Гуманитарные технологии, направленные на группу 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Гуманитарные технологии, направленные на группу



 

Современный педагог в профессиональной деятельности взаимодействует с достаточно большим количеством людей. Со времен возникновения системы массового образования как социального института педагог работает с группой учащихся. Необходимо отметить, что сегодня взаимодействие педагога с группой учащихся стало гораздо более разнообразным. Преподаватель использует различные технологии обучения, которые часто предполагают совместный поиск нового знания, а значит, в группе происходит взаимодействие, общение иного рода; реализуя новые технологии обучения, педагог часто вступает в неформальное общение с обучающимися. Кроме того, в соответствии с требованиями дня преподаватель любого предмета развивает у обучающихся множество компетенций, одной из важнейших является социальная компетенция, которая проявляется в умении работать в группе. Такой подход к организации обучения требует от педагога высшей школы компетенции организовывать групповое взаимодействие учащихся в познавательной, исследовательской, проектной деятельности.

Эффективное взаимодействие всех субъектов образовательного процесса обеспечивается в деятельности педагога:

· целенаправленной координацией деятельности субъектов для достижения современных результатов образования;

· продуктивностью взаимодействий субъектов в образовательном процессе;

· построением взаимоотношений субъектов образовательного процесса, основанных на взаимопонимании и уважении.

Таким образом, компетенция организации работы группы становится одной из важнейших компетенций педагога. Какие же гуманитарные технологии могут использоваться преподавателем при организации группового взаимодействия? Очевидно, таких технологий может быть несколько, в разделе 3 данного издания характеризуется технология модерации как организации взаимодействия людей в групповой работе.

Гуманитарные технологии, направленные на социум

В современных условиях, когда интенсивно развиваются и укрепляются связи образовательных учреждений с широкой внешней средой, круг субъектов образовательного процесса заметно расширился – в зависимости от образовательной политики, проводимой образовательным учреждением в локальном сообществе, субъектами образовательного процесса становятся представители:

· общественности; активных слоев местного населения;

· местных администраций и органов управления образованием;

· производственных структур разных форм собственности (потенциальные спонсоры, работодатели);

· местных средств массовой информации;

· различных организаций и ассоциаций, создаваемых местным населением.

Сегодня можно констатировать, что динамичное развитие большинства российских вузов связано с позитивным имиджем, наличием в вузе системы менеджмента качества образования, высоким рейтингом по результатам деятельности. Респектабельность вуза, известность и высокая оценка - именно этим определяется интерес к вузу у выпускников школ, работодателей и других потребителей образовательных услуг.

Объективной реальностью становится маркетинговая деятельность вузов. По отношению к внешним потребителям это PR, реклама, прямой маркетинг, стимулирование сбыта образовательных услуг. Маркетинг по отношению к внутренним потребителям– это формирование информационного пространства, разъяснительная политика, семинары, тренинги, контроль и аудит взаимоотношений с потребителями образовательных услуг.

Таким образом, актуальной потребностью для университета становится проявление каждым сотрудником современной модели профессиональной деятельности:

1. Главная мотивация профессиональной деятельности – самореализация как руководителей, так и сотрудников. Стремление к самореализации выдвигает новые цели и ценности, что, прежде всего, проявляется в поиске и освоении принципиально нового.

2. Максимальная ответственность. Авторитет достигается признанием талантов, знаний, заслуг.

3. Дух команды, сотрудничества, творческая атмосфера, когда осуществляется руководство не подчиненными, а творческим процессом.

4. Сочетание автономности и индивидуализма с коллективизмом и командной работой.

5. Самообучаемость.

Система ценностей базируется на социальных целях и этических ценностях.

7. Работа осуществляется творческими группами и структурами различного назначения.

8. Стремление к нововведениям позволяет быстро реагировать на внешние условия и изменять их.

Размышляя о возможностях гуманитарных технологий, направленных на социум, представим модель современной организации[18].

РАЗДЕЛ 2. ГУМАНИТАРНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

 

«Содержание образования

- это король,

а технологии образования

- это Бог».

