Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

О.Конт – основоположник социологии.

Поиск

 

Процесс становления социологии с момента ее возникновения до настоящего времени был длителен. Уже в 17 веке возникает идея о том, что общество - это система. Соц.философы того времени рассматривают общество как часть природы и исходят из естественно-научных представлений того времени о природе. Век Просвещения сравнивает общество с машиной, в которой каждый “винтик” выполняет свою работу. В 18 веке социальные мыслители рассматривают хозяйственно-экономическую жизнь независимо от политики. Социология в качестве самостоятельной науки окончательно сформировалась в 19 веке.

Огюст Конт (1798 -1857) французский философ считается основателем социологии. Ему же принадлежит приоритет введения в научный обиход самого термина “социология”. Сначала им был введен термин “социальная физика”, а позднее в 1839 году Конт изменил его на “социологию”. О. Конта можно рассматривать как одного из предшественников эволюционно-органической парадигмы.

В своем понимании закономерностей развития природы и общества О. Конт исходил из закона о трех состояниях нашего знания. Оно по Конту, проходит последовательно через три разные теоретические состояния:

1) теологическое или фиктивное;

2) метафизическое или абстрактное;

3) научное или позитивное.

На первой ступени человеческий ум объясняет мир и совершающиеся вокруг него процессы действием сверхъестественных сил. На второй ступени они заменяются “отвлеченными силами, абстракциями, воплощенными в разных сущностях мира”. Позитивная стадия характеризуется тем, “что человеческий ум отказывается от решения вопроса о происхождении Вселенной и от познания внутренних причин явлений, чтобы заниматься лишь “открытием, путем соединения рассуждений и наблюдений действительных законов этих явлений ”.

По Конту “социология” должна быть позитивной наукой, такой, которая будет рассматривать все явления как подчиненные неизменным естественным законам, признавая невозможность познания первых и конечных причин. Как он считал, единственный пробел, который необходимо устранить, чтобы завершить позитивную философию - это научно понять общественные явления, создать “общественную физику”.

Он разделил всю сферу знаний на науки теоретические и практические, поместив социологию в число первых. Однако науки Конт разделил на два разряда: абстрактные и конкретные. Абстрактные науки имеют своей целью открытие законов, которые управляют разными классами явлений. Науки конкретные (частные, описательные - как их именует Конт) состоят в приложении этих законов к действительной истории различных существующих предметов. Социологию он считал наукой абстрактной, общей.

Большое значение в познании общественной жизни Конт придавал сравнительному методу.

 

 

Биологизаторская модель Г. Спенсера.

 

Г. Спенсер рассматривает общество как своего рода организм(натуралистическая концепция). Теория Ч. Дарвина оказала сильное влияние на социологию, породив различные биологизаторские социологические концепции, в том числе и социал-дарвинистские. Авторы переносили на общество принципы естественного отбора и борьбы за существование, видя в них универсальную модель эволюционного процесса.

Особенно ценным для изучения общества, понимания происхождения многих социальных институтов явилось применение эволюционной теории. Эволюционный подход к обществу важен тем, что каждое явление изучается в его развитии. Первый социологический труд Спенсера “Социальная статика” вышел в 1850 г. Центральное понятие всей мировоззренческой концепции Спенсера - эволюционизм. По его определению эволюция - это интеграция материи, именно эволюция переводит материю из неопределенной однородности в связанную однородность, то есть социальное целое, где общество не может и не должно поглощать отдельную личность. Прогрессом Спенсер считает переход от общества, в котором личность целиком подчинена социальному целому, к такому состоянию, при котором общество “служит” составляющим его индивидам.

Спенсер делит общество на два типа: “военное ” (отношения принуждения) и “промышленное” (добровольные).

Общие черты спенсеровской социологии:

1. Широкое использование историко-сравнительного метода в исследовании и обосновании своих социологических взглядов.

2. Трактовка общества как организма.

3. Идея закономерной эволюции общественной жизни. Процесс социальных изменений совершается по естественным законам независимо от желаний людей. Эволюция совершается сама собой.

