Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Спасибо за участие в работе.Содержание книги Поиск на нашем сайте
Опросник СД - "Функциональные роли" (методика № 2) (для детей подросткового и юношеского возраста, индекс семьи........) 1. Будете ли переспрашивать родителя, если Вам непонятно его поручение, заведомо зная, что ставите себя в неловкое положение? Да, нет. 2. Всегда ли, собираясь привести в дом своего друга (подругу) Вы сообщите об этом родителям? Да, нет. 3. Часто ли бывает, что Ваше радостное настроение не разделяют в семье? Да, нет. 4. Считаете ли Вы нормальным выбросить во время уборки квартиры какую-либо вещь другого, если Вам она представляется не нужной? Да, нет. 5. Если Вы считаете, что родители (брат, сестра) не правы, то скажете ли Вы им тотчас же об этом? Да, нет. 6. Всегда ли Вы понимаете родителей? Да, нет. 7. Часто ли Вы обсуждаете в семье текущие дела и планы на будущее? Да, нет. 8. Подходит ли к Вам идеома; "Время - лучший лекарь" в тех случаях, когда необходимо объясниться с родителями (братом, сестрой)? Да, нет. 9. Можете ли Вы молчаливо сыгнорировать просьбу, поручение родителей (брата, сестры), если считаете их бессмысленными? Да, нет, 10. любите ли Вы обсуждать с родителями Ваши перспективные планы? Да, нет. 11. Всегда ли Вы в трудной ситуации рассчитываете на психологическую поддержку членов своей семьи? Да, нет. 12. Часто ли Вы обращаетесь за советом к родителям (ю) по любому вопросу? Да, нет. 13. Задерживаясь у друзей, часто ли Вы забываете сообщить родителям о задержке? Да, нет. 14. Всегда ли Вы сообщаете родителям (брату, сестре) о принятии важного для Вас решения? Да, нет. 15. Можете ли Вы самостоятельно взять какую-либо вещь родителей (брата, сестры) и подарить кому-либо по своему усмотрению? Да, нет. 16. Всегда ли, отлучаясь из дома, Вы информируете родителей (брата, сестру) о том, куда идете и когда намерены вернуться? Да, нет. 17. Часто ли Вы ощущаете, что отношение родителей к Вам непредсказуемо? Да, нет. 18. Часто ли Ваши желания не совпадают с желанием членов семьи? да, нет. 19. Применяемые родителями способы общения с Вами, Вы чаще одобряете или нет? Да, нет. 20. Часто ли Ваши близкие действуют как персонажи басни И.Крылова "Лебедь, рак и щука"? Да, нет. Примечание: Укажите, пожалуйста, некоторые данные о себе: сын, дочь; возраст ___ лет; основная домашняя нагрузка: _______________________; Любимое занятие: ______________________________; (нужное – подчеркнуть)
Всего Вам доброго, благодарим за сотрудничество!
Регистрационный бланк методики № 2
Образование _______________________ лет Супружеский стаж___________ лет (для супругов) Вид трудовой деятельности _______________________________________ Основная домашняя нагрузка _____________________________________ Любимое занятие _______________________________________________ Обработка результатов. Для обработки результатов необходимо перенести данные за каждого члена семьи в аналитическую таблицу, присвоив предварительно каждому из них индекс 1, 2, 3, 4. При совпадении ответов респондента с ключом в шкале «согласованности» и шкале «предупредительности» номер вопроса обводится кружком и в итоге суммируется их число за каждого респондента, затем заполняется графа ∑ ГСинд и соответственно ∑ ПВСинд, а затем уже суммируются в ∑ ГСчс и ∑ ПВСчсс, и подставляется в формулу для подсчета индивидуального Кфрс , что и заносится в сводную аналитическую таблицу на каждого индивидуально. Аналитическая таблица методики № 2
Для определения коэффициента функционально-ролевой согласованности в семье и выявления тенденций его изменения применен метод сравнительного анализа данных, полученных по каждому испытуемому из состава семьи. На основе их математической обработки, а также апробации динамической модели семьи выведена формула коэффициента функционально-ролевой согласованности (Кфрс).
