Стремление быть сильным, ловким, закаленным 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Стремление быть сильным, ловким, закаленным



 

Цель: ознакомить с критериями, определяющими эти поня­тия; вызвать у детей интерес к теме и желание стать сильным, ловким, закаленным.

 

Ход беседы

 

Учитель. Приходилось ли вам видеть, как сержант-сверхсроч­ник ведет колонну новобранцев? Форма на нем и на них одинако­вая. Но сержант выглядит бравым, стройным и нарядным, а мно­гие новобранцы — настолько мешковатыми, что на них жалко смотреть. А почему? Потому, что эти ребята не в дружбе со спортом, физкультурой.

Как приятно выглядят мускулистые, ловкие, сильные спорт­смены! И как отвратителен вид юноши согнутого, как старик, волочащего ноги, с сигаретой в зубах. Как прелестны гибкие, лег­кие в движениях девушки. А ведь все это достигается с помощью таких простых вещей, как физкультура, утренняя гимнастика, ведение правильного образа жизни.

Это внешняя сторона. А главное, доказано, что занимающие­ся спортом люди здоровые, реже болеют, легко переносят физи­ческие нагрузки, лучше учатся. Нетрудное вроде бы занятие -принять душ утром, а ведь это нужно не только для того, чтобы выглядеть опрятным, но и для здоровья. Водные процедуры за­каляют организм. Особенно полезен контрастный душ. Он повы­шает сопротивляемость организма простудным заболеваниям. Вода смывает грязь и пыль, закрывающие поры, и кожа дышит[31].

Отдельно хочется сказать о режиме дня. Все выдающиеся люди строго соблюдают режим дня. Ученые, профессора, литераторы имеют привычку ложиться вовремя, вставать рано. Раз и навсегда у них установлены часы подъема, работы, отдыха, обеда, сна. Ра­ботоспособность в результате увеличивается чрезвычайно.

Лев Толстой писал романы, повести и рассказы — творче­ский труд, который, казалось бы, целиком зависит от настрое­ния. А между тем время его было строго распределено.

Режим для учащихся второй смены сильно отличается от режи­ма дня детей, которые учатся в первую смену. Кто-то посещает кружки, секции в разное время. Поэтому невозможно составить единый режим времени для всех. Но многое будет одинаковым. Сон десятилетнего человека должен составлять 9 часов. Приготов­ление уроков должно занимать у пятиклассника 1,5—2 часа, при­чем через каждые 45 минут надо делать небольшой перерыв, отвлекаться, выполнять несколько физических упражнений. На воз­духе необходимо бывать как минимум 2—2,5 часа.

В заключение давайте вспомним пословицы и поговорки на нашу тему:

— В здоровом теле — здоровый дух.

— Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья.

— Делу время, потехе час.

— Кончил дело — гуляй смело.

 

ВАРИАНТЫ БЕСЕД ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

X-XI КЛАССОВ

 

В этих классах может быть целесообразным изменить форму про­ведения бесед, принятую в младших и средних классах. Здесь умест­но, на наш взгляд, предпочесть форму тематического доклада, подготовленного одним из учащихся, иногда учителем. Хорошо, если к такой подготовке будут привлечены еще три-четыре уче­ника, каждый из которых либо выступит с возможными дополне­ниями, либо предложит дискуссионные вопросы, позволяющие наиболее полно раскрыть рассматриваемую тему.

После доклада и дополнений к нему ученики побуждаются к высказыванию своих мнений и оценок. Как правило, вопросы, предлагающие разноплановое полемическое обсуждение, лучше подготовить учителю.

Ниже мы предлагаем возможные варианты докладов по отдель­ным темам.

 

Патриотизм, интернационализм

 

Вопросы для обсуждения:

1. Определение понятий патриотизм, интернационализм.

2. Патриотизм, чувство любви к Родине начинается с любви к матери.

3. Открытие Родины.

