Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Существует несколько подходов к учету системы критериев.

Поиск

Первый из них состоит в сведении нескольких критериев к одному че­рез их коэффициенты значимости, определяемые экспертными или другими методами. Преимущества такого подхода заключаются в возможности стро­гого математического решения задачи оптимизации. Ограниченность его использования в сложности определения коэффициентов значи­мости критериев, которые имеют самую разную, трудно сопоставимую природу.

Второй подход состоит в превращении части критериев в ограни­чения. Он возможен в случаях, когда имеется возможность обосновать количественно величину ограничений по определенным критериям.

Третий подход заключается в ранжировании критериев и распо­ложении их в порядке важности. На первом этапе производится опти­мизация по наиболее значимому критерию, а затем определяется об­ласть, где этот критерий отличается от оптимального его значения не более чем на 10%. В этой области и производится оптимизация по второму по важности критерию и т.д.

Критерий может быть выражен в номинальной, порядковой или количественной шкале, а также в виде математической функции.

При выборе критерия необходимо соблюдать следующее усло­вие: критерии, используемые для решения задач низшего уровня, должны увязываться с критериями, используемыми на следующем, более высоком уровне.

Процесс формирования критериев должен идти сверху вниз при условии, что снизу вверх поступает необходимая для этого информа­ция. Таким образом, важным условием является обеспечение ниже­стоящих иерархических уровней критериями оценки, а вышестоящих -необходимой информацией.

Так как при функционировании систем, большая роль принадле­жит случайным процессам, критерий может быть основан на случай­ных величинах. В подобных обстоятельствах оперируют с математи­ческими ожиданиями (средними значениями) критериев.

22.Понятие и содержание методики системного анализа

Методика системного анализа - это программа планомерно направленных действий, совокупность определенным образом выде­ленных и упорядоченных этапов и подэтапов с рекомендованными ме­тодами и приемами их выполнения, призвана систематизировать эв­ристическую деятельность и избавить исследователя от заведомо не­верных шагов.

Методики решения сложных и сверхсложных проблем чаще всего недостаточно формализованы. Это связано с тем, что направления выхода из большинства логических блоков и этапов определяются чаще лишь интуицией наблюдателя, на любой стадии может возник­нуть необходимость вернуться назад, иногда на несколько шагов. При решении конкретных проблем отдельные этапы могут быть пропуще­ны. Используя конкретную методику, разные исследователи могут прийти к разным решениям одной и той же проблемы, а могут и вовсе не найти решения.

Сравнительный анализ применения обозначенных методик для исследования сложных социально-экономических систем показывает, что наиболее универсальными являются методики, предложенные отечественными авторами Ю.И. Черняком и А.В. Шеверевым.

Этап 1. Анализ проблемы. На этом Этапе выясняется, существует ли проблема, дается точное формулирование проблемы, анализируются логическая струк­тура проблемы, ее развитие в прошлом и будущем, внешние связи проблемы, принципиальная решаемость проблемы.

Этап 2. Определение системы. Чтобы реализовать системный подход, проблему необходимо разложить на комплекс четко сформу­лированных задач. Определение объекта - только на пер­вый взгляд легкая задача, в некоторых ситуациях она представляет наибольшую трудность исследования.

Этап 3. Анализ структуры системы. Содержание этого этапа в значительной степени зависит от вида системы. В больших системах -это определение уровней иерархии, в сложных - определение аспек­тов и языков, в динамических - определение процессов и функций, в кибернетических - определение и спецификация процессов управле­ния и каналов информации и т.д.

Этап 4. Формирование общей цели и критерия системы. В зависимости от характера объекта или проблемы, подходов к их исследованию эта процедура включает: определение общей цели и основного критерия с дальнейшей декомпозицией их по подсистемам или определение це­лей - требований и критериев отдельных подсистем и композиция об­щей цели и критерия системы.

Этап 5. Декомпозиция цели, выявление потребности в ре­сурсах и процессах. Декомпозиция целей на этом этапе должна быть доведена до та­кой степени, чтобы цели можно было увязать с конкретными меро­приятиями по их достижению.

Этап 6. Выявление ресурсов и процессов, композиция це­лей. Этот этап имеет место в тех случаях, когда мы имеем дело с не­производственными, а тем более не экономическими системами (сис­тема здравоохранения, народного образования и целым рядом дру­гих), в которых часто не удается логическим путем четко сформулиро­вать цели и критерий эффективности развития системы.

Этап 7. Прогноз и анализ будущих условий. Прогнозирование включает: анализ устойчивых тенденций развития системы; прогноз развития и изменения среды; предсказание появле­ния новых факторов, оказывающих сильное влияние на развитие системы; комплексного анализа взаимодействия факторов будущего раз­вития и возможных сдвигов целей и критериев.

Этап 8. Отбор вариантов. Содержание этого этапа включает: анализ целей на совместимость и входимость; проверку целей на полноту; отсечение избыточных целей; планирование вариантов достижения отдельных целей; оценку и сравнение вариантов; совмещение комплекса взаимо­связанных вариантов.

Этап 9. Диагноз существующей системы. Результат диагностического анализа способствует построению обоснованного организационного плана реализации вновь спроекти­рованной системы.

