Принципы оценки эффективности корпоративных структур 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Принципы оценки эффективности корпоративных структур



Принцип Направленность реализации Результирующие факторы
     
Идеологический Объектом управления в саморазвивающихся корпоративных структурах становятся не столько сотрудники и структуры, сколько идеи и ценности организации, т.е. ее идеология Определение корпоративной цели. Мобилизация персонала корпорации. Определение четких критериев принадлежности к данной корпоративной структуре. Формирование системы ценностей организации.
Принцип интрапренерства Развитие единого духа предпринимательства внутри корпоративной структуры Выдвижение новаторских предпринимательских идей. Повышение эффективности деятельности корпоративной структуры.
Комплексный Учет специфики деятельности всех структур корпорации Совокупность внутренних и внешних факторов, влияющих на эффективность корпоративной структуры. Экономический, научно-технический, социальный эффекты корпоративной деятельности.
Процессный Получение адекватной информации о процессах, происходящих в корпоративной структуре Наращивание общих объемов инвестиционного потока в основной капитал. Увеличение загрузки производственных мощностей. Реструктурирование производственного и/или управленческого аппарата корпорации и др.
Программный Общий экономический эффект в результате выполнения программ инноваций, инвестиций, производства и реализации продукции (работ, услуг) и др. Снятие инвестиционных проектов с бесперспективных направлений. Перераспределение незагруженных производственных мощностей для нужд других участников. Устранение дублирующих программ и др.
Принцип взаимовлияния Эффективное взаимодействие структур корпорации Возможное взаимодействие головной организации и управления, занимающегося общестроительными и специальными строительными работами; промышленных предприятий-участников корпорации; структур маркетинга и мониторинга; управления по инвестиционным проектам; эксплуатационных участников-организаций; финансовых структур и др.
Корпоративных информационных систем (КИС) Поддержка принятия управленческих решений менеджерами высшего звена корпорации Повышение конкурентоспособности корпорации. Создание единого информационного пространства: автоматизация рабочих мест, проектная деятельность, интеграция служб и т.д.

 

Вопрос 40

Ключевые показатели эффективности (англ. Key Performance Indicators, KPI) — система оценки, которая помогает организации определить достижение стратегических и тактических (операционных) целей. Использование ключевых показателей эффективности даёт организации возможность оценить своё состояние и помочь в оценке реализациистратегии.

KPI позволяют производить контроль деловой активности сотрудников, подразделений и компании в целом. Для термина «key performance indicators (KPI)» зачастую используется русский перевод "ключевые показатели эффективности" (КПЭ), однако это не совсем верно.[1]

С переводом по смыслу слов key (ключевой, характеризующий степень достижения какой-либо цели, существенный для работы одной из областей деятельности компании) и indicator (индикатор, показатель) проблем не возникает, но слово performance невозможно однозначно трактовать. Правильную формулировку можно найти в стандарте ISO 9000:2008. Он разделяет слово performance на два термина: результативность и эффективность. По стандарту, результативность — это степень достижения запланированных результатов (способность компании ориентироваться на результат), а эффективность — соотношение между достигнутыми результатами и затраченными ресурсами (способность компании к реализации своих целей и планов с заданным качественным уровнем, выраженным определёнными требованиями – временем, затратами, степенью достижения цели). Слово performance объединяет в себе и результативность, и эффективность. Таким образом, правильным переводом термина KPI будет "ключевой показатель результата деятельности", так как результат деятельности содержит в себе и степень достижения, и затраты на получение результата."[1]

КПЭ — это инструмент измерения поставленных целей. Если показатель, который вы придумали, не связан с целью, то есть не образуется исходя из её содержания, тогда нельзя использовать данный KPI. Технологии постановки, пересмотра и контроля целей и задач легли в основу концепции, которая стала основой современного управления и называется «Управление по целям».

Управление по целям — метод управленческой деятельности, предусматривающий:

· предвидение возможных результатов деятельности

· планирование путей их достижения

Основоположником «Управления по целям» является Питер Друкер (нем. Peter Ferdinand Drucker (1909—2005)). Именно он превратил управление — непопулярную и неуважаемую в 50-е гг. XX в. специальность в научную дисциплину. Питер Друкер также является основоположником системы оценки достижения результатов — целей через ключевые показатели эффективности. Согласно Друкеру начальники должны избегать «ловушек времени», когда они вовлечены в процесс решения текущих ежедневных задач, поскольку это приводит к тому, что они начинают забывать выполнять задачи, направленные на достижение результатов (целей). Современным воплощением управления по целям, является «Система КПЭ», которая включает в себя множество управленческих концепций, которые появились за последние 20-30 лет и дополняют классическое «Управление по целям».

