Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Регистрационный бланк методики №4Содержание книги Поиск на нашем сайте
Обработка результатов. Данные опроса заносятся в регистрационный бланк. Против номера каждого вопроса в вертикальной колонке находится тот ответ, который испытуемый (эксперт) подчеркнул. Он имеет определенное количество баллов. Для каждой из трех групп вопросов баллы суммируются отдельно и получается математически выраженная: адаптивность эмоциональная - Аэ, адаптивность интеллектуальная - Аи, адаптивность поведенческая - Ап. Наибольшие количество баллов по каждому из этих показателей составляет 16, наименьшее - 4. Полученная сумма баллов по каждому показателю заносится в аналитическую таблицу на каждого члена семьи и подвергается обработке по формуле, изложенной ниже. Исходя из того, что между определяющим свойством, т.е. адаптивностью и признаком его проявления в эмоциональной, интеллектуальной и поведенческой сферах внутрисемейных отношений существует прямо-пропорциональная зависимость и применив метод математической статистики, в частности аналитический подход получения среднего арифметического значения, выведена формула определения "индивидуального показателя" адаптивности личности в микросоциальных отношениях. Камсо = 1/16n • (Аэ + Аи + Ап), где
Камсо - коэффициент адаптивности личности n - количество учтенных сфер адаптивности
Обобщенный показатель - коэффициент внутрисемейной адаптивности Квса, тогда будет выглядеть следующим образом:
n Квса = 1/n •∑ Камсо i=1 Аналитическая таблица методики № 4.
Максимальное значение Квса равно 1.0, а минимальное определяется границей в соотношении "Адаптивность - Неадаптивность" ("Дезадаптивность"). Рассмотрим пример. Равновесие функционирования системы отношений "испытуемый семья" предполагает набор им по результатам опроса максимального количество баллов, т.е. 48. Это означает еще и гармонию основных сфер адаптивности испытуемого. В данном случае Камсо = 1,0. С изменением баланса изучаемого явления или отдельных его сфер может быть отмечена половина, больше или меньше половины адекватных отношений испытуемого с членами семьи. Поэтому в опроснике предусмотрена нижняя граница адаптивности. Опросник составлен таким образом, что ей соответствуют минимум 12 баллов или по 4 балла в каждой из обозначенных групп вопросов. Все, что менее этих значений показывает о неадаптивности или дезадаптивности личности в микросоциальных отношениях. Исходя из опытно-экспериментальных данных и результатов математической их обработки выведены четыре уровня "Адаптивности" - "неадаптивности": Высокий уровень адаптивности соответствует Квса (Камсо) = 1,0 ¸ 0,75; Средний уровень адаптивности соответствует Квса (Камсо) = 0,75 ¸ 0,5; Низкий уровень адаптивности, соответствует Квса (Камсо) = 0,5 ¸ 0,25; Неадаптивный уровень наблюдается при: Квса (Камсо) = 0,25 ¸ 0. Высокий уровень адаптивности в микросоциальных отношениях предполагает соответствие тенденций функционирования отдельных элементов и всей системы внутрисемейных отношений, проявляющихся в обязательном согласовании целей и результатов. Он характерен для лиц, отличающихся способностью легко приспосабливаться к статической и динамической внутрисемейной обстановке, обладающих умением быстро находить общий язык с человеком независимо от его эмоционального состояния и, прежде всего, потому, что в каждом он видит равноправного партнера. Для лиц этого уровня свойственно чувство эмпатии и наличие психологической избирательности, способность к взаимопониманию, поддержке в совместной деятельности, высокий самоконтроль и коррекция своего noведения адекватно требованиям складывающейся внутрисемейной обстановки. Средний уровень адаптивности характерен преобладанием во внутрисемейных отношениях состояния баланса целей и результатов взаимодействия, гармоничного развития эмоциональной, интеллектуальной и поведенческой сторон процесса отношений в изменяющейся обстановке. Лица, относящиеся к этому уровню адаптивности могут достигать синхронности эмоциональных состояний со своими близкими, нередко получают и могут сами оказать психологическую поддержку другому, правильно реагируют на его состояние. При незначительном усилии они могут выйти на взаимопонимание и установление общего языка с другими; им свойственны выдержка, терпение, чувство такта, хотя нередко они действуют "не впопад" и иногда могут быть втянуты помимо их воли в