Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Соотношение социологии с другими науками

Поиск

Соотношение социологии с другими науками

Отношение социологии и истории

История - одна из самых древних наук. Своим развитием на протяжении столетии она обеспечивала возможность становления и прогресса практически всех социальных наук. И не случайно каждая наука имеет свою историческую «главу». Именно благодаря истории социология раскрывает общие тенденции современного развития общества. История накапливает огромный фактический материал; его обобщение позволяет видеть непрерывность исторического процесса, преемственность и повторяемость в главном, основном. Непрерывность имеет своей основой деятельность людей, которая в актуальном бытии выступает как социальные действия и социальные процессы в их взаимосвязи. Преемственность означает, что новое вырастает из старого, а это в «современности» выступает как целостность, системность. Повторяемость позволяет устанавливать специфические ритмы функционирования общества, его динамику и направление эволюции.

Но история идет за событиями и описывает их. Она не более того, что случилось в прошлом. История всякий раз заканчивается сегодня, постоянно «обращаясь» в социологию.

Историк идет за событиями и описывает их как «пространственно-временные целостности». «Историческое время» - это «эпоха, схваченная мыслью» (Гегель). Оно схватывает сущность событий. Социальное время (время наличного общества - хронологическое или совокупное - конхроническое) аккумулирует в себе содержание свершившегося.

Социологи используют данные, которые поставляет история (естественно, и другие науки), выявляют общие свойства конкретных социальных явлений, дают этим явлениям типологическую характеристику (скажем, государству, семье, трудовым сообществам и пр.). Естественно, социология представляет собой более высокий уровень абстракции, чем история. В этой части социология тесно связана с социальной философией и философией истории (которые интерпретируют исторический процесс), вырабатывает общие методологические принципы познания прошлого и будущего человечества, его движущих сил, прогресса и регтюсса в истории.

Итак, социология использует описание конкретных общественных явлений, которые дает ей история, для выработки общих категорий социальной науки. История же исходит (скажем сильнее, должна исходить) из знаний и обобщений, вырабатываемых социологией, т.е. из общих категорий, концентрирующих сущность социального целого. Налицо взаимная связь и выгода.

12) Отношение социологии и экономической науки

Предметом экономической науки является одна из сфер общественной жизни - экономика. Она имеет дело с законами и тенденциями, которые господствуют в производстве, в сфере общественного разделения труда и в распределительных отношениях. Экономическая наука (науки) имеет дело с «экономическим базисом», то есть экономическим строем данного общества. Что входит в этот базис? Естественно, производительные силы общества - орудия и средства производства, сам человек, приводящий их в движение (это технический базис). Но главное - взаимодействия людей, их отношения по поводу собственности, обмена деятельностью (разделение труда), по поводу размера и способов распределения произведенных материальных и духовных благ. Экономический базис образует основу хозяйственной целостности общества. Структура экономической целостности - один из ключевых аспектов экономической науки, который и сближает ее с социологией - наукой о социуме как целостной системе.

Экономические знания, а затем и экономическая наука появились задолго до социологии. Но, как и история, это весьма обширная область социального знания, к тому же охватывающая первичные детерминанты динамики общественного организма. Не составляет большого труда понять, что экономическая наука не без основания претендовала (впрочем, как и история) на статус универсальной науки. Она выходила далеко за рамки поиска закономерностей, которым подчиняются хозяйственные связи. Не случайно сформировалось и прочно вошло в научный лексикон понятие «политическая экономия».

Поскольку политическая экономия чрезвычайно важна для целостного анализа социальных процессов и институтов, постольку она оказывается тесно связанной с конкретными социологическими исследованиями и общей социологической теорией. Опора на них – это опора на знания, на то целое, частью которого она сама является. Это знание дает социоло­гия. В свою очередь, социология при исследовании отдельных общественных отношений должна опираться на законы и тенденции, открываемые экономическими науками. Можно говорить о связи и взаимодействии этих дисциплин. Подобное содружество может быть весьма плодотворным именно на пути поиска обоюдной пользы.

