Вопрос 3. Структура социологического знания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 3. Структура социологического знания



Социологическое знание можно структурировать по следующим критериям. С точки зрения разделения труда можно выделить 3 уровня:

1. Теоретическая социология

2. Империческая социология – изучение актуальных, имеющих практическую ценность проблем

3. Практическая социология (социальная инженерия) – практическое внедрение научных знаний с целью совершенствования, имеющихся социальных технологий. Социологическое знание структурируется с точки зрения масштабности и продолжительности, объясняемых им социальных явлений и процессов:

- Макросоциология;

- Микросоциология - изучающая поведение людей в рамках малых групп. Высшая формой организации социологического знания является теория, которая включает в себя следующие структурные уровни:

1. Общесоциологические теории – система знаний об обществе в целом. Марксистская теория.

2. Специальные социологические теории (теории среднего уровня) – это средство обобщения значительной группы социальных фактов, событий и явлений.

3. Теория методов социального исследование – это обоснование техники сбора, социологического анализа, обработки и теории методов опроса.

 

Вопрос 4. Функции и задачи социологии

В социологии подчеркивают ее общественное предназначение, т.е. роль которую она выполняет в обществе. Как любая общественная наука, социология выполняет 3 основные функции:

- познавательную – получение знаний о социологических процессах, путях и способах их преобразования, в разработки теории и методов социологического исследования

- управленческая – выработки рекомендаций предложений, служащих для подготовки и принятия управленческих решений властными органами

- мировоззренческую – состоит в том, что познание общ-ва вольно или не вольно зависит от того интересы каких социальныз групп выражает тот или иной социолог

Т.о. социологическое знание может с одной стороны служить улучшению взаимопонимания м\у людьми, совершенствованию общественные отношения, а с другой стороны является средством манипулирования сознания людей формирования определенных стереотипов поведения.

 

Тема 2: История Социологии

 

  1. Социальные и идейные факторы становления социологии как науки

 

Первоначально представления о человеке, об обществе носили религиозно-мифологический характер.

С усложнением представлений о мире появляется и теоретическое оформление знаний об обществе.

Платон (428-348 гг. до н.э.) рассматривал общество как целостный организм, где каждый человек играет определенную роль.

В средние века представления об обществе носили сильную религиозную окраску. Так, Фома Аквинский (1224-1274 гг.) общество рассматривал в виде гигантской пирамидальной цепи. Чем ближе к вершине, тем каждое кольцо (или сословие по мысли Ф. Аквинского) меньше в размерах, но становится лучше по качеству.

По мнению Т. Гоббса (1588-1679гг. ), задачей государства является прекращение естественного состояния общества – «войны всех против всех».

Многие мыслители с позиции концепции «общественного договора» обосновывали возможность свержения народом власти, если она выступала против его интересов. Объяснения общественного устройства, исходящие из религиозной идеологии, постепенно уступают место объяснению, основанному на науке. В качестве научной основы выступала обычно философия. Много ценных идей об обществе высказали такие философы как Локк, Гельвеций, Руссо, Кант, Гегель и др.

Однако до XIX века взгляды на общество являлись обычно частью религиозных или философских доктрин. Эмпирические исследования проводились в рамках других наук, прежде всего статистики. Самостоятельной, отдельной науки об обществе не было. В XIX веке в обществе произошли следующие фундаментальные изменения, способствующие зарождению научного знания об обществе – социологии:

v рационализация капиталистического промышленного произ-

водства выявила необходимость поиска теоретических и практических средств управления социальной составляющей этого процесса;

v пришедшее на смену сословному делению общества классовое

неравенство требовало разумного объяснения его исторического существования;

v возросшее недоверие к традиционным идеологическим сис-

темам, трактующим развитие общества как воплощение божественной воли или универсальных законов природы плохо согласовывалось с капиталистической хозяйственной этикой, апеллирующей к уму и способностям человека, призывающей его к активной деятельности;

v нарастающая рационализация общественной жизни входила в

конфликт с традиционными концепциями, основывающимися на вере, что востребовало теории, дающие рациональное объяснение общественному развитию;

v высокий авторитет в XIX веке естественных наук ориенти-

ровал на создание строго научного метода также и применительно к объяснению общественной жизни, что способствовало становлению социологии как «позитивной» науки об обществе.

Родоначальником социологии считается французский исследователь Огюст Конт (1798-1857гг.), который ввел в научный оборот и сам термин «социология».

