Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 13. Природа человека и смысл его существованияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Занятие 1
1. Проблема человека в историко-философском контексте. 2. Объективистские (природно-объективная, идеально-заданная, социологическая) и субъективистские концепции человека. 3. Природное (биологическое) и общественное (социальное) в человеке. 4. Тело и душа человека. Человек как духовное существо.
Методические указания
В первом вопросе предполагается анализ проблемы человека в историко-философском контексте. Человек – фундаментальная категория философии, являющаяся смысловым центром практически любой философской системы. В философии существует некоторая традиция, преемственность взглядов на природу и сущность человека. Так, по Аристотелю, человек является не только природным даром, а достигается только в процессе деятельности. Демокрит рассматривал человека как часть космоса, характеризовал его как отражение Вселенной и ее символ. Средневековье формирует свое видение проблемы человека, утверждая дуализм души и тела и любовь к богу. Христианство выдвигает вместо разума иной главный признак человека – сердце. Поэтому главный признак человека – это любовь, а не сила и умение достигнуть своей цели при опоре на разум. В период раннего и среднего Возрождения возникает натуралистическое понимание человека, имеющее множество вариантов. Такими вариантами были взгляды Руссо, Фейербаха, а впоследствии и Канта. У Канта вопрос о том, что такое человек формулировался как основной вопрос философии. По мнению Канта, человек связан с природной необходимостью и нравственной свободой. Идеи Канта способствовали созданию образа целостного человека, которого Гердер назвал первым вольноотпущенником природы, поскольку человек сам творит себя. Антропологизм Фейербаха – первая попытка расшифровать тайны человека в немецкой классической философии в целом. Материалисту Фейербаху удалось переориентировать философское сознание с духовной деятельности человека на деятельность чувственно-телесную. Ведущей тенденцией русской материалистической философии была социальная активность, т.е. человек рассматривался как частица социального исторического бытия. Для русской религиозной философии характерна ее деятельностно-гуманистическая направленность. Для неклассической философии второй половины XIX-XX вв. характерна своеобразная антропологическая переориентация, связанная с осознанием кризисности человеческого существования, выявлением его онтологической «бездоленности» и неукоренимости, признанием его творческих возможностей и одновременным пониманием неизбежной ограниченности и разрушительности его притязаний. Интерпретация проблемы человека осуществляется здесь в контексте таких основных подходов, как натурализаторский, экзистенциальный и социологизаторский. Во втором вопросе следует обратить внимание, что философский подход к человеку предполагает выявление его сущности, конкретно-исторической детерминации его деятельности. Концепции человека делятся на две группы: объективистские, субъективистские. Объективистские концепции рассматривают человека как существо, находящееся в существенной зависимости от объективных сфер и принципов космоса, природы, общества, исторической необходимости, мирового разума или Бога. Субъективистские концепции рассматривают человека как существо полностью или в основном автономное и свободное от объективных сфер природы, и поэтому бытие мира и человека познается из самого человека, из субъективного «Я», через глубинные сферы внутренней индивидуальной жизни человека. Крайности объективистского и субъективистского подходов преодолеваются в синтетической концепции человека: «философской антропологии». Философская антропология – раздел философского знания, посвященный всестороннему рассмотрению проблемы человека. Термин «философская антропология» закреплен за современной философской школой, основными представителями которой были немецкие философы М. Шелер, А.