Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Проблема личности в социальной теорииСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Структура личности и ее типы Социализация личности -1- Социология личности - специальная социологическая дисциплина, исследующая личность как социально-типическое выражение и индивидуальное воплощение определенной системы общественных отношений и одновременно как социально-типического субъекта этих отношений. Часто понятие «человек», «личность» используются как тождественные, но в научноманализе их следует различать. Человек – понятие, охватывающее то общее, что присуще всем людям как представителям человеческого рода. Здесь имеется в виду общие черты строения тела, умение мыслить, говорить и т.д. Человек представляет собой единство биологического и социального. Биологическое в человеке фиксируется понятием «организм», социальное – понятием «личность». Личность – это мера социального в человеке, его характеристика как носителя социальных качеств и функций, как объекта и субъекта общественных процессов.Свою особую смысловую нагрузку несут понятия «индивид» и «индивидуальность». Индивид – отдельный человек, человеческая особь в единстве всех её социальных и биологических черт. Понятие индивидуальность обозначает совокупность своеобразных, неповторимых свойств индивида. Личность является предметом многих наук. Философия исследует ее в качестве субъекта познания и творчества. Психология интересуется личностью как совокупностью психических процессов и таких компонентов как воля, память, темперамент и т.д. Социология изучает личность как элемент социальной жизни (как социальную систему), раскрывает механизмы ее становления под влиянием социальных факторов, механизмы ее обратного воздействия на социальный мир. -2- Структура личности складывается из следующих элементов: · социальная память; · культура; · деятельность; · опыт (умения, знания, навыки, привычки) · особенности отражения действительности (особенности мышления, памяти, восприятия, ощущения, внимания; эмоциональных процессов – эмоций, чувств и др.); · личные качества (убеждения, мировоззрение, интересы); · биологические характеристики (протекание нервных процессов – возбуждения, торможения и т. п.; особенности, присущие определенному полу и возрасту). Типы личности понимаются в социологии: 1) теоретические модели (исследовательские схемы), служащие в качестве образцов для описания, классификации, изучения множеств реальных индивидов, как идеальные типы, включающие в себя несколько характеристик, значимых для того или иного исследования (выдвигаются разные критерии типологии). 2) группы индивидов, обладающие той или иной совокупностью общих черт, соотносимые с той или иной идеальной моделью. Типологии личности: - В зависимости от этапа исторической эволюции: · «нормальная» личность · пассионарная личность · субпассионарная личность - В зависимости от социального класса: · «личность буржуа», · «личность рабочего», · «личность интеллигента» - В зависимости от направленности: · тип созидателя; · тип потребителя; · тип разрушителя. - В зависимости от смысло-жизненной ориентации: · «честолюбивые созидатели»; · «любознательные альтруисты»; · «скромные труженики»; · «высокомерные мещане»; · «потребители». - В зависимости от сферы интересов личности: · экономический, · политический, · теоретический, · социальный, · эстетический · религиозный типы личности. Тип личности, объединяющий в себе совокупность вневременных совершенств (добродетелей) называют идеальным. Тип личности, заключающий в себе качества необходимые на данное время, обозначают как нормативный. Тип личности, сочетающий наиболее распространенные качества, именуют модальным. -3- Социализация личности – процесс формирования личности, усвоение индивидом знаний, навыков, умений, ценностей, норм, образцов поведения, присущих обществу. Социализация происходит путем: · целенаправленного педагогического воздействия; · стихийно, под влиянием социокультурной среды. Основными направлениями целенаправленного педагогического воздействия являются: 1)образование, т.е. передача знаний 2)обучение, т.е. передача навыков, умений 3)воспитание, т.е. передача ценностей. Ценность – это то, что позитивно значимо для индивида, группы, общества. Передача ценностей означает передачу позитивных и, соответственно, негативных реакций на те или иные явления материального и духовного мира. Норма – это определенное правило, образец, в соответствии с которым должен действовать индивид и соблюдение чего контролирует общество. Воспитание тогда достигает своей цели, когда индивид не только знает определенные нормы, но и действует в соответствии с ними, когда знание становится убеждением, а нормы внутренними побудителями или сдерживающими человека силами. Социальная среда – совокупность социальных условий жизнедеятельности человека, оказывающих влияние на его сознание и поведение.Социальная среда является частью общей среды обитания человека, куда ещё входит и природная среда. В социальной среде различают микросреду и макросреду. Макросреда – это общая социальная среда, куда входят факторы, воздействующие на всех членов общества: определенный уровень развития производства, социально-политический строй, система образования, средства массовой информации и т.д. Микросреда – комплекс условий, окружающих лишь данного индивида.Элементами микросреды обычно являются малые группы, в которые входит индивид. Социальная среда подразделяется также на личностную и вещественную среды. Личностная среда – это люди, окружающие индивида, оказывающие своим поведением влияние на него. Вещественная среда – это совокупность материальных, экономических условий, оказывающих влияние на человека:жильё, культурно-просветительские учреждения и т.п., а также вещи, находящиеся в пользовании индивида и его семьи и т.д. Индивиды, выполняющие функцию социализации, называются агентами социализации. В качестве таковых выступают родители, преподаватели, руководители на производстве, даже просто прохожий, делающий замечание подростку. Социальные институты, выполняющие функцию социализации, называются институтами социализации. Главными институтами социализации являются семья и школа. Десоциализация – это своеобразное «стирание» тех качеств, которые были выработаны в индивиде ранее и оказываются не нужными в новой ситуации. Например, достаточно жестко и быстро происходит десоциализация новобранца в армии. Ресоциализация – это приобретение индивидом тех качеств, которые ему нужны в новых условиях его существования. Так, если вернуться к примеру с новобранцем, то в армии его заставляют не только забыть о привычках гражданской жизни, но и заставляют приобрести навыки, необходимые в армейской среде.
