Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Становление социологической теории коллективаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Методологические основы теории коллектива были заложены в трудах классиков марксизма-ленинизма. Рассматривая развитие общества как естественноисторический процесс, К. Маркс и Ф. Энгельс неизменно подчеркивали определяющую роль материального производства, социально-экономический уклад которого — уровень развития производительных сил, характер производственных отношений и система кооперации труда — требовал той или иной формы соединения носителей рабочей силы в совокупную общественную силу. Социальная ассоциация при капитализме, основанная на частной собственности и отчуждении работника от средств труда, представляет собой такую превращенную форму совместной деятельности людей, при которой их "соединение фигурирует здесь как нечто случайное, а разъединение — как нечто нормальное...". И только при социализме, где планомерная организация общественного производства создает необходимые и достаточные материальные условия для "всеобщей ассоциации всех членов общества", складывается подлинная форма коллективной трудовой деятельности людей. Предметом конкретного исследования трудовой коллектив стал уже в 20-е годы, когда советские ученые предпринимали попытки изучения различных аспектов социальных отношений на предприятии. Однако сам по себе коллектив, если рассматривать его как особый тип социальной общности людей, выполнял в этот период скорее роль некоего социального фона, благодаря которому удавалось более детально проследить и изучить частные процессы и явления. Так, рассматривая административные проблемы управления, Н.А. Витке уделяет особое внимание не только координации совместных действий людей, но и "социально-психологическому состоянию коллектива". Конечно, первостепенную роль в повышении эффективности труда играют такие факторы производственной ситуации, как организация и условия труда. С этим Витке как последовательный материалист целиком и полностью согласен. Но при этом, полагает ученый, нельзя недооценивать значение "социально-психологической атмосферы учреждений". В некоторых случаях этот компонент становится даже более весомым, чем первый. Создание такой атмосферы — конечная цель всей организационно-управленческой работы. И это вполне логично. Совершенствование управленческого труда предполагает не только внедрение более рациональных методов документооборота и учета, но и перестройку взаимоотношений людей, всей психологической обстановки в коллективе. Этот замечательный, но, к сожалению, малоизвестный современному читателю ученый-нотовец отмечал: "Руководство техническим процессом переходит к инженерам, работающим методом научного анализа, наблюдения и эксперимента". По его мнению, наука выступает той силой, которая концентрирует опыт и знания, упорядочивая их в логические формулы и научные обобщения. Важны не только теоретические знания, но и практические методы управления людьми, ибо социалистическое общество заново не только строит государственный аппарат, но и создает для него новых людей, в новых условиях и для новых целей. Однако временами Витке допускал ошибки методологического плана. В частности, считал принципиальное различие между естественными и социальными науками "предрассудком старой культуры». В этом же ключе он решал вопрос о трудовом коллективе, который якобы можно конструировать как "целесообразный социальный аппарат". Казалось бы, логическим выводом из таких идей должен был стать призыв к "натурализации" социологического познания. Однако Н.А. Витке рассуждал иначе. Необходимость микроанализа социальных явлений, проведения экспериментов и наблюдений предполагает попытку отрешиться от "грубой предметности мышления". Товар — это в первую очередь не вещь, а определенное социальное отношение. Точно так же завод следует рассматривать как систему социальных отношений, а, скажем, делопроизводство осмыслять социологически. Другими словами, Витке предлагал изучать архив, канцелярию, учетную систему как совокупность социальных трудовых отношений. Для этого, по его мнению, надо издавать больше книг по искусству управления персоналом, закреплению кадров, условиям труда, т.е. по "социологическим основам административной работы". Вопросами управленческого контроля, коллегиальности и единоначалия, совершенствования организационной структуры, стиля управления занимался Всеукраинский институт труда (г. Харьков), который возглавлял Ф.