 

  1. Классические социальные теории

 

Карл Маркс (1818- 1883гг.). У К. Маркса нет чисто социологических работ. Его социологические взгляды, оказавшие значительное влияние на мировую социологическую мысль, изложены в его философских, политических, исторических работах.

Новизна социологического учения Маркса состояла в следующем:

- общество рассматривалось как система, где в качестве главного эле-

мента выступала экономическая сфера (прежде всего, отношения собственности);

- духовная жизнь общества в конечном итоге определялась как продукт

материальных (экономических) исторически изменяющихся условий;

- в качестве движущей силы истории рассматривалась классовая

борьба;

- прогресс общества виделся в преодолении отчуждения человека от

труда и общества;

- развитие общества трактовалось как переход от одной общественно-

экономической формации к другой: от первобытнообщинной через рабовладельческую, феодальную, капиталистическую к коммунистической.

Герберт Спенсер (1820 – 1903 гг.), выдающийся английский исследователь, оставивший после себя обширное творческое наследие, также является одним из классиков социологической мысли XIX века.

Г. Спенсер полагал, что общество является частью природы, возникшей естественным образом в ходе эволюции. Оно, как и все в мире развивается в соответствии с общими принципами: как и биологический организм, общество в ходе своего развития наращивает массу (численность населения, материальные ресурсы и т.п.), увеличение массы приводит к усложнению структуры (в обществе происходит увеличение групп, институтов). Чем больше структур в обществе, тем оно более устойчиво в выживании. Усложнение структуры сопровождается дифференциацией функций. Каждый социальный институт, каждая социальная группа выполняют свою функцию. Дифференциация функций ведет к усилению взаимозависимости и взаимодействия частей. Если в обществе один из его элементов не должным образом выполняет свои функции или берется выполнять не свои функции, это ведет к регрессу или распаду социального организма. Спенсер особо предостерегал против расширения полномочий государства, что могло, по его мнению, привести к нарушению социального равновесия.

Эмиль Дюркгейм (1858-1917гг.), французский социолог, в качестве предмета социологии видел социальную реальность, которая представляла собой совокупность социальных фактов. Особыми признаками социальных фактов, по его мнению, являются:

а) объективное независимое от индивидов существование;

б) способность оказывать на них внешнее давление.

Так, индивид входит в социальную реальность, которая состоит из элементов (фактов), воздействующих на него и определяющих его поведение: язык, методы труда, способы мышления. Всему этому он должен подчиниться, иначе подверг негативным санкциям (наказаниям).

В качестве главных социальных фактов Дюркгейм рассматривает различные формы коллективности: коллективные нормы и правила, «коллективные верования», «коллективные чувства», «коллективное сознание». Эти формы коллективности не сводимы к психическому, к индивидуальному сознанию, также как и общество не сводимо к отдельному индивиду.

Макс Вебер (1864-1920 гг.), выдающийся немецкий исследователь, оказал значительное влияние на различные области знания: историю, культурологию, философию, экономические дисциплины, право. Непревзойденным является его вклад в социологию. Часто говорят о довеберовской и послевеберовской социологии, подчеркивая эпохальный для социологии характер идей, выдвинутых М. Вебером.

М. Вебер явился создателем понимающей социологии. Если Э. Дюркгейм призывал относиться к фактам социологии как к вещам, т.е. рассматривать их извне, то Вебер призывал изучать действия людей изнутри. Необходимо не только описывать действия человека, но и понять их, т.е. обнаружить каким субъективным смыслом руководствовался человек. Понимание действия возникает тогда, полагал М. Вебер, когда мы обнаруживаем мотивы данного действия.

Среди человеческих действий Вебер выделяет особый их класс – социальные действия. Социальное действие он определяет как действие, которое своим смыслом «ориентировано на прошедшее, настоящее или ожидаемое в будущем поведение других». Отсюда главным для социального действия является смысловое соотнесение собственного повеления к поведению кого-либо другого. Действие не может быть названо социальным, если оно ориентировано на вещные объекты.

