Тема 1. Социология как наука. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Социология как наука.



Тема 1. Социология как наука.

Представление об объекте и предмете социологии. Место социологии в системе социально-гуманитарных наук: социология и социальная философия, социология и история, социология и психология, социология и экономическая теория, социология и антропология и т.д.

«Здравый смысл», социологической воображение и социальный факт. Особенности метода социологии Общественная истина в социальном познании.

Формирование понятийного аппарата социологии.

Функции социологии: познавательная, диагностическая, управленческая, критическая. Социология и социальный прогноз.

Особенности профессии социолога и специфика его деятельности. Роль и статус социологии в российском обществе. Профессиональная этика социолога.

Семинарское занятие:

Вопросы для обсуждения

1. Соотношение понятий «объект» и «предмет» науки.

2. Проблема объекта и предмета в истории социологии.

3. Современные дискуссии о предмете социологии. Полипарадигмальность социологии.

4. Профессиональные роли социолога.

Вопросы для обсуждения

1. Понятие социального статуса в социологии. Статусный набор.

2. Социальная роль. Ролевая теория личности

Категориальный анализ понятий

Личность. Социальная позиция. Социальная роль. Социальный статус. Ролевой конфликт. Аскриптивный статус. Дескриптивный статус. Социальная свобода. Диспозиции личности. Идентификация. Конформность.

Основная литература

1. Гидденс Э. Социология. М., 1999, 2006.

2. Голенкова, З.Т. Общая социология: учебное пособие М.: Гардарики, 2006.

3. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Фундаментальная социология: В 15 т. Т.VI: Социальные деформации. – М.: ИНФРА-М, 2005,2006,2007.

4. Долгоруков, А.М. Практикум по общей социологии: учеб. пособие для. – М.: Высш. шк.., 2006.

5. Зборовский, Г.Е. Теоретическая социология ХХ- начала ХХI века: учебное пособие для вузов. - Екатеринбург: Изд-во Гуманитарного университета, 2007.

6. Общая социология. Хрестоматия / Сост. А.Г. Здравомыслов, Н.И. Лапин; Пер. Кузьминов; Под общ. ред. Н.И. Лапина. – М.: Высш. шк., 2006.

7. Штомпка П. Социология. М., 2006

8. Эфендиев А.Г. Общая социология М., 2008

Дополнительная литература

1. Бауман З. Индивидуализированное общество. М. 2005*

2. Бауман З. Свобода. М., 2006

3. Бондаренко В.А. Эмпирическая модель воспроизводства социального статуса // Мир России. N4 2002. *

4. Дубицкий В.В. Актуальность идей К. Манхейма о социальном воспитании // Социс. 2004. № 8.

5. Дудченко О.Н., Мытиль А.В. Социальная идентификация и адаптация личности / Социальная идентификация личности. Под ред. В.А. Ядова. М., 1994

6. Ермакова Т.М. Анализ процесса социализации учащихся средней школы: особенности и основные тенденции развития М., 1998

7. Зобов Р.А., Келасьев В.Н. Самореализация человека: введение в человекознание. СПБ. 2001.

8. Ковалева А.И. Концепция социализации молодежи: нормы, отклонения, социализационная траектория // Социс. 2003. № 1.*

9. Ромм М.В. Адаптация личности в социуме: теоретико-методологический аспект. Новосибирск., 2002.

 

Росс Л., Нисбетт Р. Человек и ситуация: Уроки социальной психологии.М., 1999.

11. Саблина С.Г. Статусные рассогласования: методология анализа и практика исследования. Новосибирск. 2002.*

12. Холл К.С., Линдсей Г.Теории личности. М., 2005*

13. Элиас Н. Общество индивидов. М., 2001

14. Ядов В. А. Личность в условиях модернизации. // Человек. М., 1991.

15. Грошева И. А. Модальная личность: портрет с отклонениями//Социс. 2009. N 3.

Вопросы для обсуждения

1. Специфика социологического подхода к изучению культуры.

2. Основные элементы культуры (язык, ценности, нормы, обычаи, традиции, ритуалы, табу).

 

3. Типологии культуры.

4. Проблема культурной трансформации. Культурные традиции и инновации.

5. Возможности эмпирического исследования культуры

 

Вопросы для обсуждения

1. Понятие социальной системы. Основные характеристики системы. Система и подсистемы. Типология социальных систем.

