Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Благодарим за участие в диагностике.Содержание книги Поиск на нашем сайте
Oпросник - "Ж" "Социально-ролевая адекватность" (методика № 3) (для супруги, индекс семьи.....) Инструкция. Вам предлагается принять участие в диагностике проблем семьи. В опроснике 12 вопросов. При утвердительном ответе на вопрос, занесите, пожалуйста, в регистрационный бланк методики №3 слово "да"; если то или иное утверждение не соответствует Вашему реальному положению в семье, тогда - слово "нет". 1. Уверены ли Вы в той, что в важной для семьи ситуации Вы оставите тотчас же свои неотложные проблемы и включитесь в общие дела? Да, нет. 2. Часто ли Вы стали ощущать воспитательную неуверенность по отношению к сыну (дочери)? Да, нет. 3. Сможет ли Ваш сын (дочь) отказаться от встречи с друзьями, если Вы предложите ему (ей) свой вариант времяпрепровождения? Да, нет. 4. Заметили ли Вы, что многие дела сына (дочери) стали выпадать из поля зрения Вашего внимания? Да, нет. 5. Уступите ли Вы мужу в конфликтной ситуации, если считаете, что он в корне не прав? Да, нет. 6. Часто ли Ваш муж не придерживается Ваших советов? Да, нет. 7. Замечали ли Вы, что Ваш муж заявлял сыну (дочери) - типа: "Да у нас самая лучшая мама"? Да, нет. 8. Часто ли Ваши близкие готовят сами себе еду? Да, нет. 9. Удается ли Вам достичь равновесия (избежать конфликтной ситуации) между "домом и работой"? Да, нет. 10. Ощущаете ли Вы, что Ваше отношение к семье не отвечает ожиданиям близких? Да, нет. 11. Вы уверены, что Ваши просьбы, поручения членам Вашей семьи будут выполнены точно и в срок? Да, нет. 12. Часто ли Вам не удается решить самостоятельно обязанности приписанной Вам роли в семье? Да, нет. Примечание: Сообщите свое мнение по вопросу (подчеркните, пожалуйста): Какую из предложенного перечня роль Вам лучше удается реализовать в семье? (жена, мать, женщина, взрослый человек, семейный менеджер, хозяйка, боевая подруга, глава семьи, домашний доктор, кормилица, эмоциональный лидер, наставник, советник и т.д.). Благодарим Вас за участие в диагностике. Опросник - Д "Социально-ролевая адекватность" (методика № 3) (для детей подросткового и юношеского возраста, индекс семьи…..) Инструкция. Вам предлагается принять участие в изучении ролевого соответствия в семье. В опроснике 12 вопросов. При утвердительном ответе на вопрос занесите, пожалуйста, в регистрационный бланк методики № 3 слово «Да», если то или иное утверждение не соответствует Вашему реальному положению в семье тогда - слово «Нет». Ориентируйтесь на первый возникший ответ. 1. Сможете ли Вы в важной для семьи ситуации оставить тотчас свои неотложные проблемы и включиться в общее дело? Да, нет. 2. Замечали ли Вы, чтобы родители в разговоре с кем-либо из знакомых не лестно отзывались о Вас? Да, нет. 3. Откажетесь ли Вы от встречи с друзьями, если Вас попросил отец (мать) оказать им помощь в чем-то? Да, нет. 4. Является ли для Вас проблемой приготовление себе еды или уход за обувью? Да, нет. 5. Часто ли Вы стали ощущать желание самостоятельно действовать в достижении ближайших целей? Да, нет. 6. Ощущаете ли Вы, что Ваше поведение не отвечает ожиданиям Ваших близких? Да, нет. 7. Уступите ли Вы своим родителям (брату, сестре) в конфликтной ситуации, если считаете, что они не правы? Да, нет. 8. Часто ли в решении обычных своих дел Вы прибегаете к помощи родителей? Да, нет. 9. Удается ли Вам достичь равновесия (избежать конфликтной ситуации) между "домом и друзьями"? Да, нет. 10. Часто ли Вы ощущаете обиду на родительский контроль Ваших действий? Да, нет. 11. Выполняете ли Вы, как правило, точно и в срок просьбу или поручение родителей (брата, сестры)? Да, нет. 12. Вы уверены, что родители уже не могут повлиять на Ваше поведение, планы? Да, нет. Примечание: Сообщите свое мнение по вопросу (подчеркните свои роли, пожалуйста): Какую из предложенного перечня роль Вам лучше удается реализовать в семье? (сын, помощник, ребенок, наследник, брат, друг, мужчина и т.д.)___________________________; (дочь, девушка, подросток, помощница, сестра, ребенок, подруга, наследница, рукодельница и т.д.)_________________
Благодарим Вас за участие в работе. Регистрационный бланк методики № 3
Примечание: Лучше всего в семье мне удается реализовать роль _______________________________________________________________
Обработка результатов. Полученные данные каждого респондента (члена семьи) переносятся в аналитическую таблицу, отмечая крестиком напротив «У» или «О» в каждом из «нечет.» или «четн.» вопросов. Затем складываются отдельно «У» нечетн. и «О» четн. и заносятся в графу ∑, после чего данные суммируются в графу К сра за члена семьи и подставляются в формулу, указанную ниже. Аналитическая таблица методики № 3.
