Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Структура шкалы №1 – шкалы «ожиданий–достижений» («о-д»)Содержание книги Поиск на нашем сайте
Примечание: Знаки «+» и «-» являются кодом ответа на конкретный вопрос, то есть соответственно утверждение или отрицание. Структура шкалы № 2 – шкалы "сравнений"
Код опросника: Шкала № 1: ответы «да» на вопросы: 1, 2, 3, 8, 9, 13, 14, 15, 19, 25, 26, 27, 1, 32, 33, 38; ответы «нет» на вопросы: 7, 20, 21, 37, 41, 42. Шкала № 2: ответы «да» на вопросы: 6, 12, 16, 17, 22, 23, 24, 28, 29, 34,36, 43, 44; ответы «нет» на вопросы: 4, 5, 10, 11, 18, 30, 35, 39, 40
Интерпретация показателей по шкалам № 1 и № 2.
Примечание: Подчеркнутые номера кода шкалы № 2 относятся ко второй ее части – «у нас – у других». Это сделано для удобства анализа ответов. При обработке данных каждого респондента следует учитывать тот факт, что они являются представителями разного пола, а следовательно отражают в большей степени промежуточные характеристики «женственности» и «маскулинности», существенно сказывающиеся на их внешних показателях эмоциональной удовлетворенности, что следует учитывать при определении общего коэффициента эмоциональной удовлетворенности мужчины и женщины. Т.е. полученный результат необходимо умножить на коэффициент соотношения Ксоотн, полученный по шкале различий, путем сравнения ответов респондента из его регистрационного бланка и кодом, указанным на шкале № 3.
Структура шкалы №3 - шкалы «различий».
Определение коэфициента соотношения по шкале «различий»:
Математическая обработка данных предполагает определение коэффициента эмоциональной удовлетворенности. В этих целях каждый совпавший с кодом ответ приравнивается к I баллу, а не совпавший - к 0. Исходя из числа избранных шкал и полагаясь на закон среднеарифметического значения формула эмоциональной удовлетворенности индивида представляется в виде:
ⁿ Д ⁿ ЛС ЛМЫ К эу =½ Σ — + ¼ ∑ (— + —) Ĵ=1 О + ∆1 Ĵ=1 ЛР + ∆2 ЛДР + Δ3 Δ – разница между числителем и знаменателем (Д-О или Лс - Лр, Лмы - Лдр), она значима только тогда, когда числитель > знаменателя, т.е. Δ ≥ 1, в иных случаях (числитель < знаменателя) - Δ = O. Д - совокупность достижений (сумма баллов) О - совокупность ожиданий (сумма баллов) Лс - показатель "лучше сейчас" (сумма баллов) Лр - показатель "лучше раньше" (число не совпавших ответов) Лмы - показатель "лучше у нас" (сумма баллов) Лдр - показатель "лучше у других" (число не совпавших ответов). Рассмотрим пример. По шкале № 1, как показали результаты опроса, сумма баллов Д = 10, сумма баллов О = 11; по шкале № 2 соответственно Лс = 4, Лр = 7, а Лмы = 8, Лдр = 3. По шкале № 3 для респондента "мужчина" получено 3 совпавших ответа, что соответствует Ксоотн = 0,6. Коэффициент эмоциональной удовлетворенности будет выглядеть следующим образом: 10 4 8 10 4 8 Кэу = ½· — + ¼·(—– + —–) = ½ · — + ¼ ·(—– + —–) = 0.84 11+ Δ1 7+ Δ2 3+ Δ3 11 7 3+5
Δ1 и Δ2 - соответственно равны 0; Δ3 = 5. Достоверность ответа в данном случае будет равна не 0.84, а 0.504, так как полученный результат по данному респонденту необходимо умножить на его персональную поправку Ксоотн, т.e. (0.84 • 0.6). Получается, что в данном случае практически 50% ответов респондент-мужчина сделал, руководствуясь чаще чувствами, а следовательно, и эмоциональная удовлетворенность у него реально ниже. Методика предусматривает графическое изображение различных показателей эмоциональной удовлетворенности. Пересечение вышеназванных двух биполярных характеристик позволяет получать многосторонний результат - достаточно точное определение основания того или иного уровня эмоциональной удовлетворенности, а значит и тенденции развития психологического здоровья семьи. Эмоциональная удовлетворенность.
