ТОП 10:

Онлайн-опросы в современных социологических исследованиях.



Онлайн опрос – метод, основанный на преимущественно письменном обращении к исследуемой совокупности людей с вопросами посредством сети интернет, содержание которых представляет проблему.

Существует три базовых тематических направления, охватываемых онлайн опросами:

- изучение сетевого поведения и отношения пользователей Интернета к технологическим и социокультурным аспектам развития сети. Например, оценка дизайна сайтов и качество провайдерских услуг, и.тд.

- исследование потребительских установок и поведения на различных рынках товаров и услуг. Например, отношение к различным видам обслуживания и.т.п

- изучение социальных и политических установок, в т.ч. электоральных предпочтений, отношения к региональным проблемам, международной политике и прочее.

В настоящее время составлено большое количество классификаций онлайн-опросов.

1 классификация на основе определения концептуального эмпирического объекта исследования – идеальной генеральной совокупности:

1. Реальные участники опроса

2. Посетители конкретного веб-сайта.

3. Заданные социальные группы

4. Все пользователи сети

5. Все население

В первом случае генеральная совокупность сводится к респондентам, принявшим участие в опросе. Данные тип является наиболее популярным. Выделяют следующие его разновидности: «развлекательные» опросы(например, ежедневные «вопросы дня»), опросы посетителей Интернет-сайтов, пользователей социальных сетей и участников access-панелей.

Второй тип, в котором концептуальный объект приравнивается посетителям конкретного веб-сайта (анализ предпочтений индивидов на основе изучения профилей пользователей социальных сетей и опрос посетителей сайта, отобранных по случайной выборке), удовлетворяет таким критериям как репрезентативность, рандомизация и реализм, как следствие, их результаты можно распространить на пользователей определенных сайтов.

Третий тип веб-исследований предполагает экстраполяцию результатов опроса на труднодоступные группы и группы с высоким Интернет-проникновением с известной основой выборки. Среди преимуществ первого подтипа – возможность изучения редких групп (например, представители закрытых социальных групп, девиантов), соблюдение необходимой степени анонимности. Рекрутинг осуществляется посредством специальных тематических сайтов или использования метода «снежного кома». Опрос групп свысоким Интернет-проникновением предполагает сплошной онлайн-опрос, либо опрос по случайной выборке при наличии основы выборки в виде электронных адресов.

В соответствии с четвертым типом одним из способов построения выборки пользователей является случайный отбор классическим способом (по базе телефонных или почтовых адресов). Респонденты, давшие согласие на участие в онлайн исследовании, заполняют анкету или регистрируются в панели на веб-сайте. В качестве основного недостатка данного типа опросов называется ошибка неответов.

И, наконец, последний вид онлайн-опроса, при котором концептуальный объект приравнивается всему населению, позволяет конструировать репрезентативные выборки, охватывающие не только пользователей сети, но респондентов и не имеющих доступ в Интернет. При этом интернет рассматривается как альтернативный способ организации анкетирования наряду с традиционным.

Учитывая достоинства и недостатки перечисленных видов онлайн опросов, наиболее целесообразным представляется использование панелей, формируемых посредством двухступенчатой выборки: на первой ступени комплектуется респондентская панель, на второй – случайным образом извлекается квотная выборка, репрезентирующая генеральную совокупность по контролируемым исследователем параметрам.

Вместе с тем, следует учитывать и ошибки, возникающие в процессе рекрутинга участников онлайн опросов посредством панелей. Среди наиболее часто встречающихся отметим:

-регистрация панелистов одновременно в нескольких панелях, а также в одной панели под разными именами и электронными почтовыми ящиками;

-эффект от постоянного участия в опросах (так называемый эффект «приспособления» — panelconditioning), что выражается в следующем: ответы респондентов, принимающих участие в опросах на регулярной основе, отличаются от опрашиваемых впервые.

Техническим решением выявленных негативных эффектов является использование технологии digitalfingerprinting, которая позволяет считывать ряд параметров с компьютера таким образом, чтобы у респондента не было возможности повторно заполнить анкету.

Эффективность онлайн опроса определяется качеством используемого инструментария (т.н. «дизайном» онлайн опроса). При этом следует помнить, что процедура проведения анкетирования в режиме онлайн предполагает, как рассылку анкеты, созданной в форматеdoc / html / rtf и др., по электронной почте, так и заполнение интерактивной формы. Если в первом случае инструментарий отвечает всем требованиям опроса оффлайн, то во втором случае следует учитывать и ряд дополнительных характеристик, обусловленных особенностями интернет-пространства.

Преимущества интернет-опросов. Несмотря на трудности, технология репрезентативных интернет-опросов очень перспективна. В качестве одного из преимуществ уже отмечалась их оперативность: интернет-опрос можно провести в течение двух-трех дней, а иногда и нескольких часов. Более того, обычно за ходом такого опроса можно следить в реальном времени.

