Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Системный подход, системные исследования, системный анализ.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Вопросами применения системных представлений для анализа сложных объектов и процессов занимаются системные направления, называющиеся системным подходом, системными исследованиями, системным анализом, системологией, системотехникой и т.п. За исключением системотехники, область которой ограничена техническими системами, все другие термины часто употребляются как синонимы. Однако в последнее время их начинают применять в более точном смысле. Системный подход. Этот термин начал применяться в первых работах, в которых элементы общей теории систем использовались для практических приложений. Применяя этот термин, чаще всего хотели подчеркнуть необходимость исследования объекта с разных сторон, комплексно, в отличии от ранее принятого разделения исследований на физпческие, химические и др. Покаэывалось, что с помощью многоаспектных исследований можно получить более правильное представление о реальных объектах, выявить их новые свойства, лучше определить взаимоотношения объекта с внешней средой, другими объектами. Заимствованные при этом понятия теории систем вводились не строго, не исследовался вопрос, каким классам систем лучше отобразить объект, какие свойства и закономерности этого класса следует учитывать при конкретных исследованиях, и т.п. Иными словами термин системный подход практически использовался вместо термина комплексный подход, комплексные исследования. Те, кто искал в этих работах принципиально новые конструктивные рекомендации, которые помогли бы в постановке задачи, были очарованы и к работам, в которых появлялся в названии термин системный подход, стали относиться весьма осторожно. Системные исследования. В работах под этим названием понятия теории систем используются более конструктивно: определяется класс систем, вводится понятие структуры, а иногда и правила её формирования и т.п. Это был следующий шаг. В поисках конструктивных рекомендаций появились системные направления с разными названиями: системотехника, системология и др. Для их обобщения стал применяться термин системные исследования. Часто в работах использовался аппарат исследования операций, который к тому времени был больше развит, чем методы конкретных системных исследований. Системный анализ в настоящее время является наиболее конструктив- ным направлением. Этот термин применяется неоднозначно. В одних источниках он определяется как «приложение системных концепций к функциям управления, связанным с планированием» (Д.Клиланд, В.Кинг). В других – как синоним термина анализ систем (Э.Квейд) или термина системные исследования (С.Янг). Однако, независимо от того, применяется он только к определению структуры целей системы, к планированию или к исследованию системы в целом, включая и функциональную, и обеспечивающую части, работы по системному анализу существенно отличаются от рассмотренных выше тем, что в них всегда предлагается методология проведения исследований, делается попытка выделить этапы исследования и предложить методику выполнения этих этапов в конкретных условиях. В этих работах всегда уделяется особое внимание определению целей системы, вопросам формализации представления целей. Некоторые авторы даже подчеркивают это в определении: системный анализ – это методология исследования целенаправленных систем (Д.Клиланд, В.Кинг). Термин системный анализ впервые появился в связи с задачами военного управления в исследованиях RAND Corporation (1948г.), а в отечественной литературе получил широкое распространение после выхода в 1969г. книги С.Октнера «Системный анализ для решения деловых и промышленных проблем».-М.:Сов.радио, 1969.-216с. Однако до сих пор непревзойденным образом системного анализа (хотя этот термин и не был тогда принят) остаётся ленинский план ГОЭЛРО. Следует отметить, что планирование и управление в нашей стране практически всегда осуществлялось с использованием принципов и прмемов ситемнго анализа, так как социалистическому способу управления по своей природе присущ системный характер. В начале работы по системному анализу в большинстве случаев базировались на идеях теории оптимизации и исследования операций. При этом особое внимание уделялось стремлению в той или иной форме получить выражение, связывающее цель со средствами, аналогичное критерию функционирования или показателю эффективности, т.е. отобразить объект в виде хорошо организованной системы. Так, например, в ранних руководящих материалах по разработке АСУ рекомендовалось цели представлять в виде набора задач и составлялись матрицы, связывающие задачи с методами и средствами достижения. Правда, при практическом применении этого подхода довольно быстро выяснилась его недостаточность, и исследователи стали прежде всего обращать внимание на необходимость построения моделей, не просто фиксирующих цели, компоненты и связи между ними, а позволяющих накапливать информацию, вводить новые компоненты, выявлять новые связи и т.д., т.е. отображать объект в виде развивающейся системы, не всегда предлагая, как это делать. Затем в поисках конструктивных методов, системный анализ начинают определять как «процесс последовательного разбиения изучаемого процесса на подпроцессы» (С.