Рисунок 3.1. Диаграмма эмоциональной удовлетворенности
Определение уровней эмоциональной удовлетворенности. Если обозначить максимальные значения показателей шкал № I и № 2, т.e. по два правильных ответа в каждой области эмоциональной удовлетворенности и минимальные - соответственно по одному совпавшему ответа, то можно рассчитать уровни эмоциональной удовлетворенности в целом. При таком подходе выделяется три уровня эмоциональной удовлетворенности. Высокий уровень - соответствует Кэу = 1,0 ¸ 0,83 Средний уровень - соответствует Кэу = 0,83 ¸ 0,57 Низкий уровень - соответствует Кэу = 0,57 ¸ 0,37 Кроме того, существует еще уровень эмоциональной неопределенности, когда Кэу = 0,37 ¸ 0,22. Высокий уровень означает, что во всех областях жизнедеятельности группы (семьи) - в общении, деятельности, досуге группы (семьи) ожидания в значительной мере реализуются и имеющие место достижения текущего момента преобладают над результатами прошлого опыта. При чем эти достижения значительны по сравнению с аналогами других групп (семей). Результаты опроса, кроме того, подтверждает высокая достоверность ответов респондента. Средний уровень эмоциональной удовлетворенности семьей характеризуется тем, что ожидания индивида обязательно реализуются в общении и деятельности и частично в области досуга. Здесь может быть более широкий спектр вариаций. Например, реализация ожиданий не всегда может вызвать эмоциональную удовлетворенность, даже если достижения сейчас лучше, чем вчера. Скажем, в этой ситуации может оказаться, что при всех позитивах результата собственного опыта, в сравнении с опытом других он проигрывает. Как следствие, резкое снижение эмоциональной удовлетворенности. Низкий уровень наблюдается в том случае, когда в каждой из обозначенных областей эмоциональной удовлетворенности отмечается минимально возможное число совпавших ответов (три из одиннадцати), причем коэффициент соотношения по шкале "различий" не должен быть менее 0,6. При этом уровне эмоциональная удовлетворенность может носить оттенок пессимизма или в определенной мере разочарования при сравнении показателей измеряемых по разным шкалам. Уровень эмоциональной неопределенности присущ ситуациям, когда вопреки ожиданиям свершается удовлетворяющее респондента событие или неожиданно сравнение многих показателей дает позитивную диспозицию. Для этого уровня характерен и "наивный" оптимизм с завышенной самооценкой, который подспудно ощущается как состояние неуверенности, неподкрепленности, а значит малой надежности. Неустойчивость в любой момент может актуализировать крайние значения. Исследование эмоциональной удовлетворенности семьей, динамики ее формирования является одной из значимых проблем социальной психологии малых групп, где удовлетворенность рассматривается в качестве важного показателя психологического здоровья семьи и уровня ее жизнедеятельности.
