Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Подход к классификации методов В.Н. Дружинина.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В.Н. Дружинин является автором еще одного подхода к классификации эмпирических методов психологического исследования. Он располагает все психологические эмпирические методы в двумерном пространстве, оси которого обозначают два специфических признака психологического исследования: 1) наличие или отсутствие взаимодействия между испытуемым и исследователем или же интенсивность этого взаимодействия. Взаимодействие максимально в клиническом эксперименте и минимально при самонаблюдении (когда исследователь и испытуемый – одно лицо); 2) объективированность и субъективированность процедуры. Крайними вариантами являются тестирование (или измерение) и «чистое» понимание поведения другого человека путем «вчувствования», эмпатии, сопереживания, личностной интерпретации его действий. Эти два специфических признака, разделяющие психологические методы на типы, можно охарактеризовать следующим образом: первый признак образует ось «два субъекта – один субъект» или «внешний диалог – внутренний диалог», а второй образует ось «внешние средства – внутренние средства» или «измерение – интерпретация». В секторах, образованных этими осями, можно расположить основные психологические эмпирические методы (рис. 1). Интересна еще одна классификация эмпирических методов – на основе исследовательской цели. Здесь выделяют группы описательных, корреляционных и каузальных методов. К описательным методам относятся беседа, наблюдение, тестирование, биографический метод и др. – они описывают данные. Корреляционные методы — измерение и методы обработки данных – позволяют установить связь между явлениями. С помощью каузальных методов устанавливают причинно-следственную связь между явлениями – это уже эксперимент. 7. Основные стратегии исследования (организационные методы в классификации Б.Г.Ананьева). Классификация Б. Г. Ананьева, 1977г. · По назначению - на общедиагностические, профессиональной пригодности и специальные. · По комплектности- на изолированные и тестовые батареи. · По области охвата психического- на интеллектуальные и тесты личности. · По характеру умственных действий- на вербальные и невербальные. · По степени однородности задач- на гомогенные и гетерогенные. · По ведущей ориентации- на скорость, тесты мощности и смешанные. · По форме ответа- на устные и письменные. В соответствии с количеством одновременно обследуемых людей- на индивидуальные и групповые. Для практического психолога ценность представляет весь тестовый инструментарий. · Четко определять цели, предмет и область применения; · Использовать заданный алгоритм проведения тестирования и обработки результатов; · Тестовые шкалы проверять на репрезентативность, надёжность и валидность в избранной области применения. В настоящее время известны следующие тесты интеллекта: шкалы измерения интеллекта Векслера, тест возрастающей сложности Равена, тест структуры интеллекта Амтхауэра, школьный тест умственного развития. · Миннесотский многоаспектный личностный опросник (MMPI) · Шестнадцатифакторный личностный опросник · Патохарактерлогический диагностический опросник и др. Один из наиболее распространенных методов- метод наблюдения (внешнее, внутреннее, свободное, стандартизированное, включенное, невключенное). Наблюдая за жизнедеятельностью клиента, психолог судит об индивидуальных особенностях протекания психических процессов, состояний, о чертах личности, характеристиках профессиональной деятельности, общения и взаимоотношения в социальной среде. · Компетентная ориентация клиента на его цели, индивидуальные возможности и особенности, а также обеспечение ему возможности получить максимальное число вариантов поведения и действий на основе полученного знания о нем. · Полиреактивность психолога на широкий спектр воспринимаемых ситуаций и проблем, уклонение от оценочных суждений по поводу действий любого клиента. · Понимание сложности предмета психологического исследования и воздействия на индивидуальность человека, стремление творчески использовать в работе множество концепций. · Способность к эмпатийному взаимодействию, «присоединение» к миру клиента и его «ведение» при решении психологических проблем. · Конфиденциальность в работе, четкое разграничение в представлении психологической информации заказчику, клиенту и пользователю. · Реалистичность оценки своих возможностей и уровня квалификации, а также ограничений в своей деятельности. · Постоянное осознание и учет факта взаимного влияния субъекта и объекта психодиагностической, развивающей и коррекционной работы. · Самоценность достоинства обратившегося за помощью человека и адекватный для него словарь психологической информации. · Постоянная верификация (проверка на истинность) положений психологической теории, технологий и использование, как своего опыта, так и опыта коллег. · Психодиагностическая экологичность. Таким образом, психодиагностика выступает важным составным звеном целостной психологической технологии практического психолога. Успешность этой работы в значительной степени определяется активной и компетентной реализацией его творческого потенциала. Предложенные подходы призваны системно конструировать деятельность психолога на данном участке. Учет их в повседневной практике, как свидетельствует опыт, дает возможность наращивать продуктивность в практической деятельности и достигать в ней вершин совершенства. 