2. Общество как система. Понятие, признаки, уровни. Проблема общества в истории социологии и современности.

Литература

Основная литература

1. Гидденс Э. Социология. М., 1999, 2006.

2. Голенкова, З.Т. Общая социология: учебное пособие М.: Гардарики, 2006.

3. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Фундаментальная социология: В 15 т. Т.VI: Социальные деформации. – М.: ИНФРА-М, 2005,2006,2007.

4. Долгоруков, А.М. Практикум по общей социологии: учеб. пособие для. – М.: Высш. шк.., 2006.

 

5. Зборовский, Г.Е. Теоретическая социология ХХ- начала ХХI века: учебное пособие для вузов. - Екатеринбург: Изд-во Гуманитарного университета, 2007.

6. Общая социология. Хрестоматия / Сост. А.Г. Здравомыслов, Н.И. Лапин; Пер. Кузьминов; Под общ. ред. Н.И. Лапина. – М.: Высш. шк., 2006.

7. Штомпка П. Социология. М., 2006

8. Эфендиев А.Г. Общая социология М., 2008

Дополнительная литература

1. Давыдов А. А. Модульная теория социума // Проблемы теоретической социологии / Под ред А. О. Бороноева. Вып. 2. СПб., 1996.

2. Давыдов А. А. Теория социальной системы: проблемы и перспективы // Рубеж. 1994. №5.

3. Луман Н. Понятие общества // Проблемы теоретической социологии / Под ред А. О. Бороноева. СПб., 1994.

4. Луман Н. Почему необходима "системная теория"? // Проблемы теоретической социологии. СПб., 1994.

5. Немировский В. Г. Современная социология и российские культурные традиции // Социологические исследования. 1994. №3.

6. Парсонс Т. О социальных системах / под ред. В.Ф.Чесноковой и С.А.Белановского. – М.: Академический проект, 2002. – 832 с.

7. Парсонс Т. Система координат действия и общая теория системы действия: культура, личность и место социальных систем // Американская социологическая мысль / Под ред. В. И. Добренькова. М.,1994.

Тема 5. Социальные общности

Понятие социальной общности. Номинальные и реальные общности. Виды общностей. Стадии развития общностей - от механической к орга­нической, от общинной к общественной (Ф. Теннис), от общности малой рациональности к общности полифункциональной и целерациональной (М. Вебер).

Контактные социальные общности. Понятие и значение социальной группы. Проблема социальных групп в истории социологии и современных теориях. Общие признаки групп:

 

совместная деятельность, общее пространственно-временное бы­тие, общение, групповые установки и ориентации.

Внутренние и внешние факторы интеграции групп. Классификация социальных групп, ее основания и критерии.

Многообразие социальных групп.

Специфика малой социальной группы. Фасилитация. Ингибиция.

Вопросы для обсуждения

1. Когда социальная общность становится социальной группой?

2. «Межличностные отношения» и «групповые отношения» – это синонимы, или термины, несущие разную смысловую нагрузку?

3. Что давало основание Г. Зиммелю утверждать, что с увеличением численности группы кардинально изменяется характер явлений, которые в ней происходят?

4. Возможно ли существование группы, если она теряет старых и приобретает новых членов?

5. Какие существуют способы рекрутирования в группу?

6. Каковы типы идентификации с группой?

7. Ф.Теннис положил начало социологической дискуссии об «утраченной общности». В чем, по мнению Ф.Тенниса, состоит опасность исчезновения естественных общностей?.

8. Известно, что практически во всех европейских странах, в России фиксируется рост числа сект, квази-религиозных групп, сетевых сообществ и т.д. Проанализируйте этот феномен с точки зрения «группового подхода».

Вопросы для обсуждения

1. Понятие социального института (М. Вебер, Т.Веблен, Т.Парсонс)

2. Социальные показатели институциализированных отношений

3. Функции социальных институтов (явные и латентные). Дисфункция.

4. Источники трансформации социальных институтов.

 

 

Вопросы для обсуждения

1. Классовый и стратификационный подход к анализу социального неравенства

2. Стратификационная модель современного российского общества: проблема среднего класса в России, российская элита, низший класс.

Основная литература

1. Гидденс Э. Социология. М., 1999, 2006.

