Честность и правдивость человека 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Честность и правдивость человека



 

Цель: помочь детям уточнить и осознать важность в жизни человека нравственных качеств — честности и правдивости; дать детям понять, что честный человек не берет чужого, не присваи­вает найденную вещь.

Оборудование: на плакате пословицы: «Правда светлее солнца», «Правда чище ясного солнца» и др.

 

Ход беседы

 

Учитель рассказывает детям о сущности понятия «честность», о том, что каждый человек должен быть правдивым. Честный, правдивый человек не говорит неправду, не обманывает, не до­пускает лжи.

Читают рассказ (придуманный одним из учителей, участников бесед по воспитанию):

 

В одном классе дружили два мальчика. Всюду они были вместе. Все считали их настоящими друзьями. Петя учился хорошо, а Коля немного хуже, особенно по математике.

У Коли долгое время болела мама, и он старался, как мог, не огор­чать ее. И вот в это время по математике была контрольная. Учительница вошла в класс, записала задание на доске, дети начали работать. Петя быстро справился с заданием и, видя, что Коля не решил задачу, напи­сал ее решение на бумажке и бросил ему. Коля увидел шпаргалку — быстро поднять ее, прочитать и все — задача решена.

 

Не дочитав рассказа до конца, учитель предлагает детям при­думать, что же произошло дальше.

Прослушав варианты детей, продолжают чтение рассказа.

 

...Долгое время Коля не знал, как поступить, но мысль о больной маме поборола его совесть. Он списал работу и сдал тетрадь. Целый день у Коли было плохое настроение, мама это заметила, но сын ничего ей не рассказал.

Наступил следующий день. Учительница стала объявлять оценки. Она похвалила детей, которые хорошо написали работу, особенно она была довольна Колей: «Ты очень порадовал меня, Коля», — сказала она. Коля взял тетрадь, но посмотреть в глаза учительнице не смог, ему было стыдно.

А за соседней партой тихо всхлипывала девочка Катя, она получи­ла за контрольную работу двойку. Урок уже почти закончился, как Коля вдруг встал, подошел к учительнице и сказал: «Ольга Петровна, поставьте мне "два", "пятерка" не моя оценка, я работу списал». Учи­тельница посмотрела на него добрыми, ласковыми глазами и сказала: «За правду спасибо, это очень хорошо, что ты все понял». Она испра­вила оценку на «2», а Коля нес тетрадь так, будто он получил «5», не «2».

 

Затем наступает обсуждение содержания по вопросам: «Как вы оцениваете поступок Коли?», «Почему Коля решился на не­честный поступок?», «Можно ли оправдать его поступок болез­нью матери?», «Как вы оцениваете признание в своей ошиб­ке?», «Всякий ли школьник может поступить так, как Коля? По­чему?»

Делается коллективный вывод: совершив неправильный посту­пок, допустив ошибку в своем поведении, нужно чистосердечно признаться в своей неправоте, а в последующем постараться не допускать новых проступков.

Обсуждение мысли о том, что честный человек не возьмет чужого.

Бывают случаи, когда кто-нибудь из ребят, обнаружив поте­рянную одноклассниками вещь (ручку, карандаш, книжку), даже не пытается разыскать товарища, потерявшего ее, а берет эту вещь себе.

В процессе беседы каждый высказывает свое мнение о том, как следует поступать в подобных случаях. Можно обсудить проблему честного и ответственного отношения к школьному имуществу, учебникам, пособиям.

 

Исполнение обещаний

 

Цель: дать детям понятие о том, что человек должен быть верен своему слову, должен выполнять данное обещание, обще­ственное поручение точно в срок и доводить дело до конца.

Оборудование: на доске на плакате пословица «Не давши слова — крепись, а давши — держись».

 

Ход беседы

 

Начинается беседа с чтения рассказа «Честное пионерское».

 

А дело было так. Ребята решили всей компанией пойти на утренник в цирк. Собрали деньги на билеты и стали думать, кому поручить их купить.

— Давайте мне, — заявил Петухов, — я все ходы и выходы знаю. Приду за час до начала, куплю самые хорошие билеты и буду ждать вас у входа.

— А не подведешь? — усомнилась Наташа. Она почему-то не очень

надеялась на Васю.

— Нет! Честное слово! — сказал Петухов.

