Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 18. Будущее человечества

Поиск

1. Эсхатологические проблемы в философии. Идея конца истории. Религиозная и светская эсхатологии.

2. Кризис европейского гуманизма и культуры XX в. Критика метафизики производства. Антропология города.

3. Иерархия глобальных проблем человечества. Понятие устойчивого развития.

4. Взаимодействие цивилизаций в современном мире. Глобализация. Современные методы прогнозирования: историческая аналогия, экстраполяция, экспертные системы, моделирование. Концепции будущего человечества. Футурология.

 

Методические указания

 

При изучении первого вопроса рассматривается проблема конечности мироздания и историческая судьба человечества, подходы к решению этого вопроса в мировой светской философии и религии, как в канонических и официальных доктринах, так и в апокрифических и еретических учениях. Сводом изучения служит представление об основных элементах эсхатологии и о некоторых подходах к изучению эсхатологического материала; ознакомление с эволюцией эсхатологических идей и ожиданий на средневековом Западе; оценка роли средневековой эсхатологии для современной мысли; знакомство с русской традицией исследований в области апокалиптики.

Анализ истории эсхатологических воззрений следует начать с исследования представлений о конце света, загробном воздаянии и искуплении в египетской апокалиптики и иранской религии: зороастризме, зерванизма и маздаизме. Уделив внимание древнейшей апокрифической литературе («Апокалипсис Петра», оракулы Сивиллы, «Вознесение Исайи») чуть подробнее следует остановиться на восточной эсхатологии времен Никейского собора (325–400) и развитии аскетического направления в христианстве и аскетической эсхатологии. По освоению русской эсхатологической идеи надлежит перейти к философии «конца истории».

Позиция человечества перед историческим выбором не может восприниматься односложно. Диверсификация взглядов на эсхатологию, как торжество праздника Спасения или ужас Армагеддона, конечный пункт процесса линейной истории мироздания и эсхатологии, данной человеку как вневременное переживание, благоговение и крайние формы безысходности в эсхатологическом ожидании обнаруживают влиятельность вопроса конечности мироздания в философии.

Второй вопрос следует начать с анализа общих подходов к определению культуры. Когда подчинение природы основано и способствует гармоничному равновесию между духовными и материальными ценностями, само общество культивирует и служит общезначимому идеалу. Особенность современного кризиса культуры от ранее происходивших в том, что реальность глобализации и сопутствующей культурной конвергенции отрицая прежние ценности аннигилирует межкультурный тонус.

Смена типов европейской культуры прослеживается через концепции Сорокина, как последовательная смена типов культур: идеациональной, идеалистической, чувственной. Представление о культуре, как организме, с присущим ему циклом жизнедеятельности обосновывается в концепции Шпенглера. Так же требуется уделить внимание сравнительной морфологии мировой истории.

От изучения вопроса кризиса культуры будет своевременно перейти к изучению кризиса гуманизма. Различные подходы к гуманизму раскрывают дискуссионность философии ХХ века в этом вопросе. Стоит отметить такие реакцентирующие ответы на вопрос, что есть гуманизм, как философия человеколюбия Ницше, являющаяся отрицанием установившихся моральных норм, приведших к духовному кризису, позицию экзистенциализма, отвергающего традиционный гуманизм, рассматривающий человека, как цель, а не как средство, подразумевая под гуманизмом творение человечности. «Экзистенциализм – это гуманизм» – реакцентирует Сартр. Критическое осмысление гуманизма Хайдеггером отражено в «Письме о гуманизме». Для того, чтобы вернуть человека к его подлинной человечности, нужно дать «слово невыговоренному смыслу бытия» – так Хайдеггер помогает подойти к видению современного кризиса, как кризиса культурной симуляции. Когда человек в перманентном маскараде теряет идентичность и целостность, не зная куда идти, либо впадает в отчаянную игру с пограничными состояниями, либо отдается игре, предлагаемой индустриальным обществом. Критика метафизики производства – одна из значительных тем, волнующая современных мыслителей, осознающих урбанизацию и технократизацию как факторы культурной секуляризации.

В третьем вопросе рассматриваются глобальные проблемы человечества: экономические (жизнеобеспечение настоящего и будущего поколений, развитие энергетического потенциала, рациональное использование природных ресурсов); экологические (регулирование климата планеты, охрана атмосферы, флоры и фауны, и др.); социальные (регулирование роста народонаселения земли, ликвидация бедности, нищеты, неграмотности, обеспечение человечества жильем и работой).

