Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Лекция № 1. Социология как наука↑ Стр 1 из 5Следующая ⇒ Содержание книги Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Лекция № 1. Социология как наука
Вопросы: Объект и предмет социологии Методы, законы и категории социологии Структура социологического знания Функции и задачи социологии
Вопрос 1.Объект и предмет социологии Социология (от латинского societas - общество и греческого logos- слово, учение)– наука об обществе. С точки зрения современной науки, объектом социологического познания являются социальные отношения, которые можно трактовать в широком и узком смыслах. В широком смысле социальные отношения есть синоним общественных отношений, т.е. экономических, социальных в узком смысле, политических, духовных отношений. В узком смысле социальные отношения – это качество общественных отношений, которое проявляется в совместной деятельности людей, а именно: во-первых, в их отношении к друг к другу, во-вторых, к своему положению в обществе, в-третьих, к явлениям и процессам общественной жизни. Таким образом, социальные отношения можно трактовать, как определенный аспект и одновременно как синтез всех видов общественных отношений. Предмет социологии. Если относительно понимания объекта социологии среди ученых нет разногласий, то относительно трактовки предмета социологии существует множество точек зрения. Вопрос 2. Методы, законы и категории социологии
Законы. В зависимости от масштабов и времени действия, различают общие социологические законы, действующие на протяжении всей истории и в обществе в целом; и частично социологические законы, действующие на различных этапах истории, или же в рамках отдельных сфер общества (экономическая, социальная, политическая, духовная). К общесоциальным законам обычно относят: - определяющие влияние, способы производства на общественную жизнь - определяющие воздействие экономического го и технологического способов производства на все сферы жизни общества - обусловленность всех социологических отношений и процессов общественным разделением труда Частично социологические законы: - постоянное увеличение самодеятельного населения - ускоренный рост городского населения - абсолютный и относительный рост населения, занятого в сфере услуг Социологическая терминология включает в себя различные понятия с учетом уровней и структуры социологического знания: - Общесоциологические категории (общество) - Понятие теории среднего уровня, связанные с раскрытием проблем социологии (образования личности) - Понятие с помощью которых раскрывается методика и техника социологических исследований (однозначные слова, смысл - программа исследования) Тема 2: История Социологии
Первоначально представления о человеке, об обществе носили религиозно-мифологический характер. С усложнением представлений о мире появляется и теоретическое оформление знаний об обществе. Платон (428-348 гг. до н.э.) рассматривал общество как целостный организм, где каждый человек играет определенную роль. В средние века представления об обществе носили сильную религиозную окраску. Так, Фома Аквинский (1224-1274 гг.) общество рассматривал в виде гигантской пирамидальной цепи. Чем ближе к вершине, тем каждое кольцо (или сословие по мысли Ф. Аквинского) меньше в размерах, но становится лучше по качеству. По мнению Т. Гоббса (1588-1679гг. ), задачей государства является прекращение естественного состояния общества – «войны всех против всех». Многие мыслители с позиции концепции «общественного договора» обосновывали возможность свержения народом власти, если она выступала против его интересов. Объяснения общественного устройства, исходящие из религиозной идеологии, постепенно уступают место объяснению, основанному на науке. В качестве научной основы выступала обычно философия. Много ценных идей об обществе высказали такие философы как Локк, Гельвеций, Руссо, Кант, Гегель и др. Однако до XIX века взгляды на общество являлись обычно частью религиозных или философских доктрин. Эмпирические исследования проводились в рамках других наук, прежде всего статистики. Самостоятельной, отдельной науки об обществе не было. В XIX веке в обществе произошли следующие фундаментальные изменения, способствующие зарождению научного знания об обществе – социологии: v рационализация капиталистического промышленного произ- водства выявила необходимость поиска теоретических и практических средств управления социальной составляющей этого процесса; v пришедшее на смену сословному делению общества классовое неравенство требовало разумного объяснения его исторического существования; v возросшее недоверие к традиционным идеологическим сис- темам, трактующим развитие общества как воплощение божественной воли или универсальных законов природы плохо согласовывалось с капиталистической хозяйственной этикой, апеллирующей к уму и способностям человека, призывающей его к активной деятельности; v нарастающая рационализация общественной жизни входила в конфликт с традиционными концепциями, основывающимися на вере, что востребовало теории, дающие рациональное объяснение общественному развитию; v высокий авторитет в XIX веке естественных наук ориенти- ровал на создание строго научного метода также и применительно к объяснению общественной жизни, что способствовало становлению социологии как «позитивной» науки об обществе. Родоначальником социологии считается французский исследователь Огюст Конт (1798-1857гг.), который ввел в научный оборот и сам термин «социология».