Утром ребята принарядились и ровно в половине двенадцатого со­брались около цирка. Васи не было видно. Но все понимали, что достать билеты в выходной день нелегко.

— Наверное, в очереди стоит, — посочувствовала Лена.

Прошло пять, десять минут, Вася не появлялся. Мимо проходили, торопясь, оживленные мальчики и девочки. Они вынимали из карманов билеты и скрывались в дверях цирка. У ребят радостное настроение нача­ло сменяться тревогой. Куда же пропал Петухов? До начала спектакля осталось всего пять минут.

— А может быть, возьмем билеты сами? — робко предложила Лена.

Стали подсчитывать, у кого сколько денег. Но оказалось, что не хва­тит и на два билета. Ведь накануне все отдали деньги Васе, оставили только на мороженое.

Стрелка на больших часах у входа подошла к двенадцати. Через не­плотно закрытые двери вестибюля было слышно, как прозвучал звонок. Раздалась веселая музыка оркестра.

Ребята не сводили глаз с каждого подходящего автобуса, с каждого троллейбуса. Как обидно стоять и мерзнуть, когда в цирке интересное представление! У Лены даже слезы на глазах выступили. В этот момент показался озабоченный Петухов.

— Ну, как? Все собрались? Сейчас мы все организуем! Но над кассой уже висело объявление: «На сегодня все билеты про­даны».

 

Содержание рассказа обсуждается примерно по таким вопро­сам: «Как реагировали ребята на поступок Васи?», «Как характе­ризует этот случай Васю Петухова?», «Какие чувства испытали ребята в этой ситуации?», «Что можно посоветовать Васе?», «Что значит быть верным своему слову?», «Какими пословицами мож­но было бы ответить Васе?»

После беседы следует вывод: не нужно обещать, не подумав сможешь ли ты выполнить то, что обещал другому. Если же по­обещал, а потом из-за изменившихся обстоятельств понял, что не сможешь выполнить обещанное, нужно сразу же сказать об этом товарищам.

Следует объяснить детям, что начинать лучше с выполнения небольшого дела, поручения, обязанности, которые в состоянии выполнить, а потом уже браться за более трудные и сложные дела. Важно, чтобы дети осознали необходимость доведения начатого дела до конца. Верность слову, обещаниям невозможна без прояв­ления настойчивости, требовательности к себе, умения распоря­жаться своим словом.

Завершается тема чтением стихотворения Т. Раевского «Слово» и его обсуждением:

Если нынче отличником быть обещал, Пусть пятерка украсит журнал. Если нынче дал слово расти закаленным, Завтра выйди на яркий ковер стадиона. Чтобы рядом стояли слова и дела, Чтоб Отчизна тобою гордиться могла!

 

Вывод: честность проявляется в реальной жизни в умении че­ловека держать слово, не давать его, не подумав о том, в состоя­нии ли выполнить обещанное; выполнять обещание точно в срок и доводить дело до конца.

 

Бережливость

 

Основные вопросы:

1. Быть бережливым и аккуратным в школе и дома.

2. Научить детей аккуратному отношению к вещам и предме­там, окружающим их в жизни, быть бережливым при пользова­нии электричеством.

Оборудование: рисунки яхты и электрической станции; грамзапись «Песня о Родине».

 

Ход беседы

 

Беседа проводится в заранее подготовленной с некоторыми уче­никами драматизированной форме.

Ведущий (им может быть либо учитель, либо один из учеников). Ребята, отгадайте загадку, и тогда вы узнаете, к кому мы сегодня отправляемся в гости:

 

Мне не надо керосина, Мне со станции машина Шлет по проволоке ток — Не простой я пузырек.

 

 

Сегодня на станции «Бережливая» ждет нас в гости Электи-ческая Лампочка. А поведет нас к ней экипаж «Волна».

Командир экипажа. Мы отправляемся в путешествие на парус­ной яхте (на доскерисунок яхты). Она ждет нас у берега. Зани­майте места!

Звучат команды экипажу яхты: «Поднять паруса!» — «Есть под­нять паруса!», «Полный вперед!» — «Есть полный вперед!»

Все рассматривают рисунок электростанции.

Ведущий. А вот и дом, где живет Электрическая Лампочка. На­зывается этот дом — электростанция.

