Регистрационный бланк методики № 1. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Регистрационный бланк методики № 1.



Функции, ценности семьи Ранг семейных ценностей Функции, ценности семьи Ранг семейных ценностей
желание реально желание реально
  Воспитательная функция: Личный пример       Функция интеллек-туальн. общения: Интерес к собеседнику    
Диктат     Уваж. мнен. другого    
Опека     Компромисс    
Невмешательство     Информативн.общения    
Сотрудничество     Стремл. понять друг.    
Другие     Другие    
           
  Функция хоз.-быт. отношений: Семейные обеды       Функция психологич. разрядки: Чувство юмора    
Благоустр. жилья     Психол. поддержка    
Береж. отн. к одежде     Эмоц. удовлетворен.    
Новая покупка     Совм. семейн. отдых    
Забота о близких     Любовь к животным.    
Другие     Другие    
           
  Функция социального контроля: Ответств. за поступки       Секс.-эротическая функция (деторожд.) Эмоцион. уравновеш.    
Взаимн. контроль     Равная любовь    
Аккуратн., пунктуальн.     Привлекательность    
Самоконтр., самооцен.     Дети, любовь к ним    
Подч. мнению. больш.     Супружеск. верность    
Другие     Другие    
           

Ваша роль в семье: муж, жена, дочь, сын, бабушка, дедушка -подчеркните.

(подчеркните пожалуйста). Стаж семьи ______ лет.

 

 

Обработка результатов.

После заполнения регистрационных бланков членами семьи специалист

заполняет аналитическую таблицу, путем переноса полученных данных в

соответствующую графу «ранг ответов членов семьи», предварительно присвоив индекс!,2,3,4, и т.д. каждому члену семьи. Затем выделяет совпавшие ранги по каждой из ценностей. В итоге за ценность, по которой совпадают ранги всех членов семьи выставляется в графе баллов

0.2 балла. Таким образом выставляются 0.2 балла за ценность при совпадении ранга у всех членов семьи или 0 баллов, при их несовпадении. Далее суммируются баллы за функцию и проставляется сумма баллов за функцию, которая не должна быть более 1.0.

Аналитическая таблица методики № I

  № Функции, ценности семьи Ранг ответов членов семьи: ∑ балл.  
 
        За ценность за функцию.  
Желан./ реаль. Желан./ реаль. Желан./ реаль. Желан./ реаль.  
1. Воспитательная функция: Личный пример              
Диктат              
Опека              
Невмешательство              
Сотрудничество              
Другие              
2. Функц. хоз.- бытовых отношений: Семейные обеды              
Благоустр-во жилья              
Береж. отн. к одежде              
Новая покупка              
Забота о близких              
Другие              
3. Функция. соц. контроля: Ответ за поступки              
Взаимный контроль              
Аккуратн., пунктуальн.              
Самоконтр., самооценка              
Подч. мнен. больш-ва              
Другие              
4. Функц. интел. общения: Интерес к собеседнику              
Уваж. мнен. других              
Компромисс              
Информативн. общения              
Стремл. понять другого              
Другие              
5. Функц. психол. разрядки: Чувство юмора              
Психол. поддержка              
Эмоц. удовлетворённость              
Совм. семейные обеды              
Любовь к животным              
Другие              
6. Секс.-эротич. и деторожд. функция: Эмоцион. уравновешен.              
Равная любовь              
Привлекательность              
Дети, любовь к ним              
Супружеская верность              
Другие              

 

Специалист определяет степень совпадения семейных ценностей членов семьи по полученным результатам из аналитической таблицы опросника №1 по «сырым баллам».

Для всех членов семьи, кроме супругов, коэффициент подсчитывается по формуле:

Кссц= 0.2 * (ССЦвф + ССЦ хбо + ССЦфск + ССЦ фио + ССЦфпр)

Для супругов коэффициент подсчитывается по формуле, в которой один из шести слагаемых ССЦ будет равен нулю:

Кссц= 0.2 * (ССЦвф + ССЦ хбо + ССЦфск + ССЦ фио + ССЦфпр +ССЦсэф)

Таким образом, специалист оценивает сходство семейных ценностей только по пяти функциям. При коэффициенте Кссц близкому к 1.0, можно говорить о высокой степени совпадения ценностных ориентаций членов семьи.

Если обозначить максимальные значения показателей минимум по три совпадения в каждой из функций жизнедеятельности семьи, и минимальные – соответственно по одному совпадению, то можно рассчитать уровни сходства семейных ценностей в целом. При таком подходе выделяется три уровня сходства семейных ценностей:

Высокий уровень – соответствует Кссц = 1.0 – 0.6

Средний уровень - соответствует Кссц = 0.6 – 0.4

Низкий уровень - соответствует Кссц = 0.4 – 0.2

Нет сходства - при Кссц = менее 0.2

 

7. Частная методика №2 - "Функционально-ролевая согласованность"
Описание. Опросник представляет собой дифференцированный инструмента­рий для изучения функционально-ролевой согласованности в семье, как составной части ее психологического здоровья. Он состоит из

двух частей: первая - опросник для супругов, взрослых членов семьи и вторая - опросник для подростков. Опросник составлен таким обра­зом, что каждый из 20 входящих в него закрытых вопросов отражает ролевую согласованность членов семьи в основных функциях ее жиз­недеятельности. Респонденту, отвечающему на вопросы, следует дать утвердительный ответ "да" или "нет". Каждая из двух частей опросника включает три шкалы: шкалу "адекватность", шкалу "согласован­ность" и шкалу "предупредительность". Шкала " адекватность " пока­зывает, что насколько точно среагировал респондент на опросник в целом и в какой мере его данные по основной шкале могут быть при­няты как достоверные. Для определения уровня функционально-ролевой согласованности избраны две шкалы - основная (шкала согласованнос­ти) и дополнительная (шкала предупредительности). Некоторые вопросы этих шкал близки по смыслу, но несколько иной вариации и играют роль уточняющего механизма согласованности в многофункциональной деятельности членов семьи. Шкала " согласованность " отражает суть и уровень развития социально-психологических механизмов во внутрисемейной деятельности (взаимопонимания, взаимопомощи, взаимодове­рия и т.п. членов семьи). Шкала " предупредительность" отражает пре­обладающие тенденции, психологические предпосылки внутрисемейной согласованности, как бы потенцию семьи в этом вопросе.