Р. Дунаевский. Рационализацию труда и управления он понимал прежде всего как процесс социальный. В основу своей классификации Дунаевский положил принцип структурной роли функций в системе целого. Были выделены три основные фазы организационного процесса: 1) инициация, т.е. воплощение проекта административной структуры в первых реальных действиях; 2) орди-нация, т.е. период отладки деятельности управленческого аппарата до нормального его функционирования; 3) администрация, т.е. оперативная работа по решению управленческих проблем в сложившейся системе руководства. Соответственно выделяются и три типа функций: починные, устроительные и распорядительные. Характерная особенность его теории — стремление повысить обоснованность управленческих решений. Понятно повышенное внимание, которое уделялось в институте Дунаевского анализу распоряжений, приказов, отчетов и другой объективной информации. Конкретные исследования, широко проводившиеся в эти годы харьковскими учеными, показали, что один из способов уклонения представителей администрации от исполнения приказов — перекладывание своих обязанности на "творческую активность масс". Выяснилось, что мелочная опека, излишне детальные распоряжения вредят исполнению, поскольку рядовой работник, боясь ошибиться, постоянно заглядывает в инструкцию и тем самым удлиняет срок выполнения задания. Руководитель авторитарного стиля чаще злоупотребляет жесткими методами контроля. Постоянный страх наказания травмирует психику исполнителей и вызывает обратный эффект, негативно влияет на самого администратора. Последний начинает применять директивные методы в ситуациях, где они объективно не нужны. Есть множество способов, маскирующих недостатки администрации: злоупотребление коллегиальностью в процессе принятия управленческих решений, т.е. подмена персональной ответственности коллективной, а значит, обезличенной; привлечение руководителей вышестоящих инстанций "для согласования"; выполнение руководителем работы, которую должен делать исполнитель и т.д. [66, с. 48—49]. В идеологических дискуссиях этих лет буржуазные ученые и псевдомарксисты оспаривали возможность соединения единоначалия и демократии в социалистическом управлении, противопоставляя их друг другу. Подчеркивая недопустимость и ошибочность такого подхода, В. И. Ленин выступал за необходимость соединения "митингового-демократизма трудящихся масс" с железной дисциплиной общественного труда. Он отмечал, что нужно "строго отделять две категории демократических функций: с одной стороны — дискуссии, митингования, с другой стороны — установление строжайшей ответственности за исполнительские функции и безусловно трудовое, дисциплинированное, добровольное исполнение предписаний и распоряжений...». Преимущества единоначалия Ленин видел в возможности сэкономить труд посредством централизации усилий людей: оно дает "наилучшее использование человеческих способностей и реальную, а не словесную проверку работы". Коллегиальность и единоначалие суть два дополнительных, а не противоречащих друг другу аспекта управления, поскольку они отражают различные стороны, формы и стадии руководства. Действительно, коллегиальное обсуждение вопроса предваряет конечную стадию процесса принятия управленческих решений, а именно единоличную ответственность за последствия принимаемых решений. В этом В. И. Ленин видел способ избежать бюрократической волокиты и уклониться от ответственности. Как бы подтверждая мысль Ленина, Дунаевский считал, что единоначалие "всегда имеет преимущества в единстве, скорости, простоте и дешевизне работы". В случае же, когда невозможно найти специалистов, способных охватить различные стороны решения, тогда коллегиальность выступает как формальный выход из затруднения. Достоинства коллегиальности особенно наглядно проявляются в сложной, противоречивой обстановке. Здесь скрещение различных точек зрения дополняет друг друга, позволяя правильно оценить ситуацию. При этом как бы компенсируются ошибки и заблуждения. Кроме того, именно коллегиальный способ наиболее мотивирует людей к участию в управленческой деятельности, повышает интерес к поставленному вопросу. Он полезен, правда, лишь в том случае, когда не подменяет собой индивидуальной ответственности за принятое решение и не отнимает у руководителей чрезмерно много