Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Поняти е « методика работы социального педагога»
В отечественной социально-педагогической науке это понятие не имеет однозначной трактовки. С.Д. Поляков считает, что термин «методика» (гр. methodike — совокупность способов целесообразного проведения какой-либо работы) — один из самых масштабных в педагогической науке и относится к действиям педагогов по организации учебно-воспитательного процесса в целом или его значительных составляющих. Понятие «методика работы социального педагога» имеет как минимум два толкования: •• отрасль социально-педагогических знаний; •• совокупность форм, средств, методов, приемов социально-педагогической деятельности. Рассмотрим подробнее каждый из указанных аспектов. 1. Методика работы социального педагога как отрасль социально-педагогических знаний изучает адекватные способы решения социальных проблем индивида, социально-педагогических и воспитательных задач, стоящих перед личностью, семьей, социумом, обществом. Основные задачи методики работы социального педагога заключаются в следующем: • разработка основных направлений, принципов, форм, средств, методов, приемов организации социально-педагогической работы с различными категориями подопечных, различными социальными группами; • разработка основных направлений, принципов, форм, средств, методов, приемов обучения, которые помогут социальным педагогам овладеть искусством помощи людям, нуждающимся в ней; • разработка механизмов изучения, анализа, внедрения передового отечественного и зарубежного опыта социально-педагогической работы в практику профессиональной деятельности социальных педагогов. Методика работы социального педагога как самостоятельная научная дисциплина носит теоретико-прикладной характери осуществляется с использованием различных отраслей человеческого знания. Единство и взаимозависимость методики работы социального педагога с философией, общей педагогикой, психологией, культурологией, правоведением, экономикой, социологией, политологией, демографией, физиологией становятся в настоящее время все более необходимыми. Методику социаль но -педагогической работы можно рассматривать как прикладную систему научных знаний. Теория социально-педагогической работы обосновывает общепедагогические и психологические требования к организации профессионального социально-педагогического процесса. Теория относительно устойчива, консервативна, хотя и динамична, способна к переменам.
Практика социально-педагогической работы — это проведение реальными людьми в конкретных условиях целенаправленной системы социально-правовой защиты, социальной помощи людям, нуждающимся в ней. В живой ткани этого процесса осуществляются цели и задачи, принципы и содержание, методы и формы, приемы и средства социально-педагогической работы. Практика более подвижна и изменчива, чем теория, хотя это не лишает ее устойчивых связей, зависимостей при всей многовариативности ситуаций и условий. При этом методика не сводится ни к одной из своих составляющих. Их единство и определяет ее своеобразие как самостоятельного феномена педагогической действительности. Содержание методики работы социального педагога как отрасли знания включает два основных компонента: • диагностический — обобщение и осмысление конкретного социально-педагогического опыта; апробация новаций, т.е. определение факта новаторства и условий его распространения; описание и накопление ценной методической информации; • конструктивный — определение пути реализации теоретических идей в массовой социально-педагогической практике, т.е. подготовка рекомендаций для социальных педагогов с учетом региональных особенностей, реализация адекватных форм и методов социально-педагогической работы; определение перспектив и технологий овладения профессиональным мастерством; в целом — развитие индивидуального творчества каждого социального педагога. Таким образом, назначение методики работы социального педагога можно охарактеризовать тремя признаками: • определение цели социально-педагогической работы; • определение способов решения проблемы клиента; • определение характера взаимоотношений социального педагога и подопечных. Методика работы социального педагога имеет дело с классами типичных ситуаций (например, ситуации профилактики девиантного поведения, социальной адаптации выпускников детского дома, трудоустройства молодежи). Для каждого класса она