Кфрс = 1/15n • (ГСчс + ПВСчс);
где ГСчс - показатель совокупной готовности членов семьи к согласованию своих действий; ПВСчс - показатель совокупных потенциальных возможностей членов семьи к согласованию своих действий; n - количество испытуемых членов семьи; 15 - эмпирический коэффициент В свою очередь ГСчс = ГСм + ГСж + ГСс + ГСд ПВСчс = ПВСм + ПВСж + ПВСс +ПВСд Однако при обработке мы учитываем данные, полученные по шкале «достоверности» и поправка учитывается умножением индивидуального Кфрс на то количество баллов, которое получилось по шкале достоверности. Таким образом, К фрс для каждого члена семьи может быть снижен за счет случайного или тенденциозного ответа респондента по шкале «достоверности». Кфрс м = Кфрс ∙ Кд м; Кфрс ж = Кфрс ∙ Кд ж; Кфрс с = Кфрс ∙ Кдс; Кфрс д = Кфрс ∙ Кдд
Общая формула коэффициента функционально-ролевой согласованности семьи будет выглядеть следующим образом:
Кфрс = 1/15n • [(ГСм + ГСж + ГС с + ГСд) + (ПВСм + ПВСж + ПВСс + ПВСд)]; Например, в исследовании семьи участвовало 3 человека, т.е. n = 3, а ГСм - сумма сырых баллов по шкале "согласованность" из опросника мужа = 6; ГСж - соответственно из опросника жены = 7; ГСс - соответственно из опросника сына = 3; ПВСм - сумма сырых баллов по шкале "предупредительность" из опросника мужа = 3; ПВСж - соответственно сумма сырых баллов из опросника жены - 4; ПВСс - сумма сырых баллов из опросника сына по этой же шкале равна 2, тогда можно рассчитать коэффициент функционально-ролевой согласованности по формуле, которая примет следующий вид:
Кфрс = 1/(15•3) • [(6+7+3) + (3+4+2)] = 1/45 • (16+9) = 25/45 = 0,555
Следовательно Кфрс исследуемой семьи получился более 0, но менее 1,0, т.е. отражает какой-то промежуточный уровень внутрисемейной согласованности. Сравнительный анализ полученных опытным путем данных по шкале "согласованность" и шкале "предупредительность" позволил выявить уровни функционально-ролевой согласованности действий членов семьи и соответствующий им коэффициент Кфрс=1,0 ÷ 0,75 Высокий уровень согласованности соответствует Кфрс=1,0 ÷ 0,75 Средний уровень - соответствует Кфрс = 0,75 ÷ 0,3 Низкий уровень - соответствует Кфрс = 0,3 ÷ 0,1 Согласованность практически отсутствует при Кфрс = 0,1 ÷ 0 Кроме уровней Кфрс данная методика позволяет определить соотношение реального и потенциального компонентов внутрисемейной согласованности. Например, предположим, что n = 3, ГСм = 10, ГСж = 10, ГСс = 10, и ПВСм = 5, ПВСж = 5, ПВСс = 5. То есть по шкале «согласованность» и шкале "предупредительность" испытуемые показали максимум совпавших ответов и набрали соответственно по 10 и по 5 сырых баллов. Тогда мы получим:
Кфрс = 1/(15•3) • [(10+10+10) + (5+5+5) ] = 1/45 • (30+15) = 1/45 • 45 = 1,0
т.е. получим максимально желаемый уровень внутрисемейной согласованности, в котором суть реального (30) и потенциального (15) будут соотноситься как целое к половине. Другими словами в идеальном варианте ГСчс должна всегда превышать ПВСчс в два раза, а их максимальные значения в Кфрс соответственно составляют доли 0,666 и 0,333. Однако эмпирические данные чаще представляются несколько в ином виде. Так в первом примере был получен Кфрс = 0,555, что соответствует среднему уровню внутрисемейной согласованности, где реальность выражена цифрой 16, а потенциальность - 9. Если учесть, что срединные значения этих показателей в идеале (15/45 и 7,5/45) равны соответственно 0,333 и 0,166, то при пересчете имеющихся значений для исследуемой семьи (16/45 и 9/45) мы получим соответственно 0,355 и 0,2. Вполне очевидно, что 0,355 не может быть в два раза выше 0,2. Следовательно, для данной семьи мы вправе утверждать, что реальный уровень функционально-ролевой согласованности ниже того уровня, которому соответствует полученное значение Кфрс, = 0,555, ровно настолько, насколько 0,355 не достает до 0,4, чтобы быть больше значения 0,2 в два раза. Коэффициент функционально-ролевой согласованности, отражая важную сферу жизнедеятельности семьи, интегрируется в главном ее показателе - условной единице психологического здоровья.
