Роль Чикагской социологической школы в трансформации теоретико-методологических основ социологии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Роль Чикагской социологической школы в трансформации теоретико-методологических основ социологии



Новый этап развития социологической мысли на Западе характеризовался становлением и развитием эмпирической социологии, появлением новых ее направлений и теорий, в частности индустриальной социологии, которая пыталась определенным образом сочетать теоретическую и эмпирическую социологии. Эмпиризм - направление теории познания, который признает практический опыт единственным источником знаний и считает, что содержание знания можно подать только как описание этого опыта. Западная эмпирическая социология исследует социальную жизнь на микроуровне: межличностные отношения, поведение личности и социальных групп, социально-психологический климат, общественное мнение и т.д. Ее методологическую основу составляют позитивистские принципы. Именно поэтому она адаптировала следующие постулаты позитивистского типа: 1) социальные явления подчиняются законам, в конечном счете, общим для природной и социально-исторической действительности; 2) методы социологических исследований должны быть такими же точными, строгими и объективными, как методы естествознания; 3) социология должна быть свободной от ценностных суждений идеологического типа. Конкретные социальные факты собирают и описывают с помощью таких специальных методов, как социологические наблюдения, опросы, эксперименты и т.д. Особенность эмпирической социологии в том, что она зародилась не в университетах как центрах научной мысли, а в практической сфере - в среде государственных служащих, предпринимателей. Ее появление стимулировалось практическими потребностями общества, развитие которого в XIX в. привел к быстрому росту городов, поляризации бедных и богатых, увеличение преступности и т.д. Зарубежная эмпирическая социология в своем развитии прошла три этапа. Для первого характерные самоопределение тематики исследований, поиск средств, попытки связать теоретические проблемы с реальной жизнью. Этот этап охватывает конец XIX и первые два десятилетия ХХ ст. К этому времени эмпирические исследования были разрозненными, не имели отработанной методики. Социологические теории, которые существовали в то время, не способствовали проведению таких исследований, потому что имели характер историко-эволюционных схем, проверить которые на микроуровне было невозможно. В американской социологии ведущую роль играла Чикагская школа, которая сформировалась на базе первого в мире социологического факультета, что его 1892 года возглавил А. Смолл (1854-1926). Она, практически решая социальные проблемы индустриализации (безработица, бедность, преступность), эмпирические исследования совмещала с теоретическими обобщениями. Успешно развивалась социальная работа. Именно в рамках чикагской школы выходит в свет совместная работа Уильяма Томаса (1863-1947) и Флориана Знанецкого (1882-1958) «Польский крестьянин в Европе и Америке» (1918 г.), определившая новый рубеж в развитии современной социологии. Хотя авторы дальше констатации фактов не продвинулись, не сделали никаких выводов или рекомендаций, но для анализа были использованы документы, автобиографические данные отдельных лиц, количественные методы оценки явлений. Социологи нашли эффективный инструмент для изучения социальной действительности. Роберт Парк (1864-1944) и Эрнст Берджесс (1886-1966) разработали прикладной вариант социально-экологической теории для исследования города, основными понятиями которой является «социальная мобильность», «социоэкономический статус», «маргинальная личность», а способами сбора информации - включенное наблюдение, интервью, анализ документов и т.д. На втором этапе (20-30-е гг. ХХ ст.) эмпирическая социология в соответствии с интересами монополий переносит исследовательские работы по университетов в лаборатории, на предприятия. Третий этап (от 40-х гг. ХХ в. до наших дней) - характеризуется (особенно в 60-70-е гг.) бурным развитием эмпирической социологии во всех зарубежных странах. Происходит ее сочетание с системой управления. Социологов привлекают к изучению государственной деятельности, общественного мнения, потребностей населения, решения социальных проблем, острых социальных конфликтов. Индустриальная социология является одним из основных направлений эмпирической социологии Запада, исследует сферу производства, изучает трудовые отношения людей на предприятии и разрабатывает практические рекомендации по повышению эффективности производства. Главные концепции этого направления зародились в США, затем распространились в Великобритании, Германии, Японии, Франции и других странах. Индустриальная социология начала формироваться в конце XIX - начале ХХ ст. Именно в это время во многих странах быстрыми темпами развивалось большое машинное производство. Предприниматели все больше убеждались в том, что для повышения эффективности производства необходимо активно влиять на отношение работников к труду, на отношения, которые складываются между предпринимателями и исполнителями, между различными социальными группами в производстве. Эти проблемы не могли решать сами только предприниматели, нужна была помощь ученых-специалистов. В связи с этим и возникла индустриальная социология. В рамках индустриальной социологии, в то время решались такие проблемы: усиление заинтересованности рабочих в труде, то есть ее стимулирования и повышения производительности; определение самых рациональных форм взаимодействия различных социальных групп, которые ослабляли бы или даже устраняли социальные конфликты.Представители индустриальной социологии изучают проблемы промышленного производства, пытаются обобщить реальный опыт управления им, исследуют социально-трудовые отношения и разрабатывают рекомендации по их совершенствованию (социальная инженерия). Итак, индустриальная социология - это прикладная отрасль социологии. Она с позиций предпринимателей и руководителей промышленных предприятий изучает социальные последствия научно-технического прогресса на предприятии, их влияние на различные сферы жизнедеятельности общества, в частности, на сферу трудовой деятельности человека.