нарабатывает определенный комплекс социально-педагогических средств, вариантов решения проблемы и выявляет условия их эффективного применения. Социальный педагог-практик выбирает то, что, по его мнению, приемлемо для конкретной ситуации, конкретных условий. 2. Методика работы социального педагога как относительно целостная совокупность форм, средств, методов, приемов социально-педагогической деятельности, поддержки индивида в трудной жизненной ситуации; система последовательных взаимосвязанных действий социального педагога и подопечного, обеспечивающих эффективное решение проблемы. Понятие «форма» означает «способ организации и способ существования предмета, процесса, явления». Форма социально-педагогической работы — это способ организации процесса, отражающий внутреннюю связь его различных элементов и характеризующий взаимоотношения социального педагога и его подопечных. Понятие «форма организации социально-педагогической работы» может употребляться в широком и узком смысле. В широком понимании формы социально-педагогической работы характеризуют организацию социально-педагогической деятельности в целом, т.е. в этом случае правомерно говорить о социально-педагогической работе в различных институтах воспитания, учреждениях социальной сферы; с различными проблемными группами подопечных; о работе в городской, сельской, военной среде. При такой классификации организационных форм имеются в виду не отдельные, разовые акции, а весь процесс социально-педагогической работы. В узком смысле классификация организационных форм социально-педагогической работы зависит от того, как организована эта работа: участвует ли в ней большинство населения в социуме, небольшая группа заинтересованных лиц или отдельные подопечные. С учетом этого рассматриваются следующие формы: индивидуальная социально-педагогическая работа; • групповая социально-педагогическая работа (с постоянным или меняющимся составом подопечных); • социально-педагогическая работа в микросоциуме. Право на существование имеет и попытка классифицировать формы организации социально-педагогической работы в зависимости от методики воспитательного воздействия. При такой классификации формы подразделяются на группы: • психотерапевтического воздействия (трудотерапия, библиотерапия, арттерапия, узыкальная терапия, скриботерапия, создание группы поддержки и др.); • пассивной социальной помощи (консультирование, патронаж, социальное обслуживание на дому и др.); • активной помощи (клубная и кружковая работа, участие в социально полезной общественной деятельности, в благотворительной работе, восстановление памятников старины и т.д.). Бесспорно, в сложном процессе социально-педагогической работы нельзя довольствоваться какой-либо одной формой организации. Важное требование к социально-педагогической деятельности — применение разнообразных форм ее организации, адекватных конкретной социальной ситуации. В теории и практике социально-педагогической работы в одном ряду с понятием «форма работы» стоит понятие «средство социально-педагогической работы» — все то, что используют социальные педагоги для решения социально-педагогической
проблемы. Средства социально-педагогической работы можно рассматривать в широком и в узком понимании. В первом случае к ним относятся виды деятельности, способствующие решению или предупреждению социальной проблемы: образование, трудовая деятельность, занятия спортом, туризмом, краеведением, досуг, общественная работа, благотворительная деятельность. Во втором материальные и идеальные элементы действительности, используемые как орудие деятельности (технические средства, произведения искусства, речь социального педагога, педагогические возможности детских организаций, народных традиций и т.д.). Составным элементом методики работы социального педагога является метод (от греч. methodos — путь, способ достижения цели). Методы работы с о ц и а л ь н о г о педагога — способы взаимодействия специалиста и подопечного с целью решения конкретной социально-педагогической проблемы. Каждый метод выступает как инструмент, с помощью которого педагог воздействует на сознание, чувства, поведение подопечного, его отношения с окружающей средой, организует разнообразную социальную деятельность. Безусловно, понятия «метод социально-педагогической работы» и «форма организации социально-педагогической работы» близки по своему содержанию. Не случайно в Философской энциклопедии понятие «метод» раскрывается как форма практического и теоретического освоения действительности, исходящего из закономерностей движения изучаемого объекта. В теории и практике социально-педагогической деятельности употребляется и такое понятие, как «прием работы социального педагога» — составная часть, деталь метода социально-педагогической работы. Приемы обычно обеспечивают конкретное использование методов в определенных условиях. Поэтому иногда методы рассматриваются как определенное сочетание, совокупность различных приемов. Прием — устойчивый, зафиксированный в общей или профессиональной культуре социального педагога способ действия в определенных условиях, единичное, одноактное действие. Метод включает систему разнообразных приемов и использование различных средств (воспитание, обучение, консультирование, психолого-педагогическая помощь и поддержка, оздоровление, информирование и др.). Например, метод убеждения реализуется при помощи таких приемов, как внушение, разъяснение, анализ ситуации, беседа.
