Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Значение, принципы и сущность системного подхода

Поиск

Бурное развитие системного подхода в последнее время буквально во всех областях современного знания и практической жизни общества имеет свои глубинные причины. Наука в своем историческом развитии прошла три этапа, каждый из которых характеризуется своей глобальной парадигмой (1, 2, 3, 18).

Первый этап - детерминизм, получивший свое максимальное выражение, видимо, у Лапласа. Согласно крайним его представлениям знание начальных условий однозначно определяет все последующее: знание начальных координат и импульса всех частиц в Начала Мира однозначно определяет картину его до настоящего момента и далее. Ясно, что главный недостаток такого методического подхода это механистичность - все предопределено начальными условиями, нет свободы и неопределенности; собственно, нет места жизни, чувству, разуму, свободе воли и всему реальному разнообразию Мира. Сама жизнь изменила такой взгляд на противоположный: стохастичность, наиболее выраженная в теории вероятности и квантовой механике, основывалась на признании действительного факта - реально невозможно однозначно точно определить одновременно координату и импульс - принцип неопределенности в квантовой физике. Однако, распространение глобальной стохастичности как метода с микроуровня на уровень сложных объектов привело к другой крайности - всеобщей непредсказуемости явлений, что также не соответствует положению вещей: вероятность без смысла и цели так же отрицает реальную жизнь, как и механистический детерминизм.

Логическим разрешением двух крайностей как раз и явился системный подход, завоевывающий в настоящее время все большую популярность. Уже одно перечисление характерных черт его, приведенных ниже, показывает огромные потенциальные возможности этого нового, цельного взгляда на мир.

СУЩНОСТНЫЕ ЧЕРТЫ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА

· это не отдельная дисциплина, как физика, кибернетика, а общий методологический подход: как исторический, экспериментальный методы,

· единство целого находится в основе рассмотрения,

· учет реальности всеобщих взаимосвязей,

· части целого - не обособленные сущности, а единицы членения принципиально иного типа (сущности-во-взаимосвязи),

· рассмотрение вещественной структуры заменяется рассмотрением сущностных взаимоотношений относительных структурных частей, так называемых "сущностей-во-взаимосвязи",

· рассмотрение слабо структурированных систем (например, метаболизм),

· от анализа равновесных состояний - к анализу неравновесных, необратимых состояний (сверх)сложных систем,

· вне эволюции нет сущности, смысла и структуры объекта,

· иерархия рассмотрения реально отражает разноуровневую реальную структура объекта вполоть до его сущности,

· сущность явления рассматривается как идеальный закон, определяющий его появление, функционирование и эволюцию в иерархии взаимоосвязей целого.

Главные источники и методы, используемые системным подходом, следующие:

· теория вероятности,

· теория информации,

· динамика иерархических систем,

· теории систем, самоорганизации,

· теория многомерных пространств состояний,

· нелинейная динамика, хаос и странные аттракторы,

· термодинамика, открытые системы, порож-дение информации из хаоса,

· теории надежности, теория кататроф,

· теории симметрии и асимметрии и др.

Системный подход использует наиболее частно как методы анализа:

· компьютерную имитацию,

· математические и компьютерные модели,

· линейное и динамическое программирование,

· вербальные (логические и др.) модели,

· социальное экспериментирование,

· анализ эмпирических данных,

· исследование операций,

· статистический анализ,

· экспертные оценки, деловые игры и др.

В качестве общей схемы в системном анализе используется следующая методологическая схема стадий его проведения, из которых наибольшее значение придают третьей и четвертой стадиям, а наиболее важно само осознание наличия проблемы (По P.Chekland,1986):

1) Осознание наличия проблемы и сбор полной информации о ней.
2) Фиксация проблемной ситуации в виде описания.
3) Выработка основных определений, соответствующих некоторой системе.
4) Создание и тестирование концептуальных моделей.
5) Сопоставление результатов моделирования с реальностью.
6) Определение комплекса желательных изменений ситуации, объекта.
7) Действие субъекта по практическому осуществлению этих изменений.

При этом стадии системного анализа в соответствии с самой его сущностью рассматриваются не как последовательные временные этапы его осуществления, а как логические моменты, разлличные существенные взгляды на предмет исследования в целом.

В этой публикации будет рассмотрены вопросы приложения системного подхода к процессу старения - одному из наиболее существенных моментов жизни вообще.

Вопрос 6

Системный анализ: понятие, сущность и область применения.

Цель – выработка практических рекомендаций по выбору наилучшего варианта решения на основе всесторонней или нашей проверки различных вариантов.

