Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Благодарим за участие в диагностике.

Поиск

Oпросник - "Ж"

"Социально-ролевая адекватность" (методика № 3)

(для супруги, индекс семьи.....)

Инструкция. Вам предлагается принять участие в диагностике проблем семьи. В опроснике 12 вопросов. При ут­вердительном ответе на вопрос, занесите, пожалуйста, в регистрационный бланк методики №3 слово "да"; если то или иное утверждение не соответствует Вашему реаль­ному положению в семье, тогда - слово "нет".

1. Уверены ли Вы в той, что в важной для семьи ситуации Вы оставите тотчас же свои неотложные проблемы и включитесь в общие дела? Да, нет.

2. Часто ли Вы стали ощущать воспитательную неуверенность по отношению к сыну (дочери)? Да, нет.

3. Сможет ли Ваш сын (дочь) отказаться от встречи с друзьями, если Вы предложите ему (ей) свой вариант времяпрепровождения? Да, нет.

4. Заметили ли Вы, что многие дела сына (дочери) стали вы­падать из поля зрения Вашего внимания? Да, нет.

5. Уступите ли Вы мужу в конфликтной ситуации, если считаете, что он в корне не прав? Да, нет.

6. Часто ли Ваш муж не придерживается Ваших советов? Да, нет.

7. Замечали ли Вы, что Ваш муж заявлял сыну (дочери) - типа: "Да у нас самая лучшая мама"? Да, нет.

8. Часто ли Ваши близкие готовят сами себе еду? Да, нет.

9. Удается ли Вам достичь равновесия (избежать конфликтной ситуации) между "домом и работой"? Да, нет.

10. Ощущаете ли Вы, что Ваше отношение к семье не отвечает ожиданиям близких? Да, нет.

11. Вы уверены, что Ваши просьбы, поручения членам Вашей семьи будут выполнены точно и в срок? Да, нет.

12. Часто ли Вам не удается решить самостоятельно обязаннос­ти приписанной Вам роли в семье? Да, нет.

Примечание: Сообщите свое мнение по вопросу (подчеркните, по­жалуйста): Какую из предложенного перечня роль Вам лучше удается реализовать в семье? (жена, мать, женщина, взрослый человек, семейный менеджер, хозяйка, боевая по­друга, глава семьи, домашний доктор, кормилица, эмоцио­нальный лидер, наставник, советник и т.д.).

Благодарим Вас за участие в диагностике.

Опросник - Д

"Социально-ролевая адекватность" (методика № 3)

(для детей подросткового и юношеского возраста, индекс семьи…..)

Инструкция. Вам предлагается принять участие в из­учении ролевого соответствия в семье. В опроснике 12 вопросов. При утвердительном ответе на вопрос занесите, пожалуйста, в регистрационный бланк методики № 3 слово «Да», если то или иное утверждение не соответствует Вашему реальному положению в семье тогда - слово «Нет». Ориентируйтесь на первый возникший ответ.

1. Сможете ли Вы в важной для семьи ситуации оставить тотчас свои неотложные проблемы и включиться в общее дело? Да, нет.

2. Замечали ли Вы, чтобы родители в разговоре с кем-либо из знакомых не лестно отзывались о Вас? Да, нет.

3. Откажетесь ли Вы от встречи с друзьями, если Вас попросил отец (мать) оказать им помощь в чем-то? Да, нет.

4. Является ли для Вас проблемой приготовление себе еды или уход за обувью? Да, нет.

5. Часто ли Вы стали ощущать желание самостоятельно дей­ствовать в достижении ближайших целей? Да, нет.

6. Ощущаете ли Вы, что Ваше поведение не отвечает ожиданиям Ваших

близких? Да, нет.

7. Уступите ли Вы своим родителям (брату, сестре) в кон­фликтной ситуации, если считаете, что они не правы? Да, нет.

8. Часто ли в решении обычных своих дел Вы прибегаете к помощи родителей? Да, нет.

9. Удается ли Вам достичь равновесия (избежать конфликтной ситуации) между "домом и друзьями"? Да, нет.

10. Часто ли Вы ощущаете обиду на родительский контроль Ваших

действий? Да, нет.