Электрическая Лампочка. Здравствуйте, ребята! Очень рада ви­деть вас у себя в гостях. Сегодня мы поговорим о моем прошлом и настоящем. Знаете ли вы, что я, обыкновенная электрическая лам­почка, сродни молнии? Тысячелетиями люди наблюдали зигзаги молний, слышали раскаты грома. Попытки изучить эти явления кончались трагически. Лишь немногим более 100 лет назад люди научились использовать электрические силы природы, застави­ли электричество служить себе. Изобрел меня русский инженер Александр Николаевич Лодыгин.

Ведущий. Тебя придумали более 100 лет назад, но долго еще в России пользовались для освещения коптилками, лучинами, све­чами, керосиновыми лампами. И только в 20-х годах XX века на смену керосиновой лампе пришла лампа электрическая. Читает стихотворения С. Маршака «Керосиновая лампа».

 

...Между тем как от меня Льется свет чудесный, Потому что я родня Молнии небесной! Я — Электрическая Экономическая Лампа. Мне не надо керосина, Мне со станции машина Шлет по проволоке ток. Не простой я пузырек! Если Вы соедините Выключателем две нити, Зажигается мой свет. Вам понятно или нет?

 

Ведущий. России надо было развивать свою промышленность и сельское хозяйство. Главным помощником в этом деле должно было стать электричество. Вскоре по всей стране стали загораться элек­трические лампочки. Тяжелое было время, но люди понимали, что строят новую жизнь, и не жалели для этого сил.

Днем и ночью бежит по проводам электрический ток. Он необ­ходим на заводе и на ферме, в поезде, на телефонной станции и дома, в наших квартирах. Чтобы получить электрический ток, люди научились использовать воду, пар, газ, топливо и даже атом. Пер­вая в мире атомная станция была построена в СССР.

Первый ученик. Солнечный свет — это тоже энергия. И люди научились превращать ее в электрическую. Эта энергия использу­ется при движении космических кораблей и искусственных спут­ников Земли.

Потребность в электроэнергии все возрастает. Поэтому ее надо беречь.

Второй ученик. Для производства одного велосипеда требуется 25 киловатт-часов электроэнергии.

Третий ученик. Одного автомобиля — 1500 киловатт-часов.

Четвертый ученик. Одного трактора — свыше 5000 киловатт-часов.

Пятый ученик. Тысячи пар обуви — 750 киловатт-часов.

Шестой ученик. Одной тонны сахара — 200 киловатт-часов.

Ведущий. Берегите электроэнергию и вы, ребята!

Исполняется «Песня о Родине» (или любая другая), которую знают.

Путешествие наше подошло к концу. Занять места на парусной яхте! «Поднять паруса!» — «Есть поднять паруса!», «Полный впе­ред!» — «Есть полный вперед!»

Трудолюбие

Цель: научить детей понимать значение труда как основы жиз­ни человека; обсудить добросовестное, прилежное отношение каж­дого школьника к учению, к труду; научить детей преодолеват трудности в учении и труде.

Оборудование: картинки о трудовой деятельности люде!

 

Ход беседы

 

Учитель рассказывает об отношении к труду человека. Можнс вспомнить впечатления детей от экскурсии на производство, про­веденной с помощью родителей.

Любая вещь — результат труда многих людей. Чтобы сделать самую простую вещь, надо много знать и уметь.

В беседе дети должны уяснить общественное значение труда, понять, какую пользу приносит труд людей разных профессий, например труд швеи, шофера, строителя, рабочего. Надо обра­тить внимание на коллективный характер труда на предприятиях, на взаимоотношения людей в труде. Можно проследить, напри­мер, сколько людей трудилось над школьной формой, как работа одного человека зависит от работы других, как люди помогают друг другу в труде.

Затем читают стихотворение В.Лифшица:

 

Стол, за которым ты сидишь, Кровать, в которой ты уснешь, Тетрадь, ботинки, пара лыж, Тарелка, вилка, ложка, нож, И каждый гвоздь, и каждый дом, И каждый ломтик хлеба — Все это создано трудом, А не свалилось с неба. За все, что создано для нас, Мы благодарны людям. Придет пора, настанет час, — И мы трудиться будем.

 

 

Вопросы к детям, как они понимают последние строчки?