конфликт. Низкий уровень адаптивности отличается значительным несоответствием и некоторой рассогласованностью тенденций функционирования социальных систем частичным несовпадением целей и полученных результатов внутрисемейных отношений. Для лиц, относящихся к этому уровню порой недоступно "чувство обстановки", и они могут равно как "угадать" ситуацию и адекватно себя вести, равно и действовать "не впопад". Им очень редко удается достичь синхронности эмоциональных состояний с другими из-за чрезмерной настороженности. Взаимопонимание с другими достигается лишь по фиксированному числу вопросов внутрисемейной жизни, а манеры поведения чаще в кругу семьи не одобряются. Представители этого уровня легко могут быть втянуты в конфликт и не всегда сдержаны. Чаще их выручает выработанный ранее стереотип поведения. Неадаптивный уровень или уровень позитивной неадаптивности. Данное явление предполагает существование противоречивых отношений между целью и результатами функционирования социальной целеустремленной системы. В таком случае намерения личности не совпадают с поведением, замыслы - с воплощением, побуждения к действию - с его итогами. Наблюдается неизбежность и неустранимость этого противоречия. В то же время, в нем - источник динамики внутрисемейных отношений, их реализации и развития. Так, если цель не достигнута, она побуждает продолжать отношения в заданном направлении. И если результат богаче исходных устремлений, то при участии механизмов рефлексии, это противоречие стимулирует уже не продолжение отношений, а переход их на качественно новый уровень. Неадаптивность может выступать и как дезадаптивность в случае постоянной неуспешности попыток личности реализовать свою цель (установить значимые отношения). Любой из отмеченных уровней адаптивности в микросоциальных отношениях в итоге отражается в характеристике психологического здоровья семьи.
условиям ее протекания. Из этого следует, что эмоции определяются какой-либо актуальной потребностью и возможностью ее удовлетворения. Удовлетворенность определяется величиной разрыва между желаниями человека и его реальными достижениями, что на языке математики может представлять эмоциональную удовлетворенность (ЭУ) в виде отношения условной величины достижения (Д) к условной величине ожидания (О), то есть ЭУ = ∑Д / ∑О А это значит, что степень эмоциональной удовлетворенности повышается, когда достижения совпадают с притязаниями, т.е. ЭУ=1,0 и понижается, если реальные достижения отстают от желаний личности (т.е. ЭУ «1,0). В случае, когда достижения превышают устремления индивида, группы, тогда обязательно порождаются ожидания, которые значительно опережают реальный темп улучшения достижений, что и служит причиной недовольства. В этой ситуации эмоциональная удовлетворенность существует непродолжительно и носит регрессивный характер. Ее наиболее вероятное значение определяется диапазоном: О < ЭУ ≤ 1,0. Закономерность (формула) отношений реального достижения и ожидания определила приемлемое средство измерения уровня эмоциональной удовлетворенности, как отдельных индивидов, так и группы (семьи) - шкалу "ожиданий - достижений". В изучении эмоциональной удовлетворенности этого сложного явления, детерминированного многочисленными фактами, важную роль играет идея приоритетных, наиболее значимых источников (побудителей) радости. Эта идея в общем виде высказывалась еще Аристотелем, который разбирая логику человеческих предпочтений, проницательно подмечал: "Предпочтительнее то, что само по себе, более прекрасно, более чтимо и более достойно похвалы"[1]. В данном случае речь идет о теории социальных сравнений. Следуя ее логике становится ясно, что притязания индивида группы (семьи) зиждутся на сравнении себя как с собственным прошлым опытом, так и с другими людьми, группами. Для разработки инструментария изучения (измерения уровня) эмоциональной удовлетворенности каждое из этих сравнений имеет важное значение. И в одном и другом сравнении эмоциональная удовлетворенность индивида обусловливается вероятностью достижения цели. Оценку этой вероятности согласно теории социальных сравнений индивид (группа) производит на основе врожденного и ранее приобретенного индивидуального опыта, непроизвольно сопоставляя информацию о средствах, времени, ресурсах, предположительно необходимых для удовлетворения потребности, с информацией, поступившей в данный момент. Следовательно, удовлетворенность - это в