У Спенсера общество - лишь агрегат индивидов. Спенсер считал недопустимым растворение индивида в социальном организме. В развитом обществе тмеется три системы органов: производительная, распределительная и регулятивная. Регулятивная в лице государства обеспечивает подчинение составных частей целому. В качестве особых частей общества он выделял учреждения (социальные институты). Все они являются продуктом медленной эволюции.

“Военный” тип общества характеризуется сильным централизованным контролем и иерархическим порядком власти. Индивид в таком обществе принудительно подчинен социальному целому.

В индустриальном обществе преобладает промышленность и торговля, проявляется политическая свобода. Власть рассматривается как выражение воли индивидов. Взгляды Спенсера на государство и личность основывались на идее справедливости, где он различал два элемента:

1. Признание за всяким человеком права на свободную деятельность и на пользование ее результатами.

2. Признание ограничений этой свободы, необходимых благодаря присутствию других людей, имеющих те же права.

 

 

Социологизм Э.Дюркгейма.

 

Эмиль Дюркгейм практически первым попытался теоретически обосновать и выделить специфический предмет научного изучения социологии - “социальную сферу”.

Дюркгейм был убежденным рационалистом. Он выделяет понятие социологизм ”. Два аспекта социологизма: 1) онтологический, 2) методологический. Для онтологического аспекта “социологизма” можно выделить несколько исходных теоретических позиций.

1. По Дюркгейму, социальная реальность включена в общий универсальный природный порядок, она столь же основательна и “реальна”, как и другие виды реальности => развивается в соответствии с определенными законами.

2. Общество - реальность особого рода, которая не сводится к другим ее видам.

Различия индивида в обществе выступают у него в форме дихотомических пар (например, “индивидуальные представления - коллективные представления”, “индивидуальное сознание - коллективное сознание”).

Человек для Дюркгейма - это двойственная реальность, в которой сосуществуют две сущности: социальная и индивидуальная.

Общество у Дюркгейма доминирует над индивидом, создает его и является источником всех высших ценностей.

Предмет социологии, согласно Дюркгейму, - социальные факты, они характеризуются 2-мя признаками: 1) они существуют вне индивида; 2) оказывают на него принудительное воздействие.

Дюркгейм считал, что разделение труда - закон природы, и рассматривал этот процесс с точки зрения соотношения личности и общества. Дюркгейм отталкивается от идеи 2х типов общества: традиционное и современное. Отсюда он выделяет два типа социальной солидарности:

1) механическая солидарность - типична для традиционного общества, основывалась на неразвитости и сходстве составляющих общество людей; индивид в таком обществе не принадлежит сам себе, а коллективное сознание почти целиком покрывает индивидуальные особенности, отсутствует собственное “Я”;

2) органическая солидарность - порождается разделением общественного труда, основана на различии индивидов; она предполагает развитие личности.

Переход от механической солидарности к органической - главный показатель прогресса.

Дюркгейм исследовал причины самоубийств. Он выделил три их типа: эгоистическое, альтруистическое и аномическое.

Эгоистическое - коренится в разрыве социальных связей между индивидом и группой. Когда люди связаны с той группой, к которой они принадлежат, то они легко жертвуют своими интересами ради общей цели и с большим упорством борются за свое существование. Страдания общества неизбежно передаются его членам.

Альтруистическое - противоположно эгоистическому. Если крайний индивидуализм приводит человека к самоубийству, то и недостаточно развитая индивидуальность должна приводить к тем же результатам.

Аномическое - вызывается социальной дезорганизацией, люди теряют привычный образ жизни и не могут приспособиться к новым социальным условиям. Относится к периодам кризисов и социальных потрясений. Дюркгейм сделал выводы: процент самоубийств у мужчин выше, чем у женщин, в городах выше, чем в сельской местности; среди одиноких выше, чем среди женатых.

В качестве профилактики самоубийств Дюркгейм ставит задачу укрепления социальной солидарности групп, коллективов, которые окружают индивида.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 251; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.65.47 (0.007 с.)