времени. Интересной, на наш взгляд, является концепция "трех категорий свойств функционеров" Ф. Дунаевского. В ее основе лежит тезис о том, что качества, требуемые от руководителя любого ранга, определяются конкретной ситуацией, а не какой-то априорной нормой, например, "идеальным типом" руководителя (как у Тейлора). Ситуа-ционность задается организацией и характером труда. Скажем, первая ситуация выглядит у него так: работа полностью отлажена, должностные обязанности расписаны точно и в срок, здесь необходим "функционер", отличающийся умением подчиняться установленным нормам, выполняя их аккуратно и быстро. При этом степень сложности выполнения его функций будет определяться количеством одновременно поступивших к нему единиц информации, а также степенью непрерывности поступления документов. Вторая ситуация. Там, где дело не налажено, организационная структура управленческого аппарата отсутствует (своего рода "нулевой цикл"), там необходимы волевые качества руководителя и умение выделить главное в сложившейся обстановке, найти единственно правильное решение. Особенно необходимы здесь, выражаясь современным языком, качества неформального лидера: умение влиять на людей, настойчивость, чувство юмора и т.д.. Таким образом, советские ученые в 20-е годы вплотную подошли к изучению коллектива как многопланового явления. Видимо, с этого момента нужно датировать попытку разработать социологический подход, сформировавшийся первоначально на стыке нескольких дисциплин. Так, вопросы теории коллектива развивали многие видные партийные и государственные деятели, в том числе М.И. Калинин, Н.К. Крупская, А.В. Луначарский, В.В. Куйбышев. С позиций психологии методологические и экспериментально-методические исследования коллектива проводили В.А. Артемов, А.С. Залужный, Л. Войтоловский, Б.В. Беляев, Г.А. Фортунатов, Е.А. Аркин и Л. Вызов. Особое направление в изучении коллектива, непосредственно выходящее на проблемы организации производства, подготовки квалифицированных рабочих, стимулирования и нормирования труда, социального климата и методов руководства, как уже отмечалось, составили исследования ученых-нотовцев — А.К. Гастева, П.М. Керженцева, А.Ф. Журавского, Ф.Р. Дунаевского, Н.А. Витке. Наконец, значительный вклад в понимание социальной сущности коллектива и психологических механизмов его функционирования внес А.С. Макаренко. Плодотворной оказалась его идея выделить различные уровни существования коллектива — от контактной группы до социалистического общества в целом. Тем не менее попытки создать какую-то законченную общесоциологическую теорию коллектива не увенчались в эти годы успехом. Впрочем, и сегодня эта теория еще далека от совершенства. Трудности этапа "первоначального накопления" научных знаний, как можно было бы назвать период 20-х годов, кроются в самой действительности. Дело в том, что самого понятия "трудовой коллектив" как устойчивого языкового выражения ни в хозяйственной практике, ни в научном лексиконе или общественном сознании в данный момент еще не существовало. Говорили о "персонале предприятия", "рабочем коллективе", "работниках завода" и т.п. И только в Конституции СССР (1977 г.) впервые появляется статья о трудовом коллективе, а в 1983 г. Верховный Совет СССР принимает соответствующий Закон. Это отражало объективный процесс возрастания роли и авторитета основной ячейки социалистического общества. Поиск социальных резервов повышения эффективности производства, значение человеческого фактора в ускорении научно-технического прогресса, внедрение передовых форм организации труда, наконец, расширение самостоятельности предприятий и хозрасчетных отношений на производстве требуют сегодня более глубокого изучения закономерностей функционирования социалистического трудового коллектива. В связи с этим нужно переосмыслить некоторые позиции, сконцентрировать усилия на комплексном, междисциплинарном исследовании проблемы. Сегодня в орбиту научного поиска вовлекаются философы, экономисты, социологи, историки, психологи, юристы, педагоги и специалисты других наук. С каждым годом количество публикаций в этой области возрастает; их тематика не ограничивается общетеоретической постановкой вопроса, но интенсивно изучается широкий спектр конкретных проблем. Соответственно обогащается и усложняется концептуальный аппарат теории коллектива. Возникают новые подходы, способы решения уже, казалось бы, решенных