Вывод. Работа спустя рукава не приносит удовлетворения са­мому работающему и вредит обществу. Везде ценятся трудолюби­вые, надежные люди, добросовестные труженики.

 

Любознательность

 

Цель: развивать у детей интерес к новому, неизвестному; вос­питывать любовь к чтению.

Оборудование: комнатные растения, плакаты и рисунки с

изображением растений.

 

Ход беседы

 

Учитель. Сегодня я хочу рассказать вам о листьях. Об обыкно­венных листьях. Но прежде отгадайте загадку: «Без чего человек не может жить?»

Дети отвечают по-разному.

Учитель. Нет, ребята, мы не можем жить без листьев (Звучат вопросы: почему?)

— А ну-ка скажите, можете ли вы не дышать? Попробуйте-ка

зажать пальчиками нос, закрыть рот...

Не получается?.. Так вот, знайте: все мы дышим кислородом, а если точнее — воздухом, в котором находится кислород. За сутки каждый из нас вдыхает 700—900 литров кислорода. Но еще боль­ше потребляет кислорода легковой автомобиль. За 1000 км пробе­га он берет столько кислорода, сколько хватило бы одному чело­веку на целый год. Дети спрашивают:

— Но при чем тут листья?

— А при том, что листья, окружающие нас, — это не просто листья, а самые настоящие фабрики кислорода. Листья — фабри­ки необычные. Без труб и без дыма. Мы дышим кислородом, а выдыхаем углекислый газ.

В листья из почвы идет вода. Под влиянием энергии света (этот процесс называется фотосинтезом) листья выделяют кислород. Вот и получается, что без листьев мы с вами не сможем обойтись. Чем больше листьев, тем больше кислорода.

Особенно хорошо дышится там, где много зелени, растений. Поэтому вокруг домов сажают деревья и кусты. Отдыхать приятно в лесу или парке.

А теперь давайте приглядимся к листьям повнимательнее. Лис­тик состоит из двух частей. Широкая часть называется пластин­кой, узкая, на которой находится листок, — черешок.

— Но бывают листья сидячие, без черешка, например листья традесканции или алоэ.

Учитель показывает детям типы листьев на растениях, нарисо­ванных на картинках.

— В листьях обязательно есть окна и двери (показывает плакат, со строением листа), но они очень маленькие, их можно увидеть только через микроскоп, а называются они устьицами. Устьица растениям очень необходимы. Если в листьях скапливается много влаги, то устьица открываются и дают воде испариться. Говоря по-научному, через устьица выделяется кислород и поглощается углекислый газ.

А еще растения бывают хищниками. Таких растений около 500 ви­дов на земном шаре. О них вы можете узнать из книги М.Аспиза «Чудо-листья». Например, самые большие листья — это листья пальмы. Они достигают длины более 20 м. Из таких листьев строят заборы, дома-хижины.

Некоторые листья мы употребляем в пищу. Ну-ка, попробуйте вспомнить какие (ответы детей).

— Например, чай как раз делается из листьев. И еще в этой книге можно прочитать об удивительных листьях Виктории, по­хожих на сковородки (показать картинку с листьями Виктории).

Ребята, если вы прочитаете книгу «Чудо-листья», то сможете ответить на вопросы (вывешивается плакат с вопросами):

1. Без чего люди и животные не могут жить?

2. Почему листья называют фабриками?

3. Что они вырабатывают и из чего?

4. Есть ли в листьях окна и двери?

5. Если есть, то как они называются?

6. Какие листья называются сидячими?

7. Какие растения-хищники вам известны?

8. Какие листья мы употребляем в пищу?

9. Сколько кислорода потребляет один человек за сутки?

10. Листья каких растений самые большие?

 

Любовь к прекрасному

 

Цель: дать учащимся представление о прекрасном во всех его проявлениях.

 

Ход беседы

(выступление учителя, в которое вовлекаются дети)

 

Если вы хотите, чтобы слово учило жить,

что­бы ваши питомцы стремились к добру, —

вос­питывайте тонкость, эмоциональную

чуткость юного сердца...

В. А. Сухомлинский [17]

 

Дорогие ребята, сегодня мы поговорим с вами об эстетике. Что это такое? Эстетика — наука о прекрасном. Скажите мне, пожалуйста, есть ли прекрасное в нашей жизни?

