Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 2. Философия Древнего мираСодержание книги
Поиск на нашем сайте
1. Особенности древневосточной философии. 2. Древнеиндийская философия: Веды. Философские системы. Индуизм. Упанишады. Бхагавадгита. Философия буддизма. Йога. 3. Философские школы Древнего Китая: И-Цзин. Даосизм. Чань-буддизм. 4. Социально-политические учения. Конфуцианство.
Методические указания
При рассмотрении первого вопроса необходимо обратить внимание на то, что существуют три подхода к определению природы восточной философии. Один сводится к упорному поиску в восточных традициях понятий и категорий, тождественных тем, которые выработала европейская философия. Так, китайские «ци» и «ли» или индийские «пракрити» и «пуруша» рассматриваются как синонимы материального и идеального. Прямо противоположна позиция, утверждающая принципиальное отличие восточного понятийно-терминологического аппарата от западного. При этом предполагается, что европейские, китайские или индийские понятия никогда не являются эквивалентами и не имеют общей системы координат. Третий подход связан с признанием специфики восточной философской мысли. К тому же индийская, китайская и арабская цивилизации столь отличны друг от друга, что никак не могут быть объединены в рамках некой единой восточной культуры. Это связано с тем, что народы Востока не имели общей "колыбели" культуры, каковой для европейцев была Древняя Греция. Второй вопрос посвящен индийской философии, история которой охватывает более двух с половиной тысячелетий. Философское мышление возникало за счет усиления и автономного развития ментальной составляющей ритуала. Философское умозрение обеспечивалось ритуальной по своим истокам практикой медитации, трансформирующей человеческое сознание и выводящей его по ту сторону различий, значимых для обыденного мышления. В Упанишадах — первых философских текстах в индийской культуре (ранние Упанишады относятся к VIII-VII вв. до н. э.) — центральным пунктом является тезис о тождестве Брахмана, источника всего сущего во внешнем мире, и Атмана, универсального активно-жизненного начала. Глубинное тождество субъективного и объективного считалось недоступным абстрактному рассудку — подлинная реальность открывалась благодаря йогическому тренингу, ведущему к достижению экстатического состояния. Познающие Брахмана достигают мокши — освобождения от цепи перерождений (сансары). А все те, кто ограничивается религиозными обрядами и совершением добрых дел, может рассчитывать лишь на новое рождение в более высоком статусе в соответствии с универсальным законом кармы. Если популярная, обращенная к мирянам часть целостного мировоззренческого комплекса может быть квалифицирована как религиозная проповедь, то его внутреннее концептуальное ядро, доступное немногим (специально подготовленным и стремящимся лишь к знанию людям), представляет собой собственно философию. Раскрывая третий вопрос, следует учитывать, что китайская философия развивалась как бы изнутри мифосознания – через переосмысление мифологической модели мира при сохранении ее общей структуры, прежде всего, – принципа единосущности макро- и микрокосма, поэтому базисной интенцией китайского философского мышления была идея органического единства человека и мира. Все вещи понимались как подвижные, текучие образования: "ци", универсальный субстрат мира, трактуется как непрерывная среда динамических колебаний, поляризуемая действием противоположных сил – "ян" и "инь" (света и тьмы); каждая вещь содержит в себе начала "инь" и "ян", поочередно доминирующие и обеспечивающие пульсацию перемен. Даосизм выдвигает стратегию "следования естественности". Отказ от всякой преднамеренности и целенаправленности в действии (принцип "недеяния" – "у вэй") позволяет совершенно мудрому приобщиться к "дао" как общемировому естественному ритму событий. В четвертом вопросе следует отметить, что в центре внимания китайских мыслителей находились этико-политические проблемы, поскольку деятельность по упорядочению Поднебесной (социума) понималась как важнейший фактор поддержания вселенской гармонии. Для Конфуция характерна опора на формальную упорядоченность человеческого поведения посредством строгого следования правилам церемониала "ли". Воплощением знания выступает "благородный муж" ("цзюнь цзы"), посредством жесткого самоконтроля обуздывающий природно-хаотическое начало в человеке. При империи Хань (3 в. до н. э. – 3 в. н. э.) конфуцианство приобрело статус официальной идеологии и впоследствии на протяжении столетий оказывало огромное воздействие на облик традиционной китайской цивилизации. Библиографический список Васильев Л. В. История религий Востока. М., 1988. Китайская философия. Энциклопедический словарь. М., 1994. Лукьянов А. Е. Становление философии на Востоке. М., 1989. Малявин В. Конфуций. М., 1992. Переломов Л. С. Конфуций: жизнь, учение, судьба. М., 1993. Проблема человека в традиционных китайских учениях. М., 1988. Радхакришнан С. Индийская философия. Т. 1-2. М., 1993. Степанян. М. Т. Восточная философия. М., 1997. Чанышев А. Н. Курс лекций по древней философии. М., 1981.