Гелен, Г. Плеснер, Э. Роттакер и др. Третий вопрос предлагает анализ биологического и социального в человеке. Уникальность положения человека в мире обусловлена сочетанием биологической и социальной сущности человека – предметно-практической деятельности человека как определяющей формы взаимодействия человека с окружающей средой. Человек – особое существо, явление природы, обладающее, с одной стороны, духовным – способностью к глубокому абстрактному мышлению, членораздельной речи (что отличает его от животных), высокой обучаемостью, усвоением достижений культуры, высокому уровню социальной, общественной организации. Целью четвертого вопроса является показать, что человек – противоречивое парадоксальное существо. Он находит себя как бы в «расщелине бытия», между природой и свободой, миром материи и миром духа. Человек телесен, поэтому всецело принадлежит «естественному закону», но человек и духовен, создан «по образу и подобию Божьему», и значит – сверхъестествен. Основной характеристикой человеческого духа является «открытость миру». Важнейшие компоненты человеческого духа: способность к интеллектуальному познанию мира и эмоционально-чувственное отношение к миру. Человеческий дух носит личностный характер. Личность – это сущностно-необходимая и единственная форма существования духа. Следует обратить внимание, что выделение тела, души и духа, осуществляемое в рамках философского анализа, далеко не раскрывает всех сущностных особенностей человека. Конкретный человек – это практически всегда исключение из общего правила, уникальная целостность, где в индивидуальном личностном опыте достаточно трудно дифференцировать телесный, душевный и духовный опыт. Занятие 2
1. Ценностные ориентации и смысл человеческого бытия. 2. Жизнь, смерть и бессмертие. 3. Основные характеристики человеческого существования – неповторимость, способность к творчеству, свобода. Методические указания При рассмотрении первого вопроса важно указать, что смысл жизни человека тесно связан с его статусом, прежде в сего, «символического животного» (Кассирер), а, следовательно, впрессованностью «смысла», т.е. определенной направленности «плана, проекта или программы» (Бахтин) в его жизнедеятельность. Среди многих подходов к решению вопроса о смысле жизни можно выделить три главных: 1) cмысл жизни изначально присущ жизни в ее глубинных основаниях; 2) cмысл жизни в содействии прогрессу, участие в переустройстве мира на началах добра и справедливости; 3) cмысл жизни созидается самим объектом. В ходе обсуждения этого фундаментального вопроса необходимо заметить, что последний может быть решен с точки зрения целей и цельностей человеческого существования. А именно, содержание жизни – субъективно осознаваемая ценность, которой человек подчиняет свою жизнь, ради чего ставит свои цели. При этом можно выделить следующие ценностные ориентации 1) гедонизм; 2) аскетизм; 3) утилитаризм; 4) прагматизм; 5) этика долга; 6) эвдемонизм. Проблема смысла жизни важна для человека в связи с конечностью его существования. Начиная с X–V вв. до н.э. в древнегреческом обществе формировалось представление о ценности жизни каждого отдельного индивида в отдельности, а вместе с тем обострялось чувство личного бытия и его конечности во времени. Существуют две наиболее общие полярные точки зрения на смерть как отрицание будущего, следовательно, обесценивание прошлого в вечность. Жить, по мнению Франка, значит творить для вечности. Философский смысл смерти состоит в том, что она есть момент обновления. Не было бы смерти, человек бы не думал о вечности, не «примерял» бы себя к ней, надеясь на собственное бессмертие. Бессмертие – чисто человеческий феномен, так как животные не знают о конечности своего существования, поэтому не думают о бессмертии. Существуют различные концепции бессмертия: биологическая, геронтологическая, психологическая, религиозная, философская и т.д. Среди философских концепций бессмертия следует остановиться на теории Н. Федорова и В. Вернадского. При обсуждении данной темы закономерно попытаться решить вопрос: Нужно ли человеку бессмертие? В третьем вопросе темы рассматриваются такие феномены человеческого бытия, как творчество и свобода. Свобода – возможность действовать в соответствии со своими идеалами, интересами, целями. Свобода – действительная ценность и средство манипуляции. Проблема свободы разрабатывалась в двух основных вариантах: 1) гносеологическом (Спиноза, Гегель, Энгельс и др.); 2) гуманистическом (романтики, Маркс, Батищев и др.). Кроме того свобода в одних случаях истолковывается как коренная характеристика бытия самого по себе, субстанциональный источник всего сущего (ранний Бердяев, немецкие мистики), в других – как «несубстанциональная основа» подлинности человека, «осужденного в каждый момент выбирать себя» (Сартр). В настоящее время проблема свободы исследуется с учетом новой реальности, возникающей в режиме цивилизационного поворота, прежде всего глобализации и информатизации общества. Проблема свободы может быть рассмотрена в соотношении с категориями «необходимость» и «ответственность». Следует отметить, что свобода – не только дар, но и бремя, часто слишком тяжелое, поскольку свобода непременно предполагает обязанность выбирать, а значит, сомневаться, колебаться, страдать. Многообразие и противоречивость бытия человека таковы, что его нельзя втиснуть в самую изощренную систему понятий, определений и описаний. Философское понимание человека никогда не станет чем-то однозначным именно потому, что единый ответ на этот вопрос исключается предельной противоречивостью нашего бытия. Занятие 3 1. Концепции личности в истории. 