Другое их преимущество - относительная дешевизна: Интернет позволяет опросить огромное число людей без затрат на интервьюеров, печатание анкет, телефонные звонки, рассылку писем обычной почтой и т.д.

Еще одним существенным преимуществом интернет-опросов является возможность изучать специфические проблемы, которые люди не готовы обсуждать в обычном разговоре: наркотики, СПИД, контроль над рождаемостью, употребление алкоголя, самоубийства и т.д. Это возможно благодаря тому, что сидящий за компьютером респондент, во-первых, не стесняется интервьюера; во-вторых, может выбрать момент, когда в комнате никого нет, и, в-третьих, уверен, что данные опроса будут представляться только в агрегированном виде.

В силу названных, а также ряда других преимуществ технология репрезентативных интернет-опросов активно развивается.

Сегодняшнее состояние технологии интернет-опросов. В большинстве случаев интернет-опросы проводятся на панели. Выборка репрезентативного панельного интернет-опроса строится в два этапа. На первом этапе в ходе массовых репрезентативных опросов населения (персональных или телефонных) комплектуется панель потенциальных респондентов, давших свое согласие участвовать в исследовании. Каждый участник панели получает идентификационный код, при вводе которого он будет допускаться к заполнению анкет. На втором этапе из числа всех этих людей или из числа той их части, которая интересует исследователя в данном конкретном опросе, случайным образом извлекается выборка. С целью уменьшения искажений, типичных для всяких долгоживущих панелей, исследователи заботятся о том, чтобы каждый отдельный респондент не участвовал в исследованиях слишком часто.

Соответственно размеры активно используемых интернет-панелей очень велики. Так, панель Harris Interactive - одной из наиболее авторитетных фирм, интенсивно проводящих интернет-опросы, насчитывала весной 2002 г. 7 млн пользователей Интернета. Исследования этой фирмы проводятся на 30 языках в 87 странах, включая Россию. Технология этой фирмы позволяет за один час разослать по электронной почте более 290 тыс. хорошо оформленных, строго индивидуализированных приглашений к опросу; за пять минут система получает и обрабатывает ответы 144 тыс. респондентов. К июлю 2000 г. число заказчиков фирмы - интернет-компаний, фармацевтических, рекламных, финансовых и др. - достигло 363. В 1998 г. результаты политических интернет-опросов этой фирмы оказались точнее, чем результаты телефонных опросов: удалось верно предсказать результаты выборов 21 из 22 губернаторов и сенаторов в 16 штатах Америки.

Другая фирма - Inter Survey - реализовала еще более совершенную методику опроса, соединяющую потенциал интернет-опросов со статистической надежностью случайной выборки. Как и ряд других компаний, специализирующихся на проведении интернет-опросов, эта компания формирует панель потенциальных респондентов путем случайного отбора телефонных номеров, но в отличие от других компаний включает в панель не только тех, кто имеет компьютер и выход в Интернет, но и все семьи. Те семьи, которые не имеют выхода в Интернет, фирма бесплатно снабжает доступом к Сети и адресом электронной почты. Построенная таким образом панель репрезентирует 96% всего населения США. В июле 2000 г. в ней было уже 95 тыс. участников. Для опросов, репрезентирующих население страны в целом, из этой панели каждый раз случайным образом отбирается тысяча респондентов. Могут строиться и выборки для проведения целевых исследований. Если опрос длится сутки, то анкету заполняют примерно 60%; а если двое суток, то - 75% намеченных потенциальных респондентов.

Технология Inter Survey столь оперативна, что 70% опросов завершается в течение двух суток после получения заказа, тогда как подготовка и проведение опроса традиционными методами занимает несколько недель или даже месяцев.

Ряд российских исследовательских фирм (Monitoring.ru, Комкон-2, TNS, Gallup-Media и др.) тоже проводят интернет-опросы или готовятся к их проведению. Так, Фонд Общественное Мнение начал постоянные исследования мира Интернета осенью 2000 г. Прежде всего было проведено фундаментальное исследование "Интернет в России / Россия в Интернете". С тех пор в своих регулярных опросах он постоянно задает вопросы о пользовании Интернетом и на их основе выпускаются ежесезонные отчеты "Интернет в России". Время от времени, а в последние годы - в каждом еженедельном опросе по месту жительства респондентов к тем из них, кто оказался пользователем Сети, обращаются с просьбой войти в состав репрезентативной исследовательской панели. Учитывая, что каждую неделю опрашивается 2000 респондентов и что почти 40% из них пользуются Интернетом хотя бы раз в месяц, суммарно с такой просьбой ежегодно обращаются более чем к 40 тыс. россиян. Более чем каждый десятый из них соглашается на сотрудничество в той или иной форме. Это дает основание надеяться, что постепенно в Фонде Общественное Мнение будет сформирована довольно значительная по объему репрезентативная панель пользователей Сети, что позволит существенно снизить систематические погрешности интернет-опросов в нашей стране.







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.93.74.227 (0.005 с.)