Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методы социального управления в деятельности заводской службыСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Когда речь заходит о возникновении современной заводской (шире — промышленной) социологии в СССР, точкой отсчета называют обычно середину 60-х годов. В самом деле, к этому моменту социологические исследования в промышленности получили достаточно широкое распространение, был накоплен определенный "банк" информации, сложились теоретические и методологические принципы организации прикладной работы. Определилась специализация научных центров в Москве, Ленинграде, Новосибирске, на Урале. Появилась возможность для построения целостной концепции социального управления трудовым коллективом, возникновения и развития современных социолого-психологических служб на предприятиях. Ныне мало кто вспоминает о том, что у них были исторические предшественники. Действительно, опыт 20—30-х годов в области прикладных методов работы на предприятии в литературе мало изучен. Не потому ли современным исследователям приходится открывать заново то, что было известно раньше, и неадекватно, нередко упрощенно оценивать достижения отечественной прикладной социологии и психологии? Речь пойдет о социально-экономических и социологических разработках в области управленческой деятельности, социальной инженерии, психологии труда и психотехники. Именно эти направления нередко считают предшественниками нынешней социоло-го-психологической службы на предприятии и методов социального управления. Новая эпоха — "эпоха критическая", как образно называл 20-е годы А.К. Гастев, требовала решительного поворота к новому стилю мышления и прежде всего отказу от старой буржуазной социологии с ее созерцательностью и пренебрежением практическими нуждами общества. Научное и промышленное возрождение России неотделимы от культурного переворота — это также неопровержимый постулат и руководство к действию для нотовцев. В то же время низвержение старых устоев должно предшествовать утверждению новых принципов и идеалов. Они-то как раз и воплощаются в "социальной инженерии", складывающейся на стыке общественных и естественно-научных дисциплин. Главным методом познания и практической перестройки стал здесь "социальный эксперимент". Идеи о математизации социального знания и упор на экспериментальные методы не были исторически новыми. В эти же годы и в социологи позитивистской ориентации выдвигали те же самые озунги. Однако заметно и существенное различие. Призыв к математизации социологического знания, усиление в нем роли операцио-нализации и точности измерения не были направлены на изменение капиталистической действительности. Скорее это являлось своеобразной методологической рефлексией и способом решения внутринауч-ных проблем. Гораздо смелее — пусть нередко и с ошибками — ставили вопрос советские нотовцы. Замена старой теоретической социологии новой дисциплиной — "социальной инженерией" понадобилась им для решения не только методологических проблем, но и для серьезного обстоятельного вмешательства в практические дела производства. (Именно этот тезис о "вмешательстве" ученого в изучаемый процесс чаще всего отвергался академической социологией в США.) По мнению Н.А. Витке, социальная инженерия, или прикладная социология, — это наука о социалистическом строительстве, ее вызывают к жизни потребности общехозяйственной практики, "вынужденной считаться с человеком, как активным фактором, а не пассивным элементом производственного процесса". Структурно она должна включать в себя два раздела: 1) научную организацию производственного процесса (теоретическая основа знания в этом случае заключена в физиологии и психологии); 2) научную организацию управления (ее теоретико-методологическим фундаментом является социальная психология). Предмет первого раздела — рациональное соединение человека с орудиями труда, предмет второй — рациональное соединение и взаимодействие человека с человеком в трудовом процессе. Второй раздел собственно и составляет содержание социальной инженерии как науки о совместной трудовой деятельности людей. Специфика социалистических преобразований как предмет социальной инженерии, или социального управления состоит в том, что они: 1) прочно опираются на науку, 2) являются не экстраординарной и временной мерой, а постоянным, долговременным социальным и экономическим мероприятием, 3) касаются фундамента общества — его производства и производственных отношений. Витке пишет: «Основной и характерной проблемой НОТа является не столько труд, как проблема физиологическая, сколько сотрудничество, как проблема социально-трудовой организации; что НОТ по природе своей — наука о социальной технике». Хотя проблемы НОТ встают перед любой страной, но каждый общественный строй создает свой собственный стиль и систему организованного сотрудничества. Понятия социальной инженерии и прикладной социологии, несмотря на их сходство, не являются тождественными. Первая понималась в 20-е годы прежде всего как техническая деятельность по совершенствованию организации производства, но учитывающая роль социальных факторов и направленная на облегчение работы человека и улучшение условий его труда. Основными этапами такой деятельности являются: 1) разработка социально-технического проекта (карта организации рабочего места, хронокарта рабочего и внерабочего времени, оперограммы и т.