Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методика и процедура в социологическом исследовании.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
При выборе метода социологического исследования учитываются условия, время и место, цели и задачи исследования, а также его вид. Существуют три основных метода сбора социологической информации: 1. Опрос, который делится на два подкласса: o анкетный опрос o интервью 2. анализ документов 3. наблюдения Опрос – метод сбора первичной информации посредством обращения с вопросами к определенной группе людей. Искусство опроса состоит в правильной формулировке и расположении вопросов. Опросным методом кроме социологов пользуются врачи, журналисты, следователи. Социологический опрос имеет три отличительные черты: 1. Количество опрошенных. Перечисленные выше специалисты, опрашивая одного человека, получают личное мнение. Социолог же опрашивает сотни и тысячи людей и затем, обобщив полученную информацию, делает выводы. Он интересуется общественным мнением. Получая и обрабатывая статистические данные, исследователь выявляет социальные типы личности. 2. Достоверность и объективность. Опрашивая сотни и тысячи людей, социолог усредняет разнообразные мнения и в результате получает гораздо более достоверную информацию, нежели журналист. 3. Цель опроса. С помощью исследований, проводимых социологом, устанавливается научный факт. Существует две основные разновидности опроса: анкетирование; интервьюирование. Анкета (Франц. – расследование)– опросный лист, самостоятельно заполняемый опрашиваемым по указанным в нем правилам. Респонденты рассматриваются в качестве объекта исследования. Анкетой нельзя назвать любой перечень вопросов. Ей называется только то, что обращено к множеству людей, которых опрашивают стандартным образом. Вопросы анкеты различаются по: содержанию и форме. Деление вопросов по содержанию обусловлено характером информации, которую представляет ответ на тот или иной вопрос. Основанием деления по содержанию является информация о фактах и отношении к ним, о нормах и мотивах поведения, об интенсивности мнения, о поведении в настоящем и прошлом. По форме вопросы делятся на: 1. Открытые вопросы предполагают оригинальный повествовательный ответ в виде слова, предложения или нескольких предложений. Формально эти вопросы выделяются тем, что за ними следует несколько пустых строк, которые и следует заполнить. Полученный ответ при этом носит естественный характер, дает максимум информации по теме исследования, что является весьма важным для социолога. Однако возникают сложности, связанные с обработкой полученных ответов, их кодировкой, что неизбежно приводит к существенному ограничению использования ЭВМ. 2. Полузакрытые вопросы. Здесь наряду с набором определенных вариантов ответов в ситуации невозможности выбрать подходящий вариант из предложенного перечня, респонденту предоставляться возможность высказать свое мнение по обсуждаемой проблеме в свободной форме, т.е. соединяются признаки открытости и закрытости. 3. Шкальные вопросы. Ответ на эти вопросы дается в виде шкалы, в которой необходимо отметить тот или иной показатель. Вопросы-меню. Здесь респонденту предлагается выбрать любое сочетание вариантов предлагаемых ответов. 4. Альтернативные вопросы предполагают ответы по принципу “да - нет”, носят взаимоисключающий характер. При этом предложенный перечень альтернатив должен быть полностью исчерпывающим, а сами альтернативы должны быть перемешаны без смещения в какую-либо сторону, т.е. уравновешены. 5. Вопрос с преамбулой. Вопрос о фактах, как любой другой, может быть воспринят как оценочная характеристика респондента, поэтому целесообразно в некоторых случаях задавать его в такой форме, которая несколько ослабляет его оценочный характер. Например: “Одни люди ежедневно убирают квартиру, другие делают это от случая к случаю. Как чаще всего поступаете Вы?” Содержащееся в преамбуле к вопросу указание на то, что далеко не все люди поступают так, как, кажется, принято позволяет респонденту более свободно рассказать о своем поведении. 6. Вопросы таблицы очень удобны для исследователя. Это трудные вопросы, при которых респонденту приходится прилагать ряд усилий для ответа на них. 34) Понятие программы социологического исследования Программа социологического исследования научный документ методологических и процедурных основ исследования социального объекта. Программа социологического исследования по сути и является теория и методология конкретного изучения, освещения отдельного эмпирического объекта или явления. В программе практически реализуются общетеоретические и методологические принципы философии как обще-социологической теории и специальных теорий исследования. Соответственно с назначением программа социологического исследования реализует три функции: методологическую, методическую и организационную. Методологическая функция программы социологического исследования предполагает определение научных проблем, для решения которых ведется исследование формирование целей и задач исследования; фиксирования исходных представлений об объекте; установление соотношения данного исследования прежнему осуществленного или параллельно выполняемого исследования проблемы. Методическая функция программы заключается в том, что в программе разрабатывается общий логический план исследования, на основе которого осуществляется цикл исследований: теория-факт-теория. Методика раскрывает пути, методы и способы сбора, анализа и обработки информации, данных, дает возможность разработать процедуру исследования, провести сравнительный анализ полученных результатов аналогичных исследований. Организационная функция обеспечивает разработку четкой системы разделения труда в исследовательском коллективе, налаживание контроля за ходом и процессом исследования, публикации по необходимости