позицию, а значит хочет или не хочет член семьи (муж, жена, сын, дочь и т.д.), но от него ожидают поведения, соответствующего определенному образцу ("исполнения роли", к примеру отца и сына), следовательно возможно принятие ее (этой роли) членом семьи или непринятие. Последнее обусловливает конфликт между приписанной ролью и личностью, что подтверждает снижение уровня развития семьи, ее психологического здоровья. Таким образом, определяется "верхняя граница" ролевых ожиданий по отношению к поведению члена семьи и "нижняя граница" требовательности семьи к нему. В то же время существует определенный диапазон, в котором "исполнение" семейной роли (отца, сына и т.д.) рассматривается как социально приемлемое. В содержательном плане социально-ролевая адекватность для семьи в этой методике принята в виде способности членов семьи самостоятельно действовать по достижению ближайших и перспективных целей, разумно распределять среди них текущую работу; в виде степени дисциплинированности членов семьи в выполнении функциональных обязанностей; в видах способности семьи к эффективному контролю и коррекции индивидуальных действий отдельных членов семьи и подавлению дезорганизационных проявлений с их стороны. И, наконец, в виде - умения семьи синтезировать в сжатые сроки выполнение ее членами определенной деятельности, а в некоторых случаях - и психофизиологической и сенсомоторной совместимости членов семьи. Исходя из этого, данная методика предназначена для изучения " верхней и нижней границы" социально-ролевой адекватности на индивидуальном и групповом уровнях. С этой целью в нее включены три опросника: "Опросник-М"; "Опросник-Ж"; "Опросник-Д", предназначенных соответственно для супруга, для супруги, для детей (сына, дочери), т.е. для обычной нуклеарной семьи. Каждый из опросников включает 12 вопросов, из которых - нечетные составляют утверждения "верхней границы" ожиданий члена семьи, четные - утверждения "нижней границы" ожиданий. Кроме того, вопросы структурированы на три подгруппы (по 4 вопроса в каждой) и отражают содержание "приписанных" членам семьи ролей. Каждому из членов семьи выделены традиционные роли: I. Супругу - "муж", "отец", "добытчик-хозяин". 2. Супруге - "жена", "мать", "хозяйка - хранительница домашнего очага". 3. Сыну - "сын", "брат", "помощник". 4. Дочери - "дочь", "сестра", "помощница". Опросник позволяет определить реально существующую ролевую структуру семьи: кто и в какой мере берет на себя инициативу и ответственность за выполнение тех или иных "приписанных" ролей. В случае, когда ролевые представления согласуются, тогда имеет место и социально-ролевая адекватность членов семьи. Данный инструментарий легко может быть адаптировав как к большему количеству членов семьи, так и для исследования большего числа "приписанных" им ролей. Опросник составлен в виде закрытой анкеты, в которой респонденту следует ответить "да" или "нет". Причем утверждения "да" на нечетные вопросы, показывают, что член семьи следует "приписанной" роли, а утверждения "нет" на нечетные вопросы - наличие противоречия (конфликта) между личностью и "приписанной" ролью. Опросник - "М" "Социально-ролевая адекватность" (методика № 3) (для супруга, индекс семьи.....) Инструкция. Вам предлагается принять участие в изучении ролевого соответствия в семье. Опросник включает 12 вопросов. При утвердительном ответе на вопрос занесите, пожалуйста, в регистрационный бланк методики № 3 слово «Да», если то или иное утверждение не соответствует Вашему реальному положению в семье тогда - слово «Нет». Ориентируйтесь на первый возникший ответ. 1. Вам нравится то, что Вы делаете в семье и для семьи? Да, нет. 2. Действительно ли, что различные домашние поломки Вы устраняете после неоднократных напоминаний своих близких? Да, нет 3. Сможет ли Ваш сын (дочь) отказаться от встречи с друзьями, если Вы предложите ему (ей) свой вариант отдыха? Да, нет. 4. Не будете ли Вы настаивать на том, что материально достаточно обеспечиваете семью? Да, нет. 5. Уверены ли Вы в том, что в важной для семьи ситуации оставите тотчас же свои неотложные проблемы и включитесь в общее дело? Да, нет. 6. Часто ли Вы стали ощущать воспитательную неуверенность по отношению к сыну (дочери)? Да, нет. 7. Уступите ли Вы жене в конфликтной ситуации, если считаете, что она в корне не права? Да, нет. 8. Заметили ли Вы, что Ваш сын (дочь) стали избегать Ваших рекомендаций? Да, нет. 9. Часто ли Ваша жена произносит в кругу родственников: " Мой муж самый умный"? Да, нет. 10. Часто ли Ваша жена произносит в кругу друзей слова типа: «У нас мужчины в доме нет»? Да, нет. 11. Вы уверены, что ваши просьба, поручения членам Вашей семьи будут выполнены точно и в срок? Да, нет. 12. Часто ли Вам не удается решить самостоятельно обязанности приписанной Вам роли в семье? Да, нет. Примечание: Сообщите свое мнение по вопросу (подчеркните, пожалуйста): Какую из предложенного перечня роль Вам лучше удается реализовать в семье: мужа, отца, взрослого добытчика, хозяина, мужчины, наставника, защитника, друга, организатора, труженика, квартиранта, эмоционального лидера, писателя, читателя и т.д. (назовите).
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 171; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.179.204 (0.008 с.) |