п.), 2) внедрение практических рекомендаций — процесс социотехнического нововведения, 3) эксплуатация лпенной системы в условиях нормальной работы предприятия. rt икладная социология скорее понималась как научная процедура Яеспечения рационализаторов производства исходной экономической, нической и социальной информацией. В ее основе лежат данные тистики, профессионального тестирования, социологических опросов. Конечно, уровень методологического обеспечения таких исследований был невысок с точки зрения сегодняшней науки, тем не менее определенные достижения в этой области были получены. Так, в научном обследовании административных работников ряда предприятий, проведенных Всеукраинским институтом труда, применялись так называемые оперограммы. Это чертеж рабочего процесса с нанесением маршрутов и последовательности этапов обработки, учетом объема работы и затрачиваемого времени. Оперограмма представляет собой модель, сделанную по типу инженерного расчета. На ее основе определялись штат работников, инструкции исполнителям, заказ на оборудование, нормы и сроки выработки, цели и задачи деятельности людей. Сравнивались фактические расчеты с некоторой нормативной моделью. Применение такого метода помогало сократить излишнюю численность управленцев, выявить и устранить дублирование функций, несоблюдение сроков в их деятельности, снизить себестоимость продукции, повысить заинтересованность в труде. Практическая перестройка управления является коллективной научной деятельностью, в которой на первом этапе ставится диагноз сложившейся ситуации в учреждении или на предприятии, определяются узловые проблемы, которые предстоит решить. Затем на основе предварительных расчетов пересматривается существующая профессионально-квалификационная структура в контексте изучения содержания работы и предъявляемых требований со стороны технологии производства, социальных интересов общества, интересов и способностей людей. В результате создается "кодекс квалификационных норм". Следующий шаг — построение "кодекса норм производительности", т.е. исследование факторов производительности труда (орудия, материал, обстановка, индивидуальные различия людей и т.д.) на основе измерений и расчетов. Такого рода деятельность, типичная для социальной инженерии, требует переработки огромного эмпирического материала, считал Дунаевский, проведения множества повторных опытов, сопоставления результатов деятельности управленческого аппарата в различных организациях и в разных городах. Методы социальной инженерии и прикладной социологии тесно переплетались, когда решался кадровый вопрос. Посредством особых профессиограмм определялись индивидуальные качества личности и ее соответствия требованиям данной профессии. Ф.Р. Дунаевский неразрывно связывал вопрос о качествах руководителя с постановкой и организацией административного дела. Он предложил следующую методику: 1) построить или выбрать несколько однородных управленческих систем; 2) точно измерить эффективность их деятельности; 3)разработать методы сравнения этих результатов; 4) достаточно техники. В 1927 г. в Москве состоялась I Всесоюзная конференция по психофизиологии труда и профессиональному подбору, где было учреждено Психотехническое общество и решено издавать центральный печатный орган — журнал "Психофизиология труда и психотехника" (с 1932 г. — "Советская психотехника"). Постепенно налаживалась подготовка профессиональных научных кадров в педагогических институтах Москвы и Ленинграда, выпущены первые советские учебники, содержавшие сжатый очерк теории вопроса и основные методы психотехники. Научные монографии и статьи в журналах все больше становились трибуной для заинтересованного и достаточно острого обсуждения принципиальных вопросов методики, в частности обработки и интерпретации данных, ва-лидности тестов, их сопоставимости и оптимальности. Таким образом, можно говорить о том, что к началу 30-х годов определились важные предпосылки институционализации прикладной науки о труде и основные направления ее практической реализации. Однако в середине 30-х годов этот процесс приостановился. С 1935 г. перестал выходить психотехнический журнал, а в 1936 г. специальным постановлением о педологических извращениях было запрещено применение тестов, и психотехнические лаборатории наряду с педологическими стали сворачивать свою деятельность. В эти же годы сворачивается и деятельность ученых-нотовцев, внесших серьезный вклад в развитие отечественной науки управления и получивших признание