 

Ход беседы

 

Два чувства дивно близки нам, В них обретает сердце пищу: Любовь к родному пепелищу, Любовь к отеческим гробам. На них давно основано от века По воле бога самого Самостоянье человека — Залог величия его. А. С. Пушкин

 

Патриотизм — знание истории Родины, современных важ­нейших событий в стране, интерес к ее будущему, чувство гордости за свою Родину, ее великих людей; добровольное участие в труде на общую пользу, бережное отношение к природе, народ­ному достоянию; активная подготовка к защите Родины.

Интернационализм — интерес к культуре и искусству других народов, дружба с людьми разных национальностей, доброволь­ное участие в мероприятиях интернационального характера.

Родина начинается с первой тропинки от твоего порога. С под­солнуха у плетня. С ивы над старым колодцем. С росою в холодной траве. А может быть, еще раньше? С лица матери, склонившейся над тобой? С древней-предревней сказки, услышанной еще в ко­лыбели? Или с песни ветра в длинные зимние вечера?

На это никто не может ответить. Потому что Родина — это все, вместе взятое. И что-то еще — большое, огромное. Что? От­чего в чужом лишь краю вспомнит человек старую, потемнев­шую от дождей ветлу на дороге к дому, и взор его туманится, и сжимается сердце, а кровь давит в виски так, что кажется лоп­нут вены? Расул Гамзатов, побывавший во многих странах мира, писал: «Пусть простят меня народы Индии, пирамиды Египта, базилики Италии, пусть простят меня автострады Америки, бульвары Парижа, парки Англии, горы Швейцарии, пусть про­стят меня женщины Польши, Японии, Рима — я любовался вами, но сердце мое билось спокойно, а если и учащалось его биение, то не настолько, чтобы пересыхало во рту и кружилась голова.

Отчего же сейчас, когда я снова увидел эти семьдесят саклей, приютившихся у подножия скал, сердце мое в груди раскачалось так, что больно ребрам, в глазах моих затуманилось, и голова закружилась, будто я болен или пьян?»[32].

А вот что пишет в своем сочинении ученица: «Я читала в книгах, слышала, что есть тоска о Родине, но в глубине души были сомнения: а правда ли, что эта тоска столь сильна? И вот я уехала за пределы Родины лишь на две недели. И что же? Каж­дый день вечером ждала бой курантов по радио, и лишь тогда засыпала, чувствуя рядом частичку Родины»[33] (Рита Мурашко, Минск).

Чувство любви и благодарности к матери у своих питомцев — основа всех начал. Из этого чувства вырастает и любовь к людям, и любовь к Родине. Отношение к матери — зеркало наших отно­шений к людям. Бывает, много лет живешь рядом с близким и дорогим человеком, но не видишь его, потому что занят собой. Незавидна участь тех, кто впервые «увидит» маму, когда ее уже не станет.

Беседа завершается словами В. А. Сухомлинского: «Сосредото­чением нравственности является мой дом»[34].

 

Коллективизм, гуманность

 

Вопросы для обсуждения:

1. Определение понятий коллективизм, гуманность.

2. Преодоление склонности к пассивному отношению к жизни.

3. Создание воспитательного коллектива.

 

Ход беседы

(Доклад одного из учителей)

 

Коллектив, наиболее напоминающий семью, будет самым выгодным в воспитательном от­ношении. Там создается забота о младших, ува­жение к старшим, самые нежные нюансы то­варищеских отношений. Коллектив учителей и коллектив детей — это не два коллектива, а один. Коллектив, и, кроме того, коллектив пе­дагогический[35].

А. С. Макаренко

Коллективизм — неотъемлемая часть и ведущее качество лич­ности человека. И важнейшая задача школы воспитывать у вас, наших учеников, потребность и умение жить интересами обще­ства.

Для каждого класса необходим такой воспитательный коллек­тив, который мог бы осуществлять главное свое назначение — обеспечивать рост и расцвет каждой личности. Личности, ведущей потребностью которой станет действенная забота о благе других людей.

