Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
История развития статистики и ее задачи на современном этапеСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Статистика прошла многовековую историю развития, прежде чем стать наукой в современном ее понимании. Элементы статистического учета были известны еще в глубокой древности. Например, в Китае более чем за две тысячи лет до нашей эры проводились исчисления населения по полу и возрасту; в Древнем Риме велась статистика численности населения и имущественного положения граждан. Эти сведения в основном использовались в военных целях или при обложении налогами. В Древней Руси основными учетно-статистическими источниками были летописи, в которых приводились данные о возникновении и развитии городских поселений, расположенных на водных путях, о наличии в них храмов, церквей, монастырей, жилых строений. Зарождение статистики как науки началось лишь во второй половине XVII столетия. В 1746 г. немецкий ученый Готфрид Ахенваль (1719 — 1772 гг.) впервые начал читать в Марбургском, а затем в Геттенгенском университетах новую учебную дисциплину, которую он и назвал статистикой. Ученый выбрал такое название не случайно: термин «статистика» происходит от латинского слова status, что переводится как состояние, поэтому выбранное название хорошо отражало основное содержание курса - описание политического состояния и достопримечательностей государства. В дальнейшем это направление развития статистики получило название описательного, т.к. представители этого учения стремились: а) систематизировать существующие способы описаний государств; б) создать теорию такого рода описаний, разработать их подробную схему; в) вести описание только в словесной форме, без цифр и вне динамики, т. е. без отражения особенностей развития государств в те или иные периоды времени, а только лишь на момент наблюдения. Гораздо ближе к современному пониманию статистики как науки была английская школа политических арифметиков, которая возникла на 100 лет раньше немецкой описательной школы. Школа политических арифметиков имела два направления: § статистико-экономическое, которое возглавлял основатель школы В. Петти (1623 - 1687 гг.). § демографическое, основоположниками которого являлись Дж. Граунт (1620 - 1674 гг.) и Э. Галлей (1656 - 1742 гг.) Политические арифметики ставили целью изучать общественные явления с помощью числовых характеристик путем обобщения и анализа единичных фактов, а также стремились показать закономерности развития общественных явлений, проявляющихся в массовых статистических данных. В первой половине XIX в. возникло третье направление статистической науки — статистико-математическое. Среди представителей этого направления следует отметить бельгийского статистика А. Кетле (1796 — 1874 гг.) — основоположника учения о средних величинах. Дальнейшее развитие это направление получило в работах представителей английской математической школы: Ф. Гальтона (1822 - 1911 гг.), К. Пирсона (1857 - 1936 гг.); Стьюдента (В. Госсета) (1876 - 1937 гг.), Р. Фишера (1890 — 1962 гг.); М. Митчела (1874—1948 гг.) и др. Последователи этого направления считали основой статистики теорию вероятностей, составляющую одну из отраслей прикладной математики. Кроме того, большой вклад в развитие статистики как науки внесли и отечественные ученые: И.К. Кириллов (1689—1737 гг.), И.Ф. Герман (1755 - 1815 гг.), Д.Н. Журавский (1810 - 1856 гг.), Н.Н. Семенов - Тян-Шанский (1827 — 1914 гг.), Ю.Э. Янсон (1835 - 1893 гг.), А.А. Чупров (1874 - 1926 гг.), B.C. Немчинов (1894 - 1964 гг.), С.Г. Струмилин (1877 - 1974 гг.), В.Н. Старовский (1905—1975 гг.) и др. С течение времени сфера применения статистических исследований заметно расширилась, что привело к изменению содержания самого понятия «статистика». В настоящее время оно употребляется в четырех значениях: 1) отрасль практической деятельности, цель которой сбор, обработка, анализ и публикация массовых данных о различных явлениях общественной жизни; 2) статистические методы (в том числе методы математической статистики), применяемые для изучения социально-экономических явлений и процессов; 3) совокупность цифровых данных, характеризующих различные стороны жизни государства, а также данные, представляемые в отчетности предприятий, организаций, отраслей экономики, и публикуемые в сборниках, справочниках, периодической прессе, которые являются результатом статистической работы; 4) отрасль знания и учебная дисциплина, обладающая определенной спецификой и изучающая количественную сторону массовых явлений и процессов в неразрывной связи с их качественным содержанием. Таким образом, статистика как наука прошла многоэтапный процесс развития и сложилась в результате теоретического обогащения накопленного человечеством передового опыта учетно-статистических работ, обусловленных прежде всего потребностями управления жизнью общества. Сегодня статистика продолжает развиваться. Одним из ключевых направлений реформирования статистики на современном этапе является обеспечение взаимосвязи статистических показателей, отражающих хозяйственные процессы, происходящие на микро- и макроуровнях, при этом приоритет отдается микроуровню – статистике предприятий. Предмет и метод статистики В экономическом образовании объектом изучения статистики выступает общество, а также протекающие в нем процессы и закономерности. Но общество изучают и другие науки, например, экономическая теория, социология, история и т.