Тема 5 Социальное поведение Вопрос 1 Поведение – это взаимодействие живого существа с внешней средой, представляющее собой его реагирование на внутренние и внешние раздражители. Поведение присуще, таким образом, не только человеку, но и всем живым существам. Особенность поведения человека состоит в том, что он представляет собой единство биологического и социального. Социальное поведение – это активность индивида как социального существа, прежде всего в аспекте выполнения им социальных ролей и следования социальным нормам. При рассмотрении социального поведения как ролевого выделяются: объективный (внешний) и субъективный (внутренний, мотивационный) аспекты. Ролевое поведение анализируется и с точки зрения реализации индивидом прав и обязанностей, присущих определённой социальной роли. При анализе социального поведения как нормативного исследуется, каким конкретным нормам следует индивид. При этом можно выделить альтруистическую и эгоистическую, а так же другие формы социального поведения.
Вопрос 2 Всегда важно определить насколько поведение индивидов соответствует принятым в обществе нормам. Здесь выделяют поведение, соответствующее нормам – нормативное и поведение, не соответствующее этим нормам – ненормативное, отклоняющееся, девиантное. Девиантное поведение является объектом особого внимания науки. девиация бывает как негативная, так и позитивная (героизм, самопожертвование). В любом обществе примерно 10-12% социального поведения приходится на тот или иной вид девиации. При анализе девиантного поведения существуют различные типологии. Так американский социолог Р. Мертон предложил классифицировать проявления девиантного поведения в зависимости от того, насколько поведение соответствует узаконенным, одобренным обществом целям и средствам. Он предлагает следующую типологию: Конформность – это нормативное поведение, соответствующее как целям, так и средствам, одобренным обществом. Инновация – одобренные обществом цели достигаются незаконными средствами. Так, цель «материальное благополучие» достигается за счет незаконных средств (взятки, грабёжи и т.д.). Ритуализм – используются верные средства, но имеет место отклонение от цели. Так, бюрократы отдают всё внимание процедурам бумажного характера и забывают о существе дела. Ретризм – люди отказываются как от цели, так и от средств. Это «опустившиеся» люди, живущие сегодняшнимднем, удовлетворяющие самые примитивные потребности. Мятеж – отказ от имеющихся целей и средств, но вместе с тем выдвижение новых. Мятеж может быть как прогрессивным, так и реакционным (революционер и основатель какой-либо религиозной секты). Существует типология девиаций, в основе которой лежит учет фактора ущерба, наносимого личности, группе, обществу. В связи с этим выделяют следующие виды девиантного поведения: v деструктивное, причиняющее вред только самой личности (накопительство, мазохизм); v а социальное, причиняющее вред личности и отдельным общностям (семья и т.п.) (алкоголизм, наркомания, самоубийство); v противоправное поведение, когда ущерб причиняется личности, отдельным общностям и обществу в целом. Девиантное поведение может проявляться в форме: а) поступка (ударил, соврал, украл и т.п.); б) деятельности (проституция, браконьерство, взяточничество и др.); в) образа жизни (жизнь монаха-отшельника, банкира, учителя). Отклоняющееся поведение может быть различным по масштабу (убийство и грубость в поведении, измена государству и измена супругу). Существует несколькоконцепций, объясняющих причины девиантного поведения. А. Биологизаторская концепция. Отклоняющееся поведение объясняется природной предрасположенностью индивидов к нему. Примером может быть подход к анализу преступности итальянского ученого Ч. Ломброзо, который говорил о существовании особого типа людей, предрасположенных к преступлениям. Несмотря на то, что в своё время этого ученого подвергли резкой критике, сейчас многие из его положений находят подтверждение в реальной действительности. Б. Концепция «аномии» (А – не, nomos – закон). Согласно этой кон- цепции девиантное поведение – это следствие ослабления регулирующей силы ценностей и норм в обществе. Эту концепцию выдвинул Э. Дюркгейм, рассматривая в качестве примера девиантного поведения самоубийство. В. Культурологическая концепция. Здесь утверждается, что девиантное поведение возникает под влиянием субкультуры, которая противоречит культуре, господствующей в обществе. Так, часто субкультура молодежных шаек в своих нормах толкает молодежь на противодействие нормам общества в целом. Г. Концепция социально-экономических факторов. Согласно ей, девиантное поведение порождается противоречиями социально-экономического порядка. Так, в отечественной социологии наличие преступности в буржуазном обществе связывалось ранее с частной собственностью на средства производства, а в обществах социалистического типа – с наличием остатков социально-экономического неравенства.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 515; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.98.61 (0.008 с.) |