В.П. Тихомиров

ВВЕДЕНИЕ В ПРОБЛЕМУ

 

Современный преподаватель должен владеть как минимум тремя языками: своим родным языком, хотя бы одним иностранным и языком технологий.

Однако, cегодня следует подчеркнуть, что преподавателю необходимо владеть языком именно гуманитарных технологий. Но прежде чем выйти на уровень умений необходимо ясно понимать, что есть такое гуманитарные технологии, и в чем их суть.

Первоначально необходимо выделить три ключевых понятия – технологии, образовательные технологии и гуманитарные технологии и определить общее и частное в этих понятиях. Также важным аспектом для рассмотрения является установление взаимосвязи между всеми этими понятиями.

Существует не одна сотня определений понятия «технология» в педагогическом контексте. В частности, под технологией понимается, и процедурное воплощение компонентов педагогического процесса в виде системы действий (то есть процесс, в котором спланирована последовательность действий), и педагогическая система, представленная в виде наборов педагогических приёмов.

Существует и еще один подход к пониманию технологий как к проектированию и реализации проекта обучения и воспитания на практике.

Какого бы взгляда на технологии, не придерживался преподаватель, но подобный технократический подход, по формату ограничивает свободу и творчество, а с другой стороны делает образовательный процесс “по-хорошему” алгоритмичным и программируемым.

Следующее ключевое понятие – это «образовательная технология».

В настоящее время в различных педагогических источниках происходит смешение понятий – «педагогическая технология», «образовательная технология», «технология обучения», «дидактическая технология» и т.п. Подобное смешение понятий вносит путаницу в умы и самих педагогов.

Не ставя перед собой задачу, решить эту сложную педагогическую проблему, уточним лишь определение понятия «образовательная технология».

Образовательная технология отвечает на вопрос: “Как учить результативно?” Существенной ее характеристикой является создание комфортных условий для всех участников образовательного процесса.

По определению Т.И. Шамовой и Т.М. Давыденко под образовательной технологией понимается “процессная система совместной деятельности обучающихся и педагога по проектированию (планированию), организации, ориентированию и корректированию образовательного процесса с целью достижения конкретного результата при обеспечении комфортных условий участникам”.

Каково соотношение образовательных и гуманитарных технологий, что в них общего, а что отличного? Можно ли рассматривать данные понятия как синонимы?

Оба эти понятия не имеют однозначно принятого определения и общего согласованного понимания. Однако интерес со стороны практиков и разработчиков, как в России, так и в Европе показывает, что данные явления прочно занимают свое место в современной образовательной практике. О педагогическом аспекте понимания гуманитарных технологий можно подробнее познакомиться в методическом пособии «Проектирование учебно-методического обеспечения модулей инновационной образовательной программы» под ред. С.А. Гончарова.

Если рассматривать гуманитарные технологии в узком смысле, то это – PR и полит – технологии, манипулятивные технологии и т. д., а если в широком смысле, то это разновидность социальных технологий, основанная на практическом использовании знаний о человеке в целях создания условий для свободного и всестороннего развитие личности.

Гуманитарные и образовательные технологии имеют разнообразное толкование на современном этапе и в силу своего разнообразия могут иметь различные варианты взаимоотношений.

Во-первых, часть образовательных технологий можно рассматривать как полноценные гуманитарные, в том случае, если они ориентированы на самого обучающегося, на его индивидуальные потребности и особенности, на группу обучающихся или на социум. К таким технологиям могут быть отнесены, в частности, технология развития критического мышления, технология рефлексивного обучения и т.п.

Второй вариант, когда образовательные технологии могут превратиться в полноценные гуманитарные технологии, если они будут наполнены собственно гуманитарным знанием.

Таким образом, гуманитарные технологии или шире образовательных технологий, или могут быть приравнены к ним.

Воспользовавшись типологией гуманитарных технологий, представленной в методическом пособии «Проектирование учебно-методического обеспечения модулей инновационной образовательной программы», можно выделить “следующие группы гуманитарных технологий профессиональной деятельности педагога:

· направленные на себя;

· направленные на другого (учащегося);

· направленные на группу (класс учащихся, родители, коллеги);

· направленные на социум (родители, социальные партнеры)”.