Контрольные вопросы
1. В чем суть кризиса родовой морали и мифологического миропонимания? 2. Раскройте соотношение трех основных центров цивилизации Древнего мира – древнекитайского, древнеиндийского и европейского. 3. Каковы особенности мифологии на Востоке? 4. Перечислите основополагающие принципы древнеиндийской философии? 5. Какие особенности ортодоксальных школ и направлений индийской философии? 6. Назовите неортодоксальные школы индийской философии? 7. Назовите характерные черты философии Древнего Китая: 8. Типы методологии и их особенности в философских учениях Китая. 9. Специфика философем – «тайцзы», «увэй», «дао», «жень», «ян». Тема 3. АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ
Занятие 1
1. Место философии в античной культуре. Космоцентрический характер античной натурфилософии. 2. Проблема поиска первоначала бытия. Философия Милетской школы. 3. Элейская философия. Философия Гераклита из Эфеса. 4. Древнегреческий атомизм. Учение Демокрита. Методические указания При изучении данной темы особое внимание следует уделить вопросу возникновения философии в греческом полисе как науки о всеобщем, в рамках которой начинают синтезироваться знания, полученные во всех сферах человеческой деятельности, формируется критическое мышление. Первый вопрос посвящен выделению специфике нового «западного» типа философствования и его отличие от восточного. Второй и третий вопросы также должны быть связаны как с предыдущей темой, так и с первым вопросом. Необходимо знать, что спецификой греческой философии в начальный период ее развития, является стремление понять сущность природы, космоса, мира в целом. Эта специфика связана с особенностями греческих языческих верований и культов, которые были в основном культами природы. Философы прежде всего критически переосмысливали мифологическую картину мира, ища простые первоначала всего сущего. На место мифологического порождения у философов становится причина (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен). Следует помнить, что космос интересовал греческих философов как образец гармонии, который можно использовать в сфере этики и политики. В вопросе обсуждается становление фундаментальных понятий логоса и физиса. В четвертом вопросе обсуждается проблема тождества бытия и мышления в философии элеатов (Парменид, Зенон). Дискутируется тезис: "То, что нельзя без противоречия помыслить, не может и существовать" и апории Зенона: «Дихотомия», «Ахилл», «Стрела», «Стадий». Смысл апории «Стрела» заключается в утверждении: «Летящая стрела покоится». Исследуется сущность полемики по поводу законов противоречия и исключенного третьего, между философами-метафизиками и диалектиком Гераклитом. Пятый вопрос связан с изучением становления материалистической линии в философии. Изучается атомистическое учение Демокрита. Анализируются постулаты теории Демокрита: бесконечное количество атомов и их неделимость и концепция детерминизма (всеобщей обусловленности), согласно которой все в мире, вплоть до мельчайших природных событий и человеческих поступков, предопределяется положением атомов в первоначальном вихре.
