Индивидуальные эвристические методы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Индивидуальные эвристические методы



Метод аналогии предполагает перевод проблемы в аналогию, и затем развитие аналогии. На завершающем этапе аналогия переводит­ся обратно в проблему и анализируется. Содержательно параметры аналогии как бы замещают параметры исходной ситуации и, когда ус­танавливается результат развития аналогии, происходит замена пара­метров уже развитой аналогии на первоначальные параметры исход­ной ситуации. Результативное замещение возможно только при содер­жательном внутреннем единстве исходной проблемы и аналогии.

Аналогия - это сходство объектов их некоторых при­знаках, свойствах сторонах и отношениях Метод стимулирования случайностью направлен на полу­чение большего количества идей, вариантов решения за непродолжи­тельное время. С помощью случайного стимула создается ассоциация - определенный образ исходной проблемы со связями между элемен­тами. В отличие от аналогии, которая представляет обычно достаточ­но жесткую логическую конструкцию, ассоциация менее закрепощена, она может быть содержательно не связана с исходной проблемой и обеспечивает более широкий взгляд на нее. Достоинство метода в том, что полученные ассоциации вследствие случайности и независи­мости стимулов также независимы между собой, а значит, более ин­формативны. Метод вспомогательной промежуточной точки основан на использовании для решения проблемы промежуточного признака-переносчика в виде объекта, свойства и отношения. Сущность заключается в нахождении промежуточных звеньев или связей, когда прямое решение невозможно или на его пути возни­кают существенные сложности. Количество дополнительных промежу­точных точек может быть любым, главное, чтобы в конечном счете за­мыкалась вся цепочка признаков-посредников. Метод дробления и восстановления на новой основе опи­рается на известный метод диалектики восхождения от абстрактного к конкретному, при котором абстрактные понятия выступают как способы движения знания внутрь проблемы. Проблемная ситуация переводится в абстрактную схему, которая в дальнейшем восстанавливается до конкретного знания конкретных свойств объекта, предмета, субъек­та и связей между ними. При этом каждый шаг может рассматриваться как ключ к решению проблемы. Метод является одним из основных для выработки альтернатив, для агрегации и дезагрегации проблем. Его цель - разложить проблемную ситуацию на составляющие, войти в ее начало, перестраивая и восстанавливая эти составляющие новыми способами Метод равноудаленной точки используется, когда сущест­вующая ситуация разнопланово действует на развитие объекта, субъ­екта, их составных частей, и требуется найти устойчивое динамиче­ское равновесие. Последнее играет ключевую роль в развитии многих систем и представляет не неподвижное, постоянное равенство, а ди­намическое чередование двух крайностей. Метод предполагает выде­ление из исходной проблемы ее составляющих, поиск равноудален­ных решений с позиции совместного взаимовыгодного использования сложившейся ситуации, а затем с их позиций - разрешение исходной проблемы. Метод разворота используется в тех случаях, когда прямое разрешение проблемы затруднительно или вообще невозможно. В его основе лежит постулат "Если хочешь добиться чего-либо, следует на­чать с его противоположности". Сущность метода заключается в том, что исходная проблема трансформируется в перевернутую, находится ее решение, и на его базе решается исходная проблема. Модифика­циями метода являются метод обратной связи, метод "немного вре­да - только на пользу", метод компенсации или нейтрализации огра­ниченности зоны внимания наблюдателя, а следовательно, ограни­ченности той части информации, на которую непосредственно направ­лено внимание. Метод последовательных приближений основан на построе­нии и анализе таблиц, генерации вариантов решений, в которых каж­дый последующий вариант решения должен быть хотя бы чуть-чуть лучше предыдущего. Для этого необходимо в новом варианте пере­вести хотя бы один знак минус на плюс, оставив остальные без изме­нения. Таблицы позволяют ничего не забыть при решении проблемы при условии, если это не упущено в формировании исходных целей и ограничений. Поэтому метод последовательных приближений требует особого внимания ко всем частям проблемы, особенно к тем, которые, на первый взгляд, внимания не заслуживают. Метод морфологических матриц предполагает построение мно­гомерной таблицы, столбцы и строки которой отражают какие-либо суще­ственные признаки проблемы. Такая многомерная таблица позволяет ох­ватить почти все возможные варианты. Но в этом и один из основных не­достатков морфологического анализа, поскольку возникают тысячи вариантов. Выигрыш от использования метода заключается в том, что поиск вариантов решения проблемы заменяется поиском осей и при­знаков. Недостаток в том, что, упустив хотя бы одну ось, мы автомати­чески теряем очень большую группу вариантов. Метод включения предполагает использование нескольких промежуточных звеньев (суперпозиций) в виде элементов, свойств и отношений, позволяющих определить недостающие связи и найти ре­шение исходной проблемы. Методом включения можно выбрать стар­товую позицию в разрешении проблемы, а затем, наложив ее на си­туацию развития и предполагаемые ограничения, оценить возможные варианты решения проблемы. В другом случае суть метода будет за­ключаться в том, что ограничения проблемы включаются в единую систему с целью. В результате такого объединения "новой" целью ста­новится система: исходная цель плюс ограничения. Наконец, метод включения может быть построен на принципе матрешки, то есть один объект размещается внутри другого. Метод асимметрии используется для снятия противоречий при разрешении проблем и представляет собой способ целенаправленного смещения противоречий. Этот метод широко используется при реше­нии проблем путем ведения переговоров. Целевая направленность ме­тода состоит в том, чтобы решать проблему, исходя из сути дела, а не торговаться по поводу того, на какие изменения исходной позиции мо­жет пойти каждая из сторон. Это достигается путем увеличения круга рассматриваемых вопросов, где имеются взаимные интересы сторон и создание положительной "критической массы" достижения соглашения. Стороны путем асимметрии целенаправленно увеличивают "пирог", пы­таясь получить выигрыш по вновь добавленным проблемам. Метод максимального числа степеней свободы исходит из следующих положений: характеристики объекта, субъекта и внешней среды должны меняться так, чтобы быть оптимальными на каждом этапе работы; если имеется возможность, то разделить объект на части, спо­собные перемещаться относительно друг друга. Метод непрерывности полезного действия направлен на устранение "холостых" ходов в функционировании объектов, рабо­тающих непрерывно. Метод периодического действия предполагает переход от непрерывного действия к импульсному или изменению периодичности и использованию паузы между импульсами для осуществления друго­го действия. Метод ослабления условий основан на раскрепощении жест­кой схемы проблемной ситуации и приведении ее к более простой за­даче, что создает эффект частичного решения проблемы. 26.Коллективные эвристические методы Мозговая атака призвана изобретать как можно больше идей, с помощью которых можно решить проблему. Для создания творческих подходов необходимо следующее:

1. Отделить изобретение альтернатив от их оценки.

2. Как можно больше расширить круг альтернатив, вместо того, чтобы искать единственное решение.

Для успеха главное - ощущение коллективного творчества. Оно не должно покидать участников в течение всей мозговой атаки. Поэто­му целесообразно не фиксировать процесс и не обращать внимание на то, кто и какую идею выдвинул.

После "атаки" необходимо:

- выделить самые многообещающие идем с учетом мнения самих участников;

- продумать пути улучшения перспективных идей, сделать их бо­лее привлекательными и реалистическими;

- определить время окончательной оценки идей и принятия ре­шения.

Работа группы проходит в два этапа. Задача первого этапа - сде­лать непривычное привычным. Для этого путем обобщения различных ситуаций непривычную проблему или объект с помощью метода ана­логий помещают в привычную среду, и ее непривычность исчезает. После этого начинается второй этап, задача которого - вернуться к ис­ходной проблеме.

Метод целевых обсуждений заключается в проведении обсуж­дения, направляемого ведущим, таким образом, чтобы втянуть всех участников в открытую и заинтересованную дискуссию и не дать со­вещанию вылиться в серию пассивных ответов на вопросы. Отличие от метода "мозговой атаки" состоит в том, что участники предвари­тельно готовят свою точку зрения по решаемой проблеме. Метод целевых обсуждений особенно эффективен при оценке перспективности новых идей.