Сущность коллективистских отношений заключается в заботе о близких и далеких людях, об улучшении окружающей действи­тельности, в стремлении и способности, развивая себя, обога­щая свои знания и умения, отдавать их на благо всех. И видеть в этом высший смысл своей жизни и решающее условие своего счастья.

Живое участие во всех делах своего класса, требовательность к своим друзьям, умение сочетать общественные и личные интере­сы, стремление высоко ставить честь своего товарищества — все это неотъемлемые свойства коллективизма.

Гуманность — заботливое отношение к младшим, уважение старших, добровольная помощь тем, кто в ней нуждается, лю­бовь ко всему живому, непримиримость к антигуманным по­ступкам.

Старшее поколение кровно заинтересовано в передаче своего социального опыта, своих духовных и нравственных ценностей детям, молодежи. Но важно, чтобы этот опыт становился для вас, молодых, личностно значимым, превращаясь в ваши собствен­ные убеждения, черты характера. Не менее важно, чтобы вы при­обрели готовность и умение развивать и обогащать усвоенный опыт старших. И делать это можно лишь в процессе совместной, еже­дневной, активной, конкретной, общественно необходимой дея­тельности. Только общее дело на пользу и радость другим людям создает и укрепляет единый коллектив воспитателей и воспитан­ников, в котором каждый получает возможность раскрыть и про­явить лучшее в себе.

В чем причина таких разных, казалось бы, явлений, как рав­нодушие или избирательное («занимаюсь только тем, что инте­ресно») отношение к учебе и общественной работе, эгоизм и бездумное исполнительство («поручат, зададут — сделаю»), раз­рыв между знаниями и действиями и деление ученического кол­лектива на «благополучных» (хорошо успевающих) и «неблаго­получных» (трудных), на постоянный актив и столь же постоян­ный пассив?

Возможно, если в вашем коллективе наблюдаются такие про­явления, стоит задуматься над тем, все ли правильно в отноше­ниях между вами, не являются чисто формальными отношения, связывающие коллектив.

В общественной деятельности ведущую роль играет коллектив­ная практическая забота об улучшении своей и окружающей сре­ды. В процессе такой заботы идет незаметное воздействующее вли­яние на каждого ее участника («Мы сделали что-то на радость и пользу людям, а оказалось, что и сами стали лучше»). Это воздей­ствие усиливается открытой воспитательной (обучающей) забо­той «надо дополнительно что-то узнать, чему-то научиться, что­бы как можно лучше спланировать, подготовить, провести но­вые, более сложные общественные дела».

 

Дисциплинированность

 

Вопросы для обсуждения:

1. Самодисциплина — «это дисциплина преодоления, дисцип­лина борьбы и движения вперед» (А.С.Макаренко).

2. Требовательность подростков к выполнению норм дисцип­лины сверстниками и младшими школьниками.

3. Элементы логики дисциплины.

 

Ход беседы

(Доклад, подготовленный одним из учеников)

 

Поставь над собой сто учителей — они

окажут­ся бессильными, если ты не

сможешь сам за­ставить себя и сам потребовать

от себя[36].

В. А. Сухомлинский

 

Дисциплинированность — повседневное и повсеместное соблю­дение правил для учащихся, быстрое и точное выполнение рас­поряжений старших. Борьба за высокую дисциплину в классе, знание и соблюдение законов.

Дисциплинированность, организованность, исполнительность — важные нравственные качества, необходимые для успешной тру­довой и общественной деятельности.

Н.К.Крупская писала: «Растить сознательных граждан... нельзя, не воспитывая сознательной дисциплины в каждом уча­щемся, умения подчинять свою волю воле коллектива, владеть собой»[37].

Сознательная дисциплина не ограничивается исполнительно­стью, своевременным приходом на занятия и работу, она пред­полагает полную отдачу сил учебному труду и общественным де­лам, активность и инициативу в труде, хозяйское отношение к школьному имуществу, народному достоянию.

Дисциплина должна стать необходимым условием нормальной жизни коллектива, внутренней потребностью каждого, создаваться и поддерживаться всеми учащимися.

