Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Показатели продукции различных отраслей (видов деятельности) экономики страны
Похожие статьи вашей тематики
Отрасль (вид деятельности)
| Показатели продукции
| Промышленность
| 1. Натуральные показатели по степени готовности продукции
Готовыми изделиями считается продукция, выработка которой окончательно закончена в одном из цехов предприятия, полностью укомплектована, прошла отдел технического контроля (ОТК), который определил ее соответствие стандартам и выдал сертификат качества.
Полуфабрикаты – это готовые виды продукции, выработка которых окончательно закончена в одном из промежуточных цехов предприятия (подсобных, побочных, вспомогательных) и которые передаются внутри предприятия на повторную переработку или использование в основное производство (полуфабрикаты, произведенные для собственной переработки; полуфабрикаты, реализуемые на¢ сторону в виде готовой продукции; полуфабрикаты, оставшиеся на складах, как один из видов незавершенного производства).
Незавершенное производство – это те виды продукции, выработка которых была начата¢ в данном месяце, еще не закончена к концу данного месяца в пределах цеха или предприятия (остатки полуфабрикатов на складе; чистое незавершенное производство как самостоятельный вид продукции на тех предприятиях, где цикл выработки продукции длится не менее 2-х месяцев).
Учитывается в стоимости продукции как разность между стоимостью остатков незавершенного производства на конец и начало каждого месяца: Н ст-ть остат. на конец мес. – Н ст-ть остат. на начало мес.
2. Стоимостные показатели учета продукции
Валовой оборот (ВО)предназначен для учета общих конечных результатов работы предприятия (объема продукции) независимо от того, где и на какие нужды были использованы производственные виды продукции. ВО получается как сумма:
§ стоимости основных видов готовой продукции;
§ стоимости всех видов полуфабрикатов собственного производства, независимо от того, где и на какие нужды они были использованы предприятием:
§ работ промышленного характера;
§ реализуемых отходов производства;
§ полная стоимость продукции, произведенной из «давальческого сырья».
Валовая продукция (ВП)предназначен для точной оценки конечных результатов работы предприятий.
По 1-му способу ВП получается вычитанием из ВО стоимости «внутризаводского оборота».
По 2-му способу ВП рассчитывается по составу:
Ø все виды готовой продукции:
- основные виды готовой продукции;
- выдачи готовой продукции своим работникам в счет оплаты труда;
- продукция, переданная подразделениям предприятия, оказывающим услуги своим работникам;
- полуфабрикаты, реализуемые на сторону;
- работы промышленного характера у заказчика;
- реализуемые отходы производства;
Ø П ст-ть остат. на складах на конец мес. – П ст-ть остат. на складах на начало мес.
Ø Н ст-ть остат. на конец мес. – Н ст-ть остат. на начало мес.
Ø полная стоимость продукции из «давальческого сырья» (стоимость самого сырья и стоимость его переработки).
Товарная продукция (ТП)– это стоимость всех видов готовой продукции, отвечающей всем стандартам, сданной на склад, оприходованной документально, подготовленной к реализации в народнохозяйственный оборот.
Реализованная продукция (РП) –это готовая продукция, отгруженная и полностью оплаченная, деньги за которую поступили на расчетный счет предприятия в банке.
В состав РП остатки ТП будут включены в том месяце, в котором они будут проданы.
РП=ТП+(Сна нач. мес.- Сна кон. мес.)+(П на нач. мес.- П на кон. мес)+(О на нач. мес.- О на кон. мес),
где О – стоимость остатков ТП, отгруженная, но неоплаченная,
С – стоимость остатков ТП на складах,
П – стоимость остатков ТП в пути.
Отгруженная продукцияотражает объем отгруженных (переданных) товаров на сторону (услуги при этом не учитываются) как собственного производства, так и приобретенных на стороне с целями перепродажи. Объем отгруженных товаров представляет стоимость тех товаров, которые фактически отгружены (переданы) в текущем периоде потребителям (включая товары, сданные по акту заказчику на месте), независимо от того, поступили деньги на счет предприятия или нет.
| Сельское хозяйство
| Продукция растениеводствасоставляет:
- стоимость сырых продуктов, полученных от урожая данного года. Это валовой сбор зерновых, картофеля, технических, плодовоягодных, кормовых, овощебахчевых и прочих сельскохозяйственных культур, семян и посадочного материала;
- продукция выращивания молодых многолетних насаждений. Она выражается в стоимости закладки и выращивания растений до плодоносящего возраста;
- изменение стоимости незавершенного производства к концу года. Сюда включаются затраты на подготовку и посев озимых культур и обработку почвы и другие работы, произведенные в отчетном году под урожай будущего года.