Метод инвентаризации "узких мест" имеет много общего с методом целевых обсуждений и предполагает предварительное со­ставление списка "узких мест" по какой-либо проблеме. Эффектив­ность метода заключается в том, что анализировать уже известные "узкие места" легче, чем искать их. Самым сложным в реализации это­го метода является составление по возможности полного списка "узких мест". Если такой список составлен, можно считать проблему наполо­вину решенной. Целесообразно использовать этот метод при осуще­ствлении первичных прикидок решения проблемы, когда противоречия наибопее заметны.

Метод контрольных вопросов состоит в том, что генерация ва­риантов решений направляется списком контрольных и наводящих во­просов, составленных разными участниками или экспертами. Участники обсуждения отвечают на эти вопросы письменно и передают их друг другу. Таким образом, каждый знакомится с вариантами решения других и дает свои соображения на этот счет. При этом решения как бы "акку­мулируются" на одном листе каждого из участников обсуждения.

Интегральный метод "Метра" сочетает в себе отдельные приемы атаки, синектики, морфологических таблиц и аналоговую ме­тодику "Метра".

Блок - схема метода "Метра" состоит из трех этапов:

1. Формулировка проблемы и, ее анализ, генерация исходных идей решения.

2. "Выбор". Он разветвляется на три одновременные процедуры: структуризации проблемы с помощью аналогий и ассоциаций; комби­национное построение морфологических таблиц; соотнесение целей и средств для их удовлетворения.

3. Проведение анализа первых результатов, формулировка но­вой постановки проблемы и поиск ее решения "мозговым штурмом".

Графические методы.

Метод деревьев взаимосвязей является главным методом много анализа. Его сущность заключается в дезагрегировании исследуемой системы на составные элементы с возможной после­дующей числовой оценкой их относительной значимости. Метод является достаточно гибким, чтобы удовлетворить различным требованиям. Дерево взаимосвязей представляет собой главный инструмент увязки целей разного уровня с конкретными средствами их достижения.

Одна из главных задач построения деревьев взаимосвязей со­стоит в том, чтобы установить полный набор элементов на каждом уровне и определить взаимосвязи и соподчиненность между ними (ка­чественный аспект). Другая задача - последующее определение ко­эффициента относительной важности элементов каждого уровня.

В процессе формирования дерева взаимосвязей в качестве при­знаков декомпозиции могут быть использованы:

1. Предметный - предполагает, что элементы дерева взаимо­связей разбиваются на элементы той же природы, только более дроб­ные. Например, увеличение производства строительных материалов -на увеличение производства кирпича, сборного железобетона

2. Функциональный - применяется для того, чтобы раскрыть со­держание детализируемого элемента с точки зрения определения на­правлений действий по достижению целей данного элемента. Напри­мер, цель "повышение уровня хозяйственного руководства" можно де­тализировать на совершенствование планирования, организации, сти­мулирования и т.д.

3. Этапы воспроизводственного цикла (производство, распре­деление, обмен и потребление) или жизненного цикла технических объектов (НИОКР, внедрение в производство, производство, эксплуа­тация).

4. Этапы принятия решения.

5. Цели, мероприятия, ресурсы.

6. Исполнители - при использовании данного признака дерево взаимосвязей строится для участников реализации программы. Следует отметить, что такая декомпозиция может быть осуществлена кос­венным образом при использовании предметного признака.

7. Составные элементы процесса производства: средства тру­да; отношение между людьми и средствами производства.

8. Составные компоненты материальной системы. Например, разработка автомобиля разбивается на разработку двигателя, кузова, системы подвески и т.д.

Матричные методы не являются специфическим инстру-эм системного анализа, однако широко используются на различ­но этапах в качестве вспомогательного средства. Матрица является не только чрезвычайно наглядной формой представления ин-шции, но и формой, которая во многих случаях раскрывает внут-ие связи между элементами, помогает выявить и проанализиро-ненаблюдаемые части структуры.

Эти методы используются для представления и анализа систем их структур, внутренних и внешних связей системы, при отборе с-в для достижения целей, выявления потенциальных возможно-действующих систем, проектирования комплексных программ развития. Так называемые функционально-целевые матрицы являются одним из основных инструментов проектирования организаций, ориентированных на цель.