2. Голенкова, З.Т. Общая социология: учебное пособие М.: Гардарики, 2006.

3. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Фундаментальная социология: В 15 т. Т.VI: Социальные деформации. – М.: ИНФРА-М, 2005,2006,2007.

 

 

4. Долгоруков, А.М. Практикум по общей социологии: учеб. пособие для. – М.: Высш. шк.., 2006.

5. Зборовский, Г.Е. Теоретическая социология ХХ- начала ХХI века: учебное пособие для вузов. - Екатеринбург: Изд-во Гуманитарного университета, 2007.

6. Общая социология. Хрестоматия / Сост. А.Г. Здравомыслов, Н.И. Лапин; Пер. Кузьминов; Под общ. ред. Н.И. Лапина. – М.: Высш. шк., 2006.

7. Штомпка П. Социология. М., 2006

8. Эфендиев А.Г. Общая социология М., 2008

Дополнительная литература

1. Аврамова Е.М. Средний класс эпохи Путина// Общественные науки и современность. 2008. № 1. С. 28-36.

2. Анурин В.Ф. Контуры провинциального среднего класса России //СИ,2006. № 10. С. 3-15.

3. Бабосов Е.М. Методологические проблемы исследования стратификационной динамики постсоветского общества // ЛКО. – 2005. - № 3-4.

4. Балабанов А.С., Балабанова Е.С. Социальное неравенство: факторы углубления депривации //Социс. 2003. №7.*

5. Беленький В.Х. Класс наемных работников или рабочий класс //Социс. 2005. №3.*

6. Беленький В.Х. Социальная структура российского общества: состояние и проблемы теоретической разработки // Социс. – 2006. - № 11.

7. Беленький В.Х. Российский высший класс: проблема идентификации // Социс. – 2007. - № 5.*

8. Беляева Л.А. Социальные слои в России: опыт кластерного анализа // Социс. – 2005. - № 12.*

9. Бессокирная Г. П. Социальное самочувствие рабочих// Социс. 2008. N 3

10. Головина, Е.В. Средний класс как объект социологического исследования // СГЗ, 2007. - № 4.

11. Долгих Т.В., Логачев В.А.Потребительский стандарт среднего класса*

12. Кивинен М. Средний класс в современной России//Мир России, 2004, 4.*

13. Крыштановская О.В. Современные концепции политической элиты и российская практика//Мир России. 2004. № 4.

 

14. Левада Ю.А. Элитарные структуры в советской и постсоветской ситуации //ОНС,2007. № 6. С. 5-15.

15. Левинсон А., Стучевская О., Щукин Я. О тех, кто называет себя «средний класс»//ВОМ. 2004. №5.

16. Попова, И.П. Средние слои, средний класс в российском обществе – проблема соотнесения // Социс. – 2005. - № 12.*

17. Руткевич М.Н. Трансформация социальной структуры российского общества //Социс. 2004. №12.*

18. Симонян Р.Х. Средний класс в современной России: миф или реальность? //ОНС,2008. № 1. С.

19. специфика уровня и образа жизни// Социс. 2008. N 10.

20. Тарусин, М.А. Реальная Россия (стратификация современного российского общества) // МОМ, 2006. - № 1.

21. Тихонова Н. Е. Малообеспеченные в современной России:

22. Шкаратан О. И., Ястребов Г. А. Российское неоэтнократическое общество и его стратификация//Социс. 2008. N 11

23. Ярошенко С.С.Четыре социологических объяснения бедности (опыт анализа зарубежной литературы) //СИ,2006. № 7. С. 34-4

Вопросы для обсуждения

1. Сущность социальной мобильности. Типология социальной мобильности

 

2. Маргинальность как социальный феномен.

3. Миграция как частный случай социальной мобильности

Вопросы для обсуждения

1. Город как социальный феномен. Городской образ жизни.

2. Типология городских поселений. Специфика социальных проблем

3. Сельская России – уходящая натура?

Вопросы для обсуждения

1. Социологический анализ брака

 

2. Семья как малая группа и социальный институт

3. Трансформация семейно-брачных отношений

Вопросы для обсуждения

1. Социальные противоречия и социальный конфликт. Основные социологические концепции конфликта.

2. Анатомия конфликта.

3. Динамическая модель конфликта.

4. Разрешение и регулирование конфликта

5. В чем различие между разрешением и регулированием конфликта?