результатов. Программа социологического исследования Структура программы охватывает относительно детальное, четкое И завершено формулирование целей и задач и методологическое обоснование проблемы, определение конкретной цели, объекта и предмета исследований, логический анализ основных понятий, формулировку гипотез и задач исследований; методического определение совокупности характеристики использованных методов сбора и обработки первичной социологической информации, логической структуры инструментария для сбора информации, логических схем и их обработки на электронно-вычислительных машинах. Программа – теоретическая основа осуществляемых процедур исследования – сбор, обработка и анализа информации, необходимой для получения теоретических выводов и практических рекомендаций. Составлен на основе программы организационно-технический план исследования имеет оперативный характер и определяет последовательность осуществления намеченных процедур. Программа и организационно-технический план исследования – утверждаются администрацией учреждения заведения, где ведется исследование. Разделы документов включаются в перспективные и текущие планы учреждения учреждения и их подразделений. Для руководства исследованием назначается ответственное лицо за весь комплекс и ответственные научные сотрудники за своевременное осуществление исследований соответственно программы и организационно-технического плана. Отправным пунктом любого исследования выступает проблемная ситуация – специфическое положение объекта социологического исследования, объекта характеризуется противоречиями между потребностями помнить, что слишком широкий план исследований требует значительных усилий и продолжительности. Если не удается сразу предоставить формулировке проблемы ясности и четкости, ограничить определенными рамками само исследование, то можно поэтапно проводить исследования в соответствии методике и методологии. Случается, что в ходе одного исследования приходится искать ответы на ряд других проблем. Однако такое возможно лишь в том случае, когда сама программа исследования направлена на разнообразный социологический анализ. В принципе же идти на изучение нескольких программ в рамках одного исследования нецелесообразно. Во-первых, усложняется инструментарий исследования, который становится излишне громоздкий и логично нечеткий, что может снизить качество собранной социологической информации. Во-вторых, теряется оперативность исследования, имеющего большое значение для организации, а это ведет к старению социологических данных, потере их актуальности, а иногда практического смысла. И, в-третьих, опыт показывает нецелесообразность, а иногда это очень трудно одновременно изучать несколько проблем на одном и том же объекте исследования. В современных условиях социологическими исследованиями охвачено практически все стороны и сферы жизни общества. Проведение социологических исследований определяется резкой социальное значимой целью. Непосредственным поводом к осуществлению социологических исследований является реально существующие противоречия в развитии социальной системы между ее элементами и отдельными компонентами. Вот такие противоречия и составляют суть проблемы. Следует отличать проблемы социальные и проблемы научные. Социальные проблемы – это социальные, жизненные противоречия, требующие организации целенаправленных действий для их устранения. Научные проблемы – это знания и незнания. Научные проблемы отражают противоречия между знанием потребностей общества и его организацией в определенных практических и теоретических действиях, с одной стороны, и незнанием путей и средств реализации действий – с другой. Постановка научной проблемы означает выход за пределы изученного в сфере того, что должно быть изучено, это означает, что не всегда и не любая социальная проблема может быть решена в пределах имеющихся знаний. Поэтому-то решения некоторых проблем требует теоретических и практических действий, функционально направленных на получение нового знания в форме тех или иных теоретических рекомендаций, а в прикладных исследованиях используются старые знания, которых нередко бывает недостаточно. Поэтому-то, как правило, социологические исследования комплексные, требующие основательной и аргументированной программы исследований. Первое требование – необходимость четкой, Основные требования конкретной, аргументированной программы, идеальной программы Исследование без программы вообще напоминает поиск методом проб и ошибок: растраты энергии часто не оправдывают, не дают ни познавательного, ни вообще желаемого эффекта. В процессе исследования оказывается, что понятие «покрываются эмпирическими данными, при отсутствии гипотез неясно, как обрабатывать материал: факты, данные, анализ событий, явлений. Попытки сформировать вопрос на стадии анализа данных, фактов ведет к неверия: материал (факты, данные) собрано полностью, отбор не удовлетворил потребности, задачи исследования, полученные ответы не на те вопросы, которые предусматривались вначале Наконец, исследователи приходят к выводу, что в процессе проведенного исследования сделаны не все и не так, как планировалось, предполагалось, что теперь сделали бы все совсем иначе. Предварительный вывод нередко возникает и при тщательно, детально разработанной программе. Но здесь сомнения и новые вопросы имеют иной характер – достижение желаемых результатов, эффективности. Возникают обоснованнее гипотезы, требующие специальной, целенаправленной переработки по новой программе. Такое недовольство достигнутыми результатами – плоды творческого поиска, тогда как раньше – факты неиспользованных возможностей. Второе требование – ясность и точность, детализация программы. Все ее позиции и положения должны быть четкими, все элементы продуманы в соответствии с логикой исследования и ясно сформулированы. При отсутствии ясно выраженной программы участники исследования теряют общий язык, тратят время на уточнение, выверку вопросам, не возникли бы, будь у них общая программа. Третье требование – логическая последовательность всех элементов, звеньев программы. Нельзя начинать выбор плана, не представляя цели и задачи исследования. Бездумно пытаться формулировать отдельные гипотезы не представляя объекта. Программа – четко и логично сформулированы цели, задачи, ориентиры, объекты, предметы исследования, способы, методы исследования и т.