Карл Маркс (1818- 1883гг.). У К. Маркса нет чисто социологических работ. Его социологические взгляды, оказавшие значительное влияние на мировую социологическую мысль, изложены в его философских, политических, исторических работах. Новизна социологического учения Маркса состояла в следующем: - общество рассматривалось как система, где в качестве главного эле- мента выступала экономическая сфера (прежде всего, отношения собственности); - духовная жизнь общества в конечном итоге определялась как продукт материальных (экономических) исторически изменяющихся условий; - в качестве движущей силы истории рассматривалась классовая борьба; - прогресс общества виделся в преодолении отчуждения человека от труда и общества; - развитие общества трактовалось как переход от одной общественно- экономической формации к другой: от первобытнообщинной через рабовладельческую, феодальную, капиталистическую к коммунистической. Герберт Спенсер (1820 – 1903 гг.), выдающийся английский исследователь, оставивший после себя обширное творческое наследие, также является одним из классиков социологической мысли XIX века. Г. Спенсер полагал, что общество является частью природы, возникшей естественным образом в ходе эволюции. Оно, как и все в мире развивается в соответствии с общими принципами: как и биологический организм, общество в ходе своего развития наращивает массу (численность населения, материальные ресурсы и т.п.), увеличение массы приводит к усложнению структуры (в обществе происходит увеличение групп, институтов). Чем больше структур в обществе, тем оно более устойчиво в выживании. Усложнение структуры сопровождается дифференциацией функций. Каждый социальный институт, каждая социальная группа выполняют свою функцию. Дифференциация функций ведет к усилению взаимозависимости и взаимодействия частей. Если в обществе один из его элементов не должным образом выполняет свои функции или берется выполнять не свои функции, это ведет к регрессу или распаду социального организма. Спенсер особо предостерегал против расширения полномочий государства, что могло, по его мнению, привести к нарушению социального равновесия. Эмиль Дюркгейм (1858-1917гг.), французский социолог, в качестве предмета социологии видел социальную реальность, которая представляла собой совокупность социальных фактов. Особыми признаками социальных фактов, по его мнению, являются: а) объективное независимое от индивидов существование; б) способность оказывать на них внешнее давление. Так, индивид входит в социальную реальность, которая состоит из элементов (фактов), воздействующих на него и определяющих его поведение: язык, методы труда, способы мышления. Всему этому он должен подчиниться, иначе подверг негативным санкциям (наказаниям). В качестве главных социальных фактов Дюркгейм рассматривает различные формы коллективности: коллективные нормы и правила, «коллективные верования», «коллективные чувства», «коллективное сознание». Эти формы коллективности не сводимы к психическому, к индивидуальному сознанию, также как и общество не сводимо к отдельному индивиду. Макс Вебер (1864-1920 гг.), выдающийся немецкий исследователь, оказал значительное влияние на различные области знания: историю, культурологию, философию, экономические дисциплины, право. Непревзойденным является его вклад в социологию. Часто говорят о довеберовской и послевеберовской социологии, подчеркивая эпохальный для социологии характер идей, выдвинутых М. Вебером. М. Вебер явился создателем понимающей социологии. Если Э. Дюркгейм призывал относиться к фактам социологии как к вещам, т.е. рассматривать их извне, то Вебер призывал изучать действия людей изнутри. Необходимо не только описывать действия человека, но и понять их, т.е. обнаружить каким субъективным смыслом руководствовался человек. Понимание действия возникает тогда, полагал М. Вебер, когда мы обнаруживаем мотивы данного действия. Среди человеческих действий Вебер выделяет особый их класс – социальные действия. Социальное действие он определяет как действие, которое своим смыслом «ориентировано на прошедшее, настоящее или ожидаемое в будущем поведение других». Отсюда главным для социального действия является смысловое соотнесение собственного повеления к поведению кого-либо другого. Действие не может быть названо социальным, если оно ориентировано на вещные объекты.