Для измерения уровней социально-ролевой адекватности каждого члена семьи и определения их соотношения в семье, и на основании опытно-экспериментальной работы принято, что утверждение на нечетный вопрос «Ун/ч», т.е. «да», а также отрицание на четный вопрос «Очёт», т.е. "нет" считать равным 1 сырому баллу. Все другие варианты ответов считать равными 0. На основании суммы сырых баллов каждого испытуемого и посредством метода математической обработки данных выведен коэффициент ролевой адекватности Кра каждого члена семьи - мужа, жены, сына, дочери соответственно: Крам = 0,833 (Ун/ч + Очёт); Краж = 0,833 (Ун/ч + Очёт); Крас = 0,833 (Ун/ч + Очёт); Крад = 0,833 (Ун/ч + Очёт) Максимальное значение этого коэффициента условно принято за единицу. Тогда минимальное - или соответствующее минимально значимой ролевой адекватности испытуемого члена семьи будет 0,5631 или 0,6 (выполнение каждой из трех "приписанных" ролей не менее чем наполовину - т.е. "нижняя граница" исполнения ролевых ожиданий, ниже которой исследование ролевой адекватности теряет смысл). В случае, если, например, каждый член семьи выполнит более половины из того, что требует "приписанная" роль, тогда Кра возрастет до 0,747, что соответствует "средней" границе исполнения ролевых ожиданий. Интерполирование других возможных вариантов позволило выявить уровни ролевой адекватности каждого члена семьи.
При Кра < 0,563 степень реализации ожиданий испытуемого члена семьи теряет содержательную значимость. Эти же уровни приемлемы и для общей характеристики социально-ролевой адекватности семьи. Общий коэффициент социально-ролевой адекватности в семье, полученный опытно-экспериментальным путем выглядит следующим образом: Ксра = 1/n • (Крам + Краж + Крас + Крад), где n - число испытуемых членов семьи. Его максимальное значение равно 1,0. Минимальное значение Ксра не может быть более коэффициента ролевых ожиданий родителей, так как тогда появляется подмена, скажем, одного или обеих родителей детьми в чем-то и выполнение за них определенных семейных функций. Такое положение в любом случае указывает на снижение общего уровня ролевой адекватности в группе. В то же время, когда мы говорим о групповой динамике не следует исключать компенсационные возможности родителей относительно детских ролей и интеграции среди самих детей. если компенсация родительских ролей исходит от детей, тогда следует определиться в особенностях исследуемой семьи. С одной стороны, это может быть семья с развивающимся социально-психологическим потенциалом, когда при позитивной роли родителей, отмечается опережающая активность детей. Но это может быть и семья с явно регрессивными тенденциями, и тогда важно определиться в ее проблемах. Например, результаты индивидуального опроса членов семьи показали, что Крам 0,6, Краж 0,6, Крас 0,75 и Крад 0,75. В данном случае, казалось бы Ксра = 1/4 • (0,6 + 0,6 + 0,75 + 0,75) = 2,7/4 = 0,67, а это значит, что испытуемая семья по этому показателю может быть отнесена к среднему уровню социально-ролевой адекватности. Реально же учитывая, вышеизложенные нюансы Ксра = 0,6 и искомый показатель относится лишь к низкому уровню. Расчеты общего коэффициента социально-ролевой адаптации необходимы преимущественно для отслеживания тенденций реализации членами семьи ролевых ожиданий путем сравнения данных "срезов" смещенных по времени. Содержательная сторона этого явления может быть выявлена при анализе очередного "среза" для конкретного члена семьи. В целом это значимый показатель психологического здоровья семьи, так как он существенно влияет на другие показатели. Так, например, от того, как члены семьи относятся и исполняют свои социальные роли во многом зависит характер взаимоотношений в семье, комфортность жизнедеятельности всей семьи.
