Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Стремление быть сильным, ловким, закаленнымСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Цель: ознакомить с критериями, определяющими эти понятия; вызвать у детей интерес к теме и желание стать сильным, ловким, закаленным.
Ход беседы
Учитель. Приходилось ли вам видеть, как сержант-сверхсрочник ведет колонну новобранцев? Форма на нем и на них одинаковая. Но сержант выглядит бравым, стройным и нарядным, а многие новобранцы — настолько мешковатыми, что на них жалко смотреть. А почему? Потому, что эти ребята не в дружбе со спортом, физкультурой. Как приятно выглядят мускулистые, ловкие, сильные спортсмены! И как отвратителен вид юноши согнутого, как старик, волочащего ноги, с сигаретой в зубах. Как прелестны гибкие, легкие в движениях девушки. А ведь все это достигается с помощью таких простых вещей, как физкультура, утренняя гимнастика, ведение правильного образа жизни. Это внешняя сторона. А главное, доказано, что занимающиеся спортом люди здоровые, реже болеют, легко переносят физические нагрузки, лучше учатся. Нетрудное вроде бы занятие -принять душ утром, а ведь это нужно не только для того, чтобы выглядеть опрятным, но и для здоровья. Водные процедуры закаляют организм. Особенно полезен контрастный душ. Он повышает сопротивляемость организма простудным заболеваниям. Вода смывает грязь и пыль, закрывающие поры, и кожа дышит[31]. Отдельно хочется сказать о режиме дня. Все выдающиеся люди строго соблюдают режим дня. Ученые, профессора, литераторы имеют привычку ложиться вовремя, вставать рано. Раз и навсегда у них установлены часы подъема, работы, отдыха, обеда, сна. Работоспособность в результате увеличивается чрезвычайно. Лев Толстой писал романы, повести и рассказы — творческий труд, который, казалось бы, целиком зависит от настроения. А между тем время его было строго распределено. Режим для учащихся второй смены сильно отличается от режима дня детей, которые учатся в первую смену. Кто-то посещает кружки, секции в разное время. Поэтому невозможно составить единый режим времени для всех. Но многое будет одинаковым. Сон десятилетнего человека должен составлять 9 часов. Приготовление уроков должно занимать у пятиклассника 1,5—2 часа, причем через каждые 45 минут надо делать небольшой перерыв, отвлекаться, выполнять несколько физических упражнений. На воздухе необходимо бывать как минимум 2—2,5 часа. В заключение давайте вспомним пословицы и поговорки на нашу тему: — В здоровом теле — здоровый дух. — Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья. — Делу время, потехе час. — Кончил дело — гуляй смело.
ВАРИАНТЫ БЕСЕД ДЛЯ УЧАЩИХСЯ X-XI КЛАССОВ
В этих классах может быть целесообразным изменить форму проведения бесед, принятую в младших и средних классах. Здесь уместно, на наш взгляд, предпочесть форму тематического доклада, подготовленного одним из учащихся, иногда учителем. Хорошо, если к такой подготовке будут привлечены еще три-четыре ученика, каждый из которых либо выступит с возможными дополнениями, либо предложит дискуссионные вопросы, позволяющие наиболее полно раскрыть рассматриваемую тему. После доклада и дополнений к нему ученики побуждаются к высказыванию своих мнений и оценок. Как правило, вопросы, предлагающие разноплановое полемическое обсуждение, лучше подготовить учителю. Ниже мы предлагаем возможные варианты докладов по отдельным темам.
Патриотизм, интернационализм
Вопросы для обсуждения: 1. Определение понятий патриотизм, интернационализм. 2. Патриотизм, чувство любви к Родине начинается с любви к матери. 3. Открытие Родины.
