Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Критерии и их место при проведении системного анализаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Критерий представляет собой некоторую функцию от принятого решения, которая позволяет количественно оценить его целесообразность. Конкретное значение критерия характеризует уровень достижения цели, эффективность используемых при этом методов и средств. Если цель в общем случае указывает направление действия, то критерий дополняет понятие цели и указывает эффективный способ ее достижения. Критерий является как бы представителем системы при целях подсистем. Его функцией является обеспечение того, чтобы путь, избранный для достижения цели данной подсистемы, не противоречил общей цели системы и ее подсистем. Существует несколько подходов к учету системы критериев. Первый из них состоит в сведении нескольких критериев к одному через их коэффициенты значимости, определяемые экспертными или другими методами. Преимущества такого подхода заключаются в возможности строгого математического решения задачи оптимизации. Ограниченность его использования в сложности определения коэффициентов значимости критериев, которые имеют самую разную, трудно сопоставимую природу. Второй подход состоит в превращении части критериев в ограничения. Он возможен в случаях, когда имеется возможность обосновать количественно величину ограничений по определенным критериям. Третий подход заключается в ранжировании критериев и расположении их в порядке важности. На первом этапе производится оптимизация по наиболее значимому критерию, а затем определяется область, где этот критерий отличается от оптимального его значения не более чем на 10%. В этой области и производится оптимизация по второму по важности критерию и т.д. Используемые в системном анализе критерии можно разделить на две группы: - оптимизационные - наилучший вариант решения соответствует максимальному или минимальному значению этого критерия; - ограничительные, вводятся для того, чтобы установить диапазон желаемых значений важнейших характеристик системы и исключить варианты решений, по которым хотя бы одна характеристика не попадала в требуемый диапазон. Правильный выбор оценочных критериев во многом предопределяет успешное функционирование систем. Поэтому критерии должны, как минимум, отвечать следующим основным требованиям: быть представительными, чувствительными к изменениям исследуемых параметров и быть по возможности простыми. Представительность критерия означает оценку основных целей системы и учет всех главных сторон ее функционирования. Чувствительность состоит в значительных изменениях величины критерия при сравнительно малых изменениях исследуемых параметров. Это в ряде случаев облегчает проведение математических исследований. Заранее почти невозможно установить надежный критерий. Поэтому сначала следует выбрать весьма грубую шкалу ценностей, затем исследовать, к каким решениям она приводит, и, если решение содержит противоречия, выбрать другую меру ценностей. При выборе критерия необходимо соблюдать следующее условие: критерии, используемые для решения задач низшего уровня, должны увязываться с критериями, используемыми на следующем, более высоком уровне. Процесс формирования критериев должен идти сверху вниз при условии, что снизу вверх поступает необходимая для этого информация. Таким образом, важным условием является обеспечение нижестоящих иерархических уровней критериями оценки, а вышестоящих -необходимой информацией. Так как при функционировании систем, большая роль принадлежит случайным процессам, критерий может быть основан на случайных величинах. В подобных обстоятельствах оперируют с математическими ожиданиями (средними значениями) критериев. Вопросами формирования критериев эффективности, не связанными с их простым суммированием или делением, анализа влияния нескольких различных критериев эффективности на принятие решения занимаются особые области науки - теория оптимизации, теория принятия решения. Однако на их базе решаются такие сложные задачи системного анализа как установление связей между целями и средствами конкретной системы, доказательство правомерности применения полученных аналитических выражений, отбор учитываемых критериев. В этой связи исследователи, должны обладать глубокими знаниями об изучаемой системе, о ее взаимосвязях с внешней средой, а также, быть свободны от традиционного мышления, от какой бы то ни было предвзятости, то есть быть совершенно независимыми в суждениях. Основные ошибки, совершаемые при разработке критерия, которые обрекают дальнейшую работу на полную неудачу: 1. Передавать право выбора критерия специалистам в области исследования операций, владеющим аппаратом моделирования, которые принимают его без достаточного обоснования и быстро переходят к более знакомым им сторонам работы. 