2. Типологии личности. Референтные типы личности. 3. Экзистенциальные проблемы человека. (С.Кьеркегор, Н.Бердяев, Ф. Достоевский, Ж.П. Сартр, М. Хайдеггер, Э.Фромм. Маргинальные феномены человеческого бытия. 4. Философские теории свободы. Методические указания Идея личности, так же как и проблема человека, оформляется в философии и культуре далеко не сразу. Для философии античности и Древнего Востока человек – это в первую очередь фрагмент природы, сущность которого обусловлена безличностным мировым духом или разумом (атманом, логосом, идеей и т.п.), а его жизненный путь определен законами судьбы. Средневековая философия, провозгласив человека "образом и подобием Бога", впервые в истории культуры утвердила ценностный статус личности, наделив ее свободой воли и возвысив ее над миром природной необходимости и судьбы. Проблематизируется и становится загадкой и тайной для человека собственная душа, отражающая неисповедимость божественного промысла. Философия этого времени во многом приобретает интравертный, исповедальный характер, где через осознание уникального личного опыта мыслители стремились постичь общие законы человеческого бытия. Возрождение значимо обоснованием самодостаточной ценности человека и его земной жизни, что определило философию и идеологию гуманизма. Человек здесь актуализирован без непременной для средневековья соотнесенности с божеством, по сути дела он сам уподоблен Богу в своих творческих возможностях. В философии и культуре Нового времени в соответствии с декартовской идеей cogito происходит акцентировка самосознания и связанных с ним процессов индивидуализации личности. Одночеловек теряет ренессансный универсализм и гармоничность, многообразие его способностей редуцируется к разуму, в то время как тело механизируется и подчиняется всеобщим естественным законам. Познание закона, необходимости очерчивает границы человеческой свободы, и несмотря на особые полномочия разума, человек этого времени задан преимущественно как пассивное начало, являясь по сути дела производным от внешних обстоятельств, отдельным атомом в определяющих его поведение природном и социальном механизмах. Обоснование творческого статуса человека в истории философии связано преимущественно с романтизмом и немецкой классикой. Романтики подчеркнули иррациональную природу свободы, благодаря которой человеческий гений достигает вершин вдохновения и творчества. Немецкая классическая философия через идею трансцендентального субъекта обосновала миросозидающие возможности человеческого разума (Кант, Фихте), культурно-историческую ангажированность человеческого сознания (Гегель), возможности чувственности в создании подлинно человеческих связей и отношений (Фейербах). Библиографический список Абаньяно Н. Экзистенция как свобода// Вопросы философии. 1992. №8. Абрамов М. А. Неопределенность свободы // Вопросы философии. 1996. №10. Арьес Ф. Человек перед лицом смерти. М., 1992. Бердяев Н. А. О назначении человека. М., 1993. Бердяев Н. А. Царство духа и царство кесаря. М., 1995. де Унамуно М. О трагическом чувстве жизни. Агония христианства. Киев, 1996. Камю А. Бунтующий человек. М., 1990. Кьеркеггор С. Наслаждение и долг. Киев, 1994. Киссель М. А. Дороги свободы Ж. -П. Сартра // Вопросы философии. 1994. №11. Кьеркегор С. Страх и трепет. М., 1993. Михайлов Ф. Т. Загадка человеческого Я. М., 1976. Свобода как творческая ориентация в мире // Вопросы философии. 1994. №1. Фромм Э. Бегство от свободы. М., 1990. Якобе В. Происхождение зла и человеческая свобода или трансцендентальная философия и метафизика//Вопросы философии. 1994. №1. Яних Г. Проблема тела и души как проблема метода естественных наук // Вестник МГУ. Философия. 1994. № 5. Контрольные вопросы
1. Какие основные аргументы сторонников концепции антропосоциогенеза? 2. Назовите основные характеристики человеческого существования. Охарактеризуйте человека в системе социальных связей. 3. Какова роль насилия и ненасилия в истории и человеческом поведении? 4. Перечислите классические и неклассические концепции власти. 5. Каковы основные положения персонализма?