на международной арене. В деятельности психотехников обнаружились существенные идейно-теоретические промахи. В частности, им так и не удалось решить в полном объеме главную задачу, поставленную социалистической промышленностью, — комплексное изучение человеческого фактора (понимаемого в 20-е годы как реализация внутренних, психологических и личностных резервов работника). Однако когда психотехники выходили за рамки узколабораторных исследований и сочетали методы научной организации труда с достижениями медико-биологических дисциплин, они добивались определенных результатов. Сегодня уже стало привычным встречать сообщения о заводских социологах и психологах — людях с анкетой и карандашом в руках. Появление их на предпрятии или в отрасли — дело не такое уж и редкое. В середине 60-х годов первые социолого-психологические лаборатории (ныне они называются службами социального развития) с самостоятельным статусом или же в составе других подразделений предприятия возникли при Пермском телефонном заводе, в объединениях "Электрон" (Львов), "Красный пролетарий" (Москва), ЛОМО и "Светлана" (Ленинград). Ныне в их рядах, по разным подсчетам, находится от 10 до 30 тыс. специалистов. В литературе появились и специальные термины "академическая социология" и "заводская социология". Они обозначают два различных уровня социологического знания: первый максимально приближен к общетеоретическому знанию, второй — к практическим внедрениям. Академическая социология охватывает исследования и разработки, которыми занимаются коллективы академических институтов, кафедр общественных наук и лабораторий вузов. Они призваны осуществлять координационное и научно-методическое руководство заводскими службами и лабораториями, проводить крупномасштабные социологические (всесоюзные, межотраслевые и региональные) исследования, на организацию и реализацию которых уходят многие годы. Цель последних — выявлять не скоротечные социальные процессы, информация о которых за такой срок просто устареет, а долговременные тенденции и закономерности. Поэтому с методологической точки зрения подобное исследование представляет значительный вклад в марксистско-ленинскую теорию, а методический инструментарий отражает последние достижения науки. Заводская социология, под которой понимаются все специалисты-социологи, занимающиеся научно-поисковой и внедренческой деятельностью непосредственно на предприятиях или в отраслях, называется также промышленной, хозяйственной и практической социологией. В стране накоплен значительный опыт решения прикладных социальных проблем на производстве. Многими тысячами измеряется совокупный экономический эффект от внедрения рекомендаций социологов Тирас-польского швейного объединения им. 40-летия ВЛКСМ, производственного объединения "Курганприбор", Днепропетровского машиностроительного завода им. В. И. Ленина, автомобильных объединений АЗЛК, ВАЗа, ЗИЛа, КамАЗа и др. "Всесоюзную известность и широкое распространение получили львовская система "Пульсар", днепропетровская "Внимание", рижская — выбора мастеров "Сержант", пермская — стабилизации трудового коллектива (СТК), московская (производственного объединения "Красный Пролетарий") — программно-целевого управления социальным развитием коллектива. Разработаны всевозможные формы и виды профориентации школьников, гибкий график работы (Кохтла-Ярве), методы аттестации руководителей, развития самоуправления в производственных бригадах, коллективной ответственности за состояние трудовой дисциплины и т.п.". Заводские социологи уже не ограничиваются сбором первичной информации, но стремятся разработать теоретическую концепцию социального управления. По такому принципу действует, в частности, социологическая лаборатория Тираспольского ШПО. Социальные функции не концентрируются в одном подразделении, а равномерно распределяются между всеми управленческими службами (отделами кадров, НОТ, ОТиЗ, главного технолога и др.). Процедура делегирования социальных целей закреплена юридически в особых "Положениях", а их выполнение приравнивается к осуществлению основных должностных обязанностей. Здесь разработано и внедрено несколько целевых долгосрочных (на 15 лет) программ, например, адаптации работников, рекреации и воспитательной работы. Система стабилизации кадров (СТК), действующая на Пермском телефонном заводе с 1973 г., включает процедуры приема, расстановки, адаптации кадров, внутризаводского перемещения и профилактики текучести. "Все затраты на ее разработку и эксплуатацию окупились в течение 10 месяцев, причем уже на стадии опытного внедрения когда она охватывала только половину годового объема рабочих (в целях образования экспериментальной и контрольной групп), СТК получила "прописку" более чем на 30 предприятиях различных отраслей промышленности". Таким образом, в развитии психотехники и заводской социологии как прикладных областей знания, непосредственно ориентированных на решение социально-психологических