известной мере спокойная рефлективная оценка прошлого и настоящего положения дел. Причем, важно учитывать, что интенсивность положительных эмоций последовательно снижается с возрастом. Прогнозирование вероятности достижения цели может осуществляться как на осознаваемом, так и на неосознаваемом уровне. Возрастание вероятности в результате поступления новой информации порождает положительные эмоции, воспринимаемые в виде оценки "лучше"; падение вероятности ведет к отрицательным эмоциям, а следовательно - к оценке "хуже". Сравнение не только с прошлым опытом, но и с другими людьми, группами, является также источником удовлетворенности. Наиболее соблазнительным фоном для сравнения служат люди, семьи, живущие в непосредственном окружении, родственники, друзья, а также бывшие одноклассники и сокурсники. В таком случае члены одной малой группы (семьи) часто сравнивая себя с обычной или значимой для них малой группой (семьей), придают особое значение характерным признакам и своей группы (семьи), которые чаще используют для демонстрации своего превосходства, повышая, таким образом, самооценку до отметки "лучше", что способствует развитию эмоциональной удовлетворенности. И, напротив, привлекательность характерных признаков другой группы (семьи), делает ее референтной, что обусловливает заниженную самооценку на уровне "хуже" и снижение удовлетворенности. Вышеизложенная закономерность социального сравнения текущего и прошлого собственного опыта, а также сравнения его с опытом других индивидов (групп), использована в разработке следующей шкалы опросника - шкалы " сравнений ". Следует отметить, что само по себе явление "эмоциональная удовлетворенность", как хорошо известно в психологической науке, наиболее ярко проявляется в трех областях жизнедеятельности, а именно: общении, работе и отдыхе. Именно они являются основными сферами получения эмоционального удовлетворения. Степень этого удовлетворения зависит от конкретных характеристик образа жизни (стиль внутрисемейного общения, характер совместной деятельности, тип семейного досуга и т.п.). Причинно-следственная связь настолько сложна, что общая удовлетворенность может влиять на удовлетворенность в той или иной конкретной области. В ряде случаев самые незначительные объективные обстоятельства, относящиеся к конкретной области жизнедеятельности семьи могут влиять на субъективную удовлетворенность вообще. В то же время, для диагностических целей важно дифференцировать эмоциональную удовлетворенность по областям жизнедеятельности семьи. В таком случае возникает необходимость учета многомерности эмоциональной удовлетворенности, что и составляет сложность самого инструментария. Шкала № I (соотношение " ожиданий - достижений " отражает удовлетворенность личности в общении, в совместной деятельности, в семейном досуге). Шкала № 2 (сравнение " лучше-хуже ") определяет уровень эмоциональной удовлетворенности по двум измерениям: а) " сейчас - раньше" и б) "у нас - у других", также в общении, в совместной деятельности и в семейном досуге. Таким образом, каждая шкала представляет собой трехмерный инструментарий оценки эмоциональной удовлетворенности (Рис.3.1.). В данной методике представляется возможным определение степени достоверности ответа респондента в зависимости от подовой принадлежности. С этой целью при разработке методики учтена еще одна закономерность - зависимость уровня эмоциональной удовлетворенности членов семьи от принадлежности к полу при условии воздействия на них одних и тех же
факторов. Полагаясь на известное в психологии половых различий положение о "рациональности" мужской и "эмоциональности" женской особи, в методику для оценки выраженности у респондентов этих особенностей включен фрагмент " размышление" - "чувства " известного опросника К. Юнга ("Типология когнитивных стилей"). К. Юнг полагал, что на индивидуальное принятие решений (к чему относится и оценка соотношений " ожидание - достижение", "лучше-хуже") влияют два измерения - уровень " размышления " и уровень " чувств". Десять характеристик (по пять для представителей каждого пола) этих двух измерений, взятые из опросника, позволяют получить шкалу "различий". Степень достоверности ответа о эмоциональной удовлетворенности индивида представляет собой произведение коэффициента соотношения измерений "размышления" - "чувства" респондента соответствующего пола и коэффициента его общей удовлетворенности своей семьей.