8. Сравнительный метод – планирование исследования как сравнения данных. Метод поперечных срезов. Лонгитюдное исследование. Комплексный метод исследования. Сравнительный метод. Сравнительный метод заключается в сопоставлении различных объектов или различных сторон одного объекта изучения в некоторый момент времени. Снятые с этих объектов данные сравниваются между собой, что дает основание к выявлению отношений между ними. Подход позволяет изучать пространственное многообразие, взаимосвязи и эволюцию психических явлений. Многообразие и взаимосвязи исследуются или путем сопоставления различных проявлений психики у одного объекта (человека, животного, группы) в определенный момент времени, или путем одновременного сопоставления разных людей (животных, групп) по какому-либо одному виду (или комплексу) психических проявлений. Например, зависимость скорости реакции от вида модальности сигнала изучается на отдельном индивиде, а от половых, этнических или возрастных особенностей — на нескольких индивидах. Понятно, что «одновременность», как и «определенный момент времени», в данном случае понятия относительные. Они определяются длительностью исследования, которая может измеряться часами, днями и даже неделями, но будет ничтожно мала по сравнению с жизненным циклом изучаемого объекта. Особенно ярко сравнительный метод проявляется в эволюционном изучении психики. Сравнению подлежат объекты (и их показатели), соответствующие определенным стадиям филогенеза. С современным человеком сравниваются приматы, архантропы, палеоантропы, данные о которых поставляют зоопсихология, антропология, палеопсихология, археология, этология и другие науки о животных и происхождении человека. Наука, занимающаяся подобными анализом и обобщениями, носит название «Сравнительная психология». Вне сравнительного метода немыслима вся психология различий (дифференциальная психология). Интересна модификация сравнительного метода, распространенная в возрастной психологии и носящая название «метода поперечных срезов». Поперечные срезы — это совокупность данных о человеке на определенных стадиях его онтогенеза (младенчество, детство, старость и т. п.), получаемых в исследованиях соответствующих контингентов. Подобные данные в обобщенном виде могут выступать в качестве эталонов уровня психического развития человека для определенного возраста в той или иной популяции. Сравнительный метод допускает использование любого эмпирического метода при сборе данных об объекте исследования. Лонгитюдный метод. Лонгитюдный метод (лат. long —длинный) —длительное и систематическое изучение одного и того же объекта. Подобное продолжительное отслеживание объекта (обычно по заранее составленной программе) позволяет выявить динамику его существования и прогнозировать его дальнейшее развитие. В психологии лонгитюд широко применяется при изучении возрастной динамики, преимущественно в детском периоде. Специфическая форма реализации — метод «продольных срезов». Продольные срезы — это совокупность данных об индивиде за определенный период его жизни. Эти периоды могут измеряться месяцами, годами и даже десятилетиями. Итогом лонгитюдного метода как способа организации многолетнего исследовательского цикла «является индивидуальная монография или совокупность таких монографий, описывающих ход психического развития, охватывающих ряд фаз периодов человеческой жизни. Сопоставление таких индивидуальных монографий позволяет достаточно полно представить диапазон колебаний возрастных норм и моменты перехода от одной фазы развития к другой. Однако построение серии функциональных проб и экспериментальных методов, периодически повторяемых при изучении одного и того же человека, — дело крайне сложное, так как адаптация испытуемого к условиям опыта, специальная тренированность могут влиять на картину развития. Кроме того, узкая база такого исследования, ограниченная небольшим количеством избранных объектов, не дает оснований для построения возрастных синдромов, успешно осуществляемого посредством сравнительного метода «поперечных срезов» [1, с. 301]. Поэтому целесообразно сочетать, когда это возможно, лонгитюд и сравнительный