Можно выделить следующие черты и тенденции присущие современной социологии: - интернационализация, т.е. социология становится общемировой наукой, возрастает количество специалистов-социологов во всех странах, всех континентов; - академизация – происходит становление социологии как академической науки, которая занимает соответствующее место в университетских программах: на сегодняшний день социологические факультеты и курсы занимают одно из ведущих мест по количеству студентов; - экспертизация, т.е. когда социологов всё шире привлекают как экспертов для анализа деятельности государственных, общественных и частных организаций; - фактографизация, или возрастание объективности и точности социологии, совершенствование количественных и качественных методов социологических исследований, повышение техники их проведения; - социологизация других наук, которые всё больше изучают влияние социальных факторов на исследуемую ими реальность, используют социологические методы при истолковании своих специфических проблем (биологических, медицинских, естественных и др.); - дифференциация, т.е. возрастание ее специализации, возникновение новых отраслей внутри социологической науки, которые, в свою очередь, делятся на ещё более узкие подразделы, в связи с чем усложняется структура социологической науки.
Первые отечественные письменно зафиксированные представления об обществе можно отнести ко временам Киевской Руси. Среди них «Слово о Законе и Благодати» киевского митрополита Иллариона (XI век), «Повесть временных лет» монаха Киево-Печерского монастыря Нестора, «Слово о полку Игореве» (XII век) и др. Если же говорить о социологии как самостоятельной науке, то она появилась в России во второй половине ХIХ века. Отечественная социология развивалась первоначально на базе интерпретации идей, высказанных западными социологами. Но в конце XIX века появились оригинальные отечественные социологические концепции. Здесь можно отметить направление географического детерминизма, связанное, прежде всего, с работами Льва Ильича Мечникова (1838-1888), где утверждалось, что общественное развитие определяется, главным образом, факторами внешней среды. В соответствии с этим Л.И. Мечников выделял три периода в развитии общества: речной, морской (средиземноморский) и океанический. Интересные идеи высказывались в рамках направления «субъективной социологии», где ведущей фигурами были Лавров Петр Лаврович (1823-1900 гг.) и Николай Константинович Михайловский (1842-1904 гг.). Субъективный метод в социологии включал в себя доминирование этического подхода и содержал следующие методологические установки: v социологический анализ предполагает особую субъективную классификацию мотивов, целей и действий как морально лучших и как морально худших; v полностью объективного анализа общества не может быть, ибо исследователь сам человек и не в состоянии абстрагироваться от общественных процессов, в которые он включен и которые обуславливают появления у него определенных интересов (личных идеалов); v для обеспечения общезначимости результатов исследований не- обходимо создать научно обоснованную иерархию ценностей: «пропуская» через неё действительность можно, в таком случае, приходить к сопоставимым результатам. После Великой Октябрьской революции социология развивалась довольно успешно. В 1918-1919 гг. в Петроградском и Ярославском университетах открываются кафедры социологии, вводится ученая степень по социологии. В 1919 г. учреждается Социологический институт. В 1920 г. в Петроградском университете образуется первый в стране факультет общественных наук с отделением социологии, во главе которого стоял Питирим Александрович Сорокин (1889-1968 гг.), в 1922 г. высланный из России и внесший позднее значительный вклад в мировую социологическую мысль. До начала 30-х гг. в стране проводились многочисленные конкретные социологические исследования в области социологии труда и быта, создавались работы в рамках общей социологической теории. Однако затем результаты исследований стали всё больше не совпадать с идеологическими установками крепнущего тоталитарного политического режима. Социологию и социологов начинают притеснять вплоть до полной ликвидации социологии как самостоятельной науки. Традиционные социологические проблемы «переходят» в другие науки – историю, статистику, демографию, теорию государства и права, психологию, философию и т.п. Лишь с конца 50-х годов началось восстановление социологии как самостоятельной науки. В 1960 г. был создан отдел социологических исследований в институте философии АН СССР, в 1962 г. была организована лаборатория социологических исследований при Ленинградском госуниверситете. В 1966 г. создается советская социологическая ассоциация. В 1969 г. при АН СССР открывается Институт конкретных социальных исследований (с 1986 г. новое название – Институт социологии). С 1974 г. издается журнал «Социологические исследования», публикуются и другие журналы социологического профиля. Появилось множество социологических лабораторий как в научно-исследовательских институтах, вузах, так и на промышленных предприятиях. В 1988 г. открываются социологические факультеты в Москве, Ленинграде, возобновляется присуждение ученых степеней по социологическим наукам. В начале 90-х годов социология становится учебным предметом в вузах.