Если на протяжении всей истории человечества антропогенные факторы приводили только к локальным экологическим кризисам, то XX в. дает пример глобального экологического кризиса. По данным ряда западных аналитиков: «Процветающие 20% стран используют до 85% мировой древесины, 75% обработанных металлов и 70% энергии». Выводы банальны и грубы: все граждане всего мира никогда не смогут достичь такого разрушающего природу уровня благосостояния. Природа накладывает свои собственные ограничения на человечество».

Концепция устойчивого развития определяется как модель движения вперед, при которой достигается удовлетворение жизненных потребностей нынешнего поколения людей без лишения такой возможности будущих поколений.

При раскрытии четвертого вопроса следует учесть, что вторая половина XX в. ознаменовалась процессами глобализации. Согласно представлению большинства западных исследователей, основное содержание процесса глобализации состоит в формировании человечества как единого общества. Другими словами, если в XIX в. человечество еще представляло собой систему самостоятельных обществ, то XX в., и особенно во второй его половине, возникли определенные признаки, свидетельствующие о формировании единой общемировой цивилизации. Глобализация – естественный и неизбежный процесс, однако, его оценки порой диаметрально противоположны и тенденциозны. Возможны, по крайней мере, три различные схемы глобализационных процессов. Униполярный мир. Экономическое, политическое и военное доминирование стран "первого мира". Многополярный мир. Возникновение нескольких относительно самостоятельных мировых экономических, политических и технологических центров. Внеполярный мир. Создание мирового координационного центра ("мирового правительства"). Сохранение и даже усиление экономической роли государств и локальных межгосударственных структур.

Третий вариант наиболее желательный, но и наименее вероятный. Та модель, которая фактически реализуется в настоящее время, вряд ли устроит большинство населения Земли и имеет мало шансов сохраниться в ближайшем будущем. Условно ее можно назвать моделью "золотого миллиарда".

Методология исследования будущего, современные методы прогнозирования: историческая аналогия, экстраполяция, экспертные системы, моделирование – служат важными инструментами ориентирования в общественной жизни и выбора социальной позиции.

В завершение темы предлагаются современные концепции будущего человечества – теории постиндустриального общества, информационного общества, концепции Фукуямы, Тойнби, Сорокина.

Библиографический список

 

Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации. М., 1994.

Бодрийар Ж. Фрагменты из книги "О соблазне" // Иностранная литература. 1994. № 1.

Винер Д. Р. Экологическая идеология без мифов // Вопросы философии. 1995. № 5.

Гиренок Ф. И. Экология как косноязычие культуры// Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. 1995. №2.

Глобализация как социальный процесс: возможности и перспективы //РЖ Социальные и гуманитарные науки (сводный реферат). 1994. №3

Ильин М.В. Геохронополитика — соединение времен и пространств // Вестник Московского университета. Серия 12. Политические науки. 1997. № 2.

Кочергин А.Н. Философия и глобальные проблемы. М., 1996.

Малахов В.С. Еще раз о конце истории //Вопросы философии. 1994. №7.

Моисеев Н.Н. Грядущие десятилетия. М., 1992.

Налимов В. В. Критика исторической эпохи: неизбежность смены культуры в XXI в. // Вопросы философии. 1996. № 11.

Неклесса А.И. Постсовременный мир в новой системе координат // Восток. 1997. № 2.

Разин В. М. Философия техники и культурно-исторические реконструкции развития техники // Вопросы философии. 1996. № 3.

Римский клуб. Декларация. Миссия // Вопросы философии. 1995. № 3.

Сартр Ж.-П. Экзистенциализм – это гуманизм //Сумерки богов. М., 1989.

Сорокин П. Кризис нашего времени //Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.

Хайдеггер Письмо о гуманизме //Время и бытие. М., 1993.

Шкловский И.С. Вселенная. Жизнь. Разум. М., 1989.

Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991.

Контрольные вопросы

 

1. Что такое «глобализм»?

2. Охарактеризуйте: перспективы его развития и особенности проявления информационного общества.

3. Каковы социально-гуманитарные последствия перехода общества к информационной цивилизации?

4. Опишите перспективы ноосферной цивилизации.

5. Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего.

6. Что такое «коэволюционные сценарии будущего»?

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 159; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.72.188 (0.007 с.)