Описание. Теоретическую основа данной методики исследования составляет концепция потребностей личности как побудителя ее активности к деятельности, известно, что любой супружеский союз
Эти зависимости предопределили структуру и содержание опросника, в котором, с одной стороны, отражается суть психологических компонентов личности в семейном взаимодействии, а с другой - учитывается характеристика факторов стабилизации семьи. Оптимизация семейного взаимодействия достигается при следующих условиях: а) наличие у членов семьи (группы) стремления к пониманию и принятию своей роли и роли других; субъективного признания целесообразности своей деятельности для остальных членов семьи; склонность к планированию семейных целей, перспектив, то есть активизацией познавательного компонента психики личности и на его основе взаимопонимания; б) постоянная потребность в разнообразных контактах с близкими; стремление к обязательному согласованию своих намерений с планами других членов семьи, предрасположенность к устройству благополучной семейной жизни, то есть стимулировании мотивационного компонента личности, в котором важное место принадлежит взаимопомощи; в) высокое чувство ответственности за ход и исход семейной интеграции, уверенности в ее необходимости и успешности, то есть, развитие эмоционального компонента, а значит и достижение взаимного доверия между членами семьи; г) наличие решительности целеустремленности и настойчивости в устранении неприемлемых для семейного взаимодействия личностных качеств и привычек, то есть активизация волевого компонента и его важнейшего показателя - взаимотерпения. Исходя из особенностей самого явления "семейное долголетие", а также ввиду того, что одной из закономерностей формирования личности является взаимообусловленность внутренних устремлений человека и внешних воздействий на него", для оценки уровня потенциальной готовности и настроенности члена семьи на длительную активную причастность к семье, был разработан и избран коэффициент устремленности на семейное долголетие. Он представляет собой среднее арифметическое значение (Хср) степени проявления у респондента основных компонентов оптимизации семейного взаимодействия (ПК - познавательного, МК - мотивационного, ЭК - эмоционального, ВК -волевого), а также степени проявления его отношений к факторам стабилизации семьи (ФСС). 0.05 К усд = — (Х ср ПК + X ср MK + X ср ЭК + X ср ВК ) + 0.025 X ср ФСС; ñ где ñ - число значимых компонентов, подлежащих оценке. Для оценки уровня устремленности личности на семейное долголетие посредством само- или экспертной оценки, избрана 3-х балльная шкала порядков с указанием степени субъективного проявления (или внешнего проявления при экспертной оценке) изучаемого показателя. Обозначенные в опроснике ответы соответствуют: а) - 2 баллам; б) - 1 баллу, в) 0 баллов. Причем, было определено, что К усд < 0,375 соответствует низкому уровню (пассивному), К усд = 0,375 ¸ 0,65 - среднему (активному выборочному) и К усд > 0,65 - высокому (активному всестороннему) уровню устремленности на семейное долголетие. Устремленность на семейное долголетие каждого респондента обусловливает в конечном счете оптимальность их семейного долголетия и в определенной мере психологическое здоровье семьи. Высокий уровень устремленности на семейное долголетие предполагает активный всесторонний тип семейного взаимодействия, при котором у респондента все или более половины изучаемых показателей достаточно полно проявляются в семейных отношениях. Это значит, что для него характерна не только оптимальность контактов во всех сферах жизнедеятельности семьи, но и их необходимая содержательность, прочность и продолжительность. Этому уровню соответствует понимание своей роли в развитии внутрисемейных взаимоотношений, приоритет семейных над личными планами, разумный учет факторов стабилизации семьи. Налицо стремление к совместному решению актуальных и перспективных проблем семьи. Средний уровень - соответствует наличию у респондента семейно значимых мотивов, позиций и взглядов, но отличающихся выборочной открытостью. Внутреннее отношение респондента может выражаться как в уважении, так и в неуважении, доверии - недоверии, удовлетворенности - неудовлетворенности, заботе - безразличии, терпимости - нетерпимости и т.