проблем, различные точки зрения кристаллизуются в самостоятельные школы и направления. В историческом материализме и научном коммунизме социальная ассоциация людей, ее сущность и природа анализируются в неразрывной связи с изучением механизма функционирования общественно-экономической формации. Построенная на историко-материалисти-ческих принципах, философская система знаний о коллективе обладает рядом преимуществ. Во-первых, соблюдается единство исторического и логического в разворачивании целостной структуры научного знания. Применение философских принципов, в частности законов диалектической логики, позволяет проверить исходные посылки теории на непротиворечивость, содержательность и эвристичность, дать строгую классификацию форм и типов коллективов, функций и механизма социального развития (к сожалению, на практике эти требования не всегда соблюдаются). В этой области накоплен определенный опыт исследований (см. работы В.Г. Афанасьева, Г.Е. Глезермана, Ю.К. Плет-никова, Ю.П. Францева, А.С. Фриша, В.П. Ратникова, В.Н. Иванова, Б.В. Князева и др.). В экономических науках изучается прежде всего совокупный работник и социалистическое предприятие — основное народнохозяйственное звено. Само предприятие трактуется как технико-функциональный способ соединения рабочей силы со средствами производства. Трудовой коллектив (совокупный работник) исследуется с точки зрения либо качественных характеристик производительных сил — профессионально-квалификационного состава работников, структуры рабочих мест, наконец, организации труда, либо его роли в системе производственных отношений: подчиненность и самостоятельность предприятия, способы привлечения работников к труду, экономическое планирование. (Проблемы экономических отношений на предприятии, участия трудового коллектива в реализации достижений НТР, укрепление дисциплины и т.п. рассматриваются в работах Л.И. Абалкина, А.Г. Аганбегяна, Н.Д. Колесова, Я.А. Кронрода, А.В. Макарова, В.А. Медведева, В.Н. Черковца). Психологическая наука обогащает марксистскую теорию коллектива пониманием механизмов социально-психологических отношений, симпатий и притязаний личности, экспектаций и ценностных ориентации малой группы. Советские психологи развили дальше идеи А.С. Макаренко и провели огромную работу по критическому переосмыслению достижений буржуазной психологии малых групп. Это позволило им разработать марксистский подход на принципиально ином теоретико-методологическом и эмпирическом фундаменте, организующим центром которого в стратометрической концепции коллектива становится принцип деятельностного опосредствования. Это дало возможность выделить коллектив не по формальным признакам, например частота и интенсивность общения, размеры группы и ее структура, а по содержательным критериям как такую группу людей, в которой межличностные отношения опосредованы общественно ценным и личностно значимым содержанием совместной деятельности [71, с. 47]. Принцип деятельности позволил внести в теорию момент развития, которое понимается как восхождение от одного уровня зрелости группы к другому. В психологическое изучение коллектива ч внесли вклад В.Г. Иванов, Л.П. Буева, Р.С. Немов, А.И. Донцов, Я.Л. Коломинский, Е.С. Кузьмин, Г.М. Андреева, Б.А. Парыгин, Л.И. Уманский, А.К. Уледов и др. В свою очередь, и социология выделяет в общей структуре знаний о коллективе свой специфический угол зрения. В частности она изучает этапы и критерии социальной зрелости коллектива, социально-демографическую и профессионально-квалификационную структуру работников, взаимосвязь формальной и неформальной организации, социалистическое отношение к труду и способы его стимулирования, социально-ролевую структуру взаимоотношений людей. Но, кроме того, ее интересует и широкий спектр прикладных вопросов. Речь идет о совершенствовании социального планирования, проектирования и нормирования, социоинженерной деятельности заводских социологов, а также построении эффективной системы социального управления на предприятии. За последние годы интересные результаты получили Л.С. Бляхман, Н.И. Лапин, О.И. Шкаратан, В.Р. Полозов, З.И. Файнбург, В.Г. Подмарков, В.И. Герчиков, Д.П. Кайдалов, В.М. Шепель, И.М. Попова, А.