Культуральная социология Дж. Александера 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Культуральная социология Дж. Александера



Джеффри Александер (р. 1947 г.) - Мировую известность ученому принесла егонеофункциональная теория, целью которой было обоснование сбалансированного подхода к такимпротиворечивым тенденциям, как равновесие и изменение, согласие и конфликт, структура и агентство.

Однако Александер неоднократно подчеркивал, что неофункционализм - "незаконченная"теория в плане исследовательских возможностей методологического инструментария, несмотря на то, что всоциологическом сообществе она нашла много сторонников, хотя были и критики. С конца прошлого столетия начинается новый этап в творчестве ученого. В 1998 г. он публикуетамбициозную по замыслу книгу: "Неофункционализм и после него", в самом названии которой выраженапретензия на создание новой теории, с принципиально иным теоретико-методологическиминструментарием, позволяющим исследовать усложняющуюся социокультурную динамику в контекстевозрастающей значимости виртуальной реальности, усложняющегося производства смысла посредствомсимволов, знаковых кодов, симулякров. Неофункционалисты пытаются учесть ту критику, которая выдвигалась против функционалистского направления в 60-70-е годы. В интерпретации А.лександера неофункционализм уделяет примерно равное внимание социальному действию и социальным структурам. В неофункционализме социальная система также рассматривается как в принципе интегрированная и стабильная. Однако при этом общество считается находящимся в состоянии динамического равновесия, которое может быть нарушено. Социальные изменения не только в результате дифференциации общества по функциям. В качестве одного из источников изменений в общественной жизни в работах неофункционалистов рассматриваются конфликты между социальными группами. Александер отводит существенно большее место при объяснении социальных изменений экономическим факторам. Он не считает, что результатом изменений всегда является еще большая интеграция социальной системы. Александер особо выделяет необходимость углубленного изучения проблем социологии культуры. В 90-е годы, ученый значительное внимание уделял проблемам политической социологии. Основное место в этих работах отводилось понятию "гражданского общества". В этой работе социолог заявил, что неофункционализм стал"ограничивать" его творчество, и что начинается "новая волна" в его научных изысканиях, "выходящая зарамки важных достижений неофункционализма". С этого времени Александер приступает кразработке принципиально новой парадигмы - культуральной социологии.

Культуральная социология как особая парадигма интегрирует широкие пластысоциологического знания, которые оказались востребованными для исследования усложняющейся,плюрализирующейся социальной реальности, прежде всего, в ракурсе количественного и качественногоувеличения производства самых разнообразных смыслов социальной жизни. В 2003 г. выходит в свет книгаДж. Александера "Смыслы социальной жизни. Культуральная социология". В этой работе культуральнаясоциология противопоставляется социологии культуры, имеющей дело с созданием материальныхкультурных объектов, производством и распространением идей, с ценностями и нормами, образцамиповедения и социальными типами. Суть же культуральной социологии - в нахождении и исследовании"кулътуралъных структур", под которыми понимаются внутренние, латентные, как правило,неосознаваемые механизмы деятельности людей, сформированные в контексте относительно устойчивыхсмыслов социальной жизни. "Они [смыслы] являются не только внешними по отношению к акторам, но ивнутренними. Они значимы. Эти смыслы структурированы, социально производятся, даже если ониневидимы. Мы должны научить сделать их видимыми".

Александер называет следующие теоретические источники культуральной социологии: социальный психоанализ, семиотика исоциолингвистика (Р. О. Якобсон), символический реализм (Р. Беллах), антропология (К. Леви-Стросс),символическая антропология (В. Турнер, М. Дуглас, К. Гиртц), феноменология (В. Дильтей, А. Шютц),этнометодология (Г. Гарфинкель), социология модерна (П. Бурдье, Э. Гидденс), социология постмодерна(М. Фуко, Ж. Бодрияр). Трудно назвать другую социологическую парадигму, которая была быоснована на столь широком теоретическом синтезе. Суть культурного поворота по Дж. С. Александеру состоит в том, что традиционно социология рассматривала культуру как зависимую переменную. Ныне же социологи исходят из того, что культураобладает относительной автономией, оказывает самостоятельное и весьма существенное влияние на характер институтов и социальных действий людей. Соответственно культурный поворот оказал существенное влияние на появление принципиально нового инструментария в современных социологических теориях, который нацелен на изучение производства смысла, его влияния на институты общества, характер поведения людей. Концепция относительной автономии культуры позволила культуральной социологии создать "сильную программу" исследования, позволяющую "проиллюстрировать, какую значимую роль играет культура в определении параметров социальной жизни.

Для исследования культуральных структур социолог предлагает руководствоваться определенными методологическими принципами. Рассмотрим некоторые из них.

