Подход к классификации методов В.Н. Дружинина. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Подход к классификации методов В.Н. Дружинина.



В.Н. Дружинин является автором еще одного подхода к классификации эмпирических методов психологического исследования. Он располагает все психологические эмпирические методы в двумерном пространстве, оси которого обозначают два специфических признака психологического исследования: 1) наличие или отсутствие взаимодействия между испытуемым и исследователем или же интенсивность этого взаимодействия.

Взаимодействие максимально в клиническом эксперименте и минимально при самонаблюдении (когда исследователь и испытуемый – одно лицо); 2) объективированность и субъективированность процедуры. Крайними вариантами являются тестирование (или измерение) и «чистое» понимание поведения другого человека путем «вчувствования», эмпатии, сопереживания, личностной интерпретации его действий.

Эти два специфических признака, разделяющие психологические методы на типы, можно охарактеризовать следующим образом: первый признак образует ось «два субъекта – один субъект» или «внешний диалог – внутренний диалог», а второй образует ось «внешние средства – внутренние средства» или «измерение – интерпретация». В секторах, образованных этими осями, можно расположить основные психологические эмпирические методы (рис. 1).

Интересна еще одна классификация эмпирических методов – на основе исследовательской цели. Здесь выделяют группы описательных, корреляционных и каузальных методов. К описательным методам относятся беседа, наблюдение, тестирование, биографический метод и др. – они описывают данные. Корреляционные методы — измерение и методы обработки данных – позволяют установить связь между явлениями. С помощью каузальных методов устанавливают причинно-следственную связь между явлениями – это уже эксперимент.

7. Основные стратегии исследования (организационные методы в классификации Б.Г.Ананьева).

Классификация Б. Г. Ананьева, 1977г.
Особенностью этой классификации является то, что она охватывает все этапы исследования от его организации до получения результата.
^ Организационные методы (определяют стратегию на всех этапах исследования):
1. Сравнительный метод, или метод поперечных срезов. Наиболее характерной его чертой является сравнение различий в пределах одного или близкого возраста.
2. Лонгитюдный метод, или метод продольных срезов. Исследуются различия по определенному признаку (группе признаков) в пределах значительного отрезка времени (не менее года).
3. Комплексный метод. Ориентирован на создание разноуровневой концепции, требует установления взаимосвязей между факторами исследования субординационных и координационных связей. Дает возможность прогнозирования развития ситуации.
Эмпирические методы:
1. Обсервационные методы- методы наблюдения и самонаблюдения.
2. Экспериментальные методы: лабораторный, полевой, естественный, психолого- педагогический.
3. Психодиагностические методы: стандартизированные тесты (продуктивные), нестандартизированные тесты (проективные), анкеты, интервью, беседа.
4. Праксиметрические методы (приемы анализа деятельности и ее продуктов): хронометраж, составление профессиограммы, циклография 9 анализ деятельности циклов- последовательностей операций), оценка результатов деятельности.
5. Методы моделирования: математическое моделирование, кибернетическое моделирование.
Биографический метод (анализ факторов и событий жизненного пути).
Методы обработки экспериментальных данных:
1. Количественные методы (статистическая обработка данных)
2. Качественные методы (дифференцирование и обобщение материала по качественным параметрам).
Методы интерпретации данных:
1. генетический путь- определение закономерностей изменения параметров.
2. Структурный путь- построение типологий (построение профилей и изучение взаимоотношений между факторами).
Согласно общепринятой классификации тесты можно подразделить:

· По назначению - на общедиагностические, профессиональной пригодности и специальные.

· По комплектности- на изолированные и тестовые батареи.

· По области охвата психического- на интеллектуальные и тесты личности.

· По характеру умственных действий- на вербальные и невербальные.

· По степени однородности задач- на гомогенные и гетерогенные.

· По ведущей ориентации- на скорость, тесты мощности и смешанные.

· По форме ответа- на устные и письменные.