Опросник "Эмоциональная удовлетворенность" (методика № 5) (для каждого члена семьи, индекс семьи....) Инструкция. Вам предлагается принять участие в изучении уровня эмоциональной удовлетворенности в семье. В опроснике 44 вопроса. Вам следует только занести в регистрационный бланк методики № 5 ответ "да" или "нет" в соответствии с вариантом переживаемых Вами состояний в общении, совместной деятельности и отдыхе с членами своей семьи. 1. Вам нравится быть в центре внимания близких? а) Да б) Нет 2. Считаете ли Вы правильным, что Вам для выполнения домашних дел должны создавать соответствующие условия? а) Да б) Нет 3. Вам нравится проводить время в кругу семьи? а) Да б) Нет 4. Раньше Вам в семье больше уделялось внимания Вашими близкими, чем сегодня? а) Да б) Нет 5.Раньше Вы с большим удовольствием делали домашние дела, чем сегодня? а) Да б) Нет 6. Сегодня досуг Вашей семьи более разнообразный, чем, скажем, несколько лет назад? а) Да б) Нет 7. Часто ли в семье к Вам проявляют невнимательность? а) Да б) Нет 8. Создают ли Вам необходимые условия для выполнения домашних дел (уборка, стирка, ремонт и т.д.)? а) Да б) Нет 9. Часто ли Вам приходится проводить время в кругу семьи? а) Да б) Нет 10.В данный момент достичь взаимопонимания с близкими для Вас сложнее, чем, скажем, год назад? а) Да б) Нет 11. Раньше домашние дела Вам представлялись более целесообразными, чем сегодня? а) Да б) Нет 12. Сегодня у Вас больше возможностей отдохнуть как Вы хотите, чем раньше? а) Да б) Нет 13. Склонны ли Вы делиться с близкими о своих наболевших проблемах на работе, институте, школе и т.д.? а) Да б) Нет 14. Любите ли Вы домашнюю работу, которая способствует Вааему личному развитию? а) Да б) Нет 15. Любите ли Вы приводить в дом своих друзей? а) Да б) Нет 16. Вы можете утверждать, что в общении с Вами сегодня больше тактичности со стороны близких, чем раньше? а) Да б) Нет 17. В настоящее время Вы больше ощущаете взаимопомощь со стороны близких, чем раньше? а) Да б) Нет 18. Неужели в былые времена было легче Вам проводить семейный досуг чем сейчас? а) Да б) Нет 19. Всегда ли, хотя бы кто-нибудь из близких выслушает Вас о наболевших проблемах? а) Да б) Нет 20. Часто ли Вам приходится выполнять домашнюю работу, на Ваш взгляд, ограничивающую Ваша личное развитие? а) Да б) Нет 21. Встречаете ли Вы ограничения со стороны близких на визиты в дом Ваших друзей? а)Да б) Нет 22. От общения с близкими Вы сегодня получаете больше психологической поддержки, чем раньше? а) Да б) Нет 23. Заметили ли Вы, что взаимодействие членов семьи в настоящее время стало более результативным, чем когда-либо? а) Да б) Нет 24. Неужели в Вашей семье активному отдыху уделяют больше внимания, чем в обычных семьях? а) Да б) Нет 25. Любите ли Вы похвалу в свой адрес за проделанную работу? а) Да б) Нет 26. Нравится ли Вам выполнение значимой для семьи работы? а) Да б) Нет 27. Часто ли Вам хочется комфортно расположиться дома? а) Да б) Нет 28. Ваши отношения с близкими лучше, чем у Вашего друга (подруги) с его родственниками? а) Да б) Нет 29. Можете ли Вы утверждать, что не многие видели семьи, где гак дружно решают семейные проблемы как у вас? а) Да б) Нет 30. Считаете ли Вы, что в семьях Ваших друзей созданы болеч лучшие условия для отдыха? а) Да б) Нет 31. Всегда ли после выполнения даже незначительной домашней работы Вы ощущаете признательность и благодарность близких? а) Да б) Нет 32. Часто ли Вам приходится выполнять значимую для семьи работу? а) Да б) Нет 33. Всегда ли у Вас есть возможность комфортно расположиться дома? а) Да б) Нет 34. Подтвердите ли Вы, что занудных разговоров в Вашей семье меньше, чем в семьях Ваших знаковых? а) Да б) Нет 35. Часто ли Вы наблюдаете лучшее, чем в вашей семье эмоциональное состояние соседней семьи (семьи друзей) в решении домашних дел? а) Да б) Нет 36. Можете ли Вы утверждать, что формы отдыха Вашей семьи более продуктивны для здоровья, чем многих известных Вам семей? а) Да б) Нет
37. Чувствуете ли Вы себя уютно, если с Вами разговаривают на повышенном тоне? а) Да б) Нет 38. Любите ли Вы, чтобы Вам заранее сообщали о предстоящей по дому работе? а) Да б) Нет 39. У многих ли Ваших друзей взаимоотношения в семье могут служить примером? а) Да б) Нет 40. В семьях Ваших друзей, родственников, житейские проблемы решаются успешнее, чем в Вашей семье? а) Да б) Нет 41. Часто ли с Вами в семье разговаривают на повышенном тоне? а) Да б) Нет 42. Часто ли неотложные домашние дела нарушают Ваши планы? а) Да б) Нет 43. Выглядит ли Ваша семья лучше в семейно-соседских отношениях, чем другие? а) Да б) Нет 44. Много ли Вы знаете семей Ваших друзей, знакомых, где вопросам домашнего уюта вообще не уделяют внимания? а) Да б) Нет
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 342; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.55.39 (0.011 с.) |