Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Личность и развитие. Проблема факторов человеческого развития в истории педагогики.
Содержание книги
- Понятие психики. Формы проявления и функции психики.
- К закономерностям ощущений относятся пороги чувствительности, адаптация, взаимодействие, контраст и синестезия.
- Понятие темперамента; теории темперамента; психологическая характеристика типов темперамента
- Задатки и склонности в структуре способностей, факторы и условия развития способностей.
- Понятие деятельности. Психологическая характеристика структуры деятельности.
- Методы научно- педагогических исследований.
- Ступени профессионального роста педагога: педагогическая умелость, мастерство, творчество, новаторство.
- Законы, закономерности педагогического процесса. Движущие силы педагогического процесса.
- Особенности физического, психического, общего и социального развития младшего школьного возраста.
- Особенности физического, психического, общего и социального развития среднего школьного возраста.
- Понятие о самовоспитании. Сущность, структура, методы самовоспитания.
- Особенности физического, психического, общего и социального развития старшего школьного возраста. Классификация методов воспитания. Выбор метода воспитания.
- Краткая история развития педагогики. Наиболее известные теории и системы воспитания в истории педагогики.
- Личность и развитие. Проблема факторов человеческого развития в истории педагогики.
- Роль наследственности в развитии личности.
Похожие статьи вашей тематики
Развитие человека – очень сложный, длительный и противоречивый процесс. Характерная особенность этого процесса – диалектический переход количественных изменений в качественные преобразования физических, психических и духовных характеристик человека. Результат развития – становление человека как биологического вида и как социального существа.
Развитие учащихся происходит по трем взаимосвязанным направлениям: биологическому, психологическому и социальному. Этапы (ступени, фазы) развития по каждому направлению относительно самостоятельны, не зависят прямо друг от друга, хотя и оказывают взаимное влияние. Также существуют свои закономерности по каждому направлению, в которых отображаются причинно-следственные связи между условиями и результатами (новообразованиями).
Развитие личности происходит под действием многих факторов:
– наследственности;
– среды (социальной, биогенной, абиогенной);
– воспитания;
– собственной практической деятельности человека.
В этом контексте фактор рассматривается как движущая сила процесса развития, а условие – как обстоятельство, от которого зависит это развитие, обстановка, в которой происходит развитие ребенка.
Условия – это те составные части или характеристики среды, в которой развивается учащийся. Система всех условий жизнедеятельности образует среду обитания человека. В ней можно выделить подсистемы биологических, психологических и социальных условий.
Условия развития делятся на необходимые и достаточные.
Необходимые условия – внутренняя объективная закономерность возникновения, существования и результативности учащихся. Они обусловливают развивающее обучение и воспитание.
Достаточные условия связаны с причинами, основаниями, противоречиями развития.
Отсутствие или недостаточность необходимых и достаточных условий приводит к прекращению или замедлению развития учащихся.
Биологическое развитие и состояние организма оказывает существенное влияние на другие направления развития и в определенной мере детерминирует организацию учебно-воспитательного процесса и социализацию личности. Наиболее значимыми в этом влиянии являются состояние центральной нервной системы и наследственность.
Биологическая наследственность обусловлена генами, определяет строение и размер тела, стадии созревания организма, биологические и некоторые психические качества.
Не наследуются генетически социальные качества личности: речь, нравственность, трудолюбие, дисциплинированность, абстрактно-символьные теоретические знания, умения, навыки и др.
Биологическое развитие организма служит основой для становления психических функций (воли, эмоций, интеллекта, памяти и др.) ребенка, среди которых различают природные психические функции и культурные психические функции, возникающие в результате абстрактной знаковой деятельности (в том числе речи) и подразделяются на простейшие и высшие.
Для воспитания, социализации и жизнедеятельности наиболее важны высшие психические функции, которые объединяются в сложные системы (общение, деятельность, отношения, мотивы и т. п.) и составляют специфическое содержание психики воспитанного человека. Воспитание и обучение составляют главные условия развития высших психических функций.