проблем на предприятии, можно обнаружить ряд общих черт. И в 20-е и в 60-е годы заводские лаборатории возникали, во-первых, на передовых, технически развитых предприятиях, во-вторых, под непосредственным руководством научных подразделений и центров. Причем лаборатории каждый раз возникали почти стихийно, их организация мало регулировалась в масштабах государства, а больше зависела от имеющихся на местах возможностей, средств и людских резервов. Несмотря на то что и психотехнические лаборатории 30-х годов, и социолого-психологиче-ские службы 70-х годов (период их наибольшего расцвета) доказали свою немалую практическую эффективность, их конечная результативность могла быть значительно больше, если бы не существенные методологические и методические просчеты (неразработанность концептуальных предпосылок знания о трудовом коллективе, отсутствие стандартных методик, репрезентативной эмпирической информации, дублирование исследований и мелкотемье). Правда, развитие прикладной науки о труде в 60—80-е годы имеет то несомненное преимущество, что в основе его лежит целостная методологическая база — исторический материализм как общесоциологическая теория. (Напомним, что в 20—30-е годы по ряду принципиальных вопросов шла острая и порой непримиримая идейно-теоретическая борьба, которая существенно препятствовала развитию научных знаний, отнимала время и силы порой на бесплодные дискуссии). Конечно, сравнивать достижения научной мысли практически разных исторических эпох — дело весьма сложное. Трудно подобрать единые критерии и измерители, да и задачи каждый раз ставились по-иному. Сегодня потребности общественного производства предъявляют более высокий, чем раньше, спрос на поисковую и внедренческую деятельность социологов. Но что мешает повысить конечную результативность научных разработок? Одна из причин в том, что насыщенность предприятий социологическими кадрами еще далека от оптимальной и колеблется в различных министерствах от 5—10 до 70—75%. Причем укомплектованных отраслей пока меньшинство, а преобладают малочисленные службы (1—2 социолога). Многих нагружают несвойственной работой, весьма далекой от социологических исследований или социального планирования. Падение престижа профессии инженера прежде всего коснулось почему-то социологов, но лишь с той разницей, что заменить профессионального социолога на предприятии, несмотря на общепринятое мнение, другой специалист не может. Остро стоит вопрос и об уровне профессиональной подготовки заводских социологов. Хотя по сравнению с 70-ми годами, когда социологами на предприятиях в большинстве случаев работали историки, филологи, педагоги и только 35% имели экономическое или техническое образование, но и в 80-х годах лишь 24,3% специалистов Но ведь известно и другое. Выпускники вузов больше ориентированы на фундаментальную науку, чем на производство. Да и в среде социологов-прикладников наблюдаются не совсем благоприятные тенденции: многие из них, разочаровавшись в практической деятельности, уходят в большую науку, защищают кандидатские диссертации и порывают с предприятием. На смену им приходят менее подготовленные кадры, причем обратного движения, т.е. перехода академических ученых на предприятие в общем-то не наблюдается. Разумеется, и заводским социологам не возбраняется проводить серьезные исследования и обогащать науку. Справедливости ради скажем, что приблизительно половина новаторских концепций и разработок в социальном планировании сделана именно социологами-прикладниками или при их непосредственном участии. Но, к сожалению, у этого процесса обнаружилась своя неприятная крайность: поголовное увлечение методами и приемами, свойственными академической социологии, зачастую приводит к забвению основной задачи — внедрению социальных проектов и планов. Вместо этого готовятся пухлые тома отчетов, справок и оторванных от жизни рекомендаций. Одной из важных проблем следует считать крайнюю неоднородность этой отрасли науки. Выравнивание научного уровня социолого-психологических служб, подтягивание отстающих и помощь им со стороны ведущих служб становится все более необходимым условием. Ведь при стихийном, никак и никем не контролируемом процессе возникновения новых лабораторий они неизбежно воспроизводят все те ошибки, которые были свойственны предыдущему этапу становления заводской социологии, но преодолены ведущими, успешно функционирующими службами. В связи с этим есть потребность наладить четкую систему обмена передовым опытом, методиками и эмпирическими данными, кооперировать деятельность социологов. Это повысит практическую отдачу науки. Но почему она еще невелика? Одна из причин в том, что предприятие не всегда заинтересовано в эффективном использовании социологов по их прямому назначению. Сдерживающим фактором выступают также известные недостатки эконо-ического механизма. Думается, что расширение хозяйственной самостоятельности предприятий повысит и заинтересованность