Основная литература

1. Гидденс Э. Социология. М., 1999, 2006.

2. Голенкова, З.Т. Общая социология: учебное пособие М.: Гардарики, 2006.

3. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Фундаментальная социология: В 15 т. Т.VI: Социальные деформации. – М.: ИНФРА-М, 2005,2006,2007.

4. Долгоруков, А.М. Практикум по общей социологии: учеб. пособие для. – М.: Высш. шк.., 2006.

5. Зборовский, Г.Е. Теоретическая социология ХХ- начала ХХI века: учебное пособие для вузов. - Екатеринбург: Изд-во Гуманитарного университета, 2007.

6. Общая социология. Хрестоматия / Сост. А.Г. Здравомыслов, Н.И. Лапин; Пер. Кузьминов; Под общ. ред. Н.И. Лапина. – М.: Высш. шк., 2006.

7. Штомпка П. Социология. М., 2006

8. Эфендиев А.Г. Общая социология М., 2008

 

Дополнительная литература

1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. М.2002.

2. Глухова А.В. Еще раз про конфликт// Социс. 2003. № 8*

3. Глухова А.В. Политическая конфликтология перед вызовами глобализации,//Социс. 2005 № 8.*

4. Даниленко О.А.Язык конфликта как объект лингвосоциологии // Социс.2006, № 4.
Дарендорф Р. Элементы теории социального конфликта// Социс. 1994, №5.

5. Дмитриев А.В. Этнические группы мигрантов и конфликты в анклавных рынках труда//Социс. 2005 № 8.*

6. Здравомыслов А. Г. Социология конфликта М., 1994.

7. Зигерт В., Ланг Л. Руководить без конфликта. М., 1990.

8. Козер Л. Функции социального конфликта. М., 2000

9. Майструк Н. Изучение социальных конфликтов в немецкой социологии: классические и современные ориентиры//Социология: теория, методы, маркетинг. 2004. No. 1.*

10. Никовская Л.И.Трансформация в России с точки зрения теории конфликта //Социс.2006.№9.*

11.

12. Уткин Э.А. Конфликтология: Теория и практика. М.. 2000

13. Якимец В.Н., Никовская Л.и. Сложносоставные конфликты – атрибут постсоциалистической трансформации//Социс. 2005.№ 8.

 

Тема 12. Социология образования.

Образование как деятельность, социальный институт и социальная ценность. Функции образования. Социологические теории образования. (Э.Дюркгейм, П.Бурдье, Л.Уорд, Т.Парсонс).

Взаимодействие системы образования, социально-классовой и поселенческой структур. Образование как фактор социальной

стратификации и мобильности. Зависимость между уровнем образования, доходом и занятостью. Образование и социальный статус.

Потребности общества, система образования и ценностные ориентации учащихся. Особенности и динамика образовательных ориентаций учащихся разных типов учебных заведений. Степень удовлетворенности образованием и его престиж у разных социальных групп. Социальный портрет учителя и студента.

Массовое и элитарное образование, государственное и альтернативное. Коммерциализация образования.

Изменения в системе образования России. Противоречия в современной российской системе образования. Состояние системы образования в Екатеринбурге и Свердловской области.

Семинарское занятие:

Вопросы для обсуждения

1. Социология высшего образования.

2. Непрерывное образование

3. Функции высшей школы.

4. Болонский процесс.

 

Основная литература

1. Гидденс Э. Социология. М., 1999, 2006.

2. Голенкова, З.Т. Общая социология: учебное пособие М.: Гардарики, 2006.

 

3. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Фундаментальная социология: В 15 т. Т.VI: Социальные деформации. – М.: ИНФРА-М, 2005,2006,2007.

4. Долгоруков, А.М. Практикум по общей социологии: учеб. пособие для. – М.: Высш. шк.., 2006.

5. Зборовский, Г.Е. Теоретическая социология ХХ- начала ХХI века: учебное пособие для вузов. - Екатеринбург: Изд-во Гуманитарного университета, 2007.

6. Общая социология. Хрестоматия / Сост. А.Г. Здравомыслов, Н.И. Лапин; Пер. Кузьминов; Под общ. ред. Н.И. Лапина. – М.: Высш. шк., 2006.