2. Передавать право выбора критерия заказчику, не владеющему необходимыми знаниями. 3. Фанатизм, то есть стремление до конца отстаивать ведомственную или заранее установленную точку зрения и конформизм. Вопрос 15 Понятие и содержание методики системного анализа Методика системного анализа - это программа планомерно направленных действий, совокупность определенным образом выделенных и упорядоченных этапов и подэтапов с рекомендованными методами и приемами их выполнения, призвана систематизировать эвристическую деятельность и избавить исследователя от заведомо неверных шагов. Методики решения сложных и сверхсложных проблем чаще всего недостаточно формализованы. Это связано с тем, что направления выхода из большинства логических блоков и этапов определяются чаще лишь интуицией наблюдателя, на любой стадии может возникнуть необходимость вернуться назад, иногда на несколько шагов. При решении конкретных проблем отдельные этапы могут быть пропущены. Используя конкретную методику, разные исследователи могут прийти к разным решениям одной и той же проблемы, а могут и вовсе не найти решения. Любая методика имеет границы применимости, за которыми она перестает работать. Нет алгоритмов универсальных, работающих при решении любых проблем. Поэтому доказательство эффективности использования конкретной методики состоит в том, чтобы установить границу, четко разделяющую области системного анализа, где она может дать желаемый результат. И, наконец, избранная методика даст результаты, во многом зависящие от умения пользоваться ею. Универсальность методики, предложенной Ю.И. Черняком, объясняется тем, что автор критически проанализировал содержание методик других авторов (СЛ. Оптнер, С.Янг, Н.П. Федоренко, СП. Ни-коноров), определил причины ограниченности области их применения и предложил новый вариант совокупности этапов системного анализа. Представленный вариант классификации этапов системного анализа базируется на наличии принципиального единства в последовательности проведения системного анализа с любой целью и на любом объекте. Он учитывает различные типы системных исследований в области социально-экономического управления, обеспечивает полную увязку с логической конструкцией теории систем. Все это дает основание рассматривать предложенную методику в качестве базовой. Этап 1. Анализ проблемыПоэтому правильное и точное формулирование проблемы является первым и необходимым этапом любого системного исследования и равносильно половине решения проблемы. На этом Этапе выясняется, существует ли проблема, дается точное формулирование проблемы, анализируются логическая структура проблемы, ее развитие в прошлом и будущем, внешние связи проблемы, принципиальная решаемость проблемы. Этап 2. Определение системы. Чтобы реализовать системный подход, проблему необходимо разложить на комплекс четко сформулированных задач. Для этого должны быть определены объект исследования и спецификация задач, установлены критерии решения проблемы, обоснованы границы структуризации системы, описаны подсистемы и окружающая среда. Этап 3. Анализ структуры системы. Содержание этого этапа в значительной степени зависит от вида системы. В больших системах -это определение уровней иерархии, в сложных - определение аспектов и языков, в динамических - определение процессов и функций, в кибернетических - определение и спецификация процессов управления и каналов информации и т.д. Этап 4. Формирование общей цели и критерия системы. В зависимости от характера объекта или проблемы, подходов к их исследованию эта процедура включает: определение общей цели и основного критерия с дальнейшей декомпозицией их по подсистемам или определение целей - требований и критериев отдельных подсистем и композиция общей цели и критерия системы. Этап 5. Декомпозиция цели, выявление потребности в ресурсах и процессах. Декомпозиция целей на этом этапе должна быть доведена до такой степени, чтобы цели можно было увязать с конкретными мероприятиями по их достижению. Это важная и трудоемкая работа, как правило, является центральной в системном анализе. Она породила метод построения дерева взаимосвязей, которое является главным инструментальным достижением системного анализа. Этап 6. Выявление ресурсов и процессов, композиция целей. Этот этап имеет место в тех случаях, когда мы имеем дело с непроизводственными, а тем более не экономическими системами (система здравоохранения, народного образования и целым рядом других), в которых часто не удается логическим путем четко