И. Пригожий и некоторые другие. Так в самых общих чертах можно обрисовать положение дел и уровень разработанности знаний о коллективе, сложившихся к настоящему моменту в обществоведении. Особо следует говорить о специфике формирования социологической теории коллектива. На наш взгляд, сегодня еще преждевременно считать, что в социологической науке сложилась общепризнанная система теоретических представлений о коллективе. Отчасти это объясняется ее теоретико-методологическим статусом, тем фактом, что социологическая теория формируется как бы на пересечении различных обществоведческих дисциплин. Так, описывая крупномасштабные социальные процессы, изменения в характере и содержании общественного труда, социологи обращаются к философской науке, а проникая во внутренний мир малой группы, исследуя "тонкую структуру" межличностных отношений, они употребляют язык и методы психологического измерения. Разумеется, при таком насыщенном взаимообмене знаниями непросто выделить специфику социологического видения реальности, собственный предмет и методы изучения. Кроме того, нельзя не учитывать и исторические причины. В 20-е годы хотя и были заложены определенные экспериментальные предпосылки для развития теоретических моделей коллектива, но целостный концептуальный аппарат, приспособленный к задачам и целям собственно социологии, разработан не был. Видимо, поэтому социологическое знание о коллективе в 60-е годы формировалось как бы в "недрах" других наук. Так, "до начала 60-х годов коллектив исследовался преимущественно в общефилософском плане, а специально — с позиций этики и педагогики. Лишь к середине 60-х годов в производственном коллективе увидели свой предмет экономисты... Примерно в то же время к изучению произврдственных коллективов обратились социологи и социальные психологи". Развитие социологической теории, таким образом, определяли вначале не столько внутренние механизмы, сколько внешние.источники информации. Заимствование теоретико-методологических принципов и методических приемов из других областей знания представляет собой вполне естественный и закономерный результат интеграции наук, но важно учитывать и то, к каким результатам приводит данный процесс. Перенос информации из смежных отраслей может стать преобладающим на данном этапе фактором становления социологической теории. Как уже отмечалось, в 60-е и 70-е годы для социологии в качестве ориентира служили философско-этические идеи и представления о коллективной деятельности людей. Эмпирических данных не хватало и о реальных явлениях судили с точки зрения того, каким должен быть коллектив при социализме, а не каков он есть в своей повседневности. Иными словами, "идеальная модель" коллектива была достаточно хорошо обоснована, а проведение эмпирических исследований несколько запаздывало. Категория коллективности интерпретировалась поэтому как ценностно-нормативное понятие, включающее в себя не только совокупность социально-психологических признаков, но и идеологических. По определению, социалистическая коллективность отражает господствующие в обществе мировоззренческие принципы, проявление гражданственности, осознание своего общественного долга, патриотизм, коммунистические идеалы и т.п. Ценностное наполнение содержания понятия "коллектив", думается, явилось следствием применения методологического принципа К. Маркса о необходимости различать подлинную и мнимую коллективность. Использованный в философско-историческом плане, он позволил и весьма успешно выделить критерий отличия социалистической и буржуазной коллективности. Но как только этот принцип был перенесен на другую почву, т.е. употреблен в конкретно-социологическом плане, так сразу же возникла методологическая путаница. Дело в том, что морально-этические категории пришлось операционализиро-вать в эмпирические индикаторы, в число которых социологи включили такие конкретные явления и признаки, как товарищество, сотрудничество, взаимопомощь людей в труде, приоритет общественных целей над личными и т.д. Но ведь очевидно, что далеко не всякий трудовой коллектив проявляет в своей повседневной деятельности эти качества, иногда они обнаруживаются лишь в экстремальных ситуациях, зафиксировать которые не всегда удается. К тому же не каждый реальный коллектив строится на принципах коммунистической морали, иногда еще преобладают нормы группового эгоизма, и тогда эмпирически отмеченные признаки сотрудничества и взаимопомощи наполняются иным, чуждым социалистическому образу жизни содержанием, т.