11. Выполняете ли Вы, как правило, точно и в срок просьбу или поручение родителей (брата, сестры)? Да, нет.

12. Вы уверены, что родители уже не могут повлиять на Ваше поведение, планы? Да, нет.

Примечание: Сообщите свое мнение по вопросу (подчеркните свои роли, пожалуйста): Какую из предложенного перечня роль Вам лучше удается реализовать в семье? (сын, помощник, ребенок, наследник, брат, друг, мужчи­на и т.д.)___________________________; (дочь, девушка, подросток, помощница, сестра, ребенок, подруга, наследница, рукодельница и т.д.)_________________

 

Благодарим Вас за участие в работе.

Регистрационный бланк методики № 3

 

Ответы: утверждения – «да»; отрицания –«нет»
       
       
       
       
       
       

Примечание: Лучше всего в семье мне удается реализовать роль _______________________________________________________________

 

Обработка результатов.

Полученные данные каждого респондента (члена семьи) переносятся в аналитическую таблицу, отмечая крестиком напротив «У» или «О» в каждом из «нечет.» или «четн.» вопросов. Затем складываются отдельно «У» нечетн. и

«О» четн. и заносятся в графу ∑, после чего данные суммируются в графу

К сра за члена семьи и подставляются в формулу, указанную ниже.

Аналитическая таблица методики № 3.

 

№ воп-роса Муж Жена Сын Дочь  
Нечет. У - О Четн. У - О Нечет. У - О Четн. У - О Нечет. У - О Четн. У - О Нечет. У - О Четн. У - О  
                   
           
         
           
         
           
         
           
         
           
         
           
                 
К сра            

Для измерения уровней социально-ролевой адекватности каждого члена семьи и определения их соотношения в семье, и на основании опытно-экспериментальной работы принято, что утверждение на нечет­ный вопрос «Ун/ч», т.е. «да», а также отрицание на четный вопрос «Очёт», т.е. "нет" считать равным 1 сырому баллу. Все другие ва­рианты ответов считать равными 0. На основании суммы сырых баллов каждого испытуемого и посредством метода математической обработки данных выведен коэффициент ролевой адекватности Кра каждого члена семьи - мужа, жены, сына, дочери соответственно:

Крам = 0,833 (Ун/ч + Очёт);

Краж = 0,833 (Ун/ч + Очёт);

Крас = 0,833 (Ун/ч + Очёт);

Крад = 0,833 (Ун/ч + Очёт)

Максимальное значение этого коэффициента условно принято за единицу. Тогда минимальное - или соответствующее минимально зна­чимой ролевой адекватности испытуемого члена семьи будет 0,5631 или 0,6 (выполнение каждой из трех "приписанных" ролей не менее чем наполовину - т.е. "нижняя граница" исполнения ролевых ожида­ний, ниже которой исследование ролевой адекватности теряет смысл).

В случае, если, например, каждый член семьи выполнит более половины из того, что требует "приписанная" роль, тогда Кра воз­растет до 0,747, что соответствует "средней" границе исполнения ролевых ожиданий. Интерполирование других возможных вариантов позволило выявить уровни ролевой адекватности каждого члена семьи.

 

Верхний уровень ролевой адекватности члена семьи соответствует:     Кра = 1,0 – 0,747;
средний уровень -   Кра = 0,747 – 0,664;
нижний уровень -   Кра = 0,664 – 0,563

При Кра < 0,563 степень реализации ожиданий испытуемого члена семьи теряет содержательную значимость.

Эти же уровни приемлемы и для общей характеристики социально-ролевой адекватности семьи.

Общий коэффициент социально-ролевой адекватности в семье, полученный опытно-экспериментальным путем выглядит следующим об­разом:

Ксра = 1/n • (Крам + Краж + Крас + Крад),

где n - число испытуемых членов семьи.