Тема 4. Социология личности Социализация личности -1- Социология личности - специальная социологическая дисциплина, исследующая личность как социально-типическое выражение и индивидуальное воплощение определенной системы общественных отношений и одновременно как социально-типического субъекта этих отношений. Часто понятие «человек», «личность» используются как тождественные, но в научноманализе их следует различать. Человек – понятие, охватывающее то общее, что присуще всем людям как представителям человеческого рода. Здесь имеется в виду общие черты строения тела, умение мыслить, говорить и т.д. Человек представляет собой единство биологического и социального. Биологическое в человеке фиксируется понятием «организм», социальное – понятием «личность». Личность – это мера социального в человеке, его характеристика как носителя социальных качеств и функций, как объекта и субъекта общественных процессов.Свою особую смысловую нагрузку несут понятия «индивид» и «индивидуальность». Индивид – отдельный человек, человеческая особь в единстве всех её социальных и биологических черт. Понятие индивидуальность обозначает совокупность своеобразных, неповторимых свойств индивида. Личность является предметом многих наук. Философия исследует ее в качестве субъекта познания и творчества. Психология интересуется личностью как совокупностью психических процессов и таких компонентов как воля, память, темперамент и т.д. Социология изучает личность как элемент социальной жизни (как социальную систему), раскрывает механизмы ее становления под влиянием социальных факторов, механизмы ее обратного воздействия на социальный мир. -2- Структура личности складывается из следующих элементов: · социальная память; · культура; · деятельность; · опыт (умения, знания, навыки, привычки) · особенности отражения действительности (особенности мышления, памяти, восприятия, ощущения, внимания; эмоциональных процессов – эмоций, чувств и др.); · личные качества (убеждения, мировоззрение, интересы); · биологические характеристики (протекание нервных процессов – возбуждения, торможения и т. п.; особенности, присущие определенному полу и возрасту). Типы личности понимаются в социологии: 1) теоретические модели (исследовательские схемы), служащие в качестве образцов для описания, классификации, изучения множеств реальных индивидов, как идеальные типы, включающие в себя несколько характеристик, значимых для того или иного исследования (выдвигаются разные критерии типологии). 2) группы индивидов, обладающие той или иной совокупностью общих черт, соотносимые с той или иной идеальной моделью. Типологии личности: - В зависимости от этапа исторической эволюции: · «нормальная» личность · пассионарная личность · субпассионарная личность - В зависимости от социального класса: · «личность буржуа», · «личность рабочего», · «личность интеллигента» - В зависимости от направленности: · тип созидателя; · тип потребителя; · тип разрушителя. - В зависимости от смысло-жизненной ориентации: · «честолюбивые созидатели»; · «любознательные альтруисты»; · «скромные труженики»; · «высокомерные мещане»; · «потребители». - В зависимости от сферы интересов личности: · экономический, · политический, · теоретический, · социальный, · эстетический · религиозный типы личности. Тип личности, объединяющий в себе совокупность вневременных совершенств (добродетелей) называют идеальным. Тип личности, заключающий в себе качества необходимые на данное время, обозначают как нормативный. Тип личности, сочетающий наиболее распространенные качества, именуют модальным. -3- Социализация личности – процесс формирования личности, усвоение индивидом знаний, навыков, умений, ценностей, норм, образцов поведения, присущих обществу. Социализация происходит путем: · целенаправленного педагогического воздействия; · стихийно, под влиянием социокультурной среды. Основными направлениями целенаправленного педагогического воздействия являются: 1)образование, т.