечетные вопросы - наличие противо­речия (конфликта) между личностью и "приписанной" ролью.

Опросник - "М"

"Социально-ролевая адекватность" (методика № 3)

(для супруга, индекс семьи.....)

Инструкция. Вам предлагается принять участие в из­учении ролевого соответствия в семье. Опросник включает 12 вопросов. При утвердительном ответе на вопрос занесите, пожалуйста, в регистрационный бланк методики № 3 слово «Да», если то или иное утверждение не соответствует Вашему реальному положению в семье тогда - слово «Нет». Ориентируйтесь на первый возникший ответ.

1. Вам нравится то, что Вы делаете в семье и для семьи? Да, нет.

2. Действительно ли, что различные домашние поломки Вы устраняете после неоднократных напоминаний своих близких? Да, нет

3. Сможет ли Ваш сын (дочь) отказаться от встречи с друзьями, если Вы предложите ему (ей) свой вариант отдыха? Да, нет.

4. Не будете ли Вы настаивать на том, что материально достаточно обеспечиваете семью? Да, нет.

5. Уверены ли Вы в том, что в важной для семьи ситуации оставите тотчас же свои неотложные проблемы и включитесь в общее дело? Да, нет.

6. Часто ли Вы стали ощущать воспитательную неуверенность по от­ношению к сыну (дочери)? Да, нет.

7. Уступите ли Вы жене в конфликтной ситуации, если считаете, что она в корне не права? Да, нет.

8. Заметили ли Вы, что Ваш сын (дочь) стали избегать Ваших реко­мендаций? Да, нет.

9. Часто ли Ваша жена произносит в кругу родственников: " Мой муж самый умный"? Да, нет.

10. Часто ли Ваша жена произносит в кругу друзей слова типа: «У нас мужчины в доме нет»? Да, нет.

11. Вы уверены, что ваши просьба, поручения членам Вашей семьи будут выполнены точно и в срок? Да, нет.

12. Часто ли Вам не удается решить самостоятельно обязанности приписанной Вам роли в семье? Да, нет.

Примечание: Сообщите свое мнение по вопросу (подчеркните, пожалуйста): Какую из предложенного перечня роль Вам лучше удается ре­ализовать в семье: мужа, отца, взрослого добытчика, хозя­ина, мужчины, наставника, защитника, друга, организатора, труженика, квартиранта, эмоционального лидера, писателя, читателя и т.д. (назовите).

 

Опросник - Д

"Социально-ролевая адекватность" (методика № 3)

(для детей подросткового и юношеского возраста, индекс семьи…..)

Инструкция. Вам предлагается принять участие в из­учении ролевого соответствия в семье. В опроснике 12 вопросов. При утвердительном ответе на вопрос занесите, пожалуйста, в регистрационный бланк методики № 3 слово «Да», если то или иное утверждение не соответствует Вашему реальному положению в семье тогда - слово «Нет». Ориентируйтесь на первый возникший ответ.

1. Сможете ли Вы в важной для семьи ситуации оставить тотчас свои неотложные проблемы и включиться в общее дело? Да, нет.

2. Замечали ли Вы, чтобы родители в разговоре с кем-либо из знакомых не лестно отзывались о Вас? Да, нет.

3. Откажетесь ли Вы от встречи с друзьями, если Вас попросил отец (мать) оказать им помощь в чем-то? Да, нет.

4. Является ли для Вас проблемой приготовление себе еды или уход за обувью? Да, нет.

5. Часто ли Вы стали ощущать желание самостоятельно дей­ствовать в достижении ближайших целей? Да, нет.

6. Ощущаете ли Вы, что Ваше поведение не отвечает ожиданиям Ваших

близких? Да, нет.

7. Уступите ли Вы своим родителям (брату, сестре) в кон­фликтной ситуации, если считаете, что они не правы? Да, нет.

8. Часто ли в решении обычных своих дел Вы прибегаете к помощи родителей? Да, нет.

9. Удается ли Вам достичь равновесия (избежать конфликтной ситуации) между "домом и друзьями"? Да, нет.

10. Часто ли Вы ощущаете обиду на родительский контроль Ваших

действий? Да, нет.

11. Выполняете ли Вы, как правило, точно и в срок просьбу или поручение родителей (брата, сестры)? Да, нет.

12. Вы уверены, что родители уже не могут повлиять на Ваше поведение, планы? Да, нет.

Примечание: Сообщите свое мнение по вопросу (подчеркните свои роли, пожалуйста): Какую из предложенного перечня роль Вам лучше удается реализовать в семье? (сын, помощник, ребенок, наследник, брат, друг, мужчи­на и т.д.)___________________________; (дочь, девушка, подросток, помощница, сестра, ребенок, подруга, наследница, рукодельница и т.д.)_________________

 

Обработка результатов.

Полученные данные каждого респондента (члена семьи) переносятся в аналитическую таблицу, отмечая крестиком напротив «У» или «О» в каждом из «нечет.» или «четн.» вопросов. Затем складываются отдельно «У» нечетн. и

«О» четн. и заносятся в графу ∑, после чего данные суммируются в графу

К сра за члена семьи и подставляются в формулу, указанную ниже.

Аналитическая таблица методики № 3.

 

№ воп-роса Муж Жена Сын Дочь  
Нечет. У - О Четн. У - О Нечет. У - О Четн. У - О Нечет. У - О Четн. У - О Нечет. У - О Четн. У - О  
                   
           
         
           
         
           
         
           
         
           
    <


Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 485; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.75.6 (0.016 с.)