Поняти е « методика работы социального педагога» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Поняти е « методика работы социального педагога»



В отечественной социально-педагогической науке это понятие не имеет однозначной трактовки.

С.Д. Поляков считает, что термин «методика» (гр. methodike — совокупность способов целесообразного проведения какой-либо работы) — один из самых масштабных в педагогической науке и относится к действиям педагогов по организации учебно-воспитательного процесса в целом или его значительных составляющих.

Понятие «методика работы социального педагога» имеет как минимум два толкования:

•• отрасль социально-педагогических знаний;

•• совокупность форм, средств, методов, приемов социально-педагогической деятельности.

Рассмотрим подробнее каждый из указанных аспектов.

1. Методика работы социального педагога как отрасль социально-педагогических знаний изучает адекватные способы решения социальных проблем индивида, социально-педагогических и воспитательных задач, стоящих перед личностью, семьей, социумом, обществом.

Основные задачи методики работы социального педагога заключаются в следующем:

• разработка основных направлений, принципов, форм,

средств, методов, приемов организации социально-педагогической работы с различными категориями подопечных, различными социальными группами;

• разработка основных направлений, принципов, форм, средств, методов, приемов обучения, которые помогут социальным педагогам овладеть искусством помощи людям, нуждающимся в ней;

• разработка механизмов изучения, анализа, внедрения

передового отечественного и зарубежного опыта социально-педагогической работы в практику профессиональной деятельности социальных педагогов.

Методика работы социального педагога как самостоятельная научная дисциплина носит теоретико-прикладной характери осуществляется с использованием различных отраслей человеческого знания. Единство и взаимозависимость методики работы социального педагога с философией, общей педагогикой, психологией, культурологией, правоведением, экономикой, социологией, политологией, демографией, физиологией становятся

в настоящее время все более необходимыми. Методику социаль но -педагогической работы можно рассматривать как прикладную систему научных знаний.

Теория социально-педагогической работы обосновывает общепедагогические и психологические требования к организации профессионального социально-педагогического процесса. Теория относительно устойчива, консервативна, хотя и динамична, способна к переменам.

Практика социально-педагогической работы — это проведение реальными людьми в конкретных условиях целенаправленной системы социально-правовой защиты, социальной помощи людям, нуждающимся в ней. В живой ткани этого процесса осуществляются цели и задачи, принципы и содержание, методы и формы, приемы и средства социально-педагогической работы. Практика более подвижна и изменчива, чем теория, хотя это не лишает ее устойчивых связей, зависимостей при всей многовариативности ситуаций и условий. При этом методика не сводится ни к одной из своих составляющих. Их единство и определяет ее своеобразие как самостоятельного феномена педагогической действительности.

Содержание методики работы социального педагога как отрасли знания включает два основных компонента:

• диагностический — обобщение и осмысление конкретного социально-педагогического опыта; апробация новаций, т.е. определение факта новаторства и условий его распространения;

описание и накопление ценной методической информации;

• конструктивный — определение пути реализации теоретических идей в массовой социально-педагогической практике, т.е. подготовка рекомендаций для социальных педагогов с учетом региональных особенностей, реализация адекватных форм и

методов социально-педагогической работы; определение перспектив и технологий овладения профессиональным мастерством; в целом — развитие индивидуального творчества каждого социального педагога.

Таким образом, назначение методики работы социального педагога можно охарактеризовать тремя признаками:

• определение цели социально-педагогической работы;

• определение способов решения проблемы клиента;

• определение характера взаимоотношений социального педагога и подопечных.

Методика работы социального педагога имеет дело с классами типичных ситуаций (например, ситуации профилактики девиантного поведения, социальной адаптации выпускников детского дома, трудоустройства молодежи). Для каждого класса она

нарабатывает определенный комплекс социально-педагогических средств, вариантов решения проблемы и выявляет условия их эффективного применения. Социальный педагог-практик выбирает то, что, по его мнению, приемлемо для конкретной ситуации, конкретных условий.

2. Методика работы социального педагога как относительно целостная совокупность форм, средств, методов, приемов социально-педагогической деятельности, поддержки индивида в трудной жизненной ситуации; система последовательных взаимосвязанных действий социального педагога и подопечного, обеспечивающих эффективное решение проблемы.