руководителей в решении социальных проблем. Таким образом, если обобщить сказанное, то очевиден вывод о, что сегодня сложилась определенная диспропорция в развитии заводской социологии: количественный ее рост происходит за счет ухудшения некоторых качественных показателей, особенно организации труда, кооперации и согласованности действий. Недостатки, характерные для экстенсивного этапа 60—70-х годов и своевременно неустраненные, воспроизводятся и в 80-е годы. В наибольшей степени от этого страдают вновь создаваемые социологические службы. Да и сложившиеся, хорошо зарекомендовавшие себя лаборатории не всегда отличаются стабильностью, некоторые из них, пройдя пору наивысшего расцвета, сейчас сходят на нет, превращаются во второстепенные, малозаметные научные подразделения. Думается, что сейчас еще организация социологической работы в рамках одного предприятия, отрасли и региона находится на стадии экспериментирования, когда делать окончательные выводы преждевременно. Однако что совершенно необходимо делать уже сегодня, так это наладить организацию социологической работы на межотраслевом уровне, в масштабе страны. Именно на этом уровне народное хозяйство больше всего недополучает от социологии. Дальнейшее совершенствование заводской социологии, как, впрочем, и всей социологической науки, по мнению ведущих специалистов, должно происходить по пути усиления в ней конструктивно-прикладных функций и повышения качества научных разработок. Нетрудно видеть, что обе задачи взаимосвязаны. Повышение практической отдачи науки должно сопровождаться отказом от устаревших стереотипов мышления, ориентирующих промышленных социологов преимущественно на поисковую, а не внедренческую деятельность. Другими словами, современный социолог должен стать практическим работником, или социальным инженером, в том высоком смысле этого слова, которое придавали ему в 20-е годы Гастев, Витке, Дунаевский и другие советские нотовцы. Это означает проведение научно обоснованного исследования, разработку инженерно рассчитанного и экономически обеспеченного социального проекта, его внедрение и последующая эксплуатация. Социолог становится не только ученым и консультантом по управлению, но и дирижером коллектива, педагогом, обучающим персонал. В этом видится историческая преемственность развития марксистской социологии труда, ее теоретическое и методологическое единство. Однако новые задачи и цели требуют новых форм организации научной деятельности. Один из перспективных, на наш взгляд, путей решения проблемы дефицита социологических кадров и повышения конечных результатов — создание внедренческих социологических фирм. Почему бы также не опробовать матричную структуру с созданием временных творческих групп, работающих на принципах бригадного подряда? Такие организации должны включать прежде всего многоопытных и ведущих заводских социологов в союзе с академическими учеными, а действовать на принципах хозрасчета и оплаты по конечному результату внедрения, заниматься научным консультированием, технологией внедрения и передачей передового опыта, а кроме того, — обучать новичков-социологов и руководителей, готовить специальных инструкторов и т.д. Удобны они тем, что способны обслуживать мелкие и средние, отстающие предприятия, где как раз больше социологов. Кроме того, созданные по региональному прин ципу подчиненные, например, горкому, исполкому или совету и Кторов города, они будут стоять на страже не ведомственных, общественных интересов, обеспечивать более полную загрузку кадров, координировать тематику и т.п. Размышление над положением дел в заводской социологии приводит выводу о том, что она находится как бы на распутье. С одной стороны, экстенсивные средства и формы исчерпали себя либо выявили очевидные пределы роста, хотя задачи этого этапа полностью еще не решены. С другой — необходимость перехода к интенсивным формам не только назрела, но и объективно доказывается всем ходом развития науки и общественного производства. Есть точка зрения, что заводское социологическое исследование должно быть инновационным, которое "не только по своим целям, но и по своей структуре существенно отличается от- исследования описательного плана". Чем же обусловлено различие двух типов исследования — фундаментального и прикладного? Академическая социология, проводя фундаментальные исследования, выявляет именно типичное, повторяющееся в явлениях. Напротив, социолог на предприятии имеет дело прежде всего с неповторимой, своеобразной производственной ситуацией. Его задача состоит не столько в описании общего правила, сколько в установлении исключений из него. Установление точной пропорции между общим (типичным) и особенным (нетипичным) поможет заводскому социологу правильно модифицировать стандартные методики и решения к своим конкретным условиям. Что же будет, если он вместо этого сделает теоретические обобщения на основе нетипичного случая? Медленно, чаще всего половинчато, но переориентация