метод. Й. Шванцара и В. Смекал предлагают следующую классификацию видов лонгитюдного исследования: A. В зависимости от продолжительности исследования: 1. Кратковременное наблюдение; 2. Долговременное наблюдение; 3. Ускоренное наблюдение. Б. В зависимости от направления хода исследования: 1. Ретроспективное наблюдение; 2. Перспективное (проспективное) наблюдение; 3. Сочетанное наблюдение. B. В зависимости от применяемых способов: 1. Истинное лонгитюдное наблюдение; 2. Смешанное наблюдение; 3. Псевдолонгитюдное наблюдение. Кратковременное наблюдение рекомендуется проводить для изучения стадий онтогенеза, богатых изменениями, скачками в развитии. Например, грудной период младенчества, период созревания в отрочестве — юношестве и т. п. Если же целью исследования является изучение динамики крупномасштабных периодов развития, взаимосвязи между отдельными периодами и отдельными изменениями, то рекоменду- [13] ется долговременный лонгитюд. Ускоренный вариант предназначен для изучения продолжительных периодов развития, но за короткое время. Используется в основном в детской психологии. Наблюдению подлежат сразу несколько возрастных групп. Возрастной диапазон каждой группы зависит от цели исследования. В практике наблюдения за детьми он обычно составляет 3-4 года. Смежные группы перекрывают друг друга на один-два года. Параллельное наблюдение за рядом таких групп позволяет увязать данные всех групп в единый цикл, охватываемый всей совокупностью этих групп от самой младшей до самой старшей. Таким образом, исследование, проводимое в течение, скажем, 2-3 лет, может дать продольный срез для 10-20 лет онтогенеза. Ретроспективная форма позволяет проследить развитие человека или его отдельных качеств в прошлом. Осуществляется путем сбора биографической информации, анализа продуктов деятельности. Для детей это в первую очередь автобиографические беседы, свидетельства родителей, данные анамнеза. Перспективный, или проспективный, способ — это текущие наблюдения за развитием человека (животного, группы) до определенного возраста. Сочетанное исследование предполагает включение в перспективный лонгитюд элементов ретроспективного. Истинный лонгитюд представляет собой классическое выполнение длительного наблюдения за одним объектом. Смешанным считается такой метод лонгитюдного исследования, при котором истинное продольное наблюдение на некоторых стадиях дополняется поперечными срезами, дающими сравнительную информацию о других объектах, однотипных с изучаемым. Этот способ выгоден при наблюдениях за группами, которые со временем «тают», т. е. их состав от периода к периоду уменьшается. Псевдолонгитюдные исследования заключаются в получении «норм» для разных возрастных групп и в хронологическом упорядочивании этих показателей. Норму получают через поперечные срезы группы, т. е. через усредненные данные по каждой группе. Здесь со всей очевидностью проявляется недопустимость противопоставления поперечных и продольных срезов, поскольку последние, как видим, можно получить через последовательный (хронологический) ряд поперечных срезов. Кстати, именно таким образом «получено большинство известных до настоящего времени норм онтогенетической психологии». Комплексный метод. Комплексный метод (подход) предполагает организацию комплексного исследования какого-либо объекта. По существу это, как правило, междисциплинарное исследование, посвященное изучению объекта, общего для нескольких наук: объект один, а предметы исследования разные. Метод поперечных срезов. Тип организации эксперимента, когда группы людей разного возраста изучаются одновременно. К примеру. исследователь, который хочет выяснить, как дети разного возраста рассуждают о моральной дилемме, может выбрать детей из разных возрастных групп и сопоставить их ответы. Аргументы за: • Метод поперечных срезов позволяет исследователю собрать ценную информацию о нормах — т. е. типичных представлениях разных возрастных групп. • Поскольку обычно экспериментатор лишь один раз встречается с участниками, этот метод не страдает погрешностями, характерными для лонгитюдного метода. Аргументы против: • Делая выводы о том, что является типичным для данного возраста, мы можем исходить из ничем не подкрепленной предпосылки, что поведение младших детей точно отражает поведение старших детей, когда они находились в этом возрасте. Проблема становится особенно острой, когда изучается широкий возрастной спектр и возрастает возможность возникновения «эффекта когорты». • Метод поперечных срезов содержит информацию только об изменениях в возрастных группах и ничего не говорит нам о причинах этих изменений. Было бы опрометчиво просто списать их со счетов как «возрастные факторы».
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 6310; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.73.248 (0.011 с.) |