Этап 10. Построение комплексной программы развития. На данном этапе на основе результатов ре­шения задач системного анализа создаются комплексные программы развития.

Этап 11. Проектирование организации для достижения це­лей. В случаях, когда для реализации комплексных программ необхо­димо создавать постоянный или временный орган управления, осуще­ствляется организационное проектирование. При этом определяются цели организации, формируются функции организации, проектируются организационная структура, информационные коммуникации, режим работы и механизм мотивации.

23.Классификация методов системного анализа

   
  1. Неформальные методы
Метод сценариев Суть метода заключается в том, что группа высококвалифици­рованных специалистов составляет план сценария. Различные разде­лы сценария обычно пишутся различными группами или отдельными специалистами. В них развертывается возможный ход событий во времени, начиная от сложившегося в рассматриваемый период или от какого-нибудь значительного события в будущем, которое окажет су­щественное влияние на постановку и решение проблемы или взаимо­связанного круга проблем. Использование широкого круга специали­стов различных профессий в написании сценария обеспечивает мно­гостороннее рассмотрение проблемы, позволяет проследить ее струк­туру и взаимосвязи с другими проблемами.
Метод экс­пертных оценок Используются на этапах, имеющих высокий уровень информационной неопределенности. Хотя интуицию, которая используется в экспертных методах, считают не всегда надежной и совершенной формой познания, но подкрепленная соответствующей системой обработки мнений, она оказывает сущест­венную помощь при решении многих вопросов. Снижению субъекти­визма и повышению достоверности экспертных оценок способствует использование их в сочетании с элементами математической стати­стики, теории игр и т.д.
Диагности­ческие ме­тоды Имеется целый ряд методик и рекомендаций по осуществлению диагностического обследования. Они могут использоваться как для диагностики по задачам, так и для диагностики по методам.
2. Графические методы
Метод де­рева целей Его сущность заключается в дезагрегировании гдуемой системы на составные элементы с возможной после­дующей числовой оценкой их относительной значимости. Метод является достаточно гибким, чтобы удовлетворить различным требованиям. Дерево взаимосвязей представляет собой главный инструмент увязки целей разного уровня с конкретными средствами их достижения.  
Матричные методы Не являются специфическим инстру-эм системного анализа, однако широко используются на различ­но этапах в качестве вспомогательного средства. Матрица явля-не только чрезвычайно наглядной формой представления ин-шции, но и формой, которая во многих случаях раскрывает внут-ие связи между элементами, помогает выявить и проанализиро-ненаблюдаемые части структуры. Используются для представления и анализа систем их структур, внутренних и внешних связей системы, при отборе с-в для достижения целей, выявления потенциальных возможно-действующих систем, проектирования комплексных программ развития.  
  Сетевые методы Целями применения сетевых методов планирования и управле­ния являются разработка оптимального или близкого к нему варианта осуществления программы, обеспечивающего рациональную увязку во времени и пространстве выполняемых работ и наилучшее использо­вание ресурсов, а также эффективное управление процессом реали­зации этой программы.  
3. Количественные методы
Методы экономиче­ского ана­лиза Экономический анализ представляет собой систему методов и приемов, направленных: на исследование экономических процессов в их взаимосвязи, складывающихся под воздействием экономических законов и факторов субъективного порядка; на раскрытие тенденций и пропорций хозяйственного развития с определением неиспользован­ных внутрихозяйственных резервов; на выявление положительных и отрицательных факторов и количественного измерения их действия.  
Морфоло­гические методы Основная идея морфологического подхода заключается в сис­тематическом поиске возможных вариантов решения поставленной проблемы или реализации системы путем комбинирования основных, выделенных исследователем структурных элементов или признаков. При этом система или проблема может разбиваться на части разными способами и рассматриваться в разных аспектах.  
Статисти­ческие ме­тоды Статистические методы анализа могут использоваться в каче­стве инструментов получения информации о будущем, при комплекс­ном анализе факторов перспективного развития. При применении ста­тистических представлений процесс постановки задачи как бы частич­но заменяется статистическими исследованиями. Он позволяет, не выявляя всетерминированные связи между изучаемыми элемента­ми или учитываемыми компонентами сложной системы, на основе ис­следования представительной выработки получить статистические за­кономерности и распространить их с какой-то вероятностью на пове­дение системы в целом.  
   
   
4. Методы моделирования
Киберне­тические методы Определение взаимосвязи между элементами системы и окружающей среды; определение и спецификация процессов управления и каналов информации, формирование общей цели и критерия системы, выяв­ление недостатков в организации и управлении системой; проектиро­вание организации для достижения целей.
Описа­тельные модели Композиция целей и критериев в системах, где их трудно выразить явным образом; оценка взаимодействий между элементами и средой в слабо структурированных системах, прогнозирование тенденций раз­вития системы и окружающей среды: исследование возможных сдви­гов целей и критериев; создание системы ответственности при по­строении комплексной программы развития
Норма­тивные операци­онные модели Определение целей - требований подсистем; формирование процеду­ры определения общей цели и конструирование критериев; формиро­вание комплексных программ развития; поиск оптимальных вариан­тов развития подсистемы и достижения локальных целей.
     


Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 411; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.52.248 (0.01 с.)