сформулировать цели и критерий эффективности развития системы. В этих условиях приходится идти в определенной мере традиционным путем от анализа существующего положения, достигнутого уровня и последовательного прогноза. Такой путь предполагает: оценку существующих технологий реализуемых и запланированных проектов; оценку возможности взаимодействия с другими системами; оценку социальных факторов; композицию цели. Этап 7. Прогноз и анализ будущих условий. Прогнозирование включает: анализ устойчивых тенденций развития системы; прогноз развития и изменения среды; предсказание появления новых факторов, оказывающих сильное влияние на развитие системы; комплексного анализа взаимодействия факторов будущего развития и возможных сдвигов целей и критериев. Этап 8. Оценка целей и средств. Целый ряд факторов, оказывающих решающее влияние на формирование целей и отбор средств их реализации, а также на оценку ресурсов, в принципе, не исчисляются количественно и, следовательно, не могут быть выявлены количественными методами. Единственный способ их оценки -это получение субъективных оценок экспертов, специалистов по данной проблеме. Этап 9. Отбор вариантов. Центральным моментом в системном анализе является оценка значимости целей, направленная на усечение тех из них, которые признаны мало значащими, а также отбор конкретных вариантов достижения взаимосвязанного комплекса важнейших целей. Содержание этого этапа включает: анализ целей на совместимость и входимость; проверку целей на полноту; отсечение избыточных целей; планирование вариантов достижения отдельных целей; оценку и сравнение вариантов; совмещение комплекса взаимосвязанных вариантов. Этап 10. Диагноз существующей системы. Социальные экономические проблемы, решаемые методами системного анализа, возникают не на пустом месте, а в реально существующих условиях. В этих условиях возникает необходимость в диагностическом анализе, направленном на выявление потенциальных возможностей действующей системы, недостатков ее организации и управлении, на устранение узких мест и т.п. Результат диагностического анализа способствует построению обоснованного организационного плана реализации вновь спроектированной системы. Этап 11. Построение комплексной программы развития. На данном этапе на основе результатов решения задач системного анализа создаются комплексные программы развития. В них средства достижения целей распределяются по времени, закрепляются за разными исполнителями, устанавливается порядок руководства и координации, создается система ответственности. Этап 12. Проектирование организации для достижения целей. В случаях, когда для реализации комплексных программ необходимо создавать постоянный или временный орган управления, осуществляется организационное проектирование. При этом определяются цели организации, формируются функции организации, проектируются организационная структура, информационные коммуникации, режим работы и механизм мотивации. Вопрос 16 Методы системного анализа. 1. Неформальные методы. Метод сценариев Формирование проблемы, ее развития в прошлом и будущем, прогноз и анализ будущих условий, устойчивых тенденций развития, прогнозирование развития среды. Метод экспертных оценок Анализ существующего состояния; оценка вариантов развития; оценка взаимодействия с другими системами; прогнозирование развития и изменения среды; предсказание новых факторов, оказывающих существенное влияние на развитие системы; исследование возможных сдвигов целей и критериев; оценка реальности целей и путей их достижения. Диагностические методы Анализ существования проблемы и возможности ее разрешенности; анализ структуры системы; выявление потенциальных возможностей действующей системы; выявление "узких мест" и недостатков в управлении, проектирование организационных структур. 2.Графические методы. Метод дерева целей. Формирование целей и критериев системы; декомпозиция целей и выявление потребности в ресурсах и мероприятиях; исследование возможных сдвигов целей и критериев; анализ целей на совместимость, входимость и полноту; планирование вариантов достижения целей; совмещение комплекса взаимосвязанных вариантов; проектирование организационных структур управления. Матричные методы. Разложение проблемы на комплекс четко сформулированных задач; анализ внутренних связей между элементами системы; отбор средств для достижения целей; выявление потенциальных возможностей действующей системы; построение комплексной программы развития; проектирование матричных структур управления. Сетевой метод. Выявление потребности в процессах и ресурсах; прогноз и анализ будущих условий; проектирование комплексной программы решения проблемы и развития системы и ее распределение в пространстве и времени; проектирование организации ДЛЯ достижения целей. 