Тема 14. Учение об обществе (социальная философия) Занятие1 1. Понятие общества. Природа социального и теории его происхождения. Специфика социального познания. 2. Философия о взаимосвязи духовности и нормативности в обществе. Нравственность и ее регулятивная функция. 3. Труд как социально-философская категория. Специфика и динамика общественных отношений в сфере производства материальных и духовных благ. Методические указания Социальная философия это раздел философии, определенным образом описывающий качественное своеобразие общества, его законы, социальные идеалы, генезис и развитие, судьбы и перспективы, логику социальных процессов. Доминантной характеристикой социальной философии как совокупности социально-нормативных учений можно считать установление норм общественной жизни, а не рассмотрение ее в конкретной действительности. На данном занятии рассматривается общество (социальность, социальное) в широком смысле как совокупность всех способов взаимодействия и форм объединения людей. Первый вопрос направлен на формирование четких представлений о сущностных чертах человеческого общества, о его качественном отличии от зоологического сообщества (стада, стаи, прайда и т.д.). Вопрос ориентирует на изучение теорий описывающих качественное своеобразие общества, его законы, социальные идеалы, генезис и развитие, судьбы и перспективы, логику социальных процессов. Второй вопрос логически развивает и закрепляет знания полученные при изучении первого вопроса, ибо доминантной характеристикой социальной философии как совокупности социально-нормативных учений можно считать установление норм общественной жизни. В этой связи следует помнить, что нравственная норма отличается от зоологических стереотипов поведения апелляцией к идеалу, а рождение идеалов происходит только в духовной форме. Поэтому раскрытие проблемы природы и происхождения социального невозможно без анализа нравственной формы регулирования взаимоотношений в человеческом обществе: ее природы, происхождения и сущности. Третий вопрос также связан с двумя первыми, так как трудовая деятельность качественно отличается от любой формы деятельности животных, являясь деятельностью осознанной, а способность к осознанию того, что происходит имеют только существа, преломляющие энергию инстинктов через цензуру идеала – Я, т.е. личности. Поэтому вопрос ориентирует на философскую дискуссию по поводу происхождения, природы и сущности труда в контексте факторов обусловивших возникновение личности. В этой связи дискутируется вопрос: явилось ли обретение духа следствием труда, или, обретя дух, человек стал трудиться? Только человек-личность делит мир на две части – природу и культуру, ибо сама личность заключает в себе эти две части. В этой связи актуально рассмотреть специфику труда как феномена социального бытия в свете теории культурных ценностей, так как сам труд является ценностью культуры (Г.Риккерт). Подготавливая вопрос необходимо ознакомиться с дискуссиями по поводу сущности производства материальных и духовных между представителями марксизма, позитивизма, экзистенциализма и других философских направлений. Особое внимание следует уделить изучению диалектики производительных сил и производственных отношений, разработанной К.Марксом и Ф.Энгельсом. Библиографический список АдорноТ. К логике социальных наук//Вопросы философии. 1992. №10. Андреев И.Л. Можно ли жениться на внучке (антрпонимические парадоксы африканского менталитета) // Вопросы философии. 2001. № 10. Андреев И.Л. Тамтам связывает посвященных (тайные ритуальные общества Африки как продукт эволюции гендерных отношений) // Вопросы философии. 2000. № 6. Бубер М. Проблема человека. М., 1993. Бердяев Н. А. Философия свободы. Смысл творчества. М., 1989. Булгаков С. Н. Философия хозяйства. Трагедия философии. М., 1993. Гараджа В. И. Социология религии. М., 1994. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. М., 1990. Ильин И. А. Аксиомы религиозного опыта. М., 1993. Кантор К.М. Три духовные потенции // Вопросы философии. 2002. № 12. Карсавин Л. П. Религиозно-философские сочинения. М., 1992. Лосский Н. О. Условия абсолютного добра. М., 1991. Маркс К. Немецкая идеология // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 3. Маркузе Г. Одномерный человек: Исследование идеологии развитого индустриального общества. М., 1994. Мозжилин С.И. Обретение Я и возникновение ранних форм социальности. Саратов, 2002. Слободчиков В.И. Деятельность как антропологическая категория // Вопросы философии. 2001. № 3. Франк С. Л. Духовные основы общества. М., 1992. Фромм Э. Психоанализ и этика. М., 1993. Шопенгауэр А. Свобода воли и нравственность. М., 1992. Швейцер А. Благоговение перед жизнью. М., 1992.