заводских социологов от описательно-поискового к социоинженерному исследованию все же происходит. Научные дискуссии развернулись сейчас уже по поводу самой возможности употребления понятий "социальная технология" и "социальная инженерия" к нынешним условиям. Обнаружилось, в частности, что фундаментальной проработки вопроса до сих пор нет, а заимствование зарубежного опыта, где имеются давние традиции, огромная литература и одновременно своя специфика (зачастую существенно разнящаяся с нашей), не всегда возможно. Между тем практические работники остро нуждаются не только в методических руководствах и социоинженерных разработках. Усиление конструктивно-прикладных функций связано не только с формированием нового стиля социологического мышления, но и с появлением новых направлений в социальном планировании: социальное проектирование и нормирование, социальное прогнозирование и моделирование, социальное программирование и др. Существенная особенность их состоит в том, что и концептуальный аппарат, и логика анализа социальных явлений, и методы оперирования с объектами имеют самый непосредственный выход на социальное управление, преобразование социальной практики.
В связи с этим, как нам думается, иначе должна строиться сама методология социального планирования, логика развертки планов социального развития на предприятии. В основе их должна лежать логика и процедура выработки управленческого решения. Раскрывая основные этапы инновационного исследования, социологи считают, что они совпадают с этапами процесса принятия решений. "Обычно выделяют пять главных этапов принятия решений: обнаружение неполадок (проблемы); диагноз проблемной ситуации; постановка задачи принятия решения; определение альтернатив, выбор наилучшего решения; реализация выбранного решения". Социальное планирование как комплексный процесс, включающий также и социальное управление, по мнению М. Иллнера, состоит из пяти этапов, которые в совокупности образуют полный цикл управления: диагноз, программирование, реализацию, контроль и оценки. Обобщение новых тенденций и подходов в социальном планировании заставляет предположить, что основным его документом на предприятии должен быть не план, а Программа социального развития. Понятие "программа" является более широким, чем план, и включает ряд таких моментов, которые не охватываются последним. Можно предложить следующую концептуальную схему такой программы. Любой руководитель или консультант, приглашенный на предприятие для реорганизационных мероприятий, начинает с анализа исходной ситуации прежде, чем принять окончательное решение. В социальном управлении таким документом является социальный паспорт. Этот документ впервые стал разрабатываться на предприятиях Горького в 1966 г., а за образец был взят технико-экономический паспорт. В научной литературе нет единого мнения о стандарте социального паспорта, но в качестве его модели можно принять методику ВЦСПС, в которой показатели и индикаторы, характеризующие целостную систему социальных отношений, группируются по четырем разделам. Социальные показатели служат диагностическим инструментом, т.е. отражают исходное состояние управляемого объекта и социальных проблем. Составление социального паспорта, сновное назначение которого состоит в выявлении проблемной ситуации на предприятии, может закончиться созданием скриптивной модели. Здесь выясняется, какие из описанных проблем: 1) выходят за пределы компетенции администрации предприятия, например изменение режима работы городского транспорта, доставляющего рабочих; 2) могут с течением определенного времени исчезнуть сами собой, без управленческого вмешательства. Социальный план — следующий этап разработки программы социального развития коллектива — представляет собой заранее намеченный порядок осуществления какой-либо программы, проведения мероприятий. Для создания эффективного плана необходимо охарактеризовать различные варианты развития исследуемой системы, социальные последствия практических управленческих мероприятий. Если, например, в паспорте выяснилось, что текучесть кадров в контрольных временных точках (1970, 1975, 1980 гг.) неуклонно возрастала, то тем самым обнаружилась реальная проблема, угрожающая эффективности производства и стабильности коллектива. Нужно точно знать, как может измениться эта тенденция в будущем, какой конкретно уровень текучести "устраивает" предприятие (считается оптимальным, приемлемым), какие последствия она может вызвать (слишком высокий ее уровень приведет к неустойчивости кадров, падению производительности, слишком низкий — к "постарению" возрастной структуры коллектива, консервации социальных отношений и т.п.). Чтобы знать желаемый или предпочитаемый тренд (направление) социального развития трудового коллектива по всем или основным социальным параметрам (обогащение содержания работы, улучшение условий труда, повышение социальной активности и т.