Области применения: Разложение проблемы на комплекс четко сформулированных задач; анализ внутренних связей между элементами системы; отбор средств для достижения целей; выявление потенциальных возможностей дей­ствующей системы; построение комплексной программы развития, проектирование матричных структур управления. Целями применения сетевых методов планирования и управле­ния являяются разработка оптимального или близкого к нему варианта осуществления программы, обеспечивающего рациональную увязку во времени и пространстве выполняемых работ и наилучшее использо­вание ресурсов, а также эффективное управление процессом реали­зации этой программы.

Наиболее эффективными областями применения сетевых мето­дов планирования и управления является управление крупными целе­выми программами, научно-техническими разработками и инвестици­онными проектами, а также сложными комплексами социальных, эко­номических и организационно-технических мероприятий на федераль­ном и региональном уровнях.

28.Количественные методы в системном анализе Разработка методологии экономического анализа базируется на научно обоснованной классификации его видов, обусловленной по­требностями рыночной экономики и практики управления, а именно на внутренний управленческий и внешний финансовый анализ. Первый ­служит целям информационно - аналитического обеспечения субъек­та управления, второй - является составной частью системы обслужи­вания внешних пользователей, выступающих самостоятельными субъектами экономического анализа по данным, как правило, публич­ной финансовой отчетности.

Экономический анализ представляет собой систему методов и приемов, направленных: на исследование экономических процессов в их взаимосвязи, складывающихся под воздействием экономических законов и факторов субъективного порядка; на раскрытие тенденций и пропорций хозяйственного развития с определением неиспользован­ных внутрихозяйственных резервов; на выявление положительных и отрицательных факторов и количественного измерения их действия.

Системность в экономическом анализе обуславливался тем, что хозяйственные процессы рассматриваются как многообразные, внут­ренне сложные единства, состоящие из взаимосвязанных сторон и элементов. В ходе такого анализа выявляются и изучаются связи меж­ду сторонами и элементами, устанавливается, каким образом эти свя­зи в результате взаимодействия приводят к единству изучаемого про­цесса и его целостности.

Морфологические метды в систематизированном виде были разработаны швейцарским астрономом Ф. Цвикки, и морфолоческий подход к исследованию и проектированию сложных систем известен под названием метода Цвикки.

Основная идея морфологического подхода заключается в сис­тематическом поиске возможных вариантов решения поставленной проблемы или реализации системы путем комбинирования основных, выделенных исследователем структурных элементов или признаков. При этом система или проблема может разбиваться на части разными способами и рассматриваться в разных аспектах.

Отправными точками морфологического исследования Ф. Цвикки считает: равный интерес ко всем объектам морфологического модели­рования;ликвидация всех ограничений и оценок до тех пор, пока не будет получена полная структура исследуемой области;максимально точная формулировка поставленной проблемы.

Использование методов морфологического анализа наиболее эффективно при определении и исследовании структуры системы, анализа деревьев целей на их полноту, а также при отборе конкретных вариантов достижения целей.

Статистические методы анализа могут использоваться в каче­стве инструментов получения информации о будущем, при комплекс­ном анализе факторов перспективного развития. При применении ста­тистических представлений процесс постановки задачи как бы частич­но заменяется статистическими исследованиями. Он позволяет, не выявляя всетерминированные связи между изучаемыми элемента­ми или учитываемыми компонентами сложной системы, на основе ис­следования представительной выработки получить статистические за­кономерности и распространить их с какой-то вероятностью на пове­дение системы в целом.

На статистических отображениях базируются теории: матема­тической статистики; статистических испытаний или статистического имитационного моделирования; выдвижения и проверки статистиче­ских гипотез.

Ограниченность применения статистических методов в систем­ном анализе связана с тем, что для их использования требуется нали­чие большого количества достаточно достоверной исходной информа­ции, что связано со значительными затратами. Кроме того, подготовка статистического материала требует достаточного количество времени, что негативно влияет на сроки проведения исследований.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 232; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.142.115 (0.025 с.)