Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методологический статус социологии трудаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Необходимость обсуждения методологических вопросов особенно актуальна на том этапе развития марксистской социологии, когда проблема соответствия ее предмета и структуры поднимается на качественно новый и более высокий уровень. Можно сказать, что сегодня — это сфера активного теоретического поиска, в которой прирост знаний достигается через решение принципиальных, основополагающих вопросов. Обращение к фундаментальным аспектам на более зрелом этапе должно свидетельствовать об углублении научного поиска или же, в зависимости от критериев оценки, о незавершенности структурирования предметных областей науки, расхождении взглядов и противоречивости предлагаемых концепций. Речь идет прежде всего о соотношении исторического материализма и социологии. Здесь выделились два различных подхода: 1) истмат как философско-социологическая наука должен включать в себя социологию, 2) истмат есть только, и только философская наука, поэтому он не включает в себя социологию. Оба подхода фактически сложились в начале 20-х годов, а в 60-е годы на основе первого подхода была выработана обобщенная формулировка, ставшая своего рода парадигмой и, поддержанная большинством ученых, она вошла во все учебники: исторический материализм есть философско-социологическая наука об обществе*. Во многих отношениях такой подход выглядит предпочтительнее: в нем содержится, например, аргументированная критика в адрес тех, кто стремится создать некую новую общесоциологическую теорию наряду или вместо истмата. (С логико-теоретической точки зрения общесоциологическая альтернатива неизбежна, так как без общей теории — и это доказывает история всех без исключения наук — никакая дисциплина долгое время плодотворно развиваться не может. Рано или поздно она порождает либо настоящую и работающую общую теорию, либо заимствует ее из других наук, либо создает некий паллиатив). И хотя социолого-философский подход** является доминирующим, в последнее время по его адресу раздаются критические замечания. "Указанная концепция представляет собой своего рода эклектический компромисс, попытку объединить два противоборствовавших в свое время подхода к пониманию предмета марксистской социологии: с одной стороны, идентификацию ее с историческим материализмом или научным коммунизмом, с другой — сведение к эмпирическим исследованиям..." — пишет П.Н. Федосеев. Наиболее перспективный путь, по мнению ученого, показывает принцип взаимосвязи между политэкономией и экономикой народного хозяйства. Политэкономия, как и истмат, суть теоретические дисциплины, которые разрабатывают основополагающие принципы для конкретных областей экономического и социологического исследования. *См. работы Г.С. Арефьевой, В.Ж. Келле, М.Я. Ковальзона, Г.Е. Глезермана, В,П. Ро-жина, Ю.Е. Волкова, В.А. Ядова, Л.Н. Когана, М.Н. Руткевича, Г.В. Осипова, А.Г. Хар-чева и др. **См. работы С.А. Оранского, Д.И. Чеснокова, А.К. Уледова, Г.Л. Фурманова, М.Н. Руткевича, К.Х. Момджяна.
На наш взгляд, утверждение исторического материализма в качестве общесоциологической теории требует серьезного методологического обоснования, так как это непосредственно касается понимания социологии труда как философской науки. Речь идет о том, как возможна общая теория в структуре социологического знания. История естественных наук знает один способ получения общей теории — она возникает на поздних этапах развития дисциплины в качестве ее зрелого результата. В классической физике, например, создание фундаментальной (развитой, единой, общей) теории начиналось лишь после того, как отдельные аспекты физической реальности получали отображение в наборе частнотеоретических схем. "Первая фундаментальная развитая теория физики — ньютоновская механика — создавалась как обобщение теоретических моделей и законов таких видов механического движения, как колебание маятника, свободное падение тел, движение тел по наклонной плоскости, движение планет (законы Кеплера) и т.