Выбор форм, методов и приемов социально-педагогической работы зависит от задач и содержания социально-педагогической деятельности, от возрастных и индивидуальных особенностей подопечного, его микросоциального окружения, уровня образования, адаптационных способностей, а также от профессиональной компетенции и мастерства социального педагога. 8. ПОНЯТИЕ «ТЕХНОЛОГ ИЯ РАБОТЫ СО Ц И А Л Ь Н О Г О ПЕДАГОГА» По данным филологов, понятие «технология» (от греч. techne — искусство, мастерство, умение; logos — учение) впервые было зафиксировано в русском языке в XVIII в., в работах Федора Поликарпова (1660—1731), где употреблялось для характеристики процесса обучения катехизисному чтению (ученик ищет ответы на вопросы учителя в тексте). В узком смысле понятие «технология» обычно определяется следующим образом: •• совокупность знаний о способах обработки материалов, изделий и методах осуществления каких-либо действий; •• совокупность операций, осуществляемых определенным образом и в определенной последовательности, из которых складывается процесс обработки материала или изделия. В широком смысле технологию рассматривают как систему средств организации и упорядочения целесообразной практической деятельности в соответствии с целью, спецификой, логикой процесса преобразования (трансформации) того или иного объекта. Основными параметрами любой технологии являются: детальное определение конечного результата; разделение процесса его достижения на последовательные взаимосвязанные этапы; • поэтапное выполнение определенных действий; • однозначность выполнения включенных в технологию процедур, операций; • тиражируемость (воспроизводимость), т.е. возможность использования технологии другим человеком после специального обучения. В сфере материального производства понятие «технология» утвердилось прочно, ее многовековые традиции не вызывали никаких сомнений со стороны теоретиков и практиков. Понятие «социальная технология» было признано не сразу. Между тем, сегодня в теории и практике социологии, политологии активно используются такие понятия, как технологии выборных кампаний, властных отношений, массовых коммуникаций, дипломатических переговоров и т.п. В начале 50-х гг. XX в. в связи с использованием различных технических средств в школе (магнитофонов, проигрывателей и др.) в педагогике утвердился термин «технологии в образовании». В последующие десятилетия сущность понятия «педагогические технологии» в зарубежной педагогической науке неоднократно уточнялась. В «Энциклопедии педагогических средств, коммуникаций и технологий» (Лондон, 1978) дается следующее определение: «Педагогическая технология есть область исследования и практики (в рамках системы образования), имеющая связи со всеми сторонами организации педагогических систем для достижения специфических потенциально воспроизводимых педагогических результатов».
Дискуссия о сущности педагогических технологий в отечественной педагогике завершилась в середине 80-х гг. В 90-е гг. в содержание учебной дисциплины «Педагогика» был включен раздел «Педагогические технологии». В настоящее время педагогическую технологию понимают как последовательную (заранее спланированную) взаимосвязанную систему действий педагога, направленную на достижение конкретной педагогической цели. В последнее время в научный оборот прочно вошло понятие «технология социально-педагогической деятельности». Под технологией социально-педагогической работы понимают систему строго последовательных действий профессионала, нацеленных на решение определенной социально-педагогической задачи, проблемы. Социально-педагогические технологии представляют систему упорядочивающих практическую деятельность специалиста императивов (узаконенных требований, алгоритмов действий, инструктивных предписаний). Вместе с тем нужная последовательность даже самых результативных действий не может гарантировать стопроцентной эффективности в достижении цели (результата) профессиональной деятельности. Социально-педагогические действия осуществляются в конкретных социальных условиях, через посредство различных социальных институтов и организаций, конкретными людьми. Человек — многофакторная система, заранее предсказать эффект того или иного влияния на него часто просто невозможно. В социально-педагогических технологиях большую роль играет так называемая «обратная связь», имеется возможность повторения отдельных частей процесса. В процессе реализации социально-педагогической технологии важна профессионально-личностная рефлексия специалиста, связанная с практическим осмыслением технологических законов. Очевидно, что всю социально-педагогическую деятельность технологизировать невозможно. Вместе с тем отдельные ее составляющие требуют (предполагают) использования конкретных технологий. Например, деятельность по устройству детей, оставшихся без попечения родителей, построена на узаконенной технологической процедуре; технологически регламентирована и работа в сфере занятости населения с безработными гражданами. Л.