Для удобства использования опросника разработан одинаковый для каждой из его частей код. Совпадение ответа респондента на по­ставленный вопрос равнозначно выражению в 1 балл.

Код опросника.

 

Шкала «согласованности»: ответы "да" на вопросы 1,7,19;

ответы "нет" на вопросы 3,8,9,13,17,18,20

Сумма сырых баллов от 0 до 10 показывает уровень готовности испытуемого к согласованию (ГС) своих действий с действиями других членов семьи и обозначается ГСм, ГСж, ГСп и т.п., что соответственно означает показатель готовности мужа, жены, подростка и т.п. к согласованию действий.

Шкала «предупредительности»: ответы "да" на вопросы 5,10,12,14,16

Сумма сырых баллов от 0 до 5 отражает уровень потенциальных возможностей испытуемого в развитии функционально-ролевой согла­сованности в семье, а также степень его тактичности и контактнос­ти с другими членами семьи и заботливости об их эмоциональном со­стоянии. Для обозначения потенциальных возможностей мужа, жены, под­ростка в развитии внутрисемейной согласованности избраны индексы ПВСм, ПВСж, ПВСп и т.п. соответственно.

Шкала "достоверности ": ответы "да" на вопросы 4,11,15;

ответы "нет" на вопросы 2,6.

Интерпретация показателей по шкале "Достоверность"

Численный показатель Интерпретация Количество баллов
4-5 точный 0.8 -1.0
2-3 случайный 0.4 – 0.6
0-1 тенденциозный 0 –0.2

 

Инструкция. Вам предлагается принять участие в изучении функциональной структуры семьи. На каждый из 20 вопросов Вам сле­дует дать ответ «да» или «нет». Ответы разместить в регистрационном бланке методики № 2. Пожалуйста, поста­райтесь быть искренними в ответах, это важно.

 

Опросник МЖ - " Функциональные роли" (методика № 2)

(для супругов, взрослых членов семьи, индекс семьи.....)

 

1. Применяемые супругом (ой) способы действий, общения Вы чаще одобряете или нет? Да, нет.

2. Часто ли Вы информируете мужа (жену) о своих намерениях по воспитанию ребенка? Да, нет.

3. Часто ли бывает, что Ваше грустное настроение не разделяют члены Вашей семьи? Да, нет.

4. Будете ли Вы продолжать настаивать на своем, если Ваш сын (дочь) скажет: "А мне папа (мама) сказал (ла) делать это (делать так)? Да, нет.

5. Вы посоветуетесь с супругом (ой) прежде чем покупать по­нравившуюся Вам дорогую вещь? Да, нет.

6. Считаете ли Вы нормальным при уборке в квартире выбросить какую-либо вещь другого, если Вам она уже представляется не нужной? Да, нет.

7. Будете ли Вы переспрашивать супруга (у), если Вам непонят­на его (ее) просьба, тем самым ставя себя в неловкое положение? Да, нет.

8. Можете ли Вы отменить данное супругом (ой) сыну (дочери) поручение, если считаете его бессмысленным? Да, нет.

9. Подходит ли к Вам идеома: "Время - лучший лекарь", в тех случаях, когда Вам необходимо объясниться с супругом (ой)? Да, нет.

10. Откажетесь ли Вы контролировать сына (дочь) в чем-либо сразу же после контроля супруга(и), если Вам кажется, что его (ее) меры не эффективны? Да, нет.

11. Всегда ли Вы в трудной ситуации рассчитываете на психоло­гическую поддержку членов своей семьи? Да, нет.

12. Всегда ли, собираясь привести в дом свою(его) подругу (друга) Вы сообщите супругу(е) об этом? Да, нет.

18. Задерживаясь на работе, в гостях, у друзей, и т.п., часто ли Вы забываете сообщить супругу (е) о задержке? Да, нет.

14. Всегда ли Вы понимаете супруга (у)? Да, нет.

15. Можете ли Вы самостоятельно взять какую-либо вещь общесе­мейного значения и подарить кому-либо по своему усмотрению? Да, нет.

16. Намереваясь задержаться у друзей обязательно ли Вы сооб­щите об этом своему (ей) супругу (е)? Да, нет.

17. Часто ли Вы ощущаете, что действия мужа (жены) непредсказуемы? Да, нет.

18. Часто ли Ваши желания и желания супруга(и) не совпадают? Да, нет.

19. Принимая какое-либо решение по воспитанию сына(дочери), обязательно ли Вы сообщите об этом своей(ей) супругу(е)? Да, нет.

20. Часто ли члены Вашей семьи действуют как персонажи басни И.Крылова "Лебедь, рак и щука"? Да, нет.

Примечание: Укажите, пожалуйста, некоторые данные о себе:

образование ____; супружеский стаж __ лет; вид трудовой деятельности _________; основная домашняя нагрузка ____________; любимое занятие ___________; мнение об уровне психологического здоровья Вашей семьи - высокий, средний, низкий (подчеркнуть).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 258; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.159.150 (0.026 с.)