Виды социологического наблюдения. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Виды социологического наблюдения.



Основания классификации и виды метода наблюдения. Сущность и особенности формализованного наблюдения. Сущность и особенности неформализованного наблюдения. Роль и качества наблюдателя.

 

В социологии виды наблюдения подразделяются следующим образом.
1. По форме организации выделяют:

формализованное (структурированное, стандартизирован ное, контролируемое);

неформализованное (неконтролируемое, простое, бесструктурное).


Первое обычно структурировано жесткой программой, где разрабатывается детальный инструментарий (карточки и протоколы), а второе — лишь общим принципиальным планом. Неформали-зованное наблюдение не дает информации о тенденциях и закономерностях протекания событий. Оно служит подготовительным этапом к проведению более тщательного, формализованного наблюдения или же предшествует эксперименту.
В.А. Ядов по степени формализованное™ выделяет а) неконтролируемое (или нестандартное, бесструктурное) и б) контролируемое (стандартизированное, структурное) наблюдения. В первом исследователь пользуется лишь общим принципиальным планом, во втором — регистрирует события по детально разработанной процедуре11.
Неконтролируемое наблюдение во многом похоже на обыденное созерцание событий. Его может провести каждый из нас. Здесь нет четкой программы, выдвижения гипотез, операционализации понятий и множества других вещей, которые обязательны при любом научном мероприятии. Напротив, контролируемое наблюдение имеет жесткую программу, опирается на продуманную теорию и детальный анализ проблемы исследования. Составлению жесткой процедуры контролируемого наблюдения предшествует детальный анализ проблемы на основе теории и данных неконтролируемого наблюдения. Впервые метод контролируемого наблюдения использовал американский психолог Р. Бейлз (1950) для изучения последовательных фаз в групповой деятельности.
Контролируемым может быть как включенное, так и не включенное наблюдение. Пример строго научного исследования — включенное наблюдение социолога В.Б. Ольшанского. В течение нескольких месяцев он адаптировался к малой рабочей группе. Появившаяся на более позднем этапе программа формализованного обследования включала интервью, опросы и групповые дискуссии.

2. По степени включенности наблюдателя выделяют:

невключенное (простое) наблюдение, когда исследователь пассивно фиксирует интересующие его данные о явлении, не вме-шиваясь в ход его протекания;

включенное (участвующее, соучаствующее) наблюдение, которое называют еще исследованием «в маске», где социолог дей-ствует под вымышленным именем, скрывает истинную профес сию и, конечно же, цели исследования. Окружающие не должны догадываться о том, кто он такой.
Если регистрация события производится «со стороны», т.е. ис-следователь не вмешивается в сам процесс, то наблюдение счита ется невключенным. Осуществляя его, наблюдатель обязан находиться вне изучаемого объекта, никоим образом не вмешиваясь в естественный ход событий, в том числе не задавая наблюдаемым никаких вопросов. Напротив, когда ученый имитирует вхождение в социальную среду, адаптируется к ней и анализирует события «изнутри», наблюдение считается включенным, или участвующим..
Когда социолог изучает поведение забастовщиков, уличной толпы, подростковой группировки или бригады рабочих, не вли-ваясь в ряды их участников, то он проводит невключенное наблю дение. Если же он встал в ряды забастовщиков, присоединился к толпе, участвует в подростковой группировке или если устроился работать на предприятие (участие может быть анонимным или неанонимным), то он проводит включенное наблюдение.

3. По форме взаимоотношений ученого с испытуемыми специалисты выделяют:

скрытое наблюдение;

Открытое наблюдение.

Когда участники деятельности не догадываются о присутствии исследователя, говорят о скрытом наблюдении. Оно позволяет минимизировать корректирующее воздействие наблюдателя. Этим скрытое наблюдение отличается от открытого, в котором исследователь сообщает участникам о своих намерениях. Скрытое и открытое наблюдения нередко трактуются как две разновидности включенного наблюдения. Иногда они разводятся, и тогда специалисты говорят: надо различать прежде всего включенное и невключенное наблюдение, а характеристики «скрытое» и «открытое» выступают их побочным продуктом.

Термины «включенное» и «скрытое» могут выступать синонимами, обозначающими один и тот же вид наблюдения. Но они же могут обозначать разные типы исследования. Так, наблюдение может быть включенным, но открытым. Оно происходит в тех случаях, когда исследователь сообщает наблюдаемым, кто он на самом деле, но проводит свое исследование, трудясь на заводе, скажем, штукатуром. Он включен в социальную ситуацию, но работает без маски.
Наблюдение может быть включенным и скрытым одновременно, если социолог действует инкогнито и находится в социальной ситуации. Наблюдатель может имитировать новичка в населенном пункте, где все знают друг друга, а его появление не останется незамеченным. Цели своего пребывания исследователь не открывает, подбирая любой подходящий предлог.

4. По месту проведения наблюдения делятся на две разновидности:

полевые наблюдения;

Лабораторные наблюдения.