е. становятся, скажем, формой прикрытия круговой поруки, например "солидарность" рабочих и начальства в покрытии различных злоупотреблений, приписок, хищений. Кроме того, морально-этические ценности и идеалы присущи людям как членам социалистического общества, а не конкретного трудового коллектива и неясно, что нового вносит последний в формирование мировоззренческих принципов. Таким образом, понятие "коллектив", если социология использует только философский, этически ориентированный подход и не предлагает собственной интерпретации явлений, выступает в роли селективного принципа, с помощью которого отбирается лишь рационально одобряемое поведение и на первый план при построении теории выдвигаются оценочные критерии, не свободные от произвольных допущений. Научная теория в этом случае опирается не на факты, а на некоторый идеал коллектива, и внутренняя логика знания строится как априорная модель, своего рода "идеальный тип". Исходные теоретические положения представляют здесь не синтетические опытные (фактологические) суждения, а определенные ценностно-априорные постулаты, играющие роль некоторых аксиом, методологических императивов. В этой теоретико-познавательной ситуации и возникли термины, которые мало что прояснили в сути дела, но имели достаточно широкое употребление, например "коллективное сознание", "групповой разум" и т.д. Хоть и неосознанно, но ограниченности философско-этического подхода в социологии — подчеркнем, не самого по себе, а именно его социологизированного двойника — постепенно выступали наружу. Применение системно-групповых представлений, широко распространившихся в социологии главным образом в 60—70-е годы, можно считать методологической попыткой компенсировать недостатки абстрактно-теоретической позиции. На помощь социологам, ориентированным на конкретно-прикладные процессы, пришел мощный аппарат общей теории систем, кибернетики и некоторых разделов математики. Конечно, свести полностью качественные явления в социологии к количественным закономерностям было невозможно, особенно в сфере коллективного труда, но попытку подвести под расплывчатые абстрактные образы четкие, количественно фиксированные модели нужно признать положительной. Но и на этом пути вскоре возникли осложнения. Хотя в процесс редукции понятия "коллектив" к термину "группа" вносились постфактум оговорки: первое в отличие от второго подразумевает содержательную характеристику, включающую оценочный момент, суть дела от этого не менялась. Функционализм, будь он структурным или системным, не является содержательной социальной теорией, поскольку системные понятия и модели не отвечают на вопрос "что есть социальная реальность?" Не менее сложными являются отношения между социологическим и психологическим подходами к коллективу. Различия между ними обнаружились еще в 20-е годы, когда социологический подход развивался преимущественно в рамках научной организации труда, а в психологии господствовал рефлексологический подход, где исходная формула коллектива расшифровывалась как "взаимодействие плюс общие реакции". Причем в социологии исторически исходным объектом исследования был и остается до сих пор производственный коллектив, а в психологии — учебный. К настоящему моменту в психологии сформировалась некоторая система общепринятых теоретических положений и методологических принципов, т.е. своеобразная научная парадигма. Таковой мы считаем стратометрическую концепцию коллектива А.В. Петровского, которая характеризуется логико-теоретической обоснованностью и эмпирической подтверждаемостью знаний. В социологии же такой системы, по нашему мнению, пока не существует. Заимствование социологами методов исследования из психологии сможет привести к углублению их собственного представления о пред-ете изучения. Но это справедливо лишь в том случае, если не наущаются методологические требования. К сожалению, соблюсти их, как показывает практика, не всегда удается. Так, одно время среди аводских социологов распространенным способом изучения социальных отношений в трудовом коллективе был социометрический метод, который на самом деле измерял интенсивность только эмоциональных (симпатии и антипатии) связей. Увлечение им вело к игнорированию роли материальных отношений, определяющих и содержание труда, его условия и организацию. Редукция социально-экономических отношений к психологическим всегда оборачивается умалением роли первых. Действие психологических факторов остается непродолжительным, ситуационным, оно не приводит, как