п.), необходимо построить нормативную модель. Можно при этом стремиться максимально улучшить положение дел на предприятии (если для этих целей отпущены соответствующие средства), можно ориентироваться на других, т.е. на среднеотраслевые стандарты (обеспеченность рабочих жильем, бытовками, коммунальными услугами и т.д.) или довольствоваться малым и, ссылаясь на отсутствие денег, вообще не решать социальную проблему в будущем. Любой из этих трех вариантов представляет определенную перспективу социального развития коллектива и может рассматриваться как нормативная модель в широком понимании. Если руководство и общественные организации как основные субъекты социального управления стремятся к заинтересованному решению социальных проблем, им прежде всего нужен прогноз изучаемого явления. "Прогноз может формулироваться в категориальных, качественных переменных (больше, меньше) и на относительно небольшое время упреждения". Даже с включением численных параметров явления построение эксплоративной рогностической модели в методическом смысле не представляет особых трудностей. Сопоставление того, что вы желаете иметь через некоторое время, с реальным развитием социальных процессов в будущем, сформирует объективную базу для принятия правильных решений. Иными словами, в основе составления плана лежит сравнение нормативной и прогностической моделей изучаемого явления. В сущности, назначение плана очень простое. Он обладает характером принятия готового решения, а цель прогноза — как раз обеспечить подготовку такого решения. Поэтому в методологической литературе правильно считается, что "прогнозирование по отношению к планированию выполняет функцию обоснования». План имеющий статус директивно-прикладного документа, представляет собой закрепленный в виде рекомендаций и инструкций порядок выполнения тех или иных мероприятий с указанием времени, ответственных и т.д. В то время как прогноз, являясь научным знанием о будущем состоянии социальных явлений, имеет вероятностный характер, план представляет собой в принципе однозначно вариантную модель. Поэтому для его составления выбирается хотя и оптимальный, но все же лишь один из вариантов социального развития. "Обязательным требованием, предъявляемым к планам,' является достижение успеха, что не является обязательным для прогноза. В процессе прогнозирования отражаются материальные процессы такими, какими они могут быть — желательными или нежелательными для человека". В планировании же ставятся такие задачи, которые соответствуют выбранным целям социального развития. Для перехода к следующему этапу составления программы социального развития — системы практических мероприятий и контроля за их реализацией — необходимо разработать "дерево управленческих решений". Здесь предусматривается не только составление по возможности более полного перечня мер (инноваций), но и анализ взаимосвязи практических мероприятий (факторов), их влияние (негативное или позитивное) на социальную ситуацию в коллективе. Например, "не составит труда решить проблему текучести кадров, повышая зарплату всем, кто собирается подать заявление об уходе; можно добиться ликвидации конфликта, уволив всех его участников". Но будет ли это действительным решением проблемы? Повышая зарплату увольняющимся (среди которых много не только толковых специалистов, объективно вынужденных уходить, но и просто "летунов"), мы тем самым стимулируем рост текучести кадров, поскольку оставшиеся работники могут расценить увольнение как вполне достижимый, если не единственный способ повысить свой заработок. Важно также, чтоб круг социальных явлений, по поводу которых разрабатываются практические меры, в принципе поддавались управленческому воздействию, изменению. Подобно тому как на предшествующей стадии разрабатывалось несколько вариантов социального развития коллектива на перспективу, здесь предусматривается несколько возможных решений о том, каким практическим путем лучше всего достичь поставленных целей. В частности, чтобы решить проблему расширения участия трудящихся в управлении производством, вовсе не обязательно перестраивать низационную структру. Можно поступить так, как сделали на днепровском трубопрокатном заводе им. К. Либкнехта, создав свою социально-психологическую информационую службу "Ваше строение". Столкнувшись с фактами бесхозяйственности, нарушений социалистических законов и т.д., работник предприятия тут же звонит телефону службы и излагает свою жалобу, предложение, просьбу. Специалисты анализируют информацию и выходят на дирекцию или общественные организации с запиской о принятии необходимых мер. Социолог, выступающий в роли консультанта по управлению, имеет в своем арсенале целый набор специальных методик, с помощью которых осуществляется перевод научных знаний в практические рекомендации и внедрение последних как инновационного проекта. "Про
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 331; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.211.116 (0.013 с.) |