По мнению патриарха менеджмента Питера Друкера, лишь немногие области менеджмента имеют такое большое влияние на организацию, как оценка деятельности подразделений и компании в целом. Однако оценка, подчёркивает Друкер, сегодня одна из самых слабо проработанных областей управления. Так в результате опроса, проведённого в США, стало ясно, что 60% руководителей высшего уровня недовольны своими системами оценки результатов деятельности. По отечественным оценкам количество российских менеджеров, ещё больше, более 80%. Это недовольство выражается в отсутствии связи между планами, исполнением, результатом и мотивацией.[2]

КПЭ и мотивация персонала стали неразрывными понятиями, так как с помощью данных показателей (КПЭ) можно создать самую совершенную и эффективную систему мотивации и стимулирования сотрудников компании.

В зависимости от стратегии компании различают разные КПЭ. В основном их применяют для определения результативности работы административно-управленческого персонала. Например, в стратегической цели «увеличить средний доход на клиента с 10 рублей до 15 рублей на 2008 год» ключевым показателем эффективности является «средний доход на клиента». КПЭ это не Ключевые факторы успеха. В примере выше, ключевыми факторами успеха будет что-либо, что необходимо, чтобы достичь указанной цели, например, организация производства нового продукта.

Ключевые показатели эффективности можно разделить на:

· Запаздывающие — отражают результаты деятельности по истечении периода

· Опережающие — дают возможность управлять ситуацией в пределах отчётного периода с целью достижения заданных результатов по его истечении

К запаздывающим, относятся финансовые показатели. Финансовые показатели демонстрируют связь с желаниями собственника и возможностями компании генерировать денежные потоки, однако в силу своего запаздывающего характера не могут описывать текущую эффективность подразделений и компании в целом.[3]

Оперативные (опережающие) показатели, рассказывают о текущей деятельности подразделений и компании в целом, параллельно и косвенно отвечая на вопросы о том, какие денежные потоки могут быть в будущем, а также каковы качество процессов и продукции, степень удовлетворённости заказчиков.[3]

Ключевые показатели эффективности являются частью системы сбалансированных показателей (Balanced Scorecard), в которой устанавливаются причинно-следственные связи между целями и показателями для того, чтобы видеть закономерности и взаимные факторы влияния в бизнесе — зависимости одних показателей (результатов деятельности) от других.

 

Разработка KPI

Разработку KPI рекомендуется провести в ряд этапов[4]:

1. Предпроектные работы:

· Получение одобрения и поддержки высших руководителей.

· Инициация и планирование проекта.

· Создание проектной группы.

· Проведение предпроектного исследования.

2. Разработка методологии системы KPI:

· Оптимизация организационной структуры.

· Разработка методической модели.

· Разработка процесса управления компанией на основе KPI

· Разработка системы нормативно-методической документации (регламентация).

3. Разработка информационной системы KPI:

· Разработка ТЗ для настройки (программирования) информационной системы.

· Настройка (программирование) информационной системы.

· Обучение пользователей.

· Проведение опытной эксплуатации.

4. Завершение проекта. Ввод системы KPI (методологии и информационной системы) в промышленную эксплуатацию.
При разработке методологии KPI важно акцентировать внимание на:

1. Изменения корпоративной культуры и организация процессов

2. Разработке целостной стратегии развития KPI

3. Разъяснении персоналу достоинств KPI

4. Идентификации общекорпоративных КФУ

5. Выборе решающих KPI для всей организации

6. Разработке структуры отчетности для всех уровней

7. Координации применения решающих KPI

8. Уточнении KPI для поддержания их актуальности.

[править]Правила и принципы внедрения KPI

1. Правило «10/80/10» - Коплан и Нортон рекомендовали использовать не более 20 KPI. Хоуп и Фрейзер предлагают использовать не более 10. Самой лучшей рекомендацией из существующей практики является правило «10/80/10». Это означает, что организация должна иметь около 10 ключевых показателей результативности, до 80 производственных показателей и 10 ключевых показателей эффективности. Для подразделений, Панов рекомендует использовать не более 10-15 KPI, в противном случае менеджеры будут перегружены планированием, а руководство компании - "разбором полётов" по исполнению KPI, которые не сильно влияют на результативность, как подразделения, так и компании.[5]

2. Принцип управляемости и контролируемости - Подразделению, ответственному за определённый показатель, должны быть выделены ресурсы на его управление, а результат может быть проконтролирован.[5]

3. Принцип партнерства - Успешное решение задачи повышения производительности требует установления эффективного партнерства между всеми заинтересованными лицами: совместная разработка стратегии внедрения системы, необходимость добиться понимания того факта, что требуются перемены.

