Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 6. Философия Нового времени (хvii – хVIII вв. )Содержание книги
Поиск на нашем сайте
1. Социокультурные основания философии Нового времени. 2. Проблема метода познания: спор эмпиризма и рационализма (Ф. Бэкон, Р. Декарт). 3. Проблема субстанции в философии Нового времени: Р. Декарт, Б. Спиноза, В. Лейбниц. 4. Философия Просвещения. Методические указания
При раскрытии данной темы, прежде всего, охарактеризуйте изменения, происходящие в культуре Европы начиная с XVIIв.: открытие новых земель, связанное с этим строительство городов, развитие кораблестроения, мореходства, военного дела. Отметьте взаимосвязь этих факторов и необходимости нового научного знания. Обратите внимание, что новая наука опирается на практику материального производства: Э.Торричели экспериментально устанавливает факт давления воздуха, изобретает ртутный барометр и воздушный насос, И.Ньютон формулирует основные законы механики, Р.Бойль применяет механику в химии, Гилбрейт исследует свойства и практическое применение магнита. Эти моменты формируют новое мировоззрение, в котором мир существует как механическая система, деятельным центром которой выступает человек и его потребности преобразования природы. Проанализируйте, как развитие науки влияло на философию. Важно подчеркнуть, что в философии происходит решительный разрыв со схоластикой и религиозным догматизмом, усиливается материалистическая тенденция в осмыслении проблем, основанная на развитии естествознания. В борьбе против авторитета и давления церкви возникает учение о всемогуществе человеческого разума и безграничных возможностей научного исследования. В этой связи, ключевой проблемой философии Нового времени становится методология познания и вопросы о связи внешнего и внутреннего опыта. Выбор разных путей решения этой задачи обусловил появление двух основных гносеологических направлений – эмпиризма и рационализма. Основоположником эмпирического метода познания стал Ф. Бэкон(1561 - 1626). Он выступил с критикой схоластического, догматизированного познания, заявив, что разум человека захвачен «идолами». Охарактеризуйте, что такое «идолы» Бэкона, почему они мешают познанию? Выявите, какие критерии достоверности вводит Бэкон, что является источником истинностного знания. Рационалистические тенденции в философии связаны с Р. Декартом (1596 - 1650). Он полагал, что источник знания и истины находится в разуме человека. При анализе рационализма Декарта особое внимание уделите механизму получения достоверного знания, выраженного в афоризме «Мыслю, следовательно, существую»: чтобы достичь истины Декарт рекомендует сомневаться во всем, и тогда существование любого предмета может отрицаться. Единственное, что не отрицает сомнение – это существование сомневающейся мысли. Поэтому рациональность человека, его критическое мышление, по Декарту, есть единственная достоверная реальность. Переходя к следующему вопросу, отметьте, что задача науки и философии – содействовать увеличению власти человека над природой, вела к пониманию необходимости исследования причин явлений, их сущностных оснований, поэтому проблема субстанции занимала умы всех философов Нового времени. Новый подход к пониманию субстанции предложил Р. Декарт. Раскройте декартовское понимание дуализма субстанций, охарактеризуйте каждую из них («мыслящую» и «протяженную»). Иной подход к проблеме субстанции был предложен Б.Спинозой (1632 - 1677). Спиноза считал, что существует лишь одна материальная субстанция. Понимание специфики подхода Спинозы требует выявления атрибутов (свойств) и модусов (состояний)субстанции. Отдельно рассмотрите пантеизм Спинозы: мыслитель отождествил бога и природу, которая одновременно и творящая и сотворенная. Спиноза полагал, что природа является живой не только потому, что она бог, но и потому, что она обладает мышлением. Немецкий философ Г. Лейбниц (1646 - 1716) к спинозовскому понятию субстанции присоединил принцип деятельной силы. В своем труде “Монадология” он объявил, что причиной материальных явлений выступают монады. Монады – это вечные, неизменные, нематериальные духовные центры деятельной силы. Непременным свойством монад является деятельность, причем деятельность целесообразная. По мысли Лейбница природу нельзя объяснить только законами механики, необходима цель существования. Поэтому каждая монада одновременно и основание своих действий и их цель. Вопрос об особенностях европейской философии XVIII в. предполагает раскрытие феномена просвещения. Философия просвещения представлена двумя направлениями: деистским материализмом Вольтера, Монтескье, Руссо и естественнонаучными, механицистскими взглядами Дидро, Гольбаха, Гельвеция, Ламетри. Укажите, что философия XVIII в. была неоднородной: в ней присутствовали материалистические и идеалистические взгляды, разрабатывались онтологические, гносеологические и социальные проблемы. Онтология существовала в виде философии природы, которая была версией физики и механики Ньютона. Пропагандистами этих взглядов были Вольтер, Дидро, Гольбах, Гельвеций. В плане гносеологии философы XVIII в. придавали равное значение как чувственному, так и рациональному в познании. Проблемы познания определили позицию французских мыслителей во взглядах на общественную жизнь. Проанализируйте важнейший фрагмент их социального учения – теорию о роли среды в формировании личности.
Библиографический список Бэкон Ф. Новый органон. Соч. В 2 т. Т.2. М., 1972. Гайденко П.П. У истоков классической механики // Вопросы философии. 1996. № 5. Декарт Р. Рассуждение о методе. Метафизические размышления. Начало философии // Избр.произв. М., 1950. Руссо Ж-Ж. Трактаты. М.,1969. Философия эпохи ранних буржуазных революций. М., 1983. Фуко М. Жизнь: опыт и наука // Вопросы философии. 1993. № 5. Хайдеггер М. Время и бытие. М.,1993.