п. Интенсивность контактов, их содержательность, притягательность, конструктивность в определении перспектив носят выборочный, а порой и временный характер. Стремление к согласованию целей, планов, способов их достижения выражено слабо. Очевидна неполная готовность и настроенность на перспективу и носит оттенок необходимости, выжидательности. Активность в достижении целей семьи выборочная. Низкий уровень устремленности на семейное долголетие представляет собой в целом пассивное отношение личности к развитию внутрисемейных отношений, к перспективам развития ее как малой группы. Он характеризуется неадекватным взаимным восприятием и оценкой друг друга в семье. Интенсивность контактов носит вялый, вынужденный характер. В отношениях имеют место недоверие, нетерпимость и неудовлетворенность результатами, достижениями семьи. Стремление к совместной деятельности на перспективу семьи возникает эпизодически, неустойчивое. Отмечается неготовность личности в ряде случаев отдать предпочтение общесемейным целям и потребностям. Опросник "Устремленность на семейное долголетие" (методика № 6). (для каждого члена семьи, индекс семьи …) Инструкция. С помощью этого опросника Вы можете определить реальное отношение к своей семье и ее будущему устройству. Обобщенные ответы всех членов Вашей семьи позволят выявить наиболее значимые тенденции её развития и спрогнозировать её ближайшую перспективу. Из предложенных вариантов ответа на вопросы Вам нужно только выбрать соответствующий Вашим мыслям и действиям ответ и отметить в регистрационном бланке методики № 6. 1. Чувствуете ли Вы себя: а) моложе своего возраста б) в соответствии со своим возрастом в) старше своего возраста 2. Влечет ли Вас к контактам с членами семьи? а) да б) когда как в) нет 3. Понимаете ли Вы свою роль в укреплении семьи? а) да б) чаще да в) чаще нет 4. Часто ли Вы предъявляете претензии к кому-либо из своих близких? а) да б) иногда в) нет 5. Настойчивы ли Вы в достижении семейных целей? а) да б) чаще да в) чаще нет 6. Объективны ли Вы в оценке своего вклада в стабильность семьи? а) да б) чаще да в) чаще нет 7. Стремитесь ли Вы к согласованию своих планов с планами других членов семьи? а) да б) чаще да в) чаще нет 8. Ощущаете ли Вы свою значимость для развития семьи? а) да б) иногда в) нет 9. Переживаете ли Вы неудачи в реализации семейных целей? а) да б) не очень в) нет 10. Целеустремленный ли Вы человек в делах, необходимых для семьи? а) да б) не очень в) практически нет 11. Объективны ли Ваши близкие в оценке своего вклада в стабильность семьи? а) да б) чаще да в) чаще нет 12. Хочется ли Вам строить новые семейные перспективы? а) да б) чаще да в) нет 13. Готовы ли Вы оказать своим близким психологическую поддержку? а) да б) чаще да в) чаще нет 14. Уверены ли Вы в том, что Вам дорого благополучие семьи? а) да б) чаще да в) чаще нет 15. Сможете ли Вы поступиться своими будущими планами ряди интересов семьи? а) да б) чаще да в) чаще нет 16. Активный ли Вы человек в достижении общесемейных целей? а) да б) не очень в) нет 17. Есть ли у Вас идеал устройства благополучной семейной жизни? а) да б) затрудняюсь ответить в) нет 18. Склонны ли Вы к планированию (участию в планировании) жизнедеятельности семьи? а) да б) затрудняюсь ответить в) нет 19. Часто ли Вы не являетесь участником семейных ссор? а) да б) иногда в) нет 20. Самоотверженны ли Вы в вопросах сохранения здоровья своих близких? а) да б) чаще да в) нет 21. Можете ли Вы назвать 6 ближайших семейных (групповых) целей? а) да б) затрудняюсь в) нет 22. Вас больше устраивает а) социальная изоляция семьи б) социальная пассивность семьи в) социальная активность семьи 23. Умеете ли Вы понимать чувства другого члена семьи? а) да б) чаще да в) чаще нет 24. Всегда ли контакты с близкими оставляют у Вас приятные переживания? а) да б) чаще да в) чаще нет 25. Решительны ли Вы в преодолении семейных трудностей? а) да б) чаще да в) чаще нет 26. Можете ли Вы назвать 4 перспективные семейные цели? а) да б) затрудняюсь в) нет 27. Чувствуете ли Вы ответственность за будущее своей семьи? а) да б) иногда в) нет 28. Удовлетворены ли Вы результатами жизнедеятельности своей семьи? а) да б) частично в) нет 29. Удовлетворены ли Вы перспективами своей семьи? а) да б) частично в) нет 30. Ваша физическая активность соответствует а) более молодому возрасту, чем Ваш? б) Вашему возрасту? в) большему возрасту, чем Ваш?
Примечание: Укажите, пожалуйста, некоторые данные: 1. Ваши родители прожили совместно до 5, 10, 15, 20, 25, 30, более лет (подчеркните). 2. Вы хотели бы иметь: ни одного, 1, 2, 3, 4 и более детей (подчеркните). 3. И все-таки, лучше иметь дочь, сына (подчеркните). Спасибо, успехов Вам во всем!
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 239; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.166.94 (0.015 с.) |