Продукция животноводстваопределяется стоимостью сырых продуктов, полученных в результате выращивания и хозяйственного использования сельскохозяйственных животных, а также стоимостью выращивания скота и птицы и прочих сельскохозяйственных животных, продукция пчеловодства, продукция рыборазведения.
К продукции животноводства относятся: молоко (коровье, овечье, козье и т.д.), яйца (куриные, утиные и т.д.), шерсть (овечья, козья и т.д.), мед и другие продукты нормальной жизнедеятельности животных (навоз, прополис и т. д.). Объем продукции выращивания скота в натуре определяются в живом весе полученного за год приплода, прироста молодняка и привеса взрослого скота на откорме и нагуле.
Валового оборота – как сумма продукции отдельных отраслей растениеводства и животноводства, в расчет включается оборот внутри предприятия (например, зерно озимых культур, используемое на семена в этом же году; корма, полученные и израсходованные в отчетном периоде в животноводстве; молоко на корм молодняку и т.д.).
Валовой выпуск включает стоимость продукции растениеводства и животноводства и стоимость сельскохозяйственных услуг, оказываемых сельскохозяйственными предприятиями и организациями (предприятиями), обслуживающими отрасль. Это работы по улучшению земель, агротехнические мероприятия, зоотехническое и ветеринарное обслуживание.
| Транспорт
| «Перевезено грузов» (ПГ) – это выраженное в тоннах количество грузов (mi), перевезенных отдельным видом транспорта (j) за отчетный период, включая внутренние перевозки, импорт, экспорт и международный транспорт:
Грузооборот транспорта (ГОТ) – это измеренное в тонно-километрах суммарное перемещение всей массы грузов:
,
где lij – расстояние, на которое перевезены i-е партии груза j-м видом транспорта.
Доходыот грузовых перевозок (ДГП) — это сумма провозных плат, взысканных с клиентуры за транспортировку всего множества грузов определенного вида и объема. Величина данного показателя зависит не только от массы груза и расстояния, но и от уровня транспортных тарифов: ,
где pkj — транспортный тариф, устанавливаемый на перевозку i-го вида продукции j-м видом транспорта.
Валовой выпусктранспорта включает услуги, оказываемые предприятиями транспорта и транспортными подразделениями предприятий других отраслей, независимо от форм собственности. В состав валового выпуска включаются:
1) доходы от грузовых перевозок;
2) доходы от перевозок пассажиров и багажа;
3) доходы от оказания различных услуг клиентам:
- доходы камер хранения;
- услуги носильщиков;
- арендная плата за складские помещения, строения, участки земли, сдаваемые различным предприятиям;
- комиссионные сборы за оказание услуг в пассажирских поездах;
- доходы от погрузочно-разгрузочных работ;
- доходы от транспортно-экспедиционных операций.
| Связь
| Продукция связи – это пересылки и передача сообщений, предназначенных организациям, домашним хозяйствам, а также предоставление в их пользование технические устройства связи. Продукция связи включает услуги почты, телефона, телеграфа, радио и телевидения.
В натуральном выражении продукция связи измеряется объемом обмена— общим числом отправлений определенного вида, принятых предприятиями связи от производственных отраслей, а также количеством единиц устройств связи (УС), сданных в аренду производственным отраслям.
Соответствующие стоимостные показатели определяются путем умножения натуральных измерителей на тарифную ставку, установленную для единицы измерения данного вида продукции с учетом и без учета расстояния пересылки и протяженности каналов связи.