д. Аналогичная ситуация наблюдается в истории термодинамики и классической электродинамики, где отдельные аспекты изучаемых процессов были отражены в развитой сети частных теоретических схем и законов задолго до того, как были построены первые обобщающие теории этих разделов физики". Такой путь возникновения общей теории имеет свои преимущества. Научная теория предстает как синтез частных знаний, которые даются как выводимые (конструируемые) следствия. Интегрируя математический и концептуальный аппараты частного знания, единая теория включает в свой состав лишь опытно проверенные данные и гипотезы, обоснованные и доказанные положения, короче говоря, все самое ценное и эвристичное из предшествующего знания. Поэтому в естествознании общая теория — это, как правило, результат и критерий зрелости науки. По способам генерирования общей теории философско-социологическое знание отличается от естествознания. Но как возможно здесь появление общей теории до начала формирования частной (а так по существу и произошло в истории марксистской социологии)? Думается, неправомерно рассматривать философию марксизма наподобие замкнутой теоретической системы, выступающей в роли априорной предпосылки социологического знания. В свое время И. Кант поставил вопрос о возможности таких систем создавать новые знания через априорный синтез и пришел к отрицательному ответу. Классики марксизма-ленинизма никогда не представляли исторический материализм в качестве априорной предпосылки, своего рода замкнутой философской системы, из которой дедуктивно выводятся те, и только те знания, которые уже содержатся или допускаются исходными аксиомами. Ведь в таком случае разрешается лишь один способ философского обоснования, считал тот же Кант, который "представляет собой синтетическое восхождение к тому, что прежде было дано аналитически". И хотя такая идея привела его к мысли о возможности внутреннего роста системы как целого, работает она, на наш взгляд, только в теоретически гомогенных системах, каковой система "исторический материализм — социология" не является. Видимо, между ними должна существовать иная связь. Вопрос о соотношении марксистской философии и марксистской социологии, а через нее — и социологии труда может решаться с учетом современных достижений методологии науки. Действительно, философия не является застывшей теоретической системой, ее содержание постоянно развивается, обогащается новыми данными. Следовательно, углубляется и ее связь с другими науками. На наш взгляд, решение данного вопроса заключается в разработке двуединого понимания истмата как 1) научной картины мира (НКМ) и 2) общей социологической теории. Понятие НКМ стало широко освещаться в литературе с середины 60-х годов*. Как это часто бывает, многочисленные дискуссии не привели к согласованной позиции, хотя общие контуры решения вопроса вполне наметились. Пока что точки зрения широко варьируются от понимания НКМ в качестве общего отражения действительности в мировоззренческом аспекте до изображения ее как идеальной модели природы, включающей в себя общие понятия, принципы и гипотезы той или иной дисциплины и характеризующей определенный исторический этап ее развития. При этом, если речь идет о физической картине мира (ФКМ), то ее общие понятия "трактуются как физическая конкретизация основных философских категорий: материи и движения, пространства и времени, взаимосвязи и взаимодействия, причинности и закономерности. Согласно связанной с этим определением концепции, ФКМ, будучи синтезом физических знаний о природе, относящимся к определенному этапу развития физики, выполняет онтологические функции, а связывая общие физические знания с философией и помогая ученому находить исходную основу для построения физической теории, выполняет гносеологические функции. Тем самым в общем виде решается вопрос о построении методологии формирования исходных основ научной теории, т.е. одна из сложнейших гносеологических проблем происхождения исходных идей, принципов и гипотез, лежащих в основе научного теоретического знания". Если обобщить основные достижения методологии науки, связанные с разработкой понятия НКМ, то результат можно представить так: Научная картина мира, это: 1) общее отражение действительности в мировоззренческом аспекте, конкретизация основных философских категорий, 2)синтез научных знаний о природе (обществе), относящихся к конкретному историческому этапу, 3)идеальная модель природы (общества), включающая общие понятия и принципы. *См. работы B.C. Готта, М.В. Мостепаненко, ПС. Дышлевого, СТ. Мелюхина, ВВ. Ка-зютинского, Л.А. Микешиной, Л.М. Волынской, Е.Д. Бляхера, B.C. Степина, М.Э. Омель-яновского, Б.Г. Кузнецова, В.