Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Составление Программы прикладного социального↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 12 из 12 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
ИССЛЕДОВАНИЯ (структура)
Программа исследования – изложение его цели и общей концепции, исходных гипотез вместе с логической последовательностью операций для их проверки. Работа над программой, как правило, предваряет другие этапы социального исследования. Узловые элементы программы: 1. Формулировка и обоснование проблемы исследования. Поставленную самой жизнью противоречивую ситуацию принято называть социальной проблемой. Для исследователя она выступает как состояние "незнания" определенных сторон, количественных и качественных изменений, тенденций развития, причин и других характеристик какого-либо социального явления или процесса. В процессе формулировки проблемы исследования необходимо стремиться к тому, чтобы в ней получили как можно более точное отражение и сама проблемная ситуация, и реальное противоречие, определяющее ее. При этом важно избегать опасности постановки мнимых проблем, т.е. проблем, либо не отражающих реальной социальной ситуации, либо давно решенных. Следует опасаться и другой крайности – выдвижения проблем слишком широкого плана. Бывает, что в ходе одного исследования приходится искать ответы на ряд проблем. Однако такое возможно лишь в том случае, когда сама исследовательская программа нацелена на "многопроблемный" социологический анализ. В принципе же идти на изучение нескольких проблем в рамках одного исследования нецелесообразно. 2. Определение цели исследования. Социальные исследования обычно преследуют практическую цель, ибо призваны дать, прежде всего, информацию для выработки рекомендаций, подготовки и принятия управленческих решений. Результаты такого исследования служат обоснованием, подтверждением уже имеющихся теоретических знаний. Четкая формулировка цели – одно из важнейших методологических требований к программе. 3. Определение объекта и предмета исследования. Социальная проблема не существует сама по себе и всегда предполагает своего носителя – ту общность людей и их деятельность, с которыми она неразрывно связана. Следовательно, "объектом" исследования в широком смысле выступает носитель той или иной социальной проблемы. Вместе с тем причины возникновения той или иной проблемы могут лежать и за пределами объекта исследования. Это ведет к условному расширению его масштабов, позволяющему выявить истинные причины возникновения данной проблемы. (Пример: низкая активность на занятиях по какому-либо предмету. Здесь причиной может быть как незаинтересованное отношение самих учащихся к занятиям, так и формальная, шаблонная методика их проведения, низкая квалификация преподавателей. Поэтому выделяется два объекта исследования: основной – учащиеся, и дополнительный – педагоги). Четкое выделение объекта способствует правильному определению "предмета" исследования. Последний включает в себя те стороны и свойства объекта, которые в наиболее полном виде выражают исследуемую проблему (скрывающееся в ней противоречие) и подлежат изучению. (В вышеприведенном примере предметом исследования может выступать связь между эффективностью системы образования и теоретическим уровнем, методическим мастерством педагогов). Таким образом – предмет социального исследования предстает как концентрированное выражение взаимосвязи проблемы и объекта исследования. Предмет устанавливает познавательные границы, в пределах которых изучается конкретный объект в данном исследовании. 4. Логический анализ основных понятий. Состоит из двух этапов: а. Выявление главных сторон предмета исследования путем интерпретации такого понятия, которое наиболее точно и полно выражает его сущность. б. Выявление совокупности операциональных понятий, на которые раскладывается основное понятие. "Интерпретация" основного понятия позволяет установить, по каким направлениям анализа должен осуществляться сбор первичной информации. "Операционализация" – о чем следует собирать информацию. Нахождение "индикаторов" помогает уяснить, как и в какой форме надо подойти к ее сбору. "Индикаторами" в социальном исследовании называют разнообразные предметы, события, признаки явлений и процессов, поведенческие акты, поступки, оценки и суждения людей, т.е. – все факты, которые используются для социологического измерения. В то же время индикаторы позволяют правильно сформулировать вопросы для анкеты и других видов инструментария, а также определить структуру ответов на них. Всем индикаторам присущи различные характеристики, которые в инструментарии выступают в качестве вариантов ответов на вопросы. Они, расположенные в той или иной последовательности по позициям, и образуют "шкалу измерения". (Пример: "образование" – операциональное понятие, "уровень образования" – объективный индикатор, его характеристики – начальное, среднее, средне-специальное, незаконченное высшее и высшее. Они-то и становятся позициями шкалы измерения). Осуществленный в процессе логического анализа основных понятий выбор индикаторов и построение на их основе шкал позволяют начать разработку инструментария для непосредственного измерения сторон и свойств изучаемого явления. 5. Формулировка гипотез исследования. Как правило, любое социальное исследование строится на предварительных, явно или неявно выраженных предположениях о характере и причинах возникновения изучаемой проблемы. Если исследователь целенаправленно пытается их предугадать, он формулирует свои предположения в виде гипотез. Последние способствуют увеличению оперативности исследования, подсказывают правильный выбор объекта исследования и метода сбора социологической информации. Важно, чтобы выдвигаемые гипотезы не сковывали мысль исследователя, заранее не предопределяли итоговые результаты его работы. Их формулируют однозначно, избегая по возможности расплывчатых понятий. По значимости и характеру гипотезы можно разделить на основные и дополнительные. 