7. Штомпка П. Социология. М., 2006

8. Эфендиев А.Г. Общая социология М., 2008

 

Дополнительная литература

1. Аврамова Е. Поступление в вуз как начало формирования индивидуальных социальных практик//Вестник общественного мнения.2004 № 2

2. Аврамова Е.М. и др. Современное высшее образование и перспективы социальной мобильности//ОНС. 2004. № 6

3. Алайба Т.Е., Заборова Е.Н. Студенты об имидже негосударственных и государственных вузов //Социс. 2004 № 4.*

4. Арапов М.В. Бум высшего образования в России: масштабы, причины и следствия,,ОНС.2004.№ 6

5. Афанасьев Ю. Образовательная антиутопия//Отечественные записки.2002 № 2*

6. Ашин Г.К.Проблемы элитного образования в зарубежном мире//Социс. 2005.№ 2

7. Бойко Трансформация функций высшего образования и социальные позиции студенчества// Социс.2002. № 3.*

8. Венберг Л. Российское образование: записки вовлеченного //Отечественные записки. 2002.№ 2*

9. Высшее образование в России. Аналитический доклад /Под ред. В.Л.Глазычева. М., 2004// http://www.glazychev.ru/projects/obrdocl/2004_obrdocl.htm*

10. Доступность высшего образования в России. М., НИСП, 2004.

 

 

11. Зборовский Г.Е., Шуклина Е.А. Социология образования. Екатеринбург.2004

12. Зиятдинова Ф. Г. Социальное положение учителей: ожидания и реалии. // Социс. 2010 N 10.

13. Кадровая ситуация в высшей школе: тенденции и проблемы //Высшее образование в России 2000 № 6

14. Ключарев Г.А. Самообразование взрослых//ОНС.2003№ 4.

15. Княгинин В.,Трунова Н. Массовое образование: социальный запрос или потребность экономики// Платное образование, 2006 № 5*

16. Красильникова М. Проблемы высшего образования в оценках студентов//Вестник общественного мнения.2004. № 1

17. Лентьева Э.О. Образование с изнанки: опыт пилотажного исследования «теневых» отношений в вузе//Социс. 2004.»12.

18. Никифорова М. Учиться, учиться и учиться.Дети элиты выбираеют гуманитарное образование //Высшая образование в России//2003№ 8-9.

19. Онокой Л.С. Россия на пути интеграции в европейскую систему//Социс. 2004. №2.

20. Осадчая Г. И. Заметки о социологическом образовании в России: рефлексия новых требований общества// Социс. 2009.N 2.

21. Осипов А.М. Современная социология образования. М., 2005

22. Панина Г. В. Социологическое образование в современном техническом университете. // Социс. 2010.N 10.

23. Паркачева В. Бизнес и вузы: стратегии партнерства//Платное образование.Январь - февраль 2006, стр. 20-23

24. Паркачева В.Бизнес и вузы: стратегии партнерства// Платное образование. 2006 № 1.*

25. Попова И. П. Влияние дополнительного профессионального образования на положение работников различных социально-профессиональных групп. // Социс. 2010.N 2.

26. Попова И. П. Дополнительное профессиональное образование в стратегиях работающих специалистов(1995 -2005)// Социс. 2008. N 3

27. Праздников Г.А. Болонский процесс в смысловом пространстве современного образования//Социс. 2005.№ 10*

 

28. Прямикова Е. В. Социальная компетентность школьников: смыслы и практики // Социс. 2009.N 7.

29. Рощина Я.М. Профессиональное образование в России: образовательные и трудовые стратегии выпускников// Платное образование, 2007 № 5*

30. Шереги Ф. Социология образования: прикладные исследования. М., 2001

31. Ярская-Смирнова Е.Р., Романов П.В. Проблема доступности высшего образования для инвалидов //Социс. 2005.№ 10*

 

Вопросы для обсуждения

1. Понятие социального процесса, изменения, развития. Основные социологические подходы.

2. Формы и типы социальных изменений.

 

Основная литература

1. Гидденс Э. Социология. М., 1999, 2006.

2. Голенкова, З.Т. Общая социология: учебное пособие М.: Гардарики, 2006.

3. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Фундаментальная социология: В 15 т. Т.VI: Социальные деформации. – М.: ИНФРА-М, 2005,2006,2007.

4. Долгоруков, А.М. Практикум по общей социологии: учеб. пособие для. – М.: Высш. шк., 2006.