Понятие «форма» означает «способ организации и способ существования предмета, процесса, явления». Форма социально-педагогической работы — это способ организации процесса, отражающий внутреннюю связь его различных элементов и характеризующий взаимоотношения социального педагога и его подопечных.

Понятие «форма организации социально-педагогической работы» может употребляться в широком и узком смысле. В широком понимании формы социально-педагогической работы характеризуют организацию социально-педагогической деятельности

в целом, т.е. в этом случае правомерно говорить о социально-педагогической работе в различных институтах воспитания, учреждениях социальной сферы; с различными проблемными группами подопечных; о работе в городской, сельской, военной среде.

При такой классификации организационных форм имеются в виду

не отдельные, разовые акции, а весь процесс социально-педагогической работы.

В узком смысле классификация организационных форм социально-педагогической работы зависит от того, как организована эта работа: участвует ли в ней большинство населения в социуме, небольшая группа заинтересованных лиц или отдельные подопечные. С учетом этого рассматриваются следующие формы:

индивидуальная социально-педагогическая работа;

• групповая социально-педагогическая работа (с постоянным или меняющимся составом подопечных);

• социально-педагогическая работа в микросоциуме.

Право на существование имеет и попытка классифицировать формы организации социально-педагогической работы в зависимости от методики воспитательного воздействия. При такой

классификации формы подразделяются на группы:

• психотерапевтического воздействия (трудотерапия, библиотерапия, арттерапия, узыкальная терапия, скриботерапия, создание группы поддержки и др.);

• пассивной социальной помощи (консультирование, патронаж, социальное обслуживание на дому и др.);

• активной помощи (клубная и кружковая работа, участие в социально полезной общественной деятельности, в благотворительной работе, восстановление памятников старины и т.д.).

Бесспорно, в сложном процессе социально-педагогической

работы нельзя довольствоваться какой-либо одной формой организации. Важное требование к социально-педагогической деятельности — применение разнообразных форм ее организации, адекватных конкретной социальной ситуации.

В теории и практике социально-педагогической работы в одном ряду с понятием «форма работы» стоит понятие «средство социально-педагогической работы» — все то, что используют социальные педагоги для решения социально-педагогической

проблемы.

Средства социально-педагогической работы можно рассматривать в широком и в узком понимании. В первом случае к ним относятся виды деятельности, способствующие решению или предупреждению социальной проблемы: образование, трудовая деятельность, занятия спортом, туризмом, краеведением, досуг, общественная работа, благотворительная деятельность. Во втором материальные и идеальные элементы действительности, используемые как орудие деятельности (технические средства, произведения искусства, речь социального педагога, педагогические возможности детских организаций, народных традиций и т.д.).

Составным элементом методики работы социального педагога является метод (от греч. methodos — путь, способ достижения цели).

Методы работы с о ц и а л ь н о г о педагога — способы взаимодействия специалиста и подопечного с целью решения конкретной социально-педагогической проблемы.

Каждый метод выступает как инструмент, с помощью которого педагог воздействует на сознание, чувства, поведение подопечного, его отношения с окружающей средой, организует разнообразную социальную деятельность. Безусловно, понятия «метод

социально-педагогической работы» и «форма организации социально-педагогической работы» близки по своему содержанию. Не случайно в Философской энциклопедии понятие «метод» раскрывается как форма практического и теоретического освоения действительности, исходящего из закономерностей движения изучаемого объекта.

В теории и практике социально-педагогической деятельности употребляется и такое понятие, как «прием работы социального педагога» — составная часть, деталь метода социально-педагогической работы. Приемы обычно обеспечивают конкретное

использование методов в определенных условиях. Поэтому иногда методы рассматриваются как определенное сочетание, совокупность различных приемов.

Прием — устойчивый, зафиксированный в общей или профессиональной культуре социального педагога способ действия в определенных условиях, единичное, одноактное действие. Метод включает систему разнообразных приемов и использование

различных средств (воспитание, обучение, консультирование, психолого-педагогическая помощь и поддержка, оздоровление, информирование и др.). Например, метод убеждения реализуется при помощи таких приемов, как внушение, разъяснение, анализ ситуации, беседа.