Нетрудно видеть, что в предметное поле социологии попадают собственно экономи­ческие отношения. Не может социология обойтись без «собственности», «производительных сил» и «производственных отношений», без «рентабельности», «бюджета» и т.п. Но они для нее - поле понимания сущности «социального» в целом. В самой социологии имеются области специального знания, которые изучают место и роль экономических явлений в жизни личности, в институпионализации, в социальной структуре, в обществе как целостной системе (экономическая социология, индустриальная социология, социология труда и др.). Скажем, социология труда изучает трудовую деятельность как социальный процесс, его эффективность, но самое главное - место и роль человека в этом процессе, содержание его труда, меру удовлетворенности им, гуманизацию и оптимизацию трудовой деятельности, ее стимулирование.

Итак, социология органично связана с экономическими науками, и эта связь является жизненной необходимостью для обеих наук. Но самое главное, социология изучает экономическую жизнь в ее взаимосвязи с социальными факторами (политическими, этническими, семейно - бытовыми, социокультурными). Только на пути раскрытия связи экономических и социальных структур можно серьезно говорить об управлении обществом, о возможности внесения в его процесс регулирующих начал со стороны человека, о мере и границах подобного вмешательства.

 

13) Связь социологии и психологии Если общая социология имеет своим предметом общество в егототальности, раскрывает общие тенденции его функционирования и изменения,то общая психология исследует внутренние субъективные переживания,вызывающие то или иное поведение индивида. Между тем во взаимодействияхлюдей, в социальных процессах всегда присутствует психический элемент,который является составной частью этих отношений. Развитие социологии как таковой, формирование психологической науки немогло не привести к появлению новой дисциплины, находящейся на стыке этихнаучных направлений - социальной психологии. Если общая психология имеетдело с психикой отдельного человека и изучает ее как бы изнутри, тосоциальная психология раскрывает общественную обусловленность поведениялюдей. Она оперирует фактами межличностного поведения («психологическиефакты»), интегрирует их и открывает общие тенденции развития межличностногоповедения. Она не может уйти ни от одного вида непосредственноговзаимодействия, ни от одного из факторов, влияющих на ощущения, восприятияи представления. Если это так, то социальная психология имеет дело сличностью (как социальным типом), его психическими функциями,проявляющимися в поведении при различных социальных ситуациях. Нетрудно понять, что и социология, и психология изучают человека и егоповедение, но с разных позиций, которые обусловлены их предметами.Становится ясным и то, что они, в конечном счете, ориентированы друг надруга. Их тип связи можно назвать сотрудничеством. Психология, изучая поведение человека, должна отправляться не толькоот знания его биологии и физиологии (что совершенно необходимо), но и отчеловека как «продукта общественных отношений», знание о котором даетсоциологическая наука. Без этого проникнуть во внутренний мир индивида, вмир социальной общности, этноса или класса просто невозможно. А общейсоциологии, увы, еще и сейчас не хватает понимания психологическогосубстрата человека - его чувств, настроений, переживаний, эмоций, воли,темперамента. На пути соединения этих «сторон» человека лежит перспективапрогресса социологического знания. И не только в области малых социальныхгрупп, что естественно, но человечества как целого. Можно ли его понять, незаглянув в психологию народов, этносов, классов, государств и стран? Следует сказать специально о понимании соотношения социологии и«коллективной психологии», выработанным П. Сорокиным еще в 20-е годы и неутратившем своего значения и в наши дни. Для него «коллективная социология»- это и есть социальная психология, или как ее иначе называют, «психологиянародов». П. Сорокин, обобщая данные науки на этот счет, не без основанияполагал, что социальная психология, если она не ставит своей задачейизучение всех основных форм взаимодействия между людьми и явлениями,возникающих в процессе этого взаимодействия, занимается тем же, чем исоциология. При этом он высказал важное методологическое положение овозможном их слиянии. Оно не потеряло своего значения и сейчас. Но есть и другой ракурс. Если социальная психология изучает слабосвязанные между собой совокупности людей (толпу, театральную публику,случайные собрания и т.п.) или случайные, не организованные вообще, недифференцированные образования, то тогда она будет просто-напросто главойсоциологии как науки, изучающей все основные формы взаимодействия междулюдьми.


Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 683; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.79.165 (0.007 с.)