Означение, кодирование реальности По Дж. Александеру, социальные реалии изначально не являются хорошими или плохими, священными или вульгарными, демократическими или антидемократическими. Они обретают определенное качественное, ценностное содержание только в результате означения как процесса кодирования реалий, что в итоге формирует характер социального знания. Александер рассматривает суть процесса означения на примере конструирования травматических событий. "Для того, чтобы травматическое событие обрело статус зла, необходимо его становление злом. Это вопрос того, как травма входит в знание, как она кодируется. Кодирование явления как зла американский социолог показывает на примере холокоста, который определяется им как универсализированный символ человеческого страдания и морального зла, связанный с этнической и расовой ненавистью, олицетворяющий травму для всего человечества, по которому в дальнейшем осуществляется типизация новых массовых насилий над людьми. Ученый особо подчеркивает: холокост - социально сконструированный "культуральный факт". Возможности инструментария культуральной социологии Александер показывает на примере исследования общественной жизни, ее явных и латентных конфликтов. В 2006 г. выходит в свет его книга, посвященная данной проблематике "Гражданская сфера". В ней он отмечает, что благодаря инструментарию культуральной социологии открываются возможности создания принципиально новой концепции гражданского общества, основанной на дискурсе, означениях социальных реалий через призму бинарных оппозиций добра и зла, что, соответственно, предполагает выход на социологический анализ конкретного образа жизни людей, их чувств: "Мы нуждаемся в новой концепции гражданского общества как гражданской сферы, мира ценностей и институтов, которые инициируют способность к социальной критике и демократической интеграции в одно и то же время. Такая сфера основывается на солидарности, на чувствах в отношении других людей, которых мы не знаем, но кого мы уважаем, исходя из принципа, а не опыта, вследствие нашей предполагаемой приверженности к общей судьбе. <...> Я предлагаю идею демократии как образа жизни. Демократия не игра, организуемая по техническим правилам». Особое влияние на образ жизни людей, характер их чувств, отношений к институтам, включая институт власти, оказывают не только сами институциональные структуры и их функции, но и"культуральные коды". По мнению Александера, конкретные политические цели и даже большинство стратегических действий непосредственно обусловлены культуральными кодами. "Власть, - пишет он, - это также среда коммуникации, а не только цель действия, основанного на интересе, или средство принуждения. Она имеет символический код, а не только материальную основу. <...> Чтобы понять это, мы должны задействовать семиотические теории бинарных кодов, литературные модели риторики и нарратива, антропологические концепции перформанса и мифа. Символическая среда политики представляет собой язык, который сами политически акторы полностью не понимают. <...> Я настаиваю на значимости языка в политической жизни".

Целенаправленно создаваемые культуральные структуры. Современное общество, входящее в состояние постмодерна, обретает такие черты, как диффузность, нелинейный характер развития, приводящий к разрывам социума, культурным травмам, парадоксам, "размыванию" нормативности, что создает предпосылки социальной неопределенности. Культуральные же структуры способствуют упорядочению социума, формированию относительно долгоживущего общественного мнения и сознания. Поэтому ныне они оказались востребованными и формируются не только стихийно, но и целенаправленно. Примером целенаправленно созданных культуральных структур являются имиджи, бренды, нарративы, мифы. То, как искусственно и целенаправленно создаются культуральные структуры, Александер наглядно рассматривает на материале политической борьбы за власть. Важнейшим механизмом искусственного создания культуральных структур, как считает американский социолог, является перформативность. "Политики, борющиеся за власть, когда делают безапелляционные заявления о положении в мире и о своих оппонентах, хотели бы, чтобы мы поверили в то, что их слова относятся кконстантным суждениям. Однако, по большей части, они являются перформативными. Они не столько описывают мир, сколько хотят привнести этот мир в воображение их слушателей. Они хотят убедить нас в том, что это и есть истинное положение дел. Если их спектакли успешны, мы будем убеждены. Мы будем убеждены, если политические спектакли обладают "меткостью попадания в цель", если они структурированы восхитительным образом, что имеет отношение к нашим чаяниям, создают картины в нашем сознании и заставляют нас идентифицироваться с ними, разделяя их словесные проникновения. Современный политик, борющийся за власть, должен стать национальным "героем", и социолог раскрывает процесс превращения Барака Обамы в героя, что,в частности, осуществляется с помощью такого перформативного трюка, как мифический нарратив.Разумеется, есть и другие приемы искусственного формирования культуральных структур, анализируемые Александером. Среди них - собственно культуральная деятельность, культуральное конструирование избирателей и культуральное конструирование кандидатов и др. Ограниченные рамки статьи не позволяют остановиться на них подробнее.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 3528; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.174.168 (0.004 с.)