Выбор форм, методов и приемов социально-педагогической работы зависит от задач и содержания социально-педагогической деятельности, от возрастных и индивидуальных особенностей подопечного, его микросоциального окружения, уровня образования, адаптационных способностей, а также от профессиональной компетенции и мастерства социального педагога.

8. ПОНЯТИЕ «ТЕХНОЛОГ ИЯ РАБОТЫ СО Ц И А Л Ь Н О Г О ПЕДАГОГА»

По данным филологов, понятие «технология» (от греч. techne — искусство, мастерство, умение; logos — учение) впервые было зафиксировано в русском языке в XVIII в., в работах Федора Поликарпова (1660—1731), где употреблялось для характеристики процесса обучения катехизисному чтению (ученик ищет ответы на вопросы учителя в тексте).

В узком смысле понятие «технология» обычно определяется следующим образом:

•• совокупность знаний о способах обработки материалов,

изделий и методах осуществления каких-либо действий;

•• совокупность операций, осуществляемых определенным

образом и в определенной последовательности, из которых складывается процесс обработки материала или изделия.

В широком смысле технологию рассматривают как систему

средств организации и упорядочения целесообразной практической деятельности в соответствии с целью, спецификой, логикой процесса преобразования (трансформации) того или иного объекта.

Основными параметрами любой технологии являются:

детальное определение конечного результата;

разделение процесса его достижения на последовательные взаимосвязанные этапы;

• поэтапное выполнение определенных действий;

• однозначность выполнения включенных в технологию процедур, операций;

• тиражируемость (воспроизводимость), т.е. возможность использования технологии другим человеком после специального обучения.

В сфере материального производства понятие «технология»

утвердилось прочно, ее многовековые традиции не вызывали никаких сомнений со стороны теоретиков и практиков. Понятие «социальная технология» было признано не сразу. Между тем, сегодня в теории и практике социологии, политологии активно используются такие понятия, как технологии выборных кампаний, властных отношений, массовых коммуникаций, дипломатических переговоров и т.п.

В начале 50-х гг. XX в. в связи с использованием различных

технических средств в школе (магнитофонов, проигрывателей и др.)

в педагогике утвердился термин «технологии в образовании».

В последующие десятилетия сущность понятия «педагогические

технологии» в зарубежной педагогической науке неоднократно

уточнялась. В «Энциклопедии педагогических средств, коммуникаций и технологий» (Лондон, 1978) дается следующее определение: «Педагогическая технология есть область исследования

и практики (в рамках системы образования), имеющая связи со

всеми сторонами организации педагогических систем для достижения специфических потенциально воспроизводимых педагогических результатов».

Дискуссия о сущности педагогических технологий в отечественной педагогике завершилась в середине 80-х гг. В 90-е гг.

в содержание учебной дисциплины «Педагогика» был включен

раздел «Педагогические технологии». В настоящее время педагогическую технологию понимают как последовательную (заранее спланированную) взаимосвязанную систему действий педагога, направленную на достижение конкретной педагогической цели.

В последнее время в научный оборот прочно вошло понятие

«технология социально-педагогической деятельности».

Под технологией социально-педагогической работы понимают

систему строго последовательных действий профессионала, нацеленных на решение определенной социально-педагогической задачи, проблемы.

Социально-педагогические технологии представляют систему упорядочивающих практическую деятельность специалиста императивов (узаконенных требований, алгоритмов действий, инструктивных предписаний). Вместе с тем нужная последовательность

даже самых результативных действий не может гарантировать стопроцентной эффективности в достижении цели (результата) профессиональной деятельности. Социально-педагогические действия осуществляются в конкретных социальных условиях, через посредство различных социальных институтов и организаций, конкретными людьми. Человек — многофакторная система, заранее предсказать эффект того или иного влияния на него часто просто

невозможно. В социально-педагогических технологиях большую

роль играет так называемая «обратная связь», имеется возможность

повторения отдельных частей процесса.

В процессе реализации социально-педагогической технологии важна профессионально-личностная рефлексия специалиста, связанная с практическим осмыслением технологических законов.