д., но каждая из них находит свой специфический аспект изучения – предмет. Говоря об особенностях предмета статистики, следует отметить, что статистика изучаетпрежде всего количественную сторону общественных явлений и процессов в конкретных условиях места и времени, т.е. предметом статистики являются размеры и количественные соотношения социально-экономических явлений, а также закономерности их связи и развития. Таким образом, задача статистического исследования - получить обобщающие показатели и выявить закономерности общественной жизни в конкретных условиях места и времени. Выявление закономерностей в статистике опирается на закон больших чисел, который означает, что количественные закономерности массовых явлений отчетливо проявляются лишь в достаточно большом их числе. Например, 104 - 106 мальчиков рождаются на 100 девочек, однако в отдельной семье, и даже в небольшом населенном пункте, это соотношение может быть совершенно иным. При этом объектом статистического исследования выступает статистическая совокупность - множество единиц, обладающих массовостью, однородностью, целостностью, взаимозависимостью состояний отдельных единиц и наличием вариации. Например, при переписи населения статистической совокупностью являются все граждане этой страны, при изучении успеваемости учащихся конкретного вуза статистической совокупностью выступают студенты данного вуза и т.д. Каждый отдельно взятый элемент данного множества называется единицей статистической совокупности. Единицы совокупности обладают определенными свойствами, называемыми в статистике признаками. Например, признаками человека являются возраст, образование, рост, вес, пол и т.д.; признаками предприятия – форма собственности, численность работников, величина основных производственных фондов и т.д. При этом признаки могут быть как общими для всех единиц, так и индивидуальными, отличающими их друг от друга, т.е. существует так называемая вариация признаков – различия в значениях того или иного признака у отдельных единиц, входящих в изучаемую совокупность.Например, производительность рабочего на предприятии определяется его квалификацией, стажем работы, состоянием здоровья и т.п. Статистика изучает явления и процессы через их признаки, при этом их количественную характеристику она выражает через определенного рода числа, которые называются статистическими показателями. Статистический показатель – это обобщающая характеристика какого-то свойства группы единиц или совокупности в целом. Например, средняя заработная плата по предприятию – это статистический показатель, а размер заработной платы отдельного работника этого предприятия – это признак. Специфика предмета статистики обусловливает и специфику статистического метода. Метод статистики – это совокупность приемов, пользуясь которыми статистика исследует свой предмет. Статистическое исследованиесостоит из 3 основных стадий, на каждой из которых используются специальные методы: 1. Стадия статистического наблюдения – на этом этапе основным является метод массовых наблюдений (формируются цели и задачи наблюдения; разрабатываются программы исследования в целом и по вышеуказанным стадиям; определяются конкретные способы и методы, используемые на каждом этапе исследования; составляется организационный план его проведения; определяются объект и единица наблюдения). Результатом этого этапа исследования является получение первичной информации - данных, характеризующих каждую единицу наблюдения. 2. Вторая стадия статистического исследования представляет собой обобщение конкретных единичных фактов, образующих совокупность в целях выявления типичных черт и закономерностей, присущих изучаемому явлению в целом. Важнейшим методом на этой стадии является метод статистических сводок, группировок и таблиц. Статистическая сводка включает в себя распределение исходных данных по группам, качественно однородным по одному или нескольким признакам, и получение групповых итогов. Результаты статистической сводки и группировки излагаются в виде статистических таблиц, являющихся наиболее наглядной формой представления данных. 3. Статистический анализ является заключительной стадией статистического исследования. Характерным для этой стадии является применение методов анализа с помощью обобщающих показателей: абсолютных, относительных и средних величин, индексов, показателей вариации. Проведение анализа позволяет проверить влияние и взаимодействия различных факторов, оценить эффективность принимаемых решений, возможные экономические и социальные последствия складывающейся ситуации. Все этапы статистического исследования неразрывно связаны между собой; отсутствие одного из них ведет к разрыву целостности всего статистического исследования. Таким образом, статистика – это общественная наука, которая изучает количественную сторону качественно определенных массовых социально-экономических явлений и процессов, их структуру и распределение, размещение в пространстве, движение во времени, выявляет действующие качественные зависимости, тенденции и закономерности в конкретных условиях места и времени.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 895; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.148.106.49 (0.008 с.) |