В соответствии с количеством одновременно обследуемых людей- на индивидуальные и групповые.

Для практического психолога ценность представляет весь тестовый инструментарий.
Тесты как система стандартизированных вопросов и задач позволяют практическому психологу измерять уровень развития определенного психологического качества клиента. Следует отметить большие возможности тестов интеллекта и тестов личности.
Тесты интеллекта целесообразно использовать при изучении познавательных свойств и особенностей клиента. Тесты личности направлены на изучение его интересов, эмоции, а так же особенностей поведения в определенных социальных ситуациях
Первые тесты интеллекта были созданы Ф. Гальтоном (1879), который стремился охватить «измерением и числом операции ума».
Полученные с помощью тестов результаты количественно выражаются в виде коэффициента интеллекта IQ.
При использовании диагностических тестов важно соблюдать следующие требования:

· Четко определять цели, предмет и область применения;

· Использовать заданный алгоритм проведения тестирования и обработки результатов;

· Тестовые шкалы проверять на репрезентативность, надёжность и валидность в избранной области применения.

В настоящее время известны следующие тесты интеллекта: шкалы измерения интеллекта Векслера, тест возрастающей сложности Равена, тест структуры интеллекта Амтхауэра, школьный тест умственного развития.
Тесты личности- группа методик, предназначенных для диагностики эмоциональных, мотивационных, межличностных свойств индивидуума. Среди тестов личности наиболее известны следующие:

· Миннесотский многоаспектный личностный опросник (MMPI)

· Шестнадцатифакторный личностный опросник

· Патохарактерлогический диагностический опросник и др.

Один из наиболее распространенных методов- метод наблюдения (внешнее, внутреннее, свободное, стандартизированное, включенное, невключенное). Наблюдая за жизнедеятельностью клиента, психолог судит об индивидуальных особенностях протекания психических процессов, состояний, о чертах личности, характеристиках профессиональной деятельности, общения и взаимоотношения в социальной среде.
Собственно научным методом наблюдение становится при выполнении следующих условий: переход от описания факта к обяснению его внутренней сущности, наличие четкого плана, фиксация результатов в специальном дневнике.
Эксперимент (лабораторный, естественный, констатирующий, формирующий) отличается активным и целенаправленным воздействием психолога на клиента в целях выявления и формирования определенных явлений. Он характеризуется большей эффективностью по сравнению с наблюдением, обязательным учетом и фиксацией условий его протекания, необходимостью жесткого соблюдения нравственных норм.
Опрос (устный, письменный, стандартизированный, нестандартизированный, социометрический) позволяет выявить склонности, интересы, мнения, вкусы, отношение человека к другим людям и к себе.
Особым видом активного опроса является социометрический опрос, позволяющий определить характер межличностных отношений в группе через систему социально- психологических критериев: сплоченность. Разобщенность, единство, потребность в общении и удовлетворенность его характером, психологическая совместимость, социометрический статус ее членов.
Практический психолог в диагностической работе должен видеть и такую ее немаловажную строну, как достижение комплексного задействования возможностей всех диагностических средств. Здесь, наряду со стандартизированными методами, следует постоянно обращаться и к экспертным методам или методам понимания.
Задействование экспертных методов наиболее продуктивно благодаря реализации двух подходов- проективного и диалогового. Особенностью проективного подхода является то, что диагностика осуществляется на основе изучения внешне неопределенного материала, становящегося объектом проекции испытуемого. При этом недостаточно сконструированный материал, выступающий в качестве стимула, при соответствующей организации обследования порождает реакцию, основанную на воображении субъекта, в которой раскрываются те или иные его психологические черты.
Предпосылкой и основой разработки проективных методовявляется следующий факт: когда испытуемых просят описывать неопределенные стимулы, полученное описание не может отражать сами стимулы (из-за расплывчатости), а следовательно, должно отразить нечто внутреннее, присущее самим испытуемым. Вот почему искусство проективного тестирования традиционно имеет два аспекта. При конструировании теста надо разработать такой стимульный материал, который действительно выявляет представляющие интерес личностные ответы. 7При решении практических конкретных задач успешность использования проективных методик часто зависит от опыта и интуиции практического психолога, проявляющихся при интерпретации результата.
В рамках диалогового подхода психолог вступает в контакт с обследуемым клиентом. Диагностические результаты достигаются за счет эффективности этого контакта, зависящего как от установления атмосферы доверия с одной стороны, так и от компетентности диагноста- с другой. Диалогические техники могут быть вербальными, так и невербальными.
При диагностической работе практическому психологу важно обеспечить условия, позволяющие ему достичь намеченных целей. Здесь не обойтись без тесного контакта не только с клиентом, но и с различными категориями персонала (менеджеры, администрация). Подобное взаимодействие осуществляется в рамках функциональных обязанностей и личностных контактов.
В круг задач психолога входит также поддержание обратной связи с разработчиками методик, соблюдение неукоснительного инструкций проведения исследований. Он обязан строго соблюдать конфиденциальность психодиагностической информации, своевременно предупреждать испытуемого о том, в каких целях она будет использоваться. Психолог должен надежно хранить профессиональную тайну. При интерпретации результатов его задач - рассматривать наряду с наиболее вероятной и противоположную гипотезу. Дело профессиональной чести психолога препятствовать попыткам некорректного и неэтичного применения психодиагностики.
О подготовленности практического психолога к ведению психодиагностической работы можно судить по следующим показателям:

· Компетентная ориентация клиента на его цели, индивидуальные возможности и особенности, а также обеспечение ему возможности получить максимальное число вариантов поведения и действий на основе полученного знания о нем.

· Полиреактивность психолога на широкий спектр воспринимаемых ситуаций и проблем, уклонение от оценочных суждений по поводу действий любого клиента.

· Понимание сложности предмета психологического исследования и воздействия на индивидуальность человека, стремление творчески использовать в работе множество концепций.

· Способность к эмпатийному взаимодействию, «присоединение» к миру клиента и его «ведение» при решении психологических проблем.

· Конфиденциальность в работе, четкое разграничение в представлении психологической информации заказчику, клиенту и пользователю.

· Реалистичность оценки своих возможностей и уровня квалификации, а также ограничений в своей деятельности.

· Постоянное осознание и учет факта взаимного влияния субъекта и объекта психодиагностической, развивающей и коррекционной работы.

· Самоценность достоинства обратившегося за помощью человека и адекватный для него словарь психологической информации.

· Постоянная верификация (проверка на истинность) положений психологической теории, технологий и использование, как своего опыта, так и опыта коллег.

· Психодиагностическая экологичность.

Таким образом, психодиагностика выступает важным составным звеном целостной психологической технологии практического психолога. Успешность этой работы в значительной степени определяется активной и компетентной реализацией его творческого потенциала. Предложенные подходы призваны системно конструировать деятельность психолога на данном участке. Учет их в повседневной практике, как свидетельствует опыт, дает возможность наращивать продуктивность в практической деятельности и достигать в ней вершин совершенства.

8. Сравнительный метод – планирование исследования как сравнения данных. Метод поперечных срезов. Лонгитюдное исследование. Комплексный метод исследования.

Сравнительный метод.

Сравнительный метод заключается в сопоставлении различных объектов или различных сторон одного объекта изучения в некоторый момент времени. Снятые с этих объектов данные сравниваются между собой, что дает основание к выявлению отношений между ними. Под­ход позволяет изучать пространственное многообразие, взаимосвязи и эволюцию психических явлений. Многообразие и взаимосвязи иссле­дуются или путем сопоставления различных проявлений психики у од­ного объекта (человека, животного, группы) в определенный момент времени, или путем одновременного сопоставления разных людей (жи­вотных, групп) по какому-либо одному виду (или комплексу) психичес­ких проявлений. Например, зависимость скорости реакции от вида мо­дальности сигнала изучается на отдельном индивиде, а от половых, эт­нических или возрастных особенностей — на нескольких индивидах. Понятно, что «одновременность», как и «определенный момент време­ни», в данном случае понятия относительные. Они определяются дли­тельностью исследования, которая может измеряться часами, днями и даже неделями, но будет ничтожно мала по сравнению с жизненным циклом изучаемого объекта.