Ф. Черноволенко, АД. Урсула. В схеме пункты 3 и 4 отражают онтологическую функцию, выполняемую НКМ, а пункты 1 и 2 — гносеологическую. Как видим, перечисленные выше критерии достаточно полно раскрывают роль исторического материализма как НКМ в социологии. Действительно, истмат является общим отображением социальной действительности в мировоззренческом аспекте, правда, он не конкретизирует, а сам представляет систему основных философских категорий, описывающих общественное развитие. Иными словами, выполняет гносеологическую и мировоззренческую функции. Кроме того, истмат синтезирует научные знания об обществе в конкретный исторический период и одновременно служит идеальной (нормативно-ценностной) моделью общества. Это и есть его онтологическая и методологическая функции. Однако рассмотрение функций истмата как НКМ еще не дает ответа на вопрос о том, является ли он предпосылкой или результатом развития социологии. В литературе сложилось представление о нем и как о начале, и как об итоге развития научного знания, а сама мысль о возможности применить понятие НКМ к социальным наукам стала высказываться еще в 70-е годы. "Если в XX в. в естественных науках постепенно укрепляется понимание физической картины мира не только как итога, но и как основы для построения новых научных теорий, то в общественных науках все с большей очевидностью складывалось понимание исторического материализма как такой НКМ, которая представляет собой не только итог, но и необходимую форму для построения подлинно научных теорий общественных явлений". Создателями первой НКМ социальных явлений (социальной картины мира) являются К. Маркс и Ф. Энгельс, которые разработали систему общих идей, принципов и понятий, способных служить методологической базой для построения теорий в общественных науках. По сути дела, подобная картина и "представляет собой основное содержание исторического материализма". Итак, если по отношению к социологии истмат — не только общая теория, но и НКМ (что вовсе не запрещает ему оставаться научной теорией самой по себе, т.е. безотносительно к его служебной функции в социологии), то это означает, что он не обязательно должен стремиться быть дедуктивно-гипотетической формой знания. Иными словами, истмат не придется искусственно подгонять под ограниченные стандарты теоретического знания, скорее он принадлежит мета-теоретическому, т.е. высшему и более сложному уровню знания. Стало быть, термин "общесоциологическая теория" становится более богатым, многоплановым. Но идея о двуедином статусе исторического материализма (в качестве НКМ и общесоциологической теории) неизбежно ставит другой вопрос: как развести эти две стороны? Если истмат как НКМ есть предпосылка всякой научной социологии, а истмат как общая теория — цель, к которой должна стремиться такая социология, то как разрешить возникшее противоречие? В истории диалектики такое решение однажды уже было найдено. Так, у Гегеля в "Феноменологии духа" сказано, что любая строгая система развивается таким образом, что ее результат тождествен ее началу (но не в одном и том же смысле). Если вначале цель положена как нечто непосредственное, то осуществленная цель (результат) "есть движение в развернутое становление", т.е. нечто, вернувшееся в себя. Когда здание науки еще не готово, размышляет Гегель, когда заложен еще только ее фундамент, в наличности существует лишь само понятие целого, мысленный проект будущего строения в самых общих чертах. В.И. Ленин отмечал удачность гегелевского образа "круга кругов" в противоположность простой хронологии и эмпирической констатации явлений, к которым никак не сводится понимание процесса становления и применения категорий диалектики. В работе «Что такое "друзья народа" и как они воюют против социал-демократов?» Ленин, критикуя субъективную социологию Михайловского, несколько раз говорит о том, что только материалистическое понимание истории (т.е. материалистическая теория истории) впервые создало возможность научной социологии, "впервые поставило социологию на научную почву". Речь идет о материалистическом понимании истории, как о теоретико-методологическом ядре исторического материализма и общесоциологической теории. Под материалистической теорией истории (МТИ) подразумевается: 1) установление понятия общественно-экономической формации, 2) объяснение общественных отношений через производственные, 3) понимание общественного развития как естественноистори-ческого процесса, 4) применение диалектического метода, разработанного в "Капитале". По нашему мнению, эти принципы — необходимое условие для разворачивания общесоциологического знания. Но только дополнение к ним положений современного исторического материализма как НКМ, а также политэкономии и научного коммунизма делает их необходимым, достаточным и полным условием. Таким образом, у всех трех наук — истмата, политэкономии и социологии — есть одна "общеродовая пуповина", в качестве которой и выступает МТИ (или материалистическое понимание истории). Ее последовательное применение к диалектике смены общественно-, экономических формаций даст все категориальное здание истмата, а к одной из этих формаций — научного коммунизма и социологии. Вместе с тем у трех указанных наук, существует и другая "общеродовая пуповина" — это диалектическая логика. А это значит, что все они "сопряжены" в единую систему знания, во-первых, с точки зрения философской теории и, во-вторых, относительно философского метода познания (см. рис. 1).