Занятие 2 1. Философия о смысле, целях и судьбах истории. 2. Формационный и цивилизациоинный подходы в исследовании человеческой истории. Соотношение понятий "цивилизация" и "культура". 3. Футурологические концепции. Теории " постиндустреального общества". Методические указания На данном занятии изучается все разнообразие философской мысли в решении вопросов философии истории: как возможна история вообще? От чего и от кого она зависит? Есть ли в ней какой-либо умопостигаемый смысл? Если есть, то откуда он берется, т.е. заключается ли он в самом историческом событии или он – следствие нашей его интерпретации? Имеет ли история направление? Как возможно историческое событие? Первый вопрос ориентирует на исследование проблемы направленности мирового исторического процесса. Подготавливая вопрос, необходимо ознакомиться с идеями историзма и неоэволюционизма. Рассматривается логика истории и ее смысл, вариативность конкретных исторических процессов (регресс, прогресс, цикл, забегание, отставание, отклонение, тупиковые варианты). Христианские образы истории от Августина до Гегеля. Материалистическое понимание истории в современную эпоху (школа анналов, Ф. Бродель, М. Фуко, микрофизика власти). Во втором вопросе рассматриваются методологические подходы к анализу развития общества. Приступая к изучению вопроса, следует помнить, что только на основании объективных критериев может быть осуществлена типологизация различных обществ. К.Маркс и Ф.Энгельс обнаружили общие, повторяющиеся в экономическом базисе многих стран черты, связанные со способом производства, что и позволило отнести эти страны к единому общественному типу, который К.Маркс назвал общественно-экономической формацией. В этой связи знание формационного подхода немыслимо без анализа экономических базисов пяти конкретно-исторических общественных типов: первобытнообщинного, рабовладельческого, феодального, капиталистического и коммунистического. Изучение цивилизационного подхода к человеческой истории ориентирует на анализ духовных факторов общественного развития. В центре внимания – культура как живой организм. На занятии рассматриваются: теория локальных культур О.Шпенглера, погибших и пяти современных параллельных цивилизаций А.Тойнби, также историческая концепция К.Ясперса, ключевым понятием которой является "осевое время" и теория культурных ценностей П.Сорокина. Изучая вопрос, следует ознакомиться с определениями понятий "культура" и "цивилизация", с придаваемым им смыслам вышеуказанными философами. Дискутируется проблема линейности и цикличности исторического процесса. Третий вопрос направлен на изучение философских учений о будущем человечества, о грядущей "глобальной катастрофе" (А.Уоскоу), о необходимости перехода к "новой цивилизации". Дискутируется теория "постиндустреального общества" (Д.Белл, Р.Арон, Б.де Жувенель, А.Тофлер, А.Турен, Р.Дарендорф). Рассматривается принцип независимости в "постиндустриальном обществе" сфер: экономики, политики и культуры (Д.Белл) и теория компьютерной революции (А.Тофлер). Следует также знать пять основных характеристик "постиндустриального общества". Библиографический список Арон Р. История и диалектика насилия. М., 1990. Барг М. А. Эпохи и идеи: становление историзма. М., 1987. Бузгалин А.В. "Постиндустриальное общество" – тупиковая ветвь социального развития? // Вопросы философии. 2002. № 5. Вебер М. Избр. Произведения. М., 1990. Гайденко П. П. Давыдов Ю. Л. История и рациональность. М., 1991. Гречко П. К. Концептуальные модели истории. М., 1995. Гусейнов А. А. Понятия насилия и ненасилия // Вопросы философии. 1994. №6. Губин В. Д. Русская культура и феномен насилия// Вопросы философии. 1995. №5. Канетти Э. Масса и власть. М., 1997. Межуев В. М. Философия истории и историческая наука // Вопросы философии. 1994. №4. Новая технократическая волна на Западе. М., 1986. Ортега-и-Гассет X. История как система (предисловие к публикации Д. Яковлевой) // Вопросы философии. 1996. № 6. Подорога В. А. Феномен власти // Философские науки. 1993. № 1-3. Поппер К. Нищета историцизма // Вопросы философии. 1992. № 8-10. Трельч Э. Историзм и его проблемы. Логическая проблема философии истории. Урланис Б. Ц. Глобальные проблемы народонаселения // Вопросы философии. 1979. №10. Фуко М. Воля к знанию // Фуко М. Воля к истине. Работы разных лет. М., 1996. Хайдеггер М. Вопрос о технике //Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993. Шарден П. Феномен человека. М., 1987. Шлегель К. Новый порядок и насилие // Вопросы философии. 1995. №5. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991.