д. Четвертое требование – гибкость программы. Кажется, что это противоречит логичности, последовательности изучения объекта. А в действительности гибкость программы подчеркивает связанность всех ее звеньев и элементов в динамике развития процесса исследования, обязывает систематически осматривать все разделы, а обнаружив отдельные ошибки, немедленно устранять. Подготовка программы социологического исследования – дело не простое, требует значительных затрат времени и усилий. Практика показывает, что разработка формулирование программы занимает больше времени, чем сам процесс ее реализации. Тщательно продуманная программа социологического исследования – непременное условие ее успешной реализации, высокий уровень научности. Практические советы Первая. Не начинайте разработку программы, пока не выяснили, в чем главная цель исследования, его практический смысл. Друга. Обдумайте и обсудите с другими исследователями: есть проблема весьма значима и теоретически и практически, чтобы тратить усилия на ее исследования, нет уже готовых аналогов решения, реализации проблемы, не является ли она частью другой, более общей. Обдумайте, не будет исследование теоретико-прикладным или практически-прикладным, а затем решите: имеете достаточные ресурсы (знания, источники дополнительной информации, материальные средства, средства) для проведения исследования. Позаботьтесь в предыдущем варианте программы, как детализировать исследования, наметьте объект и уточните предмет опыта и снова подумайте, какие практические трудности могут возникнуть в процессе исследования, в какой мере доступны объекты опыта, получите поддержку от ответственных лиц, заинтересованных в изучении и реализации проблемы? Третья. Важно четко, конкретно сформулировать цель исследования, на которое основной вопрос предполагается получить ответ и насколько детальным должно быть, применительно к избранного или предполагаемого объекта. Устанавливаются определенные взаимосвязи и зависимости, разрабатываются различные варианты практических решений определенных проблем. Окончательно определив, к какому типу принадлежит исследование, раскатываем системы проблем. Целесообразно сделать эскизы, проекты цели, т.е. задач и пути их реализации, непосредственно или вскользь, либо и вовсе не связано с основной целью исследования проблемы и ее, реализации. Важно составить особый перечень и позже решить, можно реализовать задачу, осуществить цель опыта, пользуясь информацией, нужной для решения, реализации основного исследования. Рекомендуется составить алгоритм вопросов для выяснения особенностей предметной области и объекта изучения: что читать? какую информацию использовать? с кем консультироваться? т.д. Четвертая. Не жалейте времени на «самообразование», обращайтесь к новитниших открытий, источников информации, литературы по предмету и др. В них найдете ссылки на фундаментальные труды и опыт, консультируйтесь с доступными и известными специалистами. Определите принципиальный план исследования и, если это будет исследование по плану, программе (что в основном уже реализован), приступайте, начинайте детализацию программы по фрагментам. Сделает первый набросок, накидок основных структурных компонентов связей объекта изучения, выделив предмет анализа соответственно цели и основным задачам исследования. Одновременно формулируйте основные гипотезы и уточняйте содержательный смысл основных понятий, стали элементами формирований гипотез. Пятая. Обсудите с иными исследователями направления исследования, еще и еще раз обратитесь за советом, консультацией к специалистам-исследователей, до практиков и только тогда начинайте систематизированное обработки понятий общей концепции и формулировки рабочих гипотез. Стоит здесь помнить и действовать по пословице: семь раз отмерь, один раз отрежь. Оформите программу как отдельный документ исследования: это пригодится не только в осуществлении, реализации исследования, но и при подготовке итогового отчета или публикации. Решения, реализация той или иной проблемы социальной или научной – всегда направлена на достижение той или иной конкретной цели, конкретной задачи, определение эффективности. Цель конкретного социологического исследования – общая его направленность, проект действия, определяющие характер и системную упорядоченность различных актов действий и операций. Цель социологического исследования определяет преобладающую ориентацию (теоретическую или прикладную), от которой зависит вся логика его реализации, осуществления. Теоретическое исследование направляется на получение новых знаний о структуре, функции, закономерности развития, а также разработку, составление новых методик исследования и на обоснование его процедур, конкретно социологические исследования направляются на решение, реализацию практических задач социальной проблемы, построение, составление прогнозов о возможном развитии процесса, разработку всесторонне, обстоятельно аргументированных программ усовершенствования объекта. Программа имеет четко, ясно ответить на вопрос о том, на решение, реализацию которой проблемы и на получение какого результата ориентируется социологическое исследование, то есть какова цель исследования.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 497; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.114.150 (0.009 с.) |