Исторический материализм в строгом смысле не идентичен принципу МТИ, как не тождественна научная система исходным методологическим посылкам, на основании которых разворачивается ее понятийно-категориальная структура. Но столь же неправомерно упрощать внутреннюю структуру самого принципа материалистического понимания истории, который в отличие от других принципов не исчерпывается какой-то одной сингулярной знаковой системой (например, категорией), но представляет сложноорганизованную систему знания. Движение от одного уровня явления к другому через исчерпание его многообразия составляет суть диалектического понимания всеобщего процесса научного познания. Применительно к социологии этот тезис конкретизируется в иерархической структуре ее предмета и объекта, системной организации социологического знания. Совершенно очевидно, считает М.Н. Руткевич, что "марксистская социология как наука обладает сложной внутренней структурой, обусловленной, во-первых, общей структурой научного познания, идущего к постижению все более глубокой сущности явлений и поэтому характеризующейся иерархией уровней познания и, во-вторых, структурой объекта познания — человеческого общества, что находит самое непосредственное отражение в системе частных социологических теорий". На наш взгляд, социология труда, как и социология в целом, также имеет иерархическое строение предмета и объекта исследования. Возможно, что этот факт ставит ее за рамки обычной отраслевой социологии или частной теоретической дисциплины. Разумеется, это предположение требует всестороннего методологического обоснования и не может ограничиваться рамками настоящей работы. Но некоторые соображения можно высказать уже сейчас. Очевидно, что социология труда не может игнорировать философский аспект своего предмета. Иными словами, она должна брать за исходный пункт труд как общественную субстанцию. Но это означает, что в ее структуре необходимо выделить высший, философский уровень знания, на котором труд рассматривается как особый компонент знания, а именно категория. Речь идет о категории как знании, обладающем, во-первых, признаком всеобщности, во-вторых, необходимости. Низший уровень категориального аппарата всеобщего труда раскрывается через частные научные понятия (например, стимулирование труда или коллективные формы его организации). Почему же так важно выделение в категории труда различных уровней анализа? Выделение понятия труда как обобщенно-логической формы отражения взаимодействия общества и природы, как и применение диалектического метода позволили вывести социологию труда на уровень подлинной науки. Действительно, «наука фиксирует и выражает в своих понятиях вовсе не любые попавшиеся на глаза эмпирически очевидные "различия" (определения) явлений, а только и именно такие определения, которые с необходимостью вытекают из существа дела, отражая имманентные различия внутри одного и того же, четко определенного предмета... По этой причине наука и представляет собой ветвящуюся систему определений, а не беспорядочное нагромождение каких угодно и в каком угодно порядке расположенных абстракций». Несомненно, что общественный труд представляет собой комплексное социально-философское и экономическое явление. Поэтому он — предмет изучения целого ряда наук, каждая из которых рассматривает его под специфическим углом зрения, выделяет в нем тот или иной аспект. На такой позиции стоят не только советские социологи, но и специалисты по труду в социалистических странах. В связи с этим интересны взгляды ученого из ГДР Р. Штольберга и болгарского социолога К. Петкова. По мнению К. Петкова, социология труда, опираясь на понятийный аппарат и теоретические разработки социальных закономерностей общей социологии, выступает по отношению к расположенным ниже ее отраслевым дисциплинам как обобщенная, интегральная наука. Оба ученых сходятся в том, что предметные области социологии труда и отраслевых социологических дисциплин частично совпадают, пересекаются, хотя каждая сохраняет свою специфику. Штольберг относит к ним социологию промышленности, аграрную социологию, социальное планирование и управление, социологию предприятий и социологию профессий, а Петков — социологию рабочего класса, социологию трудового коллектива, социологию профессий, социологию рабочего места и индустриальную социологию. Все они исследуют социологические аспекты трудовой деятельности, но в социологию труда целиком не входят. Кроме социологических