4. Принцип перенесения усилий на главные направления - Повышение производительности требует расширения полномочий сотрудников организации, особенно тех, кто работает непосредственно на «передовой линии»: помощь сотрудникам нуждающимся в повышении квалификации, обеспечение проведения тренингов, передачу ответственности на разработку собственных КПЭ, эффективное действие коммуникаций (горизонтальной и вертикальной)

5. Принцип интеграции процессов оценки показателей, отчетности и повышения производительности - Очень важно, чтобы менеджеры создали такую интегрированную схему оценки показателей и отчетности, которая стимулировала бы конкретные ответственные действия. Необходимо регулярно проводить отчетные совещания, по срокам, в зависимости от сложности решаемого вопроса.

6. Принцип согласования производственных показателей со стратегией - Показатели производственной деятельности лишены всякого смысла до тех пор, пока они остаются не привязанными к текущим критическим факторам успеха (КФУ), составляющим ССП, и стратегическим целям организации

Вопрос 41

Опираясь на систему методологических принципов, исследователь определяет:

· объект и предмет исследования;

· последовательность их решения;

· применяемые методы. Можно условно выделить два характерных уровня научного исследования:

a) эмпирический;

b) теоретический.

Эмпирический уровень исследования связан с получением и первичной обработкой исходного фактического материала. Обычно разделяют: факты действительности и научные факты.

Факты действительности – это события, явления, которые происходили или происходят на самом деле, это различные стороны, свойства, отношения изучаемых объектов.

Научные факты – это подвергнутые анализу факты действительности, проверенные, осмысленные и зафиксированные в виде логических суждений.

Эмпирический этап состоит из 2 ступеней (стадий) работы:

Ø первая стадия – это процесс добывания, получения и фиксации фактов;

Ø вторая стадия – это первичная обработка и оценка фактов в их взаимосвязи, то есть включает в себя:

· осмысление и строгое описание добытых фактов в терминах научного языка;

· классификация фактов и выявление основных зависимостей между ними.

В ходе этого этапа исследователь осуществляет:

· критическую оценку и проверку каждого факта, очищая его от случайных и несущественных деталей;

· описание каждого факта научным языком;

· отбор из всех фактов типичных, наиболее повторяющихся и выражающих основные тенденции развития;

· классификацию фактов по видам изучаемых явлений, по их существенности, приводит их в систему;

· вскрывает наиболее очевидные связи между отобранными фактами, т.е. на эмпирическом уровне исследует закономерности, которые характеризуют изучаемые явления.

Теоретический уровень исследования связан с глубоким анализом фактов, проникновением в сущность исследуемых явлений, с познанием и формулированием в качественной и количественной форме законов, т.е. с объяснением явлений.

Далее на этом этапе осуществляется прогнозирование возможных событий или изменений в изучаемых явлениях, и вырабатываются принципы действия, рекомендации о практическом воздействии на эти явления.

Великий первооткрыватель периодического закона Д.И. Менделеев так говорил о задачах научного исследования:

«Изучать» – значит:

· не просто добросовестно изображать или просто описывать, но и узнавать отношение изучаемого к тому, что известно;

· измерять все, что подлежит измерению;

· определять место изучаемого в системе известного, пользуясь как качественными, так и количественными сведениями;

· находить закон;

· составлять гипотезы о причинной связи между изучаемыми явлениями;

· проверять гипотезы опытом;

· составлять теорию изучаемого».

Теоретический уровень исследования включает в себя ряд последовательных стадий работы, на которых научное знание облекается в определенные формы, существуя и развиваясь в них и посредством их.

Связующим звеном между эмпирическим и теоретическим этапами является постановка проблемы. Это значит:

· определить известное и неизвестное, факты, объясненные и требующие объяснения; факты, соответствующие теории и противоречащие ей;

· сформулировать вопрос, выражающий основной смысл проблемы, обосновать его актуальность и важность для науки;

· наметить конкретные задачи, последовательность их решения и применяемые при этом методы.

Главная задача исследователя – выявить причины явлений, законы, ими управляющие. Поэтому и основной разновидностью гипотезы является предположение о причине, об условиях, о законе возникновения, существования, развития изучаемых явлений.

Доказательство – следующая необходимая стадия и форма, в которой существует и развивается далее научное знание.