Проблема личности и ее развития. Одной из сложных и ключевых проблем педагогической теории и практики является проблема личности и ее развития в специально организованных условиях. Она имеет различные аспекты, поэтому рассматривается разными науками: возрастной физиологией и анатомией, социологией, детской и педагогической психологией и др. Педагогика изучает и выявляет наиболее эффективные условия для гармоничного развития личности в процессе обучения и воспитания. В педагогике и психологии по проблеме личности и ее развития имели место три основных направления: биологическое, социологическое и биосоциальное. Представители биологического направления, считая личность сугубо природным существом, все поведение человека объясняют действием присущих ему от рождения потребностей, влечений и инстинктов (З.Фрейд и др.). Человек вынужден подчиняться требованиям общества и при этом постоянно подавлять естественные потребности. Чтобы скрыть эту постоянную борьбу с самим собой, он «надевает маску» или неудовлетворение естественных потребностей замещает занятиями каким-либо видом деятельности. Представители социологического направления считают, что хотя человек рождается как существо биологическое, однако в процессе своей жизни он постепенно социализируется благодаря влиянию на него тех социальных групп, с которыми он общается. Чем ниже по уровню развития личность, тем ярче и резче проявляются у нее биологические черты, прежде всего инстинкты обладания, разрушения, половые и т.п. Представители биосоциального направления считают, что психические процессы (ощущение, восприятие, мышление и др.) имеют биологическую природу, а направленность, интересы, способности личности формируются как явления социальные. Такое деление личности никак не может объяснить ни ее поведение, ни ее развитие. Современная педагогическая наука рассматривает личность как единое целое, в котором биологическое неотделимо от социального. Изменения в биологии личности сказываются не только на особенностях ее деятельности, но и на образе жизни. Однако решающую роль играют те мотивы, интересы, цели, т.е. результаты социальной жизни, которые, определяя весь облик личности, придают ей силы для преодоления своих физических недостатков и особенностей характера (вспыльчивость, стеснительность и т.п.). Личность, будучи продуктом общественной жизни, в то же время является живым организмом. Отношения социального и биологического в формировании и поведении личности чрезвычайно сложны и оказывают неодинаковое воздействие на нее на разных этапах развития человека, в разных ситуациях и видах общения с другими людьми. Личность существует, проявляется и формируется в деятельности и общении. Отсюда и важнейшая характеристика личности – социальный облик человека, всеми своими проявлениями связанного с жизнью окружающих его людей. Существуют различия и в понимании сущности развития личности. Метафизики рассматривают развитие как процесс количественного накопления, как простое повторение, увеличение или уменьшение изучаемого явления. Последователи диалектического материализма при изучении этого вопроса рассматривают развитие как неотъемлемое свойство природы, общества и мышления, как движение от низшего к высшему, как рождение нового и отмирание или преобразование старого. При таком подходе развитие личности представляет собой единый биосоциальный процесс, в котором происходят не только количественные изменения, но и качественные преобразования. Эта сложность обусловливается противоречивостью процесса развития. Более того, именно противоречия между новым и старым, которые возникают и преодолеваются в процессе обучения и воспитания, выступают движущими силами развития личности. К таким противоречиям относятся: · Противоречие между новыми потребностями, порождаемыми деятельностью, и возможностями их удовлетворения; · Противоречие между возросшими физическими и духовными возможностями ребенка и старыми, ранее сложившимися формами взаимоотношений и видами деятельности; · Противоречие между растущими требованиями со стороны общества, группы взрослых и наличным уровнем развития личности (В.А.Крутецкий). Названные противоречия характерны для всех возрастов, но они приобретают специфику в зависимости от возраста, в котором проявляются. Разрешение противоречий происходит через формирование более высоких уровней деятельности. В результате ребенок переходит на более высокую ступень своего развития. Потребность удовлетворяется, противоречие снимается. Но удовлетворенная потребность рождает новую потребность, более высокого порядка. Одно противоречие сменяется другим – развитие продолжается. В процессе обучения и воспитания общие противоречия конкретизируются, приобретая более яркие формы. Это противоречия между требованиями к воспитанникам и их подготовленностью к восприятию и реализации этих требований; между воспитательными воздействиями и «сопротивление материала» (А.С.Макаренко). В педагогическом процессе проявляются также противоречия, связанные с условиями развития общества, и противоречия, возникающие как следствие недостатков воспитательной работы [5, с. 123-126]. Человек в педагогике определяется как биосоциальное существо. В его развитии прослеживаются две линии: биологическая и социальная. Биологическая линия развития генетически запрограммирована и передается по наследству от родителей детям. Социальная линия характеризует личностное формирование и развитие человека и определяется теми свойствами и качествами, которые приобретаются им в процессе жизнедеятельности. В этой связи личность в педагогике определяется как общественная сущность человека, обозначающая совокупность прижизненно приобретенных им социальных свойств и качеств. Однако такое определение личности не раскрывает ее сущности, не позволяет определить механизмы ее формирования и развития и правильно подойти к научной разработке данной проблемы. Для того чтобы понять, что собой представляет личность и как происходит ее формирование и развитие, следует более подробно рассмотреть ее структуру. Существуют различные подходы к структуре личности. Однако ни один из них не «работает» в педагогике, так как их авторы не дают развернутой концепции, а ограничиваются только отдельными соображениями. Воспитание призвано помочь подрастающим поколениям овладеть социальным опытом, который воплощает в себе не только опыт, накопленный конкретной общностью людей или человеком, но и обобщенный исторический опыт многих поколений. Каждое новое поколение, овладев социальным опытом, «присваивает» его и таким образом «приобщается» к жизни в обществе. Социальный опыт включает в себя: · систему научных знаний; · способы деятельности; · опыт поведения человека в обществе. Заметим, что усваиваемый человеком социальный опыт преобразуется в опыт личности, т.е. из внешней формы существования переходит во внутреннюю. Следовательно, социальный опыт является источником не только подготовки человека к жизни в обществе, но и его личностного формирования и развития.
|