Контрольные вопросы 1. Перечислите известные вам теоретические модели общества. 2. Охарактеризуйте структуру жизненного опыта человека. 3. Перечислите основные проблемы взаимосвязи природы и общества. 4. Назовите идеи географического детерминизма и геополитики. 5. Как связаны натурализм и бихевиоризм? 6. Как изменилась историко-материалистическая модель социальной реальности от Маркса до Фуко? 7. Всеобщий труд по К. Марксу и возможность преодоления времени. 8. Гражданское общество и государство. 9. Современные бюрократические системы. 10. Соборность и общественность в русской социально-философской традиции. 11. Как характеризуется феноменологическая модель социальной реальности. Феноменологическая социология (А. Шютц).
Тема 15. Проблема сознания
Занятие 1
1. Происхождение и сущность сознания. 2. Сознание и мозг: психофизическая проблема. 3. Свойства сознания (идеальность, интенциональность). 4. Структура субъективной реальности. Методические указания Рассмотрение первого вопроса следует начать с его истории, т.е. с того, как его решали философы различных школ и направлений (религиозно-идеалистические и материалистические, классические и неклассические). При этом необходимо выучить наиболее общие определения понятия сознание. Интересным для дискуссии на семинаре является вопрос связанный с отличием мышления животных от человеческого сознания. Для этого надо знать какие формы мышления известны науке, что в них доминирует и чем они отличаются от сознания. Следует помнить, что проблема сознания одна из самых трудных и загадочных, поскольку оно не существует как отдельный предмет или вещь. Одна из главных загадок таиться в Я – мире человеческой субъективности, основанном на феноменальном, свойственном только человеку явлении веры. Второй вопрос об отношении психического к физическому. Каким образом головной мозг человека, будучи материальным, рождает идеальное? Анализируются основные теории: физикализм, теория отражения, теория психофизического параллелизма, теория психофизического взаимодействия. В третьем вопросе исследуются основные свойства сознания: идеальность, выражающаяся в способности производить субъективные образы объективной реальности; интенциональность (лат. – стремление) – акт придания смысла предмету. Четвертый вопрос посвящен структуре субъективной психической реальности, включающей в себя сознание и бессознательное. Рассматриваются уровни человеческой психики: чувственные восприятия и их синтез, предметно-образное мышление и абстрактное мышление. Анализируется повторение в онтогенезе психического развития человека психического филогенеза вида.