Основной стоимостный показатель продукции связи — валовой выпуск — определяется как сумма доходов предприятий связи от их производственной деятельности. Это
- доходы от доставки почтовых отправлений;
- абонементная плата за телефон, электронную почту, радио, телевидение;
- выручка от использования телефонных и телеграфных каналов, телефакса и телекса;
- плата за установку телефона, радио и др.;
- доходы от продажи конвертов, почтовых марок, открыток;
- доходы от рекламы и др.
| Торговля
| Под товарооборотом понимается совокупность актов купли-продажи товаров, т.е. материальных благ, совершающихся в процессе их перехода из сферы производства в сферу потребления за определенный период времени.
Отношение валового к чистому обороту показывает, сколько звеньев прошел товар на пути своего следования от производителя к потребителю. Чем больше звеньев, тем больше стоимости добавляется к цене производителя и тем выше цена конечного потребления товара.
Реализованное наложение (РН) или валовый доход (ВД)— это разница между продажной и покупной стоимостью реализованных товаров (без НДС, акциза, налога с продаж).
Валовой выпуск продукции торговли (ВВ) определяется как сумма реализованного наложения (РН) за вычетом оплаты услуг грузового транспорта, не принадлежащего данному предприятию (УТ), и услуг связи (УС). Исключается также стоимость продукции подсобных хозяйств, мастерских и других производственных подразделений, входящих в систему данного торгового предприятия (ВВ'). Продукция этих подразделений учитывается в составе продукции соответствующих отраслей. Таким образом,
1 способ: ВВ = РН - (УТ + УС) - ВВ.
2 способ: Валовой выпуск продукции исчисляется и как сумма издержек обращения (ИО) и прибыли торгующих организаций (П) за вычетом оплаты услуг грузового транспорта (УТ) и связи (УО, а также налогов (Я): ВВ = (ИО - УТ - УС) + (П - Н).
| Общественное питание
| Продукция предприятий общественного питания— это результат их производственной деятельности. Объем продукции является основным показателем выполнения производственной функции. Он измеряется в условно-натуральных (блюдах), натуральных (штуках) и условных единицах.
Продукция предприятия общественного питания подразделяется на два вида:
1) основную продукцию (обеденную);
2) прочую продукцию.
Основная продукция — это продукция, выработанная на данном предприятии и учитываемая в блюдах. Блюдом называется стандартная порция, установленная для отпуска потребителям обеденной продукции.К основной продукции, учитываемой в блюдах, относят:
§ первые, вторые и третьи блюда;
§ холодные и горячие закуски в порциях, причем половина порции считается одним блюдом;
§ кулинарные изделия, отпускаемые порциями, причем 100 г кулинарного изделия считается одним блюдом.
Прочая продукции собственного изготовления, не учитываемая в блюдах:
§ кулинарные изделия, реализуемые через подразделения данного предприятия общественного питания другим предприятием общественного питания, а также через розничную сеть;
§ полуфабрикаты для продажи;
§ мучнистые изделия собственной выработки;
§ кондитерские изделия собственной выработки;
§ бутерброды;
§ горячие напитки, реализуемые через внешние буфеты;
§ другие продукты, не учитываемые в блюдах.
Валовой выпуск продукции общественного питания равен сумме реализованных скидок (наценок) за вычетом стоимости услуг грузового транспорта и связи. В реализованном наложении (доходах от реализации товаров) отражены расходы на производство пищевой продукции за вычетом стоимости использованного для ее изготовления сырья (мясопродуктов, муки, картофеля и др.).
Валовой доход (ВД)от реализации продукции собственного производства и полученных товаров складывается из реализованной торговой скидки и наценки общественного питания. Реализованная торговая скидка — это разность между стоимостью израсходованных продуктов в розничных ценах (pq) и их стоимостью по ценам приобретения (p'q).
ВВД = ВД- УТ- УС =2 [(pq - p'q)] + npq - УТ - УС,
где п – норма наценки общественного питания, определяемая в процентах от стоимости сырья;
р' – полученная цена продуктов, предназначенных для изготовления обеденной продукции, или полученная цена продовольственных и непродовольственных товаров, реализуемых через систему общественного питания без дополнительной обработки;
р – розничная цена израсходованных продуктов или реализуемых товаров;
УТ – услуги грузового транспорта;
УС – услуги связи.
|
|