 

  1. Современная социальная мысль

 

Можно выделить следующие черты и тенденции присущие современной социологии:

- интернационализация, т.е. социология становится общемировой

наукой, возрастает количество специалистов-социологов во всех странах, всех континентов;

- академизация – происходит становление социологии как

академической науки, которая занимает соответствующее место в университетских программах: на сегодняшний день социологические факультеты и курсы занимают одно из ведущих мест по количеству студентов;

- экспертизация, т.е. когда социологов всё шире привлекают как

экспертов для анализа деятельности государственных, общественных и частных организаций;

- фактографизация, или возрастание объективности и точности

социологии, совершенствование количественных и качественных методов социологических исследований, повышение техники их проведения;

- социологизация других наук, которые всё больше изучают влияние

социальных факторов на исследуемую ими реальность, используют социологические методы при истолковании своих специфических проблем (биологических, медицинских, естественных и др.);

- дифференциация, т.е. возрастание ее специализации, возникновение

новых отраслей внутри социологической науки, которые, в свою очередь, делятся на ещё более узкие подразделы, в связи с чем усложняется структура социологической науки.

 

  1. Развитие социальной мысли в России

 

Первые отечественные письменно зафиксированные представления об обществе можно отнести ко временам Киевской Руси. Среди них «Слово о Законе и Благодати» киевского митрополита Иллариона (XI век), «Повесть временных лет» монаха Киево-Печерского монастыря Нестора, «Слово о полку Игореве» (XII век) и др.

Если же говорить о социологии как самостоятельной науке, то она появилась в России во второй половине ХIХ века. Отечественная социология развивалась первоначально на базе интерпретации идей, высказанных западными социологами. Но в конце XIX века появились оригинальные отечественные социологические концепции. Здесь можно отметить направление географического детерминизма, связанное, прежде всего, с работами Льва Ильича Мечникова (1838-1888), где утверждалось, что общественное развитие определяется, главным образом, факторами внешней среды. В соответствии с этим Л.И. Мечников выделял три периода в развитии общества: речной, морской (средиземноморский) и океанический.

Интересные идеи высказывались в рамках направления «субъективной социологии», где ведущей фигурами были Лавров Петр Лаврович (1823-1900 гг.) и Николай Константинович Михайловский (1842-1904 гг.). Субъективный метод в социологии включал в себя доминирование этического подхода и содержал следующие методологические установки:

v социологический анализ предполагает особую субъективную

классификацию мотивов, целей и действий как морально лучших и как морально худших;

v полностью объективного анализа общества не может быть,

ибо исследователь сам человек и не в состоянии абстрагироваться от общественных процессов, в которые он включен и которые обуславливают появления у него определенных интересов (личных идеалов);

v для обеспечения общезначимости результатов исследований не-

обходимо создать научно обоснованную иерархию ценностей: «пропуская» через неё действительность можно, в таком случае, приходить к сопоставимым результатам.

После Великой Октябрьской революции социология развивалась довольно успешно. В 1918-1919 гг. в Петроградском и Ярославском университетах открываются кафедры социологии, вводится ученая степень по социологии. В 1919 г. учреждается Социологический институт. В 1920 г. в Петроградском университете образуется первый в стране факультет общественных наук с отделением социологии, во главе которого стоял Питирим Александрович Сорокин (1889-1968 гг.), в 1922 г. высланный из России и внесший позднее значительный вклад в мировую социологическую мысль.

До начала 30-х гг. в стране проводились многочисленные конкретные социологические исследования в области социологии труда и быта, создавались работы в рамках общей социологической теории. Однако затем результаты исследований стали всё больше не совпадать с идеологическими установками крепнущего тоталитарного политического режима. Социологию и социологов начинают притеснять вплоть до полной ликвидации социологии как самостоятельной науки. Традиционные социологические проблемы «переходят» в другие науки – историю, статистику, демографию, теорию государства и права, психологию, философию и т.п.

Лишь с конца 50-х годов началось восстановление социологии как самостоятельной науки. В 1960 г. был создан отдел социологических исследований в институте философии АН СССР, в 1962 г. была организована лаборатория социологических исследований при Ленинградском госуниверситете. В 1966 г. создается советская социологическая ассоциация. В 1969 г. при АН СССР открывается Институт конкретных социальных исследований (с 1986 г. новое название – Институт социологии). С 1974 г. издается журнал «Социологические исследования», публикуются и другие журналы социологического профиля. Появилось множество социологических лабораторий как в научно-исследовательских институтах, вузах, так и на промышленных предприятиях. В 1988 г. открываются социологические факультеты в Москве, Ленинграде, возобновляется присуждение ученых степеней по социологическим наукам. В начале 90-х годов социология становится учебным предметом в вузах.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 612; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.47.253 (0.026 с.)