Библиографический список Буева Л. П.,Воинов В.П. Общая теория сознания // Вопросы философии. 2001. № 12. Ерахин А. В. Диалектика становления мышления и сознания. Свердловск. 1989. Ильенков Э. В. Проблема идеального//Вопросы философии 1979. №6. Кузин А. М. Духовное начало во Вселенной // Вопросы философии 1998. № 8. С. 167. Лосев А. Ф. Основной принцип мышления и вытекающие из него логические законы и мышления // Вопросы философии. 1998. № 8. С. 14. Майдановский А.Д. Понятие мышления у Ильенкова и Спинозы // Вопросы философии. 2002. № 8. Мамардашвили М. К. Сознание как философская проблема//Вопросы философии. 1990. № 10. Мамардашвили М. К. Превращенные формы // Как я понимаю философию. М., 1990. Мотрошилова Н. В. "Картезианские медитации" Гуссерля и “Картезианские размышления" Мамардашвили (двуединый путь к трансцендентальному Ego) // Вопросы философии. 1995. № 6, 10. Маслова Е. Б. Бессознательное и его роль в психической деятельности человека // Вестник МГУ. Сер. философия. 1992. № 2. С. 33. Мамардашвили М. К. Сознание как философская проблема // Вопросы философии. 1990. № 10. Мозг и разум. М., 1997. Сознание, познание, творчество // Основы философских знаний М., 1994. С. 162. Цветкова Л.С. Мозг и интеллект. М., 1995. Занятие 2 1. Феноменологический поворот в понимании сознания. 2. Концепции бессознательного (З. Фрейд, К. Юнг, Э. Фромм). Глубинные герменевтики о бессознательном(Э. Берн, К. Роджерс, С. Гроф, Л. Бинсвангер, А. Лоренц). 3. Сознание и язык. Концепции языкового сознания. Критика логоцентризма. 4. Диалогические подходы к анализу сознания. Методические указания
В первом вопросе рассматривается сущность пересмотра классической трактовки сознания, исходящей только лишь из его идеального свойства, а также исследуется сущность переосмысления феноменологами предметности мышления. Выдвигается положение об интенциональном характере сознания (Ф.Брентано), который кратко можно выразить: любое сознание – это сознание о чем-то. Решается проблема существования чистого сознания как чистого смыслообразования. Дискутируются феноменологические методы очищения сознания от предметного содержания (Гуссерль, Шпет, Хайдеггер, Бинсвангер и др). Анализируется структура интенционального акта, темпоральность и горизонтальность сознания. Второй вопрос посвящен изучению психоаналитических концепций взаимосвязи сознания и бессознательного (З.Фрейд, К.Юнг, Э.Фромм). Дискутируется психоаналитическая критика самоналичия, самосознания субъекта. В центре внимания энергетика и структура бессознательного (Оно, Сверх-Я, Я по З.Фрейду; архетипы бессознательного по К.Юнгу). Изучаются психоаналитические гипотезы происхождения базовых психических доминант, преломляющих энергию инстинктов. Анализируются теория формирования подсознания на основе вытесненного сексуального и его символики, разработанная З.Фрейдом, теория психологии переноса и метаморфоз символа К.Юнга, и теория Э.Фромма, отвергающая биологизм, смещающая детерминацию бессознательного и его символики в сферу конфликтных ситуаций в социуме. Также во втором вопросе рассматриваются методы исследования структуры бессознательного, разработанные глубинными герменевтиками (Э.Берн, К.Роджерс, С.Гроф, А.Лоренцер). Дискутируется проблема трансперсонального Я и трансперсонального опыта. При изучении вопроса следует ознакомиться с определениями ключевых понятий: Оно, Сверх-Я, Я, идеал-Я, самость, трансперсональное Я, идеальный доминант, либидо, вытеснение, амбивалентность, сублимация, идентификация, кастрация, катарсис, архетип, коллективное бессознательное, Эдипов комплекс, комплекс Электры, психическая конституция, психическая реальность, психический перенос, отщепившийся комплекс, дихотомия. В третьем вопросе сознание рассматривается во взаимосвязи с фундаментальной формой его выражения - языком. Изучаются научные дискуссии по проблеме происхождения автономного знака (символа). Анализируются отличия сигналов первой и второй сигнальных систем. Рассматривается постструктуралистская критика логоцентризма и теории панъязыкового характера сознания (М.Бубер, С.Франк, М.М.Бахтин). Библиографический список Аронов Р.А. В начале было слово // Вопросы философии 2002. № 8. Абрамова Н.Т. Являются ли несловесные акты мышлением? // Вопросы философии.2001. № 6. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. М., 1999. Бескова И. А. О природе трансперсонального опыта // Вопросы философии. 