 

5. Зборовский, Г.Е. Теоретическая социология ХХ- начала ХХI века: учебное пособие для вузов. - Екатеринбург: Изд-во Гуманитарного университета, 2007.

6. Общая социология. Хрестоматия / Сост. А.Г. Здравомыслов, Н.И. Лапин; Пер. Кузьминов; Под общ. ред. Н.И. Лапина. – М.: Высш. шк., 2006.

7. Штомпка П. Социология. М., 2006

8. Эфендиев А.Г. Общая социология М., 2008

 

Вопросы для обсуждения

1. Глобализация общественной жизни: понятие, сущности признаки.

2. Глобализация и локализация

3. Россия в глобальной системе. Проблема модернизации российского общества.

 

Основная литература

1. Гидденс Э. Социология. М., 1999, 2006.

2. Голенкова, З.Т. Общая социология: учебное пособие М.: Гардарики, 2006.

3. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Фундаментальная социология: В 15 т. Т.VI: Социальные деформации. – М.: ИНФРА-М, 2005,2006,2007.

4. Долгоруков, А.М. Практикум по общей социологии: учеб. пособие для. – М.: Высш. шк.., 2006.

5. Зборовский, Г.Е. Теоретическая социология ХХ- начала ХХI века: учебное пособие для вузов. - Екатеринбург: Изд-во Гуманитарного университета, 2007.

 

6. Общая социология. Хрестоматия / Сост. А.Г. Здравомыслов, Н.И. Лапин; Пер. Кузьминов; Под общ. ред. Н.И. Лапина. – М.: Высш. шк., 2006.

7. Штомпка П. Социология. М., 2006

8. Эфендиев А.Г. Общая социология М., 2008

 

Дополнительная литература

1. Авксентьев В. А., Аксюмов Б. В., Хоц А. Ю. Конфликт

2. Бауман З. Индивидуализированное общество*

3. Будон Р. Место беспорядка. Критика теорий социального изменения. М., 1998.

4. Гидденс Э. Социология. М., 2005.*

5. Горшков М.К. Российское общество в условиях трансформации: мифы и реальность (социологический анализ) 1992-2002. М., 2003.

6. Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология. М., 1999.

7. Ритцер Дж. Современные социологические теории. СПб., 2002.

8. Селиванов А. И. Противостояние цивилизаций и

9. строительство будущего России// Социс. 2008. N4

10. Тоффлер Э. Футурошок. СПб., 1997. *

11. цивилизаций: Pro et contra (мнение экспертов) // Социс. 2009. N 4.

12. Штомпка П. Социология социальных изменений. М., 1996.*

 

 

Примерные вопросы для экзамена;

1. Исторические и теоретические предпосылки появления социологии. Роль О.Конта в институализации социологического знания.

2. Полипарадигмальность социологического знания. Подходы к классификации социологического знания (Дж.Ритцер, Т.Джонсон, П.Штомпка, В.А.Ядов).

3. Парадигмы социологического знания (классификация по выбору студента)

4. Объект и предмет социологии как проблема в истории социологии и современной социологии.

 

 

5. Место социологии в структуре социально-гуманитарного знания. Взаимодействие с другими науками. Функции социологии как науки и вида деятельности.

6. Структура и уровни социологического знания. Основные социологические подходы.

7. Особенности профессии социолога. Этические нормы в деятельности социолога. Профессиональные кодексы.

8. Критерии научности социологического знания: классика и современность

9. Основные принципы научного исследования в социологии. Метод социологии.

10. Теория социальных систем (Т.Парсонс. Н Луман). Типологии социальных систем.

11. Общество как социальная система.

12. Классические модели исторического развития в социологической теории

13. Современные модели исторического развития в социологической теории

14. Понятие «социальное действие» в социологической теории (М.Вебер, А.Щюц, Дж.Мид, И.Гофман).

15. Структура, типы социального действия.

16. Типовые переменные социального действия (Т.Парсонс)

17. Социальный контакт и социальное взаимодействие. Основные социологические теории социального взаимодействия.

18. Культура как объект социологического анализа: понятие, специфика анализа, функции, структура

19. Виды, типы культуры и их характеристика.

20. Культура как ценностно-нормативная система. Ценности в трансформирующихся обществах.

21. Культура как процесс.