3. Количественные методы Методы экономического анализа. Анализ развития системы в прошлом; анализ внутренней и внешней среды; оценка современного состояния ресурсов; оценка реализованных и запланированных проектов; оценка целей и отбор средств их реализации, анализ ресурсов; оценка экономической эффективности вариантов достижения целей, диагноз эффективности функционирования существующей системы; оценка эффективной комплексной программы развития. Морфологические методы: Анализ структуры системы; композиция общего критерия из критериев подсистемы, оценка факторов, влияющих на цели и средства; оценка процессов; проверка цели на совместимость и полноту. Статистические методы. Прогноз и анализ будущих условий, комплексный анализ взаимодействия факторов будущего развития. 4.Методы моделирования: Кибернетические методы Определение взаимосвязи между элементами системы и окружающей среды; определение и спецификация процессов управления и каналов информации, формирование общей цели и критерия системы; выявление недостатков в организации и управлении системой; проектирование организации для достижения целей. Описательные модели Композиция целей и критериев в системах, где их трудно выразить явным образом; оценка взаимодействий между элементами и средой в слабо структурированных системах, прогнозирование тенденций развития системы и окружающей среды; исследование возможных сдвигов целей и критериев; создание системы ответственности при построении комплексной программы развития Нормативные операционные модели Определение целей - требований подсистем; формирование процедуры определения общей цели и конструирование критериев; формирование комплексных программ развития; поиск оптимальных вариантов развития подсистемы и достижения локальных целей. Большинство перечисленных методов разработано задолго до появления системного анализа и используется самостоятельно. Системный же подход позволяет более точно очертить круг задач, наиболее эффективно решаемых каждым методом, а в отношении некоторых - переосмыслить и переоценить их значение, границы применяемости и найти типовые постановки задач. Новое, что вносит системная методология, - это подход не от метода, а от задачи, требования комплексного использования целой серии методов, или их системного использования для решения различных частей и этапов проблемы. Вопрос 17 Основными методами системного анализа являются следующие методы: l неформальные методы: методы «мозговой атаки», метод сценариев, метод экспертных оценок, метод «Дельфи», диагностические методы, морфологические методы;
Методы «мозговой атаки». Основная цель методов данного типа – поиск новых идей, их широкое обсуждение и конструктивная критика. Гипотеза заключается в предположении, что среди большого числа идей имеются, по меньшей мере, несколько хороших. Методы типа мозговой атаки. Концепция «мозговой атаки» получила широкое распространение с начала 50-х годов как метод систематической тренировки творческого мышления, нацеленный на открытие новых идей и достижение согласия группы людей на основе интуитивного мышления. Методы этого типа известны также под названиями «мозговой штурм», «конференция идей», а в последнее время наибольшее распространение получил термин «коллективная генерация идей» (КГИ). Суть этого метода заключается в проведении ряда заседаний членов экспертной группы с соблюдением следующих правил: 1) концентрируется внимание на одной четко сформулированной проблеме; 2) подхватывается идея любого рода. Последнее правило основано на гипотезе о том, что: 1) среди большого числа идей имеется по меньшей мере несколько хороших; 2) не подвергается критике ни одна идея; 3) не оценивается априори значение или смысл любой идее. Постановка задачи перед творческой группой - участниками МА может иметь самую различную форму и содержание. Однако в ней должны быть четко сформулированы два момента: o что в итоге желательно получить или иметь; o что мешает получению желаемого. Постановка задачи может быть дана в виде описания проблемной ситуации. Иногда имеет смысл дать более детальное изложение постановки, когда описание проблемной ситуации дополняют предварительной формулировкой задачи. Главное содержание постановки задачи должно стимулировать и вдохновлять членов творческой группы на активную деятельность, чтобы предлагаемая задача стала для них главной задачей, которую необходимо неотложно решить. Формирование творческой группы. Наиболее эффективное число участников в творческой группе для проведения сеанса МА составляет 5-12 человек, хотя допустимо и меньшее (до 3) и большее число участников. Как правило, творческие группы состоят из двух подгрупп: постоянное ядро группы и временные члены. Ядро группы постепенно отбирается при решении различных задач методом МА. В ядро группы входят ее руководители сотрудники, легко и плодотворно генерирующие идеи, а также хорошо знающие и соблюдающие правила игры (правила для участников сеанса МА). Временные члены приглашаются в зависимости от характера и содержания предстоящей задачи. В творческую группу никогда не включаются прирожденные скептики и критиканы. Временные члены служат необходимым и гармоничным дополнением к ядру группы, обеспечивающим выполнение следующих рекомендаций: o число специалистов по решаемой задаче должно быть не более половины; o в состав группы целесообразно включать специалистов-смежников (конструкторы, технологи, экономисты, снабженцы, программисты и. т. д.), которые обеспечат комплексное и всестороннее рассмотрение задачи; o в состав группы желательно включать женщин, которые весьма практично и оригинально мыслят, стимулируют и повышают дух соревнования среди мужчин; o рекомендуется включать «людей со стороны», не имеющих никакого отношения к задаче (повар, врач, парикмахер, проводник поезда и т. д.). После сеанса проводится быстрое коллективное редактирование полученного списка идей с полукритическим отношением. При этом участники МА быстро отбрасывают наименее приемлемые и абсурдные идеи. Они могут также усилить и конкретизировать высказанные идеи и дополнить список новыми идеями, возникшими во время редактирования. Все полученные идеи желательно разделить на три группы: наиболее приемлемые и легко реализуемые для решаемой задачи, наиболее эффективные и перспективные, прочие. Отредактированный и оформленный список передается заинтересованным лицам для дальнейшей более детальной оценки и проработки с точки зрения патентоведения и использования в проектно-конструкторских разработках. Метод сценариев. Это методы подготовки и согласования представлений о проблеме или анализируемом объекте, изложенные в письменном виде. Сценарий – это документ, содержащий анализ рассматриваемой проблемы или предложения по ее решению. Сценарий является предварительной информацией, на основе которой проводится дальнейшая работа по прогнозированию или разработке вариантов проекта. В настоящее время разновидностью сценариев можно считать предложения к комплексным программам развития отраслей народного хозяйства, подготавливаемые специальными комиссиями. Методы типа сценариев. Методы подготовки и согласования представлений о проблеме или анализируемом объекте, изложенные в письменном виде, получили название сценария. Первоначально этот метод предполагал подготовку текста, содержащего логическую последовательность событий или возможные варианты решения проблемы, развернутые во времени. Однако позднее обязательное требование явно выраженных временных координат было снято, и сценарием стали называть любой документ, содержащий анализ рассматриваемой проблемы или предложения по ее решению, по развитию системы независимо от того, в какой форме он представлен. Как правило, предложения для подготовки подобных документов пишутся вначале индивидуально, а затем формируется согласованный текст. На практике по типу сценариев разрабатывались прогнозы в некоторых отраслях промышленности. В настоящее время разновидностью сценариев можно считать предложения к комплексным программам развития отраслей народного хозяйства, подготавливаемые организациями или специальными комиссиями. Сценарий является предварительной информацией, на основе которой проводится дальнейшая работа по прогнозированию развития отрасли или по разработке вариантов проекта. Он может быть подвергнут анализу, чтобы исключить из дальнейшего рассмотрения то, что в учитываемом периоде находится на достаточном уровне развития, если речь идет о прогнозе, или, напротив, то, что не может быть обеспечено в планируемом периоде, если речь идет о проекте. Таким образом, сценарий помогает составить представление о проблеме, а затем приступить к более формализованному представлению системы в виде графиков, таблиц для проведения экспертного опроса и других методов системного анализа. Основным преимуществом сценария является комплексный охват решаемой проблемы в доступной для восприятия форме. К недостаткам можно отнести возможные неоднозначность, нечеткость излагаемых вопросов и недостаточную обоснованности отдельных решения. Методы экспертных оценок. Основой этих методов являются различные формы экспертного опроса с последующим оцениванием и выбором наиболее предпочтительного варианта. Группа этих методов наиболее часто используется в практике оценивания сложных систем на качественном уровне. При использовании экспертных оценок обычно предполагается, что мнение группы экспертов надежнее, чем мнение отдельного эксперта при соблюдение определенных требований. К числу таких требований относятся: распределение оценок, полученных от экспертов, должно быть «гладким»; две групповые оценки, данные двумя одинаковыми подгруппами, выбранными случайным образом, должны быть близки. К наиболее употребительным процедурам экспертных измерений относятся: l ранжирование; l парное сравнение; l множественные сравнения; l непосредственная оценка; l Черчмена-Акоффа; l метод Терстоуна; l метод фон Неймана-Моргенштерна.