деятельности, а также на выявление тенденций функционирования социальной системы (соответствия или несоответствия между ее целями и текущими результатами деятельности). Учитывая, что "адаптивность" многовариантна и выражается в согласовании целей и результатов, данная методика базируется на ее гомеостатическом варианте (адаптивный исход состоит в достижении равновесия). Предполагается, что психологическое здоровье семьи обеспечивается при адаптивности "равновесия" и позитивном характере неадаптивности, в свою очередь внутрисемейная адаптивность (адаптивность среди супругов, адаптивность среди родителей и детей, адаптивность среди детей и т.д.), имеет три взаимосвязанных сферы: аффективную (эмоциональную составляющую отношений); когнитивную (интеллектуальную как степень понимания); поведенческую (непосредственно проявляющуюся в поведении). Практические следствия из этого теоретического положения важны и понятны успешная межличностная адаптация предполагает эмоциональную близость (к сожалению со временем, она не всегда остается во взаимоотношениях супругов); высокую степень взаимопонимания (с этим дело может обстоять намного сложнее, скажем, взаимопонимание среди супругов, среди детей и родителей или между детьми и т.д.); развитие умения организации поведенческих взаимодействий, например, той же способности слушать не перебивая другого и взаимодействия на равных. Все вышеизложенные положения составили основу содержания и предопределили структуру предлагаемого опросника. Опросник состоит из 24 закрытых вопросов, из трех содержательно обозначенных частей, отражающих три сферы адаптивности: аффективную (1-8 вопросы), когнитивную (9-16 вопросы) и поведенческую (17-24 вопросы) Опросник рассчитан на любого члена семьи (самооценку). Для большей достоверности данных можно прибегать и к экспертной оценке, что поможет понять, насколько верна была самооценка испытуемого. Опросник "Адаптивность во внутрисемейных отношениях"(для каждого члена семьи, индекс семьи....) Инструкция. Вам предлагается принять участие в изучении внутрисемейных процессов семьи. Для этого необходимо на поставленный вопрос выбрать лишь один, приглянувшийся Вам ответ и обвести кружком в регистрационном бланке соответствующий ему балл. 1. Можете ли Вы утверждать, что чаще во внутрисемейных отношениях наблюдается эмоциональная близость? 1. Да 2. Затрудняюсь 3. Нет
2. Замечали ли Вы, что Вам все сложнее достичь синхронности эмоциональных состояний с другими членами семьи? 1. Да 2. Иногда 3. Нет
3. Часто ли существующие эмоциональные состояния в семье вызывают у Вас усталость? 1. Да 2. Иногда 3. Нет
4. Часто ли в кругу Вашейсемьи звучат анекдоты? 1. Да 2. Иногда 3. Нет
5. Общение с близкими оставляет ли у Вас чувство облегчения? 1. Всегда 2. Иногда 3. Нет
6. Замечаете ли Вы, что контакты с кем-то из близких Вас раздражают? 1. Да 2. Замечаю иногда. 3. Нет.
7. Каким образом Вы реагируете на плохое настроение кого-нибудь из близких? 1. Найду способ помочь. 2. Немного подожду. 3. Уклонюсь от контактов.
8. Бывает ли у Вас чувство страха, тревоги накануне общения с кем-либо из близких? 1. Да. 2. Иногда. 3. Никогда.
9. Как быстро Вы теряете интерес к своему собеседнику из числа близких? 1. Вскоре после начала беседы. 2. Зависит от обстановки. 3. Почти никогда.
10. Вы всегда помните знаменательные даты и значимые события своих близких? 1. Да. 2. Иногда забываю. 3. Часто забываю.
11. Часто ли бывает, что в семье Вы не находите взаимопонимание? 1. Да. 2. Редко. 3. Очень редко.
12. Легко ли в своей семье Вы достигаете взаимопонимания? 1. Да. 2. Не очень. 3. Трудно.
13. По всем ли вопросам жизнедеятельности семьи Вы считаетесь с мнением своих близких? 1. Да. 2. По большинству из них. 3. По некоторым.
14. Можете ли Вы представить способы действий, которые изберут члены Вашей семьи в достижении какой-либо цели? 1. Почти все. 2. Лишь некоторые. 3. Отдельные - в общих чертах.
15. Всегда ли, вступая во взаимоотношения Вы стремитесь понять другого? 1. Да. 2. Иногда. 3. Нет.
16. Со всеми ли членами семьи Вы находите общий язык? 1. Да. 2. С некоторыми. 3. Ни с кем.
17. Часто ли в последнее время избранная Вами манера поведения не находит одобрения среди близких? 1. Почти всегда. 2. Часто. 3. Очень редко.
18. Часто ли Вы сожалеете о том, что опять сорвали свое плохое настроение на близких? 1. Да. 2. Иногда. 3. Нет.
19. На кажущуюся агрессивность другого, отвечаете ли Вы тем же? 1. Да. 2. Редко. 3. Нет.
20. Способны ли Вы остановиться, если чувствуете, что втягиваетесь в конфликт? 1. Да. 2. Иногда 3. Нет.
21. Будете ли Вы ждать окончания разговора двух Вам близких людей, если Вам хочется одному из них сообщить свою новость? 1. Да. 2. Зависит от обстоятельств. 3. Нет.
22. Будете ли Вы до конца слушать пространное заявление своего собеседника, если уже с первых его слов у Вас готов ответ? 1. Да. 2. Зависит от обстоятельств 3. Нет.
23. Как быстро Вы привыкаете к плохому настроению кого-либо из близких? 1. Почти сразу. 2. Через какое-то время. 3. Не могу привыкнуть.
24. Часто ли Вы замечали, что действуете "не впопад"? 1. Да. 2. Иногда. 3. Никогда
Примечание: Укажите, пожалуйста, некоторые данные о себе: 1. Основной Ваш вид профессиональной деятельности _______________ 2. Стаж семьи _____ лет. 3. Состав семьи ____ чел. 4. В каких функциях жизнедеятельности семьи Вы чаще ощущаете трудности отношений (подчеркнуть): в воспитательной, хозяйственно-бытовой, интеллектуального общения, интимных отношений, эмоциональной разрядке, социального контроля.
Благодарим за участие в опросе!
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 198; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.81.129 (0.011 с.) |