правило, к устойчивому улучшению внутриколлективных отношений. Очевидно, что в данном случае произошел не переход с одного уровня знания (социологического), к другому (психологическому), а грубая подмена первого вторым. Социолог вправе пользоваться психологическими методами, но при этом он должен помнить, какую реальность изучает. Поскольку же перед ним в этом случае открывались не социальные, а психологические отношения в коллективе, то и применять при интерпретации эмпирических данных необходимо понятийный аппарат психологической теории. На практике, напротив, получается так, что психологические данные лишь оформляются в социологическую терминологию. Различие между психологическим и социологическим подходами особенно наглядно проявляется в случае интерпретации понятий "межличные отношения" и "межличностные отношения". Первое из них нагружено субъективно-личным содержанием, которое означает личные связи между несколькими индивидами. Это и есть случай малой контактной группы. Такие психологические отношения строятся на симпатиях и антипатиях, учитывают индивидуальную неповторимость человека. Напротив, социология имеет дело не с индивидуально-неповторимыми личностями, а с социальными типами. Человек как совокупность всех общественных отношений руководствуется в своем поведении прежде всего социально приобретенными нормами. На этом основании и формируются межличностные отношения, которые строятся не по родственным связям и знакомству, а согласно определенным социальным ценностям, правилам, законам. Размывание предмета социологии, редукция социальных факторов к психологическим происходит не только по сугубо теоретическим причинам. Объяснение этому можно найти в процедурной стороне дела. Методический инструментарий в психологической науке с точки зрения проработанности эмпирической интерпретации понятий, конструктивности построения вопросников, надежности и обоснованностиполучаемой информации, математическому обеспечению исследовательской программы в целом эффективнее, чем в социологии. Особенно, если речь идет о малых группах. Естественно поэтому, что социологи, заимствуя методику исследования, переносят из психологии и правила теоретической интерпретации данных. Поэтому, возможно, социология труда наводнена мелкотемьем, локальными исследованиями, бесчисленным количеством измерений удовлетворенности, сплоченности, лидерства и других по преимуществу психологических проблем. В то же время серьезные социальные проблемы производства остаются вне поля зрения. На эту особенность обращали внимание специалисты еще в начале 70-х годов. Так, Д.П. Кайдалов и Е.И. Суи-менко, анализируя состояние предмета социологии труда, констатировали, что в большинстве исследований "методами опросов (особенно анкетирования) изучаются в основном субъективно-психологические процессы, но мало внимания уделяется фундаментальному изучению социальных явлений...". Высказанная оценка относится к началу 70-х годов, в это время анкетированием, по данным новосибирских ученых, занимались 40,9% заводских социологов, а десять лет спустя, т.е. в начале 80-х, удельный вес этого метода в исследовательской деятельности вырос до 93,1%. Иными словами, крен в сторону субъективно-психологических норм исследования в социологии не только сохранился, но и усилился. Правда, он отчасти компенсируется более широким, чем раньше, применением анализа статистики, текущей производственной документации, экспертных оценок и наблюдения. Мелкотемье и локальность исследований по какой-то странной логике тесно связаны с количеством эмпирически фиксируемых фактов в социологии. Только социологические службы на предприятиях (а их насчитывается до 500) организуют в год примерно 2—3 специализированных обследования, т.е. 1—1,5 тыс. исследований, в каждом из которых фиксируется не один, а несколько десятков эмпирических фактов типа "удовлетворены своей работой 31,5% респондентов" или "текучесть кадров в формовочном цехе за данный период повысилась на 3,8%". В лабораториях и секторах скапливаются массивы неиспользованной эмпирической информации, просто обобщить которую и произвести в ней отбор научных фактов крайне сложно. Однако с точки зрения научных норм по настоящему значимых научных фактов, отвечающих требованию воспроизводимости и интерсубъективности, в социологии коллектива не так уж и много. К последним нельзя относить эмпирические данные, найденные в результате