Янг) и основное внимание уделяют поиску приемов, которые позволяют организовать решение сложной проблемы путём расчленение её на подпроблемы и этапы, для которых становится возможным подобрать методы исследования и исполнителей. В большинстве работ стремились представить многоступенчатое расчленение в виде иерархических структур типа «дерева», но в ряде случаев разрабатывались методики получения вариантов структур, определяемых временными последовательностями функций. Затем системный анализ стал развиваться применительно к проблемам планирования и управления, и в последнее время в связи с усилением внимания к программно-целевым принципам в планировании этот термин стал практически неотделим от терминов целеоброзования и программно-целевое планирование. В работах этого периода система анализируется как целое, рассматривается роль процессов целеобразования в развитии целого, роль человека. При этом оказалось, что на данном этапе в системном анализе не хватает средств: развиты в основном средства расчленения на части, но почти нет рекомендаций, как при расчленении не утратить целое. Поэтому наблюдается усиление внимания к роли неформализованного при проведении системного анализа. Вопросы сочетания и взаимодействия формального и неформального при проведении системного анализа не решены. Но развитие этого научного направления идет по пути их решения. Теория БС с точки зрения системного зрения системного анализа проблемы включает три основных научных направления: - кибернетику как науку об управлении, включающую анализ информационных процессов в системах с управлением; - исследование операций как науку, дающую количественное обоснование степени соответствия управления целевому назначению системы; - экономические исследования (технико-экономические и воено-экономические исследования), дающие возможность анализировать процесс функционирования основных средств системы. Следовательно, предметом теории систем применительно к большим организационных системам является круг проблем, связанных с анализом целенаправленной деятельности коллективов людей, функционирования техники, которой управляют люди, и техники с силами природы. 2. Методика системного анализа. Методики, реализующие принципы системного анализа в конкретных условиях, направлены на то, чтобы формализовать процесс исследования системы, процесс постановки и решения проблемы. Методика системного анализа разрабатывается и применяется в тех случаях, когда у исследователя нет достаточных сведений о системе, которые позволили бы выбрать адекватный метод формализованного представления системы. Общим для всех методик системного анализа является формирование вариантов представления системы (процесса решения задачи) и выбор наилучшего варианта. Положив в основу методики системного анализа эти два этапа, их затем можно разделить на подэтапы. Например, первый этап можно разделить следующим образом: 1.1. Отделение (или ограничение) системы от среды. 1.2. Выбор подхода к представлению системы. 1.3. Формирование вариантов (или одного варианта-что часто делают, если система отображена в виде иерархической структуры) представления системы. Второй этап можно представить следующими подэтапами: 2.1. Выбор подхода к оценке вариантов. 2.2. Выбор критериев оценки и ограничений. 2.3. Проведение оценки. 2.4. Обработка результатов оценки. 2.5. Анализ полученных результатов и выбор наилучшего варианта (или корректировка варианта, если он был один). В настоящее время трудно привести примеры методик, в которых все этапы были бы проработаны равноценно. Например, в зарубежных методиках (ПАТТЕРН, ПРОФИЛЕ, ППБ и др.), предназначенных, как правило, для анализа относительно хорошо структурированных военно-технических проблем, обычно более детально проработаны методы проведения одного этапа – этапа оценки и анализа структуры. Принятый обычно за основу при проведении второго этапа метод экспертных оценок не всегда (например, в области образования, медицины и других проблем, связанных с человеком) удается реализовать на практике. Поэтому перспективным представляется сочетание экспертных оценок с количественными. В принципе за основу при разработке методики системного анализа можно взять этапы проведения любого научного исследования или этапы исследования и разработки, принятые в теории автоматического управления. Однако специфической особенностью любой методики системного анализа является то, что она должна опираться на понятие системы и использовать закономерности построения, функционирования и развития систем. Здесь необходимо подчеркнуть, что при практическом применении методик системного анализа обнаруживается следующее: часто после выполнения того или иного этапа (подэтапа) возникает необходимость возвратиться к предыдущему или еще более раннему этапу, а иногда и повторить процедуру системного анализа полностью. Это – проявление закономерности саморегулирования, самоорганизации, которую при разработке методики можно учитывать сознательно, ввести правила, определяющие, в каких случаях необходим возврат к предыдущим этапам.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 425; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.55.42 (0.008 с.) |