Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Функционализм и структурно-функциональная школа в социологии.

Поиск

В рамках макро-социологического подхода можно выделить несколько направлений. Одним из них является функционализм. Функционалисты изучают, каким образом каждый элемент общества способствует общему функционированию социальной системы. Общие понятия, которые составляют основу функционализма, предусматривают, что каждая подсистема общества существует только тогда, когда она, во-первых, способствует общей стабильности функционирования всего социального организма, во-вторых, помогает достичь определенной социальной цели и, в-третьих, соответствует базовым социальным потребностям. И, наоборот, если мы не находим чего-то в определенном обществе, мы можем утверждать, что социальный организм не нуждается в существовании этой подсистемы. Можно выделить явные и скрытые функции социального явления. Явные функции - это очевидные причины, благодаря чему существует определенное общественное явление; в скрытых (латентных) функций относятся менее очевидны, (скрытые от глаз) причины, как, на чем базируется существование определенного социального явления. Основные идеи функционализма были сформулированы Гербертом Спенсером, а позже развиты Эмилем Дюркгеймом, Робертом Мертоном и Толкоттом Парсонсом. С точки зрения функционалистов, общество - это неразрывный организм, состоящий из частей, элементов, выполняющих определенные функции. Общественные процессы и явления можно объяснить, анализируя их функции в социальной системе. Роберт Мертон вводит понятие дисфункции, т.е. разрушительной функции, и скрытых (латентных) функций. Значительный вклад в развитие идей функционализма сделал Герберт Спенсер. Он считал, что социальные организации создаются именно потому, что они помогают удовлетворить некоторые социальные нужды. Те общественные явления или те варианты поведения, которые мы определяем как пагубные и вредные, отмечал Спенсер, действительно очень часто имеют большое практическое значение, являются полезными для людей.

Эмиль Дюркгейм считается "отцом функционализма". Он выделяет две важные причины существования социального явления:во-первых, заполнения своей, особой общественной нише или удовлетворения социальных потребностей;во-вторых, установление и поддержание общественного устройства.

Следовательно основными принципами современного структурного функционализма являются: исследования общества как сложной целостной системы, состоящей из большого количества взаимосвязанных и взаимозависимых подсистем; исследования других социальных систем и анализ социальных связей внутри них определение роли отдельного социального элемента в пределах определенной социальной системы, его особенностей и функций

Основоположниками структурно-функционального анализа принято считать американских социологов Толкотта Парсонса (1902 - 1979) и Роберта Мертона (р в 1910 p). Толкотт Парсонс (1902— 1979)-американский социолог-теоретик, основоположник школы структурно-функционального анализа. По мнению Парсонса, общество-это система, которая всегда стремится к достижению «абсолютного равновесия» как главного условия своего самосохранения. Нарушение равновесия, порождаемое конфликтами и противоречиями, означает «заболевание», дестабилизацию социальной системы и может привести к ее гибели. Поэтому решительная борьба со всем тем, что угрожает социальной стабильности — это естественная реакция на патологические отклонения от нормы. Взгляды Парсонса недаром называют важнейшее понятие структурно-функциональным анализом. Понятие функции — одно из важнейших в его теории. С его помощью он пытается объяснить как, на первый взгляд, хаотическое множество людей и иных социальных явлений образуют некое единство, целостность, общественную систему, способную не только существовать, но и воспроизводить себя. По Парсонсу, функциональная зависимость — это то, что придает совокупности элементов свойство целостности, которым в отдельности не обладает ни один из них. Соответственно, явление становится структурным элементом системы тогда, когда выполняет функцию, важную для системы в целом. Парсонс утверждал, что любая система (общество, предприятие, церковь и т.д.) в целях выживания осуществляет четыре функции — адаптацию, целедостижение, интеграцию и латентность. Для их реализации нужны определенные структурные элементы. В обществе такими элементами являются подсистемы — экономическая, политическая и иные. Экономика выполняет функцию адаптации (получение ресурсов из окружающей среды и распределение их внутри общества). Политика — функцию целедостижения (формулирование общих целей и мобилизация ресурсов для их достижения). Культура и право — функцию интеграции (поддержание единства и упорядочение действий членов общества). Институты социализации — семья, школа, церковь и т.д. — латентную функцию (воспроизводство и распространение образцов социального поведения). В свою очередь, каждая подсистема является системой по отношению к ее элементам с соответствующими функциями и социальными институтами. Даже отдельные элементы систем низшего уровня (например, предприятия, партии, семья и т.п.) также являются микросистемами.Функциональная зависимость — решающее условие целостности системы. Но люди — не механические частицы. Они наделены сознанием, волей, способны упрямиться и выбирать произвольную линию поведения. Как возможно согласие между ними? По Парсонсу, согласованность действий и взаимопонимание людей достигается за счет общности их ценностей и соблюдения норм социального поведения. Это тот «клей», благодаря которому великое множество людей — неких социальных «атомов» — становятся «клеточками» социального организма. Структурно-функциональный подход Парсонса на основе теории социального действия создает абстрактную и «верную на все времена» общую модель социального действия. Ее элементами являются деятель (индивид или группа людей), ситуация (природная или социальная) и ориентация деятеля на ситуацию (включающую оценку деятелем как внешней среды, так и собственных возможностей и целей воздействия на нее). Главное здесь — выявить специфику социального действия. Его специфическими признаками Парсонс считает (1) символичность (регулирование поступков людей речью и иными системами символов), (2) нормативность (зависимость поведения от принятых в обществе норм и ценностей) и (3) волюнтаристичность (произвольность поведения в связи с субъективным восприятием ситуации). В работах 60-х годов Парсонс обращается к проблемам социального развития и приходит к выводу, что способность к изменениям свидетельствует о повышении уровня адаптивности системы. Система, способная эволюционировать и «приспосабливаться», более самодостаточна и жизнеспособна, чем иные. По Парсонсу, развитие общества — это процесс эволюции. Ей присущи две взаимосвязанные черты: дифференциация (появление новых, относительно обособленных элементов социальной системы) и интеграция (повышение, целостности системы за счет появления связей между новыми элементами). В связи с этим Парсонс различает три тип обществ: примитивные (дифференциации почти нет, люди выполняют одновременно множество ролей-функций), промежуточные (появляется письменность, социальное расслоение и функциональнно-ролевая специализация) и современные (для них характерна административная бюрократия, отделение права от религии, рыночная экономика и демократическая избирательная система). Переломными моментами дифференциации являются революции. Так, промышленная революция означает разделение экономики и политики, демократическая отделяет «социальное сообщество» (гражданское общество) от политической сферы, а образовательная призвана выделить из социального сообщества институты воспитания и образования (воспроизводства и поддержания «культурных образцов»). Взгляды Парсонса нашли своеобразное развитие в работах как американских, так и европейских авторов. Например, Р. Мертон, наряду с понятием функции, вводит понятие дисфункции. Это такие отклонения в системе, благодаря которым она, изменяясь, может приспособиться к новым условиям и, следовательно, существовать и развиваться далее. Во Франции структурно-функциональный подход нашел отражение в творчестве структуралистов — М. Фуко, К. Леви-Стросса и др., уделявших основное внимание анализу ментальных, языковых и нормативных структур.