е. передача знаний 2)обучение, т.е. передача навыков, умений 3)воспитание, т.е. передача ценностей. Ценность – это то, что позитивно значимо для индивида, группы, общества. Передача ценностей означает передачу позитивных и, соответственно, негативных реакций на те или иные явления материального и духовного мира. Норма – это определенное правило, образец, в соответствии с которым должен действовать индивид и соблюдение чего контролирует общество. Воспитание тогда достигает своей цели, когда индивид не только знает определенные нормы, но и действует в соответствии с ними, когда знание становится убеждением, а нормы внутренними побудителями или сдерживающими человека силами. Социальная среда – совокупность социальных условий жизнедеятельности человека, оказывающих влияние на его сознание и поведение.Социальная среда является частью общей среды обитания человека, куда ещё входит и природная среда. В социальной среде различают микросреду и макросреду. Макросреда – это общая социальная среда, куда входят факторы, воздействующие на всех членов общества: определенный уровень развития производства, социально-политический строй, система образования, средства массовой информации и т.д. Микросреда – комплекс условий, окружающих лишь данного индивида.Элементами микросреды обычно являются малые группы, в которые входит индивид. Социальная среда подразделяется также на личностную и вещественную среды. Личностная среда – это люди, окружающие индивида, оказывающие своим поведением влияние на него. Вещественная среда – это совокупность материальных, экономических условий, оказывающих влияние на человека:жильё, культурно-просветительские учреждения и т.п., а также вещи, находящиеся в пользовании индивида и его семьи и т.д. Индивиды, выполняющие функцию социализации, называются агентами социализации. В качестве таковых выступают родители, преподаватели, руководители на производстве, даже просто прохожий, делающий замечание подростку. Социальные институты, выполняющие функцию социализации, называются институтами социализации. Главными институтами социализации являются семья и школа. Десоциализация – это своеобразное «стирание» тех качеств, которые были выработаны в индивиде ранее и оказываются не нужными в новой ситуации. Например, достаточно жестко и быстро происходит десоциализация новобранца в армии. Ресоциализация – это приобретение индивидом тех качеств, которые ему нужны в новых условиях его существования. Так, если вернуться к примеру с новобранцем, то в армии его заставляют не только забыть о привычках гражданской жизни, но и заставляют приобрести навыки, необходимые в армейской среде.
Тема 5 Социальное поведение Вопрос 1 Поведение – это взаимодействие живого существа с внешней средой, представляющее собой его реагирование на внутренние и внешние раздражители. Поведение присуще, таким образом, не только человеку, но и всем живым существам. Особенность поведения человека состоит в том, что он представляет собой единство биологического и социального. Социальное поведение – это активность индивида как социального существа, прежде всего в аспекте выполнения им социальных ролей и следования социальным нормам. При рассмотрении социального поведения как ролевого выделяются: объективный (внешний) и субъективный (внутренний, мотивационный) аспекты. Ролевое поведение анализируется и с точки зрения реализации индивидом прав и обязанностей, присущих определённой социальной роли. При анализе социального поведения как нормативного исследуется, каким конкретным нормам следует индивид. При этом можно выделить альтруистическую и эгоистическую, а так же другие формы социального поведения.