Тип используемых процедур экспертизы зависит от задачи оценивания. Методы экспертных оценок. При использовании экспертных оценок обычно предполагается, что мнение группы экспертов надежнее, чем мнение отдельного эксперта. Сущность метода экспертных оценок заключается в проведении экспертами интуитивно-логического анализа проблемы с количественной оценкой суждений и формальной обработкой результатов. Получаемое в результате обработки обобщенное мнение экспертов принимается как решение проблемы. Комплексное использование интуиции (неосознанного мышления), логического мышления и количественных оценок с их формальной обработкой позволяет получить эффективное решение проблемы. Типичными проблемами, требующими проведения экспертизы, являются, например: определение целей, стоящих перед объектом управления; прогнозирование; разработка сценариев; генерирование альтернативных вариантов решений; разработка оценочных систем; определение рейтингов; принятие коллективных решений и другие. Для получения экспертных оценок используются анкетные методы и методы групповой экспертизы. Достоинствами анкетных методов являются: относительная простота организации; возможность охвата больших групп; возможность получения количественных результатов после статистической обработки. Недостатки этих методов: незнание отношения опрашиваемого (степень его серьёзности и заинтересованности); неуверенность, что вопросы правильно поняты; возможность субъективной интерпретации вопросов; неполнота и возможная частичность ответов. Вариантами анкетных методов являются метод ранжирования и метод нормирования Метод ранжирования применяют для упорядочения информации по какому-то фактору, когда не требуется или невозможно его точное измерение. В этом методе эксперт присваивает числовые ранги каждому из приведенных в анкете факторов: 1 - самый важный; 2 - следующий по важности и т.д. Если проводится анкетирование (для повышения объективности результатов) нескольких экспертов, то ранжируют факторы по относительной сумме рангов отдельных экспертов. Для этого вычисляется величина, где - сумма рангов, присвоенных всеми экспертами фактору с номером j Метод нормирования или последовательного сравнения сводится к следующему. Факторы Ф-1 — Ф-п, подлежащие экспертной оценке, выписываются напротив шкалы, размеченной в процентах или в относительных величинах от 0 до 1. Эксперту предлагается соединить линией каждый фактор с требуемой (по мнению эксперта) точкой шкалы. Допускается проводить к одной точке шкалы несколько линий.
Метод «Дельфи» В отличие от традиционных методов экспертных оценок метод Дельфи предполагает полный отказ от коллективных обсуждений. Это делается для того, чтобы уменьшить влияние таких психологических факторов, как присоединение к мнению более авторитетного специалиста, нежелание отказаться от публично выраженного мнения, следование за мнением большинства. Основа метода – обратная связь, ознакомление экспертов с ситуацией с помощью какой-либо модели. Диагностические методы. Представляют собой приемы обследования системы, ее подсистем с целью усовершенствования форм и методов ее работы. Диагностические методы применяются на этапе диагностики обследуемого объекта и могут применяться также и на других этапах для получения необходимой информации, в частности, на этапе формулирования проблемы, этапе анализа структуры системы. Морфологические методы Основная идея морфологических методов – систематически находить все мыслимые варианты решения проблемы или реализации системы путем комбинирования выделенных элементов или признаков. Этот подход был разработан и применен швейцарским астрономом Ф. Цвикки и долгое время был известен как метод Цвикки. Разновидности морфологического метод а l Метод систематического покрытия поля l Метод отрицания и конструирования l Метод морфологического ящика Вопрос 18
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 2770; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.204.52 (0.011 с.) |