Библиографический список
Блинников П. В. Краткий словарь философов. М., 1994. Васильева Т.В. Платоновский вопрос сегодня и завтра // Вопросы философии. 1993. № 9. Жмудь Л. Я. Пифагор и его школа. Ленинград, 1990. История философии: Запад-Россия-Восток. Книга 1. М., 1996. Семушкин А. В. У истоков Европейской рциональности. М., 1996. Донских О. А. Кочергин А. Н. Античная философия. М., 1993. История философии: Запад-Россия-Восток. Т. 1 М., 1995. Лосев А. Ф. Мифология греков и римлян. М., 1997. Мамардашвили М. К. Лекции по античной философии. М., 1997. Ницше Ф. Философия в трагическую эпоху в Греции. М., 1999. Фрагменты ранних греческих философов. М., 1989. Чанышев А. Н. Курс лекций по древней и средневековой философии.
Занятие 2 1. Сократ и софисты. Сущность сократического переворота в философии. Философия Платона. 2. Философия Аристотеля. Система наук Аристотеля. 3. Морально-этические искания в античности: эпикурейцы, стоики, киники, скептики. 4. Философия поздней античности: гностицизм, манихейство, неоплатонизм. Методические указания В V в. до н. э. школа софистов (Горгий, Протагор, Продик и др.) доводит до абсурда элемент релятивизма, заложенный в представлениях Гераклита. Открытие собственной бытийности слов меняет способ философствования. Поворот к человеку связан с именем Сократа, который усматривает сущность человека в душе. Основная идея Сократа человек — это некоторое подобие космоса — микрокосмос. Знание может быть получено о большом космосе изнутри человека. Отсюда знаменитый тезис Сократа: "Познай самого себя". Сократ развивает учение о методе познания. Начинает он со знаменитого утверждения: " Я знаю, что я ничего не знаю". Этот тезис — начало познания. Дальше Сократ разыскивает способ рассуждения, который изнутри самого себя может дать знание. Способ помощи в рождении знания Сократ называет майевтика. Путем правильной постановки вопроса, путем столкновения противоположных мнений должно появиться правильное решение. Особое внимание следует уделить переосмыслению Сократом взаимоотношений между человеком и Богом, являющимся источником не произвола, а только лишь блага. Идея Бога как блага является, краеугольным камнем, философии Платона. Сократ и Платон внесли наибольший вклад из всех античных философов в дело очищения понимания Бога от человеческих качеств. В свете понимания Бога как блага Платон рождает идею справедливого государства, которую излагает в самом первом социально-политическом трактате "Государство". Основные представления Платона о мире идей и мире вещей, двойственной природе человека, субстанциональности добра и отвержение субстанциональности зла, инкарнации идей, или форм, в вещах предвосхитили важнейшие воззрения христианства, которое рассматривает Платона в качестве одного из своих предшественников. Подготавливая вопрос, необходимо раскрыть смысл основных понятий философии Платона: душа, космос, эйдос, диалектика. Также надо знать сущность положения о знании как воспоминании. Изучая второй вопрос, следует ознакомиться с главным трудом Аристотеля "Метафизика", в котором Аристотель критикует концепцию "двух миров" Платона, считая ее бесплодной и не аргументированной. В противоположность Платону, Аристотель доказывал, что вещи состоят из материи и формы, которые неразрывно связаны. Аристотель рассматривал материю как пассивное, а форму – как активное начало, делающее вещь тем, что она есть. В области теории познания Аристотель разработал концепцию, основанную, в противоположность философии Платона, на принципе сенсуализма. Великой заслугой философа является разработка основ формальной логики, сохранивших свое значение до наших дней. Аристотель внес большой вклад в разработку форм диалектического мышления, прежде всего, в связи с проблемой общего и отдельного, которые он пытался представить в единстве. В философии Аристотеля философские категории окончательно отделяются от грамматических. В учении о категориях философ выделил десять важнейших из них. Большой интерес представляют собой зачатки естествознания, изложенные в таких трудах, как «Физика», «О небе», «Метеорология», «История