Вопрос 2 Всегда важно определить насколько поведение индивидов соответствует принятым в обществе нормам. Здесь выделяют поведение, соответствующее нормам – нормативное и поведение, не соответствующее этим нормам – ненормативное, отклоняющееся, девиантное. Девиантное поведение является объектом особого внимания науки. девиация бывает как негативная, так и позитивная (героизм, самопожертвование). В любом обществе примерно 10-12% социального поведения приходится на тот или иной вид девиации. При анализе девиантного поведения существуют различные типологии. Так американский социолог Р. Мертон предложил классифицировать проявления девиантного поведения в зависимости от того, насколько поведение соответствует узаконенным, одобренным обществом целям и средствам. Он предлагает следующую типологию: Конформность – это нормативное поведение, соответствующее как целям, так и средствам, одобренным обществом. Инновация – одобренные обществом цели достигаются незаконными средствами. Так, цель «материальное благополучие» достигается за счет незаконных средств (взятки, грабёжи и т.д.). Ритуализм – используются верные средства, но имеет место отклонение от цели. Так, бюрократы отдают всё внимание процедурам бумажного характера и забывают о существе дела. Ретризм – люди отказываются как от цели, так и от средств. Это «опустившиеся» люди, живущие сегодняшнимднем, удовлетворяющие самые примитивные потребности. Мятеж – отказ от имеющихся целей и средств, но вместе с тем выдвижение новых. Мятеж может быть как прогрессивным, так и реакционным (революционер и основатель какой-либо религиозной секты). Существует типология девиаций, в основе которой лежит учет фактора ущерба, наносимого личности, группе, обществу. В связи с этим выделяют следующие виды девиантного поведения: v деструктивное, причиняющее вред только самой личности (накопительство, мазохизм); v а социальное, причиняющее вред личности и отдельным общностям (семья и т.п.) (алкоголизм, наркомания, самоубийство); v противоправное поведение, когда ущерб причиняется личности, отдельным общностям и обществу в целом. Девиантное поведение может проявляться в форме: а) поступка (ударил, соврал, украл и т.п.); б) деятельности (проституция, браконьерство, взяточничество и др.); в) образа жизни (жизнь монаха-отшельника, банкира, учителя). Отклоняющееся поведение может быть различным по масштабу (убийство и грубость в поведении, измена государству и измена супругу). Существует несколькоконцепций, объясняющих причины девиантного поведения. А. Биологизаторская концепция. Отклоняющееся поведение объясняется природной предрасположенностью индивидов к нему. Примером может быть подход к анализу преступности итальянского ученого Ч. Ломброзо, который говорил о существовании особого типа людей, предрасположенных к преступлениям. Несмотря на то, что в своё время этого ученого подвергли резкой критике, сейчас многие из его положений находят подтверждение в реальной действительности. Б. Концепция «аномии» (А – не, nomos – закон). Согласно этой кон- цепции девиантное поведение – это следствие ослабления регулирующей силы ценностей и норм в обществе. Эту концепцию выдвинул Э. Дюркгейм, рассматривая в качестве примера девиантного поведения самоубийство. В. Культурологическая концепция. Здесь утверждается, что девиантное поведение возникает под влиянием субкультуры, которая противоречит культуре, господствующей в обществе. Так, часто субкультура молодежных шаек в своих нормах толкает молодежь на противодействие нормам общества в целом. Г. Концепция социально-экономических факторов. Согласно ей, девиантное поведение порождается противоречиями социально-экономического порядка. Так, в отечественной социологии наличие преступности в буржуазном обществе связывалось ранее с частной собственностью на средства производства, а в обществах социалистического типа – с наличием остатков социально-экономического неравенства. Социальные организации Социальная организация в широком плане рассматривается как процесс упорядочивания и степень упорядоченности деятельности людей; в узком – как относительно автономная группа людей, ориентированная на достижение некоторой заранее фиксированной цели, реализация которой требует совместных и координированных действий. К существенным признакам социальной организации относятся: а) наличие цели (целей); б) совокупность статусов и ролей; в) правила, регулирующие отношения между ролями; г) формализация значительной части целей и отношений; д) подчинённость неким вышестоящим социальным образованиям; е) иерархичность собственного строения. Важнейшая функцияорганизаций в обществе заключается в повышении упорядоченности действий его членов в жизненно важных для него сферах. Преобладающая часть населения является членами той или иной социальной организации. Существует отрасль социологии – социология организаций. В отечественной социологии главным предметом изучения в ней был трудовой коллектив. Социальная организация – это одна из форм конкретного воплощения социальных институтов. Так, институт образования воплощен в деятельности людей, объединенных большой организацией, руководимой министром образования. В свою очередь, эта организация распадается на ряд более мелких организаций (школы, вузы и др.). Существует много классификаций социальных организаций. Так, организации различаются по их «привязке» к основным сферам общества: производственные, учебные, общественно-политические, культурно-просветительские, научные, здравоохранительные и т.