6. Задачи исследования. Формулируются в соответствии с его целью и гипотезами и также, как и последние, могут быть условно разделены на основные и дополнительные. Основные задачи исследования в зависимости от его практического или познавательного характера либо заключают в себе поиск ответа на вопрос о путях и средствах решения данной проблемы, либо обосновывают необходимость "вскрытия", "среза" проблемы, ее предварительный анализ. Может сложиться ситуация, когда выдвижение дополнительных гипотез потребует выяснения еще каких-либо вопросов. В соответствии с этим и выдвигаются дополнительные задачи. 7. Определение обследуемой совокупности. Поскольку опрос всех людей, составляющих объект исследования, был бы нерационален, большинство социологических исследований носит не сплошной, а выборочный характер. По строгим правилам отбирается определенное количество людей, отражающих по социально-демографическим признакам и другим характеристикам структуру изучаемого объекта. Эта операция носит название "выборка". От правильности ее осуществления в огромной степени зависит качество и достоверность социологической информации. Данное обстоятельство обязывает тщательно описать в программе "проект выборки", который в последующем, с учетом особенностей и динамики исследования может быть уточнен и выделен в отдельный документ. В проекте выборки указываются принципы выделения из объекта той совокупности, в которой, собственно, и будет проведена исследовательская работа, обоснована техника проведения исследования, обозначены подходы к определению достоверности полученной информации. Процесс выборки основан, во-первых, на взаимосвязи и взаимообусловленности качественных характеристик и признаков социальных объектов; во-вторых, на правомерности выводов о целом на основании изучения его части при условии, что по своей структуре часть является микромоделью целого. В проекте выборки должны быть отмечены "генеральная совокупность" (объект исследования, который территориально, производственно и во времени локализован) и "выборочная совокупность" (число элементов генеральной совокупности, отобранных по строго заданному правилу). Обследуемая совокупность формируется как методом ненаправленного отбора, так и методом серийной выборки, что также должно быть отражено в ее определении. 8. Методическая часть. Здесь отмечаются характеристика применяемых в ходе исследования методов и приемов сбора первичной информации; логическая структура применяемого инструментария, из которой видно, на выявление каких характеристик предмета исследования направлен тот или иной блок вопросов; порядок расположения вопросов в инструментарии. Сам инструментарий прилагается к программе в качестве самостоятельного документа. 9. Приемы обработки информации. Должны быть отражены следующие компоненты структуры обработки: 1. редактирование и кодирование информации (часть анкетной информации заранее формализована, т.е. даны возможные варианты ответов и проставлены их цифровые коды. В этом случае необходимо редактирование; другой тип собираемых данных представляет ответы на "открытые" вопросы, здесь должна быть представлена их группировка и последующее кодирование); 2. перенос данных на машинные носители (SPSS, Statistika, и т.д.); 3. проверка качества данных и коррекция ошибок; 4. создание переменных (процесс в некотором смысле обратный процессу операционализации понятий – "переменные" выступают в качестве показателей, изучению которых, собственно, и посвящено исследование. Для многих вопросов анкет получаемая информация непосредственно отвечает задачам исследования, и в этом случае сами вопросы являются переменными); 5. статистический анализ (ключевой этап в процессе анализа социологических данных. В его ходе выявляются статистические закономерности и зависимости).
Рабочий план исследования документальное фиксирование последовательности и объема всех ресурсных затрат, необходимых для выполнения программы исследования. Глазные элементы Р. п. теоретико-прикладного исследования: 1) разработка программы, включая концептуальную ее часть и методики, а также период практического опробывания всех инструментов исследования. На это целесообразно отвести до 1/3 всего времения, необходимого для исследования; 2) период сбора основной информации («полевая» стадия), включая подготовку собранных данных для анализа (кодирование для ручной или машинной обработки) до 20 % всего объема времени; 3) стадия обработки и анализа данных (до 40 % общего времени) и 4) время на оформление итоговых отчетов или подготовки научных публикаций (примерно 10 % времени от общего объема на исследование). В зависимости от конкретных условий работы эти пропорции затрат времени могут быть уточнены. Например, наличие апробированных методик сокращает сроки разработки программы, а хорошее обеспечение ЭВМ сроки на обработку и анализ данных. В прикладном исследовании Р. п. должец предусматривать: 1) время и ресурсы на детальное описание проблемной ситуации, включая разработку вариантов возможного ее решения (около 20% объема времени и больше); 2) анализ имеющихся и сбор новых данных для проверки вариантов решения проблемы с возвратом к первой стадии коррекции вариантов решения (20 % времени); 3) проведение опытного внедрения предлагаемого решения, экспериментирование на отдельных объектах (40 % общего времени) и, наконец, 4) написание итогового отчета с практическими рекомендациями и (или) проработкой социальной технологии осуществления этих рекомендаций (20 % времени). При осуществлении более или менее однотипных исследований (например, опросов общественного мнения) многие операции уже стандартизированы, имеются соответствующие ресурсные нормативы, что повышает надежность Р. п. и. В других случаях последний может корректироваться за счет поиска дополнительных ресурсов в случае их перерасхода на малоизученных стадиях, а также экономии ресурсов путем отказа от детальной проработки второстепенных аспектов.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 473; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.55.25 (0.008 с.) |