Как отмечалось ранее, в настоящее время не существует единой точки зрения на содержание понятия системный анализ. Среди спе­циалистов в этой области нет единства в формировании основных ха­рактеризующих его категорий. Причем эта неоднозначность имеет в первую очередь объективные причины, а не связана лишь с недоста­точной разработанностью методологии системного анализа.Ч. Хитч называет следующие "универсальные логические элементы системного анализа":

1) цель и ряд целей;

2) альтернативные средства (системы), с помощью которых мо­жет быть достигнута цель и которые представляют собой множества системных элементов или стратегий;

3) затраты ресурсов на систему;

4) математическая и логическая модель, то есть система связей между целями, альтернативными средствами, средой и требованиями, накладываемыми на ресурсы;

5) критерий выбора предпочтительных альтернатив [42].

Существуют и другие подходы к формированию категориального аппарата системного анализа. При более внимательном рассмотрении можно заметить, что различные варианты этого аппарата достаточно тесно связаны с аппаратом исследования операций и теории игр и ре­шений. Эта связь объясняется тем, эти дисциплины являются, основны­ми "поставщиками" методов и конкретных идей для системного анализа наряду с общими принципами. Вместе с тем, системный анализ отнюдь не совпадает с исследованием операций, хотя и заимствует у него ма­тематические методы. Эти две дисциплины отличаются, прежде всего, по масштабу проблем, к решению которых они прилагаются. Кроме того, системный анализ в отличие от исследования операций связан с ориен­тацией на длительные отрезки времени, с наличием специальных про­цедур, направленных на учет фактора неопределенности, занимающего важное место во всякой сложной проблеме. В системном анализе боль­шее внимание уделяется организационным факторам.

Наиболее точной представляется трактовка системного анализа как конкретного теоретико-прикладного направления исследований, основанного на системной методологии, и характеризующегося опре­деленными принципами, методами и областью применения.

Системный анализ - это методология исследования трудно на­блюдаемых и понимаемых свойств и отношений в объектах путем представления этих объектов в качестве целенаправленных систем и изучения свойств этих систем, взаимоотношений между целями и средствами их реализации.

Если подавляющее большинство методов исследования и ана­лиза ориентировано на непосредственное наблюдение точно опреде­ленных объектов с учетом их природы и специфики, то системный анализ, базирующийся на теории систем, учитывает принципиальную сложность исследуемого объекта, его разветвленные и прочные взаи­мосвязи с окружающей средой, не наблюдаемость целого ряда его свойств. Исследователь в рамках системного анализа, отталкиваясь от реального явления, от имеющихся фактических данных о его свойст­вах, внутренних и внешних связях, переводит их в абстрактные катего­рии и на основе известных свойств систем выявляет новые свойства и новые взаимосвязи.

Главное в системном анализе - как сложное превратить в про­стое, как не только трудноразрешимую, но и труднопонимаемую про­блему превратить в четкую серию задач, имеющих методику решения. Системный анализ не исчерпывается расчленением сложной пробле­мы на более мелкие, а направлен на то, чтобы понять сущность цело­го, выявить факторы, влияющие на принятие решений и, в конечном счете, вернуться к целому, к проблеме.

Системный анализ представляет собой совокупность определен­ных научных методов и практических приемов, используемых при ис­следовании и конструировании сложных и сверхсложных объектов и решения разнообразных проблем, возникающих во всех сферах целе­направленной деятельности, при проектировании и управлении соци­альными, экономическими, человеко-машинными и техническими сис­темами. Характерным для системного анализа является то, что поиск лучшего решения проблемы начинается с определения и упорядоче­ния целей деятельности системы, при функционировании которой воз­никла данная проблема. При этом устанавливается соответствие меж­ду целями, возможными путями их реализации и потребными для это­го ресурсами.

Системный анализ предназначен для исследования в первую очередь слабоструктурированных систем, состав элементов и взаимо­связей которых установлен только частично, для решения задач, воз­никающих в ситуациях, характеризующихся неопределенностью и со­держащих неформализуемые элементы, которые не переводятся на язык математики. Поэтому основная особенность методик системного анализа заключается в сочетании формальных методов и неформали­зованного экспертного знания.

Вопрос 7

Место и роль системного анализа в решении социально-экономических и политических проблем

Увеличение масштабов экономики и усложнение ее структуры, повышение дефицитности потребляемых ресурсов, увеличение стои­мости реализации проектов, возрастание "цены" неоптимальности принимаемых решений - все это предопределяют актуальность вопро­сов повышения эффективности всех аспектов работы, что невозможно без использования современных методов анализа.