Добровольность в дисциплине заключается не в том, что «хочу — делаю, хочу — нет», а в том, чтобы дисциплина не была для нас чем-то навязанным и ненужным, а воспринималась как необхо­димое условие нормальной жизни коллектива, чтобы она под­держивалась всеми, стала внутренней потребностью каждого. А.С.Макаренко писал: «Дисциплина — это дисциплина преодо­ления, дисциплина борьбы и движения вперед, дисциплина стрем­ления к чему-то, борьба за это»[38].

Важно научиться преодолевать нежелание поступать, как пред­писывают правила. Подавляющее большинство из нас довольно четко осознает недостатки, ошибки в своих поступках, поведе­нии. Под влиянием взрослых, кинофильмов, спектаклей, книг мы искренне принимают решение начать новую жизнь: подтя­нуться по математике, ежедневно делать физкультуру, системати­чески заниматься в каком-либо кружке или секции и т.п. Обычно мы даем себе слово начать осуществление задуманного или с ближайшего понедельника, или с первого числа будущего месяца. Но в этом нельзя допускать промедления. Ведь со временем проходит острота желания круто и к лучшему изменить свое поведение, свой характер.

Замечательный педагог и знаток человеческой души В. А. Су-хомлинский писал: «"Не хочется" — это опасный враг подлинно­го человеческого бытия. С «не хочется», если оно вышло победи­телем над «надо», «должен», «требуется», начинается никчемность и безволие. Тот, кто не сумел вступить в единоборство с «не хо­чется», становится рабом лени. Бездумное времяпровождение, кажущееся свободой, в самом деле является гнусным рабством духа...

...Тебе не хочется подниматься в семь часов, разгневайся на себя, заведи будильник на шесть, поднимись с постели мгновен­но, как только услышишь звонок. Сделай зарядку, умойся, обо­три тело влажным полотенцем, пойди в сад, полей цветы, по­смотри, как поднимается солнце, как пробуждается природа, потом сядь за книгу, почитай, потом порисуй... Ты убедишься, как это радостно — заставлять себя, повелевать собой, быть хозя­ином своих влечений. Пусть «не хочется» отступит — ты почув­ствуешь себя хозяином своей воли. Умей стать беспощадным к себе, возненавидеть в себе жалкое, тщедушное чувство боязни настоя­щего труда. Если пойдешь на поводу у этого чувства — ты станешь тряпкой, безвольным существом...

Помни, твое безволие, слабость, отступничество начинается с небольшого твоего отступления перед злосчастным "не хочу"»[39].

Дисциплина — итог всей работы коллектива. Воспитанники А. С. Макаренко говорили своим товарищам: «...мы будем судить о твоей дисциплине не по тому, как ты поступил на виду у других, и не по тому, как ты исполнил приказание или выполнил рабо­ту, а по тому, как ты поступил, не зная, что другим известно, как ты поступил»[40].

«Дисциплина в нашем обществе — это явление нравственное и политическое. В нашем обществе недисциплинированный че­ловек — это человек, выступающий против общества.

Элементы логики дисциплины состоят в следующем:

а) дисциплина необходима коллективу для того, чтобы он лучше и быстрее достигал своих целей;

б) дисциплина нужна, чтобы каждый отдельный человек раз­вивался, воспитывал в себе умение преодолевать препятствия и совершать трудные работы;

в) в каждом коллективе дисциплина должна быть поставлена выше интересов отдельного члена коллектива;

г) дисциплина украшает весь коллектив и каждого отдельного

члена коллектива;

д) дисциплина есть свобода, она ставит личность в более защи­щенное, свободное положение и создает полную уверенность в своем праве, путях и возможностях именно для каждой личности;

е) дисциплина проявляется не тогда, когда человек делает что-либо для себя приятное, а тогда, когда человек делает что-нибудь тяжелое, неожиданное, требующее значительных напряжений. Это он делает потому, что убежден в необходимости и полезности этого дела для всего коллектива...»[41].

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 348; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.2.122 (0.031 с.)