Полевые наблюдения проводятся в естественных условиях, а лабораторные — в искусственных, т.е. заранее созданных условиях. Лабораторные наблюдения распространены в психологии и социальной психологии, но их мало в социологии и антропологии. Трудно вообразить, каким образом племя аборигенов можно переместить в городскую лабораторию, не нарушив естественно сложившейся между людьми системы взаимоотношений.
5. По регулярности проведения наблюдения делятся на:

систематические (по заранее разработанному плану изучения объекта в течение определенного времени);

несистематические (проводятся без всякого заранее составленного плана в течение неопределенного времени).
6. По длительности проведения, задачам и масштабу изучаемого явления наблюдения делятся на:

кратковременные (проводятся на первой стадии исследования для формулировки гипотез или контроля и пополнения данных, полученных другими методами);

Долговременные, длящиеся многие месяцы и годы, призванные отследить протекание крупномасштабных либо сложно организованных социальных процессов.

по методу проведения наблюдения делятся на:

Персональные,

Аппаратные,

Аудиторские наблюдения,

Контент- анализ

трейс-анализ.
При персональных наблюдениях исследователь следит, на пример, за перемещением людей в магазине. На основании полученных данных совершенствуется расположение отделов и витрин, уточняется выкладка товаров. Просто переписывая номера автомобилей перед супермаркетом, можно приблизи тельно оценить, откуда они сюда приезжают.
Аппаратные наблюдения осуществляются с помощью раз личных приборов. Мы говорили, например, об аудиометрах. Эти приборы регистрируют, какой канал в каждой семье из панели в каждый момент времени принимает телевизор. Более совершенные приборы — пипл-метры. Они регистрируют еще и то, кто именно смотрит телевизор. Другой пример аппаратных наблюдений — счетчики числа оборотов турникета, позволяю щие оценить потоки людей в том или ином месте.
Настоящую революцию в этой области произвели системы регистрации товара по универсальному товарному коду.
Аппаратные наблюдения выполняются также с помощью следующих приборов:
Регистраторы перемещения взгляда (как респондент рас сматривает рекламу или какой-либо другой предъявлен-ный ему объект).

 

Суть аудиторских методов наблюдений состоит в том, что сам исследователь извлекает и анализирует данные из раз личных документов, например, отчетов, счетов, калькуляций и т.д. Например, еще в 70-е годы в Контент-анализ используется для формализованного на блюдения за содержанием различных публикаций или передач. Замеряется, конечно, не подтекст, а внешняя сторона их со держания: использование определенных слов или типов слов, определенных параметров программы или статьи. Пример с газетным рейтингом политиков уже приводился. Другой при мер — содержание рекламных обращений: скажем, насколько часто среди героев рекламных роликов встречаются молодые женщины.
Наконец, трейс-анализ представляет собой анализ следов, которые оставляют люди — умышленно или случайно. Пример такого анализа, может быть, не самый приятный, но интерес ный, — изучение содержания мусорных пакетов. По этим дан ным можно оценивать объем потребления семьей тех или иных упакованных товаров. Такой анализ, проведенный Аризонским университетом, показал, что в США бедные едят мясо и пьют молоко с такой же частотой, что и богатые.

Роль и качества наблюдателя

Невмешательство наблюдателя, если оно не вызвано специально оговоренными условиями (как в случае включенного наблюдения), считается чуть ли не основным постулатом научного метода. Однако в социальных науках выполнить его крайне непросто. Здесь конечные результаты во многом зависят от личности наблюдателя, его отношения к изучаемым явлениям. Ведь наблюдение — метод сбора информации, основанный на непосредственном контакте исследователя и объекта исследования.
Невключенное наблюдение. В идеале ученый при невключенном наблюдении должен стать как бы невидимкой. Поскольку идеал недостижим, наблюдателю надлежит вести себя так, чтобы на него обращали как можно меньше внимания, дабы уменьшить помехи, вносимые им в наблюдаемое явление. Ему противопоказана яркая (броская) одежда, экстравагантность манер поведения, излишняя демонстрация своей заинтересованности изучаемыми со-бытиями. Он должен иметь устойчивую психику, флегматичный темперамент, способность сохранять самообладание при резких изменениях ситуации, терпение и устойчивость в сохранении своей позиции стороннего наблюдателя.

Включенное наблюдение. Здесь от наблюдателя потребуются умение быстро и эффективно налаживать контакты с незнакомыми людьми, общительность, доброжелательность, тактичность, сдержанность и толерантность (терпимость к другим людям). В лабораторных наблюдениях, проводимых в искусственно созданных условиях, повышается значимость умения исследователя регулировать эти условия и контролировать их влияние на наблюдаемых, а также таких черт, как принципиальность и аккуратность, техническая грамотность (в связи с использованием аудиовизуальных средств наблюдения).
В полевых наблюдениях, осуществляемых в обычной социальной жизни и дающих более объективную информацию, особую роль играют знания смыслов невербальных реакций людей (улыбок, жестов), оперативная память, аналитичность мышления наблюдателя, его способность отграничивать друг от друга отдельные признаки изучаемого объекта, распределять свое внимание на все эти признаки и переключать его на один из них.

Стандартизированное наблюдение, которому свойственны четко формализованные процедуры и инструменты, предполагает повышенную способность наблюдателя к сосредоточению внимания на частностях и самоконтролю, а также пунктуальности, исполнительности и педантизму.

Нестандартизированное наблюдение, когда заранее не определена большая часть элементов, подлежащих регистрации, требует во многом противоположного — солидной теоретической подготовки в области социологии, психологии, социальной психологии и конфликтологии, умения с одинаковым вниманием следить, как минимум, за 5—7 параметрами ситуации, способности быстро переключать внимание, не зацикливаясь лишь на каком-либо одном проявлении категории наблюдения.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 4792; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.239.148 (0.008 с.)