Существует несколько подходов к учету системы критериев. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Существует несколько подходов к учету системы критериев.



Первый из них состоит в сведении нескольких критериев к одному че­рез их коэффициенты значимости, определяемые экспертными или другими методами. Преимущества такого подхода заключаются в возможности стро­гого математического решения задачи оптимизации. Ограниченность его использования в сложности определения коэффициентов значи­мости критериев, которые имеют самую разную, трудно сопоставимую природу.

Второй подход состоит в превращении части критериев в ограни­чения. Он возможен в случаях, когда имеется возможность обосновать количественно величину ограничений по определенным критериям.

Третий подход заключается в ранжировании критериев и распо­ложении их в порядке важности. На первом этапе производится опти­мизация по наиболее значимому критерию, а затем определяется об­ласть, где этот критерий отличается от оптимального его значения не более чем на 10%. В этой области и производится оптимизация по второму по важности критерию и т.д.

Критерий может быть выражен в номинальной, порядковой или количественной шкале, а также в виде математической функции.

При выборе критерия необходимо соблюдать следующее усло­вие: критерии, используемые для решения задач низшего уровня, должны увязываться с критериями, используемыми на следующем, более высоком уровне.

Процесс формирования критериев должен идти сверху вниз при условии, что снизу вверх поступает необходимая для этого информа­ция. Таким образом, важным условием является обеспечение ниже­стоящих иерархических уровней критериями оценки, а вышестоящих -необходимой информацией.

Так как при функционировании систем, большая роль принадле­жит случайным процессам, критерий может быть основан на случай­ных величинах. В подобных обстоятельствах оперируют с математи­ческими ожиданиями (средними значениями) критериев.

22.Понятие и содержание методики системного анализа

Методика системного анализа - это программа планомерно направленных действий, совокупность определенным образом выде­ленных и упорядоченных этапов и подэтапов с рекомендованными ме­тодами и приемами их выполнения, призвана систематизировать эв­ристическую деятельность и избавить исследователя от заведомо не­верных шагов.

Методики решения сложных и сверхсложных проблем чаще всего недостаточно формализованы. Это связано с тем, что направления выхода из большинства логических блоков и этапов определяются чаще лишь интуицией наблюдателя, на любой стадии может возник­нуть необходимость вернуться назад, иногда на несколько шагов. При решении конкретных проблем отдельные этапы могут быть пропуще­ны. Используя конкретную методику, разные исследователи могут прийти к разным решениям одной и той же проблемы, а могут и вовсе не найти решения.

Сравнительный анализ применения обозначенных методик для исследования сложных социально-экономических систем показывает, что наиболее универсальными являются методики, предложенные отечественными авторами Ю.И. Черняком и А.В. Шеверевым.

Этап 1. Анализ проблемы. На этом Этапе выясняется, существует ли проблема, дается точное формулирование проблемы, анализируются логическая струк­тура проблемы, ее развитие в прошлом и будущем, внешние связи проблемы, принципиальная решаемость проблемы.

Этап 2. Определение системы. Чтобы реализовать системный подход, проблему необходимо разложить на комплекс четко сформу­лированных задач. Определение объекта - только на пер­вый взгляд легкая задача, в некоторых ситуациях она представляет наибольшую трудность исследования.

Этап 3. Анализ структуры системы. Содержание этого этапа в значительной степени зависит от вида системы. В больших системах -это определение уровней иерархии, в сложных - определение аспек­тов и языков, в динамических - определение процессов и функций, в кибернетических - определение и спецификация процессов управле­ния и каналов информации и т.д.

Этап 4. Формирование общей цели и критерия системы. В зависимости от характера объекта или проблемы, подходов к их исследованию эта процедура включает: определение общей цели и основного критерия с дальнейшей декомпозицией их по подсистемам или определение це­лей - требований и критериев отдельных подсистем и композиция об­щей цели и критерия системы.

Этап 5. Декомпозиция цели, выявление потребности в ре­сурсах и процессах. Декомпозиция целей на этом этапе должна быть доведена до та­кой степени, чтобы цели можно было увязать с конкретными меро­приятиями по их достижению.

Этап 6. Выявление ресурсов и процессов, композиция це­лей. Этот этап имеет место в тех случаях, когда мы имеем дело с не­производственными, а тем более не экономическими системами (сис­тема здравоохранения, народного образования и целым рядом дру­гих), в которых часто не удается логическим путем четко сформулиро­вать цели и критерий эффективности развития системы.

Этап 7. Прогноз и анализ будущих условий. Прогнозирование включает: анализ устойчивых тенденций развития системы; прогноз развития и изменения среды; предсказание появле­ния новых факторов, оказывающих сильное влияние на развитие системы; комплексного анализа взаимодействия факторов будущего раз­вития и возможных сдвигов целей и критериев.

Этап 8. Отбор вариантов. Содержание этого этапа включает: анализ целей на совместимость и входимость; проверку целей на полноту; отсечение избыточных целей; планирование вариантов достижения отдельных целей; оценку и сравнение вариантов; совмещение комплекса взаимо­связанных вариантов.

Этап 9. Диагноз существующей системы. Результат диагностического анализа способствует построению обоснованного организационного плана реализации вновь спроекти­рованной системы.

Этап 10. Построение комплексной программы развития. На данном этапе на основе результатов ре­шения задач системного анализа создаются комплексные программы развития.

Этап 11. Проектирование организации для достижения це­лей. В случаях, когда для реализации комплексных программ необхо­димо создавать постоянный или временный орган управления, осуще­ствляется организационное проектирование. При этом определяются цели организации, формируются функции организации, проектируются организационная структура, информационные коммуникации, режим работы и механизм мотивации.

23.Классификация методов системного анализа



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 315; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.185.180 (0.02 с.)