Усиление ориентации на конечные результаты, многообразие целей социально-экономических систем требуют повышения внимания к проблемам целеполагания, определению задач развития экономики государства, отдельных отраслей и регионов, а также предприятий и объединений. Их решение возможно также только при использовании специальных методов анализа.

Ускоренное внедрение достижений науки и техники в производ­ство, обеспечение единства развития отдельных этапов воспроизвод­ственного процесса и жизненного цикла новых товаров, составление оптимальной производственной программы в условиях рыночной эко­номики невозможно без взаимоувязанного анализа отдельных этапов воспроизводственного процесса.

Системный анализ возник в начале 60-х годов и первоначально развивался исключительно как средство решения военно-стратегических проблем. Особый характер проблем, выдвигаемых для решения методами системного анализа, определил и особый ха­рактер этих методов:

1. Жизненная важность каждой из таких грандиозных комплекс­ных задач практически исключала право на ошибку.

2. Создание современных систем вооружений было связано с привлечением огромных материальных и человеческих ресурсов, и потому заказчик, который, как правило, представлял интересы безо­пасности всей страны, должен был быть уверен, что допустимый риск в работе такой системы или ее надежности является минимальным.

3. Исключительная сложность системы не позволяла при ее соз­дании двигаться традиционными методами, как это, как правило, бы­вало раньше, от частей к целому, поскольку все или, почти все основ­ные характеристики каждой части (подсистемы) задавались не наи­лучшей комбинацией свойств самой части как таковой, а извне, требо­ваниями со стороны целого и его исходных целей.

Объектами системного анализа, в первую очередь, являются со­циально-экономические и политические процессы. Они характеризу­ются целым рядом особенностей, предопределяющих необходимость системного подхода и специальных методик его реализации. Их сущ­ность и особенности были раскрыты в работах отечественных и зару­бежных ученных.

Конечный результат социально-экономической системы распада­ется на материально-вещественный, представляющий собой готовую продукцию и услуги с конкретными характеристиками и свойствами; экономический, показывающий, за счет каких средств, какой ценой достигаются материально-вещественные и социальные результаты. Именно они предопределяют необходимость учета взаимодействия различных по своей природе и сущности факторов и явлений, ком­плексный характер их исследования, успех которого в существенной степени зависит от умения решать слабоструктурированные многокри­териальные задачи.

Так как неотъемлемой частью и самым активным элементом со­циально-экономических и политических систем является человек, то это придает им следующие особые свойства:

- уникальность и непредсказуемость поведения системы в кон­кретных условиях, так как субъективные характеристики, трудно под­даются формализации;

- наличие у системы предельных возможностей, которые обу­словлены ограниченными экономическими ресурсами;

- способность адаптироваться к изменяющимся условиям, что, являясь полезным свойством в одних ситуациях, в других - будет проявляться в форме противодействия управляющим воздействиям, в за­труднении управления системой;

- способность и стремление к целеобразованию, формированию целей внутри системы;

- способность изменять свою структуру и формировать различ­ные варианты поведения, сохраняя целостность;

- наличие большого числа факторов различной природы, являю­щихся предметом исследования разных областей знаний;

- способность противостоять разрушающим систему тенденциям, благодаря обмену материальными, энергетическими и информацион­ными ресурсами со средой.

Исходя из отмеченных особенностей, можно сформулировать следующие основные аспекты системного анализа социально-экономических объектов:

1. Переход от разработки и использования отдельных локальных, изолированных моделей совокупности взаимосвязанных моделей, по­зволяющих исследовать систему в целом; совместное использование формальных и неформальных методов исследования; обеспечение единства процесса разработки и реализации программ.

2. Снижение действия фактора неопределенности путем: прогно­зирования и многовариантного долгосрочного планирования; учета влияния решений, принимаемых в настоящее время, на функциониро­вание системы в будущем; использования системы скользящего про­гнозирования и планирования в целях периодического уточнения ра­нее полученных оценок.

3. Проведение исследований в направлении от общего к частно­му при глубокой проработке как общих, так и частных вопросов и со­вместном использовании методов анализа и синтеза.

4. Анализ и выбор для практической реализации наиболее важ­ных проблем и целей функционирования и развития системы на базе разработки альтернативных вариантов решений, использования ите­ративных процедур согласования целей, мероприятий и ресурсов, применения многокритериальных оценок при поиске оптимальных ва­риантов решений.

Вопрос 8



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 572; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.29.202 (0.015 с.)