Очевидно, что всю социально-педагогическую деятельность технологизировать невозможно. Вместе с тем отдельные ее составляющие требуют (предполагают) использования конкретных технологий. Например, деятельность по устройству детей,

оставшихся без попечения родителей, построена на узаконенной технологической процедуре; технологически регламентирована и работа в сфере занятости населения с безработными

гражданами.

Л.В. Мардахаев считает, что технологизация определенных

аспектов профессиональной деятельности социального педагога

неизбежна. В каждой конкретной ситуации социальный педагог

либо действует по алгоритму хорошо зарекомендовавшей себя традиционной технологии, либо моделирует новую (инновационную)

технологическую процедуру. Чтобы принять решение о выборе

технологии, социальному педагогу необходимо для себя четко

определить:

• цель профессиональной деятельности в конкретной ситуации;

условия ее реализации;

• особенности и возможности объекта социально-педагогической деятельности;

• особенности места реализации цели;

• возможности по времени для реализации цели;

• возможные формы реализации;

• особенности, возможности субъекта социально-педагогической деятельности.

В зависимости от основы классификации в научной литера-

туре выделяют различные виды или типы социальных (в том числе и социально-педагогических) технологий.

По степени новизны различают традиционные (технологии прошлого опыта) и инновационные (принципиально новые).

По преобладающей деятельности в профессиональной работе социального педагога различают консультативные, посреднические, игровые, психотерапевтические, коррекционные технологии, технологии проведения тренингов, организации досуга подопечных; технологии проектирования, моделирования, экспертизы, управления и т.д.

По направленности на преобразование окружающей подопечного среды выделяют так называемые средовые технологии оздоровления природной среды и технологии оздоровления социальной среды (технологии профилактики и разрешения конфликтных

ситуаций, технологии развития стрессоустойчивости подопечных и т.д).

По количеству подопечных, включенных в процесс реализации

социально-педагогической технологии, можно выделить следующие виды: индивидуальные (технологии активизации процессов саморазвития, самовоспитания, самосохранения, самообеспечения и т.д.); групповые (технологии социальной адаптации выпускников

интернатных учреждений, технологии трудоустройства безработных, технологии реадаптации беспризорных, технологии адаптации лиц с ограниченными возможностями и т.д.); массовые (технологии пропаганды здорового образа жизни, технологии социальной

рекламы и т.д.).

По степени практической включенности в процесс профессиональной деятельности А. И. Пригожин выделил: кабинетные (получены в результате информационно-логического анализа ситуации) \ лабораторные (получены в экспериментальных, специально

искусственно созданных условиях); полевые (получены в результате реальной работы в общественной среде).

Л.Я. Дятченко подразделил технологии на следующие группы: макротехнологии (технологии уровня общества, региона, больших социальных групп; например, технологии профилактики наркозависимости среди молодежи РФ, предупреждения детской беспризорности в масштабах страны; технологии государственной поддержки детских и молодежных общественных организаций); мезотехнологии (технологии уровня города, населенного

пункта, крупной социальной группы; например, технология трудоустройства отбывших наказание в пенитенциарных учреждениях; технология адаптации к условиям современного общества детей с ограниченными возможностями); микротехнологии (рассчитаны на небольшие объединения людей, общественные процессы на микроуровне; например, технологии создания групп взаимопомощи многодетных семей в школе, технологии развития

навыков самоконтроля, самозащиты).

Вопрос о соотношении понятий «методика работы социального педагога» и «технология работы» однозначного ответа не имеет. Если речь идет о решении задачи локального плана (к примеру, технология обучения коммуникативным навыкам подростков, технология оказания медицинской, социально-психологической помощи подросткам, страдающим злоупотреблением алкоголя), то мы вправе рассматривать технологию в узком понимании — как элемент методики социально-педагогической работы (например, методики профилактической, реабилитационной работы). Когда речь идет о задачах социально-педагогического проектирования, моделирования, прогнозирования какой-либо

системы (к примеру, проектирование системы социальной защиты детей из малообеспеченных семей в условиях города или моделирование системы социальной реабилитации несовершеннолетних, отбывших наказание в воспитательно-исправительной

колонии), то понятие «технология» предстает в широком смысле — как алгоритм поэтапного осуществления поставленной задачи.

В данном случае понятие «технология социально-педагогической работы» шире понятия «методика».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 1404; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.33.41 (0.039 с.)