В деятельности Чикагской школы принято выделять как минимум два этапаподготовительный и этап активного функционирования.

Первый этап охватывает период с 1892-го по 1915 г., т.е. с момента создания социологического факультета Чикагского университета до оформления центральных идей эмпирической социологии лидерами школы Р. Парком и Э. Бёрджессом на основном этапе ее деятельности. Несмотря на то, что на этом этапе не удалось создать единой исследовательской программы, без чего школы как таковой не существует, решались другие важные задачи ее формирования. Прежде всего, удалось собрать вокруг кафедры социологии и социологического факультета университета немало сторонников соединения теоретических и эмпирических исследований. Далее, начал выходить в свет с 1895 г. первый в мире социологический журнал ("American Journal of Sociology"), было создано в 1905 г. Американское социологическое общество (впоследствии Американская социологическая ассоциация). В 1894 г. А. Смолл и Дж. Винсент издали первый учебник по социологии в виде небольшой по объему брошюры. Руководящую роль на подготовительном этапе деятельности школы играли А. Смолл (основатель социологического факультета), Ч. Хендерсон, Дж. Винсент, У. Томас. Заслуга этих отцов-основателей школы (их часто называют именно так потому, что большинство из них были раньше протестантскими проповедниками) заключалась в привлечении внимания американского общества к социологии, подготовке его к восприятию материалов эмпирических исследований, пропаганде возможностей и перспектив социологической науки. "Большая четверка" активно способствовала превращению либерализма и принципов свободы в основную идейную доктрину социологии в целом, социологического факультета Чикагского университета — в частности. На подготовительном этапе удалось решить проблему, институционализации социологии в США. Так, уже в самом начале XX в. курс социологии преподавался в 169 университетах и колледжах страны. Начали активно проводиться эмпирические исследования и пропагандироваться их результаты.

Второй этап развития Чикагской школы (1916—1935), который можно назвать основным, начинается с того времени, когда Р. Парк и Э. Бёрджесс постарались сформулировать центральные, принципиальные положения, касающиеся развития социологии и конкретных эмпирических исследований. Этап включает в себя проведение значительного количества исследований, публикацию десятков крупных работ, расширяющееся влияние на социологический мир в США и Европе. В это время создается мощное социологическое сообщество единомышленников во главе с признанными ими лидерами Парком и Бёрджессом. Этан завершается кризисом и распадом школы, прекращением ее глубокого влияния па развитие эмпирической социологии.

Основными отличительными чертами социологии Чикагской школы являются прежде всего органичное соединение эмпирических исследований с теоретическими обобщениями; выдвижение гипотез в рамках единой организованной и направленной на конкретные практические цели программы. Другой ее особенностью является широта теоретической ориентации, соединение различных подходов и методов, среди которых нет определенно доминирующих.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 889; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 107.21.176.63 (0.004 с.)