единичных наблюдений и измерений, а также явно тривиальные, вроде приведенных выше, которые лишь фиксируют, что в данное время и в данном месте столько-то респондентов ответило на вопрос положительно. Возникает парадоксальная ситуация: при избыточности второстепенных фактов в социологической теории коллектива ощущается дефицит фактов научных. В связи с этим целесообразно четко различать понятия "единичный факт" и "научный факт". Первое представляет собой факто-фиксирующее утверждение типа "30% водителей 2-го класса на данном автотранспортном предприятии не удовлетворены содержанием труда" и результатом систематизации эмпирической информации. Единичный факт по способу получения, зависимости от конкретных условий, состава выборочной совокупности является случайным. Так, на другом предприятии доля неудовлетворенных трудом может быть выше 30%, стало быть, оба факта не характеризуют социально-типические черты панной категории работников и способ их включенности в социальную организацию коллектива. В литературе, как и в отчетах социологов, встречаются утверждения, что улучшение психологического климата в первичном коллективе позволяет повысить производительность труда на 15—20%. Можно ли считать это научным фактом? Видимо, нет, так как не выяснено влияние других факторов роста производительности, которые в этот момент (явно или скрыто) могли воздействовать на ситуацию. Кроме того, в вывод могли закрасться ошибки, обусловленные неправильным измерением, некорректностью программы, необоснованностью теоретической интерпретации. Поэтому всякое "единичное наблюдение и соответствующее ему описание... заключает в себе информацию лишь о том состоянии объекта, которое существовало в момент наблюдения и носит в известных границах случайный характер". Напротив, научный факт — это твердо установленная, подтвержденная другими исследователями и проверенная в различных экспериментальных условиях информация. Научные факты, на наш взгляд, могут быть результатом проведения повторных и сравнительных исследований, которые предполагают сопоставимость двух или более разовых исследований не только по методическому инструментарию, содержанию используемых показателей, но и по обследуемым социальным объектам. К сожалению, такой информации о коллективе социологам явно не хватает. Чтобы эмпирические данные приобрели статус научного факта, их необходимо "очистить" от случайных привнесений, выделив лишь то, что характеризует суть явления. В нашем примере конкретные значения индикатора психологического климата могут колебаться в достаточно широком диапазоне, но сама тенденция влияния микроклимата на повышение конечных результатов труда является научным фактом (если, конечно, эта зависимость подтверждена многими исследованиями). "Научный факт... не является результатом единичного наблюдения, а представляет собой определенную единицу знания, выражающую некоторый инвариант информации об однотипных событиях и явлениях, зафиксированных в целом ряде наблюдений". Обе разновидности фактов, по нашему мнению, выполняют различную Функцию в системе социального знания. Эмпирический факт представляет собой лишь предварительный этап научного познания, а научный факт наряду с логически обоснованной теорией составляет своего рода завершающий этап научного познания. Причем теоретическая модель, призванная объяснить научный факт, может со временем смениться другой, более совершенной, но научный факт как твердо установленная истина остается в исходной основе познания. С определенной I оговоркой можно считать, что научная концепция, т.е. известный взгляд или подход к проблеме, опирается преимущественно на единичные (эмпирические) факты, но научная теория как более высокий уровень познания строится только при помощи научных фактов. Уровень зрелости социологического и психологического знаний о колективе определяются тем. что на данный момент является доминирующим механизмом прироста знания — единичные факты (и описывающие их концепции) или же научные факты (и объясняющие их теории). Думается, что в структуре социально-психологического знания удельный вес научных фактов выше, чем в социологии коллектива. Например, установленный психологами факт, что в группах, достигших уровня развития коллектива, результативность труда (к
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 536; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.25.26 (0.013 с.) |