Доказательство осуществляется, прежде всего, практическим путем, но в данном случае речь идет о логическом, теоретическом доказательстве – его суть состоит в подтверждении или опровержении выдвигаемых положений теоретическими аргументами.

Итак, научное исследование в каждом цикле совершает движение от эмпирии к теории и от теории к проверяющей ее практике.

Этот процесс включает определенные стадии и характерные формы, в которых существует и развивается научное знание:

Ø получение и описание фактов – постановка научных проблем;

Ø выдвижение гипотез новых идей и положений;

Ø формирование теории, органическое включение в нее доказанных положений.

Завершение каждого цикла есть одновременно и начало нового цикла, ведущего к дальнейшему развитию и обогащению теории.

Исследования – понятие

многозначное:

§ научный труд;

§ научное изучение;

§ вид деятельности человека, позволяющий познать и оценить сущность,

особенность и тенденции развития явлений, изыскать возможности использования

полученных знаний, в т.ч. в теории и практике управления.

Основные компоненты исследования:

§ постановка целей и задач;

§ предварительный анализ имеющейся информации, условий и методов решения;

§ формулировка исходных гипотез, планирование и организация

экспериментов, проведение экспериментов, анализ и обобщение полученных

результатов;

§ проверка исходных гипотез на основе полученных фактов и

окончательная формулировка новых фактов и законов, получение объяснений или

научных предсказаний.

В современном менеджменте исследования являются, главным фактором успеха,

главным фактором повышения эффективности управления.

Исследования – это вид деятельности с более богатым содержанием, чем анализ,

проектирование или диагностика.

Исследование проблемы или ситуации включает в себя более широкий набор

методов, чем анализ или проектирование. Это и наблюдение, и оценка, и

проведение экспериментов, и классификация, и построение показателей, и многое

другое.

Исследования включают в себя анализ, но не сводится к нему. Исследование

представляет собой более высокий уровень творчества человека.

Развитие профессионализма в различных областях деятельности ведёт к пониманию

исследования как закономерного и естественного элемента её практической

эффективности.

В настоящее время менеджеру целесообразно порядка 30% своего рабочего времени

посвящать исследовательской работе.

Вопрос 5. К лассификация видов исследования систем управления.

Если мы в качестве классификационного признака возьмём используемый метод

исследования, то мы получим:

Ø по виду исследования: теоретические исследования,

экспериментальные исследования, теоретико-экспериментальные исследования;

Ø стадии исследования: поисковые, научно-исследовательские

разработки, опытно-промышленные разработки;

Ø по месту проведения: лабораторные, промышленные;

Ø по виду исследуемого объекта: натурные, модельные;

Ø по подходу к объекту исследования: локальные, комплексные;

Ø по сфере использования результатов: фундаментальные, прикладные.

Важнейшей задачей фундаментальных исследований является познание новых

законов и закономерностей, при этом в ряде случаев такие исследования

проводятся безотносительно к возможности практического использования в

ближайшем будущем. Целью прикладных исследований является использование

достижений фундаментальных исследований и техники для решения определённых

практических проблем и задач. Поэтому прикладные исследования включают как

правило работы по реализации (внедрению) полученных результатов. Это

означает, что для существующих систем должно осуществляться их

совершенствование, а для вновь создаваемых – проектирование и внедрение.

Большинство исследований системы управления относится к задачам прикладного

характера, но вместе с тем они могут иметь как эмпирическую, так и

теоретическую направленность. В первом случае результаты исследования

достигаются с помощью различного рода наблюдений и экспериментов. Во втором –

познание явлений, происходящих в системе управления и определение

характеристик её элементов основывается на использовании неких абстрактных

объектов.

Практически исследования системы управления имеют теоретико-эмпирическую

направленность, способствуют выявлению фактического состояния систем,

подсистем и элементов, тенденций их развития, важнейших причинно-следственных

связей, определённых направлений разработки и реализации мероприятий по

усовершенствованию.

Комплексное исследование предусматривает изучение совокупности свойств

управленческих элементов, их взаимосвязи и взаимодействия.

Комплексное исследование практически всеми исследователями признаётся более

прогрессивным.

По использованию ресурсов:

o ресурсоёмкие;

o незначительные по ресурсоёмкости.

По времени:

o продолжительные;

o непродолжительные.

По информационному обеспечению:

o исследование основывается на внутренней информации;

o исследование с привлечением обширной внешней информации.

По степени организованности и участия персонала:

o индивидуальные;

o коллективные;

o спонтанные;

o организованные.

В практике исследования систем управления встречаются все типы исследований.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 565; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.107.149 (0.073 с.)