Овладение современным педагогом гуманитарных технологий является важной задачей, и включение в педагогический процесс по подготовке педагогов образовательных технологий, обладающих гуманитарным потенциалом, позволяет “осваивать в деятельности“ необходимые технологии.

Так, гуманитарная направленность “на себя” проявляется в технологиях рефлексивного обучения, оценки достижений, самоконтроля и т. п., по средством которых, развивается умение учиться самостоятельно.

Направленность “на другого“ проявляется, в первую очередь, в ориентации на развитие обучающегося, на содействие его образованию и на его поддержку в реализации образовательного маршрута, и реализуется в технологии модульного обучения, технологии педагогического сопровождения, организации самостоятельной работы, дистанционного обучения и т.д.

Направленность “на группу“ проявляется в умении работать в команде, оно развивается в технологиях организации группового взаимодействия, организации дискуссии, игрового обучения и т. д.

Умение решать жизненные и профессиональные проблемы показывает возможности реализации обучающегося в социуме и развивается по средством технологий проектного обучения, учебно-исследовательской деятельности, анализа конкретной ситуации (“кейсов”), и т. д.

Выбирая образовательные технологии в реальной практике, преподаватель часто руководствуется интуицией, опытом и личными предпочтениями, однако, необходимо подчеркнуть, что в современных условиях этого недостаточно и приоритетными критериями отбора образовательных технологий становятся: их собственно гуманитарный потенциал и эффективность развития профессиональных компетенций обучающихся.

 

Готовность преподавателей РГПУ к внедрению современных образовательных технологий

 

Изменения в области высшего образования во многом определяются положениями Болонской декларации (1999г.), которые нацелены на создание к 2010 г. единой европейской зоны высшего образования и повышение конкурентоспособности высшей школы. При этом возрастает роль педагогических технологий в достижении учебным заведением конкурентных преимуществ в сфере образовательных услуг, так как современное понимание качества образовательных услуг синтезируется из качества образовательной программы, кадрового и научного потенциала, материально-технического и методического обеспечения и качества технологий.

Мы полагаем, что переход к парадигме учения требует увеличения доли технологичности образовательного процесса в целом и увеличения роли педагогической технологии в частности.

Неоднозначным является сегодня вопрос о классификации педагогических технологий и их выборе при организации образовательного процесса высшей школы.

Мы предлагаем вариант классификации, на основе тенденций развития высшего образования и педагогических задач, вытекающих из этих тенденций.

Первую тенденцию можно обозначить как переход от обучения к учению, соответственно перед преподавателем встает задача поиска организационных форм освоения содержания образования, и оценивания в учебном процессе. Соответственно наиболее приоритетными являются технологии, которые, позволяют организовать самостоятельную деятельность студентов по освоению содержания высшего образования – это технология организации самостоятельной работы студента, технология модульно-рейтингового обучения, кредитная система.

Вторая тенденция предполагает изменение задач вузовского образования связанных с большей наукоемкостью образования. Соответственнонеобходимы технологии, включающие студентов в различные виды деятельности студентов /здесь приоритет отдается организации проектной, творческой и научно-исследовательской деятельности/.

Третья тенденция определяется возрастающей ролью информации в современном мире. Здесь приоритетными выступаюттехнологии работы с различными источниками информации, так как информация сегодня используется как средство организации деятельности, а не цель обучения /информационные технологии, включая технологии дистанционного обучения, технологию развития критического мышления, технология проблемного обучения/.

Нельзя не обозначить возрастание роли командной работы в современном мире, что определяет четвертую тенденцию, следовательно, современный специалист должен быть готов к этому. Перед преподавателем университета возникает задача организации группового взаимодействия в образовательном процессе. Это технологии организации группового взаимодействия /технология модерирования групповой работы, технология организации дискуссии, дебаты, технология обучения на основе социального взаимодействия и др./, поскольку отношения партнерства и сотрудничества пронизывают современный образовательный процесс, направленный на развитие толерантности и корпоративности.