22. Понятие «личность» и «индивид» в социологии. Основные социологические теории личности.

23. Социальный статус личности. Виды статусов и «статусный набор». Социальная идентичность.

24. Социальная роль. Ролевой набор. Классики социологии о социальных ролях (Дж.Г.Мид, Ч,Кули, Р.Линтон, Т.Парсонс, И.Гофман). Ролевой конфликт.

25. Социальные роли и нормы. Нормативная регуляция поведения. Ролевой конфликт, его виды и способы разрешения.

 

26. Социализация индивида. Агенты, институты и механизмы социализации. Стадии социализации.

27. Понятие социальной структуры общества. Концепции социальной структуры в истории социологии.

28. Понятие «социальный институт» – основные подходы в западной и отечественной социологии. Основные признаки институтов.

29. Социальный институт как процесс. Понятие институализации.

30. Понятие «социальная общность» в социологии: основные концепции, признаки.

31. Многообразие социальных общностей. Типологии.

32. Понятие «социальная группа» в социологии: сущность, отличительные признаки, условия и факторы возникновения, функционирования и распада.

33. Типологии социальных групп, их характеристика.

34. Малая группа как особый тип социальных общностей.

35. Социальная организация: внутренняя среда организации.

36. Социальная организация: внешняя среда организации

37. Бюрократия как идеальный тип (М.Вебер) и форма организации в современном обществе.

38. Проблема социального неравенства в социологии: фундаментальные подходы к объяснению, источники социального неравенства, функции неравенства.

39. Понятие социальной стратификации в социологии.

40. Понятие стратификационной системы. Виды стратификационных систем.

41. Класс как социологическая категория. Классические и современные подходы к анализу классов.

42. Социальное неравенство в советской и постсоветской России.

43. Социологические теории элиты.

44. Социальная мобильность: понятие, виды, факторы.

45. Гендерное неравенство. Гендерная идентичность.

46. Территориально-поселенческая структура общества.

47. Молодежь как объект социологического анализа

48. Пожилые как объект социологического анализа

49. Маргинальность как социальный феномен.

50. Семья как малая социальная группа и социальный институт.

 

51. Историческая динамика брака и семьи. Основные проблемы брака и семьи в современном обществе.

52. Образование как объект социологического анализа.

53. Социология высшей школы. Основные проблемы высшего образования в современном обществе

54. Социальные изменения, процессы, развитие и прогресс.

55. Социальные противоречия и социальный конфликт. Основные социологические концепции конфликта.

56. Статическая модель конфликта.

57. Динамическая модель конфликта.

58. Социальная революция: понятие, основные теории, типы.

59. Глобализация и локализация в современном мире.

60. Понятие девиантного поведения. Основные концепции социальной девиации.

61. Характеристика конкретного вида девиации (по выбору студента).

62. Социальный контроль. Подходы к его определению. Виды социального контроля.

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

 

 

по дисциплине «ОБЩАЯ СОЦИОЛОГИЯ»

по направлению 050400 «Социально-экономическое образование».

Профиль: «Социология»

по циклу: Общепрофессиональные дисциплины. (Ф)

 

 

Подписано в печать Формат 60х84/16

Бумага для множительных аппаратов. Усл. печ. л..

Тираж экз. Заказ.

Уральский государственный педагогический университет.

620017 Екатеринбург, пр. Космонавтов, 26.

 

 

Тема 1. Социология как наука.

Представление об объекте и предмете социологии. Место социологии в системе социально-гуманитарных наук: социология и социальная философия, социология и история, социология и психология, социология и экономическая теория, социология и антропология и т.д.

«Здравый смысл», социологической воображение и социальный факт. Особенности метода социологии Общественная истина в социальном познании.

Формирование понятийного аппарата социологии.

Функции социологии: познавательная, диагностическая, управленческая, критическая. Социология и социальный прогноз.

Особенности профессии социолога и специфика его деятельности. Роль и статус социологии в российском обществе. Профессиональная этика социолога.

Семинарское занятие:

Вопросы для обсуждения

1. Соотношение понятий «объект» и «предмет» науки.

2. Проблема объекта и предмета в истории социологии.

3. Современные дискуссии о предмете социологии. Полипарадигмальность социологии.

4. Профессиональные роли социолога.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 154; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.127.141 (0.261 с.)