Ход беседы
Патриотизм — знание истории Родины, современных важнейших событий в стране, интерес к ее будущему, чувство гордости за свою Родину, ее великих людей; добровольное участие в труде на общую пользу, бережное отношение к природе, народному достоянию; активная подготовка к защите Родины. Интернационализм — интерес к культуре и искусству других народов, дружба с людьми разных национальностей, добровольное участие в мероприятиях интернационального характера. Родина начинается с первой тропинки от твоего порога. С подсолнуха у плетня. С ивы над старым колодцем. С росою в холодной траве. А может быть, еще раньше? С лица матери, склонившейся над тобой? С древней-предревней сказки, услышанной еще в колыбели? Или с песни ветра в длинные зимние вечера? На это никто не может ответить. Потому что Родина — это все, вместе взятое. И что-то еще — большое, огромное. Что? Отчего в чужом лишь краю вспомнит человек старую, потемневшую от дождей ветлу на дороге к дому, и взор его туманится, и сжимается сердце, а кровь давит в виски так, что кажется лопнут вены? Расул Гамзатов, побывавший во многих странах мира, писал: «Пусть простят меня народы Индии, пирамиды Египта, базилики Италии, пусть простят меня автострады Америки, бульвары Парижа, парки Англии, горы Швейцарии, пусть простят меня женщины Польши, Японии, Рима — я любовался вами, но сердце мое билось спокойно, а если и учащалось его биение, то не настолько, чтобы пересыхало во рту и кружилась голова. Отчего же сейчас, когда я снова увидел эти семьдесят саклей, приютившихся у подножия скал, сердце мое в груди раскачалось так, что больно ребрам, в глазах моих затуманилось, и голова закружилась, будто я болен или пьян?»[32]. А вот что пишет в своем сочинении ученица: «Я читала в книгах, слышала, что есть тоска о Родине, но в глубине души были сомнения: а правда ли, что эта тоска столь сильна? И вот я уехала за пределы Родины лишь на две недели. И что же? Каждый день вечером ждала бой курантов по радио, и лишь тогда засыпала, чувствуя рядом частичку Родины»[33] (Рита Мурашко, Минск). Чувство любви и благодарности к матери у своих питомцев — основа всех начал. Из этого чувства вырастает и любовь к людям, и любовь к Родине. Отношение к матери — зеркало наших отношений к людям. Бывает, много лет живешь рядом с близким и дорогим человеком, но не видишь его, потому что занят собой. Незавидна участь тех, кто впервые «увидит» маму, когда ее уже не станет. Беседа завершается словами В. А. Сухомлинского: «Сосредоточением нравственности является мой дом»[34].
Коллективизм, гуманность
Вопросы для обсуждения: 1. Определение понятий коллективизм, гуманность. 2. Преодоление склонности к пассивному отношению к жизни. 3. Создание воспитательного коллектива.
Ход беседы (Доклад одного из учителей)
Коллектив, наиболее напоминающий семью, будет самым выгодным в воспитательном отношении. Там создается забота о младших, уважение к старшим, самые нежные нюансы товарищеских отношений. Коллектив учителей и коллектив детей — это не два коллектива, а один. Коллектив, и, кроме того, коллектив педагогический[35]. А. С. Макаренко Коллективизм — неотъемлемая часть и ведущее качество личности человека. И важнейшая задача школы воспитывать у вас, наших учеников, потребность и умение жить интересами общества. Для каждого класса необходим такой воспитательный коллектив, который мог бы осуществлять главное свое назначение — обеспечивать рост и расцвет каждой личности. Личности, ведущей потребностью которой станет действенная забота о благе других людей. Сущность коллективистских отношений заключается в заботе о близких и далеких людях, об улучшении окружающей действительности, в стремлении и способности, развивая себя, обогащая свои знания и умения, отдавать их на благо всех. И видеть в этом высший смысл своей жизни и решающее условие своего счастья. Живое участие во всех делах своего класса, требовательность к своим друзьям, умение сочетать общественные и личные интересы, стремление высоко ставить честь своего товарищества — все это неотъемлемые свойства коллективизма. Гуманность — заботливое отношение к младшим, уважение старших, добровольная помощь тем, кто в ней нуждается, любовь ко всему живому, непримиримость к антигуманным поступкам. Старшее поколение кровно заинтересовано в передаче своего социального опыта, своих духовных и нравственных ценностей детям, молодежи. Но важно, чтобы этот опыт становился для вас, молодых, личностно значимым, превращаясь в ваши собственные убеждения, черты характера. Не менее важно, чтобы вы приобрели готовность и умение развивать и обогащать усвоенный опыт старших. И делать это можно лишь в процессе совместной, ежедневной, активной, конкретной, общественно необходимой деятельности. Только общее дело на пользу и радость другим людям создает и укрепляет единый коллектив воспитателей и воспитанников, в котором каждый получает возможность раскрыть и проявить лучшее в себе. В чем причина таких разных, казалось бы, явлений, как равнодушие или избирательное («занимаюсь только тем, что интересно») отношение к учебе и общественной работе, эгоизм и бездумное исполнительство («поручат, зададут — сделаю»), разрыв между знаниями и действиями и деление ученического коллектива на «благополучных» (хорошо успевающих) и «неблагополучных» (трудных), на постоянный актив и столь же постоянный пассив? Возможно, если в вашем коллективе наблюдаются такие проявления, стоит задуматься над тем, все ли правильно в отношениях между вами, не являются чисто формальными отношения, связывающие коллектив. В общественной деятельности ведущую роль играет коллективная практическая забота об улучшении своей и окружающей среды. В процессе такой заботы идет незаметное воздействующее влияние на каждого ее участника («Мы сделали что-то на радость и пользу людям, а оказалось, что и сами стали лучше»). Это воздействие усиливается открытой воспитательной (обучающей) заботой «надо дополнительно что-то узнать, чему-то научиться, чтобы как можно лучше спланировать, подготовить, провести новые, более сложные общественные дела».
Дисциплинированность
Вопросы для обсуждения: 1. Самодисциплина — «это дисциплина преодоления, дисциплина борьбы и движения вперед» (А.С.Макаренко). 2. Требовательность подростков к выполнению норм дисциплины сверстниками и младшими школьниками. 3. Элементы логики дисциплины.