дисциплин, оба автора выделяют и другие, смежные науки, изучающие труд: политэкономию, праксеологию, трудовое право, экономику труда, психологию труда и охрану труда. Вместе с социологией труда они составляют новую предметную сферу — систему наук о труде. В системе наук о труде прежде всего надо выделить философию, которая изучает взаимосвязь общественного труда и социальной сущности личности как целостный процесс взаимодействия природы и общества. Экономика труда изучает совокупность производительных сил в единстве с производственными отношениями: распределение и использование трудовых ресурсов, законы производительности труда, нормирование, организацию и планирование труда. Психология труда исследует психологические особенности трудовой деятельности человека, разрабатывает методы профориентации и профотбора. В центре внимания науки гигиены труда находятся вопросы создания оптимальной окружающей среды, условий труда и их воздействия на организм человека. Продолжающаяся дифференциация наук о труде порождает тенденцию к их интеграции, когда на стыке смежных дисциплин возникают новые науки, например, эргономика труда, изучающая взаимодействие человека с техническими системами. Наиболее полно комплексный подход к исследованию предмета воплощен, на наш взгляд, в социологии труда, в центре внимания которой находятся характер и содержание труда, отношение человека к труду, организация и условия труда, ценностные ориентации, ролевое поведение человека в труде, мотивация и удовлетворенность трудом и т.д. Оценивая степень разработанности сферы общественного труда, необходимо отметить, что комплексный подход еще не стал здесь специфическим типом системной организации всех наук. Иными словами, психология, философия, экономика и социология интегрируются только за счет внешних факторов — общего предмета исследования (общественный труд), но организация совместного поиска, координация усилий, разработка общего им понятийного аппарата и банка методик пока отсутствуют. В то же время в структуре научного фронта социологии труда постепенно вычленяются родственные по предметно-методическим признакам направления знания о труде. В известной мере за каждым из них сохраняется относительная самостоятельность и специфика в разработке концептуальных подходов, выделении своего предмета и метода исследования. Думается, что за подобной блочно-системной организацией направлений необходимо сохранить общее тематическое название, референтами которого выступают частично пересекающиеся классы поэлементно сопряженных (в семантически-смысловом контексте) объектов исследования. Действительно, в самой социологии труда можно выделить несколько направлений, дисциплин, или отраслей знания. Так, социология организаций исследует иерархическую структуру управления производством, формальную и неформальную организацию предприятия, личные и безличные факторы социальной организации труда. Социология профессий также выделяет свой предмет в системе общественного разделения труда, изучая престижность тех или иных видов деятельности, предпочтения, ценностные ориентации, профессиональную пригодность и т.п. Социология производственного коллектива изучает широкий комплекс вопросов, выражающих закономерности совместной трудовой деятельности людей, функцию, цели и структуру трудовых коллективов как основных экономических, социальных и политических ячеек нашего общества. Следует также назвать социально-психологические исследования трудовой деятельности, промышленную социологию, социальное управление и планирование. Все эти и другие разделы социологии, дополняя друг друга на основе взаимообмена результатами исследований, в своей совокупности формируют общую проблематику (общий научный фронт), которой занимается социология труда. Поэтому-то так сложно из этого переплетения выделить собственный предмет исследования социологии труда. Суть дела должна заключаться не в стремлении провести четкие разделительные грани между родственными научными направлениями, которые именно в силу этого могут оказаться искусственными. Более оправданным в теоретико-методологическом смысле является выделение социологии труда из указанного ряда социологических дисциплин как наиболее общей для всех них системы научного знания. Предмет исследования социологии труда составляет круг ее научной проблематики в пересечении с другими социологическими дисциплинами. Иначе это можно назвать "горизонтальным" срезом знания, или межотраслевой матрицей предмета исследования. Обратимся к схеме (рис. 2). Что нового для понимания предмета социологии труда дает такая схема? Отраслевые социологии, часть которых показана на схеме, преимущественно покрываются предметной областью социологии труда. В то же время в каждой из них найдутся и такие проблемы, которые не входят в компетенцию социологии труда. Так, в социологии профессий могут встретиться узкоспециальные вопросы, например возрастные изменения в предпочтениях человеком тех или иных профессий, которые вовсе или необязательно должны входить в компетенцию социологии труда, т.