Особенно ярко сравнительный метод проявляется в эволюци­онном изучении психики. Сравнению подлежат объекты (и их пока­затели), соответствующие определенным стадиям филогенеза. С со­временным человеком сравниваются приматы, архантропы, палеоантропы, данные о которых поставляют зоопсихология, ант­ропология, палеопсихология, археология, этология и другие науки о животных и происхождении человека. Наука, занимающаяся подоб­ными анализом и обобщениями, носит название «Сравнительная психология».

Вне сравнительного метода немыслима вся психология различий (дифференциальная психология). Интересна модификация сравнитель­ного метода, распространенная в возрастной психологии и носящая название «метода поперечных срезов». Поперечные срезы — это со­вокупность данных о человеке на определенных стадиях его онтоге­неза (младенчество, детство, старость и т. п.), получаемых в исследо­ваниях соответствующих контингентов. Подобные данные в обобщен­ном виде могут выступать в качестве эталонов уровня психического развития человека для определенного возраста в той или иной попу­ляции.

Сравнительный метод допускает использование любого эмпири­ческого метода при сборе данных об объекте исследования.

Лонгитюдный метод.

Лонгитюдный метод (лат. long —длинный) —длительное и си­стематическое изучение одного и того же объекта. Подобное продол­жительное отслеживание объекта (обычно по заранее составленной программе) позволяет выявить динамику его существования и прогно­зировать его дальнейшее развитие.

В психологии лонгитюд широко применяется при изучении возра­стной динамики, преимущественно в детском периоде. Специфическая форма реализации — метод «продольных срезов». Продольные сре­зы — это совокупность данных об индивиде за определенный период его жизни. Эти периоды могут измеряться месяцами, годами и даже десятилетиями.

Итогом лонгитюдного метода как способа организации многолет­него исследовательского цикла «является индивидуальная монография или совокупность таких монографий, описывающих ход психического развития, охватывающих ряд фаз периодов человеческой жизни. Сопо­ставление таких индивидуальных монографий позволяет достаточно полно представить диапазон колебаний возрастных норм и моменты перехода от одной фазы развития к другой. Однако построение серии функциональных проб и экспериментальных методов, периодически повторяемых при изучении одного и того же человека, — дело крайне сложное, так как адаптация испытуемого к условиям опыта, специаль­ная тренированность могут влиять на картину развития. Кроме того, узкая база такого исследования, ограниченная небольшим количеством избранных объектов, не дает оснований для построения возрастных синдромов, успешно осуществляемого посредством сравнительного метода «поперечных срезов» [1, с. 301]. Поэтому целесообразно соче­тать, когда это возможно, лонгитюд и сравнительный метод.

Й. Шванцара и В. Смекал предлагают следующую классифика­цию видов лонгитюдного исследования:

A. В зависимости от продолжительности исследования:

1. Кратковременное наблюдение; 2. Долговременное наблюдение; 3. Ускоренное наблюдение.

Б. В зависимости от направления хода исследования:

1. Ретроспективное наблюдение; 2. Перспективное (проспективное) наблюдение; 3. Сочетанное наблюдение.

B. В зависимости от применяемых способов:

1. Истинное лонгитюдное наблюдение; 2. Смешанное наблюдение; 3. Псевдолонгитюдное наблюдение.