Его максимальное значение равно 1,0. Минимальное значение Ксра не может быть более коэффициента ролевых ожиданий родителей, так как тогда появляется подмена, скажем, одного или обеих родителей детьми в чем-то и выполнение за них определенных семейных функций. Такое положение в любом случае указывает на снижение общего уровня ролевой адекватности в группе. В то же время, когда мы говорим о групповой динамике не следует исключать компенсационные возможности родителей относительно детских ролей и интеграции среди самих де­тей. если компенсация родительских ролей исходит от детей, тогда следует определиться в особенностях исследуемой семьи. С одной стороны, это может быть семья с развивающимся социально-психологическим потенциалом, когда при позитивной роли родителей, отмечается опережающая активность детей. Но это может быть и семья с явно регрессивными тенденциями, и тогда важно определиться в ее пробле­мах.

Например, результаты индивидуального опроса членов семьи показали, что Крам 0,6, Краж 0,6, Крас 0,75 и Крад 0,75. В данном случае, казалось бы

Ксра = 1/4 • (0,6 + 0,6 + 0,75 + 0,75) = 2,7/4 = 0,67,

а это значит, что испытуемая семья по этому показателю может быть отнесена к среднему уровню социально-ролевой адекватности. Реально же учитывая, вышеизложенные нюансы Ксра = 0,6 и искомый показатель относится лишь к низкому уровню.

Расчеты общего коэффициента социально-ролевой адаптации необходимы преимущественно для отслеживания тенденций реализации членами семьи ролевых ожиданий путем сравнения данных "срезов" смещенных по времени. Содержательная сторона этого явления может быть выявлена при анализе очередного "среза" для конкретного члена семьи.

В целом это значимый показатель психологического здоровья семьи, так как он существенно влияет на другие показатели. Так, например, от того, как члены семьи относятся и исполняют свои социальные роли во многом зависит характер взаимоотношений в семье, комфортность жизнедеятельности всей семьи.

9. Частная методика №4 -"Адаптивность в микросоциальных отношениях"
Описание. Избранный в предлагаемой методике подход "Адаптивность - неадаптивность" ориентирует исследователя на целостное изучение личности в ее включенности в группу (семью) и отношения в процес­се совместной

деятельности, а также на выявление тенденций функ­ционирования социальной системы (соответствия или несоответст­вия между ее целями и текущими результатами деятельности). Учиты­вая, что "адаптивность" многовариантна и выражается в согласова­нии целей и результатов, данная методика базируется на ее гомеостатическом варианте (адаптивный исход состоит в достижении рав­новесия). Предполагается, что психологическое здоровье семьи обеспечивается при адаптивности "равновесия" и позитивном харак­тере неадаптивности, в свою очередь внутрисемейная адаптивность (адаптивность среди супругов, адаптивность среди родителей и детей, адаптивность среди детей и т.д.), имеет три взаимосвязанных сфе­ры: аффективную (эмоциональную составляющую отношений); когнитивную (интеллектуальную как степень понимания); поведенческую (непосредственно проявляющуюся в поведении).

Практические следствия из этого теоретического положения важны и понятны успешная межличностная адаптация предполагает эмоциональную близость (к сожалению со временем, она не всегда остается во взаимоотношениях супругов); высокую степень взаимопо­нимания (с этим дело может обстоять намного сложнее, скажем, взаимопонимание среди супругов, среди детей и родителей или между детьми и т.д.); развитие умения организации поведенческих взаимо­действий, например, той же способности слушать не перебивая дру­гого и взаимодействия на равных.

Все вышеизложенные положения составили основу содержания и предопределили структуру предлагаемого опросника. Опросник состо­ит из 24 закрытых вопросов, из трех содержательно обозначенных частей, отражающих три сферы адаптивности: аффективную (1-8 во­просы), когнитивную (9-16 вопросы) и поведенческую (17-24 вопросы) Опросник рассчитан на любого члена семьи (самооценку). Для боль­шей достоверности данных можно прибегать и к экспертной оценке, что поможет понять, насколько верна была самооценка испы­туемого.

Опросник "Адаптивность

во внутрисемейных отношениях"(для каждого члена семьи, индекс семьи....)

Инструкция. Вам предлагается принять участие в изуче­нии внутрисемейных процессов семьи. Для этого необходимо на постав­ленный вопрос выбрать лишь один, приглянувшийся Вам ответ и обвести кружком в регистрационном бланке соответствующий ему балл.

1. Можете ли Вы утверждать, что чаще во внутрисемейных отношениях наблюдается эмоциональная близость?