Ход беседы (Доклад, подготовленный одним из учеников)
Поставь над собой сто учителей — они окажутся бессильными, если ты не сможешь сам заставить себя и сам потребовать от себя[36]. В. А. Сухомлинский
Дисциплинированность — повседневное и повсеместное соблюдение правил для учащихся, быстрое и точное выполнение распоряжений старших. Борьба за высокую дисциплину в классе, знание и соблюдение законов. Дисциплинированность, организованность, исполнительность — важные нравственные качества, необходимые для успешной трудовой и общественной деятельности. Н.К.Крупская писала: «Растить сознательных граждан... нельзя, не воспитывая сознательной дисциплины в каждом учащемся, умения подчинять свою волю воле коллектива, владеть собой»[37]. Сознательная дисциплина не ограничивается исполнительностью, своевременным приходом на занятия и работу, она предполагает полную отдачу сил учебному труду и общественным делам, активность и инициативу в труде, хозяйское отношение к школьному имуществу, народному достоянию. Дисциплина должна стать необходимым условием нормальной жизни коллектива, внутренней потребностью каждого, создаваться и поддерживаться всеми учащимися. Добровольность в дисциплине заключается не в том, что «хочу — делаю, хочу — нет», а в том, чтобы дисциплина не была для нас чем-то навязанным и ненужным, а воспринималась как необходимое условие нормальной жизни коллектива, чтобы она поддерживалась всеми, стала внутренней потребностью каждого. А.С.Макаренко писал: «Дисциплина — это дисциплина преодоления, дисциплина борьбы и движения вперед, дисциплина стремления к чему-то, борьба за это»[38]. Важно научиться преодолевать нежелание поступать, как предписывают правила. Подавляющее большинство из нас довольно четко осознает недостатки, ошибки в своих поступках, поведении. Под влиянием взрослых, кинофильмов, спектаклей, книг мы искренне принимают решение начать новую жизнь: подтянуться по математике, ежедневно делать физкультуру, систематически заниматься в каком-либо кружке или секции и т.п. Обычно мы даем себе слово начать осуществление задуманного или с ближайшего понедельника, или с первого числа будущего месяца. Но в этом нельзя допускать промедления. Ведь со временем проходит острота желания круто и к лучшему изменить свое поведение, свой характер. Замечательный педагог и знаток человеческой души В. А. Су-хомлинский писал: «"Не хочется" — это опасный враг подлинного человеческого бытия. С «не хочется», если оно вышло победителем над «надо», «должен», «требуется», начинается никчемность и безволие. Тот, кто не сумел вступить в единоборство с «не хочется», становится рабом лени. Бездумное времяпровождение, кажущееся свободой, в самом деле является гнусным рабством духа... ...Тебе не хочется подниматься в семь часов, разгневайся на себя, заведи будильник на шесть, поднимись с постели мгновенно, как только услышишь звонок. Сделай зарядку, умойся, оботри тело влажным полотенцем, пойди в сад, полей цветы, посмотри, как поднимается солнце, как пробуждается природа, потом сядь за книгу, почитай, потом порисуй... Ты убедишься, как это радостно — заставлять себя, повелевать собой, быть хозяином своих влечений. Пусть «не хочется» отступит — ты почувствуешь себя хозяином своей воли. Умей стать беспощадным к себе, возненавидеть в себе жалкое, тщедушное чувство боязни настоящего труда. Если пойдешь на поводу у этого чувства — ты станешь тряпкой, безвольным существом... Помни, твое безволие, слабость, отступничество начинается с небольшого твоего отступления перед злосчастным "не хочу"»[39]. Дисциплина — итог всей работы коллектива. Воспитанники А. С. Макаренко говорили своим товарищам: «...мы будем судить о твоей дисциплине не по тому, как ты поступил на виду у других, и не по тому, как ты исполнил приказание или выполнил работу, а по тому, как ты поступил, не зная, что другим известно, как ты поступил»[40]. «Дисциплина в нашем обществе — это явление нравственное и политическое. В нашем обществе недисциплинированный человек — это человек, выступающий против общества. Элементы логики дисциплины состоят в следующем: а) дисциплина необходима коллективу для того, чтобы он лучше и быстрее достигал своих целей; б) дисциплина нужна, чтобы каждый отдельный человек развивался, воспитывал в себе умение преодолевать препятствия и совершать трудные работы; в) в каждом коллективе дисциплина должна быть поставлена выше интересов отдельного члена коллектива; г) дисциплина украшает весь коллектив и каждого отдельного члена коллектива; д) дисциплина есть свобода, она ставит личность в более защищенное, свободное положение и создает полную уверенность в своем праве, путях и возможностях именно для каждой личности; е) дисциплина проявляется не тогда, когда человек делает что-либо для себя приятное, а тогда, когда человек делает что-нибудь тяжелое, неожиданное, требующее значительных напряжений. Это он делает потому, что убежден в необходимости и полезности этого дела для всего коллектива...»[41].
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 375; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.67.90 (0.009 с.) |