животных» и др. Так, Аристотель доказывал шарообразный характер Земли и Луны, описал около 500 видов животных, сформулировал геоцентрическую концепцию Вселенной, разработанную во II в. н. э. Птолемеем и господствовавшую до XV в. Подготавливая вопрос следует ознакомиться со смыслом придаваемым Аристотелем понятиям: материя, сущность, энтелехия, метампсихоз, анамнезис, катарсис. В третьем вопросе рассматриваются морально-этические искания эпикурийцев и стоиков. Следует отметить, что представители обеих школ считали главной задачей философии – этику, в которой знание лишь средство для приобретения мудрости, умения жить. И те и другие выдвигали лозунг: жить согласно природе. Но представители этих школ своеобразно относились к возможностям познания в деле освобождения человека от страха. Также различное отношение к проблеме предопределенности судьбой. Изучая вопрос, надо проанализировать сущность положения Эпикура о разумном наслаждении как средстве достижения спокойного и радостного состояния духа и положения стоиков о том, что главным руководством для всего живого является стремление к самосохранению. В противовес стоикам и эпикурийцам киники, последователи Антисфена, видели основу счастья и добродетели в пренебрежении к общественным нормам, в отказе от всех благ и удовольствий. Четвертый вопрос ориентирует на изучение религиозно-философских течений поздней античности. В отличии от стоиков и скептиков, гностики, манихеи и неоплатоники не верят в возможность человеческого разума и уповают на трансцендирование к сверхъестественному. Гноситики и манихеи большое внимание уделяли проблеме дуализма (борьба света и тьмы, добра и зла, духа и материи). Обсуждаются методы решения проблемы преодоления дуализма предлагаемые гностиками. Рассматриваются причины непримиримости христианства по отношению к положению манихеев о субстанциональности зла. При изучении философии неоплатоников (Плотин, Прокол, Ямвлих, Филофон, Порфирий и др.) следует помнить, что во главу философствования последние ставили проблему постижения единого и многого в их статистике и динамическом взаимопереходе, а их спекулятивные теории о числах и душе часто выражались в форме практической мистики.
Библиографический список Аристотель. Собр.соч.: В 4 т. М., 1975; 1983. Бугай Д.В. Трактат Плотина «О добродетелях» и его интерпретация Порфирием и Марином // Вопросы философии. 2002. № 8. Васильева Т. В. Платоновский вопрос сегодня и завтра // Вопросы философии. 1993. № 9. Платон. Собр. соч. В 4 т. М., 1990-1994. Прокл. Первоосновы теологии. М., 1993. Лосев А. Ф. История античной эстетики. М., 1969. (Софисты, Сократ, Платон). Мозжилин С.И. Нравственный цензор, свобода и идея справедливого Бога от Сократа и Платона к Иисусу Христу// Вестник СГСЭУ. 2001. №1. Нерсесянц В. С. Сократ. М., 1984. Овчинников Н.Ф. Знание – болевой нерв философской мысли: к истории концепции знания от Платона до Поппера // Вопросы философии. 2001. № 1,2. Реале Д., Антисери Д. История философии от истоков до наших дней. М., 1995. Соловьев В. С. Жизненная драма Платона // В. С. Соловьев. Собр. соч.: В 2 т. М., 1988, 1990. Т. 2. Учебники платоновской философии. Томск, 1995. Хайдеггер М. Учение Платона об истине // Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993. Цицерон. Философские трактаты. М., 1985. Чанышев А. Н. Аристотель. М., 1981. Чанышев А. Курс лекций по древней и средневековой философии. М., 1995. Щуков В.А. Апология свободомыслия Сократа // Вопросы философии. 2001. № 12. Эрн В. Ф. Верховное постижение Платона // Сочинения. М., 1991. Контрольные вопросы
1. Дайте общую характеристику греческой философии до Сократа: 2. Назовите основные школы досократической философии. 3. В чем специфика осмысления бытия досократиками? 4. Перечислите основные проблемы ранней греческой философии. 5.В чем уникальность позиции Сократа? 6. Диалектика как стратегия беседы. 7. В чем суть метода Сократа? 8. Каковы основные положения философии Платона?
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 180; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.84.207 (0.009 с.) |