Возрастание роли субъектности и самостоятельности, необходимость учения «через всю жизнь» - можно обозначить как пятую тенденцию, связанную также с организацией учения студентов. Это технологии метапознавательной деятельности студентов, т.к. субъектная позиция студента становится определяющим фактором образовательного процесса, а его личностное развитие выступает как одна из главных образовательных целей /технология рефлексивного обучения, технология оценки достижений, технология самоконтроля, технология самообразовательной деятельности/.

Шестая тенденция связана с возрастанием роли компетентности специалистов на рынке труда, связанных с усложнением задач общественного развития. Это определяет конструирование и использование в образовательном процессе педагогических технологий, позволяющих решать профессиональные задачи /технология контекстного обучения, технология анализа конкретных ситуаций, технология организации имитационных и деловых игр и др./

Таблица 1.

Тенденция Задача Технологии
Переход от обучения к учению Поиск организационных форм освоения содержания образования и оценивания в учебном процессе организации самостоятельной работы студента, модульно-рейтингового обучения, дистанционного обучения, кредитная система, портфолио
Изменение задач вузовского образования связанных с большей наукоемкостью образования Организация различных видов деятельности организации проектной, творческой и научно-исследовательской деятельности
Возрастание роли информации в современном мире Организация работы с потоками информации Информационные, технология развития критического мышления, технология проблемного обучения
Возрастание роли командной работы в современном мире Организация группового взаимодействия в образовательном процессе Технология модерирования групповой работы, технология организации дискуссии, дебаты, технология обучения на основе социального взаимодействия
Возрастание роли субъектности и самостоятельности, необходимость учения «через всю жизнь» Осуществление учения Технология рефлексивного обучения, технология оценки достижений, технология самоконтроля, технология самообразовательной деятельности
Возрастание роли компетентности специалистов на рынке труда, связанных с усложнением задач общественного развития Решение профессиональных задач контекстного обучения, технология анализа конкретных ситуаций, технология организации имитационных и деловых игр

 

Большую значимость имеет понимание преподавателями того, какие технологии выступают перспективными в современном образовательном процессе. Данные представлены в таблице «Виды педагогических технологий, используемых преподавателями РГПУ имени А.И.Герцена /опрос проводился в январе 2007 г. с целью определения готовности профессорско-преподавательского корпуса к реализации инновационных программ/.

Так 1 место в рейтинге занимает технология организации самостоятельной работы студента (82,5%), 2 место – технология организации учебно-исследовательской деятельности (57,5%), 3 место – технология организации творческой деятельности (48,8%), 4 место – информационные технологии (47,5%), 5 место – технология организации научно-исследовательской деятельности (38,8%), 6 место – технология организации дискуссии (36,3%), 7 – 8 место занимают две технологии – технология организации групповой работы и технология проблемного обучения (35,0%), 9 место – технология модульно-рейтингового обучения (33,8%), 10 место – портфолио (32,5%), 11 место – технология организации проектной деятельности (26,3%), 12 место – технология развития критического мышления (25,0%), 13 - 14 место – технология самообразовательной деятельности и технология анализа конкретных ситуаций (23,8%), 15 - 16 место – кредитная система и технология организации имитационных и деловых игр (22,5 %), 17 место – технология самоконтроля (21,3 %), 18 место – технология оценки достижений (20,0 %), 19 место – технология дистанционного обучения (20,0 %), 20 место – технология проведения дебатов (13,8 %), 21 место – технология рефлексивного обучения (8,8 %), 22 место – технология контекстного обучения (0,7 %).

Таким образом, полученные данные свидетельствуют о достаточно широком спектре используемых технологий в преподавании. Однако сравнение абсолютных цифр свидетельствует о том, что осознанность перспективных технологий не достаточно высокая. Необходимо обратить внимание на то, что низкие позиции занимают гуманитарные технологии такие как, как технология организации группового взаимодействия, дискуссии, проведения дебатов, направленные на решение проблемы обучения в сотрудничестве, развития умений командной работы. Еще более низкий ранг занимают технологии метапознавательной деятельности, направленные на реализацию принципа сознательности, осознания себя субъектом обучения, а именно технологии рефлексивного обучения, самоконтроля, оценки достижений.