Дети отвечают, что прекрасна окружающая нас природа, пре­красны хорошие песни и стихи, прекрасны и картины, написан­ные замечательными художниками.

— Да, ребята, вы правильно сказали, что прекрасное рядом с нами, надо только быть очень внимательным к окружающему миру.

Сначала давайте поговорим о природе. Скажите, какое время года вам больше всего нравится? (Дети omeewa/om.)Посмотрите, ребята, ведь вы назвали все четыре времени года. А почему? Дело в том, что каждое время года имеет свою прелесть: снежная зима с морозами да метелями, нежная юная весна с первой зеленью, жаркое лето с пышной растительностью, золотая осень с яркой листвой и великолепием плодов и цветов. Мы с вами живем в такой местности, где эти четыре времени года ярко выражены. Природа нашего края неброская, неприметная на первый взгляд. У нас нет роскошных пальм, нет сказочных цветов и животных, нет синего океана. Но нам дорога наша Родина такая, какая она есть. Мы любим наши синие озера и реки, густые леса, бескрай­ние поля. Мы любим свою родную природу и дорожим ею. Куда бы ни забросила человека судьба, где бы он ни жил взрослым, он навсегда сохранит в сердце образ родной земли, запечатленный в детстве.

А теперь давайте поговорим о музыке. Вам нравятся уроки му­зыки, вы слушаете и поете песни с удовольствием? Скажите, а какие песни вам нравятся? Почему? (Дети отвечают.) Вы назва­ли песни замечательных композиторов: Д.Кабалевского, В. Ша-инского, Г. Гладкова. Но музыка — это не только песни. Вот по­слушайте, пожалуйста, мелодию, записанную на этой пластинке. А теперь скажите, что вы услышали? Как вы думаете, о чем эта мелодия?

Посмотрите, как прекрасно эта музыка передает восход солн­ца, щебетание птиц, шелест листьев. Вы все это услышали, а зна­чит, и увидели в музыке. Это был отрывок из сюиты «Пер Гюнт» замечательного композитора из Норвегии Эдварда Грига.

Вы растете и постепенно будете понимать и любить серьезную музыку. Познакомитесь с произведениями великих композиторов: П.Чайковского, И.С.Баха, Л.Бетховена, В.А.Моцарта, Ж.Бизе. Музыка не имеет границ. Во всем мире люди с наслаждением слушают музыку из балета П.Чайковского «Лебединое озеро», С. С. Прокофьева «Золушка» и многое другое. Человек, который понимает и любит хорошую музыку, никогда не сделает плохого другим людям.

Прекрасное живет рядом с нами. На уроках чтения мы с вами читаем чудесные стихи и рассказы. Вспомните, как вам понрави­лось стихотворение, которое написал замечательный русский поэт Алексей Константинович Толстой «Колокольчики мои...». Давай­те вспомним те стихи, которые вам особенно понравились. (Дети называют стихи А. Пушкина, А. Фета, Ф. Тютчева.) Эти стихи так музыкальны, что многие из них положены на музыку. Давайте послушаем произведение С. Рахманинова на слова Ф.Тютчева «Ве­сенние воды». (Звучит музыкальная запись.)

Ребята, вы говорите, что прекрасны и картины, написан­ные великими художниками. На уроках рисования вы знакоми­лись с репродукциями таких картин.

На доске выставлено несколько репродукций с картин И.Ле­витана «Золотая осень», «Март», И. Шишкина «Утро в сосновом бору», В.Васнецова «Снегурочка», «Три богатыря».

— Особенно вам понравились картины В. Васнецова. Его карти­ны неразрывно связаны с миром волшебной сказки, народной фантазии и поэтому особенно любимы с раннего детства. Можно, не зная имени художника, сразу узнать «Аленушку», «Богатырей», «Ковер-самолет». А когда вы станете постарше, вы узнаете имена других выдающихся художников — К. Брюллова, А. Иванова, И. Ре­пина и многих других.

Итак, сегодня мы с вами познакомились с понятием «эстети­ка». Это очень важно знать каждому человеку. Запомните, что на­стоящий культурный человек должен разбираться и в музыке, и в живописи. Он должен знать и современных писателей, и тех, кто жил давно. Для этого нужно читать книги, слушать музыку, инте­ресоваться живописью.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 515; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.203.219.117 (0.085 с.)