д. Виды организаций: 1. Деловые организации. Это формы и учреждения, которые либо возникают сами для коммерческих целей, либо создаются более широкими организационными системами для решения отдельных задач. 2. Общественные союзы. Это массовые организации, цели которых вырабатываются изнутри и представляют собой обобщение индивидуальных целей участников. Членство в них даёт удовлетворение политических, социальных, экономических, любительских потребностей. Регулирование обеспечивается совместно принятым уставам, принципом выборности, т.е. зависимости руководства от руководимых. К таким организациям можно отнести политические партии, творческие союзы, любительские объединения (городской клуб шахматистов, собаководов и т.п.) 3. Ассоциативные организации. Это семья, научная школа, неформальная группа. У них существует некоторая автономия от среды, относительная стабильность состава, иерархия, сравнительно устойчивое распределение участников по ролям, престижу, но для них характерно: 1) незначительная степень формализации, 2) они строятся не на достижении какой-либо общей цели, а целей отдельных участников. Так у семьи, как у ассоциативной организации, нет общей цели, а есть цели отдельных участников. 4. Промежуточные формы организаций. Сейчас многие организации сочетают в себе признаки как деловых организаций, так и общественных союзов. Вуз мы рассматриваем, прежде всего, как деловую организацию, однако в нём есть и признаки общественного союза. 5. В определённой мере признаками организации обладает и поселение. Так, в качестве организаций можно рассматривать город и менее крупные образования типа посёлков.
Малая группа и её структура малая социальная группа - объединение людей, имеющих непосредственный личных контакт друг с другом, объединенных совместной деятельностью, эмоциональной или родственной близостью, осознающих свою принадлежность к группе и признанных другими людьми. Группа состоит из небольшого числа индивидов и отличается по многим социально-психологическим характеристикам от групп большого размера. Состав группы может быть различен, он определяется численностью и социальными признаками (по возрасту, полу, образованию, национальности и другим). Структура группы тоже не всегда одинакова. Она определяется функциональными обязанностями членов группы в их совместной деятельности, набором ролей (ожидаемых действий от человека, за которым закреплены определенные функциональные обязанности) и норм (предписаний, требований, пожеланий общественно-одобряемого поведения). Ещё при изучении малых групп используется термин групповых процессов - подразумеваются процессы сплочения или разобщения группы, развитие групповых норм, формирование лидерства, развитие симпатий и антипатий и тому подобные явления.
Существует масса классификаций малых групп. Например, их можно различать по роду деятельности: промышленные, учебные, любительские. По способу возникновения: ·формальные - возникающие для выполнения определенных функций внутри систем более высокого уровня (от трех до двадцати человек). ·неформальные или контактные - возникающие на основе взаимных симпатий, интересов. Пределами их численности являются пределы эмоциональных возможностей человека (от трех до восьми человек). По степени развития межличностных отношений малые социальные группы могут варьироваться от дифференциальных групп до коллектива. По значимости индивида различаются: ·группы членства (все люди в группе) ·референтные группы (реальная или условная социальная общность, с которой индивид соотносит себя как с эталоном и на нормы, мнения, ценности и оценки которой он ориентируется в своем поведении и самооценке)
малые группы — это некоторое число людей, взаимодействующих друг с другом на регулярной основе (семья, трудовой коллектив, соседские общности и т.п.). Отличительными чертами малой группы являются: способ взаимодействия между ее членами; членство, то есть чувство принадлежности к данной группе; идентичность с точки зрения посторонних (отличающая группу символика, язык, манера поведения и пр.). Каждая малая группа обладает определенной структурой, выражающейся в системе статусов (позиций) и ролей.
Групповая динамика Совокупность внутригрупповых социально-психологических процессов и явлений, характеризующих весь цикл жизнедеятельности малой группы и его этапы — образование, функционирование, развити
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 2104; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.1.58 (0.022 с.) |