е. интересовать ее особо как самостоятельный предмет изучения. Такого рода проблемы больше связаны с социологией личности или психологией, т.е. при их исследовании преимущественно используется концептуальный аппарат указанных наук, когда речь идет о теоретической интерпретации собранных социологией профессий эмпирических данных. В то же время в социологии профессий нельзя достаточно научно объяснить тот или иной процесс, который связан с содержанием и характером труда. Последние представляют собой базовые понятия социологии труда. Сказанное применимо и к другим социологическим дисциплинам, обозначенным на схеме. Предметная область социологии труда, таким образом, не сводится к совокупности предметных областей конкретно-социологических дисциплин, изучающих под разными углами социальную природу труда. С одной стороны, она уже этой совокупности, поскольку сюда не входят узкоспециальные проблемы, изучающиеся смежными отраслями социологии. С другой стороны, она значительно шире этой совокупности. Это и понятно, ибо в социологию труда входит исследование ряда фундаментальных категорий и проблем, которые выходят за рамки компетенции конкретно-научных отраслей социологии. Думается, что именно потому, что внутренним философским методом развития знаний марксистской социологии труда является диалектическая логика, она и представляет собой стройное, упорядочение организованное и расчлененное здание. Социология труда, согласно нашему подходу, представляет такую систему научного знания, в которой выделяются различные уровни его организации. Поэтому вопрос о том, к какому именно уровню следует ее относить, неправомерен. Труд как социально-философскую категорию нельзя изучить с помощью эмпирических социологических исследований. Правильность положений о труде, разрабатываемых историческим материализмом, подтверждает вся социальная практика человечества, а не отдельный, пусть даже представительный, чувственный опыт или эксперимент. Но уже на следующем, частно-теоретическом уровне положения о социальной структуре рабочего класса, социальных последствиях научно-технической революции, обогащении содержания и изменении характера труда при социализме можно эмпирически проверить с помощью социологических исследований. Но опять же не любых, а широкомасштабных, исследующих не локальные (т.е. отраслевые либо региональные особенности), а тенденции, присущие всему нашему обществу. Источником такой информации служат всесоюзные или панельные исследования. Этот тип фундаментального научного исследования используется на практике не часто, требует многолетней подготовительной работы, большого штата специалистов и тщательной теоретико-методологической проработки проблемы. На конкретно-научном уровне исследуются, как правило, узколокальные тенденции, отраслевые и региональные особенности социалистического труда. Здесь ставятся чаще всего ситуационные или оперативные проблемы, а само исследование проводится в сжатые сроки по небольшому инструментарию. Так, изменения в профессиональных ориентациях школьников обусловлены не только социальной природой социализма, т.е. общественными законами, но и конкретно-исторической ситуацией, потребностями общественного производства, уровнем общего и специального образования, степенью престижности того или иного конкретного вида труда в данный момент времени. Внедрение бригадной формы организации труда потребовало организации и проведения многочисленных социологических исследований, выясняющих условия и механизм ее функционирования. Такая оперативная информация особенно важна в социальном планировании и проектировании. Более подробно рассмотрим второй, частнотеоретический уровень социологии труда и соответствующий ему тип социологических исследований. Речь идет о повторных и сравнительных исследованиях: "В теоретической социологии сравнение социальных явлений, процессов, структур, присущих разным обществам, странам и народам, — основной метод уяснения социальной закономерности" [115,. Хорошо известно, с каким успехом К. Маркс пользовался социально-историческими сопоставительными исследованиями при обнаружении формационных различий, основа которых — различия в способе производства. Собственно на них и основан во многом богатейший материал, собранный в "Капитале". В производственных