Контрольные вопросы 1. Новое время: становление научной методологии и новые горизонты философствования. 2. Можно ли выделить в философских концепциях Ф.Бэкона и Р. Декарта общие черты? 3. В чем продолжение традиций европейского рационализма в творчестве Спинозы и Лейбница? 4. Каково теоретическое значение категории «субстанция»? Что нового внесли философы XVII- XVIII вв. в разработку этой категории? 5. Формирование «светскости» от Возрождения к Просвещению: охарактеризуйте основные темы.
Тема 7. Классический этап философии Нового времени
1. Особенности немецкой классической философии. 2. Философское учение И. Канта. 3. Философская система Г.Ф.Гегеля. 4. Антропологический материализм Л. Фейербаха. Методические указания Немецкая классическая философия – значительный этап в развитии философской мысли и культуры человечества. Она представлена философским творчеством И.Канта, И. Г. Фихте, Ф. Шеллинга, Г. Ф. Гегеля, Л. Фейербаха. Рассмотрите основные черты философии этого периода: высокий уровень системности философских учений, преобладание в философской проблематике изучения человеческой сущности и человеческой истории, разработка и использование диалектического подхода. Переходя ко второму вопросу, необходимо отметить, что основное философское наследие И.Канта (1724-1804) относится ко второму, “критическому” периоду его творчества, когда были созданы основные произведения: “Критика чистого разума”, посвященная разработке теории познания, “Критика практического разума”, в которой излагается этическая теория, “Критика способности суждения”, где разрабатывается эстетика и учение о целесообразности. Акцентируйте внимание на том, что основу всех работ составляет учение о “вещах в себе” и “явлениях ”, раскройте эти понятия. Центральным вопросом философии Канта является вопрос о возможностях человеческого познания. Охарактеризуйте три сферы познания, выделяемые Кантом: чувственность, рассудок и разум. Что такое антиномии, отчего они возникают? Важнейшей задачей философии Кант считал обоснование нравственных правил. Он является автором категорического нравственного императива. Подумайте, в чем сущность и значение этой этической максимы, является ли она актуальной в современной жизни? Сложнейшая философская система в немецкой классике была разработана Г. Ф. Гегелем(1770-1831). В своей “Феноменологии духа” философ рассматривает последовательный ряд развития различных ступеней человеческого сознания – от низшей формы (чувственного восприятия) до абсолютного, чистого знания, когда все внешние предметы оказываются преодоленными, и дух мыслит собственную сущность. Рассмотрите «Логику» Гегеля, которая является началом философской системы. Она включает в себя учение о бытии, о сущности, о понятии. Проследите этапы перехода понятия к абсолютной идее. Затем перейдите к рассмотрению философии природы, которую Гегель понимает как инобытие идеи. Обратите внимание на ступени развития природы: механизм, химизм, и организм. Укажите, что третьим этапом развития абсолютной идеи является дух, который проходит субъективную стадию сознания, души; стадию объективного духа, который реализуется в нравственности и сфере права; и стадию абсолютного духа – вечно действительной истины. Выявите, в чем находит свое воплощение абсолютная идея. С обоснованием практической философии выступал И. Фихте(1762-1874). Отметьте, что исходным пунктом наукоучения Фихте является сознание Я. Проанализируйте, как осуществляется переход обыкновенного сознания человека в абсолют, выявитедиалектикуЯ и не-Я (внешний мир). В философии Фихте содержится целый ряд идей, оказавших влияние на развитие немецкой классической философии – это учение о развитии сознания, утверждение права разума на теоретическое познание, учение о свободе как добровольном подчинении исторической необходимости при её осознании, исследование структуры человеческой деятельности. Завершением классической немецкой философии является антропологический материализм Л.Фейербаха(1804 - 1872). По мнению философа единственно объективно реальными вещами являются природа и человек и именно они, а не абстрактные сущности, должны стать предметом философии. Философские вопросы бытия и познания Фейербах анализирует сквозь призму вопроса о человеке. Рассмотрите, как мыслитель понимает природу человека, в чем он видит отличие человека от животного. Переходя к анализу проблемы религии, укажите, что, по мнению Фейербаха, религия отбирает у человека все истинно человеческое: человеческая сущность, освобожденная от индивидуальных границ, обожествленная начинает почитаться в качестве потусторонней сущности, Бога. Но вместе с тем, религия – это то, что объединяет, она является универсальной формой связи между людьми. Поэтому человеку необходима “истинная религия”, в которой Бог будет не фантазийным, выдуманным, а реальным. Согласны ли Вы с философом, предлагающим в качестве новой религии – религию любви и счастья, основанную на идеях нравственных отношений и гуманизма? Библиографический список Асмус В.Ф. Иммануил Кант. М., 1973. Батай Ж. Гегель, смерть и жертвоприношение // Танатография Эроса. СПб., 1994. С. 245-268. Гулыга А.В. Гегель. М., 1970. Кузнецов В.Н. Немецкая классическая философия второй половины XVIII-начала XIX века. М., 1989. Маркузе Г. Разум и революция. Гегель и становление социальной теории. СПб.: Владимир Даль, 2000. Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.21. Контрольные вопросы 1. Что является теоретическим основанием систематической философии И. Канта? 2. В чем состоит главный принцип философии Ф.Г. Гегеля? 3. Как понимается свобода в философии Канта и Гегеля? 4. Раскройте идею тождества мышления и бытия в учении И. Фихте. 5. Как понимал Л.Фейербах задачи философии? Основные темы философии Фейербаха.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 190; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.205.149 (0.008 с.) |