Кратковременное наблюдение рекомендуется проводить для изу­чения стадий онтогенеза, богатых изменениями, скачками в развитии. Например, грудной период младенчества, период созревания в отроче­стве — юношестве и т. п. Если же целью исследования является изуче­ние динамики крупномасштабных периодов развития, взаимосвязи меж­ду отдельными периодами и отдельными изменениями, то рекоменду- [13] ется долговременный лонгитюд. Ускоренный вариант предназначен для изучения продолжительных периодов развития, но за короткое время. Используется в основном в детской психологии. Наблюдению подле­жат сразу несколько возрастных групп. Возрастной диапазон каждой группы зависит от цели исследования. В практике наблюдения за деть­ми он обычно составляет 3-4 года. Смежные группы перекрывают друг друга на один-два года. Параллельное наблюдение за рядом таких групп позволяет увязать данные всех групп в единый цикл, охватываемый всей совокупностью этих групп от самой младшей до самой старшей. Таким образом, исследование, проводимое в течение, скажем, 2-3 лет, может дать продольный срез для 10-20 лет онтогенеза.

Ретроспективная форма позволяет проследить развитие человека или его отдельных качеств в прошлом. Осуществляется путем сбора био­графической информации, анализа продуктов деятельности. Для детей это в первую очередь автобиографические беседы, свидетельства роди­телей, данные анамнеза. Перспективный, или проспективный, способ — это текущие наблюдения за развитием человека (животного, группы) до определенного возраста. Сочетанное исследование предполагает вклю­чение в перспективный лонгитюд элементов ретроспективного.

Истинный лонгитюд представляет собой классическое выполне­ние длительного наблюдения за одним объектом. Смешанным считает­ся такой метод лонгитюдного исследования, при котором истинное про­дольное наблюдение на некоторых стадиях дополняется поперечными срезами, дающими сравнительную информацию о других объектах, однотипных с изучаемым. Этот способ выгоден при наблюдениях за группами, которые со временем «тают», т. е. их состав от периода к периоду уменьшается. Псевдолонгитюдные исследования заключают­ся в получении «норм» для разных возрастных групп и в хронологичес­ком упорядочивании этих показателей. Норму получают через попереч­ные срезы группы, т. е. через усредненные данные по каждой группе. Здесь со всей очевидностью проявляется недопустимость противопос­тавления поперечных и продольных срезов, поскольку последние, как видим, можно получить через последовательный (хронологический) ряд поперечных срезов. Кстати, именно таким образом «получено большин­ство известных до настоящего времени норм онтогенетической психо­логии».

Комплексный метод.

Комплексный метод (подход) предполагает организацию комп­лексного исследования какого-либо объекта. По существу это, как пра­вило, междисциплинарное исследование, посвященное изучению объек­та, общего для нескольких наук: объект один, а предметы исследования разные.

Метод поперечных срезов.

Тип организации эксперимента, когда группы людей разного возраста изучаются одновременно. К примеру. исследователь, который хочет выяснить, как дети разного возраста рассуждают о моральной дилемме, может выбрать детей из разных возрастных групп и сопоставить их ответы.

Аргументы за:

• Метод поперечных срезов позволяет исследователю собрать ценную информацию о нормах — т. е. типичных представлениях разных возрастных групп.

• Поскольку обычно экспериментатор лишь один раз встречается с участниками, этот метод не страдает погрешностями, характерными для лонгитюдного метода.

Аргументы против:

• Делая выводы о том, что является типичным для данного возраста, мы можем исходить из ничем не подкрепленной предпосылки, что поведение младших детей точно отражает поведение старших детей, когда они находились в этом возрасте. Проблема становится особенно острой, когда изучается широкий возрастной спектр и возрастает возможность возникновения «эффекта когорты».

• Метод поперечных срезов содержит информацию только об изменениях в возрастных группах и ничего не говорит нам о причинах этих изменений. Было бы опрометчиво просто списать их со счетов как «возрастные факторы».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 6144; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.24.134 (0.028 с.)