Очевидно необходимо увеличивать долю гуманитарных и метапознавательных технологий в обучении студентов, что требует изменения позиции преподавателя и понимания ими признаков современных образовательных технологий:

• постоянное взаимодействие, требующее открытости и способности работать вместе, сообща, в команде,

• диалоговая позиция,

• постоянная рефлексия студентов и преподавателей над полученными результатами, выращивание «живого знания»,

• личностное отношение к познавательной деятельности как реализация потребностей личности,

• взаимосвязь цели, средств ее достижения и результатов,

• единство творческого замысла и алгоритма деятельности.

 

 


[1] Мезенцев Е.Л. Управление как гуманитарная технология: http://zhurnal.lib.ru

[2] Князева Е.И., Курдюмов С.П. Синергетика как новое мировоззрение: диалог с И. Пригожиным // Вопросы философии, 1992, №12, С.5.

[3] Публикации П.Г. Щедровицкого | Школа Культурной Политики http://www.shkp.ru

 

[4] "XYZ - сетевой проектный журнал. Статьи о политике и культуре Украины в процессе ее формирования и развития": http://xyz.org.ua

[5] Яндекс.Словари: Гуманитарные технологии. http://slovari.yandex.ru

[6] http://www.upr2.mnogosmenka.ru/upr20033/upr20039.htm

[7] Доценко Е.Л. Психология манипуляции. Феномены, механизмы и защита. – М., Изд-во МГУ, 1996.

[8] Официальный сайт университета имени Герцена http://www.herzen.spb.ru

[9] Зимняя И.А. Педагогическая психология. Учеб. Для вузов. Изд.второе, доп., испр. и перераб. – М.: Издательская корпорация «Логос», 1999.

[10] Балакирева Э.В. Профессиологические основы развития педагогического образования: методология и концепция: монография. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2005.

[11] Публикации П.Г. Щедровицкого | Школа Культурной Политики http://www.shkp.ru

[12] Яндекс. Словари: Гуманитарные технологии. http://slovari.yandex.ru

[13] Ананьев Б.Г. Педагогические приложения современной психологии // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. Работы советских психологов периода 1946-1980 гг./ Под ред. и.И. Ильясова, В.Я. Ляудис. М., 1981.

[14] Компетентностный подход в педагогическом образовании: Коллективная монография / Под ред. проф. В.А. Козырева, проф. Н.Ф. Радионовой, проф. А.П. Тряпицыной. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2005.

[15] Wikipedia. The Free Encyclopedia - http://en.wikipedia.org/wiki/Mentor

[16] Известный бизнес-тренер А. Калабин приводит на своем сайте следующее понимание функций фасилитатора: фасилитатором (от англ. facilitate – помогать, облегчать) сейчас называют тренера (или любого другого «обучателя»), основная выполняемая задача которого состоит в стимулировании и направлении процесса поиска информации. При традиционном же образовании учитель сам выдает ученику всю необходимую информацию. Очевидные недостатки традиционного обучения, которые устраняются при фасилитации: возможные знания ученика ограничены знаниями учителя, учитель передает не только достоверную, но и ошибочную информацию, продукт своего искаженного (мы этим, к сожалению, все страдаем) восприятия внешнего мира. Плюс к этому самостоятельный поиск информации гораздо сильнее мотивирует ученика и обеспечивает гораздо более эффективное усвоение найденной информации и приобретенных навыков. Интернет-источник: http://www.tonich.ru/glossary/term/?id=35

[17] The Lifelong Learning Programme 2007-2013 - Glossary

http://ec.europa.eu/education/programmes/llp/glossary_en.html

[18] Модель составлена Гордоном Драйденом для британской компании The Burton Group PLC.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 316; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.28.50 (0.05 с.)