1994. №2. Бубер М. Я и Ты. М., 1993. Бонецкая К. Жизнь и философская идея Михаила Бахтина // Вопросы философии. 1996. № 10. Грофф С. За пределами мозга: Рождение, смерть и трансценденция в психотерапии. М., 1993. Грофф С. Путешествие в поисках себя: Измерения сознания, новые перспективы в психотерапии и исследовании внутреннего мира. М., 1994. Грюнбаум А. Сто лет психоанализа: итоги и перспективы // Вопросы философии. 1997. №7. Дворкин И. Ты и Оно: по следам М. Бубера и З.Фрейда // Вопросы философии. 2001. № 4. Друскин Я. С. Я и Ты. Ноуменальное отношение // Вопросы философии. 1994. № 9. Комлев Н.Г. Слово в речи. М., 1992. Лакан Ж. Функция и поле речи и языка в психоанализе. М., 1995. Лекторский В.А. О некоторых философских уроках З.Фрейда // Вопросы философии. 2000. № 10. Мамардашвили М.К. Сознание как философская проблема //Вопросы философии. 1990. №10. Мозжилин С.И. Обретение Я и возникновение ранних форм социальности Саратов, 2002. Фрейд З. "Я" и "Оно": В 2 кн. Тбилиси, 1990-1991. Фромм Э. Душа человека. М., 1992. Фромм Э. Психоанализ и этика. М., 1993. Юнг К. Архетип и символ. М.,1991. Юнг К. Психология переноса. М., 1997. Юнг К. Проблемы души нашего времени. М., 1994. Юнг К. Аналитическая психология. М., 1992. Яусс Х. Р. К проблеме диалогического понимания // Вопросы философии. 1994. №12.
Контрольные вопросы 1. Перечислите и охарактеризуйте классические теории сознания. 2. В чем суть проблемы идеального и материального? 3. Охарактеризуйте генезис сознания с позиции естествознания, психологии, теологии, космологии. 4. Как связаны понятия мозг, психика, интеллект, сознание? 5. Каковы аргументы критики естественной и теоретической установок и "натуралистического объективизма"? 6. Какие изменения в теорию сознания входят с понятием феномена интенциональности? 6. Охарактеризуйте "Эпохе" и феноменологическую редукцию. 8. Какова структура интенционального акта? 9. Что такое темпоральность и горизонтность сознания? 10. На каких доводах основывается психоаналитическая критика самоналичия, самосознания субъекта, самотождественности и самообладания? 11. Бессознательное как психический феномен. Энергетика и структура бессознательного. Тема 16. познание 1. Познание как предмет философского анализа. Представления о сущности познания в истории философии. Субъект и объект. Возможности познания: оптимизм, агностицизм, скептицизм, гипергностицизм. 2. Состав, структура и динамика знания. Проблема источников познания. Чувственное и рациональное, эмпирическое и теоретическое в познании. 3. Истина и заблуждение. Познание и практика. Проблема критерия истины в науке и философии. Классический и неклассический идеалы рациональности. 4. Многообразие форм и типов знания. Неклассическое мышление и эпистемология.
Методические указания
Проблемы, связанные с познанием мира человеком, занимают важное место в любом философском учении. Наиболее актуальными из них являются: проблема возможности познания мира человеком, анализ сущности его познавательной деятельности, проблема истинности знаний и проверка их достоверности, соотношения знания и ценности, а также знания, понимания и значения знания. Философы также уделяют внимание методам познания, исследовательским процедурам, логике познавательной деятельности. Эта проблематика оставалась традиционной для истории развития философии. Первый вопрос темы предполагает рассмотрение философских аспектов познания как творческой деятельности субъекта, ориентированной на получение достоверных знаний о мире. Познание является сущностной характеристикой бытия культуры и в зависимости от своего функционального предназначения, характера знания и соответствующих средств и методов может осуществляться в следующих формах: обыденное, мифологическое, религиозное, художественное, философское и научное. Исходную структуру познания представляет субъект-объектное отношение, где вопрос о возможности адекватного воспроизведения субъектом сущностных характеристик объекта (проблема истины) является центральной темой гносеологии. В зависимости от решения этого вопроса в философии выделяются позиции познавательного оптимизма, скептицизма и агностицизма. Понимание характера субъект-объектных отношений обуславливает соответствующие взгляды на природу познания. Для классической философии процесс познания
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 224; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.237.203 (0.014 с.) |