В. Мардахаев считает, что технологизация определенных аспектов профессиональной деятельности социального педагога неизбежна. В каждой конкретной ситуации социальный педагог либо действует по алгоритму хорошо зарекомендовавшей себя традиционной технологии, либо моделирует новую (инновационную) технологическую процедуру. Чтобы принять решение о выборе технологии, социальному педагогу необходимо для себя четко определить: • цель профессиональной деятельности в конкретной ситуации; условия ее реализации; • особенности и возможности объекта социально-педагогической деятельности; • особенности места реализации цели; • возможности по времени для реализации цели; • возможные формы реализации; • особенности, возможности субъекта социально-педагогической деятельности. В зависимости от основы классификации в научной литера- туре выделяют различные виды или типы социальных (в том числе и социально-педагогических) технологий. По степени новизны различают традиционные (технологии прошлого опыта) и инновационные (принципиально новые). По преобладающей деятельности в профессиональной работе социального педагога различают консультативные, посреднические, игровые, психотерапевтические, коррекционные технологии, технологии проведения тренингов, организации досуга подопечных; технологии проектирования, моделирования, экспертизы, управления и т.д. По направленности на преобразование окружающей подопечного среды выделяют так называемые средовые технологии оздоровления природной среды и технологии оздоровления социальной среды (технологии профилактики и разрешения конфликтных ситуаций, технологии развития стрессоустойчивости подопечных и т.д). По количеству подопечных, включенных в процесс реализации социально-педагогической технологии, можно выделить следующие виды: индивидуальные (технологии активизации процессов саморазвития, самовоспитания, самосохранения, самообеспечения и т.д.); групповые (технологии социальной адаптации выпускников интернатных учреждений, технологии трудоустройства безработных, технологии реадаптации беспризорных, технологии адаптации лиц с ограниченными возможностями и т.д.); массовые (технологии пропаганды здорового образа жизни, технологии социальной рекламы и т.д.). По степени практической включенности в процесс профессиональной деятельности А. И. Пригожин выделил: кабинетные (получены в результате информационно-логического анализа ситуации) \ лабораторные (получены в экспериментальных, специально искусственно созданных условиях); полевые (получены в результате реальной работы в общественной среде). Л.Я. Дятченко подразделил технологии на следующие группы: макротехнологии (технологии уровня общества, региона, больших социальных групп; например, технологии профилактики наркозависимости среди молодежи РФ, предупреждения детской беспризорности в масштабах страны; технологии государственной поддержки детских и молодежных общественных организаций); мезотехнологии (технологии уровня города, населенного пункта, крупной социальной группы; например, технология трудоустройства отбывших наказание в пенитенциарных учреждениях; технология адаптации к условиям современного общества детей с ограниченными возможностями); микротехнологии (рассчитаны на небольшие объединения людей, общественные процессы на микроуровне; например, технологии создания групп взаимопомощи многодетных семей в школе, технологии развития навыков самоконтроля, самозащиты). Вопрос о соотношении понятий «методика работы социального педагога» и «технология работы» однозначного ответа не имеет. Если речь идет о решении задачи локального плана (к примеру, технология обучения коммуникативным навыкам подростков, технология оказания медицинской, социально-психологической помощи подросткам, страдающим злоупотреблением алкоголя), то мы вправе рассматривать технологию в узком понимании — как элемент методики социально-педагогической работы (например, методики профилактической, реабилитационной работы). Когда речь идет о задачах социально-педагогического проектирования, моделирования, прогнозирования какой-либо системы (к примеру, проектирование системы социальной защиты детей из малообеспеченных семей в условиях города или моделирование системы социальной реабилитации несовершеннолетних, отбывших наказание в воспитательно-исправительной колонии), то понятие «технология» предстает в широком смысле — как алгоритм поэтапного осуществления поставленной задачи. В данном случае понятие «технология социально-педагогической работы» шире понятия «методика».
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 1404; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.33.41 (0.039 с.) |