Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Лекция № 3. Социология культурыСодержание книги Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
1. Социология культуры как специальная социологическая теория призвана выяснять взаимосвязь явлений культуры с остальными процессами и фактами социальной жизни и таким образом решать проблему социологического видения и истолкования культуры. Социологическая наука рассматривает культуру в неразрывном единстве со всей системой жизнедеятельности общества. Поэтому, прежде всего необходимо определить сущность самого понятия «культура». Культуру часто называют второй природой. Культура – это то, что отличает человеческую жизнедеятельность от биологической активности. Культура – очень сложный феномен реальности. На сегодняшний день существует более 500 определений понятия «культура». Уже ясно, что бессмысленно искать определение, которое бы устроило всех. Невозможно дать такое определение, которое охватывало бы все стороны данного явления. Каждый исследователь даёт своё определение, исходя из специфики своей концепции, задач, которые он решает. В научной и учебной литературе можно привести следующее определение: культура (от лат. cultura – возделывание, воспитание, образование, почитание) – специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленной в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и институтов, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе. В узком смысле культура – это совокупность ценностей и норм, на основе которой определённая группа людей осуществляет деятельность. Ценности – это позитивно значимое, это то, к чему надо стремиться. Нормы – это предписания, что и как делать или не делать. Ценности указывают цели человеческой деятельности, а нормы –способы их достижения. Из сочетания норм образуются образцы поведения, обычаи, социальные институты. Ценности и нормы воплощаются в деятельности людей, в её результатах, в том числе и предметно-вещественных: продукты питания, средства передвижения, одежда и т.п. Ценности и нормы определяют специфику отношений людей к природе, к другим индивидам, к самим себе.
2. Существует несколько подходов к определению структурных элементов культуры. Один из них заключается в выделении таких двух крупных элементов культуры, как материальная и духовная культура. Материальная культура охватывает сферу материальной деятельности и её результаты. К этой сфере относится производство, быт. Материальную культуру можно подразделить на технологическую, экономическую, бытовую, санитарно-гигиеническую, физическую культуру и т.д. Духовная культура относится к сфере сознания, духовного производства. Она выражается в науке, морали, искусстве, религии. Деление на материальную и духовную культуру надо отличать от деления на предметную и личностную культуры. Личностная культура включает знания, ценности, нормы, навыки, которыми обладает индивид. Предметная культура – это результаты деятельности людей, выражающиеся в материально-вещественной форме: продуктах труда, зданиях, предметах быта, книгах и т.д. В силу этого материальная культура имеет личностную и предметную формы, равно как и духовная культура находит своё воплощение не только в идеальной форме, но и в предметно-вещественной. Стержнем духовной культуры являются моральные, эстетические, религиозные ценности и нормы. Совокупности норм дают определённые обычаи, обряды. К духовной культуре относятся и знания, выступающие как способы ценностного освоения человеком действительности (обоснование ценностей и норм). К духовной культуре обычно относят и язык как систему знаков. Знаки (звуковые – речь, письменные, жестовые) выступают в качестве заменителей предметов и мыслей. Язык – это форма аккумуляции, хранения, передачи информации, в которой заключается человеческий опыт. С помощью языка индивиды осваивают содержание материальной и духовной культуры.
3. Материальная и духовная культуры отличаются по своим функциям. Главная функция материальной культуры – регулирование отношений человека с природой: как приспособление к ней, так и преобразование её применительно к своим потребностям. Под природой имеется в виду как внешняя природная среда, так и биологическая природа самого человека. Главная функция духовной культуры – выработка неких абсолютов как ориентиров человеческой жизни и организация человеческого общества на их достижение. Под этими абсолютами обычно имеют в виду глобальные ценности (Добро, Истина, Красота). Под способами достижения этих ценностей понимают нормы. Более конкретно выделяются следующие функции духовной культуры: -образовательно-воспитательная: духовная культура, становясь достоянием индивида, социализирует его, приподнимает над животным миром, делает человеком; -интегративная/дезинтегративная: с одной стороны, культура сплачивает людей, если они являются носителями одной культуры, с другой – разъединяет приверженцев разной культуры. -регулятивная: -нахождение ориентиров для деятельности человеческих сообществ в целом; - регулирование взаимодействий между индивидами и группами; -регулирование деятельности отдельных индивидов – придание им смысложизненных ориентиров, целей по отношению к самим себе.
Тема 4. Социология личности
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 548; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.29.190 (0.007 с.) |