отношениях, и прежде всего в формах собственности на орудия и средства производства, был обнаружен тот общенаучный критерий повторяемости в истории, "применимость которого к социологии отрицали субъективисты". Но чтобы выделить такую повторяемость, Марксу потребовались особые методы, существенно отличающиеся от применяемых в эмпи-пической социологии. Прежде всего это логико-теоретические приемы абстрагирования и идеализации. Очистив от инотипных "примесей" (т е. от некапиталистических общественных форм труда) реальный процесс производства, Маркс выделил "чистый" тип капитализма. В своем исполнении этот прием чрезвычайно сложный, предполагающий учет массы взаимодействующих факторов, но в конечном итоге позволяющий совершить абстракцию сущностно-общего в сходных социально-экономических явлениях. Выбор объекта в таком исследовании не может быть случайным и строится на иных, нежели в эмпирическом (выборочном) обследовании, принципах. Прежде всего необходимо изучить наиболее развитый случай из ряда подобных. Таким объектом и явилась для Маркса Англия, которую если и считать представительной страной капитализма XIX в., то не в эмпирическом, а в теоретическом смысле. Иными словами, репрезентация объекта исследования должна пониматься не в историческом, а в логическом значении. Подобный метод теоретического исследования, хотя и основан на историко-сравнительном изучении, нельзя относить к исследованиям второго, частнотеоретического уровня. Скорее он принадлежит высшему типу анализа, поскольку в нем не только используется категориальный аппарат (чего нет на других "этажах" знания), но иначе определяется и сам предмет исследования — исторические закономерности развития общественно-экономических формаций, диалектика общественного труда в целом. Сравнительные же исследования в эмпирической социологии, хотя они и опираются на те или иные теоретические предпосылки, но "представляют собой способ сопоставления некоторым образом сгруппированных фактических данных". В связи с этим различают несколько видов повторных и сравнительных исследований: 1) международные и межрегиональные, 2) панельные повторные, 3) повторные когортные, 4)-повторные трендовые. Специфическая черта всех повторных исследований — их диахронность, поэтому они позволяют проследить динамику и генезис социальных явлений. Можно вспомнить ряд известных международных исследований, которые характеризуют методы изучения динамики общественного труда, присущие второму уровню. Известность получил международный проект "автоматизация и промышленные рабочие": на большом сопоставимом эмпирическом материале ученые ИМРД АН СССР совместно с представителями 14 стран (Венгрия, ГДР, США, Франция и др.) изучали в период с 1971 по 1979 г. воздействие автоматизации на содержание труда рабочих в странах с различными социально-экономическими системами. И хотя частнотеоретические выводы, которые можно сделать из межстрановых (или кросскультурных) исследований, обладают высокой степенью обобщения, на их основе нельзя фальсифицировать (опровергнуть) общесоциологическую теорию (исторический материализм и политэкономию), но можно ее частично верифицировать подтвердить). Окончательным же критерием истинности общесоциологической теории (поскольку ее понятийным аппаратом являются социально-философские категории, обладающие статусом всеобщности и необходимости) выступает только всемирно-историческая практика. Другая разновидность исследований второго уровня — это внутри-страновые сравнительные и повторные исследования. Повторное исследование на промышленных предприятиях г. Горького и Горьков-ской области по теме "Рабочий класс и технический прогресс" (1965—1979 гг.) выявило современный уровень социального развития рабочего класса, тенденции изменения в его облике, позволило разработать систему социальных показателей трудовой деятельности. Сравнительное интервальное исследование 1965—1977 гг., проведенное в машиностроительной промышленности Ленинграда, дало богатый материал для обобщающих выводов о переменах в социально-профессиональной структуре работников, социальном облике рабочего и инженера, направлениях технического перевооружения производства, изменениях в характере и содержании труда. Исторические обобщения, которые можно сделать на основе этого типа сравнительных исследований, характеризуют динамику труда при социализме, т.е. относятся к внутриформационным социальным сдвигам. Их эмпирическая база вполне может служить основой для теоретических обобщений в рамках марксистской социологии труда.
|
|||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 375; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.147.193 (0.021 с.) |