Учитывая недостатки научной концепции Т Парсонса, его последователь Роберт Кинг Мертон поставил цель усовершенствовать ее Прежде Мертон выступил против тезиса Парсонса о всеобъемлющий и всеобщий характер структурно-функционального анализа, отвергая значимость эмпирических исследований Учитывая неповторимость различных социальных явлений, Мертон предлагает ввести так называемые теории среднего уровня. Благодаря последним происходит накопление и обобщение эмпирических данных, на основные чего впоследствии пополняется фундаментальная социологическая теория Таким образом, теории среднего радиуса действия выступают ь своеобразным мостиком между эмпирическими исследованиями и теорией общества как целостной системы Во-вторых, в отличие от своего предшественника, чья концепция носит преимущественно структуралистский характер теория Мертона прежде функциональная Функцией Мертон называет явление, которое служит саморегуляции социальной системы или приспособление ее к среде все функции Мертон делит на те, последствия действия я ких предусматриваются социальными субъектами (открытые), и те, чьи последствия не осознаются социальными субъектами (скрытые или латентные) Если же последствия действий социального субъекта ведут к ослабленной ния саморегуляции социальной системы, имеет место так называемая дисфункция, т.е. формирование нестабильности в рамках социальной системы В отличие от Парсонса, который только предполагал существование противоречий и конфл тов в рамках социальной системы, но не исследовал их, Мертон уделяет этой проблеме достаточно внимания Название срока, характеризующий состояние нестабильности социальной системы, отклонения ее от стандартными х рамок, он заимствует у Е Дюркгейма, называя такое явление аномией дисфункции по мнению ученого заключаются в нарушении равновесия между двумя частями социальной системы: целями и интересами социальных с убьектив, вытекающие из пределов культурных ценностей социальной системы и нормативных средств социального контроля Иначе говоря, если образцы поведения не находят поддержки со стороны культуры, то социал ьни нормы становятся второстепенными, социальный субъект на них не обращает внимания и не соблюдает йотримується їх. Таким образом, Мертону удалось исправить определенные теоретические искажения Парсонсивськои системы структурно-функционального анализа, сделать ее более гармоничной и упорядоченной. Сам же структурный функционализм и сегодня остается одним из ведущих методологических подходов в социологии. В западной социологии структурно-функциональный анализ получил наибольшее распространение в социологии политики, социологии преступности, социологии семьи, изучении социальной стратификации

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 1349; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.60.19 (0.008 с.)