1. Да

2. Затрудняюсь

3. Нет

 

2. Замечали ли Вы, что Вам все сложнее достичь синхронности эмоциональных состояний с другими членами семьи?

1. Да

2. Иногда

3. Нет

 

3. Часто ли существующие эмоциональные состояния в семье вызывают у Вас усталость?

1. Да

2. Иногда

3. Нет

 

4. Часто ли в кругу Вашейсемьи звучат анекдоты?

1. Да

2. Иногда

3. Нет

 

5. Общение с близкими оставляет ли у Вас чувство облегчения?

1. Всегда

2. Иногда

3. Нет

 

6. Замечаете ли Вы, что контакты с кем-то из близких Вас раздражают?

1. Да

2. Замечаю иногда.

3. Нет.

 

7. Каким образом Вы реагируете на плохое настроение кого-ни­будь из близких?

1. Найду способ помочь.

2. Немного подожду.

3. Уклонюсь от контактов.

 

8. Бывает ли у Вас чувство страха, тревоги накануне общения с кем-либо из близких?

1. Да.

2. Иногда.

3. Никогда.

 

9. Как быстро Вы теряете интерес к своему собеседнику из числа близких?

1. Вскоре после начала беседы.

2. Зависит от обстановки.

3. Почти никогда.

 

10. Вы всегда помните знаменательные даты и значимые события своих близких?

1. Да.

2. Иногда забываю.

3. Часто забываю.

 

11. Часто ли бывает, что в семье Вы не находите взаимопонимание?

1. Да.

2. Редко.

3. Очень редко.

 

12. Легко ли в своей семье Вы достигаете взаимопонимания?

1. Да.

2. Не очень.

3. Трудно.

 

13. По всем ли вопросам жизнедеятельности семьи Вы считаетесь с мнением своих близких?

1. Да.

2. По большинству из них.

3. По некоторым.

 

14. Можете ли Вы представить способы действий, которые из­берут члены Вашей семьи в достижении какой-либо цели?

1. Почти все.

2. Лишь некоторые.

3. Отдельные - в общих чертах.

 

15. Всегда ли, вступая во взаимоотношения Вы стремитесь по­нять другого?

1. Да.

2. Иногда.

3. Нет.

 

16. Со всеми ли членами семьи Вы находите общий язык?

1. Да.

2. С некоторыми.

3. Ни с кем.

 

17. Часто ли в последнее время избранная Вами манера пове­дения не находит одобрения среди близких?

1. Почти всегда.

2. Часто.

3. Очень редко.

 

18. Часто ли Вы сожалеете о том, что опять сорвали свое пло­хое настроение на близких?

1. Да.

2. Иногда.

3. Нет.

 

19. На кажущуюся агрессивность другого, отвечаете ли Вы тем же?

1. Да.

2. Редко.

3. Нет.

 

20. Способны ли Вы остановиться, если чувствуете, что втя­гиваетесь в конфликт?

1. Да.

2. Иногда

3. Нет.

 

21. Будете ли Вы ждать окончания разговора двух Вам близких людей, если Вам хочется одному из них сообщить свою новость?

1. Да.

2. Зависит от обстоятельств.

3. Нет.

 

22. Будете ли Вы до конца слушать пространное заявление своего собеседника, если уже с первых его слов у Вас готов ответ?

1. Да.

2. Зависит от обстоятельств

3. Нет.

 

23. Как быстро Вы привыкаете к плохому настроению кого-либо из близких?

1. Почти сразу.

2. Через какое-то время.

3. Не могу привыкнуть.

 

24. Часто ли Вы замечали, что действуете "не впопад"?

1. Да.

2. Иногда.

3. Никогда

 

 

Примечание: Укажите, пожалуйста, некоторые данные о себе:

1. Основной Ваш вид профессиональной деятельности _______________

2. Стаж семьи _____ лет.

3. Состав семьи ____ чел.

4. В каких функциях жизнедеятельности семьи Вы чаще ощу­щаете трудности отношений (подчеркнуть): в воспитательной, хозяйственно-бытовой, интеллектуального общения, интим­ных отношений, эмоциональной разрядке, социального конт­роля.

 

Благодарим за участие в опросе!



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 198; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.81.129 (0.011 с.)